Мозаика по дереву интарсия инкрустация маркетри. Мозаика из шпона под «плетение» своими руками – пошаговое описание. Главные преимущества инкрустации по дереву

Слово инкрустация латинского происхождения. Раз речь зашла о латыни, то уже понятно, что данное искусство известно с давних пор. Означает оно украшение какого-либо покрытия кусочками стекла, мрамора, керамики, металла и т.д. Эти кусочки выкладываются по поверхности, отличаясь от неё по составу и цвету. И хотя в ход идут самые различные материалы, всё же самым распространённым является дерево.

Люди старшего поколения помнят, как лет 30-40 назад самыми распространёнными увлечениями были чеканка, интарсия и маркетри. Правда, многие о таких названиях не слышали, но выглядело всё очень достойно и нравилось всем. Как ни странно, по прошествии времени ничего не изменилось, до сих пор эти промыслы существуют, а изделия непросто пользуются большим спросом, но и стоят немалых денег.

Интарсия по дереву

Эту разновидность инкрустирования современным языком можно назвать технологией 3D . Создаются такие изображения из деревянных кусочков, подбирая их по текстуре. Такие кусочки врезаются в деревянную поверхность:

  • подобранные кусочки вырезаются из цельного куска или разных древесных пород;
  • вырезанные детали будущей мозаики отшлифовываются и если надо красятся;
  • в поверхности делается углубление по толщине равное наборному изображению;
  • детали картины собираются в одно целое, склеиваются друг с другом и вкладываются в вырезанное углубление.

Есть наиболее простой способ, которым пользуется всё больше мастеров, — набор приклеивается на фанеру . Фанера в этом случае готовится согласно требуемым размерам. По периметру делается обкладка, а внутри размещается картинка. Обкладка и картинка подбираются заранее, чтобы все детали совпали и составили один сюжет.

Если кто-то решил самостоятельно что-то инкрустировать и сделать нечто подобное, нужно будет придерживаться ряда правил:

  • текстура уложенных кусочков должна быть направлена строго по намеченному шаблону;
  • в работе используются детали различной древесины либо их надо будет покрасить;
  • объёмность достигается методом стачивания углов, поднятия и опускания целых зон картины;
  • толщина сильно влияет на внешний вид полотна и его качества — используйте заготовки небольшой толщины.

Галерея: мозаика по дереву (25 фото)























Маркетри по дереву

Слово довольно-таки малоизвестное, хотя это та же интарсия, только сделанная из шпона . Теперь всем сразу понятно о чём речь. Техника хоть и считается упрощённой, но, во-первых, она очень затратная; во-вторых, требует определённого опыта; в-третьих, она трудоёмкая.

В работе используется шпон натуральных пород дерева . Создание картины очень схоже с процедурой, используемой в интарсии:

  • сначала делается шаблон на бумаге;
  • с помощью копирки рисунок подетально переводится на шпон различных оттенков;
  • если нет нужного цвета, можно покрыть деталь морилкой;
  • вырезанные кусочки наклеиваются на шаблон, плотно подгоняясь друг к другу;
  • приклеенное на бумагу полотно смазывают клеем и приклеивают на поверхность;
  • сверху кладут бумагу и зажимают в прессе;
  • после высыхания изделие шлифуется и обрабатывается мастиками или лаками.

Условия работы со шпоном потребуют ознакомления не только с техникой работы, но и:

  • с поведением различной древесины в самых разных условиях;
  • использованием клея и лака;
  • правильным шлифованием;
  • наличие художественного вкуса;
  • усидчивости и аккуратности.

Больше всего, конечно же, на создаваемый шедевр влияет опыт. Специалисты в этой области создают красивую мебель, используют технику маркетри в паркетных элементах. Начинающему мастеру предстоит сначала научится делать небольшие картины, потренироваться на небольших предметах, поможет в этом хорошее обучающее видео, или подробный мастер класс. Когда такую картину не стыдно будет повесить на стену, можно будет переходить к следующей более сложной технике.

Мозаика по дереву

Самый простой и доступный способ украсить интерьер своими руками — это использование древесины различных пород. Любая мозаика из деревянных кусочков является разновидностью инкрустации. Доступность настенного вида инкрустирования в том, что создавая новый интерьер, берут любые по своей форме древесные плитки. Из этих плиток и складывается мозаика.

Ответ дорогостоящему инкрустированию из ценных материалов — инкрустация подручными материалами. Идеальным бюджетным вариантом будет использование отходов производства . В столярных мастерских всегда есть самые разнообразные кусочки древесины. Иногда используется даже стружка, смешанная с цементом и красителями.

Из напиленных квадратиков, треугольников и многоугольников собираются неплохие настенные мозаичные панно. Мозаику стали часто использовать для облицовки фасада дома. Достаточно напилить из досок рейки разной толщины и наклеить на поверхность так, чтобы они не имели просветов между собой и чередовались по размеру. После такая «кладка» красится морилкой и покрывается защитным лаком.

Блочная мозаика, в принципе, то же самое, но только работать с ней гораздо проще. Рисуется чертёж, по которому склеиваются бруски. После высыхания бруски распиливаются поперёк на несколько одинаковых плиток. Клеятся бруски так, чтобы в них присутствовали разнообразные древесные породы. Внешне несовместимые породы создают при соединении на поверхности узор. Такая мозаика клеится по составленным эскизам и в торцевом разрезе приобретает необходимый рисунок.

Мозаика из дерева своими руками

Прежде чем пробовать создать что-то крупное, или браться за дорогостоящий проект, помните — чтобы создавать самому какие-то изделия начать можно с малого. Так, стоит попробовать пару мастер-классов по созданию мозаики из дерева . Обычно используются примеры по созданию бабочки или рыбки. Выше описывались методы изготовления маркетри своими руками, поэтому повторяться смысла нет. Со шпонированными картинами принцип тот же и он совпадает с первым.

Однако есть один вариант мозаики, который немного отличается и под силу всем. Это изготовление детской игрушки своими руками . Для работы понадобятся мебельный щит, ножовка, лобзик (ручной), наждачка и ПВА.

Схема довольно проста:

  1. Прямо на деревянном щите рисуется круг. В круге рисуется ещё две-три окружности. Делается всё это циркулем, так как центр у окружностей должен быть один.
  2. От центра к краям самой большой окружности проводятся волнистые линии. Получается подобие лепестков, разделённых линиями на несколько частей.
  3. Фрагмент с кругом отпилить ножовкой от основного листа. Работать придётся ручным лобзиком и поэтому понадобиться подход со всех сторон.
  4. Отпиленная часть с рисунком прижимается струбцинами к столу.
  5. Лобзиком выпиливаем по линиям каждый фрагмент.
  6. Получившийся набор деталей нужно отшлифовать и покрасить. Красится каждый наборный «лепесток» в свой цвет. Подойдёт любая краска (гуашь, акварель и т.д.). Чтобы краска не стиралась, сверху покрывают лаком на водной основе.
  7. Из этого же материала делаются бортики, а из фанерного листа основание коробки. Бортики с фанерным кругом склеиваются вместе и красятся или покрываются лаком. Чтобы мозаичный набор совпал с коробкой заранее на чертеже прорисовывается ещё один круг для бортиков и дна.

Самостоятельно в домашних условиях делается и инкрустация шпоном . Допустим, вы решили облагородить свою старую любимую шкатулку:

  • рисуется самый простой рисунок;
  • вырезается деталь и накладывается в места врезки;
  • в обрисованном контуре делается небольшая выемка;
  • в выемку вкладывается смазанная клеем вставка;
  • после высыхания клея место вставка шлифуется и лакируется вместе со всей поверхностью.

Мозаика на изделиях из древесины

Помимо дерева, в мозаичных композициях используются и другие материалы. В Средние века широко использовалась кость и камни. Сейчас, например, больше применяется металл.

В изделиях из древесины дорогих пород делаются специальные канавки резаком. В эти канавки мастер вбивает прокатанную проволоку так, что она образует любой узор, придуманный художником.

Обычно такая техника нужна в производстве сувениров на заказ. Больше всего её можно увидеть на дорогом оружии и коробках для эксклюзивных часов. Такие виды работ сложно выполнить дома самостоятельно хотя бы потому, что потребуется специальное оборудование.

Инкрустация по дереву - это особый вид декоративно-прикладного искусства, который с виду очень похож на мозаику или орнамент, выполнен из частиц разных материалов. Суть состоит в том, чтобы уже подготовленную фигурку из другого материала внедрить в поверхность предмета, который декорируем. Элементы не выступают, они представляют собой единую целостную конструкцию.

С помощью инкрустации можно украсить деревянную мебель, посуду, рукоятки ножей, стены, балки. В итоге получается очень интересный рисунок, необыкновенный как по форме, так и по исполнению. В зависимости от того, какие материалы используются, можно определить виды инкрустации:

  1. Интарсия - украшение деревянного предмета с помощью элементов, сделанных также из дерева.
  2. Маркетри - нанесение узора шпоном (деревянной щепкой).
  3. Тауширование - металлический предмет дополняют драгоценными металлами.

Для инкрустации используются разные материалы: камень, металл, мрамор, керамика, дерево другого вида, перламутр, слоновая кость. От выбранного вещества зависит, какой метод декорирования будет использоваться.

Для начинающих маркетри по дереву - наиболее доступная техника. Из материала понадобится шпон (фанера из любой древесины). Суть заключается в том, чтобы деревянные детали сложить, как мозаику, сформировать необходимый рисунок и наклеить его на подготовленную основу. Дальше нужно все тщательно отполировать и покрасить.

Сложнее всего придумать узор и сделать чертеж будущего шедевра. Это основа, без которой нельзя создать уникальную, качественную и безупречную вещь. Такой вид инкрустации можно применить при создании паркета, столешницы, картин, сувениров. Технология маркетри хоть и проста, но требует максимальной аккуратности, терпения, усидчивости, чувства меры и эстетического вкуса.

Интарсия была предшественником маркетри. Она использовалась еще в Греции, Риме, Египте и на Востоке. Чаще всего с помощью этой техники украшали посуду и мебель для церкви и знатных господ. Раньше распространенными орнаментами были геометрические фигуры, а также изображения растений и животных. Сейчас можно подобрать уникальный рисунок как по форме, так и по цвету.

Этапы создания изделия в технике интарсии:

  • Интарсия по дереву сложна в исполнении, поэтому первоначально нужно создать схему и по ней вырезать детали. Чтобы было удобнее, на схеме отмечают цвет дерева. Сколько цветов, столько же должно быть и листов со схемой.
  • Поверхность предмета следует очистить от пыли, загрязнений. Подготовленные элементы схемы нужно наклеить на фрагменты дерева по цветовой гамме. Клей использовать самый обычный (ПВА), так как бумага потом будет удаляться.
  • Четко по схеме отпилить фрагменты, отполировать и отшлифовать их. Где необходимо, края обработать напильником или наждачной бумагой.
  • В основе изделия делаются углубления под уже имеющиеся детали. Нужно наподобие мозаики сложить элементы в единую конструкцию с помощью клея. В конце работы при желании предмет можно покрыть лаком.

Чтобы изделие было интересным, красивым и качественным, особое внимание уделяется созданию схемы-рисунка, только с ее помощью можно сделать точные формы предметов. Изучение схем интарсии по дереву - основа этого мастерства. Также нелишним будет поэкспериментировать с выбором древесины, ведь есть экзотические виды дерева с очень интересной фактурой.

По технике исполнения интарсия похожа на блочную мозаику, в которой делают паркет, оформляют стены. Заранее подготавливают тонкие пластинки из разных сортов дерева, отличающихся цветом, размером, структурой. Затем нужно соединить все в единую композицию. Принцип работы: фрагменты древесины вставляют в углубления, подготовленные заранее, и наклеивают на основание. Блочная мозаика бывает также объемной (украшенной резьбой). Она идеально подходит для изготовления шкатулок.

Инкрустация по дереву металлом (медью, серебром, алюминием, латунью и др.) - довольно распространённый вид техники. В дереве по схеме делают углубления, в них выкладывают проволоку или жидкий металл. Главное условие - древесина должна быть прочной и сухой, чтобы могла выдержать воздействие расплавленных металлов. Пазы делают с помощью ножа или долота. Перед тем как положить проволоку, углубления смазывают клеем, а потом ее аккуратно можно забить молотком.

Такой вид инкрустации наиболее сложный, поэтому нужно старательно придерживаться техники безопасности. При работе с выпрямлением проволоки необходимо пользоваться защитными очками, чтобы уберечь глаза от возможных повреждений. Элементарные средства для защиты должны быть под рукой, ведь работа сложная, и любое необдуманное движение может привести к травмам или ожогам.

На изделиях из древесины мозаика выглядит очень эффектно. Работая над ней, можно творчески себя раскрыть, дать волю фантазии. Процесс создания даже самой мелкой вещи (например, сувенирного изделия) очень интересный и увлекательный. Можно начать с малого, а дальше расширять горизонты и переходить к планированию крупных проектов.

Например, своими руками можно создать деревянную мозаику для стен. Это начинание, безусловно, требует хорошей подготовки, но ничего невозможного в нем нет. При большом желании и опыте все получится.

Интерьер в помещении кардинально изменится, если будет украшена хотя бы одна стена, или если в комнате будет присутствовать элемент декора.

Мозаика прекрасно вливается в общий интерьер дома, оживляет его своими красками.

Деревянная мозаика для стен своими руками - способ не только оригинальный и стильный, но и довольно практичный, так как при контакте с водой и паром материал не портится и не деформируется за счет специального покрытия. Благодаря этому деревянной мозаикой украшают и гостиные, и кухни, и даже сауны. Часто ее используют при оформлении помещений в ресторанах, кафе или офисах.

Для создания мозаики из дерева больше всего подходят береза, ясень, дуб, акация, клен, орех. Материал предварительно подвергают термической обработке, очищают от загрязнений и тщательно высушивают. Для интарсии подходит только массив древесины, который распиливают по определенным правилам.

При оформлении стен можно придерживаться выбранного геометрического рисунка, под него подбирать необходимые оттенки. Очень эффектно смотрятся композиции, похожие на шахматную доску или пчелиные соты. А можно в хаотичном порядке размещать по поверхности фрагменты, и это тоже будет смотреться, как интересное дизайнерское решение.

Главные преимущества инкрустации по дереву:

  • используются экологически чистые природные материалы;
  • подбираются исключительно крепкие виды деревьев, что гарантирует высокую прочность изделий;
  • возможность создавать разные элементы декора, ведь существует масса вариаций, где можно применить эту технологию.

Изготовление деревянных изделий в технике инкрустации - очень интересный и увлекательный процесс, но создание уникального шедевра под силу только настоящему профессионалу. А чтобы им стать, необходима постоянная практика.


Маркетри - это специальное искусcтво, при котором подбирается специальный цвет древесины, её текстура, плотность. Красивые краски каторые есть в любой текстуре древесины не перестают нас удивлять. Такое искусство называют «живопись без красок и прочих вспомогательных инструментов»: вместо ярких красок - шпон, вместо большого полотна – твердая основа + профессиональная доработка.

Конечно, этот процесс займет уйму времени, и заберет много сил но поверьте оно того стоит также вам понадобится очень хорошие знание по работе с древесиной. Многое зависит от умения подобрать шпон, и творчески использовать все его дефекты в своих целях. Возможности шпона чрезвычайно велики. Особенно красива так называемая мраморная гниль, которую можно использовать в различных целях, она к,примеру, присутствует в таких породах дерева как бук, береза и кончено же красное дерево. Серебро тополи, перламутр клена, дуба, все это очень красиво выглядит, можно из всего этого сделать весьма красивое изделие.В технике маркетри надо понять главное, что есть тонны не использованных нюансов, которые можно использовать в различных целях, и эти эффекты во многом могут позавидовать в своей красоте живописи, и скульптуре.


Этап № 1 . Это самый важный шаг «Разработка эскиза.»
Эскиз является основой всех основ. Его, делают на небольшом листе бумаги. Первый этап рисования эскиза это разделка по фону (штрихуют в соответствии со светлотой стороной деталей). В дальнейшей разработке эскиза очень часто ориентируется на так называемую «рубашку». «Рубашка» - это склеенные кусочки шпона, которые составляют рисунок. В дальнейшем «рубашку» клеят на основу.


Этап № 2 . «Картон».
Эскиз аккуратно переносят на ватман увеличивая саму картинку. Рисунок должен был исполнен в масштабе 1:1 то есть должен быть того же размера что и наше будущие изделие (в нашем случае это размеры 43x53 см). В нашем случаи это рисунок для наборной мозаики.


Этап № 3 . Это «Калька»
Наносят все части по отдельности (имеются две основные части, это первая часть - Дева Мария и вторая часть - Иисус). Для этого наносят кальку, по углам крепят кнопками. Переносят рисунок каждой детали по отдельности на кальку (лучше это делать гелевой черной ручкой, так как линию от карандаша будет не видно). Каждую деталь переносят отдельно на чистые листы кальки: Деву Марию - на первый чистый лист, Иисуса - на второй чистый лист. Таким же способом переносят второстепенные детали – обозначения различных символов. Нужно с максимальной точностью переносить рисунок чтобы в дальнейшем не было искажений рисунка.


Этап № 4 . Заточка ножа.
Шпон начинают из заточки ножа. Ножик обязан быть наточен и доведен на коже с пастой Гое. Его затачивать вручную, чтобы не сточить режущую головку. Острый нож не мучает дерево получаются ровные края, шпон во время роботы меньше крошится, и меньше осыпается.


Этап № 5 . Набераем основные детали.
Для роботы готовят шпон из разных пород древесины, а также подбирают по цвету фактуре. В первую очередь набирают основные детали. Во время роботы над изделием, частности (Дева Мария) мы должны подобрать разные типы древесины, и подобрать соответственный цвет и фактуру, таким образом мы получим очень красивую композицию.



Пробуя всевозможные типы древесины, сначала отбирают шпон, наиболее пригодный по тону и с нужным направлением волокон. Ножом осторожно вырезают сегмент детали на кальке, подкладывают под нее подобранный кусочек шпона. Изначально по вырезанному углу кальки намечают ножом контур, а после в пару приемов вырезают деталь. Осторожно приклеивают вырезанный кусок шпона, перевернув кальку к ее краям гуммированной лентой в различных участках по контуру (смачивают клеевую сторону гуммированной ленты губкой). Далее вырезают на кальке последующий сегмент, примыкающий к только что изготовленной запчасти, подкладывают под него необходимый кусочек шпона, осторожно вырезают шпон по контуру, переворачивают кальку и гуммированной лентой приклеивают шпон к уже вклеенному куску шпона, с одной части, и кальке - с иной. Так понемногу набирают весь рисунок. Если в ходе действий гуммированная лента не мгновенно склеит детали друг с другом, необходимо установить на участок стыка (по-верх приклеенной гуммированной ленты) грузило и подождать какое-то время.

Аналогично первой детали набирают вторую (Иисуса). Ножом аккуратненько вырезают данную деталь из кальки. Состыковуют детали друг с другом, для чего накладывают вторую деталь на 1-ую, совмещают рисунок и осторожно врезают вторую деталь в первую. Ножиком освобождают обе детали от ненадобной кальки. Первая и вторая детали склеены между собой и составляют единое целое.


Этап № 6 . Комплект второстепенных деталей.
Второстепенные детали освобождают от кальки определенно таким же методом, и точно таким же ножом.


Этап № 7 . Набор фона.
Набрав базовые и второстепенные детали, приступают к выбору фона какой сделаю красивый вид изделия. Выбрав необходимый по тону шпон, накладывают на него склеенные меж собой базисные детали и ножом по контуру врезают их в фон. Лишний шпон какой остался выбрасивают. Гуммированной лентой склеивают с обратной стороны края фона и основных деталей.


Этап № 8 . Выравнивание.
Опосля как «рубашка» набрана, ее края сглаживают применяя линейки, грузов и ножа. Углы «рубашки» обязаны быть абсолютно 90°.


Этап № 9 . Инсталяция второстепенных деталей в фон.
Размещают на уже доделанном фоне второстепенные детали, врезают и вклеивают их в фон. Далее приступают к заключительному этапу сбора «рубашки». В дело идет линейка, грузы и нож, режут узкие полоски различного по оттенку шпона для паспарту. Приклеивают их к «рубашке» с обратной стороны гуммированной лентой. «Рубашка» готова. Еще раз необходимо проверить работу. В случае когда мелкие запчасти выпали, необходимо их возвратить.


Этап № 10 . Клеем «рубашку» на основу.
Основой будет фанерная доска толщиной 8 мм, какую выпиливают по размеру рубашки. Фанера не обезательно, если есть клеяный прорейсмусованый щит, он тоже отлично подойдет.
Намазывают на нее первый слой клея, ждут 10-15 минут, и далее намазывают второй слой. Потом необходимо намазать клей на ту сторону «рубашки», где нет гуммированной ленты; нужно хорошо промазать, чтобы наполнить все поры и западины. «Рубашку» накладывают на основу. Необходимо тщательно заботиться за тем, чтобы углы «рубашки» и основы совпадали.


Этап № 11 . Прессование.
Чтобы крепко приклеять шпон применяют типографский пресс. Меж «рубашкой» и плитой каторая прижимает, прокладывают лавсановую пленку, чтобы не случилось отслоения «рубашки» от основы. Под прессом изделие необходима выдержать сутки.


Этап № 12 . Циклевание.
После пресса, незамедлительно нужно делать циклевку, так как гуммированная лента лучше всего отходит от плоскости в этот период. Циклюют работу огромным ножом. Зоны, на каких гуммированная лента отходит слабо, необходимо отшлифовать.


Этап № 13 . Шлифование.
Для шлифовки применяют эксценриковую шлифмашину. Но можно использовать и электродрель с необходимой насадкой. Основная задача - не перестараться и не прошлифовать шпон до фанерной основы.


Этап № 14 . Вскрытие изделия лаком.
Для отделки применяют матовый нитролак, так как он не дает блеск который мешает восприятию. Покрывают лак при помощи кисти либо краскопульта. Необходимо наносить пять-шесть слоев лака. Первый слой наносят неразбавленным лаком, а каждый следующий слой лака наносят, разбавленным ростворителем. В последнем слое лак обязан составлять консистенцию воды. После высыхания каждого слоя его обрабатывают нулевкой. Завершающий слой шлифовать не надо. Наше изделие готовое, вставляем ее в раму.

(от франц. marquer — размечать, расчерчивать) вид мозаики по дереву, при котором мозаичный набор выполняют из кусочков шпона разных пород древесины. Элементы мозаики врезают в шпон, служащий фоном, закрепляют бумажной лентой, смазанной клеем, и вместе с фоном наклеивают на поверхность изделия.

инструменты и материалы:
  • нож-резец маленький (длина лезвия 155 мм, ширина –
    12 мм.);
  • нож-резец большой;
  • брусок для заточки режущей кромки;
  • брусок для правки режущей кромки– правило (небольшой брусок с наклеенным сверху кусочком кожи);
  • гуммированная лента;
  • калька;
  • ватман, бумага для рисования;
  • простой карандаш;
  • гелиевая ручка черного цвета;
  • ластик;
  • линейки;
  • шпон различных пород дерева (шпон с изъянами в производстве считается браком, но для нас это рабочий материал);
  • нитролак;
  • клей на основе ПВА;
  • фанера (либо другой материал) для основы;
  • пресс;
  • стол для маркетри с полистирольной основой;
  • губка, смоченная водой,для гуммированной ленты;
  • дрель с насадкой для ошкуривания;
  • шкурка шлифовальная разной зернистости;
  • грузы;
  • станок наждак;
  • кнопки.

Размер данного панно 50х40 см. Работа выполнялась зеркальным набором. При таком способе лицевая сторона склеивается гуммированной лентой, а изнаночная (та, которую мы видим во время работы) в последствии приклеивается на основу. Детали между собой соединяются гуммированной лентой (это бумага, с одной стороны покрытая клеем; при смачивании водой верхняя сторона также становится клейкой).
Если лента слишком широкая, она разрезается вдоль на тонкие полоски. Главный инструмент маркетриста – нож-резец.
Основная работа ведётся на специальном столе для маркетри с наклонной столешницей, покрытой листом полихлорвинила (полистирол). Если нет такого стола, то можно сделать наклонную крышку, покрыть полихлорвинилом и поместить её на обычном столе.

Работу мы будем выполнять по частям, разбив рисунок на несколько фрагментов, что бы было легче выполнять набор на столе. Важную роль играет освещение: при неправильном (не достаточном или слишком ярком) можно ошибиться в выборе цвета. Лучше всего – рассеянный дневной свет или максималь но приближенный к нему искусственный.
Для начинающих заниматься маркетри хорошей помощью в работе будет «палитра» из имеющегося в наличии шпона, небольшие пластинки которого следует расположить по кругу (или в ряд) от более тёмных оттенков к более светлым. Это позволит правильно подобрать древесину. Ведь одним из основных законов техники маркетри является закон контрастов.
Одну половину пластинок шпона нужно покрыть лаком, чтобы видеть, как изменится цвет после обработки.
Шаг 1. РАЗРАБОТКА ЭСКИЗА. Эскиз выполняем на не большом формате бумаги простым карандашом, разбиваем по тону (штрихуем в соответствии со светлотой деталей). Эскиз яв ляется основной частью работы. В дальнейшем мы будем ориен тироваться на эскиз при наборе «рубашки» («рубашка» – разные кусочки шпона, которые составляют рисунок, склеенные воеди но. Впоследствии «рубашка» наклеивается на основу).

Шаг 2. КАРТОН. Переносим эскиз на ватман, увеличивая изображение. Рисунок на ватмане должен соответствовать размеру будущей работы (в нашем случае 50х40 см). Рисунок делаем точным и чётким, так как с него изображение перено сится на кальку.
Разрабатываем рисунок под наборную мозаику. Каждому тону будет соответствовать отдельный сегмент (например, ваза состоит из разных по тону (светлоте) сегментов: стебли цветов, вода, блики на вазе, рефлексы, отражение стола на ножке вазы и т. д.)

Шаг 3. КАЛЬКА. С рисунка на ватмане переносим изо бражение на кальку подетально (у нас три основные детали: фон, ваза с цветами, книга). Для этого на ватман накладываем кальку, углы фиксируем кнопками (или грузами). Переносим изображение каждой детали на кальку (лучше это делать гели евой ручкой чёрного цвета, т. к. линия от карандаша не кон трастна). Каждую деталь переносим на отдельный лист кальки: фон – на один лист (без вазы с цветами и книги), вазу с цветами – на второй, книгу – на третий. Нужно аккуратно и точно переносить все линии, чтобы в дальнейшей работе не получи лось искажений рисунка.

Шаг 4. Заточка ножа. Работу со шпоном начинаем с заточки ножа! Нож должен быть очень острым и отполированным. Желательно затачивать нож не на электроточиле, а на абразивном камне или брусочке, смоченном водой, чтобы не сжечь режущую кромку ножа. Полируется лезвие на войлочном круге. В процессе работы как можно чаще правьте лезвие ножа на правиле из кожи. Острый нож не «мучает» дерево, края деталей получаются ровными, шпон во время резьбы меньше крошится, что позволяет плотнее состыковать детали между собой.

Шаг 5. НАБОР ФОНА В МАТЕРИАЛЕ. Для работы готовим шпон из разных пород дерева по тону. В первую очередь набираем фон, т. к. мы будем ориентироваться на него в дальнейшей работе: при наборе основных деталей будет нагляднее подбирать шпон, что позволяет гармонично вписывать детали в фон. Во время подбора материала нужно помнить, что при лакировке шпон меняет оттенок, становится темнее, сочнее.
Ножом аккуратно вырезаем сегмент детали на кальке. Под вырезанный сегмент подкладываем нужный кусок шпона (предварительно пробуем разные виды древесины, выбираем более
подходящий по тону, подбираем нужное нам направление волокон) и по вырезанному краю кальки режем шпон: в начале, намечаем ножом контур, а потом, в несколько приёмов вырезаем деталь. Переворачиваем кальку и аккуратно приклеиваем вырезанный кусочек шпона к краям кальки гуммированной лентой в нескольких местах по контуру (смачиваем клеевую сторону гуммированной ленты о губку). Далее вырезаем следующий сегмент на кальке, примыкающий к только что сделанной детали, подкладываем под него нужный кусок шпона, аккуратно вырезаем шпон по контуру, переворачиваем кальку и гуммированной лентой приклеиваем шпон к уже вклеенному кусочку шпона с одной стороны и кальке с другой. Так постепенно набираем весь фон.
Если в процессе работы гуммированная лента не сразу склеит детали между собой, поставьте на место стыка (поверх приклеенной гуммированной ленты) грузило и подождите не которое время.

Шаг 7. ВРЕЗКА ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ В ФОН, СБОР «РУБАШКИ». После того, как основные детали будут набраны, приступаем к сбору «рубашки»: основные детали накладыва ем на фон и компонуем рисунок. Детали фиксируем на фоне грузилами и поочередно врезаем: аккуратно по контуру детали прорезаем фон ножом, убираем вырезанную часть фона и вставляем деталь, с обратной стороны в нескольких местах приклеиваем её гуммированной лентой.

Шаг 8. Дальше врезаем следующую деталь. Процесс врезки аналогичен: деталь фиксируем на фоне грузилами, аккуратно, по контуру прорезаем фон, убираем вырезанную часть шпона и вставляем деталь, с обратной стороны приклеиваем гуммированной лентой.

Шаг 9. Выравнивание. После того, как «рубашка» будет набрана, выравниваем её края при помощи линейки, грузил и ножа. Углы «рубашки» должны быть 90 градусов.

Шаг 10. ПАСПАРТУ. Приступаем к завершающему этапу сбора «рубашки», при помощи линейки, грузил и ножа нарезаем тонкие полоски тёмного и светлого шпона для паспарту. Приклеиваем их к рубашке с обратной стороны гуммированной лентой.

Шаг 11. «Рубашка» готова. Ещё раз проверьте работу мелкие детали могут выпасть, восстановите их.

Шаг 12. КЛЕИМ «РУБАШКУ» НА ОСНОВУ. В нашем случае основой является фанера толщиной 8мм. Готовим основу – выпиливаем фанеру под размер рубашки. Первый слой клея наносим на основу, выдерживаем 10-15 минут, затем на основу наносим второй слой клея. Дальше наносим клей на «рубашку», на ту сторону, где нет гуммированной ленты; хорошо промазываем поверхность, что бы заполнить все неровности и пустоты. Накладываем «рубашку» на основу. Внимательно проверьте: углы «рубашки» и основы должны совпасть.

Шаг 13. ЗАПРЕССОВКА. Для запрессовки работы мы используем типографский пресс. Помещаем работу под пресс. Между «рубашкой» и прижимной поверхностью прокладываем лавсановую плёнку, чтобы не произошло отслоение «рубашки» от основы. Под прессом работу выдерживаем сутки.

Шаг 14. ЦИКЛЁВКА. После того как работу достали из-под пресса, начинаем сразу циклевать, т.к. в это время гуммированная лента лучше всего отслаивается от поверхности. Циклюем работу большим ножом. Участки, на которых гуммированная лента отходит плохо, очистим на следующем этапе (шлифовка).

Шаг 15. ШЛИФОВКА. Для шлифовки мы используем обыкновенную дрель с насадкой для шлифовки. Главное не переусердствовать и не сошлифовать шпон до фанеры.

Шаг 16. ПОКРЫТИЕ Л АКОМ. Для покрытия работы используем матовый нитро лак, т.к. он не даёт бликов и не мешает восприятию. Лак наносят с помощью кисти или краскопульта.

Работу следует покрывать 5–6 слоями лака, постепенно разбавляя его растворителем. Первый слой наносят неразбавленным лаком. Каждый последующий слой наносимого лака разбавляем. В последнем слое лак должен иметь консистенцию воды. Каждый слой лака после высыхания обрабатываем наждачной шкуркой (нулёвкой). Последний слой нанесённого лака не шкурим. Работа готова. Обрамляем её рамой.

Можно посмотреть работы выполненные в технике маркетри .

Источник мастер-класса: http://www.mahagoni-art.com/masterklass.html