Трава иван да марья лечебные. Купальские травы: Иван-да-Марья и Цветок папоротника Добавить свою цену в базу Комментарий. Иван-да-марья — лекарственные формы

Запоминающееся название цветка Иван да марья известно многим. Он издавна является символом любви и верности . Яркая окраска делает его заметным, а лечебные свойства растения способствуют достаточно широкому применению в народной медицине.

Травянистый однолетник имеет массу других, обиходных названий. Иванова трава, желтушка, липняк, все это имена одного растения. Ботаническое название цветка — марьянник дубравный, принадлежит к семейству норичниковых . Часто встречается на лугах, лесных полянах и опушках. Полезные вещества получает из почвы, воздуха и присасываясь к соседствующим травам. Часто семена переносят муравьи.


Марьянник дубравный (Иван да марья) — однолетний цветок

После завершения цветения в небольшой яйцевидной коробочке появляются крупные черные семена , которые часто служат кормом для птиц. Именно семена особенно ядовиты.

Растение является ядовитым. Использовать его необходимо с осторожностью.

Полезные свойства цветка

Иван-да-марья широко используется, как лекарственное растение. Издавна известны его противовоспалительные, ранозаживляющие и антисептические свойства. Применяется наружно, в качестве примочек, и для приготовления ванн, а также внутрь, в виде отваров .


Используются плоды и надземные части. Для приготовления травяного сбора растение заготавливают во время цветения. Собранное сырье сушат в притененном, хорошо проветриваемом месте и хранят не более 10 месяцев .

Применение в народной медицине

Применение оправдано при лечении :

  • кожных заболеваний;
  • невралгии;
  • гипертонии и головокружений;
  • заболеваний ЖКТ;
  • болезней сердца.

Перед применением любого средства народной медицины, необходима консультация врача.

Несколько рецептов народной медицины

При лечении кожных заболеваний

3-4 столовые ложки травы заваривают 1 литром кипятка . Через 2 часа настой процеживают и добавляют в ванну. Такая ванна эффективна при чесотке, различных сыпях и диатезе.

При заживлении ран и ссадин


Примочка из свежих мелко нарезанных частей растения отлично заживляет раны и ссадины.

При лечении болезней ЖКТ, невралгии, головокружений, гипертонии и болезней сердца

Используют приготовленный в термосе отвар:

1 ст. ложку сухой травы заваривают 1 стаканом кипятка и в течение 30 мин настаивают в термосе . Отвар остужают, процеживают и принимают по половине стакана 3 раза в день. Прием отвара избавляет от суставных и ревматических болей, понижает артериальное давление. При использовании отвара необходимо строго соблюдать дозировку, чтобы избежать случайного отравления.

Использование при беременности и кормлении грудью

Поскольку растение ядовито, применять его беременным и кормящим женщинам категорически противопоказано. Прием препаратов на основе марьянника может нанести вред не только женщине, но и ребенку .

Противопоказания к применению

Прием и использование препаратов на основе Иван-да-марьи противопоказано людям страдающим аллергией, с осторожностью следует применять ослабленным и пожилым людям . Хранить отвар необходимо аккуратно, чтобы не допустить случайного потребления детьми.


Передозировка может вызвать слабость, сонливость, головокружение и тошноту , а также угнетение сердечного ритма. При появлении любого из этих симптомов необходимо срочно обратиться к врачу.

Можно ли вырастить на даче

Мир растений велик и разнообразен. Одни являются украшением, другие лечат и помогают в решении бытовых проблем, третьи сочетают в себе сразу несколько удивительных качеств . Природа, которая создала эту великолепную палитру красок, свойств и ароматов является непревзойденным творцом. Ее талантом мы продолжаем восхищаться на протяжении столетий.

Иван-да-Марья – это собирательный образ нескольких растений, которые относятся даже к разным семействам. Вот некоторые из них : фиалка трехцветная, шалфей луговой, живучка женевская.

Чаще всего Иваном-да-Марьей называют Марьянник дубравный. Иван-да-Марья — растение выделяется среди прочих своим колоритным цветением. Цветы его желтые трубчатые, а над ними сине-фиолетовые кроющие листья — прицветники.

Издалека может показаться, что марьянник имеет два типа цветов – желтые и синие. Но при детальном рассмотрении становится понятно, что цветы у него желтые. Иногда они могут быть оранжевыми или красными.

Вконтакте

Одноклассники

Ботаническое описание

Плод растения — семечки с масличным карманом . В кармане содержится сильно пахнущее масло, которое привлекает муравьев. Муравьи переносят семечки, выступая в роли агентов по распространению марьянника. Растение цветет с мая по сентябрь на опушке леса, в дубравах, на затопляемых лугах.

Комнатный цветок Иван-да-Марья – это другое, похожее на марьянник растение – бегония клубневая. Цветоводы-любители называют ее «жених и невеста». Бегония также имеет два типа цветов: махровые, похожие на розы и маленькие 4-5-лепестковые. Это растение похоже на Иван-да-Марью. Википедия подробно описывает его.

Марьянник дубравный – ядовитое растение, содержит гликозиды и алкалоиды, опасные для человека. Марьянник не используется в официальной фармакопее, хотя применяется в народном целительстве при заболевании сердца, желудка, эпилептических припадках. Очень осторожно нужно использовать средства на основе марьянника, так как зафиксированы случаи сильнейшего отравления человека и животных с летальным исходом. Признаки отравления:

  • Тошнота;
  • Рвота;
  • Сильные спазмы желудка;
  • Потеря сознания;
  • Тахикардия;
  • Замедление ЧСС;
  • Повышение температуры.

Как бы то ни было, это одно из любимых растений русского народа. Издревле растение использовалось в обрядах языческой религии, например, на праздник Ивана Купалы. Вокруг растения собрано множество красивых легенд и поверий.

Легенды о растении

Почему же это растение называется Иван-да-Марья? Желтый цвет растения в языческом мире – это символ огня; а фиолетовый – это знак воды.

В целом цветок характеризуют единение двух противоположных стихий:

  • воды и огня,
  • мужчины и женщины.

Легенда о брате и сестре

В первоначальном варианте – это легенда о Купале (м) и Костроме (ж). В одной семье родились брат и сестра. Сестру Кострому в раннем детстве украла злая птица Сирин и унесла в дальние края, где девушка росла. Однажды Купала отправился путешествовать по миру. Проплывая по реке, он увидел, что на волнах колышется красивый венок. Купала поднял его и причалил к берегу. На берегу он встретил девушку необычайной красоты. Они влюбились друг в друга.

Когда влюбленные вернулись в родную деревню, кто-то из стариков узнал в девушке пропавшую много лет назад Кострому. Выяснилось, что они брат и сестра. Узнав о своем родстве, они не смогли это пережить, так как успели пожениться. Решено было покончить с собой, и они утопились. Кострома стала Мавкой или русалкой, а Иван погрузился на дно. Мавка очень скучала за любимым и плакала по ночам на берегу. Боги, наблюдая эту ситуацию, превратили их в цветок – Купала-да-Мавка, а в позднем варианте Иван-да-Марья. Вот такая вот грустная легенда о цветке.

Альтернативная легенда

Есть более щадящая легенда со счастливым концом. Однажды юноша Иван и девушка Марья пошли в лес по грибы. Они были сильно влюблены друг в друга и везде ходили вместе. Когда они вышли на опушку, налетела страшная гроза.

Гром гремел так, что деревья падали, а молнии ударяли в землю и подожгли лес. Марья очень испугалась, уронила корзинку с грибами, расплакалась и начала собирать.

Иван бросился ей помогать. Молнии били совсем близко, ударяя в землю и в деревья. Иван очень перепугался за Марью и закрыл ее собой. Так они просидели, пока гроза не стихла.

Бог Перун в этот день был не в духе и убил много людей, гулявших по степи и по лесу вопреки страху, который он в них вселял. Всех кто не боялся грозы, он убивал молнией. Заметив девушку и юношу с корзинками грибов, он начал в них посылать молнии. Вдруг он заметил, что Иван защищает свою спутницу, которая плачет и молится богу Перуну о спасении. Это очень тронуло грозного повелителя стихией. Он перестал посылать молнии и гром.

Когда Иван и Марья ушли, Перун пустил одну маленькую молнию в то место, где они пережидали ненастье. На этом месте на следующий день выросло красивое растение с золотистыми цветками, как волосы у Марьи. А прикрывали эти цветки фиолетовые листочки, как накидка у Ивана. Так и появилось растение – символ трепетной славянской любви.

Цветок Иван да Марья




Творчество

Помимо легенд в народном творчестве есть песни, баллады и стихи про это растение. Вот одна из них – украинская песня:

В воскресенье повенчали,

В понедельник спать поклали.

Стал пытать детина,

Якого роду есть девчина.

«Киевлянка я, батьку Карпом звать!»

Стала пытати Марья-девчина,

Якого роду был детина:

«Киевлянин, батьку тоже Карпом звать!»

«Где ж такое видано,

Чтоб сестра за брата шла?

Сестра за брата не пойдет,

А брат сестру не заберет!

Пойдем мы в поле,

Станем там травою

Цвети трава двумя цветами

Пока любовь есть между нами».

Такие песни распевали на празднование Купалы. Множество легенд, песен и сказаний есть у славян про Ивана-да-Марью. Если встретите растение на опушке, не забудьте рассказать их вашим спутникам.

Иван да Марья – так называют несколько видов растений. Чаще всего оно относится к марьяннику дубравному, у которого есть еще и другие названия:

  1. двуцветник,
  2. иванец,
  3. брат с сестрой,
  4. медунка,
  5. липняк,
  6. золотушная трава,
  7. желтушка,
  8. иванова или меткая трава.

Мужское и женское имя в народе давали растениям, которые цветут разноцветной или отличной по форме парой соцветий. К ним относится шалфей луговой, барвинок, живучка женевская, фиалка трехцветная, кампанула.

Красочное название цветку дали за контрастное сочетание желтого венчика цветка с фиолетовым прицветником. Такое необычное явление связывают с легендой о трагической любви юноши и красавицы. Иван ассоциируется с желтым цветом, а Марья с фиолетовым. Цветок предки наделяли магическими свойствами и держали в доме в качестве оберега супружеского счастья и защиты от злых сил.

Иван да Марья входит в состав венка для гадания на Ивана Купалу. Союз желтого и синего цвета считается соединением стихий воды и огня. По поверьям, цветок способствует установлению союза между человеком и богами, небесным и земным. Цветок дает вечное счастье, гармонизируя стихии инь и янь.

Траву, собранную в Купальскую ночь, связывали в веники и отправлялись париться в баню, чтобы обрести здоровье и благополучие.

Название

Иван да Марья или марьянник дубравный (Melampyrum nemorosum) относится к травянистым однолетникам. У него прямой, разветвленный стебель 15-60 см в высоту с опушением из белых ворсинок. Супротивные листья зеленого цвета сердцевидные у основания с заострением к краю. Корень тонкий и неразвитый, поэтому цветок без усилий выдергивается из земли.

Описание

Марьянник привлекает внимание эффектной, двуцветной окраской кистей, в чем не сложно убедиться по фотографии.

Цветки на коротких цветоножках сочного желтого цвета собраны в верхушечные соцветия, похожие на колосовидную, однобокую кисть. Их украшают зубчатые, яйцевидные прицветники фиолетового цвета в верхней части и зеленые у основания. Окраска прицветника может быть малиновой, ярко-лиловой или синей. Цветочная чашечка напоминает вытянутый колокольчик. Формируются соцветия в пазухах верхушечной листвы.

Период цветения длится с мая по сентябрь. Завершается формированием маленького яйцевидного плода. Коробочка содержит продолговатые, трехгранные семена темно-бурого цвета. После опадания семена успевают прорасти, и в октябре уже формируется корневая система, которая позволяет перезимовать под опавшими листьями. После таяния снега развитие продолжается.


Особенности растения

Небольшие цветки обильно выделяют нектар, привлекающий пчел, а плоды служат пищей для лесных обитателей.

Интересно, что благодаря ароматным маслам на семенах их полюбили муравьи и активно перемещают по своим тропам, где весной вырастают густые заросли. Таким образом цветок Иван да Марья (фото) распространяется на новых территориях.

Цветок распространен в лесах и лесостепи. Встречается на лесных опушках лиственного типа, в рощицах, среди кустарников, на влажных лугах и склонах оврагов. Выбирает для роста тенистые места, где образует густую поросль.

Распространенные виды

В род марьянник входит 13 видов растений. Из них в условиях средней полосы растут:

  • марьянник дубравный
  • марьянник полевой
  • луговой
  • лесной
  • марьянник разрезной

Полезные свойства

Марьянник дубравный – ядовитое растение, требующее осторожного обращения. Тем не менее, давно применяется в траволечении как средство, оказывающее седативное, ранозаживляющее, противосудорожное и противовоспалительное воздействие.

Цветы Иван да Марья используют при сердечных заболеваниях и проблемах с пищеварением, при ревматизме, гипертонии, невралгиях и эпилепсиях. Целебные ванны готовят при кожных болезнях, таких как экзема, чесотка, сыпь, диатез. Чай из марьянника пьют при золотухе.

Лекарственным сырьем являются стебли, листья, цветки и даже семенные коробочки. Наземную часть заготавливают во время цветения.

Когда-то отвар из плодов марьянника использовали для окрашивания тканей в желтый цвет и как инсектицид против насекомых.


Домашний цветок Иван да Марья

Комнатной разновидностью Ивана да Марьи является бегония клубневая, которая существенно отличается от дикорастущего вида. Внешне она похожа на кустик с округлыми у основания листьями, вытянутыми в одну сторону. Контур листка с мелкими зубчиками. Цветок выбрасывает два типа бутонов. Одни махровые, похожие на бутоны красных роз, а другие обычные, из 5 лепестков.


Клубни бегонии для посадки должны быть без повреждений и признаков гнили. На проращивание их выставляют в феврале. Контейнер заполняют рыхлым субстратом с добавлением торфа. Клубни выкладывают на влажную поверхность и не присыпают. Держат в светлом и теплом месте. Грунт добавляют, когда ростки достигнут 6-8 см. Цветение наступает в июне и длится до осени. Полив умеренный, по краю горшка. Рекомендованы органические и минеральные подкормки.

Многолетний комнатный цветок размножается семенами и черенками.

Выращивание в саду

При выращивании Иван да Марьи на садовом участке, в декоративных целях либо на лекарственное сырье, начинают с подготовки почвы. Она должна быть рыхлой и влажной. Под предварительную перекопку вносят подкормку из коровяка.

Закладку семян проводят в зиму, чтобы весной получить ранние всходы и майское цветение. Следует учитывать, что у марьянника низкая всхожесть семян и весной посевы придется обновить. Крупные семечки вдавливают в почву или присыпают тонким слоем земли. Для развития и яркого цветения цветку необходима влажная среда.

Участок выбирают в полутени, чтобы солнечные лучи смогли придать яркости соцветиям. Подкормки Иван да Марье не требуются. Цветок самостоятельно добывает питательные вещества от других растений или синтезирует.

Посмотрите также видео

Растение Иван-да-марья (марьянник дубравный) относится к роду Марьянник семейства Заразиховые. Также его называют в народе желтяницей, желтушкой, меткой травой, липняком, Ивановой травой, луговым звонцем. Род Марьянник объединяет однолетние травянистые растения, которые имеют слаборазвитую корневую систему и прямостоячий стебель, достигающий в высоту от 15 см до 50 см.

Марьянник цветет ярко-желтыми цветами с начала лета до осени, после чего на растении появляются плоды в виде коробочек. Растение отличается большой декоративностью, кроме того, его цветы являются хорошим медоносом. Некоторые виды марьянника, в частности, марьянник дубравный, издавна применяются в народной медицине.

Иван-да-марья — виды и места произрастания

Марьянник дубравный является растением с европейским ареалом. Основными местами его произрастания являются лесостепная и лесная европейская части России, северо-западные и западные лесостепи Украины, Кавказ, Сибирь. Лучшими условиями для этого растения являются лиственные леса, меловые склоны и сырые торфяные луга.

Всего род марьянник насчитывает до 35 видов, среди которых для нашей зоны наиболее характерными являются марьянник дубравный (иван-да-марья), марьянник полевой, марьянник луговой, марьянник лесной и марьянник разрезной.

Иван-да-марья — лечебные свойства

Иван-да-марья оказывает противовоспалительное, инсектицидное и ранозаживляющее действие. В народной медицине его отваром лечат болезни сердца и желудка; используют его для ванн при лечении диатеза, экземы, туберкулеза кожи, ревматизма. С помощью свежей измельченной травы марьянника дубравного эффективно заживляют раны.

Интересно, что в народе с давних времен цветы ивана-да-марьи наделяли особыми магическими свойствами, считая, что, собранные на Ивана Купалу, они могут отводить от дома злое воздействие и хранить между супругами хорошие отношения.

Иван-да-марья — лекарственные формы

В качестве лекарственного сырья используют надземные части растения иван-да-марья в виде цветков, стеблей, листьев, а также плоды. Время сбора травы и цветков — период цветения (с мая по сентябрь). После сбора их сушат в хорошо проветриваемых помещениях, затем хранят отдельно от других растений. Срок хранения сухого сырья — до 10 месяцев. Плоды марьянника дубравного собирают с июля по сентябрь.

Иван-да-марья — рецепты

Настой травы иван-да-марья используют как эффективное средство для ванн и местных обмываний при лечении золотухи, различных сыпей и чесотки. Для его приготовления 3 ст. л. марьянника заливают 1 литром кипятка и, настояв около 2 часов, процеживают.

При лечении гипертонической болезни, головокружения, болезней сердца, невралгии, эпилепсии, заболеваний желудка и желудочно-кишечного тракта применяют другой настой марьянника дубравного. Для его приготовления 1 ст. л. травы заливают стаканом кипятка, затем настаивают полчаса и, процедив, принимают дважды в день по половине стакана.

С помощью свежей измельченной травы и ее порошка ускоряют процесс заживления ран, а отваром плодов уничтожают вредных насекомых.

Иван-да-марья — противопоказания

При применении растения иван-да-марья следует помнить, что оно весьма ядовито, поэтому применять их внутрь следует с большой осторожностью. В семенах растения содержится ядовитый глюкозид ринантин (аукубин), который оказывает наркотическое и местное раздражающее действие, проявляющееся слабостью, сонливостью, ослаблением сердечной деятельности. Появление этих симптомов после употребления препаратов марьянника дубравного — это повод для немедленного обращения к доктору.

Легенды и мифы о растениях [Легенды Древнего Востока, языческие мифы, античные предания, библейские истории] Мартьянова Людмила Михайловна

Иван-да-марья

Иван-да-марья

Широко распространенное и хорошо всем знакомое растение иван-да-марья (melampyrum nemorosum) получило свое народное название за контрастную (противопоставление Иван-Марья, мужчина-женщина) и весьма привлекательную окраску: золотисто-желтые цветы хорошо смотрятся на фоне сине-фиолетовых кроющих листьев. Цветочная трубка красно-бурая. Губа цветков также со временем краснеет.

Издали кажется, что иван-да-марья (марьянник дубравный) цветет сразу и желтыми и синими цветами. Но подойдешь поближе – и увидишь, что цветки у этого растения желтого цвета, а над ними красивые синие листочки, которые как бы прикрывают собой эти желтенькие цветы. Желтые цветы и синие листочки над ними и делают иван-да-марью очень нарядной травой.

Но главная ипостась символа заключается в священном соединении огня и воды, земного и небесного.

Сочетание желтого и синего цвета отражает купальские значения огня и воды, широко используемые во время праздника. В этом качестве цветок представлялся как звено, соединяющее людей и с богами, и между собой. Не случайно союзы, заключенные на Купалу, считались нерушимыми, даже если совершались без ведома родителей и родни. Новобрачные, взявшись за руки, прыгали через костер, а затем совершали ритуальное омовение перед актом физической любви. Таков был обряд заключения сакрального брака, а символом его был цветок, в котором желтый цвет (огонь) соотносился с женихом, а синий (вода) – с невестой. Этот же смысл проводился в обряде спускания (скатывания) в воду подожженного колеса от телеги, а также сжигания в костре куклы, обряженной в синее платье.

Иван-да-марья – одна из распространенных в России сильных трав. На мысли человека практически не воздействует, поэтому применяется лишь в настоях. Эта трава позволяет организму достичь гармонии инь и янь-энергии, помогают человеку достигнуть счастья в жизни, притягивает к нему то, чего ему недостает. Нечисть она убирает за счет того, что ликвидирует с помощью резервов самого организма энергетические дыры, в которые проникает зло. Успокаивает нервную систему, при постоянном применении этой травы человек заметно хорошеет.

Но свои силы эта трава хранит очень недолго. Собрав ее близ дня Купалы (когда она созревает), вы сможете ею полноценно пользоваться не больше полного лунного месяца. В засушенном виде она с каждым лунным месяцем теряет около 10 % своих исцеляющих свойств, хотя химический состав ее остается прежним. Но тем более постарайтесь не пропустить возможность помыться веничком из иван-да-марьи вечером 7 июля (в день Купалы), чтобы смыть с себя те сущности, которые, прилепившись к вам, сжирают красоту и благополучие.

Люди, любуясь этим цветком, сочинили красивую легенду. В сухую, солнечную погоду пошли в лес по грибы Иван да Марья. Но не успели они дойти до леса как налетел ветер, набежали тучи, засверкала молния, началась гроза. Негде было спрятаться, и храбрый Иван заслонил красавицу Марью. Как только стихла непогода, Иван и Марья вернулись домой, а на том месте, где он спасал девушку, поднялась трава с красивыми фиолетовыми листочками, которые, как Иван Марью, защищали от непогоды желтые цветы. Вот и пошло отсюда название иван-да-марья.

Другая легенда рассказывает, что жил в лесу кривоногий, с копытцами, очень кудряво взъерошенный Леший.

Жил по-своему, горевал по-своему и радовался тоже по-своему. Одиночества он не боялся, друзей не имел, что такое любовь не знал. Так бы оно и шло впредь, но вдруг Леший влюбился. Увидел как-то по весне под кустиком глазастенькую желтенькую фиалочку – Марьюшку и пропал совсем. Фиалочка стоит, цветет, красуется, на Лешего даже не смотрит. А Леший, стараясь обратить на себя внимание, давай хвастаться, будто все умеет, все знает. Но фиалка на него не смотрит. Решил Леший сделать ей предложение, мол выходи за меня замуж. А фиалка в ответ: «Ивана люблю, за него замуж пойду». Это она для цветущего рядом фиолетового Ивана так сказала. Пришло время, поженились две фиалки, желтенькая и фиолетовая, и зажили вместе одним домиком, одним цветком. В цветке том желтые лепестки – Марьюшка, а фиолетовые – Иванушка. И не стало в лесу ни Марьюшки, ни Иванушки по отдельности, а есть единый лесной цветок иван-да-марья. А Леший до сих пор в лесу шатается, горюет и всем жалуется. Цветки ивана-да-марьи обильно выделяют нектар и вполне заслуженно считаются хорошим медоносом. Очень интересно приспособился цветок иван-да-марья к распространению семян – помогают ему в этом муравьи. Дело в том, что семена, похожие на пшеничные зерна, имеют мешочек с ароматными маслами. Для муравьев эти масла – лакомство, поэтому и перетаскивают они семена. А цветку только этого и нужно. А еще интересен этот цветок тем, что на корнях у него есть присоски, прикрепляющиеся к корням других растений. Так цветок подкармливается соком чужих растений. Этот цветок ядовит! А еще он обладает лечебными свойствами: заживляет раны, лечит сердце, кожу. Подумать только, маленький цветок, а как многим он нужен: семена для муравьев, цветочная пыльца для пчел, настойки из листьев для лекарств людям. Да и просто посмотреть на цветок, полюбоваться приятно.

Другие легенды, связанные с Иваном и Марьей, повествуют о запретной любви.

По одной версии, брат и сестра не ведали о своем кровном родстве и вступили в брак, за нарушение обычая они были обращены Богом в цветок. По другой – превращение состоялось по согласию влюбленных, которые не смогли справиться со своей страстью и не желали расставаться. Самый жесткий вариант предания гласит, что сестра хотела соблазнить братца, а он за это ее убил. В качестве предсмертной воли девушка попросила посадить на могиле этот цветок.

Иваном-да-марьей называют порой и трехцветную фиалку, а иногда – живучку женевскую, шалфей луговой и барвинок. Почему? У них тоже ярко отличающиеся два цвета (у фиалки третий, белый, в расчет не принимается).

По другой легенде жили-были брат Иван да сестра Марья в избенке на берегу озера.

Озеро тихое, а слава дурная. В этом озере водился Водяной.

Как наступит ночь Водяной начинает воду будоражить, тину со дна поднимать. В такие лунные ночи выходят из воды русалки и прячутся от Водяного в деревьях. И зовут их тогда древяницами.

И наказывал брат Иван сестре Марье в случае его отлучки не выходить из избы, кабы лиха не случилось. Велел ей тихо сидеть и песен не петь. Ушел Иван в лес на охоту. Марья работу по дому выполнила и стало ей скучно. Села у окна и запела песню. Вдруг слышит тонкий голос зовет ее на улицу выйти. Выглянула Марья за дверь, и ахнула. Там русалки хороводы ведут. Увидели Марью и зовут к себе. Надели венок на голову и признали ее своей царицей.

Вдруг из кустов выглянула страшная голова Водяного и его корявые руки потянулись к Марьюшке.

Вернулся Иван с охоты, а Марьюшки нет дома. Везде искал он ее, но не нашел. Настала купальская неделя.

И решил Иван сплести себе новые лапти и идти искать сестру.

Нашел за озером липку, ободрал, сплел лапти и пошел Марью искать.

Шел, шел, видит – стоит голая липка, с которой он лыко драл. Пошел дальше искать. Но куда ни пойдет везде находит эту липку. Рассердился Иван и решил срубить ободранную им липку. Замахнулся топором, а липка говорит человеческим голосом: «Не руби меня Иван, я сестра твоя Марья. Царь водяной меня в жены взял, теперь я древяница, а с весны опять русалкой буду. Чтобы я опять стала Марьей, тебе надо найти полынь-траву и бросить ее мне в лицо». Только она это проговорила, как лапти понесли Ивана далеко в лес. Нашел он полынь-траву. И бросил Иван в липку полынь-траву, вышла из липки сестрица Марья, обняла брата, заплакала. Бросили они домик у озера, уехали жить далеко-далеко.

И живут неразлучно до сих пор и кличут их всегда вместе – Иван да Марья.

Из книги 100 великих картин автора Ионина Надежда

ИВАН ГРОЗНЫЙ И СЫН ЕГО ИВАН Илья Репин Проблема героя всегда была важнейшей в русской исторической живописи. При этом слово «герой» имело двоякое значение: герой - положительный образ, воплощающий нравственные ценности, и герой, как главное действующее лицо

Из книги Крестная сила автора Максимов Сергей Васильевич

XXX. ИВАН КУПАЛА Изучая народные купальские песни, польские историки XVII века вывели скороспелое заключение о существовании какого-то особого славянского, бога Купалы. Но дальнейшие исследования ученых показали, что заключение это основано на простом искажении некоторых

Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет автора Лаврентьева Елена Владимировна

Из книги Погаснет жизнь, но я останусь: Собрание сочинений автора Глинка Глеб Александрович

Иван Катаев «Боремся мы для будущих поколений, им суждено воспользоваться плодами нашей борьбы. А мы должны себя бестрепетно принести в жертву. И вы, и я - только агнцы заклаемые, и нечего нам добиваться от жизни для самих себя чего-нибудь светлого. Это просто мешает

Из книги Повседневная жизнь русского кабака от Ивана Грозного до Бориса Ельцина автора Курукин Игорь Владимирович

Из книги Русский бал XVIII – начала XX века. Танцы, костюмы, символика автора Захарова Оксана Юрьевна

Иван Бунин Памятный бал Было на этом рождественском балу в Москве все, что бывает на всех балах, но все мне казалось в тот вечер особенным: это все увеличивающееся к полночи нарядное, возбужденное многолюдство, пьянящий шум движения толпы на парадной лестнице, теснота

Из книги Народный быт Великого Севера. Том II автора

Иван глиняный В некотором селе жил старик со старухою. Однажды старик сказал старухе: старуха, принеса-ка мне глины, я слеплю мальчика, так он будет нам заместо сына. Старуха принесла глины, размочила ее и они стали лепить, слепили и положили в печку сохнуть, а старуха села у

Из книги Народный быт Великого Севера. Том I автора Бурцев Александр Евгениевич

АНФИЙ ДА МАРЬЯ Жил-был Анфий да Марья; детей у них не было. Раз Анфий и говорит Марье: свари-ка мне три десятка яиц, я пойду да продам! А дело было перед Пасхой и яйца очень дороги. Марья сварила яйца, он выкрасил их и понес продавать. Взял он по рублю за яйцо, денег у него стало

Из книги Говорят что здесь бывали… Знаменитости в Челябинске автора Боже Екатерина Владимировна

ИВАН КУПЕЦКОЙ СЫН Не в котором царстве, не в котором государстве, не именно в том, в котором мы живем, жили-были два брата и имели они по двенадцати лавок и по трехэтажному каменному дому. У младшего брата был мальчик годов пяти или шести. Младший брат помер, а его молодая

Из книги Русский Галантный век в лицах и сюжетах. Kнига вторая автора Бердников Лев Иосифович

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги Легенды и мифы о растениях [Легенды Древнего Востока, языческие мифы, античные предания, библейские истории] автора Мартьянова Людмила Михайловна

Из книги Бесы: Роман-предупреждение автора Сараскина Людмила Ивановна

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Иван-чай Кипрей традиционно использовался на Руси в качестве повседневного чайного напитка, придающего бодрость и хорошее самочувствие. Участники взятия Казани и покорения Астрахани, ратники Минина и Пожарского, гулящая вольница Степана Разина пили иван-чай, который

Из книги автора

В КАКОМ СТАВРОГИНЕ РАЗОЧАРОВАЛАСЬ МАРЬЯ ТИМОФЕЕВНА? Единственная в романе сцена свидания Ставрогина с Марьей Тимофеевной наедине имеет исключительно важное значение для понимания «основного мифа» «Бесов».Визит Николая Всеволодовича к Лебядкиной был третьим и

Из книги автора

Иван Купала По преданиям, ночь с 6 на 7 июля – это время разгула нечистой силы. Считалось, что ведьмы могли испортить праздник. В эту ночь старались провести обряд очищения: мылись и разводили костры, в которых старались сжечь все плохое, что осталось с прошлого года.Славяне