Викторина «Удивительный мир растений. Викторина «Удивительная жизнь растений нашего региона Эти удивительные растения викторина презентация

МКОУ «Новокаякентская СОШ»

с. Новокаякент

Каякентский район Республика Дагестан.

Викторина «Растения и животные»

(для учащихся 6-7 классов)

МКОУ «Новокаякентская СОШ»

Умалатова Равганият Бийбулатовна

с.Новокаякент.

Пояснительная записка

Викторине участвуют две команды, которые поочередно отвечают на вопросы. Викторина состоит из трех туров. Первый тур называется

«Растения», второй тур «Животные» и третий тур «Угадай, как называются эти растение и животные». Затем подведение итогов викторины.

Цель: познакомить учащихся с разнообразием растений и животных.

Задачи:
- Закрепить знание учащихся о растениях и животных.
- Развивать устную речь.
- Воспитывать любовь к природе.
Правильный ответ на вопрос викторины написан в скобках после вопроса.

Ведущий . Ребята, сегодня речь пойдет о растениях и животных, мы узнаем, какие растения и животные вы знаете. Мне интересно, какое представление вы имеете о растительности и животных. Я задам вам ряд вопросов, а вы попробуете на них ответить. Вопросы буду задавать командам поочередности.

Викторина «Растения и животные».

Тур 1. «Растения»

1.Какое ядовитое растение леса носит название птичьего глаза? (Вороний глаз).

2.О каком дереве говорится в загадке: «Зеленая, а не луг, белая, а не снег, кудрявая, а без волос»? (О березе).

3.Почему дуб называют богатырем леса? (Потому что он красивый, могучий, самый крупный из деревьев, у него и древесина твердая, крепкая).

4. Найдите ошибки в рассказе одного ученика: «В апрельский день я гулял по лесу и видел цветущие ветреницы, перелески, васильки и ромашки. Я отдохнул под цветущей липой и возвратился домой» (в апреле цветут ветреницы и перелески, а васильки, ромашки и липа - намного позже).

5. Его плоды крылатые и срастаются по два вместе, образуя двойную крылатку, сидящую на одной цветоножке (Клен).

6.Веники, сделанные из его ветвей, самые популярные, обладают лечебными свойствами.

Из его древесины самые лучшие дрова.

Из его коры делают много полезных вещей.

Это самое любимое русское дерево (Береза).

8. На Руси – это одно из самых эффективных средств при простуде. Применяют их в бане, ими парятся (Березовые веники).

9.В России, как, впрочем, и во многих других странах, цветком солнца, «солнечным сыном», называют этот крупный цветок, из семян которого получают полезное масло. Кроме того, он является прекрасным очистителем воздуха. (Подсолнечник).

10.Когда в Россию завезли это растение, а случилось это при царе Петре I то крестьяне долгое время не признавали его в качестве съедобного растения. Да и знатные люди чаще использовали его нежные цветы как украшение. А сегодня мы не представляем себе наш ежедневный и праздничный стол без этого вкусного овоща. (Картофель).

11. Этот первоцвет получил свое название из-за своих листьев. Снаружи они темные, гладкие и холодные, а изнутри - теплые, мягкие и светлые. (Мать-и-мачеха).

12. Это стройное дерево растет на севере Америки и в старину было единственным источником сахара для местных племен. А теперь его лист изображен на флаге Канады (Клен).13. Летучие семена - этого травянистого растения далеко разносятся летним ветерком (Одуванчик).

14. В России в ночь на 22 июня отмечали праздник Ивана Купалы. Юноши и девушки искали в лесу цветок папоротника, который, по преданию, приносит счастье. А могли ли они его найти? (Нет. Цветка папоротника не существует).

15. Кисть ягоды прекрасная,

Жёлтая иль красная,

Я достать её боюсь -

О шипы уколюсь.

Но уважаю с детства

Сердечное средство. (Боярышник)

16.В каком лесу нет листьев? (в хвойном.)

17.Из древесины какого дерева мы получаем искусственный шелк, вискозу, бездымный порох, целлулоид, скрипки, рояли и бумагу? (Ель).

18.Дерево, которое никто не пугает, а оно дрожит. (Осина).

19.Древесина какого дерева очень плотная, тяжелая, твердая, прочная. Идет на изготовление некоторых деталей машин, художественных изделий? (Железное дерево).

20.Растения, носящие женские имена (Марьин корень, роза, вероника, лилия, анютины глазки, виктория и др.)

Тур 2 «Животные».

1.След какого хищного зверя похож на человеческий? (Медведя)

2.Какое животное имеет язык черного цвета длиной сорок пять сантиметров, огромное сердце, чтобы оно подавало кровь на большую высоту в голову, и очень развитую верхнюю губу, чтобы обрывать самые нежные листья растений? (Жираф)

3.Кто из животных, кроме птиц, вьет гнезда? (Рыбы. В наших краях каждую весну постройкой гнезд занимаются корюшки. Самец постоянно охраняет его, стараясь отпугнуть всех незваных гостей)

4.Как называется животное, у которого папа - осел, а мама - кобыла? (Мул)

5.У кого «жена» - кровопийца? (У комара, слепня, т. к. кусает только самка, а самец питается нектаром растений)

6.Какая бабочка носит название птичьего глаза? (Павлиний глаз)

7. Кто из животных дольше всех живет? (Черепаха - до 300 лет, ворон - до 300 лет)

8.Какой желудь не растет на дубе? (Морской желудь – один из усоногих рачков)

9.Какое животное - самое крупное млекопитающее? (Кит, синий кит - до 150 т/)

10.Кто из животных дышит одной ноздрей? (Кашалот)

11.Чем питаются новорожденные летучие мышата? (Молоком матери)

12.Как называется млекопитающее, несущее яйца? (Утконос, ехидна)

13. Какое животное на голове куст носит? (Олень)

14. Какая водоплавающая птица носит имя русского писателя? (Гоголь)

15. Назовите самую крупную в мире летающую птицу (Дрофа)

16.Кожа каких животных всегда должна быть влажной? (У лягушек, жаб, тритонов).

17. Какое животное больше похоже на человека? (Обезьяна).

18. Какие ноги у жирафа длиннее, передние или задние? (Одинаковые.)

19.Уберите из слова «якорь» три буквы так, чтобы получилось название животного. (Як)

20.Стоит сменить ударение в названии этой птицы, и получившееся слово будет означать «безвыходное положение» (Тупик)

Тур 3. «Угадай, как называются эти растение и животные»

2.

3

4.

5.

6.

7.

8.

Источники информации:

1.1001 удивительный факт о животных Наталия Баранова, Дмитрий Лукашанец, Оксана Мазур. Серия: Новая занимательная энциклопедия

Издательство: ЭКСМО

2.Книга "Животные. Иллюстрированная энциклопедия животных всего мира". Издательство: АСТ, Астрель, Дорлинг Киндерсли.2002 г. 624 с.

3.Большаков А.П. Х. Занимательные факты и тесты. – СПБ.: ИД «МиМ», Издательство «Паритет», 1999.-160 с.

4.Веттер Де: Энциклопедия животных.Издательство: Лабиринт , 2009 г.

5.http://www.no-zaku.com/picture-2/wp-content/uploads/sites/14/2016/11/Fancy-Birch-Tree-Picture.jpgживотные».береза

6.http://spsgreen.ru/thumb/Z14SZYgCMwSkx33OsxRPlg/580r450/370232/Klyon-ostrolistnyiy-1.jpg клен

7.https://multiurok.ru/img/262331/image_592165fd8214c.jpg одуванчик

8.http://images-old.superstyle.ru/pic/art_pics/3_99_39941_1335235946.jpg пастушья сумка.

9. http://blog.vetatlas.ru/wp-content/uploads/10379150104_1ac012888b_o-1024x562.jpg муравьед

10.http://www.sochi-mountain.ru/imglib/jpg_big/a0538c7876c19f85876d70ca0c523f81.JPG дагестанский тур.

Гульнур Исхакова
Игра-викторина «Волшебный мир растений»

ГБОУ МКЛ № 1310

Дошкольное отделение

Игра -викторина с детьми подготовительной группы

на тему «Волшебный мир растений » .

Разработала и провела :

воспитатель ГБОУ МКЛ № 1310

Исхакова Г. Х.

Москва, 2016г.

Игра - викторина с детьми подготовительной группы

на тему «Волшебный мир растений » .

Программные задачи :

Обобщить знания и расширить кругозор детей о разных видах растениях ;

Закрепить знания о разновидностях комнатных растений и об их уходе .

Воспитать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование :карандаши,разрезные картинки с растениями ,иллюстрации с комнатными расстениями,эмблемы для участников команд.

Виды деятельности :

позновательно-исследовательская.

В :-ребята сегодня мы с вами будем играть в игру викторину . И тема наша называется волшебный мир растений .

В :- я буду вам называть разные,интересные вопросы, а вы будете на них правильно отвечать.

Организуется приветствие команд «Фиалки» «Ромашки» . Каждая команда читает свой девиз.

В :- Капитаны каждой команды представьте своих команд,

Первым представляет свою команду, капитан команды «ФИАЛКА»

Капитан команды- наша команда - (ФИАЛКА)

- наш девиз :

Опять фиалка на окне

Нам подарила свой букетик

С фиалкой щедрой на ровне

Я для тебя цвету на свете.

Я лишь прошу меня укрой.

Рукой, полей водой прощения

Не пережить мне и снег и зной

Ведь я -домашнее растение .

В :- следующую команду представит капитан команды «Ромашки.»

капитан команды - наша команда (Ромашки)

наш девиз : Золотая середина

И лучи идут кругом

Это может быть картина

Солнце в небом голубом.

Нет не солнце, на бумажке

На лугу цветок ромашки.

В- ребята как вы уже знаете растения бывают разными : по месту произрастания они бывают комнатные луговые,полевые. Они могут быть декоративные,лекарственные. И подробнее мы с вами сегодня про них будем рассказывать.

В :- первый конкурс. Каждая команда должна назвать 3 растения комнатные и луговые .

Ответы : команда фиалки

Бальзамин

Команда ромашки Крапива.

Подорожник.

В :- Второй конкурс. На какие 2 вида делятся комнатные растения .

(тенелюбивые, светолюбивые) . Назовите растения которые относятся к тенелюбивым и светолюбивым.

Тенелюбивые растения -бегония ,кливия, традэсканция. Они любят тень и на солнце эти растения высыхают .

Светолюбивые растения -фикус , колеус, бальзамин. Эти растения без света и солнца они погибают, а бальзамин не расцветает.

В :-Третий конкурс. Назовите из каких частей может состоят растения ?

В : -ребята, перед вами на столах лежат конверты в которых находятся разрезная картинка с изображение цветущих растений . Ваша задача собрать изображения и называть для чего нужны растению следующие части :

1 команда : корень 2 команда : стебель

листья. Цветок.

В :- четвертый конкурс. Игра «Четвертый лишний»

В :- ребята лежат картинки, нужно выбрать среди растений

лишнию растению , и сказать почему, обосновать свой выбор. (у детей на столах картинки в перемешку с растениями тенелюбивыми и светолюбивыми, среди них нужно выбрать растения светолюбивые ; Картинки с комнатными растениями в перемешку с дикорастущими , нужно выбрать дикорастущие растения ; Цветущие растения в перемешку с нецветущими растениями , нужно выбрать среди них нецветущие растения ; Лекарственные растения в перемешку с обычными растениями , среди них выбрать обычные растения .)

В :- ребята давайте сейчас после конкурса, немножко отдохнем, поиграем физкультминутку , будем имитировать движения.

Физкультминутка.

Выросли в саду цветки (руки плавно поднять, верх потянуться)

распустили лепестки.

Вдруг повеял ветерок-(легкий бег)

Ветерок их оторвет

И на землю их вернет (приседание)

В :- пятый конкурс. Дети получают 2 карточки на команду, на которых изображено растения . (бегония, алоэ) .И детям нужно опредилить в каком способе ухода нуждаются эти растения .

(Дети рисуют карандашами разные способы ухода за растениями )

В :- шестой конкурс. Загадки. Какая команда быстрее отгадает загадки про растения .

1. Не огонь а жжется. (крапива)

2. Стоит в саду кудряшка белая рубашка (ромашка)

3. Стоит мокрый Ванек, а вкудрях огонек. (Ванька мокрый)

4. Всю зиму всю лето в красное платье одета. (бегония)

5. Просит у меня дружок

Фиалетовый цветок

Мне отдать его не жалко

Подарю дружку фиалку. (фиалка)

6. Хороши веера,

Из зеленого пера

В горшке стоят

На меня глядят (Пальма.)

Подведение итогов. Викторина заканчивается с песней «Зеленый мир» .муз. Перцехоладзе.

Публикации по теме:

Игра-викторина «Что за прелесть - эти сказки!» Цель: обобщение знаний по сказкам Задачи: образовательные: вспомнить и закрепить знания о героях и названиях детских сказок; развивающие:.

Игра-викторина «Карусель здоровья» Игра – викторина «Карусель здоровья». Цель: формировать мотивацию к укреплению и сохранению своего здоровья. Задачи: развивать и совершенствовать.

Игра-Викторина. Любимый сказочный герой. Интеграция образовательных областей:"Коммуникация","Художественное творчество"(лепка,"Чтение художественной литературы","Социализация".

Игра-викторина по сказкам Программное содержание:расширить знание детей о хорошо знакомых сказках, формировать художественно-речевые способности;развивать память;.

Викторина «Животные – герои сказок»

Викторина по сказкам для учащихся начальной школы

Сердобинцева Валентина Фёдоровна, заведующий библиотекой МБОУ СОШ №11, г. Новый Уренгой, ЯНАО

Описание материала : Трудно представить жизнь без сказок. Их любят и читают не только дети, но и взрослые. В сказках животные разговаривают человеческим голосом и совершают поступки, которые присущи людям. В сказках высмеиваются все человеческие пороки, а зло всегда наказано. Предлагаю Вам викторину для учащихся начальной школы по русским народным сказкам о животных. Викторину можно использовать на уроках по литературному чтению, а также во внеурочной деятельности. Данный материал будет полезен организаторам внеклассной работы, учителям, библиотекарям.
Цель : Расширить знания детей о сказках, воспитать нетерпимость к порокам людей.
Задачи: Научить понимать занимательность сюжетов сказок, уметь делать выводы. Развивать речь
и образное мышление. Сформировать устойчивый интерес к чтению.
Демонстрационный материал:
Выставка книг «В стране сказок». Рисунки детей на тему сказок. Запись песни «Маленькая страна»: музыка И.Николаева, слова И.Резника.
Ход мероприятия :
Звучит запись песни.
Библиотекарь :
Ребята! Сегодня мы поведём разговор о сказках. Я думаю, все вы любите сказки, знаете их. Посмотрите, какие замечательные герои сказок на ваших рисунках! Сколько разных сказок вы читали. Чему учат сказки? (Ответы детей) Правильно, сказки учат быть добрыми и справедливыми, ненавидеть злодеев, презирать хитрецов. В сказках с давних времён идёт непримиримая борьба между добром и злом. Сказка не просто выдумка – народная или авторская. Это занимательный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории, которая происходит с героями.
В сказках о животных звери не только разговаривают человеческим голосом, но и поступают как люди, думают как люди. Сегодня мы с вами вспомним сказки, в которых герои – животные.
Герой сказок – лиса
1. Какие сказки вы знаете, где высмеивается глупость, жадность лисы?
(«Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев»)
2. В какой сказке добрая лиса отнесла домой внучку бабушке и дедушке?
(«Снегурушка и лиса»)
3. Чем угощали спасительницу?
(творогом, молоком, яйцами и курочку на дорогу)
4. Кто ещё из зверей предлагал Снегурушке отвезти её домой?
(медведь, волк)
5. Кто учил волка ловить хвостом в проруби рыбку?
(лиса, «Лисичка-сестричка и волк»)
Сказка «Лиса и дрозд»
1. Почему дрозд испугался лисицы?
(лиса грозилась съесть дрозда и его деток)
2. Чем накормил дрозд лису?
(пирогами и мёдом)
3. Что вёз по дороге мужик?
(пиво в бочке)
4. Как дрозд напоил лису?
(дрозд рассердил мужика, и он вышиб из бочки гвоздь, а пиво полилось на дорогу)
5. Какие новые желания появились у лисы?
(она захотела, чтобы дрозд её насмешил, а затем испугал)
6. Как была наказана лиса за свою жадность и глупость?
(её разорвали собаки)
Сказка «Кот и лиса»
1. Почему мужик отнёс кота в лес?
(он был большой баловник)
2. Каким именем представился кот лисе?
(Котофей Иванович)
3. Что принесли в подарок Котофею Ивановичу волк и медведь?
(волк – барана, медведь - быка)
4. Кого они отправили с поручением к лисе и коту?
(зайца)
5. Где спрятались волк и медведь от кота?
(волк – в кустах, медведь – на дереве)
Герой сказок – медведь
1. В какой сказке мужик и медведь делили урожай?
(«Мужик и медведь»)
2. Что сеял мужик?
(репу, рожь)
3. В какой сказке девочка жила в избушке медведя?
(«Маша и медведь»)
4. Почему вол, баран и петух из сказки «Медведь и петух» убежали в лес?
(потому, что сын просил отца их убить)
5. Где хранил медведь мёд в сказке «Медведь и лиса»?
(на чердаке)
6. Кто съел весь мёд медведя?
(лиса)
Сказка «Медведь и собака»
1. Почему хозяин прогнал собаку?
(он стал старый и перестал сторожить дом)
2. Кто кормил собаку в лесу?
(медведь)
3. Кто помог вернуться собаке домой?
(медведь)
4. Как отблагодарил собака медведя?
(он носил ему угощения со стола хозяина)
5. Почему медведю пришлось убегать из гостей?
(он громко начал петь и всех напугал)
Герой сказок - заяц
1. В какой сказке заяц спас ворону?
(«Заяц – хваста»)
2. Чем хвастался заяц?
(своими усами, лапами и зубами)
3. Почему зайцы в сказке «Зайцы и лягушки» решили утопиться в озере?
(потому, что им надоело жить в страхе)
Сказка «Лиса и заяц»
1. В какой сказке лиса выгнала зайца из его избушки?
(«Лиса и заяц»)
2. Какая избушка была у зайца, а какая у лисы?
(у зайца – лубяная, у лисы – ледяная)
3. Кто из зверей помогал зайцу выгонять лису?
(собака, медведь, бык, петух)
4. Кто выгнал лису из чужой избушки?
(петух)
Герой сказок – волк
1. В какой сказке волк изменил голос и проглотил козлят?
(«Волк и коза»)
2. Как отблагодарил волк журавля за своё спасение в сказке «Журавль и волк»?
(волк съел журавля)
3. Кого хотел съесть волк, в сказке «Волк и бараны»?
(жеребёнка, баранов, ишака)
4. В какой сказке козёл перехитрил всех волков и убежал домой?
(«Хитрый козёл»)
Сказка «Овца, лиса и волк»
1. Почему овца убежала от хозяина?
(он обвинял её во всех проказах барана)
2. Кого встретила на своём пути овца?
(лису, волка)
3. Как лиса и овца избавились от голодного волка?
(лиса направила его в капкан)
Сказка «Иван-царевич и серый волк»
1. Как звали царя из сказки?
(Берендей)
2 .Сколько сыновей было у царя?
(3 сына)
3. Кто воровал золотые яблоки в саду царя?
(Жар-птица)
4. Какое задание поручил царь своим сыновьям?
(найти Жар-птицу)
5. Почему волк стал служить Ивану-царевичу?
(потому, что он съел его коня)
6. Где нашёл Жар-птицу Иван-царевич?
(в замке царя Афрона)
7. Что потребовал царь Афрон взамен Жар-птицы?
(привезти ему златогривого коня)
8. Какую службу нужно было сослужить царю Кусману?
(привезти дочь царя Далмата Елену Прекрасную)
9. В кого превращался Серый волк?
(коня златогривого, Елену Прекрасную)
10. Кто убил Ивана-царевича?
(родные братья)
11. Кто оживил Иван-царевича и как?
(Серый волк окропил его мёртвой и живой водой)
Вопросы для обсуждения:
1.Кто в сказках из лесных жителей:
А) самый хитрый и почему
(лиса, всех обманывала)
Б) самый злой
(волк, всех съедал или угрожал съесть)
В) самый трусливый
(заяц, всех боялся)
Г) самый сильный
(медведь, он большой, сильный и его боялись)
2. А бывают ли в сказках волк и лиса добрыми, а заяц храбрым? Приведите примеры.
(Да. «Иван-царевич и серый волк», «Заяц-хваста», «Снегурушка и лиса» и другие)
3. Все вы знаете сказку «Репка». Кто помог вытянуть репку?
(мышка)
4. Как вы думаете, мышка была самая сильная? О чём эта сказка?
(Мышка не самая сильная, но если всем вместе взяться за работу, всё получится. И даже самая малая
сила не бывает лишней)
5. В сказках герои часто попадают в беду. Давайте вспомним, по какой причине это происходит. И чему
учат эти сказки:
А) «Волк и коза»
(Козлята открыли двери волку, и он их проглотил. Нельзя открывать двери дома незнакомым)
Б) «Лиса и кувшин»
(Лиса решила утопить кувшин и сама утонула. Прежде чем что-то делать, нужно хорошо подумать)
В) «Коза-дереза»
(Коза обманула старика, обидела зайчика и за это поплатилась.Нельзя обманывать и обижать слабых)
Г) «Колобок»
(Колобок убежал от дедушки и бабушки и лиса его съела. Нельзя уходить без разрешения далеко от
дома, это опасно)
Д) «Лиса и журавль»
(Лиса пожалела угощения для журавля, а он ответил ей тем же. Нельзя жадничать и поступать плохо)
Сказки учат нас добру и справедливости, вселяют чувство оптимизма и радости. Читайте сказки, учитесь на чужих ошибках и постарайтесь не делать своих. Обратите внимание на выставку литературы «В стране сказок». Сколько интересных, занимательных сказок на ней представлено. Приходите в библиотеку, ждём вас. В следующий раз мы с вами поговорим о волшебных сказках.

Список использованных материалов
1. Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева /Вступ. статья В. Аникина; ил. Н.Каминского. - М.: Правда, 1982.- 576с.: ил.
2. Русские народные сказки /Сост., вступит. Ст. и примеч. В.П. Аникина; Рисунки Е. Коротковой, Н.Кочергина, И.Кузнецова, К.Кузнецова, В.Милашевского, Б.Шахова; Оформление Б.Школьника.- И.: Дет. лит.,1986.- 543 с.: ил.
3. Мои любимые песни (Электронный ресурс).- 2001, SIMAZ

1. Это дерево — ближайший родственник тополя, его иногда называют «тополь дрожащий». Дрожащий — потому что его листья дрожат на ветру: черешки у них не цилиндрические, а плоские и сгибаться могут только в одной плоскости. (Осина)

2. Дерево или крупный кустарник, главная особенность которого — очень красивые белые, розовые и желтоватые цветки с великолепным запахом. А его листья содержат алкалоиды и эфирное масло, снижающие кровяное давление. Настоящим царством этих тропических растений, получивших название в честь известного французского ботаника, является Черноморское побережье Кавказа, в частности курортный город Сочи (Краснодарский край). Назовите это растение. (Магнолия)

3. Наши предки использовали этот колючий сорняк из семейства сложноцветных, чтобы отваживать чертей и другую нечисть, что и отразилось в его русском названии. Растение является национальным символом Шотландии; в этой стране даже существует орден, носящий имя его цветка, девиз на котором гласит: «Никто не уйдет безнаказанным». В просторечии некоторые виды этого растения часто называют репейником. Вспомните его второе название. (Чертополох)

4. Назовите самые распространенные в мире фрукты: ежегодно их производится в мире свыше шестидесяти миллионов тонн. (Апельсины)

5. Латинское название этого дерева Abies alba происходит от индо-германского слова «изобиловать». Скорее всего люди, давшие ей имя, имели в виду необычное для семейства сосновых сильное ветвление почти от земли. Самый известный лечебный продукт, который делают из этого дерева, — эфирное масло. {Пихта)

6. Этот плод дал основание для создания такой регалии, как держава, или, по старой русской терминологии, «яблоко державное». А кроме того, для создания короны в виде зазубренной шапочки без верха. Что это за плод? (Гранат. Остатки цветка [шипок] на верхней стороне плода граната дали повод так изображать короны со времен Средневековья)

7. Как называются маленькие зародыши растений, из которых вырастают новые растения? (Семена)

8. Как называется часть растения, из которой образуются плоды и семена? (Цветок)

9. О чем эта загадка: «В полосатом домике сто братьев живут, все друг на друга похожи»? (Арбуз)

10. Как называются деревья, на которых растут бобы для приготовления шоколада? (Какао)

11. О чем эта загадка: «Пока было в коже, не было гоже; вылезло из кожи — всем стало гоже»? (Об орехах)

12. Какие деревья должны преобладать в лесу, где строятся санатории для больных с легочными заболеваниями? (Сосны)

13. О каком растении наших огородов говорили, что оно помогает от семи недугов? (Лук — от семи недуг)

14. Какое растение имеет самые крупные семена? (Сейшельская пальма)

15. Какое дерево называют царем тайги? (Кедр. Если собрать весь урожай, который дают кедры за год, и переработать его, то можно удовлетворить мировую потребность в масле)

16. Какое дерево России — чемпион по морозостойкости (переносит морозы ниже —60 °С), чемпион по скорости роста — за 10 лет вырастает на 10 метров, и по площади хвойных лесов оно тоже занимает первое место? (Лиственница)

17. В российском «Лесном словаре» XIX века записано: «Дерево это поставлено на той же ступени, на какой лев находится между четвероногими, а также орел между птиц». О каком дереве идет речь? (О дубе)

18. В сказке говорится: «Была у лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная». Из какого же дерева была сделана заячья избушка? (Из липы. Твердый верхний слой липовой коры назывался «луб»)

19. Из какого злака мексиканцы пекут свои национальные лепешки, а румыны и молдаване готовят свою любимую мамалыгу? (Из кукурузы)

20. Изображение какого растения и его цветка, часто стилизованное, служит в ряде стран Азии и Северной Африки с древнейших времен символом жизни и счастья? (Лотос)

21. Символом какой страны является цветущая ветка сакуры? (Японии)

22. В Пекине этот напиток называют «соком от всех болезней» (язва, заболевания печени, почек, сердца, от гипертонии и так далее). Пьют его за 30—60 минут до еды утром и вечером. Он не очень вкусный, поэтому в него можно добавить немного фруктового сока. Из какого овоща китайцы делают «сок от всех болезней»? (Из картофеля)

23. Это дерево называли в старину деревом четырех дел. Первое дело — мир освещать. Второе дело — чистоту соблюдать. Третье дело — крик утешать. Четвертое дело — больных исцелять. Что это за дерево? (Береза)

24. Дерево это на Руси особо ценили. Без него не мыслил жизни ни один крестьянин. И чай из его цветков заваривали, и лыко на лапти драли, и мочало из него делали для веревок, кулей, циновок, из коры изготовляли лубки для покрытия домов, обивки саней, для изготовления коробов. (Липа)

25. Это хвойное дерево непременно сохраняет свою замечательную особенность. Спелая шишка на нем всегда сидит вертикально. (Пихта)

26. Почему у сосны нижние веточки высыхают? (Сосна очень светолюбива. Оттого, что верхние ветки закрывают солнце, нижние засыхают)

27. В старину, когда искали место, где рыть колодец, втыкали в землю прутик одного дерева. Если прутик не упадет, распрямится, надо рыть, вода будет. (Ива)

28. Это дерево по скорости роста может сравниться с бамбуком. Из него делают спички, так как его древесина очень пористая. Высушенная, она быстро загорается. А вот в лесу это дерево загорится последним, так как все поры его ствола заполнены влагой. (Осина)

29. Какое дерево в России одевается листвой позже всех? (Дуб)

30. Какие наши деревья «плачут» весной? (Клен, береза)

31. Какие деревья и кустарники не меняют цвета листьев осенью? (Сирень и акация)

32. Какое дерево тонет в воде, почти не поддается гниению, из него строят опоры мостов, плотины и вся Венеция стоит на нем? (Лиственница)

33. Если у этого дерева обрезать вершину, оно уже никогда не вырастет, зато боковые ветви очень разрастаются. Такие деревья превращаются в живой щит и хорошо задерживают снег, поэтому их высаживают вдоль железной дороги как защитную полосу. (Ель)

34. На земном шаре есть дерево, которое гибнет, если его польешь. Что это за дерево? (Один из символов пустыни — саксаул)

35. Какое растение может расти со скоростью до одного метра в сутки? (Бамбук)

36. Стойкой сосне не страшны ни морозы, ни жара, ни засуха. А чего, кроме пожара, боится сосна? (Темноты)

37. Как отличить черную и красную смородину, если ягоды еще не поспели? (Растереть листочек, у черной смородины запах своеобразный, а у красной нет запаха)

38. Подмечено, что в одни деревья молнии ударяют чаще, в другие реже, а третьи почти не трогают. Особенно значительны «шрамы» у дуба и у сосны. Почему молния часто повреждает дубы и сосны и почти не повреждает березу, тополь, вяз, орешник? (Основные корни дуба и сосны залегают очень глубоко, тем самым притягивают электрический разряд и проводят его в землю)

39. Какое из живых существ на земле в настоящее время самое старое? (Деревья живут гораздо дольше, чем любые другие растения или животные. Старейшее из живущих сейчас деревьев и, соответственно, старейшее из всех известных нам живых существ на земле — это одна из сосен, растущих в Калифорнии. Ее возраст более 4 600 лет)

40. Какое растение ядовито для человека и животных и совершенно безвредно для птиц? (Вороний глаз)

41. Соком какого растения выводятся бородавки? (Чистотел)

42. Какое растение применяли во время войны при перевязках вместо ваты и антисептика? (Мох)

43. Из корней какого растения вы добудете муку для хлеба? Если корни отварите — у вас будет второе блюдо, молодые побеги заменят капусту, свежие листья пойдут на салат, а высушенные листья дадут ароматную заварку. (Иван-чай)

44. Это удивительное растение называют медвежьим луком, растет оно в южной части России. Оно появляется, едва сойдет снег. Едят его в салатах, в супах и пельменях. Но лучше всего оно с хлебом и солью. В ста граммах его листьев витамина С больше, чем в одном килограмме лимона. Если съедать по 15 граммов этого растения в течение 15 дней, то восстанавливаются все витамины, потерянные организмом за зиму. (Черемша)

46. Жители Камчатки из волокон этого растения сотни лет делали одежду, паруса, вязали сети. По крепости и способности противостоять гниению, такие сети могли бы соперничать с капроновыми. Не случайно героиня сказки Андерсена Элиза плела рубашки своим братьям из волокон этого растения. (Крапива)

47. Доктор Любих из швейцарского исследовательского института транспортной медицины утверждает, что тот, кто ест эту ягоду, ночью видит лучше. Известно, что во время войны ее специально давали английским летчикам ночной авиации. (Черника. Голубика тоже улучшает зрение)

48. Как растет виноград без косточек? (У винограда, в котором нет косточек, нет, соответственно, и семян, из которых могли бы вырастать новые лозы. Поэтому размножаться он может только с помощью человека. Лоза отрезается от такого винограда и прививается к стеблю винограда другой разновидности)

49. Какое дерево является символом силы, мощи, долголетия, мужества и доблести? (Дуб)

50. Какое вечнозеленое дерево символизирует вечность жизни? (Ель)

51. Какое растение стало символом навязчивости и прилипчивости? (Лопух)

52. Какой колючий кустарник, дающий вкусные и полезные ягоды, со времен Париса, присудившего яблоко Афродите, стал символом и эмблемой одиозного, пикантного места? (Малина. Именно в зарослях малины Афродита, Гера и Афина стояли обнаженными перед Парисом, чтобы он мог решить, кто из них прекрасней)

53. Из всех вечнозеленых деревьев Древней Эллады ветви одного дерева стали символом мира, во-первых, потому, что после войн и пожарищ этому дереву требуется для роста больше всего времени, а во-вторых, потому, что венком из ветвей этого дерева греки награждали победителей Олимпиад, на время проведения которых прекращались все войны. Так что это за дерево? (Олива)

54. Согласно мифу, бог солнца, зари и поэзии — Аполлон, преследовал нимфу Дафну, которая, убегая от него, превратилась в куст. Ветвями этого куста Аполлон украсил свою голову и лиру. С тех пор ветви этого кустарника стали наградой тому, кто достиг славы. Назовите этот символ славы. (Лавр по-гречески — «дафн»)

55. Дерево это получило свое название за клейкий сок, а за мягкую древесину оно стало символом женственности, мягкости, податливости и нежности. Назовите это дерево. (Липа)

56. В дореволюционной России ветка этого дерева с плодом использовалась для знаков, отмечающих «мирные заслуги чиновничества, добропорядочную службу». А сейчас этот символ в геральдике не употребляется. Что это за дерево? (Груша)

57. Назовите один из древнейших символов плодородия и изобилия, а также жизненной силы и жизнерадостности. (Виноград)

Викторина «Эти удивительные растения» Ифутина Л.Н. 3А класс

Цели: Воспитывать бережное отношение к миру растений, обогащать знания детей о живой природе, развивать у детей потребность в чтении познавательной и справочной литературы, воспитывать сдержанность и чувство такта по отношению к другой команде.

Оборудование: Картинки растений, муляжи фруктов, кроссворд, цветик-семицветик.

Ведущий: Природа удивительна и разнообразна. Восхитительными созданиями природы являются растения. Вы не раз с замиранием сердца рассматривали их удивительную окраску, любовались их причудливыми формами, восхищались неповторимым ароматом.

Сегодня мы с вами поговорим о растениях. Поэты всех времён восхваляли их в своих стихах. Послушаем их. (Дети читают стихи.)

С.Баруздин «Подорожник»

Есть множество цветов

Красивых, осторожных,

Но мне приятней всех

Обычный подорожник.

Ему, быть может,

И трудней расти,

Но всё же он с людьми

Находится в пути.

Т.Белозёров «Кувшинка»

Тишина. Лишь кое-где

Скрипнет камышинка.

Спит на розовой воде белая кувшинка.

Спит и видит, что не спит,

А за стаей вольной

Белой уточкой летит

Над водой раздольной.

З.Александрова «Ромашки»

Маленькое солнце на моей ладошке,-

Белая ромашка на зелёной ножке.

С белым ободочком жёлтые сердечки…

Сколько на лугу их, сколько их у речки.

Зацвели ромашки-наступило лето.

Из ромашек белых вяжутся букеты.

В глиняном кувшине, вазе или чашке

Весело теснятся крупные ромашки.

В.Товарков «Сирень»

Цветёт сирень, благоухает.

Посёлок дачный весь в цвету.

И пруд тенистый отражает

Лиловых гроздьев красоту.

Сирень вокруг, сирень над нами.

Как будто бы издалека

На нас плывут между домами

Сиреневые облака.

Ведущий: Сейчас мы проведём викторину «Эти удивительные растения». Слайд 1. У нас две команды: «Колокольчики» и «Розочки».

1 конкурс «Легенды о растениях»

Растения с давних пор были помощниками и друзьями человека. О них сложено немало легенд. Вы должны отгадать название растения, а я расскажу о нём легенду.

1. Этот цветок похож на перевёрнутый головной восточный убор. (тюльпан)

Существует легенда, что в бутоне жёлтого тюльпана будто бы заключено счастье. До него никто не мог добраться. Не было силы, которая бы открыла бутон. Но однажды по лугу шла женщина с ребёнком. Малыш вырвался из рук матери, подбежал со звонким смехом к цветку, и бутон раскрылся. И к людям пришло счастье.

2. Этот цвеок называют сестрой милосердия.В народе- поповник, белоголовник, Иванов цвет. Считается национальным цветком России.(ромашка)

Есть предание: стоит будто бы весеннему солнцу притронуться к снежинкам, как они превращаются в милых ромашек. А отшумит лето, отдохнёт осень- ромашки снова снежинками станут. Закружатся, запляшут волшебной метелью. Так и живут, не расставаясь с людьми!

3. В народе цветок называют бобыльником, переполохом, звоновой травой. Хлеборобы не очень любят этот цветок, так как он- сорняк.(василёк)

Полюбили друг друга Русалочка и красивый парень Василий. Да не сложилось у них счастье. Русалочка не могла жить без воды, а Василий без земли.И превратила Русалочка своего любимого в голубой цветок. Думала, что пойдут дожди и унесут цветок в водную пучину. Но Вася-Василёк пустил крепкие корни. Так и живёт на земле.

4. Цветок неприхотливый до крайности. Ему и обочина дороги подходит, и лесные опушки, и сады.и огороды он не обходит. В народе его называют «теремок», «пухлянка».

(одуванчик)

Однажды Солнце взмахнуло рукавом, и брызнули на Землю золотые одуванчики. И весело стало на Земле. А.Зима рассердилась на Солнце, махнула рукавом и запорошила весёлые огоньки снегом. С той поры братцы-одуванчики и щеголяют: сначала в жёлтом платье,потом в пушистой шубке. Слайд 2.

Музыкальная пауза (песня «Волшебный цветок»)

2 конкурс «Доскажи словечко»

1.Злая, как волчица,

Жжётся, как горчица;

Что это за диво?

Это же….(крапива)!

2.Не видна из грядки,

Играет с нами в прятки.

И никто бы не нашёл,

Да гляди, торчит хохол!

Потяните крепко,

Вятащится…(репка)

3.Набирай скорее в миску

Краснощёкую …(редиску)

4.Золотой и молодой За неделю стал седой. А денёчка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший…(одуванчик)

5.Захотелось плакать вдруг-

Слёзы лить заставил …(лук)

6.Под кустом копнёшь немножко-

Выглянет на свет …(картошка)

Физминутка «Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся.

Больше спать не захотел.

Потянулся, встрепенулся,

Вдруг вспорхнул и полетел.

3 конкурс Кроссворд

4

По горизонтали:

1.У какого растения молодые листья завёрнуты, как улитка? (папоротник)

2.О каком дереве говорят «могучий», «богатырский»? В благоприятных условиях доживает до 1000 лет.(дуб)

По вертикали:

3. У какого дерева даже в самый жаркий день кора остаётся прохладной? (берёза)

4.Сок, какого растения закапывают в нос при насморке? (алоэ)

5.Название какого цветка в переводе с греческого означает «звезда»?

6.У какого дерева осенью листья красные? (клён)

7.Растение с жёлто-коричневыми или сине-фиолетовыми цветами. Название в переводе с греческого означает «радуга». (ирис)

8.У какого растения вместо листьев колючки? (кактус)

Физминутка «Цветы»

(Дети изображают розу, рогоз, василёк, тюльпан, ромашку.)

4 «Конкурс капитанов»

Игра «Выбери нужное слово»

1.Какое из этих комнатных растений похоже на дерево?

Фиалка, традесканция,фикус, хлорофитум.

2.Из какого дерева делают спички?

Дуб, осина , берёза,сосна.

3.Какое комнатное растение своим резким запахом отпугивает моль?

Декабрист, папоротник, кактус, герань .

4.Как называют дикую розу?

Шиповник , пион, флокс, хризантема.

5 конкурс Сказочный»

Помните слова из сказки Валентина Петровича Катаева «Цветик-семицветик»?

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли

Быть по - моему вели!

Цветик-семицветик перед вами. Он поможет вам вспомнить, в каких сказках встречаются цветы.

(Дети из каждой команды отрывают по очереди лепесток, читают задание на обратной его стороне и называют сказку.)

1. Женщина пришла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшок. Только она его посадила, зёрнышко сразу дало росток, а из ростка сразу вышел огромный чудесный цветок, совсем как тюльпан. (Г.Х.Андерсен «Дюймовочка») Слайд 3.

2. Из ларца достали чудесную розу.

Но принцесса потрогала розу и чуть не заплакала.

Фи, папа! Она не искусственная, она настоящая! (Г.Х.Андерсен «Свинопас») Слайд 4.

3. На пригорочке зелёном цветёт цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Запах от цветка по всему саду ровно струя бежит. (Аксаков «Аленький цветочек») Слайд 5.

4. Старушка повела девочку всвой цветник. У девочки разбежались глаза. Тут были цветы всех стран и всех времён года. Она играла среди цветов, пока не село солнце. Потом её уложили в чудесную постель с красными шёлковыми пушинками, набитыми голубыми фиалками. (Г.Х.Андерсен «Снежная королева») Слайд 6.

5. Чтобы передохнуть, мальчик вылезна большой лист водяной лилии. Сел на нём, плотно обхватил коленки и сказал, стуча зубами: «Дайте поесть чего-нибудь, лягушки!»

(А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино») Слайд 7.

6. Сейчас же беги к человеческим хижинам в долину и возьми кусочек красного цветка, который они хранят там. Тогда у тебя будет более сильный друг, чем я. Он хранится в ма- леньких горшочках, и его боятся все звери. (Р.Киплинг «Маугли») Слайд 8.

7. Старуха обращается к падчерице:

Что, отдохнула? Обогрелась? Надо тебе ещё кое – куда сбегать.

Куда же это, далеко?

В лес, за подснежниками. (С. Я.Маршак «Двенадцать месяцев») Слайд 9.

6 конкурс «Что где растёт?»

(На доске 2 столбика слов. Нужно соединить стрелками название растения и место его произрастания.)

астра на болоте

овёс на лугу

колокольчик в огороде

камыш в саду

укроп в лесу

ландыш в поле

Ведущий : - Ребята, все вы знаете и любите растения. Но нужно не только знать и любить, но и охранять эти удивительные создания природы! Слайд 10. это удивительное растение только при достижении 150 ... 2015 учебном году Сроки проведения викторины Викторина «Зеленая академия» проводится в...

  • Викторина по математике для 9-х классов к "Неделе математики"

    Викторина

    Классов к "Неделе математики" План проведения викторины : Приветствие команд: а) эмблема; б) ... домашних. Но даже из этого удивительного для нас соединения дарований... ? 1-й: Окружающий нас мир. Животных, растений . 2-й: Они реально существуют? 1-й: Да...

  • Викторина «Удивительные открытия и изобретения человечества»

    Викторина

    Движения планет, открытие клеточного строения растений , пересадка сердца… Великие изобретения и открытия... в энциклопедиях. Именно этим вопросам и будет посвящена наша викторина ; таким, как: 1. Удивительные изобретения человечества...

  • Викторина по физике, истории, литературе, обж, биологии «Что? Где? Когда?»

    Викторина

    Времени, отведенного на викторину , количества команд. Викторину можно использовать в... назад благодаря конкистадорам. Без этого растения не обойтись в парфюмерии, ... Кирпичин против знатоков. Это удивительное инженерное сооружение повергло противников...