Аккумулятор своими руками: изготовление простейших аккумуляторов из подручных средств. Чем заменить автомобильный аккумулятор Какой металл использовать для самодельного аккумулятора

Изначально литий ионные батарейки предназначались для мобильных устройств будь-то телефоны, фотоаппараты, видеокамеры, ноутбуки, но в последнее десятилетие выпуск литиевых аккумуляторов налажен и большинством автопроизводителей.

Тогда зачем собирать самому, если можно купить готовый аккумулятор? Есть достаточно причин:

  • собранные на заводе литиевые аккумуляторные батареи - неоправданно дорогие;
  • очень трудно найти подходящий по габаритам аккумулятор для мотоцикла, автомобиля;
  • если собранная батарея влезет с запасом в установочное место, то у неё будет ниже емкость.

Своими руками можно собрать батарею из отдельных элементов, которая будет ограничена лишь энергоплотностью и ценой за ватт-час, в зависимости от типа выбранных элементов:

  1. NiMH - никель металогидридные;
  2. Li-ion - литий ионные;
  3. Li-pol - литий полимерные;
  4. LiFePO4 - литий железо-фосфатные;
  5. Lead-Acid - свинцово-кислотные.

Опасность перезаряда литиевых элементов

С литиевыми элементами нужно обращаться осторожно, поскольку в них сосредоточена большая энергия на малую площадь при полном заряде. Поэтому уже давно в продаже имеются защищенные Li-ion и Li-pol батарейки.

Ещё в 1991 году компания Sony обратила внимание на взрывоопасность Li-ion элементов. В настоящее время все без исключения аккумуляторы наматываются с двухслойным сепаратором между пластинами, чтобы исключить риск внутреннего короткого замыкания. Все фирменные батарейки снабжены платой защиты на полевом транзисторе, которая отключает их в следующих случаях:

  1. Аккумулятор чрезмерно разряжен - ниже 2,5 В.
  2. Перезаряжен - свыше 4,2 В.
  3. Подан слишком большой ток заряда - более 1С (С является ёмкостью аккумулятора в Ач).
  4. Короткое замыкание.
  5. Превышен ток нагрузки - более 5С.
  6. Неправильная полярность при заряде.

Для дополнительной подстраховки служит термопредохранитель, размыкающий цепь при перегреве литиевого элемента свыше 90 °C.

Как найти батарею с защитой?

Литиевые аккумуляторы выпускаются в бытовом и технологическом исполнении. Батарейки для бытового использования имеют прочный пластмассовый корпус и встроенную электронную защиту. Технологические элементы, предназначенные для промышленного использования, чаще всего выпускаются в бескорпусном виде и не имеют встроенной защиты.

  1. Защищенные аккумуляторы имеют слово «protected » в названии, незащищенные - «unprotected ».
  2. Батарейки с защитой длиннее обычных на 2–3 мм из-за платы, которая устанавливается на торце возле минусового полюса.
  3. Цена на батарейки с защитой при одинаковой ёмкости всегда выше, ведь плата с электронными компонентами тоже стоит денег.

Плюсовой полюс батарейки обязательно соединяется с защитной платой тонкой пластинкой, иначе защита работать не будет.

При последовательном соединении отдельных элементов их напряжения суммируются, а ёмкость остаётся той же. Даже из одной серии батарейки имеют различные характеристики, поэтому заряжаются они с разной скоростью. Например, при заряжании до суммарного напряжения 12,6 В элемент посередине может перезарядиться до 4,4 В, что опасно его перегревом.

Дабы не происходило чрезмерного перезаряда незащищенных элементов, применяются балансировочные шлейфы, подключаемые к специальным зарядным устройствам, например: iMAX B6 и Turnigy Accucel-6.

Каждая Li-ion и Li-pol аккумуляторная батарейка бытового назначения имеет самую совершенную защиту от перенапряжений, в виде схемы контроля напряжения, ключа на полевом транзисторе и термопредохранителя.

Балансировка защищённых элементов не требуется, поскольку при возрастании напряжения на каком-то из них до 4,2 В, зарядка гарантированно прервётся.

При сборке батареи из элементов без защиты есть выход из положения - поставить одну плату контроля напряжения на все батарейки, к примеру, соединив их по схеме 4S2P - 4 последовательно, 2 параллельно.

Также не нужна балансировка параллельно соединённых элементов.

При параллельном соединении батареек их напряжение остаётся прежним, а ёмкости суммируются.

О ёмкости литиевых аккумуляторов

Ёмкость - способность аккумулятора отдавать ток, измеряемая в миллиампер час (мАч) или ампер час (Ач). К примеру, батарейка ёмкостью в 2 Ач сможет отдавать ток в 2 A один час, или в 1 A два часа. Но эта зависимость тока от времени подключения нагрузки не линейна - в определённой точке графика при увеличении тока вдвое время работы батареи снижается вчетверо. Поэтому производители всегда указывают ёмкость, высчитанную при разряде аккумулятора чрезмерно малым током в 100 мА.

Количество энергии зависит от напряжения аккумулятора, поэтому никель металогидридные элементы при одинаковой ёмкости имеют в 3 раза меньшую энергоёмкость, чем литий ионные:

  • NiMH - 1,2 В * 2,2 Ач = 2,64 ватт-часа;
  • Li-ion - 3,7 В * 2,2 Ач = 8,14 ватт-часа.

При поиске и покупке аккумуляторных батареек отдавайте предпочтение известным фирмам, таким как Samsung, Sony, Sanyo, Panasonic. Батарейки этих производителей имеют ёмкость наиболее соответствующую той, что указана на их корпусе. Надпись 2600 мА на элементах Sanyo не сильно отличается от их настоящей ёмкости в 2500–2550 мА. Подделки китайских производителей с хвалёной ёмкостью в 4200 мА недотягивают и до 1000 мА, зато цена на них в два раза ниже японских оригиналов.

Для сборки аккумулятора из литиевых батареек можно применять:

  1. пайку;
  2. соединительные коробки;
  3. неодимовые магниты;

Пайку при заводской сборке применяют крайне редко, так как литиевый элемент разрушается от нагрева, теряя при этом часть своей ёмкости. С другой стороны, в домашних условиях пайка будет оптимальным способом соединения батареек, поскольку даже мизерное сопротивление на контактах значительно снизит суммарное напряжение на общих клеммах. Пользоваться нужно мощным паяльником на 100 Вт, и прикасаться им к литиевым батареям не более чем на две секунды.

Мощные редкоземельные магниты покрываются слоем никеля или цинка, поэтому их поверхность не окисляется. Эти магниты обеспечивают прекрасный контакт между батарейками. Если захотите припаять проводок к магниту, не забывайте о температуре Кюри, свыше которой любой магнит становится камушком. Ориентировочно допустимая температура для магнитов составляет 300°С.

Если пользоваться коробком для соединения аккумуляторов, то становиться очевидным большой плюс, поскольку так легче будет подобрать батарейки по напряжению или поменять испорченный элемент.

Точечная сварка - наилучший способ соединения литиевых элементов, используемый при сборке батарей для ноутбуков.

Покупать готовый литиевый аккумулятор для машины или мотоцикла невыгодно, когда его можно собрать самому за более низкую цену. Можно сэкономить до 70 долларов, если не покупать новую батарею ноутбука, а самостоятельно заменить в ней элементы.

Об экономии при сборке мощных литиевых батарей для питания электроавтомобилей или систем автономного электроснабжения дома судить тяжело, так как в этих случаях присутствуют дополнительные затраты на оборудование управления и контроля.

Вам также может быть интересно

          1. Написал на почту, нет реакции. Возможно потому, что адрес руками вбивал, так как копирование на сайте не поддерживается.
            =====================================================
            Доброе время суток
            Как Вы просили, отправил на почту вопрос с сайта, решил добавить в вопрос шурупай, который прямо нужно переделать, так как зарядное сгорело и он вообще без дела лежит, помогите поменять Ni-Cd на Li-Ion, так же переделать зарядные или сотворить новые.
            Для краткости напишу так:
            ‘1о’. Отвёртка “practyl”, батарея состоит из Ni-Cd 1.2в, 600 mAh – 3 шт

            ‘2о’. Отвёртка “ермак”, батарея состоит из Ni-Cd 1.2в, 600 mAh – 4 шт

            ‘3ш’. Шурупай “defort”, батарея состоит из Ni-Cd 1.2в, SC 1200 mAh – 15 шт

            Соответственно все акумы прицеплены последовательно.

            Хочу сделать в ‘1о’ 3 лития параллельно, это чётко получается: 1.2в*3= 3.6в Ni-Cd это как раз 3.7в Li-Ion, но уже не 600 mAh, а столько, какие будут Li-Ion*3 mAh. Думаю это должно быть круто.

            В ‘2о’ сложнее: там 1.2в*4=4.8в, Li-Ion 3.7в. Возможно будет крутить слабже, но ёмкость 4х литиевых должна перекрыть этот недостаток (наверное). По крайней мере другого варианта переделки я не смог придумать, идеям и советам буду рад.

            Теперь самое интересное: ‘3ш’ переделок видел очень много, все почти противоречат друг другу (предлагают плату для сборки, другие показывают фото сгоревших этих плат, еще кучу всего, море споров по одним и тем же вопросам). Тут получается так 1.2в*15=18в Ni-Cd меняем на (3.7в*5=18.5в Li-Ion)*2 – получаем увеличенный объем, места в батарее хватает. Зарядное устройство нужно новое сделать самому, думаю на базе старого (выкинув из него вообще все, и заменив на новые блоки, платы, трансы и что ещё там нужно), ибо старое сгорело.

            Теперь самое главное, к чему я это всё расписывал, Вы понимаете и реально может помочь, это видно по ответам на любые вопросы, поставленные перед Вами, надеюсь на вас:

            ‘1о’ какую плату что бы все защиты на ней были (пере-заряд/разряд/нагрев КЗ и что там еще должно быть) надо купить? Зарядное нужно переделывать? Ели да, то что для этого нужно?
            ‘2о’ все вопросы те же, что и в ‘1о’, возможно идея и совет переделать по другому. Зарятное планирую от ‘1о’ использовать, если переделка нужна и если подойдёт.
            ‘3ш’ какие параметры платы должны быть для 10 Li-Ion бочек, прицепленных по схеме 5 последовательно, и каждая из них, запараллелена с такой же? Какая плата ставится в коробочу самого зарядного устройства, в идеале с парой или тройкой светодиодов, что бы показывал: включен, заряжается, зарядилось?

            Если возможно в ответ прицепить ссылки на али экспресс или ебей на все нужные платы, буду очень признателен (прошу потому, что их там очень много, они очень похожи, а при детальном рассмотрении, они сильно отличаются. Ко всему именно в платах я и не понимаю ничего. Правильно спаять, красиво упаковать – это я могу)
            ФОТКИ











              1. А теперь по делу:
                Касательно емкости. Я понимаю так что если мотор не тянет, например, на горку, то он выдает ток короткого замыкания. Мотор не сгорит потому что в нем намотаны толстые провода.
                А вот как узнать какой он выдает максимальный ток? И как длительно его намотка внутри выдержит этот ток?
                Судя по Вашему письму Вы Человек высокообразованный, во всяком случае в физических науках, а вот я школе и институте отличник сейчас не помню элементарных азов. Отнеситесь к этому факту с пониманием- склероз старческий. Хотя считаю себя умным!!!
                Поставленные выше вопросы направлены на то чтобы ответить на главный вопрос – как будет правильно (без риска спалить АК) эксплуатировать мотор и батарею при езде по любой местности (имею в виду подъемы большие и малые)
                Понимаю так: если я своевременно буду тумблером отключать АК, и на горку вести вело вручную. то ни чего не случится.! Как узнать этот момент?
                Возможно есть специальный прибор, сигнализирующий большой ток, или тепловое реле четко, подчеркиваю четко, отключающее АК?




  • В этой статье мастер-самодельщик проведет нас по всем этапам сборки батареи, от выбора материала до окончательной сборки. Радиоуправляемые игрушки, батареи ноутбуков, медицинские приборы, электровелосипеды и даже электромобили используют аккумуляторы в основе которых элемент питания 18650.

    Батарея 18650 (18*65 мм) - это размер литий-ионной батареи. Для сравнения обычные батарейки формата АА имею размер 14*50 мм. Конкретно эту сборку автор делал для замены свинцово-кислотного аккумулятора в изготовленной им ранее самоделки .

    Видео:

    Инструменты и материалы:
    - ;
    - ;
    - ;
    - ;
    -Выключатель;
    -Разъем;
    - ;
    -Винты 3M x 10 мм;
    -Аппарат точечной контактной сварки;
    -3D-принтер;
    -Стриппер (инструмент для снятия изоляции);
    -Фен;
    -Мультиметр;
    -Зарядное устройство для литий-ионных батарей;
    -Защитные очки;
    -Диэлектрические перчатки;

    Некоторые инструменты можно заменить на более доступные.

    Шаг первый: выбор аккумуляторов
    Первым делом нужно выбрать правильные аккумуляторы. На рынке представлены разные батареи от $ 1 до $ 10. По утверждению автора лучшие аккумуляторы фирм Panasonic , Samsung , Sanyo и LG. По цене они дороже других, но зарекомендовали себя хорошим качеством и характеристиками.
    Не советует автор покупать батареи с названиями Ultrafire, Surefire и Trustfire. Это батареи которые не прошли контроль качества на заводе и были куплены по бросовой цене и перепакованы под новым названием. Как правило в таких батареях отсутствует заявленная емкость и есть риск возгорания при заряде-разряде.
    Для своей самоделки мастер использовал аккумуляторы фирмы Panasonic емкостью 3400 мАч.








    Шаг второй: выбор никелевой полосы
    Для соединения аккумулятор нужны никелевые полосы. На рынке представлены два продукта: никелированные металлические и никелевые полосы. Автор советует использовать никелевые полосы. Они подороже, но имеют низкое сопротивление и значит меньше греются, что влияет на срок службы батарей.


    Шаг третий: точечная сварка или пайка
    Для соединения батарей есть два способа пайка и точечная сварка. Лучший выбор точечная сварка. При точечной сварке батарея не перегревается. Но аппарат для сварки (такой, как у автора) стоит ок. 12 т.р. в зарубежном интернет-магазине и ок. 20 т.р. в российском интернет-магазине. Сам автор использует сварку, но подготовил несколько рекомендаций и для пайки.
    При пайке к минимуму сведите контакт паяльника с батареей. Лучше использовать мощный паяльник (от 80 Вт) и быстро припаять, чем разогревать место припоя.


    Шаг четвертый: проверка батарей
    Перед соединением батарей нужно проверить отдельно каждую из них. Напряжение на батареях должно быть примерно одинаково. У новых качественных батарей напряжение составляет 3,5 В - 3,7 В. Такие батареи можно соединять, но лучше выравнять напряжение с помощью зарядного устройства. У б\у батарей разница напряжений будет еще больше.




    Шаг пятый: расчет батарей
    Для проекта мастеру нужна батарея с напряжением 11,1 В и емкостью 17000 мАч.
    Емкость батареи 18650 составляет 3400 мАч. При параллельном соединении пяти аккумуляторов получаем емкость равную 17000 мАч. Обозначают такое соединение Р, в данном случае 5Р

    Одна батарея имеет напряжения 3,7 В. Что бы получить 11,1 В нужно соединить последовательно три батареи. Обозначение S, в данном случае 3S.

    Итак для получения нужных параметров нужно три секции, состоящих каждая из пяти параллельно соединенных аккумуляторов, соединить последовательно. Пакет 3S5P.




    Шаг шестой: сборка батареи
    Для сборки батареи мастер использует специальные пластиковые ячейки. Пластиковые ячейки обладают рядом преимуществ перед соединением их например, с помощью клеевого пистолета.
    1.Легкая сборка любого количества.
    2. Между аккумуляторами остается пространство для вентилирования.
    3.Вибро и ударо прочность.


    Собирает две ячейки 3*5. Устанавливает, в ячейку, первый пакет аккумуляторов 5S плюсом в верх,следующие пять минусом вверх и последний пять аккумуляторов снова плюсом вверх (см. фото).


    Сверху устанавливает вторую ячейку.

    Шаг седьмой: сварка
    Отрезает четыре никелевые полосы, для параллельного соединение, с запасом в 10 мм. Отрезает десять полосок для последовательного соединения.

    Укладывает длинную полоску на + контакты первой (при переворачивании она так и останется первой) параллельной ячейки 5Р. Приваривает полосу. Приваривает полоски одним концом к + третей ячейки другим к - второй. Приваривает длинную полосу к + третей ячейки (поверх пластинок). Переворачивает блок. Приваривает пластинки с обратной стороны учитывая, что теперь параллельно соединяем третью, а параллельно-последовательно первую и вторую секции (учитывая что ее перевернули).








    Шаг восьмой: BMS (Battery Management System)
    Сначала немного разберемся что такое BMS.
    BMS (Battery Management System) – это электронная плата, которая ставится на аккумуляторную батарею с целью контроля процесса её заряда/разряда, мониторинга состояния аккумулятора и его элементов, контроля температуры, количества циклов заряда/разряда, защиты составных аккумуляторной батареи. Система управления и балансировки обеспечивает индивидуальный контроль напряжения и сопротивления каждого элемента аккумулятора, распределяет токи между составными аккумуляторной батареи во время зарядного процесса, контролирует ток разряда, определяет потерю емкости от дисбаланса, гарантирует безопасное подключение/отключение нагрузки.

    На основе получаемых данных BMS выполняет балансировку заряда ячеек, защищает аккумулятор от короткого замыкания, перегрузки по току, перезаряда, переразряда (высокого и чрезмерно низкого напряжения каждой ячейки), перегрева и переохлаждения. Функциональность BMS позволяет не только улучшить режим эксплуатации аккумуляторных батарей, но и максимально увеличить срок их службы.

    Важными параметрами платы является количество ячеек в ряду, в данном случае 3S, и максимальный разрядный ток, в данном случае 25 А. Для данного проекта мастер использовал плату со следующими параметрами :
    Модель : HX-3S-FL25A-A
    Диапазон перенапряжения: 4,25 ~ 4,35 В ± 0,05 В
    Диапазон разрядного напряжения: 2,3 ~ 3,0 В ± 0,05 В
    Максимальный рабочий ток: 0 ~ 25 А
    Рабочая температура: -40 ℃ ~ + 50 ℃
    Припаивает плату к концам батареи согласно схеме.

    Конечно, батарейку легко купить в любом магазине хозтоваров, электроники или в гипермаркете. Однако ради интересных опытов и получения знаний "школы жизни" все же стоит знать, как сделать батарейку своими руками. Тем более процесс такой работы весьма занимательный и несложный.

    Батарейка из лимона: два варианта

    Для первого варианта вам будет нужен:

    • собственно лимон;
    • оцинкованный гвоздь;
    • 2 небольших отрезка медной проволоки;
    • медная монетка;
    • небольшая лампочка.

    Процесс работы таков:

    1. Сделайте на фрукте два надреза на некотором расстоянии друг от друга.
    2. В один надрез поместите гвоздь, а в другой - монетку.
    3. И к гвоздю, и к монете подсоедините по кусочку проволоки. Вторые концы этого импровизированного проводка должны соприкасаться с контактами лампочки.
    4. И все - да будет свет!

    Самодельную батарейку из кислого фрукта можно сделать и с помощью:

    • одного того же лимона;
    • канцелярской скрепки;
    • лампочки;
    • 2-х отрезков изолированной медной проволоки диаметром 0,2-0,5 мм и длиной 10 см.

    Алгоритм следующий:

    1. Зачистите 2-3 см изоляции на концах каждой из проволок.
    2. Прикрепите оголенную часть одного проводка к скрепке.
    3. Сделайте в лимоне два надреза в 2-3 см друг от друга - по ширине скрепки и для второго проводка. Вставьте эти элементы во фрукт.
    4. Свободные кончики проволоки приложите к контактной части лампочки. Если она не загорелась, значит, выбранный лимон не достаточно мощен - последовательно соедините несколько фруктов между собой и повторите опыт.

    Батарейка из картофеля

    Запаситесь:

    • двумя картофелинами;
    • тремя проводами с зажимами;
    • двумя хромированными гвоздями;
    • двумя медными гвоздями.

    Итак, как сделать батарейку из клубней:

    1. Дайте условное обозначение каждой из картофелин - "А" и "Б".
    2. В края каждого из клубней воткните по хромированному гвоздику.
    3. В противоположный край - медный гвоздь. В теле картошек гвозди не должны пересекаться.
    4. Возьмите какое-либо устройство, питающееся от батарейки, выньте ее и оставьте отсек открытым.
    5. Первый провод должен соединить медный штырек клубня "А" с положительным полюсом в отсеке батарейки.
    6. Второй провод соединяет хромированный штырек картофелины "В" с отрицательным полюсом.
    7. Последний провод соединяет хромированный гвоздь клубня "А" с медным гвоздем клубня "Б".
    8. Как только вы замкнете таким образом все провода, картошка начнет питать устройство энергией.

    Картофель в этом опыте можно заменить на банан, авокадо или любой из цитрусовых.

    Батарейка из фольги, картона и монеток

    Перед тем как сделать батарейку, приготовьте:

    • медные монетки;
    • уксус;
    • соль;
    • картон;
    • фольгу;
    • скотч;
    • два кусочка изолированной медной проволоки.

    Все готово? За дело:

    1. Сначала нужно капитально очистить монетки - для этого налейте уксус в стеклянную емкость, добавьте туда же соли и засыпьте деньги.
    2. Как только поверхности монеток преобразились и заблестели, выньте их из тары, возьмите одну и 8-10 раз обведите ее контур на картоне.
    3. Вырежьте картонные кругляшки по контуру. Затем поместите их в тару с уксусом на некоторое время.
    4. Сложите фольгу несколько раз так, чтобы в итоге получилось 8-10 слоев. Обведите на ней монетку и также вырежьте круглые детали по контуру.
    5. На этом этапе начните собирать батарейку. Делается это так: медная монета, картон, фольга. В таком порядке сложите в столбик все имеющиеся у вас компоненты. Завершающим слоем должна быть только монетка.
    6. Снимите с кончиков проводков изоляцию.
    7. Отрежьте небольшую полоску скотча, приклейте на нее один кончик проводка, сверху поставьте импровизированную батарейку, на нее - кончик второго проводка. Надежно закрепите конструкцию клейкой лентой.
    8. Вторые кончики проволоки подсоедините к "+" и "-" устройства, которое необходимо напитать энергией.

    Вечная батарейка

    Приготовьте:

    • стеклянную банку;
    • серебряный элемент - например ложку;
    • пищевую пленку;
    • медный провод;
    • 1 чайную ложку поваренной соды;
    • 4 пузырька глицерина;
    • 1 чайную ложку 6 % яблочного уксуса.
    1. Плотно обмотайте ложку пищевой пленкой, оставив ее верхний и нижний конец слегка оголенным.
    2. Теперь настало время обмотать ложку поверх пленки медной проволокой. Не забудьте оставить длинные концы в начале и в конце для контактов. Делайте пространство между витками.
    3. И снова слой пленки, а за ним - проволоки таким же методом. Слоев "пленка-проволока" на этой импровизированной катушке должно быть не менее семи. Не затягивайте слои чересчур - пленка должна наматываться свободно.
    4. В стеклянной банке подготовьте раствор из глицерина, соли и уксуса.
    5. После того как соль растворится, в раствор можно погружать катушку. Как только жидкость помутнеет, "вечная" батарейка будет готова к эксплуатации. Срок ее службы напрямую зависит от содержания серебра в элементе-основе катушки.

    Графитовый стержень: применение

    Графитовая составляющая из старых батареек - это не только основа для нового источника энергии, но и элемент, который можно использовать для электросварки. Делается это по нехитрой схеме:

    1. Заточите графитовый стержень из старой батарейки под углом в 30-40 градусов.
    2. Зажимом типа "крокодил" с токонепроводящей ручкой подсоедините его к "+" и "-" источника переменного или постоянного тока.
    3. К зачищенной детали подключить "0" и "-".
    4. Электрод по мере выгорания необходимо периодически затачивать.

    Как сделать батарейку дома? Потребуются подручные материалы, немного энтузиазма и усидчивости. В обмен вы получите альтернативные источники энергии.

    Недавно один знакомый пришел в гости из деревни. Жаловался на все — власть, цены продуктов питания, цены на топливо, не забыл и про свой автомобильный аккумулятор. А ведь он был прав, автолюбители, которые живут в сельской местности (да и городские тоже) часто сталкиваются с проблемой такого рода.

    Не каждый может заменить автомобильный аккумулятор вовремя, а срок службы современных авто аккумуляторов всего 2-3 года и то в лучшем случае, разумеется речь о бюджетных аккумуляторов с ценой 70-100 — запомните эту сумму.
    Мы уже давно привыкли, что автомобильный аккумулятор свинцо-кислотный, а это означает, что он тяжелый, едкий и габаритный.

    Неужели человечество за 100 лет автомобильной промышленности не придумало ничего получше этого? На самом деле это не так. ЛИТИЙ-ИОННЫЙ или ЛИТИЙ-ПОЛИМЕРНЫЙ аккумулятор — это революционные виды аккумуляторов с довольно большим сроком службы и большой энергоемкости.

    Средний вес автомобильного аккумулятора с электролитом (кислотой) составляет в районе 30кг, довольно немало, многие автолюбители с трудом поднимают такую тяжесть, в том случае, когда есть необходимость зарядить аккумулятор от зарядного устройства.

    Вернемся к литиевым аккумуляторам. Ученые придумали хороший стандарт 18650 — компактная гильза, с напряжением 3,7 Вольт и с емкостью от 1800 вплоть до 5000 мА/ч, иными словами до 5 ампер при напряжении 3,7 Вольт. Разумеется таким аккумулятором тачку не завести, а если много таких аккумуляторов?

    Давайте сделаем расчет. средний автомобильный аккумулятор — 50Ампер часов, в большей степени применяют на 60Ампер при напряжении 12 Вольт. Сколько литиевых аккумуляторов нужно, чтобы получить полный аналог автомобильного аккумулятора?

    Будем использовать последовательное соединение аккумуляторов, чтобы поднять напряжение, и параллельное — для увеличения емкости.

    Для того, чтобы получить напряжение 12 Вольт, нам нужно 4х3,7Вольт — 14,8 Вольт, но в такое напряжение получить почти не реально, поскольку на литиевых банках больше 3,7 Вольт, следовательно итоговое напряжение 4-х банок будет 15-15,2 Вольт, много… 3х3,7Вольт — 11,1 Вольт в идеале и в районе 11,6-12 вольт на практике — то, что нужно! В качестве эталона в наших расчетах будем использовать аккумуляторы 5000 мА/ч.

    В итоге 3-я последовательно соединенными аккумуляторами мы получили цельный аккумулятор на 12 Вольт 5 Ампер, но он далек от 60 Амперного, поэтому будем собирать несколько (даже пару десятков) таких сборок и подключим их параллельно.

    6 Аккумуляторов (по 3 последовательно, и оба готовых блока параллельно) — 12 Вольт 10 Ампер
    12 Аккумуляторов (4 блока параллельно) — 12 Вольт 20 Ампер.
    24 Аккумулятора (8 блоков параллельно) 40 ампер — этого хватит, чтобы завести машину.
    36 Аккумуляторов — 60 Ампер при напряжении 12 Вольт. Иными словами — получаем полный аналог автомобильного аккумулятора 36-ю li-ion аккумуляторами.

    В итоге вопрос возникает — а что выйдет дешевле, надежней, покомпактней?

    Ответ скрыт в недрах Китая, точнее в недрах AliExpress, штука такого аккумулятора стоит от 60 до 70 руб, думаю, за 60 вам уступят, если брать много.

    В итоге 60 рублей умножаем на 36 (39-40, с запасом пусть будет…) — 2400 рублей, округлим еще раз до 2500 руб, получим …. раза в два дешевле аккумулятор, который может заменить автомобильный. Притом у литий ионных аккумуляторов срок службы гораздо выше (до 5 лет, если правильно заряжать), а размеры и вес …на счет веса — 36х100 граммов (вес отдельно взятого аккумулятора) 3600 грамм или 3,6 килограмм — это в десять раз меньше веса автомобильного аккумулятора, плюс к этому — наш аккумулятор полностью герметичен и не содержит кислоту. Размеры… размеры будут тоже раза в 8-10 раз меньше.

    После того, как была написана данная статья, решил полазить и найти некие архивы, неужели люди еще не применяют их. Оказалось, с их помощью собирают электромобили, впихая 70.000-100.000 ватт мощности в тачку, а это очень, очень и еще раз — очень серьезная мощность (подумать только — 100киловатт на литиевых аккумах этого стандарта)

    Покопав еще немножко, стало ясно, что такие аккумуляторы для продажи уже есть, но стоят очень дорого, смысла нет покупать, сделать своими руками выходит намного дешевле.

    В последнее время все недорогие радиоуправляемые модели стали оснащаться Ni-Cd АКБ (никель-кадмиевые аккумуляторные батареи), а точнее сборками этих батарей. Аккумуляторы этого типа имеют низкую рыночную стоимость, и на это есть ряд причин.

    · Относительно простая и дешевая технология изготовления

    · Обладают эффектом памяти

    · Малое число перезарядов

    · Малая удельная ёмкость

    Рано или поздно любимая игрушка перестает включаться, АКБ приходит в негодное состояние, и встает вопрос где найти новый. Но вот где найти нужный по размерам, а главное с таким же типом разъема АКБ?!

    Искать ничего не придется, если у вас есть паяльник, пара проводов, термоусадочная трубка, и 30 минут свободного времени.

    Итак, допустим у вас есть игрушка питающаяся Ni-Mh или Ni-Cd аккумуляторной батареей на 7.2 В, емкостью 400 ma/h . Естественно мы хотим не только вернуть игрушку к жизни, но и продлить время игры на одном заряде. Поэтому увеличим емкость новых АКБ в несколько раз!

    Повертев в руках старый аккумулятор и разрезав его оболочку вы легко можете убедиться в том, что собран он из обычных пальчиковых аккумуляторных батарей класса АА, методом последовательного соединения.

    Поэтому нам потребуется,в нашем примере - это:

    · 6 аккумуляторных батарей Ni-Mh класса АА, каждая батарея 1.2В, соответственно для получения 7.2В = 1.2В*6 , Одинаковой Ёмкости!

    · Термоусадочная трубка

    · Инвентарь для пайки: паяльник, флюс, припой

    · Надфиль/шкурка

    · Медный многожильный провод около

    Вы могли заметить, что батареи в старом АКБ соединены не пайкой. И это сделано не зря, т.к при сильном нагреве можно повредить АКБ, но,как говорится "все хорошо в меру" . Мы будем соединять батареи пайкой, но по определенной технологии.

    Для того, чтобы припой быстро «прилип» к контактной поверхности АКБ, предварительно зачистим поверхность надфилем. При обработке надфилем также создаются неровности и царапины которые создадут условия для надежного контакта.


    Лично я использую обычную канифоль или паяльный жир в качестве флюса, и обычный оловянно-свинцовый припой, температура паяльника 450 градусов.

    Залудим контактную площадку. Если припой не «прилипает» не стоит долго нагревать площадку АКБ, это может привести к выходу его из строя. В таком случае следует добавить флюса и припоя и повторить попытку.

    Не советую использовать провода с изоляцией для соединения АКБ, т.к они сильно изменят размер АКБ, в отдельных случаях это очень важный фактор. Поэтому я обычно снимаю изоляцию и методом лужения оголенного провода делаю своеобразные плоские соединительные пластины.


    Т.к контактные площадки АКБ мы заблаговременно залудили, то припаять соединительную пластинку у нас ни составит никакого труда.

    Соединяем АКБ последовательно, то есть "+" одного АКБ соединяется к "-" другого, и так далее. Плюсовой контакт первого и минусовой контакт последнего соответственно будут давать суммарное выходное напряжение равное 7.2 Вольта.


    Присоединив все необходимые провода, включая разъем под зарядку, вкладываем сборку в термоусадочную трубку и нагреваем (можно обычным феном для волос) .


    Подведем итоги. Вы были обладателем слабенького АКБ с напряжением питания 7.2В,ёмкостью 400ma/h , в основе которого лежали 6 аккумуляторных Ni-Cd . Взяв со старого "мертвого" АКБ разъем и проделав всю выше описанную работу мы получили: аккумулятор ёмкостью 1800 ma/h , питающее напряжение 7.2 вольта, Ni-Mh без эфекта памяти.

    Была ли полезна для Вас статья?