Марья растение. Иван-да-марья. Противопоказания к применению

Часто название иван-да-марья используется по отношению к нескольким разным видам растений. Зачастую так называют и шалфей луговой, и фиалку трёхцветную, и живучку женевскую, и барвинок, но более известное растение – марьянник дубравный. Его другие названия – иванец, двуцветник или брат с сестрой.

Это растение относится к семейству заразиховых и считается однолетним. Цветок иван-да-марья – медоносное и декоративное растение, но в то же время и ядовитое. Несмотря на это, оно широко применяется в народной медицине.

Соцветье – верхушечное, кисть — колосовидная с редким цветом. Прицветники сердцевидно-яйцевидные, супротивные, заострённые с зубчиками, вдоль жилок и у основания слегка опушённые. У нижней части соцветия прицветники зелёного цвета, у основания средней части – фиолетово-синего, у верхнего – фиолетового окраса.

Чашечка, как правило, трубчатая с заострёнными зубчатками. Цветки у растения неправильной формы, цветоножки небольшие, обращены в одну сторону и опушённые. Венчик жёлтый, двугубый, с нижней губой и красноватой трубочкой. Цветёт с мая по сентябрь. Предпочитает произрастать в дубравах, на опушках и полях, в болотистых лугах и среди кустарников.

Трава иван-да-марья обширно распространена на европейской территории. Главные места произрастания – лесная и лесостепная зона в европейской части России. Но также растение можно повстречать на Кавказе и в Сибири, Украине. Лучшие условия для роста растения – торфяные и сырые луга, меловые склоны и лиственные леса.

Род марьянник насчитывает 35 видов. Для России наиболее характерным видом является иван-да-марья (марьянник дубравный), марьянник луговой, полевой и разрезной.

Галерея: цветок иван-да-марья (25 фото)

















Легенды о цветке

Природа одарила растение иван-да-марья очень яркой и контрастной окраской, поэтому вокруг него ходит так много разных легенд и сказаний.

Каждая народность рассказывает свою легенду появления цветка, но в каждой истории существовали влюблённые, которые, несмотря ни на что, хотели быть вместе. Так этот яркий цветок стал символом верности и любви. Ещё с древних времён считалось, что синий – это мужской цвет, а жёлтый – женский. Но также неудивительно, что в названии используются самые распространённые русские имена – Иван и Марья. Именно они могли символизировать любую влюблённую пару. Две самые распространённые легенды:

Вот такие удивительные и интересные истории сочинял народ про эту траву. Но цветок прославился не только необычными легендами, он также стал известен благодаря своим целебным свойствам.

Применение в народной медицине

В народной медицине для приготовления лекарственных средств применяют надземные части этой травы:

  • цветы;
  • плоды;
  • листья;
  • стебли.

Полезные свойства

Трава иван-да-марья – ядовитое растение. Вся наземная его часть содержит гликозиды и алкалоиды, в том числе – дульцит и аукубин. Очень ядовитыми считаются семена.

Они могут вызвать довольно сильное отравление как у людей, так и у животных. Поэтому употреблять растение в качестве лечебного средства нужно осторожно. Несмотря на это свойство, растение обладает лечебным действием при многих заболеваниях:

  1. Так, его польза очевидна при болезнях желудка и ЖКТ, сердца (гипертония), а также при невралгии и эпилепсии.
  2. Особенно эффективно применять наружно при туберкулёзе кожи, диатезе, чесотке, ревматизме, разных сыпях, для промывания ран. Наружно можно применять порошок из сушёного растения, но также и сок из свежего.
  3. Настой из цветков обладает успокаивающим, седативным, противосудорожным действием. Чай из растения пьют при золотухе.

Возможная опасность

Но применять растение нужно только по инструкции, иначе можно нанести вред здоровью. Основные симптомы передозировки, отравления:

  • желудочные боли;
  • слабость и сонливость;
  • рвота и тошнота;
  • сокращение сердечного ритма.

Если человек столкнулся с необходимостью применения этого цветка, то не надо забывать о его токсичных свойствах. Особенно опасны семена. Они оказывают наркотическое действие, вызывают сонливость и раздражительность. При появлении вышеуказанных симптомов следует обратиться к доктору.

Магические свойства растения

Люди издавна наделяют траву иван-да-марья магическими свойствами. Так, если сорвать растение в день солнцестояния, то цветок поможет уйти от погони тому, кто хранит его при себе.

Также на Руси считали, что человек, который держит цветок при себе, может быстро ездить даже на больной и старой лошади. Раньше многие разведчики и гонцы носили в кармане иван-да-марью. Известно, что свежий сок цветка давали пить людям, потерявшим ум и слух, рассудок и память.

Цветки иван-да-марьи, которые были собраны на Ивана Купалу, хранились в избе. Люди верили, что цветок защищает их дом от дурных людей и злых духов, а также способствует восстановлению отношений между супругами. Для защиты от воров цветки раскладывали в углы дома.

Иван-да-Марья – это собирательный образ нескольких растений, которые относятся даже к разным семействам. Вот некоторые из них : фиалка трехцветная, шалфей луговой, живучка женевская.

Чаще всего Иваном-да-Марьей называют Марьянник дубравный. Иван-да-Марья — растение выделяется среди прочих своим колоритным цветением. Цветы его желтые трубчатые, а над ними сине-фиолетовые кроющие листья — прицветники.

Издалека может показаться, что марьянник имеет два типа цветов – желтые и синие. Но при детальном рассмотрении становится понятно, что цветы у него желтые. Иногда они могут быть оранжевыми или красными.

Вконтакте

Одноклассники

Ботаническое описание

Плод растения — семечки с масличным карманом . В кармане содержится сильно пахнущее масло, которое привлекает муравьев. Муравьи переносят семечки, выступая в роли агентов по распространению марьянника. Растение цветет с мая по сентябрь на опушке леса, в дубравах, на затопляемых лугах.

Комнатный цветок Иван-да-Марья – это другое, похожее на марьянник растение – бегония клубневая. Цветоводы-любители называют ее «жених и невеста». Бегония также имеет два типа цветов: махровые, похожие на розы и маленькие 4-5-лепестковые. Это растение похоже на Иван-да-Марью. Википедия подробно описывает его.

Марьянник дубравный – ядовитое растение, содержит гликозиды и алкалоиды, опасные для человека. Марьянник не используется в официальной фармакопее, хотя применяется в народном целительстве при заболевании сердца, желудка, эпилептических припадках. Очень осторожно нужно использовать средства на основе марьянника, так как зафиксированы случаи сильнейшего отравления человека и животных с летальным исходом. Признаки отравления:

  • Тошнота;
  • Рвота;
  • Сильные спазмы желудка;
  • Потеря сознания;
  • Тахикардия;
  • Замедление ЧСС;
  • Повышение температуры.

Как бы то ни было, это одно из любимых растений русского народа. Издревле растение использовалось в обрядах языческой религии, например, на праздник Ивана Купалы. Вокруг растения собрано множество красивых легенд и поверий.

Легенды о растении

Почему же это растение называется Иван-да-Марья? Желтый цвет растения в языческом мире – это символ огня; а фиолетовый – это знак воды.

В целом цветок характеризуют единение двух противоположных стихий:

  • воды и огня,
  • мужчины и женщины.

Легенда о брате и сестре

В первоначальном варианте – это легенда о Купале (м) и Костроме (ж). В одной семье родились брат и сестра. Сестру Кострому в раннем детстве украла злая птица Сирин и унесла в дальние края, где девушка росла. Однажды Купала отправился путешествовать по миру. Проплывая по реке, он увидел, что на волнах колышется красивый венок. Купала поднял его и причалил к берегу. На берегу он встретил девушку необычайной красоты. Они влюбились друг в друга.

Когда влюбленные вернулись в родную деревню, кто-то из стариков узнал в девушке пропавшую много лет назад Кострому. Выяснилось, что они брат и сестра. Узнав о своем родстве, они не смогли это пережить, так как успели пожениться. Решено было покончить с собой, и они утопились. Кострома стала Мавкой или русалкой, а Иван погрузился на дно. Мавка очень скучала за любимым и плакала по ночам на берегу. Боги, наблюдая эту ситуацию, превратили их в цветок – Купала-да-Мавка, а в позднем варианте Иван-да-Марья. Вот такая вот грустная легенда о цветке.

Альтернативная легенда

Есть более щадящая легенда со счастливым концом. Однажды юноша Иван и девушка Марья пошли в лес по грибы. Они были сильно влюблены друг в друга и везде ходили вместе. Когда они вышли на опушку, налетела страшная гроза.

Гром гремел так, что деревья падали, а молнии ударяли в землю и подожгли лес. Марья очень испугалась, уронила корзинку с грибами, расплакалась и начала собирать.

Иван бросился ей помогать. Молнии били совсем близко, ударяя в землю и в деревья. Иван очень перепугался за Марью и закрыл ее собой. Так они просидели, пока гроза не стихла.

Бог Перун в этот день был не в духе и убил много людей, гулявших по степи и по лесу вопреки страху, который он в них вселял. Всех кто не боялся грозы, он убивал молнией. Заметив девушку и юношу с корзинками грибов, он начал в них посылать молнии. Вдруг он заметил, что Иван защищает свою спутницу, которая плачет и молится богу Перуну о спасении. Это очень тронуло грозного повелителя стихией. Он перестал посылать молнии и гром.

Когда Иван и Марья ушли, Перун пустил одну маленькую молнию в то место, где они пережидали ненастье. На этом месте на следующий день выросло красивое растение с золотистыми цветками, как волосы у Марьи. А прикрывали эти цветки фиолетовые листочки, как накидка у Ивана. Так и появилось растение – символ трепетной славянской любви.

Цветок Иван да Марья




Творчество

Помимо легенд в народном творчестве есть песни, баллады и стихи про это растение. Вот одна из них – украинская песня:

В воскресенье повенчали,

В понедельник спать поклали.

Стал пытать детина,

Якого роду есть девчина.

«Киевлянка я, батьку Карпом звать!»

Стала пытати Марья-девчина,

Якого роду был детина:

«Киевлянин, батьку тоже Карпом звать!»

«Где ж такое видано,

Чтоб сестра за брата шла?

Сестра за брата не пойдет,

А брат сестру не заберет!

Пойдем мы в поле,

Станем там травою

Цвети трава двумя цветами

Пока любовь есть между нами».

Такие песни распевали на празднование Купалы. Множество легенд, песен и сказаний есть у славян про Ивана-да-Марью. Если встретите растение на опушке, не забудьте рассказать их вашим спутникам.

Легенды и мифы о растениях [Легенды Древнего Востока, языческие мифы, античные предания, библейские истории] Мартьянова Людмила Михайловна

Иван-да-марья

Иван-да-марья

Широко распространенное и хорошо всем знакомое растение иван-да-марья (melampyrum nemorosum) получило свое народное название за контрастную (противопоставление Иван-Марья, мужчина-женщина) и весьма привлекательную окраску: золотисто-желтые цветы хорошо смотрятся на фоне сине-фиолетовых кроющих листьев. Цветочная трубка красно-бурая. Губа цветков также со временем краснеет.

Издали кажется, что иван-да-марья (марьянник дубравный) цветет сразу и желтыми и синими цветами. Но подойдешь поближе – и увидишь, что цветки у этого растения желтого цвета, а над ними красивые синие листочки, которые как бы прикрывают собой эти желтенькие цветы. Желтые цветы и синие листочки над ними и делают иван-да-марью очень нарядной травой.

Но главная ипостась символа заключается в священном соединении огня и воды, земного и небесного.

Сочетание желтого и синего цвета отражает купальские значения огня и воды, широко используемые во время праздника. В этом качестве цветок представлялся как звено, соединяющее людей и с богами, и между собой. Не случайно союзы, заключенные на Купалу, считались нерушимыми, даже если совершались без ведома родителей и родни. Новобрачные, взявшись за руки, прыгали через костер, а затем совершали ритуальное омовение перед актом физической любви. Таков был обряд заключения сакрального брака, а символом его был цветок, в котором желтый цвет (огонь) соотносился с женихом, а синий (вода) – с невестой. Этот же смысл проводился в обряде спускания (скатывания) в воду подожженного колеса от телеги, а также сжигания в костре куклы, обряженной в синее платье.

Иван-да-марья – одна из распространенных в России сильных трав. На мысли человека практически не воздействует, поэтому применяется лишь в настоях. Эта трава позволяет организму достичь гармонии инь и янь-энергии, помогают человеку достигнуть счастья в жизни, притягивает к нему то, чего ему недостает. Нечисть она убирает за счет того, что ликвидирует с помощью резервов самого организма энергетические дыры, в которые проникает зло. Успокаивает нервную систему, при постоянном применении этой травы человек заметно хорошеет.

Но свои силы эта трава хранит очень недолго. Собрав ее близ дня Купалы (когда она созревает), вы сможете ею полноценно пользоваться не больше полного лунного месяца. В засушенном виде она с каждым лунным месяцем теряет около 10 % своих исцеляющих свойств, хотя химический состав ее остается прежним. Но тем более постарайтесь не пропустить возможность помыться веничком из иван-да-марьи вечером 7 июля (в день Купалы), чтобы смыть с себя те сущности, которые, прилепившись к вам, сжирают красоту и благополучие.

Люди, любуясь этим цветком, сочинили красивую легенду. В сухую, солнечную погоду пошли в лес по грибы Иван да Марья. Но не успели они дойти до леса как налетел ветер, набежали тучи, засверкала молния, началась гроза. Негде было спрятаться, и храбрый Иван заслонил красавицу Марью. Как только стихла непогода, Иван и Марья вернулись домой, а на том месте, где он спасал девушку, поднялась трава с красивыми фиолетовыми листочками, которые, как Иван Марью, защищали от непогоды желтые цветы. Вот и пошло отсюда название иван-да-марья.

Другая легенда рассказывает, что жил в лесу кривоногий, с копытцами, очень кудряво взъерошенный Леший.

Жил по-своему, горевал по-своему и радовался тоже по-своему. Одиночества он не боялся, друзей не имел, что такое любовь не знал. Так бы оно и шло впредь, но вдруг Леший влюбился. Увидел как-то по весне под кустиком глазастенькую желтенькую фиалочку – Марьюшку и пропал совсем. Фиалочка стоит, цветет, красуется, на Лешего даже не смотрит. А Леший, стараясь обратить на себя внимание, давай хвастаться, будто все умеет, все знает. Но фиалка на него не смотрит. Решил Леший сделать ей предложение, мол выходи за меня замуж. А фиалка в ответ: «Ивана люблю, за него замуж пойду». Это она для цветущего рядом фиолетового Ивана так сказала. Пришло время, поженились две фиалки, желтенькая и фиолетовая, и зажили вместе одним домиком, одним цветком. В цветке том желтые лепестки – Марьюшка, а фиолетовые – Иванушка. И не стало в лесу ни Марьюшки, ни Иванушки по отдельности, а есть единый лесной цветок иван-да-марья. А Леший до сих пор в лесу шатается, горюет и всем жалуется. Цветки ивана-да-марьи обильно выделяют нектар и вполне заслуженно считаются хорошим медоносом. Очень интересно приспособился цветок иван-да-марья к распространению семян – помогают ему в этом муравьи. Дело в том, что семена, похожие на пшеничные зерна, имеют мешочек с ароматными маслами. Для муравьев эти масла – лакомство, поэтому и перетаскивают они семена. А цветку только этого и нужно. А еще интересен этот цветок тем, что на корнях у него есть присоски, прикрепляющиеся к корням других растений. Так цветок подкармливается соком чужих растений. Этот цветок ядовит! А еще он обладает лечебными свойствами: заживляет раны, лечит сердце, кожу. Подумать только, маленький цветок, а как многим он нужен: семена для муравьев, цветочная пыльца для пчел, настойки из листьев для лекарств людям. Да и просто посмотреть на цветок, полюбоваться приятно.

Другие легенды, связанные с Иваном и Марьей, повествуют о запретной любви.

По одной версии, брат и сестра не ведали о своем кровном родстве и вступили в брак, за нарушение обычая они были обращены Богом в цветок. По другой – превращение состоялось по согласию влюбленных, которые не смогли справиться со своей страстью и не желали расставаться. Самый жесткий вариант предания гласит, что сестра хотела соблазнить братца, а он за это ее убил. В качестве предсмертной воли девушка попросила посадить на могиле этот цветок.

Иваном-да-марьей называют порой и трехцветную фиалку, а иногда – живучку женевскую, шалфей луговой и барвинок. Почему? У них тоже ярко отличающиеся два цвета (у фиалки третий, белый, в расчет не принимается).

По другой легенде жили-были брат Иван да сестра Марья в избенке на берегу озера.

Озеро тихое, а слава дурная. В этом озере водился Водяной.

Как наступит ночь Водяной начинает воду будоражить, тину со дна поднимать. В такие лунные ночи выходят из воды русалки и прячутся от Водяного в деревьях. И зовут их тогда древяницами.

И наказывал брат Иван сестре Марье в случае его отлучки не выходить из избы, кабы лиха не случилось. Велел ей тихо сидеть и песен не петь. Ушел Иван в лес на охоту. Марья работу по дому выполнила и стало ей скучно. Села у окна и запела песню. Вдруг слышит тонкий голос зовет ее на улицу выйти. Выглянула Марья за дверь, и ахнула. Там русалки хороводы ведут. Увидели Марью и зовут к себе. Надели венок на голову и признали ее своей царицей.

Вдруг из кустов выглянула страшная голова Водяного и его корявые руки потянулись к Марьюшке.

Вернулся Иван с охоты, а Марьюшки нет дома. Везде искал он ее, но не нашел. Настала купальская неделя.

И решил Иван сплести себе новые лапти и идти искать сестру.

Нашел за озером липку, ободрал, сплел лапти и пошел Марью искать.

Шел, шел, видит – стоит голая липка, с которой он лыко драл. Пошел дальше искать. Но куда ни пойдет везде находит эту липку. Рассердился Иван и решил срубить ободранную им липку. Замахнулся топором, а липка говорит человеческим голосом: «Не руби меня Иван, я сестра твоя Марья. Царь водяной меня в жены взял, теперь я древяница, а с весны опять русалкой буду. Чтобы я опять стала Марьей, тебе надо найти полынь-траву и бросить ее мне в лицо». Только она это проговорила, как лапти понесли Ивана далеко в лес. Нашел он полынь-траву. И бросил Иван в липку полынь-траву, вышла из липки сестрица Марья, обняла брата, заплакала. Бросили они домик у озера, уехали жить далеко-далеко.

И живут неразлучно до сих пор и кличут их всегда вместе – Иван да Марья.

Из книги 100 великих картин автора Ионина Надежда

ИВАН ГРОЗНЫЙ И СЫН ЕГО ИВАН Илья Репин Проблема героя всегда была важнейшей в русской исторической живописи. При этом слово «герой» имело двоякое значение: герой - положительный образ, воплощающий нравственные ценности, и герой, как главное действующее лицо

Из книги Крестная сила автора Максимов Сергей Васильевич

XXX. ИВАН КУПАЛА Изучая народные купальские песни, польские историки XVII века вывели скороспелое заключение о существовании какого-то особого славянского, бога Купалы. Но дальнейшие исследования ученых показали, что заключение это основано на простом искажении некоторых

Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет автора Лаврентьева Елена Владимировна

Из книги Погаснет жизнь, но я останусь: Собрание сочинений автора Глинка Глеб Александрович

Иван Катаев «Боремся мы для будущих поколений, им суждено воспользоваться плодами нашей борьбы. А мы должны себя бестрепетно принести в жертву. И вы, и я - только агнцы заклаемые, и нечего нам добиваться от жизни для самих себя чего-нибудь светлого. Это просто мешает

Из книги Повседневная жизнь русского кабака от Ивана Грозного до Бориса Ельцина автора Курукин Игорь Владимирович

Из книги Русский бал XVIII – начала XX века. Танцы, костюмы, символика автора Захарова Оксана Юрьевна

Иван Бунин Памятный бал Было на этом рождественском балу в Москве все, что бывает на всех балах, но все мне казалось в тот вечер особенным: это все увеличивающееся к полночи нарядное, возбужденное многолюдство, пьянящий шум движения толпы на парадной лестнице, теснота

Из книги Народный быт Великого Севера. Том II автора

Иван глиняный В некотором селе жил старик со старухою. Однажды старик сказал старухе: старуха, принеса-ка мне глины, я слеплю мальчика, так он будет нам заместо сына. Старуха принесла глины, размочила ее и они стали лепить, слепили и положили в печку сохнуть, а старуха села у

Из книги Народный быт Великого Севера. Том I автора Бурцев Александр Евгениевич

АНФИЙ ДА МАРЬЯ Жил-был Анфий да Марья; детей у них не было. Раз Анфий и говорит Марье: свари-ка мне три десятка яиц, я пойду да продам! А дело было перед Пасхой и яйца очень дороги. Марья сварила яйца, он выкрасил их и понес продавать. Взял он по рублю за яйцо, денег у него стало

Из книги Говорят что здесь бывали… Знаменитости в Челябинске автора Боже Екатерина Владимировна

ИВАН КУПЕЦКОЙ СЫН Не в котором царстве, не в котором государстве, не именно в том, в котором мы живем, жили-были два брата и имели они по двенадцати лавок и по трехэтажному каменному дому. У младшего брата был мальчик годов пяти или шести. Младший брат помер, а его молодая

Из книги Русский Галантный век в лицах и сюжетах. Kнига вторая автора Бердников Лев Иосифович

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги Легенды и мифы о растениях [Легенды Древнего Востока, языческие мифы, античные предания, библейские истории] автора Мартьянова Людмила Михайловна

Из книги Бесы: Роман-предупреждение автора Сараскина Людмила Ивановна

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Иван-чай Кипрей традиционно использовался на Руси в качестве повседневного чайного напитка, придающего бодрость и хорошее самочувствие. Участники взятия Казани и покорения Астрахани, ратники Минина и Пожарского, гулящая вольница Степана Разина пили иван-чай, который

Из книги автора

В КАКОМ СТАВРОГИНЕ РАЗОЧАРОВАЛАСЬ МАРЬЯ ТИМОФЕЕВНА? Единственная в романе сцена свидания Ставрогина с Марьей Тимофеевной наедине имеет исключительно важное значение для понимания «основного мифа» «Бесов».Визит Николая Всеволодовича к Лебядкиной был третьим и

Из книги автора

Иван Купала По преданиям, ночь с 6 на 7 июля – это время разгула нечистой силы. Считалось, что ведьмы могли испортить праздник. В эту ночь старались провести обряд очищения: мылись и разводили костры, в которых старались сжечь все плохое, что осталось с прошлого года.Славяне

Так уж сложилось, что о цветке Иван-да-марья многие слышали, но мало кто имеет о нем хоть какое-то представление. А ведь контрастная красота этого растения может стать изюминкой в любом саду. И к тому же цветок будет под рукой, если возникнет необходимость воспользоваться его лечебными свойствами. Статья поможет разобраться в особенностях целебного растения, а прилагающиеся фото позволят насладиться красотой цветка.

Иван-да-марья: легенды и предания

Знания о цветке Иван-да-марья уходят своими корнями вглубь веков. В языческие времена предки-славяне называли цветок Купала-да-Мавка. Лишь с приходом христианства он обрел новое имя, дошедшее и до наших дней.

Согласно восточнославянским мифам жили на белом свете брат с сестрой – Купала и Кострома, волею случая и родительского ослушания разделенные в детстве. Через много лет злосчастный случай вновь их свел вместе, но не ведали они о своем родстве, и полюбили друг друга. И лишь после свадьбы узнали, что сердца их связаны запретной любовью. Горькая правда заставила брата и сестру выбирать между смертью и позором. Они выбрали смерть – Кострома утопилась в глубине лесного озера, и стала первой русалкой-Мавкой, а Купала бросился в жар костра.

Боги, глядя на такую трагедию, сжалились и превратили брата с сестрой в красивый цветок – частью синий, как вода, частью желтый, как огонь. С приходом христианства Купала был переименован в Ивана (в честь Иоанна Крестителя), а Мавку, горемычную сестру его, нарекли Марией, в честь Богородицы.

Лекарственное растение в естественных условиях

Волшебством наделяет молва двуликий цветок, сорванный в день летнего солнцестояния (на праздник Купалы):

  • помогает уйти от преследования человеку, носящего его при себе;
  • обладатель дивного растения сможет быстро передвигаться, будь под ним даже старая кляча (в современной интерпретации окажет помощь гонщику на любом автомобиле);
  • свежевыжатый сок растения давали пить людям, потерявшим память или рассудок;
  • хранение в доме мистического растения способствует защите жилища от злых намерений и духов;
  • выступает хранителем мира между мужем и женой.

Ботанические особенности цветка Иван-да-марья

Однолетнее травянистое растение из обширного семейства Норичниковые, предпочитающее полутень в лесах и рощах. Из этого семейства в средней полосе России произрастает два вида: Марьянник дубравный и Марьянник луговой.

  1. В высоту растет от 10 до 50 см. Причем высота марьянника напрямую зависит от того, к какому растению он «присоседился».
  2. Заостренные ланцетовидные листья Иван-да-марьи располагаются супротивно друг другу на прямостоячем стебле. Внутренняя сторона листьев оснащена короткими волосками.
  3. Двугубые цветки желтого оттенка, а в синий окрашены верхние шерстисто-зубчатые прилистники (они не являются цветками).
  4. Цветение длится с июня по сентябрь.
  5. Иван-да-марья интенсивно выделяет нектар, являясь отличным медоносом.
  6. Размножается преимущественно семенным способом. Распространению растения способствуют муравьи, которые любят лакомиться сочными семенами и растаскивают их.

Внимание! Коров нельзя пасти в районах произрастания Иван-да-марьи, т.к. растение относится к ядовитым и насыщено гликозидами. Молоко от коров, которые употребили в пищу марьянник будет горьким и неприятным на вкус.

Заготовка и фармакологические свойства

В официальной медицине не используются препараты, содержащие цветок Иван-да-марья. Однако народные целители применяют в своих лечебных снадобьях марьянник, пользуясь рецептами, дошедшими до наших дней из глубины веков.

Для заготовки лекарственного сырья используется вся надземная часть Иван-да-марьи, включая его плоды. В период цветения растение либо выдергивают с корешком, либо срезают. Затем лекарственное сырье подвергают сушке в тени или в любом помещении с доступом свежего воздуха, разложив тонким слоем на сухой поверхности, или же подвесив пучками. Хранится сухоцвет Иван-да-марьи в сухом помещении с хорошей вентиляцией в течение 2-х лет в матерчатых мешках.

Цветок Иван-да-марья богат флавоноидами и органическими кислотами.

Внимание! В семенах марьянника содержится гликозид ринантин (аукубин), который является токсичным.

Лекарственное растение обладает следующими эффектами:

  • успокаивающим (действует подобно транквилизаторам);
  • противосудорожным;
  • гипотензивным;
  • ранозаживляющим;
  • противовоспалительным;
  • положительно влияет на сердечно-сосудистую и нервную системы.

Иван-да-марья: показания к применению

В народной медицине марьянник широко применяется для лечения золотухи (в современной интерпретации разновидность атопического дерматита у детей). О давнем использовании растения для лечения этого недуга свидетельствует одно из народных названий цветка – Золотушник. При этом поражении кожи Иван-да-марья применяется наружно - ребенка моют в отваре или делают примочки.

Сухую измельченную траву марьянника целители используют в качестве ранозаживляющего и антисептического средства, предотвращая гнилостные процессы. В виде настоя Иван-да-марью употребляют внутрь при гипертонии и заболеваниях сердца. Травяным чаем облегчают состояние при невралгии и эпилепсии.

Однако не следует начинать лечение без консультации с опытным травником. В случае нарушения дозировки и режима приема Иван-да-марьи возможны следующие проявления:

  • дискомфорт или боли в области желудка;
  • тошнота, рвота;
  • раздражительность;
  • сонливость;
  • замедление сердечного ритма;
  • урежение пульса;
  • слабость.

При появлении одного или нескольких вышеперечисленных симптомов необходимо прекратить употребление Иван-да-марьи, промыть желудок и обратиться за медицинской помощью. Не лишним будет напомнить что Иван-да-марья относится к ядовитым растениям, и применение внутрь беременными и детьми строго противопоказано.

Мужским и женским именами в народе названы растения, которые цветут разноцветной или различной по форме парой соцветий. Одним из таких представителей является бегония, насчитывающая большое количество видов и гибридных сортов. Большой популярностью пользуется бегония клубневая. Привлекательность ей создает внешний вид и . Сегодня представляется цветок Иван да Марья – бегония комнатная: как выглядит, посадка и уход.

Цветок Иван да Марья бегония комнатная как выглядит

Определяют наиболее развитые листки, обрезают их, помещают во влажный субстрат (песка – 3, торфа – 1 часть) и ставят в притененное место.

Защита растения от болезней и вредителей

Бегония поражается мучнистой росой ложной.

Переизбыток влаги становится причиной образования . Чтобы своевременно обнаружить неприятную проблему, рекомендуем наблюдать за внешним видом сердцевины кустика и его нижних листьев, на которых чаще всего проявляются гниль или роса.
Пораженные листья немедленно удаляются, количество поливов резко сокращается. Эти меры позволят предотвратить размножение грибковых вредителей.
Бегонию чаще всего атакуют тля и . Бороться с ними необходимо методом опрыскивания, для чего используются специальные препараты.

Считается чудесным растением. При правильном уходе она , балкон или лоджию. Особого внимания к себе не требует.