Чай иван да марья полезные свойства. Лекарственное растение иван-да-марья. Сем. норичниковые – scrophulariaceae - марьянник дубравный, иван-да-марья - melampyrum nemorosum l

Иван-да-марья – очень красивое и нежное растение. По легенде, в этот цветок превратились парень и девушка, которые очень любили друг друга и не хотели разлучаться. Цветок является символом верности. В народе его также называют: меткой травой, липняком, луговым звонцем, желтушкой. Название объединяет несколько травянистых растений, имеющих довольно своеобразную корневую систему, прямостоячий стебель. В высоту растение может достигать 50 см.

Описание: Иван-да-марья – союз двух травянистых растений, цветы которых имеют два отличительно – ярких цвета, обычно жёлтый и фиолетовый, или синий.

Распространение

Растение имеет европейский ареал распространения. Растёт оно в лесной и лесостепной европейской части России, на западной Украине, на Кавказе, в Сибири. Чаще всего на меловых склонах, в лесах, на сырых торфяных лугах.

Цветение, сбор и заготовка

Иван-да-марья цветёт жёлтыми и синими цветами. Срок цветения – с июня по сентябрь. В сентябре на растении появляются плоды в виде небольших коробочек с семенами.

В качестве сырья для отваров и настоек используют надземную часть растения, то есть: стебли, цветки, листья и плоды.

Сбор проводят в период цветения, срезая стебли острым ножом, отщипывая листья и цветы. Соответственно, если необходимы плоды растения, то следует дождаться их полного созревания.

Сушат сырьё в тёмном прохладном проветриваемом месте, раскладывая на ткани или газете ровным слоем.

Хранить заготовленное сухое сырьё следует не более 10 месяцев.

Применение

Иван-да-марья – растение не столько декоративное, сколько лечебное. Оно применяется в качестве:

  • противовоспалительного;
  • заживляющего;
  • инсектицидного.

Отваром лечат следующие болезни:

  • диатез;
  • экземы;
  • чесотка;
  • туберкулёз кожи;
  • ревматизм;
  • эпилепсия;
  • раны различного происхождения;
  • проблемы работы сердца;
  • проблемы работы желудочно-кишечного тракта.

Рецепты

Для лечения кожных заболеваний, например, чесотки, экземы или диатеза, необходимо принимать ванны с настоем травы. Для приготовления настоя 3 ст.л. сырья заливают литром кипятка. Настаивают в течение 2 часов. После процеживают и выливают в ванную с тёплой водой. Применять ванную необходимо около 30 минут, 3-4 раза в неделю.

Проблемы работы сердца, головокружение, невралгия, эпилепсия, заболевания кишечника и желудка лечат настоем по следующему рецепту: 1 ст.л. сырья заливают стаканом крутого кипятка. Настаиваю 30 минут в термосе или в утеплённой таре. Процеживают и принимают по половине стакана несколько раз в день.

Для лечения открытых ран используют свежую, мелко порубленную траву Иван-да-марья. Ей придают состояние кашицы и накладывают на поражённое место.

Ограничения по применению

Как таковых, противопоказаний растение не имеет, однако следует помнить, что в большом количестве растение Иван-да-марья весьма ядовито. Соответственно, необходимо соблюдать точную рецептуру при изготовлении отваров.

Симптомами передозировки являются:

  • головокружение;
  • слабость;
  • тошнота и рвота;
  • сонливость.

При проявлении вышеперечисленных симптомов необходимо срочно обратиться к врачу.

Традиция собирать целебные и магические травы на праздник Купалы существует очень давно. Некто игумен псковского Елеазарова монастыря Панфил писал Дмитрию Владимировичу Ростовскому примерно в 1505 году, что в канун Иоанна Предтечи (который совпадает в Купалой или летним солнцеворотом) мужчины и женщины ходят по лугам, полям, лесам и болотам в поисках «смертных цветов», «на пагубу человеком и скотом», «тут же и дивиа корение копают на потворение мужем своим: и сиа вся творят действом дьяволим в день Предтечев с приговоры сотанинскими». Что есть описание сбора целебных трав травниками и обычными людьми.

Славянские традиции

К травам, обладающим чародейными свойствами относятся: трава колюка, папоротник, или кочедыжник, тирлич-лихоманник, плакун-трава, дурман адамова голова, болотный голубец, ревенька, одолень-трава, земляника, перенос, на-сон, разрыв-трава, перелёт-трава, иван-да-марья, будяг, чертополох, подорожник, лопушок, купаленка, медвежье ушко, богатенька, чернобыльник, лютик, архилин, муравьиное масло, медяница, или курячья слепота и петров крест. По легендам, целебные травы выращивают русалки и мавки, которые знают все их лечебные свойства. Согласно белорусскому поверью, купальские травы максимально целебны, если их собирают «старые и малые», то есть старики и дети – как наиболее чистые (не живущие половой жизнью, не имеющие месячных очищений и т. п.). Украинские девушки обязательно рвали полынь, так как считали, что её боятся ведьмы и русалки. Полынь носили на поясе, вплетали в венки, втыкали в стены домов и ворот, чтобы преградить путь ведьмам.

Зелень использовалась как универсальный оберег: считалось, что она защищает от болезней и эпидемий, сглаза и порчи; от колдунов и ведьм, нечистой силы, «ходячих» покойников; от стихийных молнии, урагана, пожара; от змей и хищных зверей, насекомых-вредителей, червей. Наравне с этим контакт со свежей зеленью осмыслялся и как магическое средство, обеспечивающее плодовитость и успешное разведение скота, домашней птицы, урожайность злаковых и огородных культур.

Травы старались собрать рано утром в Иванов день до восхода солнца, так как, по поверьям, целебные свойства сохраняют лишь те растения, которые не успеет осветить солнце (болг, бел., укр.). Именно в это время «каждая травка просит сорвать её и сама раскрывает свою целебную силу». Собирали не только лечебные травы, но и растения-обереги (крапиву, полынь, ветки колючих кустарников), а также травы и цветы, предназначенные для гаданий, для обрядовых венков и букетиков, растения для изготовления веников, мётел, корзин.

В «Разрядных книгах» находятся записи о целом ряде старинных судебных волокит о таких травоведах. Достаточно было найти у кого-нибудь неведомый корень или пучок неизвестной травы, чтобы этому было придано значение злого умысла. Пойманных накануне Иванова дня «ведунов» пытали, били батогами, чтобы «не повадно было бы носить и собирать травы и коренья».

Общие сведения о растении Иван-да-Марья

Марьянник Дубравный (Melampyrum nemorosum L.) – однолетнее травянистое растение с опушенным стеблем. Листья супротивные, яйцевидно-ланцетные. Цветки светло-желтые, двугубые, собраны в колосовидные соцветия. Плод – яйцевидная коробочка. Семена крупные, продолговатые, бурые или почти черные. Высота растения – 15-60 см.

Растение выделяется особо ярким контрастом прицветников синих тонов и ярко-жёлтых венчиков. Оно очень декоративно, поэтому часто привлекало внимание живописцев и поэтов, но сорванное в букеты быстро увядает. Цветы Иван-да-Марьи обильно выделяют нектар и вполне заслуженно считаются хорошим медоносом.

Название Иван-да-Марья в разных областях могут давать нескольким (разным) травянистым растениям, цветы которых (или верхние части всего растения) отличаются присутствием двух резко различаемых окрасок, чаще всего жёлтой и синей или фиолетовой. Чаще всего словом Иван-да-Марья называют именно марьянник дубравный, реже – фиалку трехцветную. Еще реже такое название дают шалфею луговому и барвинку – у них тоже ярко отличающиеся два цвета.

Марьянник дубравный встречается в северной, средней и юго-западной зонах европейской части России. Растет по лесным полянам (иногда большими массивами), опушкам, холмам, в зарослях кустарников, на болотистых лугах и меловых склонах. Самое обычное растение наших лугов, полян и опушек лиственных лесов, где цветёт с конца весны до начала осени (май-сентябрь).

Магические свойства

У восточных славян цветок иван-да-марья являлся символом купальских празднований. Во многих местностях у русских он известен также под названиями «цветок Купалы», «купавка», «купальница», «Иваньковский цвет». Белорусы называют его «брат и сестра» и «цветок плача», а украинцы – «братками».

Происхождение этого цветка у восточных славян и некоторых народов, соседствующих с ними – поляков, литовцев, связывается с фольклорным мотивом наказания брата и сестры за инцест – кровосмесительный брак. Так, у русских известно поверье о превращении брата и сестры, вступивших в запретную связь, в цветок, который, соответственно их именам – Иван и Марья, так и стал называться иван-да-марья. У украинцев и поляков широко распространены легенды с близким сюжетом: брат и сестра, разлученные в детстве, долго ходили по свету, а встретившись, не узнали друг друга, поженились и лишь позже узнали, что они брат и сестра. От стыда и горя они превратились в траву, цветы которой – синего и желтого цвета. В фольклоре всех восточных славян встречаются баллады и песни, в которых рассказывается о том, что брат и сестра едва не поженились или уже повенчались, но перед брачной ночью узнали о своем родстве:

А в вокресенье венчали,

В понедельник спать клали.

Стал пытати детина,

Якого роду девчина.

«Я с Киева войтовна, По батюшке Карповна!»

Стала пытати девчина,

Якого роду детина:

«Я с Киева войтович, По батюшке Карпович!»

«Ах, и где ж тому было,

Чтоб сестра за брата шла?

Сестра за брата не йдет,

А брат сестру не берет!

Мы пойдем у поле,

Мы скинемся травою

А что братец с сестрою!»

Эти баллады чаще всего использовались в качестве купальских песен. Невольное нарушение брачного запрета, встречающееся в обрядовых песнях на этот сюжет, соотносится с бытовавшими в народе рассказами о том, что в купальскую ночь в древние времена снимались запреты на любовные отношения между всеми мужчинами и женщинами. Этим обычаем объясняется и тот факт, что инцестуальные мотивы являются наиболее частыми именно в купальских песнях. Широко был распространен, например, купальский песенный сюжет о брате, который хочет убить свою сестру-соблазнительницу. В другой песне делается акцент на том, что инициатива в предложении инцеста принадлежит сестре:

Ходит коник

Вороненький.

На том коне <…>

Иван сидит,

За ним Марья <…>

Вдогон бежит:

«Постой, Иван <…>

Скажу нечто! <…>

Тебя люблю <…>

С тобой пойду!

Загадаю <…>

Три загадки.

А что растет <…>

Без кореня?

А что горит <…>

Без полымя?

А что бежит <…>

Без повода?»

В этой песне содержится архаичный мотив разгадывания загадок космогонического характера (в данном случае разгадка – камень, сажа, вода), который в мифопоэтических текстах имеет отношение к теме испытания на знания, свидетельствующие о готовности к браку.

Сопоставив фольклорный и обрядовый материал восточных славян с мифологиями других народов, исследователи пришли к выводу, что в основе легенд, поверий, купальских песен об инцесте, в том числе и текстов о происхождении цветка иван-да-марьи, лежит архаичный миф о близнецах, один из которых – Иван – связан с жизнью и огнем, а другой – Марья – со смертью и водой. Их отношения в обрядовых песнях соотносятся с древним мотивом брачного поединка огня и воды, то есть именно тех противостоящих друг другу природных стихий, которые имели первостепенное значение в купальской обрядности.

Песни о происхождении цветка иван-да-марьи, связанного с нарушением брачного запрета между братом и сестрой, исполняли в купальскую ночь, пока не сгорало колесо и не затухал обрядовый костер.

В украинских поверьях этот цветок является символом спасения от любви людей, близких по крови. У русских иван-да-марью наряду с некоторыми другими травами использовали для изготовления венков – девичьих головных уборов купальского праздника. Бросая эти венки в воду, девушки гадали о своей судьбе: если венок прибьется обратно к берегу, значит, в этом году остаться в девушках; уплывет к другому берегу – к замужеству; ну, а если венок потонет – гадающую ждет смерть. В Санкт-Петербургской губернии девушки, совершая ритуальное омовение в день Ивана Купалы, входили в воду с цветами иван-да-марьи и отпускали их: если цветок тонул, это предвещало смерть.

Как и другие травы, цветок иван-да-марья в день летнего солнцестояния, когда природа достигала наивысшего расцвета, обладал, по народным представлениям, магической силой, которой крестьяне старались успеть воспользоваться. Повсеместно в день Аграфены Купальницы и Ивана Купалы в лесах и полях собирали травы и цветы. Как правило, за ними отправлялись девушки и молодки – вышедшие замуж в текущем году. В Псковской губернии они, ходили по полю в «рядок» – взявшись за руки, пять-шесть человек – и, собирая растения, обязательно пели:

Пойдем, девки, лугом,

Станем, девки, кругом,

Сорвем по цветочку,

Совьем по веночку,

Куда их денем?

Невестам оденем.

В некоторых местах вместе с девушками за травами ходили и парни. Растения, среди которых цветок иван-да-марья встречался наиболее часто, приносили в деревню большими охапками. Их рассыпали по полу в храмах, жилищах и по земле во дворах, клали к окнам и около икон. Эти растения считались и лучшим средством от различных неприятностей. Во время грозы сохраненную травку бросали в печь, чтобы уберечь дом от ударов молнии, то есть от стихии огня. Цветок иван-да-марья, сорванный в купальскую ночь, клали в углы избы: по поверьям, это помогает избежать кражи. Вор не войдет в дом, где есть иван-да-марья, потому что «брат с сестрой будут говорить; вору будет чудиться, что говорит хозяин с хозяйкой». В белорусской традиции этот цветок – «брат-сестра» – использовали как целебное средство: купальским утром его давали коровам, чтобы были благополучны. Здесь же считали, что он помогает от кашля. В Полесье вплоть до второй половины ХХ века с этой же травой, называемой здесь «братками», купали детей, чтобы они хорошо спали.

Цветок папоротника

Описание

Сначала факты. Папоротники – отдел очень древних растений, богатый своим разнообразием (более 10 тыс. видов). Размножаются папоротники спорами и

вегетативным путем (отростками). Споры находятся на тыльной стороне листка и вполне невзрачны. Некоторые виды папоротников выбрасывают стрелку со спорами, которая напоминает соцветие, но никак не одиночный цветок. А еще папоротники бывают ядовитые. Летом в жаркую погоду в лесу воздух насыщен испарениями. Возможно, именно они вызывают различные слуховые и зрительные галлюцинации.

Легенды о цветке папоротника

Папоротник всегда привлекал к себе интерес и даже вызывали у людей некоторую опаску. Он считались особыми, таинственным и затаённым растениям, не похожим на все остальные. Он вечно что-то скрывал, рос в полутёмных, сырых, страшноватых местах и, видимо, хранили в себе какое-то тайное знание.

Людей привлекала таинственность этих растений, загадка их размножения пpи отсутствии цветков. Все растения цветут, а этот нет – значит, оно особенное, отмечено тайной. Так вокруг начинают возникать легенды о папоротнике, сказания, сказки. В них – скромный обитатель лесов и наделяет теми свойствами, которых человек наяву не наблюдал – папоротник расцветает, но не просто, а волшебно.

Хоpошо известна легенда о папоротнике, в которой волшебный цветок pаспускается раз в году в ночь на Ивана Купала. В древнеславянской традиции папоротник получил известность как магическое растение. Согласно поверью, именно в купальскую полночь ненадолго зацветал папоротник и раскрывалась земля, делая видимыми скрытые в ней сокровища и клады.

После полуночи те, кому посчастливилось найти цветок папоротника, бегали в чем мать родила по росистой траве и купались в реке для получения от земли плодовитости.

Согласно легенде о папоротнике в полночь перед Ивановым днем папоротник на несколько мгновений зацветает ярко-огненным цветком с волшебными свойствами. Около полуночи из листьев папоротника внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится — и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в полночь созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, тот приобретает власть повелевать всем.

В повести «Вечера накануне Ивана Купала» Н. В. Гоголь рассказывал о старинном народном предании, по которому раз в год зацветает цветок папоротника, и кто сорвет его, тот добудет клад и разбогатеет. Н. В. Гоголь в «Вечерах накануне Ивана Купала» так описывает цветение папоротника: «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя». «Теперь пора!» — подумал Петро и протянул руку… Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло…».

Сорвав цветок папоротника и подбросил его вверх, присовокупив специальные наговоры. Цветок поплыл в воздухе и опустился как раз над тем местом, где хранился сказочный клад.

На Руси папоротник называли разрыв-травой. Считалось, что достаточно одного прикосновения цветка папоротника, чтобы открыть любой замок. По поверьям, сорвать цветок папоротника очень трудно и опасно. Считалось, что цветок папоротника сразу после расцветания срывает рука невидимого духа. И если кто-то осмелится пойти сорвать папоротниковый цвет, то духи навлекут на него ужасы и страхи, и могут увести его с собой.

В России бытовала такая легенда о папоротнике: «Пастух пас быков недалеко от леса и заснул. Проснувшись ночью и видя, что около него нет быков, побежал в лес искать их. Бежавши по лесу, нечаянно набежал на поросль, которая только что расцвела. Пастух, не замечая этой травы, перебежал прямо через нее. В это время нечаянно он ногою сбил цветок, который попал ему в башмак. Тогда он сделался счастливым и сразу нашел быков. Не зная, что у него в башмаке и не разуваясь несколько дней, пастух в это короткое время скопил деньги и узнавал будущее. Между тем в башмак за это время насыпалось земли. Пастух, разувшись, стал вытряхивать землю из башмака и вместе с землею вытряхнул и цвет папоротника. С этого времени потерял он свое счастье, потерял деньги и не стал узнавать будущего».

С этим растением связаны красивые легенды. Согласно одной из них, в том месте, где упала с утеса прекрасная девушка, возник чистый источник, а волосы ее превратились в папоротник. Другие легенды о папоротнике связывают его возникновение с богиней любви и красоты Венерой: замечательное растение выросло из оброненного ею волоса. Один из видов его так и называется адиантум — венерин волос.

Широко распространённое предание об огненном цветке папоротника, который нужно было найти в ночь на Ивана Купалу, связано с папоротником щитовник мужской, но и кочедыжник женский так же получил свою долю в этом древнем ритуале. Ещё с племенных первобытных времён кочедыжник женский считался «надёжным» и сильно действующим «ведьминским корнем».

У крестьян Вологодской области издавна существовало такое поверье, что если в ночь на Ивана Купалу найти большой женский папоротник, терпеливо посидеть около него, не шевелясь и накрывшись плотной тканью, то можно узнать все тайны лесных трав и целебных растений. Якобы, спустя какое-то время можно будет увидеть в полумраке не очень тёмной северной ночи, как мимо папоротника женского пробегут одна за другой все лечебные травы, каждая назовёт себя и скажет, от какой болезни помогает.

Когда искать цветок папоротника?

Тут все выглядит просто. Цветет он в ночь на Ивана Купала. А значит искать его следует ночью с 6 на 7 июля. Не тут-то было! Некоторые утверждают, что Купала празднуется 7 июля, а искать нужно в ночь праздника, следовательно, нужная ночь – с 7 на 8 июля. Кроме того, по старому стилю этот праздник приходился на 23-24 июня, что соответствует легенде про Перунов цвет. Примерно на этот период, с 20 по 26 июня, приходится день летнего солнцестояния, и именно в эти дни в других странах отмечают Ивана Купала. С переходом на новый стиль праздник сместился на 2 недели, а солнце, видимо, забыли предупредить, поэтому

днем летнего солнцестояния так и считается 22 июня. Мало того, нужно учитывать, что праздник Ивана Купала возник вследствие объединения языческого праздника Купала и христианского празднования дня рождения Иоанна Крестителя (22 июля). Так что когда искать – придется решать самим.

Где искать?

Это понятно. Там, где растет папоротник. Но вряд ли для этого подойдет папоротник в вазоне с вашего подоконника или с дачного участка. Нужен дикорастущий папоротник. Внешний вид у него достаточно характерный, так что вряд ли вы спутаете его с каким-то другим растением. Папоротники достаточно неприхотливы, им лишь бы было тепло да сыро. Поэтому растут они в лесах, на болотах, возле рек. Но идти все-таки придется в лес, причем в самую глухую его часть.

Как искать цветок папоротника?

Ответ напрашивается сам собой – тщательно. Хотя некоторые варианты легенды утверждают, что нужно возле папоротника очертить ножом магический круг, который будет защищать вас от нечисти, расположиться в нем и терпеливо ждать появления цветка. Расцветет он ровно в полночь и будет цвести… какое-то время. По разным источникам – от одного мгновения до целой ночи. Непонятно только как выглядит этот цветок. Одни говорят, что это крупный красный, «огненный», цветок, другие – серебристый, третьи – маленький беленький цветочек. Все сходятся только в одном – цветок этот светится. Отсюда пошли другие его названия: светицвет, горицвет, жар-цвет, цвет-свет. Значит, разглядеть его ночью будет не так-то сложно. Только, говорят, будет страшно. Нечисть будет всячески стараться напугать вас видениями, различными звуками, могут даже окликать вас по имени. Представления наших предков об этом описаны Гоголем в «Майской ночи». А еще утверждают, будто у цветка этого есть страж какой-то особенный, цель которого – не дать вам сорвать заветный цветочек.

Что делать потом?

Цветок нужно быстро сорвать. Вдруг он все-таки цветет лишь одно мгновение. Потом, по различным источникам, спрятать и бежать, или бережно нести в ладонях. Главное – не оглядываться. Или же, по другим данным, сидеть в очерченном круге, дожидаясь утра. Что с ним делать дальше – непонятно. Видимо, засушить и хранить в домашнем гербарии. В одной из легенд сказано, что цветок вообще нужно бросить в реку и загадать желание.

Для чего вообще он нужен?

Обладатель цветка папоротника обретает массу сверхспособностей. Он будет уметь фактически все: понимать язык зверей, видеть клады сквозь толщу земли, становиться невидимым, мгновенно переноситься с места на место (телепортироваться), быть неуязвимым, повелевать духами, кроме того, все его желания будут исполняться. Все это будет длиться до тех пор, пока цветок папоротника будет находиться в ваших руках. А охочих отобрать у вас этот цветок будет достаточно и среди людей, и среди представителей нечистой силы.

Иван-да-Марья – это собирательный образ нескольких растений, которые относятся даже к разным семействам. Вот некоторые из них : фиалка трехцветная, шалфей луговой, живучка женевская.

Чаще всего Иваном-да-Марьей называют Марьянник дубравный. Иван-да-Марья — растение выделяется среди прочих своим колоритным цветением. Цветы его желтые трубчатые, а над ними сине-фиолетовые кроющие листья — прицветники.

Издалека может показаться, что марьянник имеет два типа цветов – желтые и синие. Но при детальном рассмотрении становится понятно, что цветы у него желтые. Иногда они могут быть оранжевыми или красными.

Вконтакте

Одноклассники

Ботаническое описание

Плод растения — семечки с масличным карманом . В кармане содержится сильно пахнущее масло, которое привлекает муравьев. Муравьи переносят семечки, выступая в роли агентов по распространению марьянника. Растение цветет с мая по сентябрь на опушке леса, в дубравах, на затопляемых лугах.

Комнатный цветок Иван-да-Марья – это другое, похожее на марьянник растение – бегония клубневая. Цветоводы-любители называют ее «жених и невеста». Бегония также имеет два типа цветов: махровые, похожие на розы и маленькие 4-5-лепестковые. Это растение похоже на Иван-да-Марью. Википедия подробно описывает его.

Марьянник дубравный – ядовитое растение, содержит гликозиды и алкалоиды, опасные для человека. Марьянник не используется в официальной фармакопее, хотя применяется в народном целительстве при заболевании сердца, желудка, эпилептических припадках. Очень осторожно нужно использовать средства на основе марьянника, так как зафиксированы случаи сильнейшего отравления человека и животных с летальным исходом. Признаки отравления:

  • Тошнота;
  • Рвота;
  • Сильные спазмы желудка;
  • Потеря сознания;
  • Тахикардия;
  • Замедление ЧСС;
  • Повышение температуры.

Как бы то ни было, это одно из любимых растений русского народа. Издревле растение использовалось в обрядах языческой религии, например, на праздник Ивана Купалы. Вокруг растения собрано множество красивых легенд и поверий.

Легенды о растении

Почему же это растение называется Иван-да-Марья? Желтый цвет растения в языческом мире – это символ огня; а фиолетовый – это знак воды.

В целом цветок характеризуют единение двух противоположных стихий:

  • воды и огня,
  • мужчины и женщины.

Легенда о брате и сестре

В первоначальном варианте – это легенда о Купале (м) и Костроме (ж). В одной семье родились брат и сестра. Сестру Кострому в раннем детстве украла злая птица Сирин и унесла в дальние края, где девушка росла. Однажды Купала отправился путешествовать по миру. Проплывая по реке, он увидел, что на волнах колышется красивый венок. Купала поднял его и причалил к берегу. На берегу он встретил девушку необычайной красоты. Они влюбились друг в друга.

Когда влюбленные вернулись в родную деревню, кто-то из стариков узнал в девушке пропавшую много лет назад Кострому. Выяснилось, что они брат и сестра. Узнав о своем родстве, они не смогли это пережить, так как успели пожениться. Решено было покончить с собой, и они утопились. Кострома стала Мавкой или русалкой, а Иван погрузился на дно. Мавка очень скучала за любимым и плакала по ночам на берегу. Боги, наблюдая эту ситуацию, превратили их в цветок – Купала-да-Мавка, а в позднем варианте Иван-да-Марья. Вот такая вот грустная легенда о цветке.

Альтернативная легенда

Есть более щадящая легенда со счастливым концом. Однажды юноша Иван и девушка Марья пошли в лес по грибы. Они были сильно влюблены друг в друга и везде ходили вместе. Когда они вышли на опушку, налетела страшная гроза.

Гром гремел так, что деревья падали, а молнии ударяли в землю и подожгли лес. Марья очень испугалась, уронила корзинку с грибами, расплакалась и начала собирать.

Иван бросился ей помогать. Молнии били совсем близко, ударяя в землю и в деревья. Иван очень перепугался за Марью и закрыл ее собой. Так они просидели, пока гроза не стихла.

Бог Перун в этот день был не в духе и убил много людей, гулявших по степи и по лесу вопреки страху, который он в них вселял. Всех кто не боялся грозы, он убивал молнией. Заметив девушку и юношу с корзинками грибов, он начал в них посылать молнии. Вдруг он заметил, что Иван защищает свою спутницу, которая плачет и молится богу Перуну о спасении. Это очень тронуло грозного повелителя стихией. Он перестал посылать молнии и гром.

Когда Иван и Марья ушли, Перун пустил одну маленькую молнию в то место, где они пережидали ненастье. На этом месте на следующий день выросло красивое растение с золотистыми цветками, как волосы у Марьи. А прикрывали эти цветки фиолетовые листочки, как накидка у Ивана. Так и появилось растение – символ трепетной славянской любви.

Цветок Иван да Марья




Творчество

Помимо легенд в народном творчестве есть песни, баллады и стихи про это растение. Вот одна из них – украинская песня:

В воскресенье повенчали,

В понедельник спать поклали.

Стал пытать детина,

Якого роду есть девчина.

«Киевлянка я, батьку Карпом звать!»

Стала пытати Марья-девчина,

Якого роду был детина:

«Киевлянин, батьку тоже Карпом звать!»

«Где ж такое видано,

Чтоб сестра за брата шла?

Сестра за брата не пойдет,

А брат сестру не заберет!

Пойдем мы в поле,

Станем там травою

Цвети трава двумя цветами

Пока любовь есть между нами».

Такие песни распевали на празднование Купалы. Множество легенд, песен и сказаний есть у славян про Ивана-да-Марью. Если встретите растение на опушке, не забудьте рассказать их вашим спутникам.

Иван да Марья – так называют несколько видов растений. Чаще всего оно относится к марьяннику дубравному, у которого есть еще и другие названия:

  1. двуцветник,
  2. иванец,
  3. брат с сестрой,
  4. медунка,
  5. липняк,
  6. золотушная трава,
  7. желтушка,
  8. иванова или меткая трава.

Мужское и женское имя в народе давали растениям, которые цветут разноцветной или отличной по форме парой соцветий. К ним относится шалфей луговой, барвинок, живучка женевская, фиалка трехцветная, кампанула.

Красочное название цветку дали за контрастное сочетание желтого венчика цветка с фиолетовым прицветником. Такое необычное явление связывают с легендой о трагической любви юноши и красавицы. Иван ассоциируется с желтым цветом, а Марья с фиолетовым. Цветок предки наделяли магическими свойствами и держали в доме в качестве оберега супружеского счастья и защиты от злых сил.

Иван да Марья входит в состав венка для гадания на Ивана Купалу. Союз желтого и синего цвета считается соединением стихий воды и огня. По поверьям, цветок способствует установлению союза между человеком и богами, небесным и земным. Цветок дает вечное счастье, гармонизируя стихии инь и янь.

Траву, собранную в Купальскую ночь, связывали в веники и отправлялись париться в баню, чтобы обрести здоровье и благополучие.

Название

Иван да Марья или марьянник дубравный (Melampyrum nemorosum) относится к травянистым однолетникам. У него прямой, разветвленный стебель 15-60 см в высоту с опушением из белых ворсинок. Супротивные листья зеленого цвета сердцевидные у основания с заострением к краю. Корень тонкий и неразвитый, поэтому цветок без усилий выдергивается из земли.

Описание

Марьянник привлекает внимание эффектной, двуцветной окраской кистей, в чем не сложно убедиться по фотографии.

Цветки на коротких цветоножках сочного желтого цвета собраны в верхушечные соцветия, похожие на колосовидную, однобокую кисть. Их украшают зубчатые, яйцевидные прицветники фиолетового цвета в верхней части и зеленые у основания. Окраска прицветника может быть малиновой, ярко-лиловой или синей. Цветочная чашечка напоминает вытянутый колокольчик. Формируются соцветия в пазухах верхушечной листвы.

Период цветения длится с мая по сентябрь. Завершается формированием маленького яйцевидного плода. Коробочка содержит продолговатые, трехгранные семена темно-бурого цвета. После опадания семена успевают прорасти, и в октябре уже формируется корневая система, которая позволяет перезимовать под опавшими листьями. После таяния снега развитие продолжается.


Особенности растения

Небольшие цветки обильно выделяют нектар, привлекающий пчел, а плоды служат пищей для лесных обитателей.

Интересно, что благодаря ароматным маслам на семенах их полюбили муравьи и активно перемещают по своим тропам, где весной вырастают густые заросли. Таким образом цветок Иван да Марья (фото) распространяется на новых территориях.

Цветок распространен в лесах и лесостепи. Встречается на лесных опушках лиственного типа, в рощицах, среди кустарников, на влажных лугах и склонах оврагов. Выбирает для роста тенистые места, где образует густую поросль.

Распространенные виды

В род марьянник входит 13 видов растений. Из них в условиях средней полосы растут:

  • марьянник дубравный
  • марьянник полевой
  • луговой
  • лесной
  • марьянник разрезной

Полезные свойства

Марьянник дубравный – ядовитое растение, требующее осторожного обращения. Тем не менее, давно применяется в траволечении как средство, оказывающее седативное, ранозаживляющее, противосудорожное и противовоспалительное воздействие.

Цветы Иван да Марья используют при сердечных заболеваниях и проблемах с пищеварением, при ревматизме, гипертонии, невралгиях и эпилепсиях. Целебные ванны готовят при кожных болезнях, таких как экзема, чесотка, сыпь, диатез. Чай из марьянника пьют при золотухе.

Лекарственным сырьем являются стебли, листья, цветки и даже семенные коробочки. Наземную часть заготавливают во время цветения.

Когда-то отвар из плодов марьянника использовали для окрашивания тканей в желтый цвет и как инсектицид против насекомых.


Домашний цветок Иван да Марья

Комнатной разновидностью Ивана да Марьи является бегония клубневая, которая существенно отличается от дикорастущего вида. Внешне она похожа на кустик с округлыми у основания листьями, вытянутыми в одну сторону. Контур листка с мелкими зубчиками. Цветок выбрасывает два типа бутонов. Одни махровые, похожие на бутоны красных роз, а другие обычные, из 5 лепестков.


Клубни бегонии для посадки должны быть без повреждений и признаков гнили. На проращивание их выставляют в феврале. Контейнер заполняют рыхлым субстратом с добавлением торфа. Клубни выкладывают на влажную поверхность и не присыпают. Держат в светлом и теплом месте. Грунт добавляют, когда ростки достигнут 6-8 см. Цветение наступает в июне и длится до осени. Полив умеренный, по краю горшка. Рекомендованы органические и минеральные подкормки.

Многолетний комнатный цветок размножается семенами и черенками.

Выращивание в саду

При выращивании Иван да Марьи на садовом участке, в декоративных целях либо на лекарственное сырье, начинают с подготовки почвы. Она должна быть рыхлой и влажной. Под предварительную перекопку вносят подкормку из коровяка.

Закладку семян проводят в зиму, чтобы весной получить ранние всходы и майское цветение. Следует учитывать, что у марьянника низкая всхожесть семян и весной посевы придется обновить. Крупные семечки вдавливают в почву или присыпают тонким слоем земли. Для развития и яркого цветения цветку необходима влажная среда.

Участок выбирают в полутени, чтобы солнечные лучи смогли придать яркости соцветиям. Подкормки Иван да Марье не требуются. Цветок самостоятельно добывает питательные вещества от других растений или синтезирует.

Посмотрите также видео

Запоминающееся название цветка Иван да марья известно многим. Он издавна является символом любви и верности . Яркая окраска делает его заметным, а лечебные свойства растения способствуют достаточно широкому применению в народной медицине.

Травянистый однолетник имеет массу других, обиходных названий. Иванова трава, желтушка, липняк, все это имена одного растения. Ботаническое название цветка — марьянник дубравный, принадлежит к семейству норичниковых . Часто встречается на лугах, лесных полянах и опушках. Полезные вещества получает из почвы, воздуха и присасываясь к соседствующим травам. Часто семена переносят муравьи.


Марьянник дубравный (Иван да марья) — однолетний цветок

После завершения цветения в небольшой яйцевидной коробочке появляются крупные черные семена , которые часто служат кормом для птиц. Именно семена особенно ядовиты.

Растение является ядовитым. Использовать его необходимо с осторожностью.

Полезные свойства цветка

Иван-да-марья широко используется, как лекарственное растение. Издавна известны его противовоспалительные, ранозаживляющие и антисептические свойства. Применяется наружно, в качестве примочек, и для приготовления ванн, а также внутрь, в виде отваров .


Используются плоды и надземные части. Для приготовления травяного сбора растение заготавливают во время цветения. Собранное сырье сушат в притененном, хорошо проветриваемом месте и хранят не более 10 месяцев .

Применение в народной медицине

Применение оправдано при лечении :

  • кожных заболеваний;
  • невралгии;
  • гипертонии и головокружений;
  • заболеваний ЖКТ;
  • болезней сердца.

Перед применением любого средства народной медицины, необходима консультация врача.

Несколько рецептов народной медицины

При лечении кожных заболеваний

3-4 столовые ложки травы заваривают 1 литром кипятка . Через 2 часа настой процеживают и добавляют в ванну. Такая ванна эффективна при чесотке, различных сыпях и диатезе.

При заживлении ран и ссадин


Примочка из свежих мелко нарезанных частей растения отлично заживляет раны и ссадины.

При лечении болезней ЖКТ, невралгии, головокружений, гипертонии и болезней сердца

Используют приготовленный в термосе отвар:

1 ст. ложку сухой травы заваривают 1 стаканом кипятка и в течение 30 мин настаивают в термосе . Отвар остужают, процеживают и принимают по половине стакана 3 раза в день. Прием отвара избавляет от суставных и ревматических болей, понижает артериальное давление. При использовании отвара необходимо строго соблюдать дозировку, чтобы избежать случайного отравления.

Использование при беременности и кормлении грудью

Поскольку растение ядовито, применять его беременным и кормящим женщинам категорически противопоказано. Прием препаратов на основе марьянника может нанести вред не только женщине, но и ребенку .

Противопоказания к применению

Прием и использование препаратов на основе Иван-да-марьи противопоказано людям страдающим аллергией, с осторожностью следует применять ослабленным и пожилым людям . Хранить отвар необходимо аккуратно, чтобы не допустить случайного потребления детьми.


Передозировка может вызвать слабость, сонливость, головокружение и тошноту , а также угнетение сердечного ритма. При появлении любого из этих симптомов необходимо срочно обратиться к врачу.

Можно ли вырастить на даче

Мир растений велик и разнообразен. Одни являются украшением, другие лечат и помогают в решении бытовых проблем, третьи сочетают в себе сразу несколько удивительных качеств . Природа, которая создала эту великолепную палитру красок, свойств и ароматов является непревзойденным творцом. Ее талантом мы продолжаем восхищаться на протяжении столетий.