Иван да марья польза. Смотреть что такое "Иван-да-Марья" в других словарях. Применение в народной медицине

Иван да Марья народное название нескольких травянистых растений, цветы которых (или верхние части всего растения) отличаются присутствием двух резко различаемых окрасок, всего чаще жёлтой и синей или фиолетовой. Обычно это название объясняется… … Википедия

Иван да Марья народное название нескольких травянистых растений. Иван да Марья (фильм) Детективное агентство «Иван да Марья» (телесериал) … Википедия

- «ИВАН ДА МАРЬЯ», СССР, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1974, цв., 88 мин. Мюзикл, музыкальная сказка. По мотивам русских народных сказок. О необыкновенных приключениях в царстве вздорного царя самодура Евстигнея XIII, в поединке с которым мудрый… … Энциклопедия кино

- (И и М прописные), Иван да Марьи, мн. нет, жен. (бот., обл.). Луговой цветок с желтыми и фиолетовыми лепестками. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Народное название нескольких травянистых растений,цветы которых (или верхние части всего растения) отличаются присутствиемдвух резко различаемых окрасок, всего чаще желтой и синей илифиолетовой. Наиболее популярны два растения. 1) И. да Марья,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ИВАН ДА МАРЬЯ, иван да марьи, жен. Травянистое растение с жёлтыми цветками и фиолетовыми листками. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Иван да Марья, Иван да Марьи … Орфографический словарь-справочник

Однолетнее растение из рода марьянник. Синяя или фиолетовая окраска его прицветников контрастирует с жёлтым венчиком цветков. И. да М. нередко наз. также анютины глазки (один из видов фиалки) и др. растения с неодинаково окрашенными лепестками… … Биологический энциклопедический словарь

Книги

  • Иван да Марья , Л. Рябикина, В. Давыдов. Во время войны и после ее окончания отношение Сталина к военнопленным, их русским женам и детям было…
  • Иван-да-Марья , Зуров Леонид Федорович. Роман Леонида Зурова ИВАН-ДА-МАРЬЯ был написан в 60-х годах прошлого века и при жизни автора так и не был…

Нас повсюду окружают растения. Их многообразие, аромат, цвет радуют и завораживают. Многие из растений обладают необычными лечебными свойствами, с ними связаны самые разные легенды. Травы c успехом применяют для лечения самых разных патологий: от простого затягивания ран до терапии рака. Многие препараты изготавливаются на основе растений. Одним из самых необычных считается цветок Иван-да-Марья. У него яркие желто-синие цветы.

Когда-то славянские народы верили, что в этом растении соединяется небесное и земное: в его власти соединить человека с богами. В праздник Ивана Купалы цветок Иван-да-Марью срывали. В это время он превращался в символ сакрального брака. Синий цвет считается оттенком невесты, а желтый - жениха. Это растение считается травой силы. Он помогает достичь гармонии, привнести все то, чего недостает человеку.

Как выглядит растение

Цветок Иван-да-Марья представляет собой травянистое растение, которое встречается на лугах, полянах. Его можно увидеть возле кустарников, на лесных опушках, вблизи болот. В народе у него множество названий: сестра и брат, желтушка, Иван-трава и многие другие.

Стебель растения прямой, покрыт белыми волосками. Все цветки располагаются по одному на ножках, повернуты в одну сторону. Там, где располагаются на Иван-да-Марье желтые цветы, есть лист синего цвета.

После цветения созревает плод, который похож на зернышко. Их собирают муравьи и переносят на другие места. Из-за этой особенности растение часто встречается вдоль муравьиных дорожек.

Легенда о цветке и лешем

Связана с цветком Иван-да-Марья легенда. В ней говорится, что когда-то в дремучем лесу жил леший. Люди его считали лохматым, с копытами, ушастым, с кривыми ногами. На что он всегда отвечал, что его лохматость вызвана древесными колючками, через которые ему приходилось пробираться. У него не было друзей, он не боялся одиночества, не знал любви, всегда дрался с соперниками, гнал их из леса. Но однажды леший влюбился: он увидел как по ручью плыла фиалка Марья. Он шел рядом с ней, вдыхал ее аромат, смотрел. Он набирался смелости сказать о своей любви. Стоит фиалочка, красуется, на лешего даже не смотрит, тот и расстроился. На такое отношение он взял и сдуру сказал: «Я тобою очарован, жизни без тебя не вижу, выходи за меня замуж». Но фиалка только посмотрела на него и отвернулась. Леший пытался удивить ее, хвастался. Он предлагал ей собрать все звезды в шапку. Но и это фиалка отвергла, сказав, что звезды пусть лучше светят с неба, чтобы ей и ее мужу освещали дорожку. Фиалка сказала лешему о своих чувствах к другому, о том, что она любит Ивана и что жить будет с ним.

Когда пришло время Марьюшка и Иван поженились, зажили вместе одним цветком. С тех пор в лесу не стало ни Марьюшки, ни Иванушки по отдельности, а только красивый цветок Иван-да-Марья.

История о Купале и Костроме

Другая легенда рассказывает о верности и любви. В ней говориться о том, как в день летнего солнцестояния увидел богиню Купальницу. У них родились дети: Кострома и Купала.

Как-то раз пролетали гуси-лебеди и выкрали Купалу, унесли в далекие края. Прошли годы. В один прекрасный день Кострома гуляла у реки, надев на голову венок. Она говорила своим подружкам, что никогда и никто не сможет сорвать с ее головы венок. За эти слова боги на нее разгневались, ветром сорвало венок и унесло в реку. По обычаю, с тем, кто подберет венок, девушка должна пожениться. В то время мимо венка проплывал Купала и выловил венок. Они поженились и только после свадьбы молодые узнали, что они брат и сестра, но уже успели полюбить друг друга. Чтобы не расставаться, Кострома и Купала решили утопиться. Боги смилостивились над ними и превратили их в цветок Иван-да-Марья, чтобы они всегда были вместе.

Виды растения

Иван-да-Марья относятся к роду марьянников. Всего их насчитывается тринадцать видов, из них в средней полосе России растут следующие виды:

  1. Марьянник дубравный. Его называют травой Иван-да-Марья.
  2. Вид полевой.
  3. Лесной марьянник.
  4. Вид луговой.
  5. Марьянник разрезной.

Польза травы

Растение Иван-да-Марью с давних времен применяют в народной медицине. С ним делают примочки, готовят настои для лечебных ванн, делают отвары. Приготовленные препараты помогают при кожных заболеваниях, невралгиях, головокружениях. Иван-да-Марья помогает справиться заболеваниями ССС и ЖКТ. Также настои и отвары оказывают ранозаживляющее, инсектицидное, противовоспалительное действие. С успехом травой лечат чесотку, депрессию, ревматизм.

Магические свойства

Когда цветет Иван-да-Марья, цветы собирают в день летнего солнцестояния. Считалось, что это растение защищает от опасных людей. Цветы раскладывали в углах дома для защиты от злых духов, воришек. Наличие травы не допускало ссор и разногласий между мужем и женой.

При потере рассудка или слуха людей отпаивали свежевыжатым соком растения. До сих пор люди верят, что для обретения красоты и благополучия необходимо в ночь на Ивана Купалу попариться в бане с веником из Иван-да-Марьи.

Все любят необычные цветы. Для того, чтобы вырастить у себя в цветнике здоровое растение следует знать тонкости содержание. В настоящей статье редакторы попытались изложить подборку секретов, чтобы не допустить гибели при содержании необычного цветка. Тонкости содержания крупных групп растений различны. Капризное растение требует тщательного обеспечения условий. Рекомендуем определить для дальнейших мероприятий, к какому виду определен Ваш цветок.

Марьянник, иван-да-марья, желтяница, золотушная трава

МАРЬЯННИК ДУБРАВНЫЙ (Melampyrum nemorosum L.), или ИВАН-ДА-МАРЬЯ - однолетнее травянистое растение с опушенным стеблем, семейства норичниковых (Scrophulariaceae), род марьянник (Melapyrum L.). Листья супротивные, яйцевидно-ланцетные. Цветки светло-желтые, двугубые, собраны в колосовидные соцветия (губы желтые, трубка венчика красно-желтая). Цветки имеют гребенчато-зубчатые фиолетовые прицветники. Плод - яйцевидная коробочка. Семена крупные, продолговатые, бурые или почти черные, с присемянником. Высота 15-60 см.

Растение выделяется особо ярким контрастом прицветников синих тонов и ярко-жёлтых венчиков. Оно очень декоративно, поэтому часто привлекало внимание живописцев и поэтов, но сорванное в букеты быстро увядает. Цветы Иван-да-Марьи обильно выделяют нектар и вполне заслуженно считаются хорошим медоносом. Семена служат кормом для лесной дичи.

Народные названия: марьянника дубравного - иван-да-марья, иванец, иванова трава, марьянник, брат с сестрой, анютины глазки , двуцветник, желтяница, золотушная трава, огнецвет; марьянника лугового - петровская трава, сорочьи стружки, васильки полевые, кушарка, люкрец, желтуха; марьянника лесного - гнетуха, кобылья трава; марьянника полевого - позвонок, звонец, иван-да-марья, желтоголовик, мать-и-мачеха, полевая трава.

Много преданий, связанных с Иваном-да-Марьей, посвящено символике запретной любви. Если верить сказке, название иван-да-марья возникло так: судьба разлучила в детстве брата с сестрой - Ивана с Марьей. Когда они выросли и встретились, то полюбили друг друга, но узнав о своём родстве они, чтобы не разлучаться, превратились в цветок с двойной окраской. Самый жесткий вариант предания гласит, что сестра хотела соблазнить братца, а он за это ее убил (см. "Легенды о фиалке ").

Иван-да-марья - название нескольких травянистых растений, цветы которых (или верхние части всего растения) отличаются присутствием двух резко различаемых окрасок, чаще всего жёлтой и синей или фиолетовой. Наиболее популярны - марьянник дубравный и фиалка трехцветная . Значительно реже пользуются этим названием: живучка женевская, шалфей луговой и барвинок. У них тоже ярко отличающиеся два цвета (у фиалки третий, белый, в расчет не принимается).

Марьянник дубравный встречается в северной, средней и юго-западной зонах европейской части страны. Растет по лесным полянам (иногда большими массивами), опушкам, холмам, в зарослях кустарников, на болотистых лугах и меловых склонах. Самое обычное растение наших лугов, полян и опушек лиственных лесов, где цветёт с конца весны до начала осени (май-сентябрь).

В нашей зоне растут пять видов марьянника: марьянник дубравный (М. nemorosum L.); марьянник полевой (М. arvensis L.); марьянник луговой (М. pratense L.); марьянник лесной (М. silvaticum L.) и марьянник разрезной (М. laciniatum Kosh). Наиболее часто встречается марьянники: луговой и разрезной. А сейчас речь пойдет о ближайшем родственнике марьянника дубравного, который называется марьянником луговым.

Марьянник луговой очень похож на иван-да-марью, но только фиолетовых листочков у него нет, а цветки почти белые. Данный вид марьянника характерен для хвойных лесов, хотя имеет видовое название "луговой". Марьянник луговой - растение однолетнее. Каждый год оно начинает жизнь с семени. В конце весны в лесу ежегодно видишь много всходов марьянника с крупными овальными семядолями. Всходы быстро развиваются и через несколько недель превращаются во взрослые растения . В середине лета уже наступает цветение. Семена марьянника довольно крупные, белые, очень похожие по внешности на "муравьиные яйца" (личинки муравьев). Эти семена распространяются муравьями, которые растаскивают их по всему лесу. Такой способ распространения семян нередко встречается у лесных травянистых растений. Немало видов их пользуются "услугами" муравьев.

Растение ядовито. Внутреннее применение марьянников, как ядовитых растений, требует большой осторожности . Известно, что растение содержит следы алкалоидов, глюкозид меломпикрит (дульцит), а в семенах - весьма ядовитый глюкозид ринантин (аукубин), обладающий наркотическим и местным раздражающим действием. При отравлении семенами наблюдается слабость, сонливость, ослабляется сердечная деятельность.

Может наблюдается отравление овец и лошадей, когда их кормят зерном и мукой, засоренными семенами марьянника. Больные животные становятся сонливыми, дрожат, у них в моче появляется кровь, отмечают сердцебиение. Первая помощь заключается в назначении сначала слабительных средств, а потом в проведении курса симптоматической терапии (возбуждающие, сердечные и др.).

В настоящее время применяется только в народной медицине. В лекарственных целях используется трава растения, которую заготавливают в период цветения . Сушат на воздухе в тени или в хорошо проветриваемых помещениях. Применяемая часть - трава (стебли, листья, цветки) и плоды. Траву собирают в мае - сентябре, плоды - в июле - сентябре. Способ применения: 3 столовые ложки травы марьянника настаивать 2 часа в 1 л кипятка, процедить. Употреблять как наружное средство для местных ванн и обмываний при кожных заболеваниях.

Обладает инсектицидным, противовоспалительным и хорошим ранозаживляющим действием. Настой травы применяют внутрь при золотухе, наружно - в виде ванн и обмываний при золотухе, различных сыпях и чесотке. Свежая измельченная трава и ее порошок ускоряют заживление ран. Отвар плодов используют для уничтожения вредных насекомых. Подобными свойствами обладает и другой вид марьянника - марьянник полевой (Melampyrum arvense L.).

Надземная часть. Отвар - при гипертонической болезни, головокружении, болезнях сердца, невралгиях, эпилепсии, заболеваниях желудка и органов желудочно-кишечного тракта; наружно (ванны, обмывания, припарки) - при скрофулезе, туберкулезе кожи, чесотке, диатезах, экземах, сыпи, заболеваниях органов грудной клетки, ревматизме и как ранозаживляющее. Листья. Настой, чай (внутрь и наружно) - при скрофулезе, сыпях.

Способ применения (Лекарственные растения

Марьянник дубравный, или иван-да-марья (Melampyrum nemorosum L.)

Мезофит. Достаточно требователен к почвенным условиям. Семена марьянника дубравного прорастают осенью, в сентябре - октябре. У них образуется длинный ветвящийся корешок - в таком состоянии семена лежат на поверхности почвы, прикрытые опадом. Дальнейшее развитие их происходит весной, после таяния снега.

Цветет марьянник, сохраняя семядоли, после обсеменения, в сентябре октябре отмирает.

Неморальный, среднеюжноев-ропейский вид. Растет в европейской части СССР, в Сибири -в единственном месте, в районе Иркутска, - видимо, как заносное; за пределами СССР - в Скандинавии, Средней Европе и Западном Средиземноморье. Широко распространен в лесной и лесостепной полосе, обычен в лиственных лесах, на опушках, возле кустарников, встречается на сырых торфянистых лугах, на северо-востоке европейской части очень редок.

В Сибири предложено охранять этот вид в единственном известном местообитании.

Противопоказания:

при отравлении семенами наблюдается слабость, сонливость, ослабляется сердечная деятельность. Токсичность растения обусловлена присутствием аукубина, обладающего наркотическим и местным раздражающим действием.

Марьянник дубравный

Melampyrum nemorosum

Иван-да-марья

Описание: Однолетнее травянистое растение высотой 15-50 см. Стебель прямой, ветвистый, опушенный направленными вниз беловатыми волосками. Листья супротивные, яйцевидно-ланцетные, длиннозаостренные, цельнокрайние. Цветки на коротких цветоножках, обращены в одну сторону, по одному в пазухах верхних листьев, образуют рыхлую одностороннюю кисть, цветок имеет прицветный лист фиолетового, синего или малинового цвета. Цветки слегка поникшие. Венчик ярко-желтый. Плод - яйцевидная, заостренная коробочка. Цветет в конце весны и почти все лето до осени.

Распространение: Широко распространен в лесной и лесостепной зонах европейской части России , на Кавказе, в западных, северо-западных областях лесостепи Украины, в Сибири - заносное. Встречается по опушкам, среди кустарников, на сырых торфяных лугах, на меловых склонах.

Используемая часть: Используют траву и плоды. В траве содержатся алкалоиды, гликозиды, а в семенах - аукубин.

Сбор и заготовка: траву растения заготавливают в период цветения. Сушат на воздухе в тени или в хорошо проветриваемых помещениях. Траву собирают в мае - сентябре, плоды - в июле - сентябре.

Применение: Растение обладает инсектицидным, противовоспалительным и хорошим ранозаживляющим свойствами. В народной медицине настой травы в небольших дозах применяют и при заболевании желудка, сердца и крапивнице, а наружно в виде ванн и обмываний - при золотухе, различных сыпях, экземе и чесотке, туберкулезе кожи и диатезе у детей. Свежая измельченная трава способствует быстрейшему заживлению ран.

3 ст. л. травы марьянника дубравного на 1 л кипятка, настаивать 2 ч, процедить. Использовать как наружное средство для местных ванн и обмываний при кожных заболеваниях.

Марьянник дубравный, иван-да-марья

Сем. НОРИЧНИКОВЫЕ – SCROPHULARIACEAE - Марьянник дубравный, иван-да-марья - Melampyrum nemorosum L.

Марьянник дубравный - однолетнее травянистое растение со слаборазвитой корневой системой. Стебель прямостоячий , 15-50 см высоты, тупочетырехгранный, с длинными супротивными косо вверх отклоненными ветвями, покрытый жесткими, вниз направленными волосками. Листья супротивные, сверху голые, а снизу слегка волосистые. Цветки на коротких цветоножках, обращены в одну сторону, сидят по одному в пазухах верхних листьев, образуя рыхлую одностороннюю кисть, каждый цветок снабжен прицветным листом, окрашенным в ярко-лиловый цвет, более интенсивный у верхушки; венчик ярко-желтый, с красно-бурой изогнутой трубкой, нижняя губа венчика длиннее верхней. Плод - коробочка, яйцевидная, заостренная, равная или короче чашечки, голая, при раскрывании раздваивается.

Цветет с июня до осени.

Растет на лесных пастбищах, по кустарникам, холмам и опушкам, образует заросли.

Лекарственная форма: 3 столовые ложки марьянника настаивать 2 часа в 1 литре кипятка, процедить. Употреблять как наружное средство для местных ванн и обмываний при кожных заболеваниях.

Растение ядовито.

При использовании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок слева сайта.

Так уж сложилось, что о цветке Иван-да-марья многие слышали, но мало кто имеет о нем хоть какое-то представление. А ведь контрастная красота этого растения может стать изюминкой в любом саду. И к тому же цветок будет под рукой, если возникнет необходимость воспользоваться его лечебными свойствами. Статья поможет разобраться в особенностях целебного растения, а прилагающиеся фото позволят насладиться красотой цветка.

Иван-да-марья: легенды и предания

Знания о цветке Иван-да-марья уходят своими корнями вглубь веков. В языческие времена предки-славяне называли цветок Купала-да-Мавка. Лишь с приходом христианства он обрел новое имя, дошедшее и до наших дней.

Согласно восточнославянским мифам жили на белом свете брат с сестрой – Купала и Кострома, волею случая и родительского ослушания разделенные в детстве. Через много лет злосчастный случай вновь их свел вместе, но не ведали они о своем родстве, и полюбили друг друга. И лишь после свадьбы узнали, что сердца их связаны запретной любовью. Горькая правда заставила брата и сестру выбирать между смертью и позором. Они выбрали смерть – Кострома утопилась в глубине лесного озера, и стала первой русалкой-Мавкой, а Купала бросился в жар костра.

Боги, глядя на такую трагедию, сжалились и превратили брата с сестрой в красивый цветок – частью синий, как вода, частью желтый, как огонь. С приходом христианства Купала был переименован в Ивана (в честь Иоанна Крестителя), а Мавку, горемычную сестру его, нарекли Марией, в честь Богородицы.

Лекарственное растение в естественных условиях

Волшебством наделяет молва двуликий цветок, сорванный в день летнего солнцестояния (на праздник Купалы):

  • помогает уйти от преследования человеку, носящего его при себе;
  • обладатель дивного растения сможет быстро передвигаться, будь под ним даже старая кляча (в современной интерпретации окажет помощь гонщику на любом автомобиле);
  • свежевыжатый сок растения давали пить людям, потерявшим память или рассудок;
  • хранение в доме мистического растения способствует защите жилища от злых намерений и духов;
  • выступает хранителем мира между мужем и женой.

Ботанические особенности цветка Иван-да-марья

Однолетнее травянистое растение из обширного семейства Норичниковые, предпочитающее полутень в лесах и рощах. Из этого семейства в средней полосе России произрастает два вида: Марьянник дубравный и Марьянник луговой.

  1. В высоту растет от 10 до 50 см. Причем высота марьянника напрямую зависит от того, к какому растению он «присоседился».
  2. Заостренные ланцетовидные листья Иван-да-марьи располагаются супротивно друг другу на прямостоячем стебле. Внутренняя сторона листьев оснащена короткими волосками.
  3. Двугубые цветки желтого оттенка, а в синий окрашены верхние шерстисто-зубчатые прилистники (они не являются цветками).
  4. Цветение длится с июня по сентябрь.
  5. Иван-да-марья интенсивно выделяет нектар, являясь отличным медоносом.
  6. Размножается преимущественно семенным способом. Распространению растения способствуют муравьи, которые любят лакомиться сочными семенами и растаскивают их.

Внимание! Коров нельзя пасти в районах произрастания Иван-да-марьи, т.к. растение относится к ядовитым и насыщено гликозидами. Молоко от коров, которые употребили в пищу марьянник будет горьким и неприятным на вкус.

Заготовка и фармакологические свойства

В официальной медицине не используются препараты, содержащие цветок Иван-да-марья. Однако народные целители применяют в своих лечебных снадобьях марьянник, пользуясь рецептами, дошедшими до наших дней из глубины веков.

Для заготовки лекарственного сырья используется вся надземная часть Иван-да-марьи, включая его плоды. В период цветения растение либо выдергивают с корешком, либо срезают. Затем лекарственное сырье подвергают сушке в тени или в любом помещении с доступом свежего воздуха, разложив тонким слоем на сухой поверхности, или же подвесив пучками. Хранится сухоцвет Иван-да-марьи в сухом помещении с хорошей вентиляцией в течение 2-х лет в матерчатых мешках.

Цветок Иван-да-марья богат флавоноидами и органическими кислотами.

Внимание! В семенах марьянника содержится гликозид ринантин (аукубин), который является токсичным.

Лекарственное растение обладает следующими эффектами:

  • успокаивающим (действует подобно транквилизаторам);
  • противосудорожным;
  • гипотензивным;
  • ранозаживляющим;
  • противовоспалительным;
  • положительно влияет на сердечно-сосудистую и нервную системы.

Иван-да-марья: показания к применению

В народной медицине марьянник широко применяется для лечения золотухи (в современной интерпретации разновидность атопического дерматита у детей). О давнем использовании растения для лечения этого недуга свидетельствует одно из народных названий цветка – Золотушник. При этом поражении кожи Иван-да-марья применяется наружно - ребенка моют в отваре или делают примочки.

Сухую измельченную траву марьянника целители используют в качестве ранозаживляющего и антисептического средства, предотвращая гнилостные процессы. В виде настоя Иван-да-марью употребляют внутрь при гипертонии и заболеваниях сердца. Травяным чаем облегчают состояние при невралгии и эпилепсии.

Однако не следует начинать лечение без консультации с опытным травником. В случае нарушения дозировки и режима приема Иван-да-марьи возможны следующие проявления:

  • дискомфорт или боли в области желудка;
  • тошнота, рвота;
  • раздражительность;
  • сонливость;
  • замедление сердечного ритма;
  • урежение пульса;
  • слабость.

При появлении одного или нескольких вышеперечисленных симптомов необходимо прекратить употребление Иван-да-марьи, промыть желудок и обратиться за медицинской помощью. Не лишним будет напомнить что Иван-да-марья относится к ядовитым растениям, и применение внутрь беременными и детьми строго противопоказано.

Легенды и мифы о растениях [Легенды Древнего Востока, языческие мифы, античные предания, библейские истории] Мартьянова Людмила Михайловна

Иван-да-марья

Иван-да-марья

Широко распространенное и хорошо всем знакомое растение иван-да-марья (melampyrum nemorosum) получило свое народное название за контрастную (противопоставление Иван-Марья, мужчина-женщина) и весьма привлекательную окраску: золотисто-желтые цветы хорошо смотрятся на фоне сине-фиолетовых кроющих листьев. Цветочная трубка красно-бурая. Губа цветков также со временем краснеет.

Издали кажется, что иван-да-марья (марьянник дубравный) цветет сразу и желтыми и синими цветами. Но подойдешь поближе – и увидишь, что цветки у этого растения желтого цвета, а над ними красивые синие листочки, которые как бы прикрывают собой эти желтенькие цветы. Желтые цветы и синие листочки над ними и делают иван-да-марью очень нарядной травой.

Но главная ипостась символа заключается в священном соединении огня и воды, земного и небесного.

Сочетание желтого и синего цвета отражает купальские значения огня и воды, широко используемые во время праздника. В этом качестве цветок представлялся как звено, соединяющее людей и с богами, и между собой. Не случайно союзы, заключенные на Купалу, считались нерушимыми, даже если совершались без ведома родителей и родни. Новобрачные, взявшись за руки, прыгали через костер, а затем совершали ритуальное омовение перед актом физической любви. Таков был обряд заключения сакрального брака, а символом его был цветок, в котором желтый цвет (огонь) соотносился с женихом, а синий (вода) – с невестой. Этот же смысл проводился в обряде спускания (скатывания) в воду подожженного колеса от телеги, а также сжигания в костре куклы, обряженной в синее платье.

Иван-да-марья – одна из распространенных в России сильных трав. На мысли человека практически не воздействует, поэтому применяется лишь в настоях. Эта трава позволяет организму достичь гармонии инь и янь-энергии, помогают человеку достигнуть счастья в жизни, притягивает к нему то, чего ему недостает. Нечисть она убирает за счет того, что ликвидирует с помощью резервов самого организма энергетические дыры, в которые проникает зло. Успокаивает нервную систему, при постоянном применении этой травы человек заметно хорошеет.

Но свои силы эта трава хранит очень недолго. Собрав ее близ дня Купалы (когда она созревает), вы сможете ею полноценно пользоваться не больше полного лунного месяца. В засушенном виде она с каждым лунным месяцем теряет около 10 % своих исцеляющих свойств, хотя химический состав ее остается прежним. Но тем более постарайтесь не пропустить возможность помыться веничком из иван-да-марьи вечером 7 июля (в день Купалы), чтобы смыть с себя те сущности, которые, прилепившись к вам, сжирают красоту и благополучие.

Люди, любуясь этим цветком, сочинили красивую легенду. В сухую, солнечную погоду пошли в лес по грибы Иван да Марья. Но не успели они дойти до леса как налетел ветер, набежали тучи, засверкала молния, началась гроза. Негде было спрятаться, и храбрый Иван заслонил красавицу Марью. Как только стихла непогода, Иван и Марья вернулись домой, а на том месте, где он спасал девушку, поднялась трава с красивыми фиолетовыми листочками, которые, как Иван Марью, защищали от непогоды желтые цветы. Вот и пошло отсюда название иван-да-марья.

Другая легенда рассказывает, что жил в лесу кривоногий, с копытцами, очень кудряво взъерошенный Леший.

Жил по-своему, горевал по-своему и радовался тоже по-своему. Одиночества он не боялся, друзей не имел, что такое любовь не знал. Так бы оно и шло впредь, но вдруг Леший влюбился. Увидел как-то по весне под кустиком глазастенькую желтенькую фиалочку – Марьюшку и пропал совсем. Фиалочка стоит, цветет, красуется, на Лешего даже не смотрит. А Леший, стараясь обратить на себя внимание, давай хвастаться, будто все умеет, все знает. Но фиалка на него не смотрит. Решил Леший сделать ей предложение, мол выходи за меня замуж. А фиалка в ответ: «Ивана люблю, за него замуж пойду». Это она для цветущего рядом фиолетового Ивана так сказала. Пришло время, поженились две фиалки, желтенькая и фиолетовая, и зажили вместе одним домиком, одним цветком. В цветке том желтые лепестки – Марьюшка, а фиолетовые – Иванушка. И не стало в лесу ни Марьюшки, ни Иванушки по отдельности, а есть единый лесной цветок иван-да-марья. А Леший до сих пор в лесу шатается, горюет и всем жалуется. Цветки ивана-да-марьи обильно выделяют нектар и вполне заслуженно считаются хорошим медоносом. Очень интересно приспособился цветок иван-да-марья к распространению семян – помогают ему в этом муравьи. Дело в том, что семена, похожие на пшеничные зерна, имеют мешочек с ароматными маслами. Для муравьев эти масла – лакомство, поэтому и перетаскивают они семена. А цветку только этого и нужно. А еще интересен этот цветок тем, что на корнях у него есть присоски, прикрепляющиеся к корням других растений. Так цветок подкармливается соком чужих растений. Этот цветок ядовит! А еще он обладает лечебными свойствами: заживляет раны, лечит сердце, кожу. Подумать только, маленький цветок, а как многим он нужен: семена для муравьев, цветочная пыльца для пчел, настойки из листьев для лекарств людям. Да и просто посмотреть на цветок, полюбоваться приятно.

Другие легенды, связанные с Иваном и Марьей, повествуют о запретной любви.

По одной версии, брат и сестра не ведали о своем кровном родстве и вступили в брак, за нарушение обычая они были обращены Богом в цветок. По другой – превращение состоялось по согласию влюбленных, которые не смогли справиться со своей страстью и не желали расставаться. Самый жесткий вариант предания гласит, что сестра хотела соблазнить братца, а он за это ее убил. В качестве предсмертной воли девушка попросила посадить на могиле этот цветок.

Иваном-да-марьей называют порой и трехцветную фиалку, а иногда – живучку женевскую, шалфей луговой и барвинок. Почему? У них тоже ярко отличающиеся два цвета (у фиалки третий, белый, в расчет не принимается).

По другой легенде жили-были брат Иван да сестра Марья в избенке на берегу озера.

Озеро тихое, а слава дурная. В этом озере водился Водяной.

Как наступит ночь Водяной начинает воду будоражить, тину со дна поднимать. В такие лунные ночи выходят из воды русалки и прячутся от Водяного в деревьях. И зовут их тогда древяницами.

И наказывал брат Иван сестре Марье в случае его отлучки не выходить из избы, кабы лиха не случилось. Велел ей тихо сидеть и песен не петь. Ушел Иван в лес на охоту. Марья работу по дому выполнила и стало ей скучно. Села у окна и запела песню. Вдруг слышит тонкий голос зовет ее на улицу выйти. Выглянула Марья за дверь, и ахнула. Там русалки хороводы ведут. Увидели Марью и зовут к себе. Надели венок на голову и признали ее своей царицей.

Вдруг из кустов выглянула страшная голова Водяного и его корявые руки потянулись к Марьюшке.

Вернулся Иван с охоты, а Марьюшки нет дома. Везде искал он ее, но не нашел. Настала купальская неделя.

И решил Иван сплести себе новые лапти и идти искать сестру.

Нашел за озером липку, ободрал, сплел лапти и пошел Марью искать.

Шел, шел, видит – стоит голая липка, с которой он лыко драл. Пошел дальше искать. Но куда ни пойдет везде находит эту липку. Рассердился Иван и решил срубить ободранную им липку. Замахнулся топором, а липка говорит человеческим голосом: «Не руби меня Иван, я сестра твоя Марья. Царь водяной меня в жены взял, теперь я древяница, а с весны опять русалкой буду. Чтобы я опять стала Марьей, тебе надо найти полынь-траву и бросить ее мне в лицо». Только она это проговорила, как лапти понесли Ивана далеко в лес. Нашел он полынь-траву. И бросил Иван в липку полынь-траву, вышла из липки сестрица Марья, обняла брата, заплакала. Бросили они домик у озера, уехали жить далеко-далеко.

И живут неразлучно до сих пор и кличут их всегда вместе – Иван да Марья.

Из книги 100 великих картин автора Ионина Надежда

ИВАН ГРОЗНЫЙ И СЫН ЕГО ИВАН Илья Репин Проблема героя всегда была важнейшей в русской исторической живописи. При этом слово «герой» имело двоякое значение: герой - положительный образ, воплощающий нравственные ценности, и герой, как главное действующее лицо

Из книги Крестная сила автора Максимов Сергей Васильевич

XXX. ИВАН КУПАЛА Изучая народные купальские песни, польские историки XVII века вывели скороспелое заключение о существовании какого-то особого славянского, бога Купалы. Но дальнейшие исследования ученых показали, что заключение это основано на простом искажении некоторых

Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет автора Лаврентьева Елена Владимировна

Из книги Погаснет жизнь, но я останусь: Собрание сочинений автора Глинка Глеб Александрович

Иван Катаев «Боремся мы для будущих поколений, им суждено воспользоваться плодами нашей борьбы. А мы должны себя бестрепетно принести в жертву. И вы, и я - только агнцы заклаемые, и нечего нам добиваться от жизни для самих себя чего-нибудь светлого. Это просто мешает

Из книги Повседневная жизнь русского кабака от Ивана Грозного до Бориса Ельцина автора Курукин Игорь Владимирович

Из книги Русский бал XVIII – начала XX века. Танцы, костюмы, символика автора Захарова Оксана Юрьевна

Иван Бунин Памятный бал Было на этом рождественском балу в Москве все, что бывает на всех балах, но все мне казалось в тот вечер особенным: это все увеличивающееся к полночи нарядное, возбужденное многолюдство, пьянящий шум движения толпы на парадной лестнице, теснота

Из книги Народный быт Великого Севера. Том II автора

Иван глиняный В некотором селе жил старик со старухою. Однажды старик сказал старухе: старуха, принеса-ка мне глины, я слеплю мальчика, так он будет нам заместо сына. Старуха принесла глины, размочила ее и они стали лепить, слепили и положили в печку сохнуть, а старуха села у

Из книги Народный быт Великого Севера. Том I автора Бурцев Александр Евгениевич

АНФИЙ ДА МАРЬЯ Жил-был Анфий да Марья; детей у них не было. Раз Анфий и говорит Марье: свари-ка мне три десятка яиц, я пойду да продам! А дело было перед Пасхой и яйца очень дороги. Марья сварила яйца, он выкрасил их и понес продавать. Взял он по рублю за яйцо, денег у него стало

Из книги Говорят что здесь бывали… Знаменитости в Челябинске автора Боже Екатерина Владимировна

ИВАН КУПЕЦКОЙ СЫН Не в котором царстве, не в котором государстве, не именно в том, в котором мы живем, жили-были два брата и имели они по двенадцати лавок и по трехэтажному каменному дому. У младшего брата был мальчик годов пяти или шести. Младший брат помер, а его молодая

Из книги Русский Галантный век в лицах и сюжетах. Kнига вторая автора Бердников Лев Иосифович

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги Легенды и мифы о растениях [Легенды Древнего Востока, языческие мифы, античные предания, библейские истории] автора Мартьянова Людмила Михайловна

Из книги Бесы: Роман-предупреждение автора Сараскина Людмила Ивановна

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Иван-чай Кипрей традиционно использовался на Руси в качестве повседневного чайного напитка, придающего бодрость и хорошее самочувствие. Участники взятия Казани и покорения Астрахани, ратники Минина и Пожарского, гулящая вольница Степана Разина пили иван-чай, который

Из книги автора

В КАКОМ СТАВРОГИНЕ РАЗОЧАРОВАЛАСЬ МАРЬЯ ТИМОФЕЕВНА? Единственная в романе сцена свидания Ставрогина с Марьей Тимофеевной наедине имеет исключительно важное значение для понимания «основного мифа» «Бесов».Визит Николая Всеволодовича к Лебядкиной был третьим и

Из книги автора

Иван Купала По преданиям, ночь с 6 на 7 июля – это время разгула нечистой силы. Считалось, что ведьмы могли испортить праздник. В эту ночь старались провести обряд очищения: мылись и разводили костры, в которых старались сжечь все плохое, что осталось с прошлого года.Славяне