Шаровые краны: их характеристики и способы установки в водопроводе. Виды шаровых кранов Типы присоединения шаровых кранов

В. Поляков, С. Шовкопляс

Рынок водопроводной арматуры предлагает широкий выбор шаровых кранов для водопровода разных типоразмеров, конструкций и исполнений. Их цены могут различаться в разы. Наряду с высококачественными изделиями торговля может предлагать менее качественную арматуру практически по одной и той же цене. На что нужно обращать внимание при выборе шаровых кранов для внутридомовых водопроводных сетей?

Шаровые краны во внутридомовых водопроводных сетях сейчас практически полностью вытеснили пробковые конусные краны благодаря своей надежности и долговечности, которая на порядок выше, чем у старых конструкций. Главное, чем обеспечивается надежность шаровых кранов в качестве запорной арматуры по сравнению с затворами с конусной пробкой - рабочая среда (вода) с твердыми абразивными частицами пропускается в шаровом кране мимо уплотняемых поверхностей через отверстие в сферическом затворе, на проход, а в кране с конусной пробкой -вокруг нее.

Притертая пробка конусного крана уже через несколько циклов открывания/закрывания может потерять герметичность из-за абразивного воздействия нерастворимых механических примесей в рабочей среде, омывающей уплотняющую поверхность. Кроме того, пробковые краны имеют значительное гидравлическое сопротивление.

Шаровые же краны (с полнопроходным сечением, которое примерно совпадает с условным диаметром трубы Ду) в открытом виде практически не оказывают сопротивления потоку. Частично проходные шаровые краны - специальное решение, которое применяется там, где нужно намеренно ограничить поток.

Частично проходные шаровые краны различают на:

  • стандартнопроходные - круглое отверстие в сферическом затворе такой арматуры на один типоразмер меньше внутреннего диаметра трубопровода, пропускная способность шарового крана составляет от 70 до 90% потока;
  • неполнопроходные - отверстие для пропуска потока значительно меньше внутреннего диаметра трубы, пропускная способность такого шарового крана снижается до 40-70%.

Шаровый кран предназначен для полного перекрывания потока, работает в режиме открыто/закрыто и не предназначен для дросселирования потока! Более того, производители шаровых кранов снимают их с гарантии, если у неисправного крана обнаруживаются признаки того, что он использовался для частичного перекрывания потока (в качестве регулировочного вентиля).

Шаровые краны были разработаны довольно давно, но лишь с появлением надежных уплотнений приобрели широкую популярность и массовый спрос. Уплотнения, применяемые в водопроводных шаровых кранах, изготавливаются из износостойкого нитрил-бутадиенового синтетического каучука (NBR, как правило, черного цвета) или тефлона (политетрафторэтилен, фторопласт, как правило, белого или желтоватого цвета) с термоприсадками и с добавками антифрикционных веществ (например, графита или дисульфида молибдена).

Благодаря улучшению технологии производства сферических затворов и современным материалам для уплотнений было достигнута высокая надежность, снижены усилия поворота затвора, повышена герметичность и обеспечена долговечность шаровых водопроводных кранов, что обусловило массовый спрос на них и предложение от большого числа фирм-изготовителей.

Главный элемент устройства шарового крана - подвижный и гладкий затвор сферической формы со сквозным круглым отверстием, служащим для прохода потока вещества, см. рис. 1.

Рис. 1. Схема водопроводного шарового крана

Сферический затвор (поз. 2) располагается в центральной части корпуса крана между седлами (поз. 3) - двумя спрофилированными уплотнительными кольцами. Затвор, в свою очередь, закреплен на поворотном штоке (поз. 5) с ручкой-рычагом (поз. 12) или двулепестковой ручкой (ручкой «баттерфляй»,«бабочка», поз. 6).

Для полного открывания или закрывания шарового крана нужно в определенную сторону повернуть затвор ручкой на 90° до упора.

В закрытом положении пропускное отверстие в шаровом затворе располагается перпендикулярно оси корпуса и трубопровода. При открывании затвора отверстие в нем занимает положение вдоль оси трубы, создавая свободный проток через корпус крана. Положение ручки сразу позволяет понять, закрыт или открыт кран - в открытом положении рычаг или лепестки ручки-бабочки располагаются вдоль трубы (корпуса крана) и поперек - когда поток перекрыт.

Виды шаровых кранов

Помимо отношения диаметра пропускного отверстия по отношению к диаметру условного прохода Ду трубопровода шаровые краны (условно) подразделяют по различным признакам.

По способу крепления к трубе шаровые водопроводные краны делят на:

Муфтовые - присоединяются к трубам внутренней конической или цилиндрической резьбой. Обычно применяются во внутриквартирных и внутридомовых коммуникациях небольших диаметров (до 50 мм).

Сварные - присоединяются к трубам с помощью сварки. Это обеспечивает максимальную герметичность стыков и используется на ответственных и труднодоступных участках протяженных наружных магистралей. К этому виду арматуры относят и пластиковые шаровые краны, в которые ввариваются трубы из синтетического материала, например, полипропилена.

Фланцевые - монтируются на трубах с диаметром, как правило, более 50 мм с помощью разборных или неразборных фланцев. Фланцевый крепеж применяют там, где возможен частый монтаж/демонтаж трубопроводной арматуры, а также в помещениях, где запрещены сварочные работы.

Комбинированные - присоединяются к трубам разными способами. Такие изделия применяются в системах коммуникаций с разными соединениями - резьба/сварка, фланец/сварка и т. п., включая хомуты. По материалу корпуса краны шаровые разделяются на:

Латунные - также называемые металлическими, они встраиваются в стальные и пластиковые трубопроводы.

Пластиковые - встраиваются в трубопроводы из сантехнической пластмассы.

Силуминовые - изготавливаются из более дешевого и менее качественного аналога латуни - силумина, сплава алюминия с кремнием. Такие изделия отличаются хрупкостью и требуют осторожности при монтаже. Из-за склонности к образованию трещин их рекомендуется использовать только в трубопроводах холодной воды.

Порошковые - изготавливаются из цветных материалов методами порошковой металлургии - спекания под давлением; склонны к растрескиванию корпуса и срыву ниток резьбы.

По конструкции запорного элемента шаровые краны бывают:

С плавающим шаром - в таких изделиях сферическая пробка не плотно соединена со шпинделем и относительно него может смещаться. Под действием давления входного потока, закрытый затвор прижимается к уплотнительному кольцу на выходе, тем самым, перекрывая кран. Такая арматура используется в трубопроводах диаметром не более 200 мм, поскольку на линиях с большими диаметрами и давлением, затвор создает слишком высокую нагрузку на уплотнениях и работа крана затрудняется.

С шаром в опорах - в таких изделиях сферическая пробка имеет специальные опоры. Осевой выступ (цапфа) в нижней части шара входит в особое углубление, а седла под действием давления прижимаются к поверхности шарового затвора. Благодаря опорам усилия, необходимые для управления краном, значительно уменьшаются, что позволяет применять менее мощные приводные устройства, чем в случае с кранами с плавающим шаром. Из-за более сложной конструкции устройства такого типа стоят намного дороже обычных шаровых кранов.

С дополнительными функциями - например, для стравливания воздуха, с дренажем, с фильтром, с регулятором и т. д.

Материал корпуса шарового крана

Самое главное, на что следует обратить внимание при приобретении шарового крана для водопровода - это материал корпуса. Для внутридомового водопровода лучшим материалом признана латунь, а не цинково-алюминиевый сплав (ЦАМ), предлагаемый некоторыми недобросовестными производителями. Сплав ЦАМ содержит порядка 96-98% цинка, 2-3% алюминия и до 1% меди и значительно легче латуни (удельный вес ЦАМ - 6,7 г/см 3 , а у латуни 8,4÷8,7 г/см 3). Цинково-алюминиевые изделия широко применяют в автомобильной промышленности (карбюраторы, арматура для масло- и бензопроводов), но использовать их для водопроводов нельзя. Кран из ЦАМ в домовом водопроводе просто рассыплется через год-два на куски (рис. 2). Причина этого довольно проста - цинк на самом деле корродирует в воде самым первым из других металлов в изделии. Для масла и углеводородных жидкостей ЦАМ имеет достаточную коррозионную стойкость, а в воде - нет, цинк защищает другие металлы от коррозии, соединяясь с водой первым.

Рис. 2. Кран из цинково-алюминиевого сплава (ЦАМ) через 2 года эксплуатации

Отличить, сделан ли кран из латуни или из ЦАМ можно по весу: кран из ЦАМ заметно легче. Но сравнивать по весу конструктивно подобные краны надо без ручек - недобросовестные производители часто «компенсируют» недостаток веса применением более массивного рычага (ручки) из крашеного черного металла.

Латунь имеет характерную желтизну. Если шкуркой или надфилем слегка снять гальванопокрытие на корпусе крана, то можно увидеть, латунь ли это. Цвет ЦАМ - серебристый, не меняющийся при окислении. Безопаснее всего приобретать кран, у которого естественный цвет латуни виден на каком-либо участке без гальванопокрытия, (рис. 3).

Рис. 3. Естественный цвет латуни виден на резьбовом патрубке крана Valtec Base

Качественные латунные шаровые краны обычно изготавливают методом горячего объемного прессования из свинцовосодержащей латуни марки CW617N по EN 12165, похожей по составу на латунь марки ЛС59-2 по ГОСТ 15527. Это способ предпочтительнее центробежного литья под давлением, так как горячепрессованные детали намного прочнее литых. Латунные детали кранов из прутка (шаровой затвор, шток, сальниковая гайка), как правило, делаются из латуни марки CW614N (ЛС 58-3), см. таблицу 1. Краны с корпусами из нержавеющей стали применяются в пищевой промышленности и излишне дороги для водопроводной арматуры.

Таблица 1. Состав латуни для водопроводных шаровых кранов

Сальниковые узлы

Сальниковый узел шарового крана обеспечивает его герметичность по отношению к внешней среде. Конструктивные решения этих узлов могут быть различными (таблица 2) и во многом именно они определяют эксплуатационные свойства крана.

Таблица 2. Распространенные конструкции сальниковых узлов шаровых кранов

Самой надежной и практичной на сегодня день признана конструкция с прижимной гайкой с наружной резьбой, см. поз. 7, таблица 2, она применяется, в частности, в кране Valtec Base.

При выборе крана следует учитывать, что шаровые краны с неремонтопригодными сальниковыми узлами прослужат до первой протечки по штоку, после чего весь кран подлежит замене.

У крана, в котором шток вставлен снаружи, а не изнутри корпуса, давление может выбить этот шток. С одной стороны, такое решение делает кран ремонтопригодным, но с другой стороны, имеется опасность выбивания штока давлением рабочей среды. Сальниковая гайка может не удержать шток от выдавливания - незаконтренное резьбовое соединение под действием продольной силы в условиях знакопеременных нагрузок и вибрации стремится к раскручиванию даже при самотормозящей резьбе.

При вибрации сила трения в резьбе существенно ослабевает, что ведет к самопроизвольному раскручиванию. Такая же проблема возникает в накидных гайках обжимных фитингов. Именно поэтому их полагается время от времени докручивать.

Сила давления рабочей среды стремится вытолкнуть шток шарового крана из сальникового патрубка. Если шток вставлен изнутри - эту выталкивающую силу воспринимает буртик штока, опирающийся на корпус крана (рис. 4; поз. 5, 7 табл. 2).

Когда шток вставлен снаружи, выталкивающую силу воспринимает резьба сальниковой гайки (рис. 5). Вибрации крана и знакопеременные температурные нагрузки приводят к самопроизвольному откручиванию сальниковой гайки и появлению течи. При отсутствии должного контроля гайка может частично выйти из резьбового зацепления. В этом случае при малейшем скачке давления часть резьбы, оставшаяся в зацеплении, будет смята и шток будет выбит из крана.

Самый неудачный вариант сальникового узла - если опорный буртик штока смещен вверх и прижимается сальниковой гайкой (рис. 6). В этом случае, по замыслу конструкторов, сальниковая гайка одновременно выполняет функцию ограничителя хода штока и прижимного элемента в уплотнении.

Кроме возможного выбивания штока давлением, в данной конструкции добавляется опасность полного заклинивания шара штоком. Это может произойти при пережатии уплотнения сальниковой гайкой.

Шаровый затвор

В большинстве латунных шаровых кранов для внутридомовых водопроводов затвор представляет собой шар (рис. 7 А). Иногда снизу затвора выполняют круговую проточку (рис. 7. Б). При этом под затвором образуется «отстойник», где неизбежно будет скапливаться шлам. Если в кране с обычным шаром расстояние от поверхности затвора до стенки корпуса везде примерно одинаковое, то в шаре с проточкой появляется зона малых скоростей потока, что приводит к осаждению нерастворимых частиц.

Иногда шар обтачивают в псевдокуб, протачивая еще и его боковые стороны (рис. 7 В). Это решение применимо для кранов, которые редко используются для открывания/закрывания потока, поскольку кромки боковых проточек при частом повороте затвора могут деформировать или повредить кольца седельных колец, что существенно сократит срок службы крана.

Для борьбы с пресловутой «сальмонеллой» и устранения застойной зоны в нижней глухой проточке, как показано на рис. 7 Б, производители в последнее время стали выпускать краны со сквозным отверстием в нижней части шарового затвора (рис. 7 Г). Однако в этом случае сальниковый узел при открытом кране может подвергаться воздействию гидравлических ударов без их ослабления.


Рис. 7. Сечения шаровых затворов

Для уплотнений шаровых кранов применяется тефлон, он почти полностью вытеснил остальные материалы. Тефлон - достаточно дорогой материал, поэтому на нем пытаются сэкономить. Толщина тефлоновых колец в седлах крана может быть настолько мала, что при повышении температуры тефлон из кольца превратится в некую волнообразную структуру, не способную выполнять функцию уплотнения.

Уплотнительные элементы из тефлона дешевых марок отличает зернистость и шероховатость, что заметно визуально. Такой тефлон прослужит недолго, так как может выкрашиваться кромками шарового затвора.

Тефлоновые седельные кольца предварительно обжаты. Рабочая кромка кольца при этом деформируется, принимая сферическую форму. В связи с этим, шаровой кран должен открываться и закрываться с некоторым усилием. Если кран открывается совершенно свободно, это свидетельствует либо о недостаточном усилии предварительного обжатия, либо о том, что под седельные кольца установлены «демпферы» из эластомера. Эластомеры имеют меньшую температурную стойкость и долговечность сравнительно с тефлоном, т. к. эластомер со временем уменьшает предварительное поджатие, его материал «релаксирует» и впоследствии теряет свои уплотняющие свойства.

Шаровой затвор постоянно находится под воздействием потока рабочей среды, в которой могут присутствовать нерастворимые абразивные частицы, «бомбардирующие» поверхность затвора. Поэтому важно, чтобы наружная поверхность затвора имела высокую твердость. Особенно страдает шаровый затвор, если его используют для регулирования потока и устанавливают в промежуточном положении (рис. 8).

Рис. 8. Шаровой затвор крана после года интенсивной эксплуатации

Для снижения абразивного износа поверхность затвора, как правило, имеет полированное твердое гальванопокрытие из хрома. Хром наносится на медную или никелевую подложку. Её отсутствие резко снижает срок службы крана. При гальванизации хром осаждается в виде «островков», между которыми имеется сетка микротрещин. При эксплуатации эти микротрещины заполняются продуктами коррозии подслоя (медь или никель) и таким образом получается прочное монолитное покрытие.

В последнее время появились шаровые краны с тефлоновым покрытием шарового затвора. Тефлоновое покрытие предназначено в основном для уменьшения трения при повороте затвора. Даже кратковременная эксплуатация этих кранов выявляет крайне низкую стойкость такого покрытия из-за недостаточной твердости тефлона в условиях потока рабочей среды с механическими включениями. Часто для затвора используется не коррозионностойкая латунь, а черный металл. Это можно проверить отверткой с магнитным наконечником. Качественный сферический затвор должен быть отлично отполирован и быть зеркально-блестящим, а не матовым.

Конструкция шарового крана

Несмотря на кажущуюся простоту, шаровый кран имеет ряд конструктивных особенностей.


Рис. 9. Продольный распил корпуса шарового крана

На рис. 9 видны следующие элементы конструкции корпуса:

а - резьба, соединяющая корпус крана с резьбовой полумуфтой, должна иметь не менее трех ниток. Как правило, это метрическая резьба с шагом 1,25 мм;
b - длину присоединительной трубной резьбы для кранов из горячепрессованной латуни допускается уменьшать на 10%. В частности, для кранов с номинальным диаметром 1/2" размер «b» должен составлять не менее 11 мм;
с - минимальная ширина буртика, ограничивающего присоединяемую трубу в муфтовом патрубке крана при завинчивании;
d - минимальная толщина стенки корпуса для заявленного номинального давления (PN) у литых кранов «d» должна быть примерно втрое больше по
сравнению с кранами с горячепрессованными корпусами.


Рис. 10. Регулирование потока шаровым краном

Регулирование потока шаровым краном не допускается, поскольку кроме активного износа уплотняющей поверхности (см. рис. 8) шаровые краны имеют весьма тонкую стенку корпуса. Она способна выдержать заявленные в паспорте давления и температуру, но, при попытках использовать шаровой кран в качестве регулирующего органа, стенка не в состоянии противостоять длительному воздействию кавитации дросселированного потока и разрушению стенок корпуса абразивными частицами (рис. 10) в напорной зоне.

Крепление рукояти

Даже такая незначительная особенность, как способ крепления рукояти шарового крана, может сказаться на его долговечности и безопасной эксплуатации.


Рис. 11. Узлы крепления рукоятки шарового крана

На рис. 11 представлены наиболее распространенные конструктивные решения этого узла. Самым надежным считается крепление с самоконтрящейся гайкой (рис. 11 В). Интегрированное в гайку полиэтиленовое кольцо с внутренним диаметром, меньшим, чем диаметра штока, предотвращает самопроизвольное откручивание гайки из-за переменных усилий и вибрации трубопровода. Крепление рукояти обычной гайкой (рис. 11 Б) требует обслуживания: время от времени гайку приходится подтягивать. Слабая затяжка гайки превращает рукоять в рычаг, которым можно сломать шток. Наименее удачным является узел, в котором рукоять крепится винтом (рис. 11 А). Внутренняя продольная резьба в штоке значительно его ослабляет, т. к. ее живое сечение (по впадинам резьбы) чрезвычайно мало (рис. 12).


Рис. 12. Излом штока по внутренней резьбе

Виды шаровых кранов

Компании, производящие шаровые краны для внутридомовых водопроводных инженерных систем, обычно предлагают краны нескольких серий кранов разных типоразмеров, каждая из которых рекомендована для строго определенных условий эксплуатации. В таблице 3 приводится перечень типов шаровых кранов VALTEC, которые многие годы успешно эксплуатируются в нашей стране.

Таблица 3. Серии шаровых кранов производства VALTEC

Маркировка на корпусе шарового крана

На внешних сторонах корпуса шарового крана производители обязательно наносят ряд обозначений (см. рис. 13). Все маркировочные символы должны быть максимально четкими. Расплывчатость и нечеткость обозначений может свидетельствовать об изношенности форм или о том, что перед покупателем - дешевая подделка.


Рис. 13. Маркировка на корпусе шаровых кранов

На шаровом кране обычно указываются:

Эмблема (торговый знак, клеймо) компании-производителя - обязательный атрибут качественного изделия.
DN - номинальный диаметр, который может быть указан в миллиметрах (15, 20, 25, 32, 40 и 50 мм), или в дюймах (например, ½, ¾, 1, 1 ¼, 1 ½ и 2”).
PN - рабочее давление в барах. В зависимости от диаметра и конструктивных особенностей конкретного изделия, это значение может находиться в пределах от 15 до 40 бар.
Материал корпуса - марка латуни по EN.
Дата производства изделия - 04/11.

Устранение неисправностей шаровых кранов

Несмотря на простоту конструкции и длительный ресурс, запорная арматура шарового типа может сломаться. В определенный момент шаровые краны могут перестать герметично перекрывать воду или поворачиваются с большим трудом. Это первые признаки износа таких изделий, длительность эксплуатации которых часто уменьшается из-за жесткости воды, к тому же содержащей механические загрязнения и абразивные частицы.

Видео. Устранение неисправности в шаровом кране VALTEC BASE

С течением времени соли откладываются на внутренних частях изделия, в том числе - и на запорной сфере, и она при повороте начинает царапать уплотняющие кольца. Со временем вся поверхность затворной сферы будет постепенно покрываться налетом, контаминанты могут внедряться в поверхность уплотнителя, которые затем царапают сферическую поверхность затвора. В результате этих двух процессов герметичность крана может нарушиться. Почему шаровой кран не пригоден для регулирования потоков и должен эксплуатироваться в полностью открытом/закрытом положении, описано выше.

Процесс осаждения солей жесткости на поверхность затвора быстрее протекает в трубопроводах систем горячего водоснабжения и отопления. Особенно - в централизованных городских сетях, где качество теплоносителя обычно оставляет желать лучшего. В процессе монтажа перед кранами рекомендуется устанавливать фильтр грубой очистки воды. Это несколько защитит запорный элемент от износа мелкими частицами ржавчины.

Защитить шаровые краны от налета можно только путем качественной водоподготовки. В качестве профилактики, раз в квартал, а лучше - раз в месяц, шаровой кран нужно несколько раз проворачивать из одного крайнего положения в другое, чем снять отложения.

Если шаровой кран внезапно перестал работать вообще, то дело может быть не во внутренних неисправностях, а в поломке его ручки (рычага) и износа ее посадочного отверстия. Чтобы убедиться в исправности самого крана нужно открутить крепежный винт, снять рукоять и попробовать провернуть шток изделия разводным ключом или плоскогубцами. Если шток заблокирован, то арматурный элемент надо заменить.

Если при повороте ручки в положение «закрыто» вода продолжает поступать, то вероятнее всего произошло налипание солей на затворную сферу. Такой кран нужно заменить. Для восстановления частичного функционирования нужно несколько раз повернуть ручку в крайние положения, если необходимо - с использованием инструмента, соблюдая осторожность, чтобы не сломать изделие.

Если шаровый кран потек по штоку, то поступать в этой ситуации нужно в зависимости от конструкции сальникового узла (см. табл. 2). Резиновые уплотнительные кольца со временем теряют свои герметизирующие свойства, теряют эластичность, вследствие чего возможно протекание. Исправить эту неполадку можно только на шаровых кранах с сальниковой гайкой. Для этого ее нужно подтянуть, предварительно сняв ручку изделия. Если кран не снабжен сальниковой гайкой, его придется менять на новый целиком. Кроме того, течь может возникнуть и по причине появления трещины в корпусе или по резьбовой муфте. Такие неисправности характерны для дешевых изделий из довольно хрупкого силумина - со временем микротрещины, образованные при монтаже и затяжке резьбы, разрастаются. Очевидно, что такой кран нужно заменить как можно быстрее.

В целом же шаровые краны - надежные и долговечные изделия для водопроводных внутридомовых систем. Это явно не то устройство, на котором можно сэкономить - последствия от того, что кран, отсекающий магистраль, неожиданно перестанет исправно функционировать, очевидно, будут дороже разницы в цене между качественным изделием и дешевой подделкой. Выбрав кран от изготовителя с проверенной репутацией, следует применить его точно по назначению и соблюсти рекомендации по эксплуатации и монтажу. В таком случае шаровый кран прослужит долгое время без поломок и неожиданностей.

Читайте статьи и новости в Telegram-канале AW-Therm . Подписывайтесь на YouTube-канал .

Просмотрено: 13 465

Для регулировки потока жидкости, проходящей по нержавеющим трубам, используются различные виды вентилей. Они изготавливаются из того же материала, что и трубы. Наиболее распространенным видом таких вентилей являются шаровые нержавеющие краны.

Свое название шаровый кран получил из-за своеобразной конструкции. Внутри нее находится шар, который имеет сквозное отверстие цилиндрической формы. Диаметр основания этого цилиндра равен внутреннему диаметру трубы. С помощью приводного механизма, выводящегося наружу в виде ручки, этот шар с отверстием может менять свое положение. В закрытом состоянии цилиндр располагается перпендикулярно трубе, поэтому жидкость не может проходить. В открытом же положении, цилиндрическое отверстие совпадает с внутренним разрезом трубы, что дает возможность жидкости проходить через кран беспрепятственно.

В зависимости от условий эксплуатации и способа установки, используются различные виды шаровых нержавеющих кранов. Наиболее распространены приварные, фланцевые, муфтовые, штуцерные и комбинированные. Чем они отличаются и каковы их особенности мы узнали на сайте smartinox.ru . Давайте рассмотрим.

Шаровые краны со сварным соединением

Приварные краны отличаются тем, что они монтируются в систему трубопровода с помощью сварного соединения. Это значит, что их замена, либо снятие для проведения ремонтных работ, невозможны. Поэтому область применения приварных шаровых кранов распространяется на участки трубопроводов, которые в меньшей степени подвержены износу. Чаще всего их используют в строительной сфере.

Преимуществом приварного крана является высокая степень герметичности. Если сварной шов будет сделан качественно, то протечка проходящей в трубе жидкости в месте установленного шарового крана практически невозможна. Также к их достоинствам можно отнести относительно легкую установку.

Особенности и способы монтажа фланцевых кранов

Фланцевые краны из нержавеющей стали представляют собой запорную арматуру, присоединяемую к трубопроводу с помощью болтового соединения. На входе и выходе имеется два плоских металлических обода, называемых фланцами. В них проделаны отверстия, в которые и вдеваются болты для соединения. К трубам также привариваются фланцы, таких же размеров и с таким же расположением отверстий под болты, что и в самом фланцевом кране.

Нержавеющие фланцевые краны устанавливаются на участках трубопроводов, которые подвержены воздействию высокого давления и перепадам температур. Прочное фланцевое соединение обеспечивает высокую степень герметичности. Для этого в конструкции данного вида применяют прокладки, которые устанавливаются между фланцем самого крана и трубы. В основном используются резиновые прокладки, повторяющие форму фланца. При болтовом соединении этих фланцев, резина сжимается и заполняет все микротрещины на металлической поверхности, не давая возможность жидкости выйти наружу.

К преимуществам фланцевого шарового крана можно отнести возможность его замены. В отличие от приварного, фланцевый можно периодически снимать для чистки, ремонта, либо замены. Причем сам процесс демонтажа довольно легкий – достаточно раскрутить болты, снять кран, заменить прокладки на новые, и поставить на прежнее место. Простота установки позволяет использовать их в труднодоступных местах, где невозможно обварить место соединение со всех сторон. Также к преимуществам такой запорной арматуры относится долгий срок эксплуатации, высокая степень герметичности и небольшие габаритные размеры.

Конструкция муфтовых шаровых кранов

Муфтовые шаровые краны представляют собой запорную арматуру, вход и выход которой выполнен в виде резьбового соединения. Именно поэтому такие краны также называют резьбовыми. Для их монтажа используется специальный элемент, напоминающий по форме и назначению гайку. Он накручивается частично на резьбу трубы, и частично на резьбу самого крана. В результате происходит герметичное соединение.

Для монтажа муфтового крана вначале наматывают на резьбу льняную нить по всей площади соединения. После этого наносится герметик, и только потом накручивается сама муфта. Благодаря использованию нити и герметика достигается высокая степень герметичности. Преимущество данного соединения заключается в простоте, возможности разъединения, а также небольших габаритных размерах.

Особенности монтажа штуцерных кранов

Штуцерные нержавеющие краны представляют собой запорную арматуру, местом соединения с трубопроводом которых, является специальный элемент – штуцер. Штуцер – это деталь, одна сторона которого выполнена в виде внутренней или внешней резьбы. Другая же сторона может представлять собой совершенно другой элемент соединения, форма и назначение которого зависит от присоединяемого трубопровода.

Благодаря такой конструкции с помощью штуцерных кранов можно не только регулировать поток жидкости или газа, но также обеспечивать переход одного вида трубы в другую. Например, можно поставить его на трубу из нержавеющей стали, а на выходе из крана присоединить пластиковую трубу.

Использование комбинированных кранов

Комбинированные шаровые краны могут включать в себя несколько элементов других, вышеописанных видов запорной арматуры. Благодаря этому становится возможным монтировать краны к трубам различными способами. Также существуют конструкции комбинированных видов, позволяющие изменять направление потока среды, или увеличить/уменьшить количество выходов. В зависимости от конструктивных особенностей, комбинированные краны подразделяются на следующие виды:

  • угловые;
  • проходные;
  • 3-х ходовые;
  • многоходовые.

3-х ходовые и многоходовые краны применяются в тех случаях, когда необходимо объединить несколько потоков жидкости в одну, либо наоборот разъединить один поток на несколько.

Спор на тему "Как правильно говорить: кран шаровый или кран шаровой?" возникнет еще не один раз, поэтому уточним сразу: в единственном числе правильно говорить кран шаровой, а во множественном числе - краны шаровые. Однако, на момент написания данной статьи, авто заполнение Яндекса и Гугла при наборе текста "кран шар" первым выдает вариант "кран шаровый" - так как этот вариант чаще используется техническими специалистами в "профессиональном жаргоне" - лично нам ближе "кран шаровый".
Для простоты изложения мы будем считать данные словосочетания идентичными (с технической точки зрения) и оставим этот спор нашим любимым учителям литературы и русского языка.
Итак, в этой статье мы попытаемся подробно рассмотреть все разновидности шаровых кранов и какой шаровой (шаровый) кран лучше выбрать из всего многообразия шаровых кранов.


Предлагаем Вашему вниманию список вопросов, которые будут рассмотрены:

1. Что такое шаровый кран?
2. Какие достоинства и недостатки у шаровых кранов?
3. Какие бывают шаровые краны по материалу корпуса?
4. Какие бывают шаровые краны по типу присоединения?
5. Какие бывают шаровые краны по типу прохода?
6. Какие бывают шаровые краны по типу корпуса?
7. Какие бывают шаровые краны по типу уплотнения?
8. Какие бывают разновидности шаровых кранов?
9. Какие бывают шаровые краны по типу управления?
10. Какие параметры важны при выборе шарового крана?
11. Где купить кран шаровый (шаровой) ?
12. Что лучше поставить кран шаровый, затвор дисковый, вентиль или задвижку?

1. Что такое шаровый кран?

Кран шаровый - это разновидность трубопроводной арматуры, запорный элемент которой имеет форму шара, соединенный с рукояткой и предназначенный для перекрытия потока рабочей среды в трубопроводе. При повороте рукоятки шар вращается вокруг своей оси, которая расположена перпендикулярно по отношению к потоку рабочей среды и тем самым происходит открытие или закрытие шарового крана.

2. Какие достоинства и недостатки у шаровых кранов?

Достоинства шаровых кранов:

- малый вес;
- малая строительная длина;
- малое гидравлическое сопротивление рабочей среды;
- возможность установки в любом пространственном положении;
- хорошее соотношение «цена-качество»;
- высокий класс герметичности.

Недостатки шаровых кранов:

- высокий крутящий момент для поворота ручки;
- возникновение гидравлических ударов в трубопроводе при быстром открытие крана;
- необходимость регулярного (не менее 1 раза в неделю) открытия и закрытия крана для предотвращения «залипания» шара;
- плохая применимость самых распространенных шаровых кранов с фторопластовым уплотнением на температурах более 150 град С.

3. Какие бывают шаровые краны по материалу корпуса?

3.1.Кран шаровый латунный.


Краны шаровые латунные - это наиболее распространенные в сантехнике краны.

Основные достоинства латунных кранов:
- низкая цена;

- малые сроки поставки;
- хорошие эксплуатационные характеристики для воды и газа;
- устойчивость к механическим воздействиям.

Основные недостатки латунных кранов:
- малое количество диаметров, в основном выпускаются с Ду 8 до Ду 100 мм;
- отсутствие приварного исполнения;
- нестабильная работа при температурах более 200 град С;
- невозможность стабильной эксплуатации на нефтепродуктах.


Краны шаровые стальные - это краны, изготовленный из углеродистой стали (обычно сталь 20 или сталь 25), которые нашли широкое применение в промышленности и ЖКХ.

Основные достоинства стальных кранов:
- низкая цена;
- большой выбор моделей различных производителей;
- малые сроки поставки;
- хорошие эксплуатационные характеристики для горячей воды и газа;
- устойчивость к механическим воздействиям;
- широкий модельный ряд.

Основные недостатки стальных кранов:
- нестабильную работу при температурах менее -40 град С;
- сложности при длительной эксплуатации в системах холодного водоснабжения;
- невозможность эксплуатации на слабоагрессивных средах.

3.3. Кран шаровый из легированной стали (хладостойкий).


Краны шаровые хладостойкие - это краны, изготовленные из легированной стали (обычно 09Г2С) и предназначенные для эксплуатации при низких температурах до -60С, остальные свойства у них совпадают со стальными кранами.

3.4. Кран шаровый из нержавеющей стали (нержавеющий).


- это краны, изготовленные из нержавеющей стали (обычно 12Х18Н10Т и аналогичных), которые нашли широкое распространение в промышленности.

Основные достоинства нержавеющих кранов:
- широкий спектр рабочих сред;
- возможность эксплуатации при температурах до -60С.

Основные недостатки нержавеющих кранов:
- высокая цена;
- узкий модельный ряд, в основном выпускаются с Ду 8 до Ду 300 мм;
- большие сроки поставки на большинство кранов.


Краны шаровые чугунные - это краны, изготовленные из серого (ковкого) чугуна. В связи с массовым изготовлением стальных шаровых кранов чугунные краны стали дороже и большинство производителей отказываются от их изготовления. Как результат примерно с 2010 года в России остался один производитель чугунных кранов и большое количество неликвидов, которые выпускались еще в 80-е годы при СССР. В связи с тем, что преимуществ по сравнению со стальными кранами у чугунных нет, то рекомендуем их без всякого сомнения менять на стальные краны.

3.6. Кран шаровый пластиковый


Краны шаровые пластиковые - это краны, изготовленные в основном из полипропилена и предназначенные монтажа на пластиковых трубах.

Основные достоинства полипропиленовых кранов:
- долговечность, сопоставимая с латунными;
- цена;
- малый вес.

Основные недостатки полипропиленовых кранов:
- возможность монтажа только на пластиковые трубы.

4. Какие бывают шаровые краны по типу присоединения?


- это краны с резьбовым присоединением, которые нашли широкое применение в различных областях промышленности и ЖКХ. Эти краны выпускаются с Ду8 по Ду100, материал корпуса: латунные, стальные и нержавеющие. Основные достоинство таких кранов: малый вес, малая строительная длина, невысокая стоимость. К недостаткам муфтовых шаровых кранов можно отнести узкую линейку диаметров и сложность при проведении обслуживания (кран забился окалиной и т.п.) и ремонтных работ.
Существует несколько разновидностей типа резьбы:
- кран шаровый вн-вн с внутренней резьбой с обоих сторон;
- кран шаровый нар-нар (так же называется кран шаровый цапковый) с наружной резьбой с обоих сторон;
- кран шаровый штуцерный - это разновидность крана с наружной резьбой, только на каждую резьбу накручены штуцера;
- кран шаровый вн-нар с внутренней резьбой с одной стороны и наружной резьбой с другой стороны;
- кран шаровый с «американкой» с внутренней резьбой с одной и накидной гайкой с другой стороны.


- это краны, который присоединяется непосредственно к обратным фланцам. Эти краны выпускаются с Ду15 по Ду800, материал корпуса: чугунные, стальные и нержавеющие. Основные достоинство таких кранов: удобство монтажа и обслуживания, применяемость для всей линейки давлений. К недостаткам фланцевых шаровых кранов можно отнести большие вес и габаритные размеры, а так же возможность ослабления со временем затяжки болтов и как следствие потеря герметичности.


- это краны с концами под приварку. Эти краны выпускаются с Ду10 по Ду800, материал корпуса: стальные и нержавеющие. Основные достоинство таких кранов: полная и надежная герметичность соединения, малый, в сравнении с фланцевыми, вес и строительная длина. К недостаткам сварных кранов можно отнести невозможность обслуживания, сложность демонтажа и замены.

5. Какие бывают шаровые краны по типу прохода?

Кран шаровый полнопроходный - это кран, у которого заявленный диаметр условного прохода Ду совпадает с величиной реального прохода в шаре. Например у полнопроходного крана Ду100 и диаметр и реальный проход в шаре равен 100мм.

Кран шаровый стандартнопроходный - это кран, у которого заявленный диаметр условного прохода всегда больше, чем реальное отверстие в шаре. Например у стандартнопроходного крана Ду100 диаметр условного прохода 100мм, а реальный проход в шаре 80мм. Основным достоинством стандартнопроходных кранов является их более низкая цена в сравнении полнопроходными.

Многие спросят - а почему появилась стандартнопроходная модель и пользуется такой популярностью? (более 90% всех шаровых кранов стандартнопроходные). Ответ довольно интересен. За счет конструкции крана, когда достигается малое гидравлическое сопротивление рабочей среды при проходе через шар пропускная способность стандарнопроходного крана иногда даже больше чем у вентилей и задвижек такого же диаметра, а так как краны шаровые получили широкое распространение с 2000 года, то они без каких-либо проблем заменяют аналогичную арматуру без потери давления и расхода среды.
ВНИМАНИЕ!!! Если Вы покупаете шаровый кран и в счете или накладной не указано, что он полнопроходной - имейте ввиду, что Вы покупаете стандарнопроходной кран.

6. Какие бывают шаровые краны по типу корпуса?

- это неразборный кран из углеродистой, легированной или нержавеющей стали, который за счет сварного корпуса имеет более низкую цену по сравнению с разборными кранами. Учитывая ресурс эксплуатации крана около 20 лет потребность в обязательном применении разборной конструкции возникает довольно редко.

Кран шаровый разборный - это кран, который можно разбирать и обслуживать. Единственный существенный нюанс - без специализированного оборудования качественно провести разборку и обслуживание без потери герметичности вряд ли получится.

7. Какие бывают шаровые краны по типу уплотнения?

Наш опыт показывает, что 99% всех шаровых кранов выпускаются с фторопластовым уплотнением, за исключением высокотемпературных исполнений, где используют уплотнение металл по металлу.

PTFE (фторопласт, тефлон) – температуростойкий полимер, который обеспечивает стабильную работу на горячей и холодной воде, технических маслах, углеводородных смесях (нефтепродукты, природный газ), паре (до 150С). Диапазон рабочей температуры от -10С..+150С, максимально допустимая температура -40С..+200С.

Металл по металлу - это уплотнение, в котором корпус и шар крана соприкасается друг с другом без мягких уплотнений. Основное достоинство металлических уплотнений устойчивость к высоким температурам. Основным недостатком можно считать сложность обеспечения класса герметичности А.

8. Какие бывают разновидности шаровых кранов?


- это двухходовые шаровые краны, которые предназначены для полного перекрытия потока среды. Это самые популярные и распространенные краны.

Это двухходовые шаровые краны у которых конструкция шара позволяет производить регулирование потока рабочей среды.


- это двухходовые шаровые краны с удлиненным штоком предназначенные для установки на подземных коммуникациях с возможностью открытия или закрытия крана через ковер, установленный на улице.

- это шаровые краны, предназначенные для смешения жидкости (Т-порт) или распределения потока (L-порт). Подобные краны широко применяются для установки манометров и датчиков давления, а так же в сложных технологических процессах.

- это двухходовые шаровые краны с возможностью подключения датчика температуры. Эти шаровые краны нашли широкое распространение при монтаже квартирных теплосчетчиков.

9. Какие бывают шаровые краны по типу управления?


- это самые распрстраненные шаровые краны с ручкой или «бабочкой».


- это краны с установленным на них механическим редуктором. Редуктор необходимо обязательно устанавливать на всех кранах диаметров свыше 300мм, а так же на кранах с меньшим диаметром, где необходимо обеспечить плавное открытие шарового крана.


- это краны с установленным на них электроприводами применяются для дистанционного управления технологическими процессами, а так же для аварийного закрытия трубопроводов.

Кран шаровый с пневмоприводом - это краны с установленным на них пневматическими приводами применяются для дистанционного управления технологическими процессами, а так же для аварийного закрытия трубопроводов во взрывоопасных зонах, в которых установка электропривода недопустима.

10. Какие параметры важны при выборе шарового крана?

Многие наши заказчики сталкиваются с необходимостью установить кран шаровый на объекте, но у них нет марки.В таком случае можно произвести подбор необходимого Вам крана.
Рассмотрим какие параметры важны при подборе обратного клапана.
- диаметр клапана, Ду - обычно он совпадает с диаметром трубопровода. Стандартный ряд диаметров в миллиметрах и дюймах: 6, 8, 10 (3/8 дюйма), 15 (½ дюйма), 20 (¾ дюйма), 25 (1 дюйм), 32 (1 ¼ дюйма), 40 (1 ½ дюйма), 50 (2”), 65 (2 ½ дюйма), 80 (3 дюйма), 100 (4 дюйма), 125, 150, 200, 250, 300, 350, 400, 450, 500, 600, 700, 800мм.
- условное давление клапана, Ру - Стандартный ряд давлений: 10, 16, 25, 40, 63, 100, 160 кгс/см2. При выборе условного давления стоит учитывать тот факт, что для стабильной и долгосрочной работы крана необходимо чтобы рабочее давление было в 2 раза меньше номинального. Например у Вас в трубе давление 12 кгс/см2. Необходима установка крана на 25кгс/см2. Если установить кран на 16 кгс/см2, то в течении нескольких месяцев кран может выйти из строя.
- материал корпуса - особенности материала корпуса различных кранов описана в настоящей статье в пункте 3.
- тип присоединения - особенности материала корпуса различных кранов описана в настоящей статье в пункте 4.
- конструкция клапан - особенности конструкций шаровых кранов описана в настоящей статье в пункте 8.
- уплотнение в затворе - особенности уплотнений различных кранов описана в настоящей статье в пункте 7.
- производитель оборудования - это весьма немаловажный параметр, т. к. на рынке сейчас очень много низкокачественных китайских кустарных кранов, которые вроде подходят по всем параметрам, но в процессе эксплуатации доставляют так много головной боли, что экономия выходит боком. Вторая крайность это многие европейские и американские бренды пытаются продавать свое оборудование в 3-5 раз дороже нормального по качеству товара. Как быть рядовому покупателю? В этом случае желательно получить консультацию людей, которым Вы доверяете - сантехники, монтажники, авторитетные продавцы.

11. Где купить кран шаровый?

После того, как Вы подобрали по параметрам шаровый кран осталось его просто купить. Выбор места, где будет произведена покупка за Вами, мы дадим лишь несколько рекомендаций, которые позволят избежать ошибок:
- шаровый кран должен быть новым и иметь всю необходимую документацию и гарантии. Под новым краном мы понимаем кран, который выпущен после 2012 года, которому максимум 5 лет. Многие продавцы неликвидов скажут - а что с ним случится - железяка как железяка. Тут есть две тонкости. Если в кране есть мягкие уплотнения, то за 5-7 лет простого лежания полимеры могут потерять часть свойств, что может негативно сказаться на эксплуатации. И второе, если крану более 5 лет вряд ли кто будет нести по нему гарантийные обязательства и с сопроводительной документацией будут проблемы.
- кран должен иметь запас по условному давлению - это очень важно для долгой и стабильной эксплуатации. Наш опыт показывает, что попытка выбора крана с сопоставимым рабочим и условным давлением заканчивается выходом из строя оборудования.
- кран необходимо покупать у надежного продавца - люди которые дорожат свое репутацией не будут продавать краны сомнительного качества.
- учитывайте рекомендации людей, которым Вы доверяете - это важно если нет определенности с моделью. В этом случае стоит проконсультироваться с опытными монтажниками, эксплуатационщиками или продавцами. На рынке много низкокачественной продукции, которую даже человеку с опытом довольно сложно отличить от нормальной и есть много брендовой продукции, которая делается в Китае и продается в 2-3 раза дороже рыночной цены с заверением, что это супер оборудование и лучше в мире не бывает.
А если Вы учли все тонкости - то выбор где купить обратный клапан только за Вами - самое важное не забывать о соотношении «цена-качество».

12. Что лучше поставить кран шаровый, затвор дисковый, вентиль запорный или задвижку?

Наш многолетний опыт работы с запорной арматурой говорит, что универсальной арматуры не бывает и для разных условий эксплуатации необходима установка различных ее видов. Рассмотрим случаи, в которых имеет смысл установки шаровых кранов:
- бытовые коммуникации воды и газа - здесь рекомендуем установку латунных шаровых кранов.
- промышленные газопроводы и нефтепроводы
- системы отопления и горячего водоснабжения - здесь рекомендуем установку стальных фланцевых и приварных кранов.
А теперь рассмотрим наиболее распространенные ошибки при выборе шаровых кранов:
- нельзя устанавливать стальные краны в системы холодного водоснабжения ,так как в воде много кислорода и кран буквально за 3-6 месяцев эксплуатации обрастает ржавчиной и выходит из строя. Для долгосрочной работы рекомендуем устанавливать задвижки с обрезиненным клином.
- нельзя устанавливать стальные краны с фторопластовым уплотнением на паропроводы с постоянной температурой пара выше 150С ,так как буквально за 1-2 месяца эксплуатации уплотнение начинает выходить из строя и кран теряет герметичность. Для стабильной эксплуатации паропроводов рекомендуем устанавливать вентиля с уплотнением «металл по металлу», которые без проблем стоят на высоких температурах.

Уважаемые читатели!

Если у Вас появились дельные замечания по данной статье - просим написать на с указанием темы данной статьи.
Если Вам понравилась данная статья, просим подписаться на наш канал.

Водопроводные краны той или иной конструкции имеются сегодня практически в любом доме. Наибольшее распространение получили шаровые изделия, изобретенные более 100 лет назад. Они долговечны, практичны, удобны в эксплуатации, легко устанавливаются и ремонтируются.

Конструкция шарового крана чрезвычайно проста и в то же время эффективна. Внутрь металлического или пластикового корпуса (седла) помещается затвор, выполненный в виде шара со сквозным отверстием. Размер отверстия соответствует габаритам входа и выхода устройства.

Шаровый элемент жестко соединяется с рукояткой, и поворачивается вслед за ее вращением. Если шар располагается в открытом состоянии (ось отверстия проходит параллельно оси корпуса), поток жидкости или газа проходит через устройство беспрепятственно, не испытывая гидравлического сопротивления. При повороте на 90°, шар разворачивается глухой стенкой по направлению к потоку рабочей среды, при этом подача носителя полностью прекращается. Поворот на меньший угол дает возможность регулировать интенсивность прохода рабочей среды.

Обратите внимание! Строго говоря, термин «шаровый» является скорее жаргонным, хотя и употребляется гораздо чаще. Верное наименование – «шаровой кран».

Специалисты отмечают следующие достоинства таких устройств:

  • Сравнительно небольшие габариты.
  • Малый вес.
  • Возможность работы при любой ориентации в пространстве.
  • Отличные показатели герметичности.
  • Выгодное соотношение цены и качества.

Существуют и некоторые недостатки:

  • Для поворота крана на 90° требуется высокий крутящий момент.
  • При быстром открывании крана в некоторых моделях присутствует вероятность возникновения гидроудара.
  • Чтобы шаровый элемент не «залип» и не утратил герметичность, кран желательно открывать и закрывать хотя бы раз в неделю.

Виды шаровых кранов и их применение

Шаровые запорные элементы используются повсеместно, поэтому их классификация достаточно обширна. Вообще, современная промышленность выпускает более 4 000 всевозможных модификаций такой запорной арматуры. Изделия разделяют по нескольким категориям.

По материалу изготовления корпуса:

  • . Оптимальный вариант для сетей газо- и водоснабжения с хорошим соотношением цены и качества. Не предназначены для высоких температур носителя.
  • Стальные. Самые доступные по цене. Имеют большой ассортимент типоразмеров. Плохо работают в сетях холодного водоснабжения. Подвержены коррозии.
  • . Более дорогие и эффективные, по сравнению со стальными устройствами.
  • Чугунные. Раньше считались едва ли не единственно доступным вариантом, сегодня почти полностью вытеснены с рынка. Уступают современным моделям по всем показателям.
  • . Монтируются в пластиковые трубопроводные системы. По прочности и долговечности почти не уступают латунным. Характеризуются сравнительно малым весом и стоимостью, не подвержены коррозии.

Шаровой кран для водопроводной системы является надежным отсекателем ее отдельных сегментов от подающей магистрали. Закрытый кран позволяет выполнять ремонтные работы, реконструкцию отдельного участка системы, сохраняя основное водоснабжение. Поскольку частичное перекрытие подачи воды на водопроводе обычно не применяется, то шаровой кран здесь более практичен, чем резьбовой. Для эффективной и долгосрочной работы запорной шаровой арматуры важно правильно ее выбрать и установить.

Определение «шаровой кран» одинаково применимо к водоразборному крану и к вентилю. Эти два типа кранов различают по локации и назначению. Водоразборный является конечной точкой водопровода, вентиль устанавливают между элементами водопровода.

Шаровые краны для водопровода предназначены для полного перекрывания магистрали или для регулирования потока. В запорной арматуре конструкция предусматривает два рабочих положения «закрыто» и открыто», исключая промежуточные. Для уменьшения подачи воды, перенаправления потока или смешения двух потоков используют шаровые краны иной конструкции, которые специально предназначены для этих целей.

Обратите внимание! Эксплуатация запорного шарового крана в полузакрытом положении приводит к его скорой поломке.

Шаровой запорный кран на водопроводные трубы ставят:

  • на каждую ветвь разводки к бытовым приборам (водонагреватель, стиральная, посудомоечная машина);
  • на каждую линию водопровода, ведущую к раковине, ванной, душевой кабине;
  • на индивидуальный отвод от основной магистрали водопровода (на ввод водопровода в квартиру или дом).

Схема монтажа внутридомового водопровода с установкой запорного устройства на каждый участок разводки несколько удорожает и усложняет монтаж коммуникаций, но в долгосрочной перспективе более выгодна. В случае прорыва трубы, выхода из строя какого-либо бытового прибора шаровой кран позволяет быстро перекрыть подачу воды на проблемный участок. При этом у жильцов остается возможность пользоваться водопроводом.

Водоразборный шаровой кран устанавливают на холодную или горячую воду отдельно, а также это распространенный вариант смесителя. Шаровой смеситель — это кран, который открывают и закрывают не вращением барашка, а рычагом, поворачивая его влево-вправо для регулировки температуры и вверх-вниз для управления силой потока.

Обратите внимание! Регулирующий шаровой вентиль для водопровода можно поставить для экономии расхода воды на отвод, например, на кухонную раковину. Здесь он будет совмещать все функции: уменьшение потока, полное перекрытие, свободный поток.

Находят применение шаровые краны в классических индивидуальных отопительных системах, при устройстве теплого пола. Запорная арматура позволяет отсекать от основной системы отдельные радиаторы, регулируя таким образом температуру в помещении. В случае поломки радиатора это позволяет не останавливать работу отопления для ремонта.