Казнь. Разин Степан Тимофеевич. Восстание Разина. Биография

Степан Тимофеевич Разин был рожден в 1630-м году, о чем мы знаем, читая труды Стрейса, путешественника из Нидерландов. У них было несколько встреч. В 1670-м году писатель отметил в своем произведении, что собеседнику его начал идти пятый десяток. Много интересного узнаем об этой далее из статьи.

Домыслы относительно его рождения

Побережье Дона стало первым домом, который имел Степан Тимофеевич Разин. Биографическая справка не дает более точных данных. Есть версия, которая является наиболее достоверной и гласит, что он появился на свет в Зимовейской станице. Теперь этой земле присвоено название Пугачёвской.

Некоторые исследователи опровергали данную версию. Множество домыслов до сих пор есть вокруг места появления на свет Степана Тимофеевича Разина. Биография его может меняться у разных авторов. Так, некоторые утверждают, что он родился в Черкасске, что сейчас находится в Ростовской области. Так был ли действительно Разин Степан Тимофеевич из рода черкесских султанов? Народные предания отличаются друг от друга.

Его местом рождения зовется и ряд других населенных пунктов, таких как Есауловский или Кагальницкий. Однако называют его родиной именно Черкасск.

Жизнь

Степан Тимофеевич Разин долгое время привлекал к себе внимание многих людей. Вокруг его личности формировался фольклор и зачатки русского кинематографа. На Западе Стенька стал первым русским, о ком защитили диссертацию всего через несколько лет после его смерти.

Умер, не дожив до старости Разин Степан Тимофеевич. Около 1630-1671 гг. жил и вершил свои подвиги. Он и его семейство стали предметом для народных сочинений, в которые превносились новые детали, сделавшие из него практически сказочного персонажа.

Перед тем как произошло восстание

Довольно интересной является Тимофеевича. Основные даты его жизни начинаются с 1652-го года. На тот момент он был атаманом и в силу своих полномочий представлял донских воинов. Разин Степан Тимофеевич - козак, уже тогда имевший богатый опыт военного дела и пользовавшийся уважением своих собратьев по оружию. Даже в свои ранние годы он уже обладал лидерскими задатками.

Степан Тимофеевич Разин воевал в компании своего старшего брата Ивана в составе Донского войска. 1661-й год знаменателен тем, что тогда велись переговоры с калмыками. Спутником воителя был Федор Будан, а также казаки с Дона и Запорожья. Обсуждалось установление мира и общие шаги по изгнанию татар и ногайцев из Крыма.

1663-й год записан в летописях как момент, когда Разин Степан Тимофеевич вел за собой донских и калмыков на воителей из Крыма, которые находились под Перекопом.

В 1665-м г. Долгоруковым был казнен брат атамана. Это случилось, когда разгорелся конфликт, в ходе которого солдаты желали пойти на Дон, несмотря на царскую службу. Степан Тимофеевич Разин исполнился желанием отомстить князю, а также всему окружению царя. Также он хотел получить вольную и спокойную жизнь для своих собратьев, которые шли за ним. Великие идеи стал вынашивать Разин Степан Тимофеевич. должна была стать образцом военного и демократического устройства для всего Российского государства.

Во время восстания

Он поднял свое движение. Причиной этому можно назвать обострившуюся обстановку в социальном плане, которая царила на землях казаков. Эпицентром данных процессов был Дон. В его окрестностях появлялось все больше беглых крестьян. Такой наплыв можно объяснить 1647-го года. Народ находился в полной неволе, был связан по рукам и ногам знатью.

Почему этот человек вошел в список "Великие люди России"? Разин Степан Тимофеевич давал людям возможность вздохнуть свободнее, стать казаками, вольными воинами. В то время каждому хотелось перестать чувствовать себя тягловой силой. И такую возможность давал Степан Тимофеевич Разин. Биография донского казака не припоминает у него большого имущества или родовых связей, которые имели многие другие воеводы. На территории края он жил на равных с другими. К нему применяли термин «голутвенный» казак. Он стоял отдельно от старожилов, испытывал привязанность к простому народу, не имел значительного имущества, не бахвалился титулами.

Кто такой Степан Тимофеевич Разин? Это одновременно и герой, и разбойник. Он был спасителем для своих близких и стихийным бедствием для тех, на кого нападал. Вместе с голытьбой в целях грабежа ходил на Волгу. Ему в тот период нужна была известность и материальные ресурсы. Более богатые и именитые казаки спонсировали эти походы с условием последующего дележа награбленного. Все воинства - яицкое, донское и терское - были вовлечены в данные операции.

Разин Степан Тимофеевич из рода египетских султанов стал тем центром, вокруг которого собирались бедняки, благодаря которому они могли ощущать себя важными и нужными людьми, являясь неотъемлемой частью казачьего войска.

Народная масса стремительно разрасталась и становилась все более заметной благодаря беглым крепостным, желавшим присоединиться к восстанию.

1667-й год стал тем моментом, когда Разин возглавил казаков. Весной собралось около 700 воинов на Волго-Донскую переволоку. Добавились и новые повстанцы, так что их стало уже две тысячи человек. Прошли они близ Волги и Яика. Целью было выражение несогласия с политикой правления Москвы и блокада торгового пути, проходившего через реку. Царские воеводы ответили на вызов и произошло столкновение.

Рост силы казачества

Степан Тимофеевич Разин годы жизни своей посвятил множеству походов, и данный был одним из самых важных. Начался он в мае 1667-го. Его войско отправилось к Волге. Близ Царицына располагался флот Шорина, гостя страны, а также прочих деятелей купечества. Несколько своих кораблей здесь расположил и патриарх Иосаф, о чем впоследствии пожалел. Стенька с разбойниками напали на суда, разграбили их, учинили кровавую расправу над приказчиками и главами судов.

По большому счету казачество часто занималось грабежами. Однако позже простое воровство переросло в восстание, они выступили против правительства, разгромили стрельцов и взяли Яицкий городок. Зима была проведена на территории Яика. Когда начался 1668-й год, новым полем боя стала акватория Каспийского моря. Все больше пребывало донских казаков, черкасцев и жителей из прочих уездов России. Имел место бой против шахских сил возле Решты, города персов.

Это была тяжелая схватка, которая закончилась переговорами. Во время этого процесса шаха Сулеймана посетил вестник царя России и сообщил, что воровские отряды выходят в море. Персов призывали разбить разинцев. Тогда-то переговоры и прервались. Казаки были закованы в цепи. Один из них умер от травли собаками. Повстанцам не оставалось ничего, кроме как взять Фарабат и остаться там на зимовку, отгородившись от войск неприятеля.

Легендарные события

Настал 1669-й год, проведено несколько схваток на территории «Трухменских земель». Там прервалась жизнь друга Разина, казака по прозвищу Кривой. Когда войско попало на Скиной остров, на них осуществили нападение шахские матросы, которыми командовал Мамед-хан. Они сражались не на жизнь, а на смерть.

Противник сцепил свой флот цепью и окружал донское войско, однако стратегия себя не оправдала. Корабль-флагман соперника пошел ко дну. Затем разинцы расправились и с остальным флотом. Им удалось заключить в плен дочь и сына командующего персидских морских сил.

Война крестьян

Наступило новое десятилетие. Как всегда, военные действия начались весной 1670-го. Снова совершен поход к Волге. Теперь был не просто грабеж, а самое настоящее восстание, которое именно под таким статусом и позиционировалось. Все, кому хотелось воли и свободы, призывались Разиным на службу.

В целях атамана не было свержения царя, но он хотел побороть тогдашнюю систему, делавшую из крестьян скот. Планировалось устранение высших чинов, которые олицетворяли дьяки, воеводы и церковники, которые якобы изменяли царской власти. Был распущен слух о нахождении у разинцев царевича Алексея, которой на самом деле был мертв еще с января.

Также они претендовали на то, что имеют власть над жизнью На деле же тот просто отправился в ссылку. Разинцы занимали крепости и города, вводили там свое устройство, расправлялись с местными властителями, уничтожали документы. Если на Волге им попадался купец, его хватали и грабили.

«Грамота от Степана Тимофеевича, от Разина» - так озаглавливали в то время документ, который рассылался черни. Предлагалось служить Богу и государству, а также поддержать войско и его предводителя, выдать всех изменников и людей, кто пьет из народа кровь. Нужно было прийти в совет к казакам.

Массово восставали крестьяне и сопровождали атамана во время его волжского похода. Здешние области были закрепощены недавно и простые люди не соглашались мириться с лишением свободы. Битвы проводились под руководством казачьих воевод этих мест. Боевые действия начинали марийцы, татары, чуваши и мордвы.

Были захвачены Царицын, а также Самара, взяли Астрахань, подчинили себе Саратов и прочие крепости. Осенью 1670-го года провалом завершилась осадная операция под Симбирском. Царем в эти места было отправлено войско в размере 60-ти тысяч человек с целью подавить народный всплеск. Разинцы потерпели поражение в результате схватки у Симбирска.

Воеводой тогда был Юрий Барятинский. Самому Разину нанесли тяжкое ранение, его вывезли к Дону доверенные люди. Некоторое время его пристанищем был Кагалицкий городок. Именно оттуда он выдвинулся с походом годом ранее. Атаман все еще лелеял планы о сборе нового войска. Обстановка обострялась, и гнев царя был уже отнюдь не иллюзорной угрозой. Войсковой атаман Яковлев Корнила и прочие казаки предали своего лидера, сдав его в плен 13-го апреля 1671-го года при штурме Кагалицкого. Разин был отдан русским войскам.

Плен и смерть

Апрель месяц 1671-го года запомнился тем, что атаман и брат Фролка, который был младше его, очутились в руках царских ставленников. Они попали в плен. Приняли их Косогов Григорий - стольник и Богданов Андрей - дьяк.

Повстанцы были доставлены в Москву в разгар июня, их жестоко пытали. В том же месяце Степана привели на эшафот и четвертовали. Вся площадь была тому свидетелем. Приговор был долог. Повстанец слушал со спокойствием. Его прощальным жестом был поклон перед церковью. Палачом сперва была отрублена правая рука до локтя. Затем была отсечена левая нога по колено, и в конце концов голова. Перед тем как Степана обезглавили, его брат Фрол пытался вымолить себе помилование, но ему досталась лишь небольшая отсрочка смерти. Его казнили там же и тем же способом.

На этом военные действия на Поволжье не закончились. Предводителями казаков стали Василий Ус и Федор Шелудяка. Астрахань была отнята у разинцев правительственными войсками только в ноябре 1671-го. Это была особенно жестокая схватка, которая положила конец противостоянию.

Внимание из-за рубежа

Европейские политические деятели внимательно наблюдали за действиями Разина. Важнейшие торговые пути были поставлены на кон в этой схватке. Ими Европа связывалась с Персией и Россией. В то время параллельно проходили повстанческие схватки на территории Германии, Англии и Нидерландов. В этих странах издавали статьи и книги о похождениях атамана. В некоторых были фантастические подробности наряду с важными данными.

Иностранцы наблюдали за тем, как казака привезли в столицу в качестве пленника и казнили. Для царя было особенно выгодно показать, что власть полностью находится в его руках, и никто не может ее пошатнуть. Тем более какой-то бандит, выходец из бедноты.

Хотя победа была еще не окончательной, все-таки смерть предводителя казаков выглядела весьма внушительно. Одним из литературных произведений на эту тему является «Три путешествия», которую написал Ян Стрейс. Он стал свидетелем восстания, побывал на территории, которую контролировал Разин. Для создания данного рассказа использовались собственные наблюдения и материалы, которые писатель почерпнул из информации, изложенной другими авторами.

Научные и литературные труды

В 1674 в стенах Виттенбергского института историки защищали работу, в которой рассказывалось о подвигах атамана. Работу много раз переиздавали в 17-18 веках, Пушкин проявлял к ней большой интерес.

Впоследствии о герое-повстанце стали слагать множество легенд. Например, о нем мы можем прочесть в произведении «Как Степан Тимофеевич Разин ушел из острога».

Об атамане сочинялись в России народные песни. В некоторых его идеализировали как героя, побеждающего в эпических схватках. Порой образ отождествлялся с Ермаком Тимофеевичем, еще одним известным казаком, который завоевал Сибирь. Бывают более точные произведения, сухо излагающие документальные факты, биографию и исторические события.

Александр Сергеевич Пушкин посвятил Разину три свои произведения. Также о нем писал Д.М. Садовников. В 1908-м году появляется первый художественный фильм российского производства. Его назвали «Понизовая вольница». Гиляровский В.А. написал поэму “Стенька Разин”.

Любым революционным движениям нужен сильный лидер, который может откинуть страх и вести за собой большие массы. На фоне общего закрепощения людям нужен был человек, который смог бы собрать и организовать их с целью достижения общей свободы. Степан Разин сделал казаков настоящей семьей, единой силой, которая боролась за свои права. Именно таким, бесстрашным и целеустремленным, он приходит к нам со страниц истории. Даже на смертном одре он не выказал ни единого признака страха и до последнего вздоха придерживался своих взглядов. Именно эти черты и поступки сделали его значимой исторической личностью и героем народного фольклора.

После симбирского поражения Степан Тимофеевич потерял в глазах казаков былую привлекательность атамана-«чародея», от пуль и ядер «заговорённого». Корнила Яковлев с «домовитыми» казаками сумел схватить его и выдал правительству.

В Москву Степана привезли в кандалах на специальной повозке с виселицей, к перекладине которой его приковали цепью. За телегой, в железном ошейнике, также прикованный цепью, шёл брат Степана Фрол. Разиных нещадно пытали в Земском приказе, где были отменные мастера своего дела: братьев поднимали на дыбу, били кнутом, бросали на раскалённые угли, жгли железом, на выбритое темя по капле лили холодную воду... Степан держался стойко, даже подбадривал, сникшего было, Фрола. Атамана подвергли жестокой и мучительной казни: палач отрубил ему сначала правую руку по локоть, затем левую ногу по колено. Устрашённый увиденным Фрол, которого ждала та же участь, молвил «слово и дело», обещая выдать Стенькины сокровища. Последними словами грозного атамана был обращённый к брату окрик: «Молчи, собака!». И вслед за тем его буйная голова скатилась на помост. Тело рассекли на части и нанизали на колья, внутренности бросили собакам. Хоронить по христианскому обычаю Разина, преданного церковному проклятию -- анафеме, было нельзя, а потому бренные его останки закопали на татарском кладбище неизвестно где и когда...

Заключение

Восставшие угнетенные классы Русского государства во второй крестьянской войне потерпели поражение. Однако революционная война имела положительное историческое значение. Она являлась выражением народного протеста против крепостнических порядков, против произвола воевод и приказных, угнетавших и грабивших население в городах и деревнях. Открытая вооруженная борьба хотя и протекала под царистскими лозунгами, однако подрывала основы самодержавного строя и способствовала сохранению у народа духа протеста против крепостничества и насаждавшейся рабской покорности. Несмотря на массовые казни и зверства, воеводам не удалось выкорчевать корни революционных настроений крестьян.

Отсутствие ясных политических целей борьбы, организующих сил, стихийность восстания и несознательность масс, стратегические ошибки руководства -- вот основные причины поражения восставших.

В отношении крестьянского войска следует отметить, что самоотверженность и вообще высокие моральные качества сражавшихся не могли компенсировать плохое вооружение, отсутствие четкой организации, военной дисциплины и опытных кадров военачальников.

Царское правительство располагало большими вооруженными силами. Городовые и даже московские стрельцы выявили политическую «шатость» и слабую боеспособность. Новые же полки (драгунские, рейтарские, солдатские) оказались более устойчивыми в сравнении с частями сотенной, т.е. старой, службы.

Внешняя политическая обстановка позволила правительству бросить против восставших крупные силы, а для их сбора и организации имелось достаточно времени. Стратегическая ошибка Разина как вождя восстания заключалась в том, что он не попытался захватить врага врасплох, а действовал методически, последовательно овладевая опорными пунктами вверх по течению Волги. Потеря времени под Симбирском являлась одной из причин, определивших перелом в ходе войны.

Степан Тимофеевич Разин в политическом и военном отношении являлся одним из талантливых «...представителей мятежного крестьянства» {16}. Он умело призывал народные массы к восстанию против угнетателей, на Дону и Волге создал базу для широкого развертывания военных действий, наметил основные вехи плана войны и обеспечил достижение ряда крупных тактических успехов, которые, однако, не привели к положительному стратегическому результату. В погоне за непрерывными тактическими достижениями вождь восстания потерял время и упустил благоприятный момент для решения основной

Берендейка

Для стрельбы из пищали стрельцы использовали берендейку» с привешенными к ней пенальчиками с пороховыми зарядами, сумку для пуль, сумку для фитиля, рог с порохом для натруски пороха на зарядную полку пищали. Берендейка - это перевязь, которую носили, перекинув через левое плечо с подвешенными принадлежностями для заряжания ружья.
Вышли из употребления в конце XVII века в связи с введением нового вида патронов.

3

Стрельцы

Первое в России регулярное войско, организованное в 1550 году. К началу 1680-х годов численность стрелецкого войска увеличилась до 55 тысяч человек.
Упразднены Петром I в ходе военной реформы. Решение царя о расформировании стрелецкого войска во многом основывалась на том возросшем влиянии, которое стрельцы начали иметь в политических процессах конца XVII века.

3

Бердыш

Бердыш - холодное оружие в виде секиры с искривлённым лезвием на длинном древке. Появились на Руси в первой половине XV века. Помимо стрельцов, бердыш был на вооружении у городской охраны. Крестьяне на случай войны должны были хранить оружие, среди которого были и бердыши. Вышли из употребления в начале XVIII века.

3

Хоругвь

Знамя с образом Христа, использовавшееся у славянских народов во время военных действий. Помимо Иисуса на хоругви могло быть изображение Богородицы, святых или святых реликвий. Хоругвь использовалась в войне против иноверцев.

3

Иностранцы в толпе

От исхода Крестьянской войны зависела судьба торговых путей по Волге, поэтому за события пристально следили на Западе. Среди тех, кто стал свидетелем казни Разина, было много иностранцев. В этом был заинтересован царь Алексей Михайлович. Продемонстрировав наказание бунтарю, царь хотел убедить Европу в стабилизации ситуации на Волге.

3

Болотная площадь

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Покровский собор, также общеупотребимо название Собор Василия Блаженного). Художник изобразил события так, словно казнь Разина проходила на Лобном месте на Красной площади. Однако в действительности казака четвертовали на Болотной площади.

3

Казнь

Разин был доставлен в Москву под конвоем в июне 1671 года. Казак был подвергнут жестоким пыткам. Согласно приговору, оглашенному 6 (16) июня 1671 года, Степана Разина ждало четвертование на эшафоте на Болотной площади.
После того, как приговор был прочитан, Разин повернулся к церкви, поклонился на три стороны, минуя кремль с царём и сказал: «Простите».
Палач сперва отрубил ему правую руку по локоть, потом левую ногу по колено. Брат Разина Фрол, которого также ждала казнь, видя мучения Степана, растерялся и закричал: «Я знаю слово и дело государево!». «Молчи, собака!» - прохрипел в ответ Степан. Это были его последние слова: после них палач спешно отсёк ему голову. Руки, ноги и голова Разина, по свидетельству англичанина Томаса Хебдона, были воткнуты на 5 специально установленных кольев, а туловище брошено на съедение собакам.

3

Степан Разин

Донской казак, предводитель крупнейшего в допетровской России восстания (1670-1671 гг.). Первые исторические свидетельства о Разине относятся к 1652 году. К этому времени он был уже атаманом и действовал как один из двух полномочных представителей донского казачества
После принятия Соборного уложения 1649 года, фактически полностью закрепостившего крестьян, на Дону стали концентрироваться беглые крепостные. Ресурсов на всех в казачьих областях не хватало. Со второй половины 1660-х, когда Разин стал предводителем казаков, появились первые признаки неповиновения области Москве. В частности, казаки грабили торговые суда, в том числе и иностранные, на Волге.
Поднимая восстание в 1670-м, Разин не заявлял открыто о намерении свергнуть царя Алексея Михайловича, но объявил себя врагом всей официальной администрации, в том числе и церкви. Для подавления восстания было направлено 60-тысячное войско. Решающее столкновение состоялось в октябре 1670-го в районе Симбирска. Разин был тяжело ранен, его казаки были вынуждены отступить. Вскоре часть казаков во главе с атаманом Корнилой Яковлевым, опасаясь царского гнева, захватили Разина и выдали его царским воеводам.

3

Казнь Степана Разина

Казнь Степана Разина


Живописать все русские бунты и всех в ходе их казненных - задача трудная и неблагодарная, уж больно много было и первых и вторых, и далеко не всегда в ходе репрессий соблюдались закон и порядок. Одним словом, вешали, можно сказать, направо и налево, без суда и следствия… Однако встречаются в нашей истории личности незаурядные, которых нельзя не отметить на страницах нашего исследования.

Весь уклад Руси XVII века - свирепость законов, бесправие народа, закрепление кабалы крестьян, - все давало пищу для народного недовольства. Городки и села были обнесены бесчисленными повинностями, более того, любые народные промыслы и ремесла были обложены множеством разнообразных пошлин. Корыстолюбие воевод и произвол чиновников увеличивали тягостное положение народа.

В русском судопроизводстве все зависело от произвола властей. Осужденные или обобранные чиновниками люди бежали к вольным казакам, им сочувствовали и в них видели надежду.

В 1665 году князь Юрий Долгорукий был в походе против поляков. В его войске имелись отряды донских казаков. Наступала осень. Атаман одного из казачьих отрядов, Разин, явился к князю, ударил челом и попросил отпустить донцов на вольный Дон. Князь приказал ему остаться на службе. Никто из ратных людей не смел уходить со службы без разрешения начальника, но казаки даже на службе считали себя вольными людьми. Атаман самовольно ушел со своей станицей, но их догнали, и Долгорукий осудил атамана на смерть. У него было двое братьев. Степан, или Стенька, и Фрол, или Фролка. Они видели, как повесили старшего брата.

Неизвестно, ушел ли Стенька тотчас же или дослужил положенный срок, но в следующем году он решил не только отомстить за брата, но и задать страху всем боярам и знатным людям Московского Государства, которых казаки вообще терпеть не могли.

Стенька посадил на 4 струга свою ватагу и в апреле поплыл вверх по Дону. По пути ватага грабила богатых казаков и разоряла их дома.

Между рек Тишини и Иловни Стенька выбрал высокое место и там заложил свой стан. «Стоит Стенька на высоких буграх, а кругом его полая вода: ни пройти, ни проехать, ни проведать, сколько их там есть, ни языка поймать никак не можно, а, кажись, человек тысячу будет, а, може быть, и поболе».

В скором времени по Царицыну разнесся слух, что на Дону собираются казаки-воры и хотят перейти на Волгу, напасть на Царицын, взять там суда и поплыть вниз по Волге. Это оказалось не пустым слухом. Вскоре «воровское полчище» снялось со своего стана и перешло на Волгу. Войско Степана Разина было разделено на сотни и десятки; над сотней начальствовал сотник, над десяткой - десятник. Сам Разин был над ними атаманом.

По весне ватага Разина начала грабить караваны. Грабил атаман с причудливой жестокостью: иного без причины убьет, другого без причины пощадит; в одном месте все заберет, в другом - ничего не тронет. Добыв судовых ружей и набрав припасов, Разин направился по воде к Царицыну. Город сдался без единого выстрела. В последних числах мая Стенька направился к Яику. У него было 30 стругов и до 1300 человек войска, - хитростью он захватил Яик и казнил 170 человек. Там же он пополнил войско из местного населения, тех же, кто не хотел идти с ним, Стенька «жег огнем и заколачивал до смерти».

Морем казаки направились к берегам Дагестана. Казаки безжалостно издевались над дагестанскими татарами - сжигали села и деревни, убивали жителей, разоряли их имущество. Так достигли они Баку, здесь им удалось разорить город, перебить множество жителей, набрать пленных и потерять не более семи человек убитыми и двух ранеными. Тем временем в Персии построили флот, чтобы утихомирить Стеньку. Завязалась битва. Персидские суда были потоплены и взяты в плен, только три судна ушли с ханом, но казаки полонили его сына и красавицу дочь. Стенька взял себе в жены царевну-персиянку. Однако победа досталась казакам нелегко - в морской битве около 500 человек были убиты. Нужно было возвращаться на Дон. Казаки возвращались по Волге обратно через Астрахань. Астраханское начальство готовилось встретить казаков гораздо милостивее, чем следовало по заслугам. Воеводы заранее выправили от имени царя грамоту, которая давала прощение казакам, если они принесут повинную. Получалось так, что Стенька некоторым образом отплатил Персии за оскорбления, нанесенные России, Россия же не нарушила соглашения с Персией, а разорение ее берегов свалила на своевольных казаков. Стенька с верными своими сподвижниками прибыл в Астрахань и в приказной избе положил, в знак послушания, свой бунчук - символ власти. Казаки отдали властям пять медных и 16 железных пушек, отдали ханского сына, одного персидского офицера и трех персидских вельмож.

Сказания говорят, что Стенька, в порыве своей преданности великому государю, говорил, что казаки преподносят его царскому величеству острова, которые завоевали саблей у персидского шаха.

Отправившись на Дон, Разин выбрал место между Кагальницкой и Ведерниковской станицами, на острове. Там устроил он городок Кагальник и приказал обнести его земляным валом. Казаки построили себе земляные избы.

Повсюду разнеслась молва о его славе; отовсюду бежала к нему голытьба; бежали к нему казаки верховных станиц и с Волги гулящие люди; дошла его слава и до Украины. Через месяц в войске его было 2700 человек. Он был щедр и приветлив, оделял бедных и голодных. Его называли батюшкой, считали колдуном, верили в его ум, силу и счастье.

Он никого не грабил, и это было гораздо страшнее. «И приказывает Стенька своим казакам беспрестанно, чтоб они были готовы, а какая у него мысль, про то казаки ведают, но молчат». Стенька говорил, что настало время идти против бояр, и звал войско с собой на Волгу. Бояр ненавидели многие, но имя царя было священным. Стенька пошел дальше всех - он сделался врагом церкви.

«На что нужны церкви? К чему вам попы? - говорил Стенька. - Да не все ли равно: станьте в паре подле дерева да попляшите вокруг него - вот и повенчались!»

В мае Стенька поплыл вверх по Дону к Царицыну и взял его штурмом.

Горожанам он говорил: «Мы бьемся против изменников-бояр, за великого государя!» Астраханские воеводы начали собирать войско против бунтовщика. На этот раз в войске у Разина было уже от 8 до 10 тысяч сабель.

Как возговорит Стенька ко товарищам своим:
«Уж и чтой-то это, братцы,
Мне тошным-тошно,
Мне сегодняшний денек
Да грустненько?
Уж я в Астрахань зайду -
Выжгу, вырублю,
Астраханского воеводу
Я под суд возьму».

Стенька приближался к Астрахани, и зловещими предзнаменованиями грозила природа. Пошли проливные дожди с градом; наступил холод, а в небе радужным цветом играли три столпа - наверху их были круги, наподобие венцов.

«Быть беде! Быть гневу Божию!» - говорили люди.

С помощью астраханских предателей Стенька без потерь взял город Астрахань. 441-го человека приказал казнить Разин, одних рубили мечом, других бердышами, иных закалывали копьями. Мимо церкви до самой приказной избы текла рекой кровь человеческая.

Астрахань была обращена в казачество, жителей Разин заставил совершить обряд присяги «великому государю и атаману Степану Тимофеевичу, войску служить и изменников выводить».

Следующей добычей Разина стал Саратов. Таким образом в первых числах сентября Стенька дошел до Симбирска.

Агенты Разина рассеялись по Московскому Государству, достигали они берегов Белого моря, прокрадывались в столицу. В своих воззваниях и речах Стенька извещал, что идет истребить бояр, дворян, приказных людей, искоренить всякую власть, установить во всей Руси казачество и учинить так, чтоб всяк всякому был равен.

Поправший церковь и верховную власть, Разин тем не менее сознавал, что в русском народе к ним сохраняется уважение, и решил прикрыться личиной этого уважения. Он изготовил два судна: одно было покрыто красным, другое - черным бархатом. О первом он распространил слух, будто в нем находится сын Алексея Михайловича, царевич Алексей, умерший в том же году 17 января, якобы убежавший от злобы бояр. В другом судне находился низверженный патриарх Никон. Под Симбирском Стенька впервые потерпел поражение. Это уронило его в глазах народа. В продолжении зимы мятеж Разина был задушен воеводами. Неизвестны подробности ареста атамана. В государевых грамотах говорится об этом по-разному: в одной - что Стенька был связан цепью железной донскими казаками, которые выдали его царским войскам «от злоб своих», в другой - что Стенька был схвачен обманом.

Стенька и Фролка были привезены в Черкаск. Предание говорит, что казаки очень боялись, чтоб Стенька не ушел из неволи: уверяли, что он был чернокнижник; никакая тюрьма не удержала бы его, никакое железо не устояло бы против ведовства. Поэтому его сковали освященною цепью и содержали в церковном притворе, надеясь, что только сила святыни уничтожит его волшебство. В конце апреля обоих удалых братьев повезли в Москву.

4 июня по Москве распространилась весть, что казаки везут Стеньку. Толпы народа посыпали за город смотреть на чудовище, имя которого столько времени не сходило с уст всего русского люда. За несколько верст от столицы поезд остановился. Стенька все еще был одет в свое богатое платье; там с него сняли богатые одежды и одели в лохмотья. Из Москвы привезли большую телегу с виселицей. Тогда Стеньку поставили на телегу и привязали цепью за шею к перекладине виселицы, а руки и ноги прикрепили цепями к телеге. За телегою должен был бежать, как собака, Фролка, привязанный цепью за шею к телеге.

В такой триумфальной колеснице въехал атаман воровских казаков в столицу московского государя, которую он грозил сжечь дотла. Он следовал с хладнокровным видом, опустив глаза, как бы стараясь скрыть, что у него было на душе. Одни смотрели на него с ненавистью, другие - с состраданием. Без сомнения, были и такие, кто желали бы иного въезда этому человеку, бывшему столько времени идолом черни.

Их привезли прямо в Земский приказ, и тотчас начали допрос. Стенька молчал. Его повели на пытку. Первой пыткой был кнут - толстая ременная полоса в палец толщиной и в пять локтей длиною. Преступнику связывали назад руки и поднимали вверх, потом связывали ремнем ноги; один палач садился на ремень и вытягивал тело так, что руки выходили из суставов и становились вровень с головою, а другой палач бил по спине жертвы кнутом. Тело вздувалось, лопалось, открывались язвы, как от ножа. Стенька получил таких ударов около сотни, и уж, конечно, палач не оказывал сострадания к такому подсудимому. Но Стенька не испустил стона. Все, стоявшие около него, дивились его выдержке.

Тогда ему связали руки и ноги, продели сквозь них бревно и положили на горящие уголья. Стенька молчал.

Тогда по избитому, обожженному телу начали водить раскаленным железом. Стенька молчал.

Ему дали роздых и принялись за Фролку. Более слабый, он от боли начал вопить. «Экая ты баба! - сказал Стенька. - Вспомни наше прежнее житье; долго мы прожили со славой, повелевали тысячами людей: надобно теперь бодро переносить и несчастье. Что, это разве больно? Словно баба уколола!»

Стеньку принялись мучить другой пыткой. Ему обрили макушку и оставили виски. «Вот как! - сказал Стенька брату. - Слыхали мы, что ученым людям венцы на голову кладут, а мы, брат, с тобой простаки, да нам такую почесть воздают!» Ему начали лить на макушку по капле холодной воды. Это было мучение, против которого никто не мог устоять; самые твердые натуры теряли присутствие духа. Стенька вытерпел и эту муку и не издал ни одного звука.

Все тело его представляло безобразную, багровую массу волдырей. С досады, что его ничто не донимает, начали Стеньку колотить со всего размаха по ногам. Стенька молчал.

Предание говорит, что, сидя в темнице и дожидаясь последних смертных мучений, Стенька сложил песню и теперь повсюду известную, в которой он, как бы в знамение своей славы, завещал похоронить его на распутье трех дорог земли русской:
«Схороните меня, братцы, между трех дорог:
Меж московской, астраханской, славной киевской;
В головах моих поставьте животворный крест,
Во ногах мне положите саблю вострую.
Кто пройдет, или проедет - остановится,
Моему ли животворному кресту помолится,
Моей сабли, моей вострой испужается:
Что лежит тут вор удалый добрый молодец,
Стенька Разин Тимофеев по прозванию!»

6 июня 1671 года его вывели на лобное место вместе с братом. Множество народа стеклось на кровавое зрелище. Прочитали длинный приговор, где изложены были все преступления обвиненных. Стенька слушал спокойно, с гордым видом. По окончании чтения палач взял его под руки. Стенька обратился к церкви Покрова Пресвятой Богородицы (Василия Блаженного), перекрестился, потом поклонился на все четыре стороны и сказал: «Простите!»

Его положили между двух досок. Палач отрубил ему сначала правую руку по локоть, потом левую ногу по колено. Стенька при этих страданиях не издал ни одного стона, не показал знака, что чувствует боль. Он, по словам современника, как будто хотел показать народу, что мстит гордым молчанием за свои муки, за которые не в силах уже отомстить оружием. Ужасные истязания брата окончательно лишили мужества Фролку, видевшего то, что ожидало его самого через несколько минут. «Я знаю слово государево!» - закричал он.

«Молчи, собака!» - сказал ему Стенька.

То были последние его слова. Палач отрубил ему голову. Его туловище рассекли на части и насадили на колья, как и голову, а внутренности бросили собакам на съедение.

Соборным уложением 1649 года было восстановлено упразднённое в ходе Смуты и крестьянской войны под предводительством Ивана Болотникова крепостное право, за отмену которого безуспешно боролись разинцы.

В ходе мятежа исключительную жестокость проявляли и повстанцы, и каратели.

Центральный государственный архив древних актов СССР (ЦГАДА),
Российский государственный архив древних актов (РГАДА).

ПРЕЛЕСТНАЯ ГРАМОТА СТЕПАНА РАЗИНА (1670 г.) ЦГАДА, Разряд, Белгородский стол, № 687, лл. 74-76.

Грамота от Степана Тимофеевича от Разина.

Пишет вам Степан Тимофеевичь всей черни. Хто хочет богу да государю послужити, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичу, и я выслал казаков, и вам заодно бы изменников вывадить и мирских кравапивцов вывадить. И мои казаки како промысь станут чинить и ва бы… итить к ним в совет, и кабальныя и апалныя шли бы в пок к моим казакам.

К сей памяти высковую печать атаман Степан Тимофеевич приложил.

Письмо было прислано в Белгород в сентябре 1670 г. острогожскими жителями и воеводой Белгородского полка князем Г. Г. Ромодановским послано в Москву.

Четвертовать... Разин выслушал приговор спокойно, потом повернулся к церкви, поклонился на три стороны, минуя кремль с царём и сказал: "Простите". Палач сперва отрубил ему правую руку по локоть, потом левую ногу по колено. Его брат Фрол, видя мучения Степана, растерялся и закричал: "Я знаю слово и дело государево!", "Молчи, собака!" - прохрипел Степан.
Это были его последние слова: после них палач спешно отсёк ему голову.

Топор земского палача
В колоду мощно вбит.
Толпа, приглушенно рыча,
Передними теснит.

Срывая шапки с головы
Крестится русский люд:

Да, погуляли эти львы...

А всё на Дон бегут...

Вот потому-то на Дону
Так мало стариков...

Гляди, волочут сатану!..

Во век веков...

"...Его царское величество нам, немцам и другим иностранцам, а также персидскому послу, оказал милость, и нас под охраной многих солдат провели поближе, чтобы мы разглядели эту казнь лучше, чем другие, и рассказали бы об этом у себя соотечественникам. Некоторые из нас даже были забрызганы кровью. Это я пишу в спешке. О том, что ещё произойдёт, будет сообщено потом. Вот всё, что пока знаю, а что за тем последует, увидим в скором времени, и как только представится случай, я извещу вас. На сем кончаю и прощаюсь с вами.

Ваш покорный слуга Томас Хебдон. Москва, через два часа после казни, 6 июня (по старому стилю) 1671 года".

Цитируется по: Записки иностранцев о восстании Степана Разина. Т 1. Л. Наука. 1968 г.

Легендарная личность удалого атамана и бунтаря Степана Тимофеевича Разина до сих пор привлекает огромное внимание современников.

В свое время этой историей очень интересовался А. С. Пушкин. Великий поэт, считавший Разина "единственным поэтическим лицом русской истории", в 1826 г. посвятил ему сразу три стихотворения под общим заглавием "Песни о Стеньке Разине". Пушкин просил Николая I разрешить опубликовать эти стихотворения, но получил через шефа жандармов отказ со следующим объяснением: "Песни о Стеньке Разине, при всём поэтическом своём достоинстве, по содержанию своему не приличны к напечатанию. Сверх того, церковь проклинает Разина, равно как и Пугачева".

Через несколько десятилетий поэт Д. Н. Садовников написал на тот же сюжет стихотворение "Из-за острова на стрежень...". Положенное на музыку, оно стало чрезвычайно популярной, любимой народной песней.

Историки и верили, и не верили в случай с княжной, да и сейчас расходятся во мнениях. Прежде всего, укажем, что эта история не фигурирует ни в одном документе из очень обширного корпуса источников о Разине и его восстании. Приговор вообще весьма обстоятельно перечисляет преступления атамана, в том числе и многие конкретные, с упоминанием имён, но ни слова не говорит об утоплении женщины.
Имеются только два сообщения на эту тему, и оба мемуарного характеpa. Но сопоставление изложенной в них информации показывает, что в обоих сообщениях речь идёт об этом "злодеянии" Разина с указанием и разного времени, и мест, и обстоятельств события. Посему, читаем у В. М. Соловьёва: "И всё-таки вопрос о том, была ли эта прекрасная дева, якобы принесённая Разиным в дар матушке Волге, реальным лицом или вымышленной фигурой, остается открытым"...

Особое место среди этой литературы занимают "Три путешествия" голландца Яна Стрейса - свидетеля восстания, побывавшего на контролируемой Разиным территории и видевшего самого Степана Тимофеевича; но Стрейс тоже использовал, помимо собственных впечатлений, произведения других авторов, которые ничем не защищены от субъективности: Стенька - уменьшительное "полуимя" от Степан; этим именем Разина, как преступника, именовала официальная пропаганда того времени.

29 июля (8 августа) 1674 года в Виттенбергском университете (Германия) состоялась защита диссертации о восстании Разина в контексте российской истории; автором её стал Иоганн Юстус Марций (долгое время авторство этой работы ошибочно приписывалось некому Шурцфлейшу, председательствовавшему на учёном диспуте). По-видимому, Разин - это вообще первый русский, о котором на Западе была защищена диссертация (причём уже через несколько лет после его смерти). Работа Марция неоднократно переиздавалась в XVII-XVIII вв.; ею очень интересовался Пушкин.