Храм вмч параскевы пятницы. Церковь Параскевы (Пятницы) Великомученицы на Пятницкой

Четыреста пятьдесят лет назад в Качалове, на месте, где стоит сейчас храм Великомученицы Параскевы Пятницы, была небольшая деревянная церковь. Это сейчас район называется Северное Бутово, а тогда было село Киово-Качалово.
Вернемся, однако, к названию. Параскевой, что по-гречески и есть «Пятница», назвали свою дочь родители-христиане, жившие в 3-м веке нашей эры в римской империи. И назвали именно потому, что особо почитали пятницу как день, в который Иисус принял смерть на кресте. Юная Параскева подобно родителям проповедовала христианство. И приняла мученическую смерть от римлян. Однако имя ее и самая самоотверженная жизнь ее сохранились в веках.
У православных христиан святая Параскева (Пятница) издревле пользуется любовью и почитанием. Особенно почитают святую промышленники, торговцы и путешественники. Святая Параскева считается целительницей душевных и телесных недугов и хранительницей семейного благополучия. Ей же молятся девушки на выданье, чтобы выйти замуж по любви.
Вернемся, однако к храму. Деревянный храм был уничтожен во время польско-литовского нашествия, в начале ХVI века. Новый же, каменный храм, ставил владелец села Киово, князь Щербатов. В 1694 году храм был построен. Он прослужил более двухсот лет, но сильно обветшал.
Поэтому в 1904 году храм был значительно расширен, колокольня надстроена на один ярус, да и весь облик изменен в такой степени, что можно было считать храм построенным заново.
В конце 30-х годов храм был закрыт. Здание использовалось в производственных целях. В середине 1980-х годов, ввиду непригодности к дальнейшему использованию, здание было просто брошено на произвол судьбы. По заключению БТИ износ здания составлял 80%.
Но в 1990-м храм в Северном Бутово начал возрождаться. А с 1998-го он предстал перед нами уже в своем новом, возрожденном облике.
В храме хранятся чтимые иконы Знамения Божией Матери, иконы преподобного Серафима Саровского, равноапостольной Нины с частицами мощей, частицы мощей русских святых.
Ну и напоследок.

Как добраться до храма Параскевы Пятницы в Качалове:

Город Икони Римской империи - родина святой великомученицы Параскевы Пятницы, жившей там в III веке. Рожденная в семье христиан Параскева всем сердцем была предана этой религии, пошла из-за нее на мученическую смерть, и навсегда останется в памяти христиан. В ее честь строились храмы и часовни.

Святая великомученица Параскева

Параскева Пятница считается покровительницей сельскохозяйственных тружеников. Промышленники, торговцы и путешественники тоже считают себя находящимися под ее опекой и заботой. В дореволюционной России не было ни одной торговой площади, где не стоял бы храм святой Параскевы Пятницы, в одной Москве их было 4. Имя Пятница дано было ей родителями в память о дне Параскева в переводе с древнегреческого означает «канун праздника». В православной церкви день памяти этой великомученицы приходится на 28 октября. В этот день принято приносить к алтарю плоды для освящения и хранить их до следующего урожая, обеспечивая таким образом его последующее обилие. Этой святой молятся как об урожае, так и о предотвращении падежа скота.

У людей она способна исцелить тяжелые недуги - и душевные, и телесные. Кроме того, многовековой опыт способствовал образованию традиции просить девушкам у святой содействия в скорейшем и удачном замужестве. Поэтому каждый храм великомученицы Параскевы Пятницы популярен. На иконах святая всегда изображена с крестом в руках и красной мафории. Она всегда строга и сурова, а на росписях, связанных со Страстями Христовыми, она представляет собой Великую Пятницу, день распятия Христа. У православных ее образ переплелся с Мокошей, языческим божеством, тоже покровительницей полей и скота, которой также посвящалась пятница.

Возникновение Бутово

Храм Параскевы Пятницы в Бутово - один из многих культовых объектов, посвященных этой великомученице, на территории имеет богатую историю, начавшуюся за три сотни лет до возникновения вокруг громадного района Северное Бутово. С XVII в России существовало понятие «сельцо», представляющее собой очень маленький населенный пункт, буквально в несколько дворов. Но в его состав обязательно должна была входить часовенка. Таким сельцом в пять дворов - 3 крестьянских и 2 бобыльских, то есть не имеющих никаких земельных наделов, и было Бутово, которым владел дьяк Самойлов. Оно возникло на месте сгоревшей дотла деревни помещиков Щербатовых, владевших этими землями с XV века.

Часовня, церковь, храм

В их поместье была деревянная церковь, которая тоже сгорела во времена польско-литовского нашествия - в Спустя десятилетия, а именно в 1694 году, здесь была освящена новая каменная церковь, построенная в новом русском стиле по проекту архитектора Благовещенского. Храм Параскевы Пятницы в Бутово был невелик, и в XVIII веке к нему был пристроен придел Рождества Богородицы. Теперь здесь могло находиться до 400 верующих. В 1903-1904 годах храм обновлялся. Неподалеку, в селе «Знаменское Садки», усадьбе князей Трубецких, тоже была церковь, но она не сохранилась. Вместе эти два культовых сооружения то объединялись в один приход, то разъединялись.

Свое название храм Параскевы Пятницы в Бутово получил от придорожной часовенки, многие из которых издревле называли в честь этой святой, а она была популярна в Руси еще в домонгольские времена. Как же иначе - ведь она покровительствовала путешественника и торговца! Ее икона в застекленном киоте, такой своеобразной часовенке, находится в наше время с внешней стороны храма. Церковь очень красива. Она наряду с храмами, посвященными этой святой, возведенными в древнем Чернигове и Смоленске и сохранившимися до наших дней, является памятниками зодчества. Могила последнего настоятеля Николая Богоявленского находится недалеко от алтаря, с восточной стороны.

Годы лихолетья

На храм Параскевы Пятницы в Бутово обрушились все тяготы 30-х годов, когда уничтожались церкви и их служители. Он был закрыт, осквернен и разграблен. Затем в нем долгие годы находились то склады, то пошивочные мастерские, а позднее храм и вовсе сгорел. Разрушенный, без окон, дверей и крыши, он стал восстанавливаться в 90-е годы силами общины, которой был передан, и в 1998 году храм был освящен Патриархом Московским. Верующие приносили иконы, на пожертвования были заказаны новые. Когда не было громадного жилого микрорайона Северное Бутово, на этом месте находились несколько сел - Киово, Бица, Качалово. Поэтому церковь Пятницы в Бутово имеет и другое название, так сказать, синоним - храм Параскевы Пятницы в Качалове.

Он очень популярен у местного населения, но мал. Поэтому в этом районе запланировано строительство нового большого культового сооружения, названного в честь

Новые тенденции

Среди старцев храма люди, бывшие в прошлом и капитаном дальнего плавания, и военным, и детским врачом. Может быть, это и сказывается на активной церковной жизни храма. При нем имеется воскресная школа, ученики которой наряду с изучением религии принимают участие в спортивных соревнованиях. Храм оказывает действенную помощь детским домам, занимается и наркоманов.

Среди святынь храма имеются такие редкости, как икона равноапостольной Нины (грузинской святой), икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша», икона Серафима Сваровского.

В Великом Новгороде много величественных древних храмов, но церковь Параскевны Пятницы стоит особняком от них, сильно отличаясь от построек своей эпохи внешним видом. Церковь носит женское имя и сама считается женской церковью. Церковь легкая, нежная, с ажурным убранством, небольшая и уютная. Есть старое поверье, что если по утру обежать вокруг церкви, то покровительница церкви пошлет девице суженого, а замужней женщине беременность. Другая легенда гласит, что, если загадать желание и сосчитать все углы церкви, то желание непременно исполнится.

Церковь очень древняя, это видно по ее облику, она хранит дух истории Великого Новгорода. От нее исходит мощная и чистая энергетика, которая буквально завораживает. К сожалению, сейчас церковь не действующая, она функционирует как музей, зайти и осмотреть ее можно за небольшую плату.


Названа церковь по имени православной святой, которую купцы считали своей покровительницей. Раньше на этом месте были несколько деревянных построек, последовательно погибших друг за другом в пожарах. Постройка каменной церкви датируется 1207 годом. Построена она была по заказу и на деньги новгородских купцов. К сожалению, первоначальный вариант постройки практически не сохранился. Церковь за время своего существования подвергалась многократным перестройкам. Так в 1345 году она серьезно пострадала во время пожара и при ее ремонте многие первоначальные элементы были утрачены. Вообще пожары были бичом этой постройки на протяжении всей истории ее существования. Только в летописях зафиксировано 15 крупных пожаров.

В 16 веке церковь перестроили с целью расширения. В пятидесятых годах двадцатого века церковью заинтересовались ученые историки. Было принято решение максимально восстановить ее первоначальный облик. Некоторые части церкви были восстановлены, а некоторые выстроены заново по историческим чертежам. Восстановительные работы с большими перерывами шли долго, почти 50 лет. Старинная кладка освобождалась от штукатурки, но многие более поздние пристройки было принято решение оставить. Так, к примеру, пристроенную в 18 веке главку не тронули, так как она тоже часть истории, хотя и более поздней.


Архитектурное решение церкви несколько отличается от построек той эпохи, многие архитектурные решения используются впервые. Так впервые в новгородском зодчестве постройке придали крестообразную форму за счет трех церковных притворов. Постройка не квадратная, имеет несколько вытянутую форму. Алтарная часть церкви выстроена не по новгородски, с выступающей центральной аспидой. Фасады украшены пилястрами, которые в Новгороде стали применяться только после постройки Пятницкой церкви.

Видео Церковь Параскевы Пятницы на торгу

Непохожесть церкви на новгородские постройки навела исследователей на интересные мысли. Дело в том, что некоторыми архитектурными элементами, например, видом апсиды, декором северного притвора, церковь похожа на постройки города Смоленска той эпохи. При более подробном изучении было установлено, что церковь повторяет храм в честь Михаила Архангела, расположенный в Смоленске на Смыдыни. Невольно напрашивается мысль о торговых связях между двумя этими городами в древности.

Ольга Перминова

Х ристианство и язычество - две стороны древнерусского праздника.

Особое благоговение православных перед великомученицей Параскевой Пятницей, женской заступницей, во многом продолжает традицию поклонения богине языческого культа Макоши. Слиянию двух образов в народном сознании послужили общие функции - и Макошь, и Параскева благоприятствовали браку и родам.

Святая Параскева Пятница

Известно, что родилась Параскева Пятница в III веке в состоятельной семье сенатора в Иконии - столице древней Лакаонии, в Малой Азии. Ее глубоко верующие родители из дней Страстной седмицы особо свято почитали Великую пятницу - день крестных страданий Иисуса Христа. Поэтому и дочь, родившуюся в пятничный день, назвали Параскевой, что в переводе с греческого значит «пятница». Воспитанная в благочестивой семье, Параскева с юных лет дала обет безбрачия и приняла решение посвятить свою жизнь Богу и просвещению язычников.

Во время борьбы императора Диоклетиана с проповедниками христианской веры Параскеву схватили по указанию городского правителя Аэтия. Глава Лакаонии, сраженный красотой девушки, даже хотел жениться на ней, но прежде потребовал у нее принести жертву языческому идолу. За отказ отречься от православной веры по приказу Аэтия Параскеву долго и мучительно истязали, а затем бросили в темницу. По преданию, Господь исцелил возносившую молитвы Параскеву. Но это не остановило ее гонителей. Они стали поджигать девушку факелами, а затем отсекли ей голову. После захоронения тела православные начали поклоняться ее мощам и заметили, что больные люди стали чудесным образом исцеляться.

Языческая богиня Макошь

В крестьянских верованиях Русского Севера Параскеву соотносят с полуязыческой богиней - пряхой Макошью. Образ Параскевы Пятницы заслонил культ почитания архаической Макоши, народ приписал и ей влияние на плодородие и браки.

С памятью о великомученице по сей день связывают множество обрядов и обычаев. В Древней Руси даже храмы и придорожные часовни называли именем Пятница. В народе святую именовали Параскевой Пятницей, Пятиной или Петкой. Иконописцы изображали подвижницу высокого роста со строгим выражением лица. Иконы праведной мученицы, увенчанной лучезарным венком, почитали и украшали лентами и монистами. Сельские труженицы приносили к ее лику цветы и душистые травы, считая, что именно Параскева заботится о засеянных ими полях и о сохранении скота от падежа. В ее памятный день в храмы несли плоды для освящения, а затем хранили их весь год как священные предметы.

«Параскева Пятница, как и Макошь со своими русалками, была связана с водой; она покровительствует святым целебным источникам и колодцам; известны «пятницкие родники».
Сам комплекс изображений Параскевы включает понятие священной земной влаги. Больше того: вода земли и Параскева тождественны - об этом свидетельствуют легенды об иконах Параскевы Пятницы, неведомо как и почему являвшихся в источниках и водоемах».

Владимир Чичеров, литературовед, исследователь русского традиционного фольклора

Святой чудотворный источник и купальня близ села Короцко. Валдайский район, Новгородская область. Фотография: Н. Коржов / фотобанк «Лори»

В долине Темпи находится святой источник Параскевы Римской, в котором, по преданию, была обнаружена чудодейственная икона Параскевы (она размещена в храме рядом с источником). Фотография: В. Волохонский / фотобанк «Лори»

«Пятнице иногда посвящали первый сжатый сноп. Спецификой Пятницы были лен и пряжа. День 10 ноября (28 октября по старому стилю - церковная дата святой Параскевы) был днем Пятницы Льняницы, когда «простолюдины носят в церковь отрепанную первину льна». Обработка льна и прядение кудели и шерсти особенно роднят в русском фольклоре Пятницу и Макошь: обе они чрезвычайно внимательны к этим женским делам».

Борис Рыбаков, археолог, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси

Находясь в домашних божницах, святыня выступает хранительницей семейного очага и благополучия. Православные верующие называют Параскеву целительницей телесных и душевных заболеваний, а также молятся ей о здравии детей.

Один из самых красивых храмов Киреевского района – Храм Параскевы Пятницы. Находящийся в селе Дедилово , на берегу реки Шиворонь. Кстати, это неслучайно. Традиционно храмы в честь Параскевы пятницы возводили у воды. Люди считали, что из воды может вылезти всякая-разная нечисть, а Параскева ее прогонит. Не заметить его практически невозможно, настолько примечательно он расписан (похож на пряничный домик из сказки).

И сам храм, и его территория, и дворовые постройки выдержаны в едином стиле. Идея такого оформления пришла в голову местному батюшке отцу Трифону (о нем я еще упомяну чуть ниже). А художник, который подарил нам всю эту красоту, как выяснилось, не имеет никакого художественного образования, и иконописи не учился. Как же так вышло, спросите вы? Сейчас расскажу.



После того, как здание храма восстановили практически из руин, отцу Трифону понадобился художник, который занялся бы росписью. С этой целью был объявлен своего рода конкурс. И полетели в Дедилово весточки и предложения от разных художников, опытных и не очень. Среди прочих был и Юрий Горяченков. Когда батюшка увидел его эскиз, сомнений уже не оставалось – художник найден.

Простому рабочему завода пришлось познавать тонкости иконописи и всего прочего. Но, как вы можете наблюдать, это стоило того. В результате мы получили чудесную, жизнерадостную роспись.

Храм Параскевы Пятницы (Римской)

Но давайте заглянем в прошлое. И начнем с выдержки из «Приходы и церкви Тульской епархии» Малицкого (он называет эту церковь Параскевиевская).

Приход этой церкви существовал, несомненно, в первой четверти XVIII столетия. Когда Дедилово было еще уездным городом. Приход расположен по низменностям реки Шиворони, в местности болотистой, что в гигиеническом отношении составляет большое неудобство. Кроме части села, к приходу причисляется часть деревни Киреевки. Общее население в приходе 632 мужского пола и 635 женского.

До настоящего каменного храма во имя великомученицы Параскевы в приходе были деревянные храмы. Первый построен был в 1722 году, но в том же году и сгорел. В 1723 году выстроен первый храм, который существовал до 1845 года, когда вместо него был построен третий храм, также деревянный, существовавший до 1869 года.

В этом году на средства прихожан построен настоящий каменный храм, к которому в 1891-2 годах пристроена трапезная церковь. На содержание храма получают процент с 400 рублей.

Причт состоит из священника и псаломщика: в пользу причта получается процент с 400 рублей. Церковной земли имеется 33 десятины. Для помещения священника имеется церковный дом.

У Малицкого по поводу Параскевиевского храма все, а я еще чуть-чуть дополню.

Храм Параскевы Пятницы простоял в селе нетронутым до 1934 года. Именно в этом году его превратили в клуб, потом там молотили зерно, а потом сделали склад, а потом и вовсе все забросили. Здание постепенно ветшало, и к началу 90-х ушло в землю на полметра.

К счастью, в это время в село приехал отец Трифон, и с того момента все круто поменялось. У храма началась вторая жизнь. Дедиловскую церковь восстанавливали всем селом, все, от мала до велика, внесли свою лепту в восстановление. Люди постарше до сих пор помнят, как шло строительство колокольни, как бабушки кирпичи подавали, а батюшка их укладывал. Как церковь открыли, еще до конца недостроенную, песок вместо пола. Рабочие дневали и ночевали там, пока храм не заработал в полную силу. И теперь, несмотря на то, что в Киреевске есть своя церковь, люди предпочитают ездить в Дедилово. Атмосфера там особая…светлая, добрая, уютная.

Недавно около храма установили Поклонный крест (450-ая годовщина победы над Давлет-Гиреем). Пока устанавливали крест, обнаружили источник, в который чуть не провалился кран, устанавливающий крест. А недалеко от села освятили еще один .

Описывать всю эту красоту, на самом деле, можно долго, лучше я вам фото покажу, а уж атмосферу прочувствовать…это только при посещении.