Судебная строительно-техническая экспертиза асфальтобетонного покрытия. Износ асфальтобетонного покрытия Дефекты асфальтового покрытия


    Всегда приятно идти по ровной, гладкой дороге, не обходя ямы и не подворачивая ноги из-за мелких трещин. Но не всегда качество дорожного покрытия соответствует правилам. В практике укладки асфальтобетонного покрытия встречается несколько типов повреждений, каждое из которых проявляется под воздействием различных причин. Выделяют следующие типы повреждений и разрушений в отечественных условиях эксплуатации дорог и придомовых территорий.

    1. Снижение уровня прочности покрытия и просадка, причиной которого является постоянная большая нагрузка от транспортных средств. Подобный вид разрушения характерен для дворовых территорий, в которых постоянно проезжают тяжелые автомобили, например длительное время работает специальная техника по ремонту инженерных сетей либо ведется укладка трубопровода (используются тракторы, подъемные краны). Дорожное покрытие во дворах не предусмотрено для больших нагрузок, в отличие от асфальтного полотна на автомобильных дорогах. В результате образуются впадины, неровности.

    2. Деформация покрытия, спровоцированная воздействием природно-климатических факторов. Например, каждую весну, когда начинается таяние снега, появляется огромное количество воды. Если не предусмотрено специального водоотлива для такой воды, то она может разрушать дорожное полотно, особенно, если оно не отличается высоким качеством. Вследствие переувлажнения дорожного покрытия оно теряет свои эксплуатационные характеристики.

    3. Пролом - это вид повреждения, при котором на асфальтном покрытии образуются прорези, чаще в тех местах, где проезжают транспортные средства. Небольшая трещина, которая своевременно не устранена, под влиянием постоянной нагрузки от прохода людей, проезда автомобилей и погоды превращается в большой пролом.

    4. Выбоины - эти повреждения представляют собой углубления, у которых резко обрывающиеся края. Выбоины образуются вследствие непрофессиональной укладки асфальтного полотна, а также из-за использования низкокачественны дорожных материалов.

    5. Естественный износ - это вид деформационного повреждения, которое появляется вследствие длительного использования покрытия без ремонта. При износе уменьшается толщина первоначального покрытия, к чему приводит постоянное воздействие колес автомобилей и, конечно, погодные условия.

    6. Появление шелушения - представляет собой процесс отделения частичек, расположенных в верхнем слое дорожного покрытия. Этому процессу способствует частая смена мороза и оттепели.

    7. Выкрашивание - этот тип повреждения асфальтного покрытия внесен в перечень дефектов и предполагает, что отдельные частички гравия и щебня могут выбиваться из дорожного покрытия. Этот процесс называется выкрашиванием, а приводят к нему нарушения, допущенные при укладке или ремонте покрытия - работы во время дождя, при низких температурах.

    8. Появление волнообразного покрытия - этот дефект образуется вследствие деформации асфальтного слоя, для укладки которого использованы материалы с высокой степенью пластичности. При этом длительное время могут не образовываться трещины и другие дефекты.

    9. Трещины - наиболее распространенный дефект, для появления которого достаточно даже воздействия температуры окружающей среды. Если погода характеризуется резкими колебаниями, к примеру, ночью температура опускается до -5, а днем поднимается до +10 градусов, то эти колебания отразятся на состоянии асфальтного покрытия очень скоро.

    10. Просадка - дефект, который характерен для дорожного покрытия из материалов с недостаточной степенью жесткости. К этому дефекту может привести и несоблюдение технологии укладки полотна, например, недостаточное уплотнение слоев самого покрытия или грунта.
    Данная классификация позволяет определить тип дефекта асфальтного покрытия и устранить причину, начав ремонтные работы. Если имеющиеся дефекты не доставляют неудобств при проходе, при проезде автомобилей, то ремонт покрытия будет текущим и может быть включен в план проведения ремонтных работ. Если же какие-либо дефекты затрудняют или препятствуют движению людей и автотранспорта, то ремонт может быть назначен внепланово. Максимально допустимые размеры, которыми может характеризоваться выбоина, трещина, яма, просадка, не должны превышать пяти сантиметров в глубину, 15 сантиметров в длину, 60 сантиметров в ширину. Степень повреждения регламентируется ГОСТом Р 50597-93. Им же регламентируются порядок и правила проведения дорожно-ремонтных работ, в том числе и на придомовых территориях.

АНАЛИЗ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕФЕКТОВ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ

Петрин Денис Валерьевич 1 , Макарова Людмила Викторовна 2 , Тарасов Роман Викторович 3
1 Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, магистр техники и технологии
2 Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, к.т.н., доцент
3 Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, к.т.н., доцент


Аннотация
Основной проблемой дорожного строительства является низкое качество и долговечность асфальтобетонных покрытий. Для выявления причин возникновения дефектов асфальтобетонных покрытий в работе предлагается использовать диаграмму сродства, которая способствует выявлению основных нарушений в технологическом процессе путем сбора, обобщения и анализа информации.

THE ANALYSIS OF THE REASONS OF OCCURRENCE OF DEFECTS OF ASPHALT-CONCRETE PRODUCTS

Petrin Denis Valeryevich 1 , Makarova Ludmila Viktorovna 2 , Tarasov Roman Viktorovich 3
1 Penza State University of Architecture and Construction, master of technics and technology
2 Penza State University of Architecture and Construction, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor
3 Penza State University of Architecture and Construction, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor


Abstract
The main problem of road construction is the low quality and durability of asphalt-concrete pavements. For identify the causes of occurrence of defects of asphalt-concrete pavements in the work it is proposed to use the affinity diagram, which facilitates to the identification of the major violations in the technological process by gathering, generalization and analysis of information.

Библиографическая ссылка на статью:
Петрин Д.В., Макарова Л.В., Тарасов Р.В. Анализ причин возникновения дефектов асфальтобетонных покрытий // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. Ч. 1 [Электронный ресурс]..03.2019).

Состояние дорожной отрасли является показателем благосостояния и устойчивого развития экономики страны. Низкое качество и долговечность асфальтобетонного покрытия, а также качество дорожного строительства в России является постоянной проблемой .

Для улучшения качества дорог необходимо использовать дорожно-строительные материалы с повышенными показателями эксплуатационных характеристик и долговечностью. А высокое качество продукции и услуг, как известно, является главным фактором повышения конкурентоспособности предприятия. Эта проблема может быть решена различными способами, например, путем модификации асфальтобетонных смесей различными добавками .

Однако, прежде чем принимать решение об оптимизации рецептуры и технологических режимов производства и укладки асфальтобетонных смесей, требуется детальный анализ причин возникновения возможных дефектов уложенного асфальтового покрытия. Для этого могут быть использованы различные инструменты управления качеством, представленные на рисунке 1 .

Рисунок 1 – Новые инструменты управления качеством

Диаграмма сродства и диаграмма связей обеспечивает общее планирование. Диаграмма дерева, матричная диаграмма и матрица приоритетов обеспечивает промежуточное планирование. Блок-схема процесса принятия решения и стрелочная диаграмма обеспечивает детальное планирование .

Ожидаемым результатом является новое понимание требований и проблемных вопросов.

Рассмотрим применение диаграммы сродства на примере следующей проблемы: «Причины возникновения дефектов асфальтобетонного покрытия».

Основные дефекты асфальтобетонного покрытия :

Волнистая поверхность – короткие волны;

Волнистая поверхность – длинные волны;

Разрыв покрытия;

Неоднородная текстура покрытия;

Неровность покрытия;

Поверхностные тени;

Недостаточное предварительное уплотнение;

Некачественный продольный стык;

Некачественный поперечный стык;

Поперечные трещины;

Сдвиг покрытия при уплотнении катком;

- «жирные» пятна на поверхности покрытия;

Следы катка;

Недостаточное уплотнение покрытия.

Чтобы определить причины выше поставленной проблемы, была создана рабочая группа из представителей разных подразделений предприятия по производству асфальтобетона ОАО «ДЭП №270» (Пензенская область, г. Каменка).

Рабочая группа методом «мозгового штурма» выявила возможные причины, которые были собраны в виде разрозненных данных.

Причины возникновения дефектов асфальтобетонного покрытия

Низкое качество смеси

Освещенность при укладке смеси

Неправильное хранение сырьевых материалов

Нарушение технологии укладки

Низкая квалификация рабочих

Время и расстояние перевозки смеси

Температура смеси

Опыт рабочих

Климатические условия

Недостаточное количество вяжущего

Продолжительность рабочей смены

Загрязненность кузова автосамосвала

Недостаточно уплотненное щебеночное основание

Неудовлетворительное состояние или неправильная работа производственного оборудования

Нарушение технологии загрузки смеси в автосамосвал и выгрузки из него

Неудовлетворительное состояние или неправильная работа укладчика

Продолжительность перерывов в работе

Нарушение технологии производства смеси

Состав смеси

Периодичность контроля

Недостаточное уплотнение смеси

Расслоения смеси при перевозке

Сезон работы

Некачественная подготовка основания

Сгруппируем данные по общим признакам (табл. 1). При этом названия общим признакам не присваиваются. Отдельные данные при последующей работе могут быть перенесены в другие группы.

Таблица 1- Классификация видов дефектов по общим признакам

Группа Виды возможных дефектов
Группа 1 Низкое качество смеси
Температура смеси
Недостаточное количество вяжущего
Состав смеси
Группа 2 Нарушение технологии укладки
Недостаточно уплотненное щебеночное основание
Нарушение технологии производства смеси
Недостаточное уплотнение смеси
Некачественная подготовка основания
Группа 3 Неудовлетворительное состояние или неправильная работа укладчика
Неудовлетворительное состояние или неправильная работа производственного оборудования
Группа 4 Расслоения смеси при перевозке
Время и расстояние перевозки смеси
Загрязненность кузова автосамосвала
Нарушение технологии загрузки смеси в автосамосвал и выгрузки из него
Группа 5 Освещенность при укладке смеси
Продолжительность рабочей смены
Продолжительность перерывов в работе
Сезон работы
Климатические условия
Группа 6 Низкая квалификация рабочих
Опыт рабочих
Группа 7 Периодичность контроля
Неправильное хранение сырьевых материалов

Вероятные общие признаки каждой группы следующие:

группа 1 – качество смеси;

группа 2 – «…» – технология производства;

группа 3 – «…» – оборудование;

группа 4 – «…» – перевозка смеси;

группа 5 – «…» – условия работы;

группа 6 – «…» – человеческий фактор;

группа 7 – «…» – контроль.

Окончательный вариант диаграммы сродства после пересмотра состава данных каждой группы, представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 – Причины возникновения дефектов асфальтобетонного покрытия

В качестве первостепенных мероприятий, направленных на повышение качества асфальтобетонных покрытий можно отметить совершенствование системы контроля за качеством поставляемых материалов, технологией и качеством выполнения работ.

Немаловажное значение имеет обучение персонала дорожных предприятий современным технологиям производства и укладки асфальтобетонных смесей.

7.2.2 Короткие волны : шагом 30-90 см, чаще 45-60 см, связаны, как правило, с неравномерной подачей смеси к шнековым питателям укладчика, в результате чего выглаживающая плита то поднимается, то опускается вследствие изменения давления смеси на плиту. Другими причинами могут быть износ шарниров плиты, неправильная установка угла атаки плиты, нестабильность смеси по составу (при укатке). Для устранения дефекта следует проверить работу питающих устройств укладчика и выглаживающей плиты, а также стабильность состава смеси и ее температуры. Короткие волны шагом 7-10 см могут быть вызваны неправильным режимом работы виброкатка.

7.2.3 Длинные волны появляются, как правило, из-за колебаний состава и температуры смесей в прибывающих автосамосвалах или резких изменений направления движения катков, а также по названным выше причинам (неправильной работы укладчика и катков). Кроме того, длинные волны могут отражать неровности нижнегослоя основания. Расслоение смеси при доставке также может быть причиной появления длинных волн. Для устранения дефекта необходимо проконтролировать работу механизмов на укладке и качество (однородность и температуру) подвозимой смеси.

7.2.4 Разрывы по центру полосы укладки, по внешним кромкам или по всей ширине вызываются, как правило, неудовлетворительным состоянием или неправильной работой укладчика (в первую очередь, его выглаживающей плиты), пониженной температурой укладываемой смеси, появлением в составе смеси негабаритного щебня или посторонних включений. Для устранения разрывов необходимо проверить и отрегулировать работу плиты, контролировать температуру смеси и плиты (особенно при остановках укладчика), при одиночных разрывах дефект устраняется вручную добавлением горячей смеси лопатой перед началом уплотнения дорожным катком.

7.2.5 Неоднородная текстура поверхности покрытия (особенно при работе с щебенистыми смесями) вызывается, главным образом расслоением смеси при приготовлении и доставке, низкой температурой смеси, колебаниями состава смеси и неправильной регулировкой подачи смеси под выглаживающую плиту. Устранение дефекта определяется причиной его возникновения и заключается в контроле и регулировке работы органов асфальтоукладчика, устранении причин расслаивания смеси на АБЗ.

7.2.6 Следы от выглаживающей плиты могут быть вызваны при остановках укладчика перед разгрузкой очередного самосвала, неправильном взаимодействии укладчика и самосвала (резких торможениях) или при работе

укладчика с уширителями. Для устранения дефекта следует отрегулировать или отремонтировать плиту укладчика, добиться взаимодействия при разгрузке автосамосвалов, сократить остановки укладчика.

7.2.7 Растрескивание (появление коротких поперечных трещин), обычно проявляетсяпосле 2-3 проходов катка (особенно гладковальцового) в начале укатки. Трещины могут появляться и в промежуточный период укатки при повышенной температуре смеси и пластичных (малощебенистых) смесях. Редко трещины возникают при значительной разности температур укладываемой смеси и нижнего слоя. Причинами растрескивания могут быть состав смеси, неправильно выбранные режимы уплотнения катком (повышенная скорость катка, резкие развороты или остановки катка на покрытии). С учетом основной причины следует, в первую очередь, проверить и откорректировать или изменить состав смеси (некоторые смеси растрескиваются даже при температуре 65°С), откорректировать режим уплотнения (в первую очередь температурный) или изменить состав звена дорожных катков, например, использовать в начале укатки только пневмокаток.

7.2.8 Выступание битума (жирные пятна) на поверхности покрытия обычно появляются в начальный период эксплуатации покрытия в виде двух жирных полос по колее движения. Они могут вызывать резкое повышение скользкости покрытия особенно в мокрую погоду. Причины связны главным образом с повышенным содержанием битума в составе асфальтобетонной смеси, расслоением смеси, присутствием воды в смеси, повышенным содержанием битума при обработке (подгрунтовке) нижнего слоя. Для устранения дефекта следует добиться, в первую очередь, минимального содержания влаги в укладываемой смеси, снижения содержания битума или изменения состава смеси. Как крайняя мера может быть рекомендована присыпка жирных пятен сухим мелким песком или минеральным порошком.

7.2.9 Следы от катков на покрытии обычно остаются в процессе начального или основного уплотнения и удаляются на этапе окончательного уплотнения. Однако, при неправильном режиме уплотнения они могут остаться на готовом покрытии. Причинами дефекта могут быть высокая температура или повышенная пластичность состава смеси, недостаточное число проходов или остывание смеси до окончания укатки. Для устранения дефекта следует соответственно проверить и при необходимости откорректировать состав и температуру смеси, увеличить число проходов катков, применить более тяжелый каток или пневмокаток при окончательной укатке.

7.2.10 Некачественные швы сопряжения полос (разность уровней или расслоение смеси в шве) имеют причиной несоблюдение выше приведенных правил их выполнения. Поэтому для устранения дефекта следует четко соблюдать правила работ, целесообразно рекомендовать разогрев холодных спаек газовыми горелками или линейками дефектных мест с подкаткой катком.

7.2.11 Неравномерная толщина слоя вызывается, как правило, неправильной регулировкой выглаживающей плиты или повышенной скоростью движения укладчика (более 24 м/мин для тонких слоев и 15 м/мин для слоев толще 6 см). Дефект может быть устранен за счет корректировки работы выглаживающей плиты укладчика.

7.2.12 Продольные трещины вдоль полотна могут быть вызваны либо недостаточным уплотнением нижнего слоя или сцеплением с ним, либо сдвигом от тяжелого катка при разворотах, либо уплотнением слишком горячей смеси. Дефект, в случае двух последних причин, может быть устранен только частично, пока смеси находятся в горячем состоянии.

7.2.13 Возможные дефекты готового покрытия из литого асфальтобетона – наплывы в местах с продольным уклоном, могут возникать из-за расслоения смеси при перевозке; скользкость покрытия – из-за недостаточной вязкости вяжущего (глубина вдавливания штампа меньше нормы) или несоблюдении температурного режима укладки; выкрашивание в процессе эксплуатации покрытия, вызываемое плохой обработкой швов сопряжений полос или укладкой литой асфальтобетонной смеси в мокрую погоду.

7.2.14 Для предотвращения дефектов при работах с литым асфальтобетоном рекомендуется строгое соблюдение правил и норм. укладка холодного асфальта

Федеральная дорожная служба России КАТАЛОГ

типичных дефектов содержания

конструктивных элементов

автомобильных дорог

Том 1
Дефекты весенне-летне-осеннего периода

Том 2

Дефекты зимнего периода

Москва 1998
КАТАЛОГ

Том 1 Дефекты весенне – летне – осеннего периода Общие положения Раздел 1 Дефекты проезжей части (включая используемые съезды) Раздел 2 Дефекты земляного полотна и полосы отвода РАЗДЕЛ 3 ДЕФЕКТЫ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ РАЗДЕЛ 4 ДЕФЕКТЫ ОБУСТРОЙСТВА И ОБСТАНОВКИ ДОРОГИ Том 2 Дефекты зимнего периода Общие положения РАЗДЕЛ 1 Дефекты проезжей части и земляного полотна РАЗДЕЛ 2 ДЕФЕКТЫ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ РАЗДЕЛ 3 ДЕФЕКТЫ ОБУСТРОЙСТВА И ОБСТАНОВКИ ДОРОГИ

Том 1

Дефекты весенне – летне – осеннего периода

Общие положения

1. "Каталог" предназначен для распознания и выявления типичных дефектов содержания конструктивных элементов автомобильных дорог путем визуального сличения изображения дефектов с реальными дефектами на автомобильных дорогах, при их обследовании службами ремонта н содержания. 2. "Каталог" состоит из двух томов. Первый том содержит типичные дефекты содержания конструктивных элементов автомобильных дорог в весенне-летне-осенний период года, второй том - в зимний период года. 3. В каждом томе каталога дефекты сгруппированы по четырем основным элементам автомобильных дорог; - проезжая часть; - земляное полотно и полоса отвода; - искусственные сооружения; - обустройство и обстановка дороги. 4. На листах каталога содержатся: - цветные фотографии дефекта; - описание дефекта; - описание определения площади поврежденного участка и порядок измерения количественных показателей дефекта; - допустимые количественные показатели дефекта для конструктивного элемента дороги в зависимости от уровня содержания и категории дороги согласно "Временного руководства"; 5. Фотографии дефектов, имеющих недопустимые количественные показатели, заключены в рамку красного цвета, а имеющие допустимые показатели - в рамку черного цвета. 6. Для распознания и сопоставления размеров дефекта при визуальном осмотре на фотографии имеются масштабные репера. Масштабные репера представлены в трех видах: - трехметровая рейка (желтый цвет); - полутораметровая рейка (красно-белый цвет); - столбики высотой 10 см.

Раздел 1

Дефекты проезжей части (включая используемые съезды)

Наличие посторонних предметов на проезжей части, создающих аварийную обстановку, при отсутствии соответствующих дорожных знаков Определение Брошенные на проезжей части автомобильной дороги посторонние предметы, дорожные материалы, изделия, конструкции, создающие аварийную обстановку при отсутствии соответствующих дорожных знаков. Наличие на проезжей части посторонних предметов, создающих аварийную обстановку, недопустимо на дорогах всех категорий, при всех уровнях содержания.

Наличие полос загрязнения у кромок покрытия Определение Наличие полос загрязнения из пыли, грязи и мусора у кромок покрытия. Площадь полосы загрязнения Площадь полосы загрязнения определяется как произведение ширины и длины полосы загрязнения.

Допустимая ширина и площадь загрязнения у кромок покрытия

Допустимый

шириной до 0,5 м и площадью не более 3 % площади покрытия

шириной до 0,5 м и площадью не более 1,5 % площади покрытия

шириной до 0,5 м и площадью не более 5 % площади покрытия

шириной до 0,5 м и площадью не более 3 % площади покрытия

шириной до 0,5 м и площадью не более 8 % площади покрытия

шириной до 0,5 м и площадью не более 5 % площади покрытия

шириной до 0,5 м иплощадью не более 3 % площади покрытия

шириной до 0,5 м и площадью не более 10 % площади покрытия

шириной до 0,5 м и площадью не более 8 % площади покрытия

шириной до 0,5 м иплощадью не более 5 % площади покрытия

Наличие необработанных мест выпотевания битума

Определение Наличие излишка вяжущего на поверхности покрытия с изменением текстуры и цвета покрытия площадью более 1м 2 . Площадь необработанного участка. Площадь необработанного участка соответствует площади прямоугольника со сторонами параллельными и перпендикулярными оси проезжей части, описанного вокруг места выпотевания битума. Допустимая площадь необработанных мест выпотевания битума

Допустимый

допустимы площадью до 7 м 2 на 1000 м 2

допустимы площадью до 5 м 2 на 1000 м 2

доп. пл. до 7 м 2 на 1000 м 2

доп. пл. до 5 м 2 на 1000 м 2

доп. пл. до 10 м 2 на 1000 м 2

доп. пл. до 7 м 2 на 1000 м 2

доп. пл. до 15 м 2 на 1000 м 2

доп. пл. до 10 м 2 на 1000 м 2

доп. пл. до 25 м 2 на 1000 м 2

доп. пл. до 20 м 2 на 1000 м 2

доп. пл. до 15 м 2 на 1000 м 2

Раскрытые необработанные трещины на покрытии. Наличие не заполненных мастикой деформационных швов на цементобетонных покрытиях* Определение Наличие на покрытии дорожной одежды трещин произвольного очертания и расположения с шириной раскрытия 3 мм и более, а также деформационных швов, не заполненных мастикой.

Допустимая ширина раскрытия необработанных трещин на покрытии

Допустимый

допустимы отдельные трещины с шириной раскрытия до 0,5 см

допустимы отдельные трещины с шириной раскрытия до 0,3 см

допустимы отдельные трещины с шириной раскрытия до 0,7 см

допустимы отдельные трещины с шириной раскрытия до 0,5 см

допустимы отдельные трещины с шириной раскрытия до 1,0 см

допустимы отдельные трещины с шириной раскрытия до 0,7 см

допустимы отдельные трещины с шириной раскрытия до 1,5 см

допустимы отдельные трещины с шириной раскрытия до 1,3 см

допустимы отдельные трещины с шириной раскрытия до 1,0 см

* Наличие не заполненных мастикой деформационных швов на цементобетонных покрытиях не допускается.

Повреждения (выбоины) не более 15 × 60 × 5 см (длина × ширина × глубина), распространяются и на проезжую часть моста Определение Разрушение покрытия в виде углублений разной формы с резко выраженными краями (более 3 см глубиной и 200 см 2 по площади), в том числе на проезжей части мостов. Площадь поврежденного участка. Площадь повреждения соответствует площади прямоугольника со сторонами параллельными и перпендикулярными оси проезжей части, описанного вокруг поврежденного места.

Допустимая общая площадь повреждений на покрытии

Допустимый

допустимы общей площ. до 0,3 м 2 (1,5 м 2) на 1000 м 2 покрытия

допустимы общей площ. до 1,0 м 2 (3,0 м 2) на 1000 м 2 покрытия

допустимы общей площ. до 0,3 м 2 (1,5 м 2) на 1000 м 2 покрытия

допустимы общей площ. до 1,5 м 2 (4,5 м 2) на 1000 м 2 покрытия

допустимы общей площ. до 1,0 м 2 (3,0 м 2) на 1000 м 2 покрытия

допустимы общей площ. до 2,5 м 2 (7,0 м 2) на 1000 м 2 покрытия

допустимы общей площ. до 2,0 м 2 (6,0 м 2) на 1000 м 2 покрытия

допустимы общей площ. до 1,5 м 2 (4,5 м 2) на 1000 м 2 покрытия

Примечание. В скобках указана допустимая общая площадь повреждений на покрытии в весенний период.

Максимальный просвет под трехметровой рейкой в местах заделки выбоин и других повреждений Определение Выступы лишнего материала или углубления (ямы) относительно поверхностипокрытия в местах заделки выбоин и других повреждений. Порядок измерения максимального просвета 1. Трехметровая рейка устанавливается вдоль оси дороги на место заделки повреждения. 2. Если оба конца рейки висят над покрытием, то оба просвета измеряются по краю заделки повреждения с двух сторон рейки и фиксируется максимальный просвет. 3. Если один конец рейки опирается на покрытие, а другой висит (из-за малого размера места повреждения), то просвет измеряется по краю заделки со стороны опертого конца рейки. 4. Если рейка устанавливается надуглублением, то максимальный просвет (глубина фиксируется по длине повреждения. Допустимый максимальный просвет под трехметровой рейкой в местах заделки выбоин и других повреждений

Допустимый

не более 7 мм

не более 5 мм

не более 3 мм

не более 7 мм

не более 5 мм

не более 3 мм

не более 7 мм

не более 5 мм

не более 3 мм

не более 7 мм

не более 5 мм

не более 3 мм

не более 7 мм

не более 5 мм

не более 3 мм

Колейность на переходном покрытии

Определение Плавное искажение поперечного профиля покрытия, локализованное вдоль полос наката. Порядок измерения глубины колеи Рейка устанавливается на покрытие перпендикулярно оси дороги так, чтобы ее концы опирались на покрытие за полосами наката. Глубина колеи измеряется по обеим полосам наката и фиксируется максимальное значение.

Допустимая глубина колеи на переходном покрытии

Допустимый

Примечание. Колейность на переходном покрытии при интенсивности движения, соответствующей категориям 1 - э и 2 - э, не допускается при всех уровнях содержания

Гребенка, нарушение профиля

Определение Разрушение покрытий из щебня, гравия и грунта в виде поперечных выступов и углублений. Допустимая площадь наличия гребенки и нарушения профиля покрытия Примечание. Наличие гребенки, нарушение профиля на переходном покрытии при интенсивности движения, соответствующей категориям 1-э и 2-э, не допускается при всех уровнях содержания.

Пылимость переходного покрытия

Определение Наличие облака пыли при проезде автомобиля по гравийно-щебеночному покрытию.

Допустимая пылимость переходного покрытия

Категория дороги Уровни содержания
Допустимый Средний Высокий
3-э допускается вне населенных пунктов допускается вне населенных пунктов
4-э допускается вне населенных пунктов допускается вне населенных пунктов допускается вне населенных пунктов
5-э допускается вне населенных пунктов допускается вне населенных пунктов допускается вне населенных пунктов
Примечание. Пылимость переходного покрытия при интенсивности движения, соответствующей категориям 1 - э и 2 - э, не допускается при всех уровнях содержания

Раздел 2

Дефекты земляного полотна и полосы отвода

Наличие на разделительной полосе, обочинах и откосах земляного полотна отдельных посторонних предметов Определение Брошенные на разделительной полосе, обочинах и откосах земляного полотна посторонние предметы, дорожные материалы, изделия и конструкции. Недопустимо наличие на разделительной полосе, обочинах и откосах земляного полотна отдельных посторонних предметов, не представляющих опасности для дорожного движения, на дорогах всех категорий, при всех уровнях содержания.

Возвышение обочин и разделительной полосы над проезжей частью при отсутствии бордюра Определение Наличие участков обочины или разделительной полосы, возвышающихся над уровнем проезжей части при отсутствии бордюра. Возвышение обочин и разделительной полосы над проезжей частью при отсутствии бордюра недопустимо на дорогах всех категорий, при всех уровнях содержания.

Занижение обочин и разделительной полосы относительно прилегающей кромки проезжей части при отсутствии бордюра Определение Наличие участков обочин или разделительной полосы заниженных (с резким перепадом высотных отметок) относительно кромки проезжей части в месте их сопряжения при отсутствии бордюра. Порядок измерения просвета Рейка устанавливается на покрытие перпендикулярно оси дороги и фиксируется просвет у кромки проезжей части. Допустимое занижение обочин и разделительной полосы относительно прилегающей кромки проезжей части при отсутствии бордюра

Допустимый

1-э

не более 3,0 см

не более 2,0 см

нет
2-э

не более 4,0 см

не более 3,0 см

не более 2,0 см

3-э

не более 4,0 см

не более 3,0 см

не более 2,0 см

4-э

не более 4,0 см

не более 3,0 см

не более 2,0 см

5-э

не более 4,0 см

не более 3,0 см

не более 2,0 см

Наличие отдельных повреждений, просадок и застоя воды на обочинах и разделительной полосе Определение Наличие на обочине или разделительной полосе деформаций в виде колейности, просадок или ямочности. Скопление воды на обочине или разделительной полосе, вызванное их недостаточным или обратным поперечным уклоном, наличием деформаций, а также нарушением работы системы водоотвода (дренажа, водоотводных канав). Площадь повреждения соответствует площади прямоугольника со сторонами параллельными и перпендикулярными оси проезжей части, описанного вокруг поврежденного места. Допустимая площадь отдельных повреждений, просадок и застоя воды на обочинах и разделительной полосе

Допустимый

укрепленных обочин:

до 0,З м 2 (1,5 м 2), глубиной до 5 см, на 1000 м 2

неукрепленных обочин:

до 5м 2 , глубиной до 5 см, на 1000 м 2

укрепленных обочин: нет

неукрепленных обочин:

укрепленных обочин:

неукрепленных обочин:

укрепленных обочин:

до 0,3 м 2 (1,5 м 2), глубиной до 5 см, на 1000 м 2

неукрепленных обочин:

укрепленных обочин: нет

неукрепленных обочин:

до 3 м 2 , глубиной до 5 см, на 1000 м 2

укрепленных обочин:

неукрепленных обочин: до 10 м 2 , глубиной не более 7 см, на 1000 м 2

укрепленных обочин:

до 1,0 м 2 (З м 2), глубиной до 5 см, на 1000 м 2

неукрепленных обочин:

до 7 м 2 , глубиной до 7 см, на 1000 м 2

укрепленных обочин:

до 0,Зм 2 (1,5м 2), глубиной до 5 см, на 1000 м 2

неукрепленных обочин:

до 5 м 2 , глубиной до 5 см, на 1000 м 2

укрепленных обочин:

неукрепленных обочин:

до 12 м 2 , глубиной не более 10 см, на 1000 м 2

укрепленных обочин:

до 1,5 м 2 (4,5 м 2), глубиной не более 5 см, на 1000 м 2

неукрепленных обочин:

до 10 м 2 , глубиной не более 7 см, на 1000 м 2

укрепленных обочин:

до 1,0 м 2 (3 м 2), глубиной до 5 см, на 1000 м 2

неукрепленных обочин:

до 7 м 2 , глубиной до 7 см, на 1000 м 2

укрепленных обочин:

до 2,5 м 2 (7,0 м 2), глубиной не более 5 см, на 1000 м 2

неукрепленных обочин:

до 15 м 2 , глубиной не более 10 см, на 1000 м 2

укрепленных обочин:

до 2,0 м 2 (6,0 м 2), глубиной не более 5 см, на 1000 м 2

неукрепленных обочин:

до 12 м 2 , глубиной неболее 10 см, на 1000 м 2

укрепленных обочин:

до 1,5 м 2 (4,5 м 2), глубиной не более 5 см, на 1000 м 2

неукрепленных обочин:

до 10 м 2 , глубиной не более 7 см, на 1000 м 2

Примечание. В скобках указана допустимая площадь для весеннего периода.

Высота травы на обочинах и разделительной полосе

Определение Трава, неокошенная в соответствии с агротехнологией, нарушающая эстетический вид автомобильной дороги. Допустимая высота травы на обочинах и разделительной полосе

Допустимый

1-э не более 15 см не более 15 см нет
2-э не более 15 см не более 15 см не более 15 см
3-э не более 15 см не более 15 см не более 15 см
4-э не более 15 см не более 15 см не более 15 см
5-э не более 15 см не более 15 см не более 15 см

Наличие древесно-кустарниковой растительности на обочинах, откосах и разделительной полосе Определение Кустарники и деревья на обочинах, откосах и разделительной полосе, ограничивающие видимость, способствующие накоплению снега и препятствующие водоотводу. Допустимое наличие древесно-кустарниковой растительности на обочинах, откосах и разделительной полосе

Допустимый

1-э
2-э
3-э
4-э

допустимо при обеспечении видимости

5-э

допустимо при обеспечении видимости

допустимо при обеспечении видимости

нет

Наличие древесно-кустарниковой растительности в полосе отвода Определение Кустарники и деревья в полосе отвода, ограничивающие видимость, способствующие накоплению снега и препятствующие водоотводу.

Допустимое наличие древесно-кустарниковой растительности в полосе отвода

Допустимый

допустимо при обеспечении видимости

допустимо при обеспечении видимости

допустимо при обеспечении видимости

допустимо при обеспечении видимости

допустимо при обеспечении видимости

допустимо при обеспечении видимости

допустимо при обеспечении видимости

Состояние системы водоотвода (водосбросы, водобойные колодцы, водоотводные канавы) Определение Водоотводные канавы размытые, заиленные, заросшие травой или кустарником. Не обеспеченный продольный уклон, свободный пропуск и наличие застоя воды у водоотводных сооружений. Разрушение конструкции и загрязнения лотков, быстротоков и водобойных колодцев.

Допустимое состояние системы водоотвода

Допустимый

в работоспособном состоянии

в работоспособном состоянии

в работоспособном состоянии

в работоспособном состоянии

в работоспособном состоянии

в работоспособном состоянии

в работоспособном состоянии

в работоспособном состоянии

в работоспособном состоянии

в работоспособном состоянии

в работоспособном состоянии

допустимо частичное нарушение профиля водоотводных канав на 20 % протяженности

допустимо частичное нарушение профиля водоотводных канав на 10 % протяженности

в работоспособном состоянии

Наличие неорганизованных съездов

Определение Места произвольного (неорганизованного) съезда автотранспортных средств с автомобильной дороги, не предусмотренные проектом и не разрешенные дорожно-эксплуатационной службой. Места произвольного (неорганизованного) съезда недопустимы на дорогах всех категорий, при всех уровнях содержания.

РАЗДЕЛ 3

ДЕФЕКТЫ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ

Наличие отдельных выбоин на покрытии тротуаров

Определение Местные разрушения покрытия тротуара в виде углублений разной формы с резко выраженными краями. Допустимая площадь отдельных выбоин на покрытии тротуаров

Допустимый

до 1,0 % общей площади

до 1,5 % общей площади

до 0,5 % общей площади

до 2,0 % общей площади

до 1,0 % общей площади

до 0,5 % общей площади

до 3,0 % общей площади

до 1,5 % общей площади

до 1,0 % общей площади

до 6,0 % общей площади

до 4,0 % общей площади

до 2,5 % общей площади

Отдельные поверхностные повреждения перильных ограждений, ограждений элементов пролетных строений, подлежащих восстановлению в течение 5 суток Определение Механические повреждения стоек по высоте или в месте их крепления, а также повреж­дение окраски поручня или решетки в отдельных секциях перильных ограждений. Допустимое наличие отдельных поверхностных повреждений перильных ограждений, ограждений элементов пролетных строений, подлежащих восстановлению в течение 5 суток

Категория дороги Уровни содержания
Допустимый
1-э

допустимы

2-э

допустимы

3-э

допустимы

4-э

допустимы

допустимы

5-э

допустимы

допустимы

допустимы

Разрушение откосов регуляционных сооружений, конусов и насыпи Определение Нарушение целостности укрепленной поверхности откосов регуляционных сооружений, конусов и насыпи. Допустимая площадь разрушения откосов регуляционных сооружений, конусов и насыпи

Допустимый

до 1,0 % общей площади

до 1,5 % общей площади

до 0,5 % общей площади

до 2,0 % общей площади

до 1,0 % общей площади

до 0,5 % общей площади

до 2,5 % общей площади

до 1,5 % общей площади

до 1,0 % общей площади

до 3,0 % общей площади

до 2,0 % общей площади

до 1,5 % общей площади

Наличие локальных разрушений слоев дорожной одежды вдоль деформационных швов, выкрашивание мастики Определение Локальные разрушения слоев дорожной одежды в виде скола кромок швов покрытия и поперечных трещин вдоль деформационных швов мостов. Нарушение герметичности деформационных швов с выкрашиванием мастики. Допустимая протяженность локальных разрушений слоев дорожной одежды вдоль швов

Допустимый

до 2 % протяженности шва

до 5 % протяженности шва

до 2 % протяженности шва

до 10 % протяженности шва

до 5 % протяженности шва

до 2 % протяженности шва

до 20 % протяженности шва

до 10 % протяженности шва

до 5 % протяженности шва

до 30 % протяженности шва

до 20 % протяженности шва

до 10 % протяженности шва

Загрязнение опорных узлов

Определение Наличие грязи в местах установки опорных узлов между пролетными строениями и опорами. Отсутствие смазки узлов в необходимых случаях. Загрязнение опорных частей пролетных строений мостов недопустимо на дорогах всех категорий, при всех уровнях содержания.

Наличие просадок в местах сопряжения моста с насыпью

Определение Понижение профиля покрытия у стыка насыпи и переходной плиты моста. Порядок измерения просвета Рейка устанавливается вдоль оси дороги на края просадки и фиксируется максимальный просвет по длине рейки.

Допустимая просадка в месте сопряжения моста с насыпью

Допустимый

Загрязнение проезжей части мостков

Определение Наличие полос загрязнения из пыли и грязи у тротуаров на проезжей части мостов. Допустимая ширина полос загрязнения на проезжей части мостов

Допустимый

до 0,5 м у тротуаров

до 0,5 м у тротуаров

до 0,5 м у тротуаров

до 0,5 м у тротуаров

до 0,5 м у тротуаров

Застой воды у оголовков водопропускных труб

Определение Скопление воды у входных и выходных оголовков водопропускных труб, вызванное недостаточным уклоном трубы или отводящего русла, а также их заиливанием или зарастанием. Застой воды у оголовков водопропускных труб недопустим на дорогах всех категорий, при всех уровнях содержания.

Локальные разрушения укрепления откоса насыпи и оголовков водопропускных труб Определение Нарушение целостности укрепленной поверхности откосов и выкрашивание материала оголовков труб. Допустимая площадь локальных разрушений укрепления откоса насыпи и оголовков водопропускных труб

Допустимый
1-э

не более 3 % общ. площади

нет нет
2-э не более 5 % общ. площади

не более 3 % общ. площади

нет
3-э

не более 10 % общ. площади

не более 5 % общ. площади

не более 3 % общ. площади

4-э

не более 15 % общ. площади

не более 10 % общ. площади

не более 5 % общ. площади
5-э

не более 20 % общ. площади

не более 15 % общ. площади

не более 10 % общ. площади

Заиливание водопропускных труб

Определение Отложение илистых частиц в сечении и у оголовков водопропускных труб.

Допустимая величина заливания водопропускных труб

Допустимый

до 1/10 диаметра

до 1/10 диаметра

до 1/10 диаметра

Размыв русел водотоков у оголовков водопропускных труб

Определение Образование промоин у оголовков водопропускных труб вследствие вымывания грунта и материала укрепления русел водотоков. Размыв русел водотоков у оголовков водопропускных труб недопустим на дорогах всех категорий, при всех уровнях содержания.

Наличие травы высотой более 15 см и древесно-кустарниковой растительности у оголовков водопропускных труб Определение Наличие травы высотой более 15 см и древесно-кустарниковой растительности в русле у оголовков водопропускных труб, препятствующих нормальному движению воды. Наличие травы высотой более 15 см и древесно-кустарниковой растительности в русле у оголовков водопропускных труб недопустимо на дорогах всех категорий, при всех уровнях содержания.

Наличие незаделанных швов между звеньями водопропускных труб Определение Нарушение герметичности стыков. Незаделанные швы между звеньями водопропускных труб недопустимы на дорогах всех категорий, при всех уровнях содержания.

РАЗДЕЛ 4

ДЕФЕКТЫ ОБУСТРОЙСТВА И ОБСТАНОВКИ ДОРОГИ

Определение Наличие технических средств организации дорожного движения, установленных с нарушением действующих стандартов, норм и правил. Установка технических средств организации дорожного движения с нарушением действующих стандартов, норм и правил не допустима на дорогах всех категорий, при всех уровнях содержания.

Наличие грязи на дорожных знаках, ограждениях, павильонах, посадочных площадках, площадках отдыха и стоянках транспортных средств Определение Наличие слоя пыли и грязи на дорожных знаках и ограждениях, затрудняющего их восприятие. Наличие грязи и мусора у павильонов, посадочных площадок, на стоянках автотранспорта и на площадках отдыха, нарушающих эстетический вид сооружений. Допустимая площадь загрязнения дорожных знаков, ограждений, павильонов, площадок отдыха и стоянок транспортных средств

Допустимый

до 5 % площади

до 10 % площади

до 5 % площади

до 10 % площади

до 5 % площади

до 15 % площади

до 10 % площади

до 5 % площади

до 15 % площади

до 10 % площади

до 5 % площади

Износ дорожной разметки, выполненной краской (термопластиком) Определение Нарушение целостности дорожной разметки. Площадь износа разметки Площадь износа разметки соответствует площади прямоугольника, описанного вокруг поврежденного места. Для продольной горизонтальной разметки износ определяется на участке длиной 50метров.

Допустимый износ дорожной разметки

Допустимый

не более 50 % (25 %) площади

не более 45 % (22 %) площади

не более 40 % (20 %) площади

не более 50 % (25 %) площади

не более 45 % (22 %) площади

не более 40 % (20 %) площади

не более 50 % (25 %) площади

не более 45 % (22 %) площади

не более 40 % (20 %) площади

не более 50 % (25 %) площади

не более 45 % (22 %) площади

не более 40 % (20 %) площади

не более 50 % (25 %) площади

не более 45 % (22 %) площади

не более 40 % (20 %) площади

Примечание. В скобках – допустимый износ дорожной разметки, выполненной термопластиком.

Повреждение окраски ограждений, кроме оцинкованных поверхностей Определение Ограждение окрашено не в соответствии с требованиями действующего ГОСТа, либо не окрашено. Наличие поблекшей окраски или коррозии металла. Допустимая площадь повреждения окраски ограждений, кроме оцинкованных поверхностей.

Допустимый

не более 5 % общ. площади

не более 10 % общ. площади

не более 5 % общ. площади

не более 10 % общ. площади

не более 5 % общ. площади

не более 15 % общ. площади

не более 10 % общ. площади

не более 5 % общ. площади

не более 20 % общ. площади

не более 15 % общ. площади

не более 10 % общ. площади

Наличие поврежденных элементов ограждений, не восстановленных в течение 5 суток после обнаружения дефектов (начало)

Наличие поврежденных элементов ограждений, не восстановленных в течение 5 суток после обнаружения дефектов (окончание) Определение Отсутствие или деформации отдельных секций ограждений, наличие дефектов крепления секций ограждений. Наличие раскрытой сетки трещин на железобетонных стойках, механических повреждений или уменьшенного расчетного сечения металлических или деревянных стоек ограждений. Наличие поврежденных элементов ограждений, не восстановленных в течение 5 суток после обнаружения, недопустимо на дорогах всех категорий, при всех уровнях содержания.

Локальные повреждения бортовых камней (мелкие повреждения глубиной до 3 см при суммарной площади свыше 20 % или локальные разрушения глубиной более 3 см) Определение Наличие на открытой поверхности бортовых камней мелких повреждений глубиной менее 3 см при их суммарной площади более 20 % или локальные разрушения глубиной более 3 см. Локальные повреждения глубиной до 3 см при их суммарной площади более 20 % или локальные разрушения глубиной более 3 см не допустимы на дорогах всех категорий, при всех уровнях содержания. Не допускается отклонение бортового камня от проектного положения.

КАТАЛОГ

типовых дефектов содержания конструктивных элементов автомобильных дорог

Том 2

Дефекты зимнего периода

Настоящий "Каталог типичных дефектов содержания конструктивных элементов автомобильных дорог" (далее по тексту - "Каталог") является неотъемлемой частью "Временного руководства по оценке уровня содержания автомобильных дорог" и содержит перечень дефектов, регламентируемый этим руководством. "Каталог" разработан: - Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР" - Государственным унитарным предприятием Саратовский научно - производственный центр "РОСДОРТЕХ" - Государственным предприятием Дорожный учебно-инженерный центр (г. Павловск).

Общие положения

1. "Каталог" предназначен для распознания и выявления типичных дефектов содержания конструктивных элементов автомобильных дорог путем визуального сличения изображения дефектов с реальными дефектами на автомобильных дорогах, при их обследовании службами ремонта и содержания. 2. "Каталог" состоит из двух томов. Первый том содержит типичные дефекты содержания конструктивных элементов автомобильных дорог в весенне-летне-осенний период года, второй том - в зимний период года. 3. Во втором томе каталога дефекты сгруппированы по трем основным элементам автомобильных дорог: - проезжая часть и земляное полотно; - искусственные сооружения; - обустройство и обстановка дороги. 4. На листах каталога содержатся: - цветные фотографии дефекта; - описание дефекта; - допустимые количественные показатели дефекта для конструктивного элемента дороги в зависимости от уровня содержания и категории дороги согласно "Временного руководства". 5. Фотографии дефектов, имеющих недопустимые количественные показатели, заключены в рамку красногоцвета, а имеющие допустимые показатели - в рамку черного цвета. 6. Для распознания и сопоставления размеров дефекта при визуальном осмотре на фотографии имеются масштабные репера. Масштабные репера представлены в трех видах: - трехметровая рейка (желтый цвет); - полутораметровая рейка (красно-белый цвет); - вертикальный репер высотой 50 см.

РАЗДЕЛ 1

Дефекты проезжей части и земляного полотна

Ширина очистки проезжей части от снега (при допустимой толщине рыхлого слоя снега во время снегопада и до окончания снегоуборки) Определение Неуплотненный слой снега на проезжей части, образовавшийся после снегопада илиметели, а также практически неуплотняемый слой снега, перемешанный с хлоридами.

Допустимая ширина очистки проезжей части от снега

Допустимый

на всю ширину (не более 30 мм)*

на всю ширину (не более 20 мм)*

на всю ширину (не более 40 мм)*

на всю ширину (не более 30 мм)*

на всю ширину (не более 50 мм)*

на всю ширину (не более 40 мм)*

на всю ширину (не более 60 мм)*

на всю ширину (не более 50 мм)*

*- При допустимой толщине рыхлого слоя снега во время снегопада и до окончания снегоуборки

Ширина очистки обочин и разделительной полосы от снега (при допустимой толщине рыхлого слоя снега во время снегопада и до окончания снегоуборки) Определение Неуплотненный слой снега на обочинах и разделительной полосе, образовавшийся после снегопада или метели, а также практически неуплотняемый слой снега, перемешанный с хлоридами. Допустимая ширина очистки обочин и разделительной полосы от снега

Категория дороги Уровни содержания
Допустимый
1-э

на всю ширину (не более 60 мм)*

на всю ширину (не более 40 мм)*

на всю ширину (не более 20 мм)*
2-э

на всю ширину (не более 60 мм)*

на всю ширину (не более 40 мм)*

3-э

на 1/2 ширины (не более 80 мм)*

на всю ширину (не более 60 мм)*

4-э

на 1/2 ширины (не более 100 мм)*

на 1/2 ширины (не более 80 мм)*

5-э

не нормируется (не более 140 мм)*

на 1/2 ширины (не более 120 мм)*

на 1/2 ширины (не более 100 мм)*

*- При допустимой толщине рыхлого слоя снега во время снегопада и до окончания снегоуборки.

Толщина уплотненного слоя снега на проезжей части (на переходном покрытии) Определение Снег на поверхности дороги, подвергшийся значительному уплотнению под воздействием транспорта.Допустимая толщина уплотненного слоя снега на проезжей части

Категория дороги Уровни содержания
Допустимый Средний Высокий
1-э нет нет нет
2-э нет нет нет
3-э нет (не более 70 мм на переходном покрытии)

нет (не более 30 мм на переходном покрытии)

4-э нет (не более 90 мм на переходном покрытии)

нет (не более 50 мм на переходном покрытии)

5-э

нет (не более 100 мм на переходном покрытии)

нет (не более 90 мм на переходном покрытии)

нет (не более 70 мм на переходном покрытии)

Возвышение обочин и разделительной полосы с уплотненным слоем снега над проезжей частью Определение Наличие участков обочины или разделительной полосы с уплотненным сдоем снега, возвышающихся над уровнем проезжей части. Возвышение обочин и разделительной полосы с уплотненным слоем снега над проезжей частью недопустимо на дорогах всех категорий при всех уровнях содержания.

Наличие снежного вала на обочинах, а на участках с дорожными ограждениями - за ограждениями Определение Накопление снега на обочинах или у ограждений, образованное в виде продольного вала, в результате уборки снега с дорожного покрытия. Наличие снежного вала на обочинах после завершения снегоуборки недопустимо на дорогах всех категорий при всех уровнях содержания (кроме участков с дорожными ограждениями, где снежные валы находятся за ограждениями).

Повреждения (выбоины) не более 15x60x5 см (длина х ширина х глубина), распространяются и на проезжую часть моста Определение Местные разрушения покрытия в виде углублений разной формы с резко выраженными краями (более 3 см глубиной и 200 см 2 по площади). Площадь поврежденного участка Площадь повреждения соответствует площади прямоугольника со сторонами параллельными и перпендикулярными оси проезжей части, описанного вокруг повреждения.Допустимая общая площадь повреждений (выбоин) на покрытии

Допустимый

допустимы общей площадью до 1,5 м 2 на 1000 м 2 покрытия

допустимы общей площадью до 3,0 м 2 на 1000 м 2 покрытия

допустимы общей площадью до 1,5 м 2 на 1000 м 2 покрытия

допустимы общей площадью до 4,5 м 2 на 1000 м 2 покрытия

допустимы общей площадью до 3,0 м 2 на 1000 м 2 покрытия

допустимы общей площадью до 7,0 м 2 на 1000 м 2 покрытия

допустимы общей площадью до 6,0 м 2 на 1000 м 2 покрытия

допустимы общей площадью до 4,5 м 2 на 1000 м 2 покрытия

РАЗДЕЛ 2

ДЕФЕКТЫ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ

Ширина очистки проезжей части мостов от снега (при допустимой толщине рыхлого слоя снега во время снегопада и до окончания снегоуборки) Определение Неуплотненный слой снега на проезжей части мостов, образовавшийся после снегопада или метели, а также практически неуплотняемый слой снега, перемешанный с хлоридами.

Допустимая ширина очистки проезжей части мостов от снега

Допустимый

на всю ширину (не более 30 мм)*

на всю ширину (не более 20 мм)*

на всю ширину (не более 10 мм)*

на всю ширину (не более 40 мм)*

на всю ширину (не более 30 мм)*

на всю ширину (не более 20 мм)*

на всю ширину (не более 50 мм)*

на всю ширину (не более 40 мм)*

на всю ширину (не более 30 мм)*

на всю ширину (не более 60 мм)*

на всю ширину (не более 50 мм)*

на всю ширину (не более 40 мм)*

на всю ширину (не более 70 мм)*

на всю ширину (не более 60 мм)*

на всю ширину (не более 50 мм)*

* При допустимой толщине рыхлого слоя снега во время снегопада и до окончания снегоуборки

Толщина уплотненного слоя снега на проезжей части мостов Определение Снег на проезжей части мостов, подвергшийся значительному уплотнению под воздействием транспорта. Допустимая толщина уплотненного слоя снега на проезжей части мостов

Допустимый

(не более 70 мм)*

(не более 50 мм)*

(не более 30 мм)*

(не более 90 мм)*

(не более 70 мм)*

(не более 50 мм)*

(не более 100 мм)*

(не более 90 мм)*

(не более 70 мм)*

* толщина уплотненного слоя снега на проезжей части мостов, находящихся на автомобильной дороге с переходным типом покрытия


Толщина рыхлого слоя снега на тротуарах мостов во время снегопада и до окончания снегоуборки Определение Неуплотненный слой снега на тротуарах мостов, образовавшийся после снегопада или метели. Допустимая толщина рыхлого слоя снега на тротуарах мостов

Допустимый

не более 60 мм*

не более 40 мм*

не более 20 мм*

не более 80 мм*

не более 60 мм*

не более 40 мм*

не более 100 мм*

не более 80 мм*

не более 60 мм*

не более 120 мм*

не более 100 мм*

не более 80 мм*

не более 140 мм*

не более 120 мм*

не более 100 мм*

* - ори отсутствии регулярного пешеходного движения по мостам могут быть предусмотрены иные нормы содержания тротуаров

Толщина уплотненного слоя снега на тротуарах мостов Определение Снег на поверхности тротуаров мостов, подвергшийся значительному уплотнению под воздействием пешеходов. Допустимая толщина уплотненного слоя снега на тротуарах мостов

Допустимый

не более 50 мм*

не более 40 мм*

не более 30 мм*

не более 70 мм*

не более 50 мм*

не более 40 мм*

не более 100 мм*

не более 70 мм*

не более 50 мм*

не более 130 мм*

не более 100 мм*

не более 70 мм*

не более 150 мм*

не более 130 мм*

не более 100 мм*

* - при отсутствии регулярного пешеходного движения по мостам могут быть предусмотрены иные нормы содержания тротуаров

Дефекты (не представляющие угрозы безопасности движения транспортных средств и пешеходов) проезжей части, тротуаров, ограждений и перил мостов Определение Дефекты проезжей части и тротуаров, механические повреждения элементов ограждений и перил мостов, не представляющие угрозы безопасности движения транспортных средств и пешеходов. Допустимая площадь дефектов проезжей части, тротуаров, ограждений и перил мостов

Допустимый

не более 2% общей площади

не более 1% общей площади

не более 3% общей площади

не более 2% общей площади

не более 1% общей площади

не более 4% общей площади

не более 3% общей площади

не более 2% общей площади

не более 5% общей площади

не более 4% общей площади

не более 3% общей площади

не более 6% общей площади

не более 5% общей площади

не более 4% общей площади

Наличие снежно-ледяных отложений в теле трубы в период до начала весеннего паводка Определение Снежно-ледяные отложения в теле трубы, препятствующие пропуску весеннего паводка Допустимая величина снежно - ледяных отложений в теле трубы

Допустимый

не более 2/3 диаметра

не более 2/3 диаметра

не более 2/3 диаметра

не более 2/3 диаметра

не более 2/3 диаметра

не более 2/3 диаметра

не более 2/3 диаметра

не более 2/3 диаметра

не более 2/3 диаметра

не более 2/3 диаметра

не более 2/3 диаметра

не более 2/3 диаметра

не более 2/3 диаметра

не более 2/3 диаметра

не более 2/3 диаметра

Установка указательных вех в местах расположения труб, сигнальных столбиков, барьерного ограждения, начала и конца мостов, участков дорог с насыпью более 2 м и на участках кривых малого радиуса Определение Указательные вехи в местах расположения труб, сигнальных столбиков, барьерного ограждения, начала и конца мостов, на участках кривых малого радиуса отсутствуют, либо сломаны.

Наличие указательных вех в местах расположения труб, сигнальных столбиков, барьерного ограждения, начала и конца мостов, участков с насыпью более 2м и на участках кривых малого радиуса

Допустимый

не менее 75 % от требуемого количества

по мере необходимости

по мере необходимости

по мере необходимости

по мере необходимости

по мере необходимости

по мере необходимости

РАЗДЕЛ 3

ДЕФЕКТЫ ОБУСТРОЙСТВА И ОБСТАНОВКИ ДОРОГИ

Установка технических средств организации дорожного движения с нарушением действующих стандартов, норм и правил Определение Наличие технических средств организации дорожного движения, установленных с нарушением действующих стандартов, норм и правил. Установка технических средств организации дорожного движения с нарушением действующих стандартов, норм и правил не допустима на дорогах всех категорий, при всех уровнях содержания.

Необеспеченность снегозаносимых участков работоспособной снегозащитой

Определение Отсутствие работоспособной защиты от снежных заносов на снегозаносимых участках дороги. Допустимая необеспеченность снегозаносимых участков снегозащитой

Допустимый

не более 10 %

не более 5 %

не допустимо

не более 20 %

не более 10 %

не допустимо

не более 30 %

не более 20 %

не более 10 %

не более 40 %

не более 30 %

не более 20 %

не более 50 %

не более 40 %

не более 30 %

Толщина рыхлого слоя снега на заездных карманах и посадочных площадках остановок общественного транспорта во время снегопада и до окончания снегоуборки

Определение Неуплотненный слой снега на заездных карманах и посадочных площадках остановок общественного транспорта, образовавшийся после снегопада или метели, а также практически неуплотняемый слой снега, перемешанный с хлоридами. Допустимая толщина рыхлого слоя снега на заездных карманах и посадочных площадках остановок общественного транспорта во время снегопада и до окончания снегоуборки

Допустимый

не более 60 мм

не более 40 мм

не более 20 мм

не более 80 мм

не более 60 мм

не более 40 мм

не более 100 мм

не более 80 мм

не более 60 мм

не более 120 мм

не более 100 мм

не более 80 мм

не более 140 мм

не более 120 мм

не более 100 мм

Толщина уплотненного слоя снега на заездных карманах и посадочных площадках остановок общественного транспорта Определение Снег на поверхности заездных карманов и посадочных площадках остановок общественного транспорта, подвергшийся значительному уплотнению под воздействием транспорта и пешеходов. Допустимая толщина уплотненного слоя снега на заездных карманах и посадочных площадках остановок общественного транспорта

Допустимый

не более 50 мм

не более 40 мм

не более 30 мм

не более 70 мм

не более 50 мм

не более 40 мм

не более 100 мм

не более 70 мм

не более 50 мм

не более 130 мм

не более 100 мм

не более 70 мм

не более 150 мм

не более 130 мм

не более 100 мм

Толщина рыхлого слоя снега на площадках отдыха и стоянках транспортных средств во время снегопада и до окончания снегоуборки Определение Неуплотненный слой снега на площадках отдыха, образовавшийся после снегопада или метели, а также практически неуплотняемый слой снега, перемешанный с хлоридами. Допустимая толщина рыхлого снега на площадках отдыха и стоянках транспортных средств

Допустимый

не более 140 мм

не более 120 мм

не более 100 мм

не более 140 мм

не более 120 мм

не более 100 мм

не более 140 мм

не более 120 мм

не более 100 мм

не более 140 мм

не более 120 мм

не более 100 мм

не более 140 мм

не более 120 мм

не более 100 мм

Толщина уплотненного слоя снега на площадках отдыха и стоянках транспортных средств Определение Снег на поверхности площадок отдыха (стоянках транспортных средств), подвергшийся значительному уплотнению под воздействием транспорта. Допустимая толщина уплотненного слоя снега на площадках отдыха и стоянках транспортных средств

Допустимый

не более 100 мм

не более 90 мм

не более 70 мм

не более 100 мм

не более 90 мм

не более 70 мм

не более 100 мм

не более 90 мм

не более 70 мм

не более 100 мм

не более 90 мм

не более 70 мм

не более 100 мм

не более 90 мм

не более 70 мм

Наличие снежно-ледяных отложений, затрудняющих восприятие информации а дорожных знаках

Определение Наличие снега, ледяных отложений, инея, затрудняющих восприятие информации на дорожных знаках, установленных всоответствии с дислокацией. Наличие снежно - ледяных отложений, затрудняющих восприятие информации на дорожных знаках недопустимо на дорогах всех категорий, при всех уровнях содержания.

Пропускная способность - кол-во, которые може6т пропустить АД, обеспечивая обходимую безопасность и удобство для движения.

ПС может быть:

Теоретическая;

Практическая.

Теоретическая ПС определяется как отношение рассматриваемого периода времени Т ко времени, которое занимает транспортное средство проходя по участку равному динамическому габариту подвижного состава. Пт = Т/t.

la - длинна транспортного ср-ва

Sp - путь, пройденный ТС за время реакции водителя

Sт - длинна тормозного пути

lз - расстояние запаса

Максимальное количество автомобилей, которое может пропустить участок дороги, с конкретными дорожными условиями в единицу времени, называют практической пропускной способностью и определяют по формуле

где П max - максимальная практическая пропускная способность эталонного участка;

B итог - итоговый коэффициент снижения пропускной способности.

За эталонный принимают горизонтальный, прямолинейный в плане участок с проезжей частью, имеющей не менее двух полос движения шириной по 3,75м, с сухим шероховатым покрытием, с расстоянием видимости не менее 800 м, для транспортного потока, состоящего только из легковых автомобилей.

где - B 1 , B 2 , B n - частные коэффициенты снижения пропускной способности, определяемые в зависимости от характеристик дорожных условий и состава транспортного потока (количество полос движения, ширина полосы движения, наличие пешеходных переходов, остановок, пересечений, малых углов поворотов, больших уклонов продольного профиля; освещение тротуаров и проезжей части, расстояние от ПЧ до застройки, количество автопоездов в потоке, расстояние видимости, ширина мостов и путепроводов).

Под влиянием света, тепла, кислорода воздуха битумные материалы, используемые для покрытий дорог, стареют. В процессе старения одни их составные части улетучиваются или окисляются, другие агрегируют и уплотняются. Пластичность битумов уменьшается, увеличивается хрупкость, появляются трещины. Это особенно опасно в агрессивных химических средах.

Благодаря сложности и высокой степени полимеризации соединения, входящие в состав битумных материалов, обладают относительно высокой кислотностью. Однако от продолжительного воздействия концентрированных растворов минеральных кислот битумные материалы разрушаются. Битумы и композиции на их основе, изготовленные с применением кислотостойких заполнителей (природных и искусственных), стойки против длительного воздействия серной кислоты при концентрации ее не более 50%, соляной -30%, азотной - 25%, уксусной - 70%, фосфорной - 80%.


Длительное воздействие концентрированных водных растворов (до 40. ..50%), едких щелочей и карбонатов щелочных металлов при обычной и повышенной температуре вызывает постепенное разрушение битумных составов. Даже насыщенные растворы извести, например, в бетоне, омыляют битумы. На них не действуют водные растворы минеральных и органических солей. Битумные материалы хорошо противостоят неокисленным органическим кислотам, но в органических растворителях растворяются.

Коррозия битумов приводит к снижению физико-механических свойств асфальтобетона, возникновению в дорожных покрытиях различного рода дефектов.

Дефекты дорожных покрытий (дорожных одежд) - это отклонения геометрических параметров, текстуры и структуры дорожной одежды от нормативных требований.

В зависимости от характера, местопо-ложения и величины дефекты подразделяются на следующие виды:

Трещины - дефекты нарушения сплошности дорожного покрытия, возникающие в результате знакопеременной нагрузки, усталостных явлений, температурного расширения и других факторов. Увеличение числа и протяженности трещин свидетельствует о начале процесса разрушения дорожной одежды. Для асфальтобетонных по-крытий характерны отдельные, а также частые трещины.

Отдельные трещины - поперечные и косые трещины, не связанные между собой, среднее расстояние между которыми - 4 и более метров. При определении дефектов дорог записывается общая длина трещин в погонных метрах.

Частые трещины - поперечные и косые трещины с ответвлениями, иногда связанные между собой, но, как правило, не образующие замкнутых фигур; среднее расстояние между соседними трещинами - 1-4м. При дорожной диагностике измеряется площадь участка с трещинами в квадратных метрах.

Сетка трещин - взаимопересекающиеся поперечные, продольные и криволинейные трещины, делящие поверхность ранее монолитного покрытия на ячейки. Дефекты измеряются в квадратных метрах.

Выбоины - местные разрушения дорожного покрытия, имеющие вид углублений с резко очерченными краями, образовавшиеся за счет разрушения материала покрытия; при диагностике дорог измеряются в квадратных метрах. Причинами образования выбоин могут быть недоуплотнение материала в данном месте, применение неоднородного или загрязненного примесями материала, образование трещин или мест повышенного динамического воздействия колес автомобилей из-за неровности покрытия и т.д. Для предотвращения развития выбоин по площади и глубине необходимо принимать экстренные меры по их устранению сразу после обнаружения.

Заплаты - участки, на которых исходное дорожное покрытие было удалено и заменено сходным или другим материалом; измеряются в метрах квадратных. Являются результатом применения ямочного ремонта, при некачественном выполнении которого ухудшается ровность за счет разности в уровнях поверхности покрытия и заплат. Заплаты также оказывают влияние на однородность яркости покрытия.

Колейность - дефект дорожного покрытия, обусловленный на-личием на проезжей части колей - продольных углублений правильной формы в местах наката, систематического приложения нагрузок от колес подвижного состава. Колейность образуется при значительных (предельных) осевых нагрузках вследствие реологических свойств материалов и недостаточной прочности конструкциидорожной одежды. Под влиянием тяжелых автомобилей, при интенсивном движении колейность может прогрессировать и принести к образованию трещин, проломов. Наличие колейности затрудняет выполнение маневров автомобилей, ухудшает водоотвод с покрытия и повышает опасность дорожного движения. При диаг-ностике автомобильных дорог колейность различают по глубине: до 15 мм, от 15 до 30 мм, свыше 30 мм, ее измеряют в метрах погонных.

Выкрашивание - разрушение дорожного покрытия в результате потери им отдельных зерен минерального материала - гравийного, щебеночного (на покрытиях переходного типа); за счет потери связи между зернами материала на усовершенствованных покрытиях облегченного типа, а также на капитальных покрытиях нежесткого типа при плохом сцеплении (адгезии) зерен щебня с битумом; при плохом перемешивании смеси, использовании в покрытии некачественных материалов; при укладке материала в дождливую или холодную погоду или при недоуплотнении покрытия. При диагностике дорог измеряется в квадратных метрах.

Шелушение - разрушение поверхности покрытия за счет отделения наружных тонких пленок материала, вызванное воздействием воды и отрицательных температур. Особенно интенсивно происхо-дит при частом замерзании и оттаивании покрытия и при использо-вании соляных смесей для борьбы с гололедом. Интенсивность ше-лушения зависит от качества материалов.

Пористые и слабые материалы более чувствительны к колебаниям температуры и чаще подвержены шелушению. Шелушение асфальтобетонных покрытий наиболее интенсивно происходит в весенний период при частом оттаивании и замерзании верхних слоев. С увеличением числа переходов температуры через ноль интенсив-ность шелушения возрастает. При диагностике дорог измеряется в квадратных метрах.

Разрушение кромок - разрушение краев покрытия в виде сетки трещин или откалывания его материала. Обламывание кромок происходит при переезде колес тяжелых автомобилей через кромку, при ударах колес на стыках цементобетонных плит, а также при недостаточной прочности дорожной одежды в прикромочной зоне. При диагностике автомобильных дорог измеряется в погонных метрах. Для предохранения кромок покрытия от повреждения в местах сопряжения их с обочинами устанавливают бордюры, устраивают краевые полосы, укрепляют обочины, швы между плитами заделывают мастикой.