Кто построил гум. Здание гума

Адрес: Москва, Красная площадь
Открытие: 2 декабря 1893 года
Координаты: 55°45"16.8"N 37°37"17.1"E

Государственный универсальный магазин давно стал одним из символов Москвы , и он привлекает не только любители шоппинга, но и ценители московской старины. В наши дни ГУМ представляет огромный торговый квартал, где помимо магазинов есть кафе и рестораны, банковские отделения и кинозалы. Он находится в здании, выходящем фасадом к Кремлю, и имеет статус памятника архитектуры.

Вид ГУМа с Красной площади

История ГУМа

После раскопок, всего за 4 года в сердце города появился современный торговый комплекс, построенный по проекту архитектора Александра Померанцева и инженера Владимира Шухова. Новые ряды имели стеклянные потолки, собственную электростанцию и артезианскую скважину. В двухъярусном подвале была организована оптовая торговля, а на этажах, кроме лавок и салонов, работали отделения телеграфа и банка, ателье, рестораны и парикмахерские.

Вход в ГУМ с Красной площади

Верхние торговые ряды демонстрировали достижения русского капитализма. Здесь торговали шелковыми и парчовыми тканями братья Сапожниковы, работала кондитерская Абрикосовых, продавались самые современные часы от Михаила Калашникова и модная парфюмерия Брокар. В отличие от других магазинов, в Верхних рядах на товарах висели ценники, а модные платья рекламировали на искусственных куклах - манекенах.

С приходом советской власти магазин закрыли, все товары из него реквизировали, а здание отдали Наркомпроду. Внутри стали хранить реквизированное продотрядами и держать столовую для государственных служащих.

Потом наступила пора «новой экономической политики», и в здании бывших торговых рядов открыли Государственный универсальный магазин, ставший одним из главных символов НЭПа. Плакаты с рекламой ГУМа были расклеены по всему городу. Примечательно, что многие названия того периода, такие как Рабкрин, Накомпрос и Потребкооперация, давно вышли из употребления, а аббревиатура «ГУМ» прижилась и воспринимается нами совершенно естественно.

В 1930 году здание торгового центра опять закрыли для покупателей, а освободившиеся помещения передали разным министерствам, ведомствам, типографии и фабрике-кухне. Несколько раз ГУМ хотели снести, однако, этого не произошло. Продажу товаров в нем возобновили только в декабре 1953 года, в самом начале хрущевской оттепели.

ГУМ в ночной иллюминации

Архитектурные особенности здания

ГУМ построен в виде пассажа и состоит из 16 корпусов. Через все здание проложены широкие проходы-галереи, а по бокам от них стоят ряды магазинов. Такой стиль торговых построек был чрезвычайно популярен в Европе во второй половине XIX века, и вполне естественно, что его использовали проектировавшие ГУМ архитекторы.

Три прохода или «линии» идут вдоль здания, и еще три - поперек него. Кроме них, в ГУМе есть три просторных площади. Арочные перекрытия выполнены из стальных ферм. Они завершаются стеклянными потолками или «световыми фонарями», и за счет этого в здании всегда много света.

Фасады ГУМа оформлены в псевдорусском стиле из песчаника, тарусского мрамора и финского гранита. Они декорированы в лучших традициях архитектурных памятников русского «узорочья» и прекрасно сочетаются со стенами и башнями Московского кремля и массивным зданием Государственного исторического музея. Сегодня фасады ГУМа имеют оригинальную иллюминацию, которая подчеркивает выразительный силуэт постройки.

Вторая линия

Магазины

ГУМ известен далеко за пределами Москвы, особенно у людей старшего поколения, которые помнят, что здесь продавали то, чего невозможно было достать на просторах СССР. Мороженое, виниловые пластинки и мода из ГУМа долгие годы считались символами Советского государства.

Сегодня в трехэтажном здании размещаются тысячи магазинов и салонов, и многие из них стилизованы в традициях советской эпохи. Покупателей принимает знаменитый Гастроном № 1, созданный Анастасом Микояном вслед за изданием культовой «Книги о вкусной и здоровой пище».

Об СССР 1950-1960-х годов напоминает кафе «Фестивальное», получившее такое название после Международного фестиваля молодежи и студентов, который Москва принимала в 1957 году. В таких же традициях оформлена и столовая № 57, где в холодильных шкафах стоят «Витаминный салат», селедка под шубой и сметана в граненых стаканах.

В наши дни большая часть торговых площадей отдана под современные магазины, торгующие самыми популярными в мире брендами товаров. В ГУМе можно купить элитную парфюмерию и косметику, дорогие марки часов, меха, товары для дома и самые модные марки одежды и обуви для женщин, мужчин и детей.

Фонтан в ГУМе

Так как ГУМ находится в центре столичных туристических маршрутов, в нем открыто несколько магазинов сувениров и подарков. Здесь продают расписные подносы, изготавливаемые мастерами подмосковной деревни Жостово, живописные лаковые миниатюры из Федоскино, изящную гжельскую керамику, матрешки, самовары, хотьковскую резьбу по кости и украшения из янтаря.

Показ мод, кинозал и каток

Демонстрационный зал в ГУМе был открыт в начале 1960-х годов, и в торговый центр потянулись толпы желающих увидеть новые модели. При Демонстрационном зале работало собственное ателье, и существовала школа манекенщиц. Посмотреть на модные платья и костюмы могли все желающие, потому что билеты на показы стоили недорого. В наши дни этот зал используется не только для демонстрации мод, но и для проведения концертов, выставок, банкетов, корпоративных мероприятий и семинаров.

В ГУМе существует камерный кинотеатр из трех залов, в которых можно посмотреть кинофильмы и мультфильмы для детей и взрослых. Любопытно, что в стилизованных под старину интерьерах используется самая современная видео- и аудиоаппаратура.

Первая линия

Каждую зиму перед зданием ГУМа, на Красной площади заливают большой каток. Он открыт для всех желающих с 10.00 до 23.30. Билеты для взрослых стоят 500-600 рублей, а для детей - 300 рублей.

  • Легкая на вид стеклянная крыша торгового центра имеет металлический каркас, весящий 800 тонн.
  • К началу XXI века сохранилось всего 30 оригинальных стальных арок, построенных под руководством талантливого инженера Владимира Григорьевича Шухова. Остальные перекрытия были заменены на более современные во время реконструкций здания ГУМа.
  • В 1930-е годы на первой линии ГУМа находился рабочий кабинет Лаврентия Берии, и был открыт комиссионный магазин, где продавали имущество, реквизированное у врагов народа.
  • В советские годы в ГУМе работала легендарная секция № 200, где могли отовариться только избранные. Простые москвичи и гости столицы и не догадывались, где она находится. Только отдельные счастливчики попадали в заветный магазин через вход, расположенный рядом с Гастрономом № 1.
  • Культовым местом встреч считается фонтан торгового центра. Он был построен еще в 1906 году, но восьмиугольное основание получил спустя полвека.

Не так давно, 2 (14) декабря 1893 года, состоялось торжественное открытие нового здания Верхних торговых рядов (арх. А. Н. Померанцев, инженеры В. Г. Шухов и А. Ф. Лолейт) в присутствии генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича Романова и великой княгини Елизаветы Фёдоровны.


Кадр из д.ф «Москва в цвете». 1954 г. В Гастрономе ГУМа.
Надпись на ценнике: "Белуга свежемороженая, средняя, 1 кг - 25р.10к."




Ф. Гильфердинг. Красная площадь в Москве. 1787 г.
Справа на гравюре видны древние торговые ряды на Красной площади.


Гравюра Д. С. Лафона по оригиналу Ж. Делабарта. 1795 г.
Верхние торговые ряды после перестройки по проекту Дж. Кваренги.


Фото 1880-х гг. из альбомов Н. А. Найдёнова.
Старые Верхние торговые ряды (арх. О. Бове, 1815 г.)
Торговые ряды, которые видны на гравюре Гильфердинга и Лафона сгорели в огне пожара 1812 г. и через три года по проекту О. Бове на Красной площади было построено здание новых Верхних торговых рядов.
«Помещаемые здесь виды московских городских рядов, в настоящее время отчасти уже сломанных, сняты с некоторыми внутренностями их ещё до воспоследования в 1886 году распоряжения об их закрытии. В снимках этих ряды представляются в том виде, каком они находились в течение весьма долгого времени.
Н. Н-в. [Н.А.Найденов]. Август 1890 г.»


Фото 1880-х гг. из альбомов Н. А. Найдёнова. Внутренний вид: Средний Поперечный проход (от памятника Минину и Пожарскому).


Ф.Бенуа. Памятник Минину и Пожарскому.
На заднем плане здание Верхних торговых рядов О. Бове.

К концу 19 века здание торговых рядов пришло в ветхое состояние, на головы покупателям и продавцам порой падали фрагменты штукатурки. И было принято решение построить новые ряды.


Фото 1889 г. Снос Верхних торговых рядов. Видны подвалы конца 16 века.


Фото 1889 г. Е.Симонова из архива Музея Москвы.
"При сносе торговых рядов были обнаружены двух ярусные палаты времени Михаила Феодоровича [точнее 1595 г. - d1]. В тайнике обнаружены монеты 1600-х годов, шлем, рапира" Из журнала МАО, от 1889 года.


Фото 1891 г. Строительство новых Верхних торговых рядов.
Летом 1889 года началась подготовка к строительству рядов. 21 мая 1890 года состоялась закладка здания. На официальной церемонии присутствовали представители высшей московской администрации и городского самоуправления. В 1890 -1891 годах были возведены фундамент и стены Верхних торговых рядов, а в 1893 году завершены его облицовка и внутренняя отделка, Огромные Верхние торговые ряды с их двумя зданиями и целой подземной улицей под домом, с центральным отоплением и собственной электростанцией построили за два с половиной года.


Фото 1893 г. Фрагмент интерьеров.


Фото 1898 г. Подвалы Верхних торговых рядов.


Фото 1899 г. из архива Музея Меценатов. Фрагмент интерьеров. Меховой магазин П. Сорокоумовского.

В период 1918 - 1921 гг. в здание торговых рядов въехали различные советские конторы, а с началом НЭПа сюда снова вернулась торговля и появился ГУМ - Государственный универсальный магазин.


Фото 1931 г. Branson DeCou.

К середине 1930-х торговля была снова вытеснена из здания различными учреждениями.
В 1953 г., вскоре после смерти И. В. Сталина, было принято решение ГУМ возродить.



Фото 1953 г. Реконструкция ГУМа.
Фонтан в центре ГУМа - историческое сооружение, заложенное ещё в 1906 году.
Основание фонтана - уникальная конструкция, выстроенная по сложной расчётной схеме - по тому же принципу, по которому при возведении церквей рассчитывались купола. Первоначально чаша фонтана была круглой. Но в 1953 году, во время реконструкции здания ГУМа, её форму изменили, выложив новое восьмиугольное основание из красного кварцита.
Верхняя композиция - ажурная конструкция, которая стала своеобразным символом ГУМа - была выполнена методом чеканки из медных листов. Это позволяло облегчить общий вес фонтана, установленного на… куполе. Чаша фонтана держится на системе металлических шпангоутов, размещённых в подвале здания. Опора была сконструирована и изготовлена в начале 20 века специально для Верхних Торговых рядов и сохранилась до наших дней.


Фото 1953 г. Монтаж вывески.



Фото 1953 г. ГУМ перед открытием.


Фото 1953 г. ГУМ перед открытием.


Фото 1950-х гг. Э. Евзирихина.


Фото 1954 г. В Гастрономе ГУМа.


Фото нач. 1960-х гг.
Долгие годы - любимое место "гостей столицы"...

РЯДЫ,ИЗ РЯДА ВОН ВЫХОДЯЩИЕ

Центральная часть Верхних рядов

В будущем году исполнится сто лет зданию знаменитого московского , бывших Верхних торговых рядов. Верхними ониназывалисьпотому, что вниз по крутому спуску от Красной площади к Москве-реке стояли Средние и Нижние торговые ряды. Но с постройкой нового здания название приобрело и другой, несколько неожиданный смысл. Верхние ряды стали вершиной в развитии этого типа торговых помещений, самыми большими и совершенными в длинном ряду российскихторговых рядов. В преддверии знаменательного юбилея "Былое" публикует статью, посвященную истории Верхних торговых рядов в Москве, их творцам, перипетиям строительства и эксплуатации.

ЧАСТЬ 1.НЕУРЯДИЦЫ ЗАНАРЯДНЫМФАСАДОМ

Место, накоторомстоит хорошо известный всем москвичам Государственный универсальный магазин, издавна служило для торговых целей.Уже в XV веке сюда из Кремля были выселены многочисленные лавочки, и с тех пор торговля здесь никогда не прекращалась. Хотя, возможно, были на этом месте постройки и совсем другого назначения. При сооружении существующего ныне здания на восьмиметровой глубине обнаружились древние двухъярусные белокаменные подвалы, похожие скорее не на склады товаров, а на подземные тюрьмы. В XIX веке Верхние торговые ряды представляли собой настоящую диковину, подобную которой можно было встретить только вМоскве.

Нашидалекие предки очень не любили ломать однажды возведенные капитальные здания. Вот и первые каменные ряды, построенные еще в XVI веке, многократно горевшие иразрушавшиеся, такжемногократно восстанавливались,надстраивались и перестраивались. Врезультате всех этих работ к началу XIX века сложился причудливый конгломерат сооружений,в плане и объемах которого трудно было найти какую-нибудь логику. В 1812 году эта постройка сильно пострадала, но ее вновь восстановил знаменитый архитектор О.И. Бове.

Вид на старые Верхние торговые ряды. 1880-е годы

Он же спроектировал новый, классический фасад рядов, словно нарядной ширмой закрывший старые лавки со стороны Красной площади. Центральную часть здания акцентировал мощный восьмиколонный портик,вместе с куполом сената за Кремлевской стеной определявшийпоперечную ось площади. На фоне портика хорошо смотрелся установленный вскоре памятник Минину и Пожарскому.

Верхние торговые ряды. Фасад. Арх. О. Бове

Но внутренность рядов совсем не соответствовала их торжественному внешнему виду. За нарядным фасадом скрывались более или менее узкие линии и переходы, вдоль которых располагались сотни лавок илавочек. В докладах городской управы красноречиво описывалось состояниеинтерьеров рядов – накренившиеся стены, удерживаемые только распорками, лежавшие прямо в глине выщербленные кирпичи мощения, проложенные посередине проходов водосточные канавы, крутые подъемы и спуски, для преодоления которыx нужно было цеплятьсяза развешенные по стенам веревки.

Очень жаль,чтосегодня нельзя побродить по этому странному и запутанному лабиринту, в котором на каждом шагу подстерегалакакая-нибудь неожиданность.Сохранись каким-то чудом старые торговые ряды с фасадом Бове до наших дней, они заняли бы место среди наиболее выдающихся архитектурных памятников города.

Интерьер старых Верхних рядов

Но чуда не произошло – несмотря на все ремонты и поновления , древнеелоскутноесооружение ветшало и разваливалось прямо на глазах. Уже в середине века стало ясно, чтоочередной поправкой обойтись не удастся.

ЧАСТЬ 2. ЛИХА БЕДА НАЧАЛО

Еще в в 1869 году московский генерал-губернатор, пораженный убожеством Верхних торговых рядов, предписал московскому голове незамедлительно озаботиться их перестройкой. Поэтому очень кстати пришлось предложение известных предпринимателей А.А. Пороховщикова и Н.А. Азанчевского. Незадолго до этого они соорудили на Ильинке Теплые ряды, называвшиеся так потому, что все магазины и лавки в нихотапливались, что было новостью для Москвы, привыкшей к вечному холоду и сырости, царившим вовсех прочих торговых рядах. Сначала спрос на непривычно комфортабельные и дорогие помещения был невелик, но скоро новинку оценили, и через три года из трехсот магазинов Теплых рядов не осталось несданным ни одного. На волнеуспеха Пороховщиков и Азанчевский решили взять в свои руки и перестройку Верхних торговых рядов, скупив предварительно все мелкие лавочки у их владельцев.

Но лавочники почуяли угрозу. Они заламывали за свои тесные и ветхиеклетушки несусветные цены, а многие вообще не хотели и слышать о продаже. Вот тогда-то предприниматели и обратились в городскую думу со своим проектом перестройки рядов и просьбой – провести принудительное отчуждение всех помещений рядов.

Такой поворот дела не на шутку напугал лавковладельцев, и они срочно выступили с контрпредложением. Верхнерядские торговцы брались перестроить ряды на свои средства. Право было на ихстороне, и городской думе поневоле пришлось отклонить проект Пороховщикова – Азанчевского . Но лавочники только этогои ждали – вопрос о перестройке рядов незаметно исчез с повестки дня.

Когда же спустя семь лет снова зашла речь о Верхних рядах, торговцы снова сделали вид, что готовы взяться за это дело, но взамен потребовали прирезки семисот квадратных саженей (трех тысяч квадратных метров) от Красной площади.Городская дума, понятно, не согласилась, и дело опять заглохло.

Очередная кампания прошла в 1880 году, не дав, впрочем, никаких сдвигов. Городская дума постановила создать акционерное общество для перестройки рядов, а торговцы это постановление попросту проигнорировали.

Москва многим обязана городскому голове Н.А. Алексееву. Неоценимы его заслуги и в деле возведения Верхних рядов. В 1886 году с помощью энергичных мер ему удалось созвать общее собрание лавочников, на котором постановили в шестимесячный срок подготовитьпроект устава акционерногообщества.Естественно, срок выдержан не был,и дело грозило вновь надолго затянуться. Этому помешала городская управа во главе с неутомимым Алексеевым. Своей властью она закрыла Верхние торговые ряды, поставив торговцев перед свершившимся фактом. Им предстояло торговать во временных рядах, наскоро сооруженных на Красной площади, вплоть доокончания постройки нового здания. Хочешь не хочешь, а нужно было решаться.

ЧАСТЬ 3. УБЕЖДЕНИЕМ И ОТЧУЖДЕНИЕМ

10 мая 1888 года устав нового акционерного общества Верхних торговых рядов в Москве получил высочайшее утверждение. В основу этого документа легли следующие основные принципы:

Акционерами могли являться только владельцы лавок, и только в размере стоимости их владений;

Участие постороннего капитала не допускалось;

Весь земельный участок должен был стать собственностью общества, а не отдельных владельцев;

Стоимостьвладений должна была определяться их доходностью по оценкам городских властей.

Эти, казалось бы, простые и естественные положения были выработаны в результате долгих усилий и позволяли решить сложную, почти неразрешимую задачу. Ведь новое здание предстояло соорудить на участке, принадлежавшем чуть ли не тысяче собственников. Все клетушки,все закутки (всего их было около семисот) в старых рядах имели своих x озяев . При этом часть лавчонок в результате многократной передачи по наследству формально принадлежала нескольким лицам. Каждый из лавковладельцев считалсебя полным господином своего пусть убогого и тесного (иногда в несколько квадратных метров) помещенияи боялся утратитьсвои права в результате коренной реконструкции. Многим, особенно самым мелким торговцам, вовсе не хотелось пускаться в рискованные предприятия с перестройкой. Пугало их и то, что нашлось изрядное количество сторонних предпринимателей, желавших вложить средства в явно выгодное дело. Вторжениекрупного капитала грозило вообщелишить мелких торговцев их насиженного места.

Именно этими соображениями были обусловлены основные положения устава, одобренные большинством лавковладельцев . Но нашлось немало тех,кто наотрез отказался передавать свои владения обществу. Их упорствопришлось ломать с помощью городских властей. Было принято решение о принудительном отчуждении во владение города лавок сопротивлявшихся, а дальше уже городское правление передало свою добычу во владение общества, получив взамен все права акционера.

Но даже и с теми, которые добровольно отдавали свои лавки, возникали затруднения. Многие лавочники имели неполный комплект документов на владение, либо вовсе не имели никаких. Свои права они обосновывали ссылками на давность лет или на своих предков. Законное урегулирование таких проблем предусматривало долгие разбирательства.

Чтобы вывести дело изтупика,пришлось отойтиотбуквы закона. МинистрфинансовИ.А. Вышнеградский разрешилпроизводить передачу лавок без купчих крепостей, лишь по одним общим планам и описям, которые, к счастью, сохранились. Благодаря этой прерогативе, а также энергичным действиям исовета общества большинство юридически и финансовыx проблем удалось разрешить в течение 1888 года.

ЧАСТЬ 4. НЕУДАЧНАЯ РЕПЕТИЦИЯ

Председателем правленияакционерногообщества Верхних торговых рядов и главой всего грандиозного предприятия стал московский купец и промышленник А.Г. Кольчугин. Хотя возведение рядов являлось для него чуть ли не второй профессией ( вскореон принял заведование постройкой и соседних Средних рядов), к рядовым личностям Александра Григорьевича никак не отнесешь, уже хотя бы потому, что его фамилия увековеченав названии города – редкость для России, где города наименовывались, в основном, в честь императоров и князей,в крайнем случае – их детей, а отнюдь не купцов. Кольчугин был основателем товарищества медно-латунных заводов, одно из предприятийкоторого открылось в западной части Владимирской губернии. Постепенно вокруг него сложилсяпоселок, уже всоветское время превратившийсяв красивый и уютный город Кольчугино.

Назначение человека, внесшего свою лепту в одну недоброкачественную постройку, главой возведения нового, гораздо более сложного объекта, вряд ли выглядело логичным. Это сразу же было замечено. ОбиженныйА.А. Пороховщиков (один из авторов непринятого проекта перестройки рядов 1869 года) в своем письме, опубликованном в"Московских ведомостях", не без ехидства упомянул о "строительных способностях" более удачливого конкурента, наглядным подтверждением которых послужил обвал на Кузнецком мосту. Но богатство, влияние, энергия Кольчугина пересилили. К тому же процесс об обвале закончился для него вполне благополучно – Александр Григорьевич был приговорен всего-навсего к выговору в присутствии суда.

Кольчугин был не единственным героем процесса об обвале, вошедшим в состав правления общества Верхних торговыхрядов. Его товарищем избрали еще одного подсудимого – купца П.В. Щапова, а непосредственный надзор за работами на строительной площадке осуществлял инженер М.А. Попов, в свое время навязанный в качестве помощника архитектору А.С. Каминскому. Кстати, суд признал Попова главнымвиновником катастрофы.

Фактически круководствупостройкой Верхних рядов пришла целая команда Кольчугина,сложившаяся еще на сооружении домаКупеческого общества. Вдобавок по иронии судьбы тот злополучный дом общей схемой планировки был очень похож на вновь закладываемые торговые ряды. Те же три этажа, те же три пассажа, насквозь прорезающих массив обоих зданий.

Тем самымстроительстводома Купеческого общества на Кузнецком мосту стало как бы генеральной репетицией грандиозного строительства на Красной площади. Репетиция закончилась провалом, вернее, обвалом, но главных действующих лиц это не смутило. Они переформировали свою команду, очистив ее от случайных людей (например, архитектора Каминского, имевшего прочные связи с конкурентом – А.А. Пороховщиковым ), и сразу же, без перерыва, приступили к основному делу.

ЧАСТЬ 5. "МОСКОВСКОМУ КУПЕЧЕСТВУ"

Проект новогозданиявыбирался порезультатамспециального конкурса, объявленного 15 ноября 1888 года. На разработку проектов конкурсантам отводилось всего три месяца – последним сроком представленияматериалов акционерное общество назначило 15 февраля следующего, 1889года.Зато победителямназначались поистине царские премии:1-я – 6 тысяч,вторая – 3 тысячи и 3-я – 2 тысячи рублей.

В составжюри делегировали своих лучших представителей самые авторитетные государственные учреждения и общественные организации, имевшиеотношение к архитектуре и строительству.Членами жюри стали: от Московской управы – Н.А. Алексеев, от Московского губернского правления – губернский инженер А.А. Мейнгард, от Техническо-строительного комитета МВД – академик архитектуры И.С. Китнер, от Академии художеств – член совета Академии А.О. Томишко ,отМосковского архитектурного общества – его председатель Н.В. Никитин, от Петербургского общества архитекторов – академик В.А. Шретер и от Московского художественногообщества– один из старейших московских архитекторов А.(Алексей) П. Попов.

Участники конкурса должны были работать в рамках единой программы, своего рода технического задания, определявшего требования акционеров к проекту. Выработка этой программыоказалась весьма сложной задачей. С одной стороны, нужно было четко сформулировать требования к функциональности и экономичности здания, рентабельности и удобствам его эксплуатации. С другой стороны, в силу своего положения на Красной площади в окружении признанныхшедевров русского зодчества новое здание должно было отвечать самым высоким требованиям в архитектурно-художественном плане и по своему идейному содержанию.

Оптимально совместить обе группы требований не удалось. В программе конкурса явный приоритет получили требования первой группы: они былиболеемногочисленны, болеечеткоопределены. Требования к идейно-художественной стороне проекта свелись к нескольким расплывчатым пожеланиям, чтобы новое здание стало "памятником, достойным своего исторического местоположения."

Всего на конкурс поступило 23 проекта из Москвы, Пятибрюха , Одессы, Берлина и других городов. Согласно правилам, проекты представлялись под девизами, а именаих авторов содержались в запечатанных конвертах. Жюри имело право вскрыть только конверты с девизами премированных проектов. Поэтому вряд лимыкогда-нибудь узнаем имена всех зодчих, представивших свои работынаэтот престижнейший конкурс. Зато широко известны имена призеров: первую премию завоевал петербургский академик архитектуры А.Н. Померанцев, вторым стал будущий академик Р.И. Клейн, третьим – популярный московский австриец А.Е. Вебер. На результатах сказался явный уклон конкурсной программы в сторону удовлетворения потребностям торговли, экономии и удобств эксплуатации. Лучшими были признаны наиболее утилитарные проекты. Характерен девиз проекта-победителя – "Московскому купечеству".

Верхние торговые ряды. Конкурсный проект А.Е. Вебера

Верхние торговые ряды. Конкурсный проект Р.И. Клейна

Мнение общественности о конкурсных проектах, в томчислеи премированных, отражено в газетах того времени: "Большинство проектов поражает отсутствием художественного творчества. Они бесцветны". Репортер "Московских ведомостей" высказался, пожалуй, слишком резко.Вполне достаточно было быотметить, что почти все проекты выглядели на одно лицо и различались лишь по тщательном рассмотрении. Не каждый старый москвич, много раз видавший фасад и в натуре, и на фотографиях, сможет с первого раза выделить работу Померанцева среди двух десятков аналогичных фасадов.

Верхние торговые ряды. Конкурсный проект под девизом "По старой памяти"

Положение о конкурсе не обязывало акционеров принимать к исполнению проект, получивший первую премию; они были вправе выбирать из всех трех призеров, могли приобрести и другие приглянувшиеся им проекты, а затем поручить кому-либо из зодчих разработать на их основе оптимальный вариант здания. Поэтому правление общества сделало попытку добиться лучших результатов: призерам, а также нескольким участникам завершившегося конкурса (московским арxитекторам Б.В. Фрейденбергу , П.П. Зыкову, В.П. Загорскому, М.Н. и Д.Н. Чичаговым) поручили доработать иx проекты.

Кмаю 1889 года зодчие завершили работу, но никакиx существенныx изменений в решение жюри это не внесло. Выяснять и далее, был ли избранный проект А.Н. Померанцева на деле лучшим, а тем более пытатьсяв нем еще что-то улучшить было попросту некогда. Работы на строительной площадке уже разворачивались.

ЧАСТЬ 6. ЛОМАТЬ – НЕ СТРОИТЬ?

Акционеры спешили: не очень-то удобно было торговать во временных железных бараках. Поэтому еще до объявлениярезультатов конкурса началсяснос старых рядов.

В товремя историография русского зодчества все еще пребывала в зачаточном состоянии, особого интереса к остаткам утилитарных, хотя и древних построек никто не проявлял, а архитектуру русского классицизма по традиции, шедшей еще со времен Гоголя, продолжали считать скучной, казарменной (насколько странно это звучит сегодня!). Ценности сооружений начала XIX века еще не осознавали и в пылу строительной горячки сносили и перестраивали их десятками. Не стали исключением и Верхние торговые ряды. Никаких препятствий к их сносу не усматривалось, протестов против"покушения на Красную площадь" не было слышно. Никто даже не вспомнил об авторстве Бове –он еще не считался, как сейчас, одним из лучших московских зодчих.

Одним словом, обстановкабылавполне деловая, обошлось без ненужных эмоций. Одно из самых больших и интересных зданий, украшавших наш город, исчезло бесследно.Даже оставшиеся от сноса строительные материалы продали, выручив за нихвесьма приличную сумму – 250 тысяч рублей.

Говорят, ломать – не строить.Но снос огромныx старыx рядов и расчистка площадкиоказались делом не многим более простым, чем сооружение новыx . Разборка старых построек в южной половине участка началасьв сентябре 1888 года, а на другой половине строения были сломаны лишь летом следующего года. Гораздобыстрее шли работы нулевого цикла:траншеи вырыли через несколько месяцев,к осени.Тогда же, осенью, заложили фундамент. Но официальная, торжественнаязакладка состоялась лишь 21 мая 1890 года (все даты по старому стилю). Таким образом, от начала сноса до закладки прошло более полутора лет.

Верхние торговые ряды. Строительство

Зато возведение стеншлоисключительно быстрыми темпами– бывали дни, когда укладывалось до 200 тысяч кирпичей.Нельзя при этом забывать, что кладка в те времена велась только в теплое время – примерно 6 месяцев в год,поэтому окончена она была к 1892 году. Но уже за несколько месяцев до этого открыласьчасть магазинов в наиболее готовой,южной части здания.

Много усилий былозатраченона отделку, монтажперекрытий пассажей и технического оборудования. Но и здесь четкая организация работ помогла выдержатьвесьмасжатыесроки.Освящениеи официальноеоткрытиеВерхних торговых рядов состоялось 2 декабря 1893 года.

ЧАСТЬ 7. СКАНДАЛ

Казалось бы, уроки неудачной репетиции не пропали даром. Здание Верхних рядов было построено на совесть. Современники единодушно отмечали прочность конструкций здания, высокое качество строительных материалов, тщательность исполнения работ. И все-таки без скандала, омрачившего впечатление от четкой организации дела изадержавшего работы, не обошлось.

Начался он совершенно неожиданно. Еще в 1888 году городская дума постановила, что фасад Верхних торговых рядов должен отстоять от памятника Минину и Пожарскому (он наx одился тогда в центре Краснойплощади) не ближе 10 саженей (около 22 метров). С той поры была проведена разбивка участка,возведены фундаменты и часть стен.Как вдруг в сентябре 1891 года городской землемер донес, что центральная часть фасада новостройки отстоит от пьедестала памятника на 10,8 саженей, а от окружавшей его решетки – всего на 9,6 саженей.

Почему решили измерять расстояние от решетки – неясно, но сообщение землемера вызвало быструю и бурную реакцию. Городская дума создала комиссию для расследования, но уже до этого управа остановила строительство. Завертелось кляузное и бестолковое дело.

Подняли необходимые документы, потребовали объяснений от членов Строительного совета при городской управе, послали запрос генерал-губернатору. В ходе расследования стали всплывать любопытныевещи. Оказалось, что в мае 1888 года самим царем была утверждена красная линия, то есть предельнаядля застройки границаКрасной площади, а спустя всего несколько месяцев Александр III утвердил проект Померанцева, согласно которому здание Верхних рядов в некоторых местах нарушало толькочтоутвержденную границу! А майскую красную линию никто не догадался отменить. Придальнейшем рассмотрении выяснилось, что эту пресловутую красную линию вообще было невозможно точно проложить на местности, так как утвержденный царем чертеж не содержал указания точныx величин углов и расстояний, необходимых для привязки к опорным пунктам.

А дальше дело запуталось совершенно: центральный выступ фасада здания,из-за которого все и началось, вовсе ненарушалкрасной линии и лишь незначительно выступал за проектные плановые очертания! Зато боковые ризалитыявнонарушали всевысочайшеутвержденные документы – они далеко "выехали" и за красную линию, и за проектное положение. Скандал разгорался и становился опасным для многих – ведь в том, что царь своей подписью придал силу закона двум противоречившим друг другу документам, виноват был, конечно, не он, а те, кто представлял их на утверждение.

И вдруг за несколько дней все утихло. Комиссия быстро состряпала многословныйи маловразумительный доклад, где говорилось, что нарушение линии зафиксировано только на плане, а не на местности (?), а там, где оно все же было (!), масштабы его были признаны слишком незначительными, чтобы поднимать шум.

Все же обычай требовал козлов отпущения, и таковые былибыстро найдены. Как и в деле об обвале на Кузнецком мосту ими стали архитекторы. Сам автор проекта, петербургский академик, известный самому Александру III, был слишком высокой персоной для московских купцов, зато у себя в Москве они нашли зодчих попроще . Первым стал участковый архитектор Городской части (то есть КремляиКитай-города) А.Д. Муравьев, которого вынудили уйти со своего поста. Вторая жертва была крупнее – член Строительного совета при городской управе В.Г. Залесский. Он оказался более твердым, сумел дождаться оправдательных выводовкомиссии и лишь после этого написал исполненное достоинства прошение об отставке.

Невиновность обоих зодчих в неурядице совершенно очевидна: им поручалсялишь контроль за соответствием возводимого здания проекту, в котором уже и было заложено нарушение ранее утвержденной красной линии. А после высочайшего утверждения проекталюбые его поправки вообще становились немыслимыми.

Весьма вероятно, что вся эта история была инспирирована враждебными Кольчугину влиятельными лицами, которые сами же и "нажали на тормоза", убоявшись размаха скандала. И всежевозникновению дела немало способствовал стиль работы кольчугинской команды, который уже ярко проявился в деле об обвале на Кузнецком мосту. Отчетливо видна приблизительность, с которой и сам Кольчугин, и его присные относилось к своим обязанностям. Попросту говоря, они частенько надеялись на авось. В первом случае не соблаговолили выполнять строительные правила, во втором – как следует подготовить важнейшие, представляемые самому царю документы.

Скандал с красной линией имел еще одно, совершенно неожиданное следствие. Благодаря ему вновь воскресло старое дело об обвале дома Купеческогообщества.Сработала простая логика:если за нарушение красной линии (действительное или мнимое) поплатились своими постами сразу два городских архитектора, то почему ни один из них не понес ответственности за десятки жертв катастрофы 1888 года? И спустя пять лет после катастрофы передсудомпредстали бывший начальник строительного отделенияуправыА.С. Потемкин и участковыйархитектор В.Н. Карнеев . Потемкина, как водится, оправдали, а Карнеева из уважения к преклонному возрасту и беспорочной службе приговорили к строгому выговору. Но престарелому академику архитектуры и выговора оказалось довольно – c ним случился удар. Так строительная деятельность Кольчугина всего за четырегода сломала карьеру или жизнь четырем московским зодчим – А.С. Каминскому, А.Д. Муравьеву, В.Г. Залесскому, В.Н. Карнееву .

ЧАСТЬ 8. СТРОИТЕЛИ

Автор проектаи руководитель строительства Верхних торговых рядов Александр Никанорович Померанцев родился в 1848 году вМоскве, учился в Училище живописи, ваяния и зодчества,затем поступил в Академию художеств, и дальнейшая его жизнь была связана восновном с Петербургом. С 1887 года он академик архитектуры, с 1892 – профессор, с 1899 – ректор высшего художественного училища при Академии.

Кроме того, он занимал посты члена Техническо-строительного комитета МВД и архитектора при Синоде. Среди его работ в Москве нужно назвать станционные здания Окружной железной дороги, собор Александра Невского, архитектурнуючастьпамятника Александру III у храма Христа Спасителя. В столице Болгарии Софии и столице Черногории Цетинье по проектамПомеранцева возвели большие православные соборы. Ряд крупных зданий построен зодчим в Нижнем Новгороде и в Ростове-на-Дону. Первой же значительной и самой известной его работой стали Верхние торговые ряды. Несколько строительных сезонов Померанцевпровел в Москве, лично наблюдая за строительством.

Но даже на стройках обычных доходных домов архитектор имелпомощников,а столь грандиозная стройка без них была бы попросту невозможна. В разработке детальных чертежей, расчете конструкций,непосредственном руководстве работами участвовали десятки инженеров, архитекторов,техников, студентов-практикантов Института гражданских инженеров. К сожалению, их имена не упоминались ни в газетныхотчетах, ни в одном из роскошных памятных или рекламных изданий.

Только архивные документы позволяют назвать хотябынесколько имен – это уже известный инженер М.А. Попов, руководивший сломкой старых рядов и возведением фундаментов новых,техник В.В. Козак,и вдальнейшем помогавший архитекторам на сооружении важных городских объектов. В тени оставалось даже имя автора ажурных стеклянных перекрытий пассажей. Сообщалось лишь, что изготовлены они на Петербургском металлическом заводе, а о том, что сконструировал их выдающийся русский инженер В.Г. Шухов, не было сказано ни слова.

Верхние торговые ряды. Покрытие галерей

Систему отопления половины зданиявыполнил В.Г. Залесский,тот самый,что пострадал в результате скандала с красной линией. Но теперь он выступал не в качестве чиновника управы илиархитектора, а как частный предприниматель, совладелец лучшей в Москве технической конторы по отоплению и вентиляции "В.Г. Залесский и В.М. Чаплин".

Несколько загадочную роль на стройке играл Р.И. Клейн, прославившийся впоследствии сооружением здания Музея изящных искусств. С одной стороны, в напечатанных работах об этом зодчем ничего не говорится о его участии в строительстве, с другой стороны, ряд фактов позволяет предполагать, что Клейн имел к сооружению Верхних торговых рядов самое непосредственное отношение. Так, на судебном процессе по делу об обрушении дома на Кузнецком мосту (вновь и вновь приходится возвращаться к этому делу – связь его со строительством Верхних рядов очень велика) прокурор спросил Клейна, выступавшего экспертом защиты, не был ли он занят на постройке Верхних торговых рядов. Этим вроде бы не относившимся к делу вопросом обвинитель хотел обнаружить зависимость эксперта от подсудимого Кольчугина, и, понятно, что лучшим ответом было бы короткое "нет", но Клейн от ответа уклонился.

О многом говорит и то, что через несколько лет после этого Р.И. Клейн без всякого конкурса был приглашен для разработки проекта Средних торговых рядов, строительную комиссию которых возглавлял, как уже отмечалось, все тот же Кольчугин. Официальное объяснение этого довольно странного факта (дескать, Клейн получил вторую премию на конкурсе Верхних торговых рядов) трудно признать убедительным, так как одним составленным проектом архитектор зарекомендовать себя не мог. Скорее всего, Роман Иванович успел хорошенько поработать а стройке в сотрудничестве с Кольчугиным.

ЧАСТЬ 9. ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ В ИТОГЕ

Здание Верхних торговых рядов состоит из двух корпусов: основного, выходящего на Красную площадь, и малого, отделенного от первого проездом Сапунова. Этот переулок был устроен во время строительства на месте находившегося здесь Ветошного ряда и поэтому назывался Ветошным. Зажатый между корпусами рядов, он фактически является одной из ихлиний, только под открытым небом. Можно только пожалеть, что акционерному обществу не удалось приобрести участки в северной части Ветошного проезда, поэтому малый корпус протянулся лишь на половину его длины.

Зато главный корпус занял целый квартал от Ильинки до Никольской, связав их тремя линиями-пассажами, покрытыми легкими стекляннымисводами,пролет которыхравен почти 15 метрам. Эти основные пассажи пересекаются тремя поперечными, короткими.

В соответствии со старой традицией была сделана попытка дать названия всем пассажам, подобно старым торговымрядам.Продольную линию, ближайшую к Красной площади, составили два ряда – Казанский (со стороны Никольской улицы) и Ильинский (со стороныИльинки).

Следующую,среднюю линию,так и назвали Средним рядом. Линия вдоль Ветошного проезда вновь состояла из двух рядов – Владимирского(со стороныНикольской) и Ивановского (со стороны Ильинки).Средний из поперечных пассажей стал именоваться Центральным рядом. Оригинальнее всего выглядели названия боковых поперечныx галерей:в соответствии сположениемфигур памятникаМининуи Пожарскому их назвали Мининским (вдоль Никольской) и Пожарским (вдоль Ильинки). Но эти, в сущности искусственные, названия не прижились. Галереи Верхних рядов, а впоследствии оказалосьпроще называть просто по номерам. Вдоль пассажей на уровне второго и третьего этажей проложены галереи-балконы, дающие доступ к помещениям этих этажей. В нескольких местах балконы соединены мостиками, поражающими своим почти невероятнымизяществом и невесомостью (толщина их арки в середине не более пяти сантиметров).

Верхние торговые ряды. Переходные мостики

Невидимый, подвальный этаж по планировкеподобен верхним ,он такжесостоит из трех продольных и трех поперечных пассажей.А под Ветошным рядом подвал двухэтажный, в самом нижнем уровне располагались котельная для отопления и электрическая станция.

Сегодня масштабы ГУМа не вызывают особого изумления, но сто лет назад здание поражало своими размерами. Недаром все описания Верхних торговых рядов изобилуют цифрами, призванными еще больше потрясти воображение читателя, еще не привыкшего к размаху нового московского купечества. Некоторые из этих данных стоитпривести. Общая площадь обоих корпусов – 5431,45 квадратных сажени, то есть около двух с половиной гектаров. Из них площадь основного корпуса–5164,2, малого – 267,25 квадратных сажени. Фасад по Красной площади протянулся на 116,5 сажени или на две с половиной сотни метров. Несмотря на то, что перегородки и своды выполнялись из железобетона, на сооружение основных стен, столбов, арок пошло 40 миллионов штук кирпича. Общая длина галерей-балконов второго этажа – около полутора километров. На остеклениеперекрытийпассажей потребовалось 20 тысяч стекол. В главном корпусе разместилось около 1000 магазинов, не считая антресольных помещений.

Верхние торговые ряды. План 1 этажа

Несколько хуже обстояло дело с художественной стороной постройки. Правда, самый влиятельный архитектурный журнал "Зодчий", неизменно критически оценивавший художественный уровень всех московских новостроек, вдруг изменил своим принципам и дал восторженную оценку зданию рядов. Но этот факт объясняется, вероятно, тем, что автором проекта был петербуржец. Фасад здания, несмотря на все усилия архитектора, получился довольно монотонным и мало запоминающимся. Силуэт здания скучен, вычурный и обильный декор на расстоянии почти не воспринимается. Но,быть может,это не так уж и плохо – здание Верхних торговых рядов стало нейтральным фоном для прославленных памятниковархитектуры Красной площади.

Верхние торговые ряды. Вид с Красной площади

ЧАСТЬ 10. ЗДАНИЕ-ДИНОЗАВР

Самым женеприятнымбыло совсем другое. Здание новых Верхних торговых рядов можно было уподобить последним гигантским динозаврам, достигшим совершенства в своей линии развития, но обреченным на вымирание. Тип большого торгового здания-пассажа, разделенного на мелкиепомещения лавочек, для конца XIX века был уже устаревшим. Концентрация торговли в руках крупных фирм, рост товарообмена, увеличение числа покупателей, ускорение темпа городской жизни требовали иных торговых зданий.

Верхние торговые ряды. Интерьер

Современный покупатель знает, что в его лабиринте нелегко найти нужный отдел, а чтобы добраться до него, нужно пройти не одну сотню метров по пассажам, запруженным людьми, большинство из которых не покупают, а только движутся к нужному магазину или к выходу. Небольшие размеры торговых помещений приводят к распыленности товаров, ограничивают возможностиоперативной реорганизации. Все эти недостатки Верхних рядов особенно отчетливо проявились спустя всего полтора десятка лет после их открытия, когда в Москве было построено новое здание магазина "Мюр и Мерилиз" (ныне ЦУМ). Этот первый универмаг Москвы обеспечивал своим покупателям немыслимые для торговых рядов удобства. Просторные, светлые общие залы облегчали покупателям ориентировку, а четкое зонирование торговли, сосредоточение отделов вокругцентрального ядра с лестницей позволяли быстро добраться к нужному прилавку.

Противоречивым былоиразмещение Верхних торговых рядов на Красной площади. Грандиозный масштаб и великолепие здания говорили об их явно не провинциальном характере. Вместе с тем сама постановка рядов на главной площади никак не вязалось с представлениемо столичном городе.Ведь ряды для розничной торговли на центральной площади – характерный признак большинства захолустных городов и городков того времени. Почему же городская управа, постоянно подчеркивавшая столичность Москвы (пусть вторая, но столица!), дала согласие на столь провинциальное по сути размещение Верхних торговых рядов? Объяснение этому факту можно найти в прессе того времени. Москва, признавая первенство Петербурга в деле государственного управления, боролась за роль торгово-промышленной столицы Российской империи. Символом этого и должно было стать поднявшееся в центре города самое большое торговоездание страны, при этом в перспективе планировалось его превращение в центр оптовой торговли. Розничную торговлю предусматривалось постепенно свернуть. Соответствующий пункт был включен уже в конкурсную программу.

Но это так и осталось благим пожеланием, и заложенное в размещение Верхних торговых рядов противоречие резко обострилось, когда Москва превратилась в первую и единственную столицу. Можно поэтому понять тех советских архитекторов, которые предлагали вообщеснести ГУМи построить на его месте то или иное общественное здание, более отвечающее центральному положению в столичном городе. И вовсе ни к чему выставлять их в роли каких-то вандалов, стремившихся сокрушать памятники. Ведь в 1930-х годах здание бывших Верхних рядов было всего чуть-чуть старше, чем сегодня первые пятиэтажки Новых Черемушек, о которых никто не говорит, как о памятниках архитектуры.

Исторически обоснованным следует признать последовавшее в 1930-х годах закрытие ГУМА и передачу здания под учреждения, а вот возобновление торговли в 1953 году было обусловлено, пожалуй, политической конъюнктурой.

Уже в течение многих десятилетий раздаются голоса, доказывающие неуместность такого объекта, как универсальный магазин, на главной площади страны. Возразить что-либо трудно. Тем не менее никаких измененийне произошло, и вряд ли их можноожидать в ближайшее время. Пожалуй,главная причина этого – вневозможностинайти достойное применениеграндиозному комплексу. Чаще всего предлагалось отдать здание целиком под музей. Но оно совершенно не приспособлено для хранения ценных экспонатов, в лабиринте тесных помещений трудно организовать показ. Неудобны бывшие торговые ряды и для размещения учреждений и контор, а кроме того, такое использование здания навсегда закроет доступв негодлябольшинства москвичейи гостей столицы.

В нынешних условиях самым выгоднымиспользованиемздания являетсясдачаего помещений в аренду для торговли малым организациям. Результаттакой операциибудеттем же, что и в предыдущем варианте. Ведь торговля импортным ширпотребом несулит таких выгод,как сдача престижных помещений в самом центре города в субаренду под конторы богатых компаний и предприятий.

Самые интересные предсказания дальнейшей судьбыВерхнихрядов содержались в принятой в 1987 году программе "Центр" (к сожалению, вряд ли она будет когда-либо осуществлена). Программойпредусматривалось сохранение торговых функций, но с изменением ассортимента товаров.Вряд ли имеет смысл торговать одеждой, обувью, хозяйственными товарами на Красной площади. Более приемлемы книги,антиквариат, сувениры (конечно, не арбатского уровня). Часть помещений должна была отойти под кафе и рестораны, а также под салоны-магазины.

Для выставок и музеев программа отводила только центральную часть здания. Здесь могли бы открыться совершенно новые музеи – музей Красной площади,или, например, Москвы рубежа веков. В этом случае просторные галереи очень подошли бы для размещениякрупных экспонатов – вагонов конки и трамвая, извозчичьих пролеток, фонарных столбов, тумб, а может быть, и макета старого московского переулка в натуральную величину. Но в любом случае главным экспонатом стало бы само здание.Экскурсионный маршрут,проложенный по его подвалам, галереям,магазинам, лестницам,мостикам,а может быть и крышам, просто обречен на успех.

Но несмотря на это, нельзя еще раз не пожалеть о горькой судьбе предшественника нынешнего – старых Верхних торговых рядов. Каким бы прекрасным помещением могло бы стать это диковинное здание для музея старой Москвы и старого московского купечества с егобогатством и убогостью, с широким размахом и варварской мелочностью, с капиталистической энергией и патриархальной ленью,с дорогими товарами, продаваемыми среди грязи и сырости.

Поэтому завершить долгий рассказ о судьбе Верхних торговых рядов хочется словами,которыми в наши дни часто оценивалисьмногие новостройки в московском центре– замысел неплох, но Москва бы только выиграла, если бы он был осуществлен в другом месте.

ГУМ (Государственный универсальный магазин) - уникальный торговый комплекс, расположенный в самом сердце Москвы, на Красной площади. Историческое здание ГУМ - Верхние торговые ряды - является выдающимся памятником псевдорусской архитектуры и одним из самых ярких символов Москвы наряду с Кремлём и .

Здание было построено в 1889-1893 годах по проекту архитектора Александра Померанцева, при участии архитектора Петра Щёкотова и инженеров Владимира Шухова и Артура Лолейта.

Трёхэтажный комплекс занимает целый квартал и состоит из 16 корпусов, разделённых 3 продольными и 3 поперечными проходами-галереями ("линиями") с остеклёнными арочными перекрытиями наверху. Таким образом, внутри себя здание как бы составлено из 16 отдельных построек, объединённых общим фасадом. Главный, боковые и задний фасады пышно оформлены в псевдорусском стиле: среди декоративных элементов, заимствованных из русского узорочья, изобилуют резные наличники и карнизы, ширинки, колонки и полуколонки, гирьки и причудливые кокошники. С каждой стороны здания размещено по 3 входа (на продольные и поперечные линии); центральный вход выходит на Красную площадь и акцентирован сдвоенными башенками, которые перекликаются с и завершением . Любопытно, что над каждым входом размещена фасадная икона.

Главный фасад Верхних торговых рядов (здания ГУМ) проходит вдоль всей Красной площади параллельно Кремлёвской стене и составляет значительную часть её архитектурного ансамбля.

История ГУМа и Верхних торговых рядов

Несмотря на относительно молодой возраст самого ГУМа, история Верхних торговых рядов восходит к куда более древним временам. Красная площадь издавна использовалась как торговая, и напротив Кремлёвской стены находились деревянные лавки, периодически горевшие и перестраивавшиеся. В 17 веке площадь была своеобразным центром розничной и оптовой торговли самыми разными товарами.

В конце 18 века существовавшие лавки Верхних торговых рядов обветшали, и по указу Екатерины II в 1786 году вместо них построили торговый комплекс, оформленный в духе классицизма, проект которого разработал архитектор Джакомо Кваренги. Однако, строительство велось наспех и не было завершено до конца: вдоль площади вытянулось длинное двухэтажное здание, а позади него разместились всё те же деревянные лавки, постоянно горевшие при пожарах - особенно зимой, когда приказчики пытались отапливать их самодельными печами. Как ни странно, в пожар 1812 года квартал с лавками не выгорел, но после окончания Отечественной войны Верхние торговые ряды вновь перестроили, теперь по проекту архитектора Осипа Бове. По сути, они по-прежнему представляли собой тесное нагромождение лавок, спрятанное за цивильными наружными фасадами, поэтому довольно быстро стали ветшать.

Фото: Верхние торговые ряды (вид с Красной площади и с задней стороны), 1884-1886, pastvu.com ( , )

В 1869 году московские власти задумались о перестройке рядов, но было одно но: комплекс состоял из более чем 600 отдельных владений, находившихся в собственности более чем 500 хозяев. Владельцы лавок не согласились с планами города и выдвинули встречную инициативу, создав собственную комиссию о реконструкции Верхних торговых рядов. В течение почти 20 лет лавочники вели переговоры с московским правительством, пытаясь выторговать для себя преференции: в частности, они требовали у города отрезать от Красной площади и бесплатно выделить им полосу земли для расширения проходов между лавками, на что Москва категорически не соглашалась. Добиться успеха удалось лишь в 1886 году, когда новый московский голова Николай Алексеев и городская управа закрыли Верхние торговые ряды по причине их аварийности, а лавки перенесли во временные павильоны. Торговля пришла в упадок, и потерявшие прибыль лавковладельцы вынуждены были согласиться на условия города. Первым шагом в налаживании ситуации стало создание "Акционерного общества Верхних торговых рядов на Красной площади в Москве": лавковладельцы вносили в него свои постройки и землю под ними в качестве акционерного капитала, а взамен получали акции, распределявшиеся пропорционально доходу от них.

Осенью 1888 года старые Верхние торговые ряды стали разбирать, тогда же был объявлен закрытый архитектурный конкурс на проект новых. Согласно условиям конкурса, облик нового здания должен был соответствовать стилистике уже построенных, чтобы не выбиваться из ансамбля Красной площади. Всего было рассмотрено 23 проекта, лучшей признали работу Александра Померанцева. Второе место занял Роман Клейн, третье - Август Вебер.

В 1889 году началось строительство фундаментов нового здания, а 21 мая 1890 года состоялась официальная церемония его закладки. Строительство велось интенсивно: в 1891 году на нём было задействовано около 3000 человек! Комплекс открывали поэтапно: отдельные его части открылись для посетителей уже в конце 1891 года, а официальная церемония открытия состоялась 2 декабря 1893 года. Впрочем, отделочные работы в некоторых помещениях продолжались вплоть до 1896 года. При магазине была построена собственная электростанция и вырыт артезианский колодец, чтобы обеспечить местный водопровод. На 3 этажах нового здания можно было приобрести любые продовольственные или промышленные товары, а подвал был отведён для оптовой торговли.

Советские годы для Верхних торговых рядов ознаменовались едва ли не беспорядочной чехардой событий. После Революции здание было национализировано, и вместо торгового комплекса в нём разместили Наркомпрод РСФСР под управлением Александра Цюрупы. Фактически, Верхние торговые ряды в те годы стали штабом "продовольственной диктатуры": лавки переделали под кабинеты чиновников и конторы, а также оборудовали склады для изъятых "излишков" продовольствия. На верхних этажах устроили коммунальные квартиры. В 1921 году по указу Владимира Ленина в историческом здании Верхних торговых рядов был открыт ГУМ - Государственный универсальный магазин, но уже в 1930 он был закрыт указом Сталина: сюда вновь въехали чиновники и конторы, здесь же находился кабинет Лаврентия Берии. Здание едва не пало жертвой масштабного строительного проекта: Генплан развития Москвы 1935 года предполагал его снос и строительство высотки Наркомтяжпрома, но планы не осуществились.

Стабильность была достигнута лишь в 1950-х: здание отреставрировали, и 24 декабря 1953 года в нём вновь открылся ГУМ. Коммуналки были расселены, а для контор подыскали другие здания.

После распада СССР ГУМ продолжил своё существование и был сначала акционирован, потом приватизирован. Комплекс сохранил советское название, но всё же перестал быть государственным, поэтому в наши дни под аббревиатурой ГУМ чаще всего подразумевают "Главный универсальный магазин", либо "Главный универмаг Москвы".

Интересные факты о ГУМе и Верхних торговых рядах

Говорят, в 1886 году старое здание Верхних торговых рядов закрыли после несчастного случая: полы настолько прогнили, что примерявшая платье женщина провалилась на нижний этаж и сломала ногу. Говорят также, что обновка в итоге досталась ей бесплатно, потому что напомнить об оплате продавец после случившегося не решился.

Новое здание Верхних торговых рядов, открытое в 1893 году, стало прообразом современных торговых центров. В новом магазине опробовали ряд революционных в те времена торговых новшеств: впервые в России здесь появилась книга жалоб и предложений, а цену на товары стали указывать на ценниках (без возможности торга). Посетители также могли воспользоваться гардеробом, камерой хранения и услугами носильщиков.

Для создания остеклённых арочных сводов над пассажами магазина инженеру Владимиру Шухову потребовалось 60 тысяч стёкол.

В советские годы над зданием Верхних торговых рядов трижды нависала угроза сноса: в 1930-х на его месте могли построить высотку Наркомтяжпрома, в 1947 собирались возводить монумент Победы, а в 1972 году просто сочли, что торговому центру не место напротив Мавзолея. К счастью, в силу разных причин здание сохранилось.

После Революции на верхних этажах здания обустроили коммунальные квартиры. Условия жизни были спартанскими: в комнатах не было водопровода, газа и удобств, большинство из них выходили окнами не на улицу, а внутрь пассажа, под стеклянную крышу. При реконструкции магазина в 1950-х годах коммуналки были расселены.

После самоубийства второй жены Сталина Надежды Аллилуевой в ночь с 8 на 9 ноября 1932 года гроб с её телом был выставлен для прощания в одном из залов ГУМа. Это был едва ли не единственный случай, когда Сталин позволил себе проявить эмоции прилюдно: переживая горечь утраты, он плакал на глазах пришедших.

ГУМ имел невероятную популярность у советских граждан: очереди в нём были настолько длинными, что для их регулирования привлекали специальные наряды милиции.

В ГУМе существовала особая "200-я секция", где обслуживали партийную элиту. В ней можно было купить дефицитные товары, одежду и технику, в том числе и зарубежные. Существование секции было государственной тайной; чиновники высшего ранга и их семьи могли посещать её без ограничений, "приближённых" пониже пускали по разовым пропускам. Позволить посетить двухсотую секцию также могли в качестве награды: в частности, Юрий Гагарин был премирован разовым пропуском после полёта в космос.

В наши дни в здании ГУМа существует "исторический туалет", воссозданный по дореволюционным фотографиям.

Современный ГУМ продолжает нести на себе торговые функции: в наши дни это современный торгово-развлекательный центр с большим количеством магазинов, ресторанов и кафе. Культурная составляющая тоже присутствует: на его линиях часто проводятся различные выставки, появляются инсталляции и арт-объекты, а зимой перед магазином заливают ГУМ-Каток.

Но большинству горожан и туристов он интересен как выдающийся памятник архитектуры, и именно благодаря архитектурным достоинствам здание стало одним из символов Москвы, тиражируемых на открытках и в сувенирной продукции.

ГУМ находится по адресу Красная площадь, 3. Добраться до него можно пешком от станций метро "Охотный Ряд" Сокольнической линии, "Площадь Революции" Арбатско-Покровской и "Театральная" Замоскворецкой.