Когда проводят венчание. Венчание в церкви: все, что нужно знать про обряд

Обряд венчания появился более двух тысяч лет назад вместе с зарождением христианства. Раньше для его проведения жених и невеста должны были заранее поставить в известность своего священника. После чего тот сообщал весть прихожанам, и если не было возражений, то молодые допускались к венчанию. Сегодня такого согласия не требуется, достаточно желания пары, но традиции самого ритуала тщательно чтутся и исполняются из века в век. Портал Свадьбаголик.ru расскажет, как подготовиться к венчанию и что происходит во время обряда.

Как проходит процедура венчания

В соответствии с тем, как проходит венчание в церкви, складывается вся дальнейшая духовная жизнь пары.

Само таинство церковного брака начинается с обручения. После завершения специальной службы жених и невеста становятся по разные стороны алтаря, справа и слева соответственно. Точно так же выстраиваются и свидетели, мужчина справа, женщина слева. Затем священник трижды благословляет молодых и подносит им две специальные обручальные свечи, которые символизируют счастливую встречу пары. Если венчание для кого-то из брачующихся проходит не впервые, то тогда свечи не участвуют в обряде.


После этого священник произносит необходимые слова, осеняет крестным знамением жениха и надевает тому на безымянный палец правой руки обручальное кольцо. Затем то же самое совершает и с невестой. Отметим, что слова священника на свадьбе строго регламентированы и определены церковным каноном.


Ритуал обручения завершается трехкратным обменом кольцами молодыми в знак единодушия и любви. Сами же кольца до момента обручения находятся на алтаре, с правой его стороны, затем их на специальном подносе выносит диакон.


Следом за обручением идет непосредственно венчание. В православной церкви оно проходит отчасти так же, как и католическое венчание , но с большей строгостью и регламентированностью. Священник берет в руки венец как знак Жизни вечной (отсюда и название обряда), крестообразно осеняет им жениха и дает тому поцеловать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Точно таким же образом благословляется и невеста, только ей нужно приложиться к образу Пресвятой Богородицы.


Затем процесс венчания требует, чтобы молодые встали на большой белый или розовый платок, разостланный на полу и который означает чистоту супружеской жизни. Находясь на нем, они подтверждают перед присутствующими и Богом добровольность своего намерения создать семейную пару.


По завершении венчания жениху и невесте преподносится чаша с красным вином, символизирующим общую судьбу пары со всеми ее радостями и скорбями. Священник читает над ней молитву, три раза ее крестит и передает молодым. Они по очереди в три приема выпивают все вино, после чего их правые руки соединяются, покрываются епитрахилью. По законам венчания в православной церкви после этого священник обводит молодых трижды вокруг аналоя в качестве символа новой супружеской жизни.

В конце торжественного шествия с жениха и невесты снимаются венцы, и священник приветствует новую супружескую пару, заключившую союз перед лицом Бога. Каждый из новобрачных целует иконы Спасителя и Божьей матери у Царских врат (дверей, которые ведут к алтарю). Наконец, обряд считается завершенным, новоиспеченная пара получает в подарок две иконы и принимает публичные поздравления с началом новой жизни.


Что говорит батюшка во время венчания?

Регламент венчания в православной традиции предполагает набор обязательных слов священника в адрес молодых. В соответствии с процедурами во время венчания, для каждой из них в православной церкви есть свое собственное послание:


Сколько длится подготовка и идет сам обряд венчания в церкви?

Длительность подготовительного периода зависит только от самих молодоженов. За это время им предстоит приобрести все, что нужно для венчания , познакомиться со священником, который будет проводить обряд и расскажет, как праздновать венчание и выбрать наряд.


Сами обряды обручения и венчания в церкви длятся по времени столько, сколько потребуется на пошаговое совершение всех вышеперечисленных процедур. Как правило, это происходит в течение от сорока минут до одного часа.

Согласно требованиям некоторых священников, пары обязаны полностью отстоять службу с самого утра и причаститься. Только после этого они допускаются к обручению и венчанию. В этом случае процедура может продлиться до пяти часов. Как отмечать совершение ритуала венчания, и стоит ли вообще это делать, молодожены уже решают самостоятельно, четких правил по этому поводу нет.


Венчание в православной традиции - это очень ответственная церемония, которая имеет свой четкий регламент и драматургию. Портал сайт уверен, что пройдя через нее, вы заключаете союз перед Богом и даете начало счастливой семье.

В жизни всех верующих людей венчание занимает очень важную роль. Это событие очень важное, оно имеет глубокий религиозный смысл. Венчание, как и крещение, совершается один раз в жизни каждого человека, это очень ответственный и серьезный шаг.

Существует такое распространенное мнение, что в раю Бог создал брак. Подтвердил и освятил этот процесс, процесс брака Иисус Христос. Это было совершено, когда Иисус находился в Канне Галилейской на свадьбе. Обряд венчания начал появляться лишь в начале десятого века.

Среди современных людей венчания стало популярным и модным. Когда супружеская пара венчается, то с того момента она становится перед Богом супругами. Во время венчания на пару сходит благословение от Господа на счастливый брак и рождение деток. Не все пары венчаются в день своей свадьбы. Они могут сделать это и через несколько лет семейной жизни, когда будут уверенны друг в друге.

Молодожены должны очень хорошо подготовиться перед тем, как провести этот сокровенный обряд венчания. Не всегда советы по поводу данного обряда модно получить от своих родителей или от бабушек и дедушек. Они мало знают об этом обряде, потому что в их времена не было принятым проводить венчание.

Если у невесты и у жениха есть желание, то они могут побеседовать со священником. В процессе беседы молодожены могут расспросить о том, какой смысл имеет такой церковный обряд, как венчание, какие нужно взять вещи в церковь для проведения обряда. Также батюшка дает благословение на фотосъемку данного события.

Церковные правила говорят о том, что невеста и жених должны постить как минимум три дня, а после этого нужно пройти исповедь и причаститься. Для верующих людей пост является воздержанием не только от пищи, а еще и от половых отношений. Очень хорошо, если человек в период поста будет вести отстраненный от шумных и бурных мероприятий образ жизни, посвящая основную часть своего времени молитвам.

Что следует с собой взять в церковь

  • Свидетельство об официальном бракосочетании, которое выдает отделение ЗАГСа. Многие храмы не требуют предъявления данного документа, так как считают, что истинный брак заключается на небесах. Работники церкви просто полагаются на честность влюбленных. По традициям перед венчанием нужно, чтобы влюбленные официально зарегистрировали свой брак.
  • Нательные крестики. Это должны быть крестики, которыми когда-то крестили невесту и жениха. Венчание проводится только в том случае, если молодожены крещенные и имеют православную христианскую веру (если венчание проводится в православной церкви). То же самое касается и свидетелей. Крестики должны быть на шее, их никому не нужно отдавать и не нужно снимать. Если по каким либо причинам жених или невеста не крещены, но решили обвенчаться, то перед обрядом венчания сначала нужно пройти обряд крещения.
  • Обручальные кольца, которыми в ЗАГСе обменивались молодожены. Обручальные колечка применяют в процессе венчания. Священник еще раз их одевает на пальцы молодоженов, но уже после того, как освятит их.
  • Четыре небольших полотняных платочка, белое полотенце или рушник. Белое полотенце символизирует чистоту брака. На него венчающиеся молодожены ступают во время венчания, также этим же полотенцем священник молодоженам перевязывает руки, таким образом, объединяя в одну судьбу две. Две венчальных сечки обворачивают двумя полотняными платками, а еще два платка используются для того, чтобы свидетели с их помощью держали над венчающимися церковные венцы.
  • Венчальные свечки. Они символизируют Божью благодать, являются знаком целомудрия и чистой любви. Венчальные свечи можно купить в иконной лавке или непосредственно в храме. Они имеют отличия от обычных церковных свечей. Венчальные свечи большие по размеру и очень часто украшены разными фигурками, цветками, узорами. Молодожены выбирают венчальные свечки на свой вкус, самое главное, чтобы они были священными. При выборе нужно обращать внимание на свечи, которые идут в комплекте со специальным платком, чтобы воск не капал на костюм жениху или на платье невесте.
  • Две иконы. Одна икона - для невесты, вторая - для жениха. Жених - будущий глава семьи, для него используют икону Христа Спасителя, а невеста является хранительницей домашнего очага, для нее используют икону Божьей Матери.

Что следует знать молодоженам

Подвенечное платье отличается от свадебного платья, это не одно и то же. Венчальное платье должно быть скромным, не должно быть очень откровенным и вызывающим. Для обряда венчания неприемлемым по отношению к платью является смелая длина, глубокое декольте, очень яркие цвета, такие как зеленый, красный, высокие разрезы. Лучше всего выбирать платье белого цвета и классического пошива. Это может гарантировать, что на вас не будут бросать косые взгляды люди, находящиеся в храме, а также гарантирует то, что священник возьмется проводить обряд. Если в наряде есть что-то неприемлемое для проведения церковной церемонии, то эту часть нужно прикрыть однотонным с платьем шарфом или можно накинуть болеро.

Относительно прически невесты - она должна быть простой, без особых украшений. Лучше всего подойдет легкая укладка. Фата должна быть закреплена как можно выше, чтобы волосы находились под ней. Если же в наряде не присутствует фата, то нужно взять с собой в церковь какой-нибудь легкий шарфик или косынку, чтобы можно было покрыть голову невесты.

Многие пары хотят запечатлеть такое важное событие в их жизни на камеру. В основном во всех храмах разрешено проводить съемку. Но все же об этом заранее нужно поговорить со священником, чтобы потом не было никаких непредвиденных ситуаций. В церкви специфическое осветление, поэтому лучше всего обратится за помощью к профессионалам, чтобы они осуществили фото и видеосъемку церемонии.

Традиционно на свадьбе должны быть свидетели (обычно их называют дружка и друг). При выборе свидетелей очень важным аргументом является то, что девушка должна быть не замужем, парень также должен быть холост. На церемонии венчания свидетелям поручено держать венцы над головами молодых.

Что нужно знать свидетелям

Свидетели должны быть обязательно православными людьми. Очень желательно, чтобы они также были и церковными людьми и очень серьезно относились бы к обряду венчания. При бракосочетании свидетели имеют такие же обязанности, как и при обряде крещения крестные родители. В дальнейшем свидетели должны заботиться о том, чтобы молодые развивались духовно.

Как проходит процесс венчания

Церемония венчания проводится в два этапа. Первым этапом является обручение, а вторым этапом - венчание. Перед церемонией нужно подать священнослужителю кольца, которые во время обряда он выносит на подносе. Он зажигает свечи, подходит к молодоженам и дает им кольца в руки. Далее молодые делают процедуру тройного обмена кольцами. Жених и невеста трижды перемещают обручальные кольца на поданном подносе и после этого каждый надевает свое. Это символизирует то, что люди на всю жизнь отдают себя друг другу второй половинке.

В процессе обряда венчания священник осеняет молодоженов венцами и благословляет их, читается Евангелие. Молодоженам преподносят чашу с вином, с этой чаши они должны выпить по три глотка. После всего этого жених и невеста становятся одним целым.

Далее священник берет своей руки правые руки невесты и жениха и соединяет их, при этом он обходит с новобрачными трижды вокруг аналоя. Это значит, что брак этих людей будет вечным воссоединением сердец и душ.

Новобрачных после этого подводят к царским вратам. Новобрачные целуют образы, невеста целует образ Матери Божьей, а жених - образ Спасителя. После этого молодожены меняются местами и целуют крест, который им предоставляет священник. Эти иконы новобрачные могут повесить в собственном доме над кроватью, где они спят.

Приметы, которые связаны с обрядом венчания

  • В день венчания нужно с самого утра положить под порогом замок, после того, как молодая семья переступит порог, замок закрывают на ключ, а ключ выбрасывают. Сам замок следует хранить все годы семейной жизни. Такая традиция обещает молодоженам долгую и счастливую семейную жизнь.
  • Когда проходит таинство венчания, молодоженам не нужно смотреть друг другу в глаза, так как это в дальнейшем может привести к измене.
  • Белые полотенца, которые были постелены молодоженам под ноги, не нужно никому давать в руки. После церемонии эти полотенца нужно сохранять дома.
  • Если в процессе обряда венчальные свечи горят плавно и ровно, то это является символом того, что у молодых будет счастливая и размеренная жизнь, в том случае, если свечки при горении потрескивают, то это значит, что жизнь новобрачных будет неспокойной и наполненной ссорами и скандалами.
  • После окончания церемонии венчания свечки нужно сохранять на протяжении всей жизни дома. Ни в коем случае не нужно выбрасывать их!

Когда церемония заканчивается, то молодожены должны отблагодарить церковь. Делают они это с помощью свежего хлеба, который заворачивают в льняное полотенце.

О таинствах. Таинство Брака

ПОНЯТИЕ О ТАИНСТВЕ

Брак есть таинство, в котором жених и невеста пред священником и Церковью дают свободное обещание о взаимной их супружеской верности, и союз их благословляется, во образ союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей (Катехизис).

УСТАНОВЛЕНИЕ БРАКА

Брак есть начальный союз, из которого образуется союз семейный, родственный, народный и гражданский. Поэтому важность и значение брака может быть рассматриваемо с разных сторон. Во всей своей святости и высоте брак является в недрах Православной Церкви, где он есть таинство, которого начало - в благословении брака первозданной четы, а полнота в христианстве.

Брак первоначально установлен Самим Богом еще в раю чрез сотворение жены в помощь мужу и чрез благословение, преподанное им Богом. Отсюда в Ветхом Завете повсюду выражается воззрение на брак как на дело, благословляемое Самим Богом (Быт. 1, 28 и гл. 24; Притч. 19, 14; Мал. 2, 14).

Такой взгляд на брак слова Божия отражен и в первых трех молитвах в последовании венчания.

В христианстве брак достигает всей полноты совершенства и действительного значения таинства. Первоначально освященный Богом, он получает новое подтверждение и посвящение в таинство от Иисуса Христа (Мф. 19, 5-6) и становится образом таинственного союза Христа с Церковью, почему и называется тайной великой (Еф. 5, 32). Согласно со словом Божиим учили о браке и древнейшие писатели и отцы Церкви (Климент Александрийский, Тертуллиан, свт. Иоанн Златоуст, блж. Августин, свт. Амвросий Медиоланский и др.).

ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ТАИНСТВА БРАКА

Брак, по христианскому взгляду, есть великая тайна единения двух душ, в образе единения Христа с Церковью (см. Апостол, читаемый на венчании - Еф. зач. 230).

Муж и жена, по мысли святого Киприана Карфагенского, получают полноту и цельность своего бытия в духовно-нравственном и физическом единении и взаимном восполнении одного личностью другого, что достигается в христианском браке.

Взаимные обязанности мужа и жены указаны в Свящ. Писании: муж должен любить жену, как Христос возлюбил Церковь; а со стороны жены должно быть повиновение мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5, 22-26).

Чтобы быть достойным отображением таинственного союза Иисуса Христа с Церковью, соединяющиеся в супружестве должны все низшее в своей природе подчинить высшему, физическую сторону поставить в зависимость от духовно-нравственной.

Нравственная связь, союз любви и внутреннее единство между супругами при этих условиях являются настолько крепкими, что их не может ослабить самая смерть. С этой точки зрения может быть признано нравственное достоинство только за первым браком. Второй брак - «удержание от блуда», свидетель о невоздержании чувственности, «не побеждаемой духом, как следует истинному христианину, по крайней мере после удовлетворения чувственной потребности в первом браке». Поэтому совесть христианина нуждается в очищении епитимией, какою и было в древности отлучение второбрачных от Св. Таин на год. Второженцев (т. е. овдовевших и вступивших во второй брак) запрещается, по апостольскому преданию и церковным канонам, избирать пастырями Церкви как проявивших через второбрачие «невоздержание чувственности», которое должно быть чуждо лицам священного сана. Еще более строго Церковь смотрела на третий брак (хотя и допускала его как снисхождение к человеческой немощи).

Как живой союз любви и сердечного расположения по образу союза Христа с Церковью, брак не может быть разрываем никакими неприятностями и случайностями супружеской жизни, кроме смерти одного из супругов и вины прелюбодеяния. Последнее по своему действию на брак равносильно смерти и в самом корне разрушает брачные узы. «Жена есть общница жизни, соединяемой в одно тело из двух, и кто снова разделяет одно тело на два, тот враг творчества Божия и противник Его Промысла».

Брак в христианстве имеет в основе чувство любви и высокого взаимного уважения (без последнего и не может быть любви).

Брак - это домашняя Церковь, первая школа любви. Любовь, здесь воспитавшись, должна потом выйти из круга семьи на всех. Эта любовь - одна из задач брака, которая и указывается в молитвах в самом чине венчания: Церковь молится, чтобы Господь подал брачующимся жизнь мирную, единомудрие, «единомыслие душ и телес», друг ко другу любовь в союзе мира, исполнил «домы их пшеницы, вина и елея и всякия благостыни, да преподают и требующим» и, имея всякий достаток, изобилуют на всякое дело благое и Богу благоугодное, да «благоугодивше пред Богом возсияют, яко светила на небеси, во Христе Господе нашем».

Христианская семья, по учению Василия Великого, должна быть школою добродетелей. Связанные чувствами любви, супруги должны оказывать взаимное доброе влияние, самоотверженно снося недостатки характера друг друга.

Брак есть также школа самоотречения, поэтому мы слышим в чине венчания слова: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим».

Здесь упоминаются мученики, ибо христианство есть подвиг во всех сторонах христианской жизни, и, в частности, брак налагает на людей настолько высокие обязанности по отношению к ним самим и по отношению к их потомству, что их венцы в некотором смысле приравниваются к венцам мучеников. Венцы брачные - это вериги подвижничества, венцы победы над чувственностью; при совершении таинства пред брачующимися полагается и святой крест, символ самоотречения и служения ближнему и Богу, и призывается в песнопении великий учитель любви в Ветхом Завете пророк Исаия.

Христианство требует в браке целомудрия. Пребывающим в браке христианство предписывает жизнь чистую, непорочную, целомудренную. Это отражено и в молитвах чина венчания.

Церковь молит Господа, Который есть «тайнаго и чистаго брака Священнодействитель и телесного Законоположитель, нетления Хранитель», подать благодать брачующимся сохранить в браке «целомудрие», показать «честный их брак», соблюсти «ложе их нескверное» и «непорочным сожительство их», чтобы они достигли «старости маститей», «чистым сердцем делающа заповеди» Божии. Здесь Церковь указывает на то, что мы назвали брачным целомудрием, указывает на необходимость соблюдения супружеской верности, на необходимость борьбы с выработанной веками греховной страстностью, на отречение от прежних языческих отношений к своей жене как предмету наслаждений и собственности. Борьба с грехом в браке - возвышеннейший тип христианского аскетического делания. Это есть великое дело, оздоровляющее самые источники жизни. Оно делает брак подвигом и личного, и (вследствие наследственности) родового совершенствования и по физической, и по духовной стороне. Этот подвиг (аскеза) имеет внешнее выражение в воздержании супругов друг от друга в дни поста, а также в период кормления и беременности.

Священное Писание и Церковь в своих молитвах чина венчания указывают и на вторую основную цель брака - деторождение. Церковь благословляет брак как союз для целей деторождения и для христианского воспитания детей, испрашивая в молитвах «доброчадие» и о «чадех благодать».

В ектениях и молитвах на обручении и венчании Церковь молится о ниспослании брачующимся совершенной и мирной любви, о сохранении их в непорочном жительстве, о даровании доброчадия в продолжение человеческого рода и к восполнению Церкви.

В назидание новобрачным положено в Большом Требнике (гл. 18) прекрасное поучение, в котором всесторонне отражен взгляд Церкви на брак как таинство (приводим в русском переводе): «Благочестивая и правоверная о Христе Господе сочетавшаяся двоица! Великая нива Церкви Божией есть трояка и троякою украшается жатвой. Первая часть этой нивы приобретается возлюбившими девство; она приносит в житницу Господню стократные плоды добродетелей. Вторая часть этой нивы, возделываемая хранением вдовства - в шестьдесят крат. Третья - браком сочетанных, - если они благочестиво в страхе Божием жительствуют, плодотворит в тридцать.

Итак, честно супружество, законом которого вы ныне сочетались, да живя вместе, восприимете от Господа плод чрева в наследие рода вашего, в наследие рода человеческого, во славу Творца и Господа, в неразрешимый союз любви и дружества, во взаимную помощь и для предохранения себя от соблазна. Честно супружество, ибо Сам Господь установил его в раю, когда из ребра Адамова сотворил Еву и дал ее в помощницу ему. А в новой благодати Сам Христос Господь изволил сподобить супружество великой чести, когда не только Своим присутствием украсил брак в Кане Галилейской, но и возвеличил его первым чудодействием - претворения воды в вино. Господь ублажил девство, изволив родиться плотию от Пречистой Девы; воздал честь вдовству, когда, во время принесения Своего в храм, от Анны - вдовицы восьмидесятичетырехлетней принял исповедание и проречение; возвеличил и супружество присутствием Своим на браке.

Итак, блаженный, честной и святой сан избрали вы для своего жития; только умейте проводить святое и честное житие. А оно будет таковым, если вы, живя в страхе Божием, будете уклоняться от всякого зла и потщитесь творить благо; будет и блаженно, если взаимно будете друг другу воздавать должное. Ты, жених, храни к супруге своей верность сожития, любовь правую и снисхождение к женским немощам. И ты, невеста, храни к мужу своему всегдашнюю также верность в сожитии, любовь нелицемерную и послушание ему как главе своей: ибо как Христос есть глава Церкви, так и муж - глава жены. Оба же вместе должны вы заботиться о доме своем и всегдашними трудами, и снабдением домашних; оба прилежно и непрестанно являйте друг другу любовь непритворную и неизменную, дабы союз ваш, который, по словам ап. Павла, есть великая тайна, вполне знаменовал соединение Христа с Церковью. Чистая и теплая любовь ваша да являет чистую и теплую любовь Христову к Церкви. Ты, муж, как глава, люби жену свою, как тело свое, как Христос любит духовное тело Свое - Церковь. Ты, жена, как тело, люби главу свою - мужа, как Церковь любит Христа. И, таким образом, с вами и в вас будет Христос - Царь мира: «Ибо Бог любовь есть, и пребываяй в любви, в Боге пребывает, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16). А пребывая в вас, даст вам мирное сожитие, благоденственное пребывание, обильное пропитание для себя и домочадцев, дарует Свое святое благословение на все ваши труды, на села, на дома и скоты ваши, чтобы все умножалось и сохранялось, даст вам видеть плоды чрева вашего - как масличные леторасли окрест трапезы вашей, и узреть сыны сынов ваших. Буди на вас благословение Господне всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

ДРЕВНОСТЬ БОГОСЛУЖЕНИЯ

БРАКОСОЧЕТАНИЯ

Богослужение при бракосочетании совершается издревле. В христианстве брак благословляется со времен апостолов. Святой Игнатий Богоносец, ученик апостола Иоанна Богослова, в письме к Поликарпу пишет: «Женящимся и посягающим надлежит вступать в супружество с согласия епископа, дабы брак был о Господе, а не по страсти». Климент Александрийский (II век) указывает, что только тот брак освящается, который совершается словом молитвы. Апологет III века Тертуллиан говорит: «Как изобразить счастье брака, одобряемого Церковью, освящаемого ее молитвами, благословляемого Богом?» Святые Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский свидетельствуют о священническом благословении и молитве, которыми освящалось вступление в брак. В 398 году IV Карфагенский Собор постановил, чтобы родители или вместо них избранные представляли жениха и невесту для благословения.

В настоящее время в чинопоследование брака входит обручение и венчание. В древности обручение, предшествовавшее брачному обряду, было актом гражданским;

он совершался торжественно, в присутствии многих (до 10-ти) свидетелей, которые скрепляли брачный контракт; последний представлял собою официальный документ, определявший взаимоотношения между брачующимися. Обручение сопровождалось обрядом соединения рук жениха и невесты, а жених дарил невесте кольцо. Только в X-XI в. обручение начало совершаться в церкви как обязательный церковный обряд с соответствующими молитвословиями.

Чинопоследование христианского брака, особенно в обряде обручения, образовалось под влиянием еврейских брачных церемоний. И в молитвах христианского брака имеются многие ссылки на ветхозаветный еврейский обряд.

Чин самого бракосочетания у христиан в древности совершался чрез молитву, благословение и руковозложение епископа в церкви во время литургии. (Ср. свидетельства Климента Александрийского и Тертуллиана.) Следы того, что чин бракосочетания совершался во время литургии, мы видим в чине венчания: возглас литургии «Благословенно Царство», мирная ектения, чтение Апостола и Евангелия, сугубая ектения, возглас: «И сподоби нас, Владыко» и «Отче наш». В IV веке введено применение на Востоке брачных венков. (На Руси они были заменены деревянными и металлическими венцами.) Отделение чина венчания от литургии произошло в XII-XIII в., и в настоящее время оно обычно совершается после литургии.

В XVI в. чинопоследование брака на Руси достигло полного развития и заключало в себе все то, что мы имеем в нашем современном чине.

Древнейшими частями последования венчания нужно признать нашу третью молитву (пред возложением венцов) и 4-ю (после Евангелия), пение 127-го псалма, приобщение общей чаши вместо причащения Святых Даров и благословение брачующихся во имя Пресвятой Троицы. Позднейшее происхождение имеют две первые молитвы, чтения из Апостола и Евангелия, две последние молитвы (6-я и 7-я) по снятии венцов и молитва на разрешение венцов в 8-й день.

ОГЛАШЕНИЕ ПРЕД БРАКОМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Жених и невеста как члены Православной Церкви, по древнему обычаю, «да умеют (т. е. должны знать) исповедание веры, сиречь: Верую во единаго Бога, и Молитву Господню, сие есть: Отче наш; (а также) Богородице Дево и десятословие» (Кормчая, 2, 50).

Предохраняя от вступления в незаконный брак (по степени родства), Православная Церковь ввела предварительное троекратное «оглашение» (в три ближайшие воскресения), т. е. делает известным членам прихода намерение лиц, желающих вступить в брак. Церковь также внушает вступающим в брак «предочистить», преднапутствовать себя на новое поприще жизни подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения Святых Таин.

Православные родители жениха и невесты, сохраняя древний благочестивый похвальный обычай, «предварительно благословляют» их не только по чувству родительской любви, но и от лица Господа и святых, - благословляют святыми иконами со знамениями потребностей жизни - хлебом и солью. Начало родительского благословения детям, вступающим в брак, указано в слове Божием. Так, некогда Вафуил благословил дочь свою Ревекку для супружества с Исааком (Быт. 24, 60), Рагуил дочь свою Сарру для супружества с Товием (Тов. 7, 11-12).

ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ БРАКА

Чинопоследование брака положено всегда совершать в храме, и притом самым приличным временем для совершения брака указывается время после литургии.

Каждый брак полагается совершать отдельно, а не вместе несколько браков.

Чинопоследование брака состоит из: 1) чина обручения и 2) последования венчания и разрешения венцов, т. е. совершения собственно таинства.

В обручении утверждается пред Богом «глаголанное у брачущихся слово», т. е. взаимное обещание брачующихся, и в залог этого им дают перстни; в венчании же благословляется союз брачующихся и испрашивается на них благодать Божия. В древности обручение совершалось отдельно от венчания. В настоящее время венчание обычно следует тотчас за обручением.

Чин обручения. Пред обручением священник полагает для освящения на престоле с правой стороны кольца («перстни») брачующихся (одно возле другого), при этом серебряное (которое после перемены достается жениху) полагается на престоле с правой стороны от золотого. Кольца полагаются на престоле в знак того, что союз обручаемых скрепляется десницей Всевышнего и что брачующиеся поручают свою жизнь Промыслу Божию.

Для обручения священник, облачившись в епитрахиль и фелонь, выходит из алтаря чрез царские врата. Он выносит с собой в предшествии светильника крест и Евангелие и полагает их на аналое среди храма. Крест, Евангелие и свеча служат знаками невидимого присутствия Христа Спасителя.

Обручение совершается в притворе храма или при самом входе в храм (в «преддверии храма»).

Священник (трижды) благословляет крестообразно сперва жениха, а потом невесту зажженною свечой, которую потом вручает каждому, показывая тем, что в браке преподается свет благодати совершаемого таинства и что для вступления в брак необходима чистота жизни, сияющая светом добродетели, почему зажженные свечи не даются второбрачным как уже не девственным.

Потом (по Уставу) священник кадит их крестовидно , указывая на молитву и преподание благословения Божия, символом которых служит фимиам, как средство к отражению всего враждебного чистоте брака. (В настоящее время каждение жениха и невесты пред обручением не совершается.)

После этого священник творит обычное начало: «Благословен Бог наш...» и произносит мирную ектению, в которой содержатся прошения о брачующихся и о спасении их, о ниспослании им любви совершенной и сохранении их в единомыслии и твердой вере.

После ектении священник вслух читает две молитвы, в которых испрашивается обручающимся благословение Божие, единомыслие, мирная и непорочная жизнь и проч. При этом воспоминается брак Исаака и Ревекки как образец девства и непорочности для брачующихся. В это время диакон идет в алтарь и приносит с престола перстни.

Священник, взяв сперва золотой перстень, трижды осеняет жениха на его главе, произнося (трижды):

«ОБРУЧАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (имя) РАБЕ БОЖИЕЙ (имя) ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА, АМИНЬ», и полагает перстень на палец правой руки (обыкновенно на четвертом пальце).

Точно так же вручает серебряный перстень невесте с произнесением слов: «ОБРУЧАЕТСЯ РАБА БОЖИЯ (имя) РАБУ БОЖИЮ...».

После этого кольца трижды переменяются, и, таким образом, перстень невесты остается как залог у жениха, а перстень жениха - у невесты.

Вручением перстней священник напоминает брачующимся о вечности и непрерывности их союза. Происходящая затем троекратная перемена перстней указывает на взаимное согласие, которое должно быть всегда между супругами, а совершение ее восприемником или кем-либо из родственников показывает, что на взаимное согласие брачующихся есть согласие и их родителей или родственников.

Возложив перстни на десницы обручающихся, священник произносит молитву обручения, в которой просит Господа, чтобы Он благословил и утвердил обручение (греч. aёёabоna - залог, ср. 2 Кор. 1, 22; 5, 5; Еф. 1, 14), подобно тому как Он утвердил обручение Исаака и Ревекки, благословил положение перстней благословением небесным, сообразно с силою, явленною перстнем в лице Иосифа, Даниила, Фамари и блудного сына, упоминаемого в евангельской притче, утвердил обручающихся в вере, единомыслии и любви, и даровал им Ангела Хранителя во все дни их жизни.

Наконец, произносится краткая ектения: «Помилуй нас, Боже...», какая бывает в начале утрени, с присоединением прошения об обручающихся. Этим оканчивается обручение. Обыкновенно за этим отпуста не бывает, а следует венчание.

В настоящее время, по принятому обычаю, священник возглашает: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и при пении 127-го псалма: «Блажени вси боящиися Господа», восторженно рисующего блага богобоязненной семьи, брачующиеся с зажженными свечами, в предшествии священника приводятся к поставленному среди храма аналою с крестом и Евангелием. (Псалом должен, по Уставу, петь сам священник, а не диакон и не певец, и к каждому стиху псалма народ, а не только певцы, отвечает припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Такое исполнение псалма было принадлежностью древнего богослужения соборных церквей в самые великие праздники.)

Последование венчания. Пред началом венчания, приведя брачующихся пред аналой, священник, по Уставу, должен объяснить им, что такое христианский брак как таинство и как жить в супружестве богоугодно и честно.

Потом он спрашивает жениха и невесту, имеют ли они благое непринужденное взаимное согласие и крепкое намерение вступить в брак и не обещались ли они другому лицу.

Такой вопрос: «Не обещался ли еси иной (или иному)?» - предлагаемый жениху и невесте, не только означает, не давал ли формального обещания жениться на другой женщине или выйти замуж за другого, но также означает: не вступал ли в отношения и незаконную связь с другой женщиной или с другим мужчиной, налагающие определенные нравственные и семейные обязанности.

После положительного ответа брачующихся о добровольном вступлении их в брак совершается венчание, состоящее из великой ектении, молитв, возложения венцов, чтения слова Божия, питья общей чаши и хождения вокруг аналоя.

Диакон возглашает: «Благослови, владыко».

Священник творит начальный возглас: «Благословенно Царство», и произносится диаконом мирная ектения, в которой прилагаются прошения о брачующихся, о их спасении, о даровании им целомудрия, о рождении от них сынов и дщерей и о Божием покровительстве им во все дни жизни.

После ектении священник читает три молитвы о сочетающихся браком, в которых молит Господа благословить настоящий брак, подобно тому как Он благословил браки ветхозаветных праведников, - даровать сочетающимся мир, долгоденствие, целомудрие и друг ко другу любовь, и сподобить их видеть чада чад и исполнить дом их пшеницы, вина и елея.

По окончании молитв священник, приняв венцы, поочередно осеняет ими крестообразно жениха и невесту (давая целовать самый венец) и возлагает на их главы как знамение и награду сохраненной ими чистоты и целомудрия до самого брака , а также как знак брачного соединения и власти над будущим потомством.

При этом священник произносит каждому из брачующихся:

«ВЕНЧАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (имя) РАБЕ БОЖИЕЙ (имя)» или «РАБА БОЖИЯ (имя) РАБУ БОЖИЮ (имя), ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА».

После возложения венцов священник трижды благословляет жениха и невесту вместе обычным иерейским благословением, произнося:

«Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)».

Это возложение венцов и молитвы (во время возложения венцов) - «Венчается раб Божий… рабе Божией» и «Господи Боже наш, славою и честию венчай я», - признаются в богословии совершительными, т. е. составляющими главный момент совершения таинства Брака и запечатлевающими его, почему и самое последование священнодействия называется венчание.

Затем произносится прокимен: «Положил еси на главах их венцы», и после прокимна читается Апостол и Евангелие, из которых в первом (Еф. 5, 20-33) раскрывается учение о существе и высоте христианского брака, обязанностях мужа и жены и показывается первоначальное

установление и знаменование брака, а во втором (Ин. 2,

1-11) - повествованием о посещении Иисусом Христом брака в Кане Галилейской и о претворении там воды в вино показывается богоугодность христианского брака и присутствие в нем благословения и благодати Божией.

После прочтения Евангелия произносится ектения: «Рцем вси», и после возгласа - молитва о брачующихся, в которой испрашивается им у Господа мир и единодушие, чистота и непорочность, достижение маститой старости и непрерывное соблюдение заповедей Божиих.

Молитва о брачующихся заключается просительной ектенией за всех верующих (с древним ее началом от прошения «Заступи, спаси») и пением молитвы Господней, соединяющей сердца всех в одном духе молитвы, чтобы таким образом возвысилось само торжество брака и умножилось излияние благодати не только на сочетавшихся браком, но и на всех верующих. Затем следует преподание мира и молитва главопреклонения.

После этого приносится «общая чаша» с вином, в воспоминание того, как Господь благословил вино на браке в Кане Галилейской; священник благословляет ее с молитвой и трижды преподает брачующимся поочередно. Вино подается жениху и невесте из общей чаши в знак того, что они должны жить в неразрывном союзе и делить между собою чашу радостей и скорбей, счастье и несчастье.

Преподав общую чашу, священник соединяет правые руки новобрачных, покрыв их епитрахилью, как бы связав их руки пред Богом, знаменуя тем их соединение во Христе, а также то, что муж чрез руки священника получает жену от самой Церкви, и обводит новобрачных троекратно вокруг аналоя, на котором лежат крест и Евангелие. Это хождение образом круга вообще означает духовную радость и торжество брачующихся (и Церкви) о совершающемся таинстве и выражение их твердого обета, данного пред Церковью, вечно и верно хранить свой супружеский союз. Обхождение совершается три раза - во славу Святой Троицы, Которая таким образом призывается во свидетельство обета.

Во время обхождения поются три тропаря. В первом из них: «Исаие, ликуй...» - прославляется воплощение Сына Божия, Его рождение от преблагословенной Девы Марии и тем торжественно напоминается о Божественном благословении чадорождения.

Во втором тропаре: «Святии мученицы...» - прославляются и призываются к молению за нас подвижники и мученики, наряду с которыми как бы поставляется и венчанная чета как победившая искушения, сохранившая целомудрие и теперь выступающая на подвиг жизни в супружестве. По их примеру новобрачным внушается побеждать в своей жизни все диавольские искушения, чтобы удостоиться венцов небесных.

Наконец, в третьем тропаре: «Слава Тебе, Христе Боже» - прославляется Христос как похвала апостолов и радость мучеников и вместе радость и слава новобрачных, надежда и помощь их во всех обстоятельствах жизни.

После троекратного обхождения священник снимает венцы с новобрачных и при этом говорит каждому из них особые приветствия, в которых желает им возвеличения от Бога, веселия, умножения потомства и хранения заповедей. Затем он читает две молитвы, в которых просит Бога благословить сочетавшихся браком и ниспослать им блага земные и небесные.

По принятой практике после этого читается молитва на разрешение венцов «в осьмый день». И бывает отпуст.

После этого обычно следует многолетствование, иногда предваряемое кратким молебном, и поздравление новобрачных.

РАЗРЕШЕНИЕ ВЕНЦОВ «В ОСЬМЫЙ ДЕНЬ»

В Требнике после чина венчания помещена «Молитва на разрешение венцев, во осьмый день». В древности вступившие в брак семь дней носили венцы, а в восьмой день слагали их с молитвой священника. Венцы в древности были не металлические, а простые венки из миртовых или масличных листьев, или другого какого невянущего растения. В настоящее время молитва на разрешение венцов читается прежде отпуста венчания.

ПОСЛЕДОВАНИЕ О ВТОРОБРАЧНЫХ

Брак в Православной Церкви по смерти одного из супругов или по законном разлучении может быть совершаем во второй и третий раз. Но Церковь, согласно со словом Божиим, не с одинаковым уважением смотрит на все три брака и не с одинаковой торжественностью благословляет второй брак и третий брак, как первый. Она учит, что согласнее с духом христианства довольствоваться одним браком. Сообразно с высокой чистотой жизни, представляемой нам Евангелием, второй и третий брак Церковь

допускает как некоторое несовершенство в жизни христианина, снисходя только немощи человеческой в предохранение от греха. Святой Иустин мученик, писатель II века, говорит, что «вступающие во второй брак у нашего Учителя (Иисуса Христа) считаются грешными». Василий Великий пишет, что второй брак есть только врачевство против греха. По словам Григория Богослова, «первый брак есть закон, второй - снисхождение». По 17 правилу святых апостолов, «кто по святом крещении двумя браками обязан был, тот не может быть епископ, ни пресвитер, ни диакон». По 7-му правилу Неокесарийского Собора ( 315 г.), двоеженец имеет нужду в покаянии. Еще более строго смотрит Церковь на третий брак, усматривая в нем преобладающую чувственность. В древности двоеженцу назначалось от 1 до 2-х лет, а троеженцу - от 3-х до 5-ти лет отлучения от Евхаристии.

Согласно с постановлениями и мнением апостолов и святых отцов Церкви о втором браке, последование его излагается в Требнике короче, чем последование венчания новобрачных, и не имеет уже всей торжественности первого. Молитвенные благожелания Церкви второбрачным и прошения о них изложены сокращеннее, чем в чине венчания первобрачных, и менее радостны и торжественны потому, что исполнены чувством покаяния. Так, Церковь молится Господу о второбрачных: «Владыко Господи Боже наш, всех щадяй и о всех промышляяй, тайная ведый человеческая, и всех ведение имеяй, очисти грехи наша и беззаконие прости Твоих рабов, призываяй я (их) в покаяние... ведый немощное человеческаго естества, Создателю и Содетелю… соедини (их) к друг другу любовию: даруй им мытарево обращение, блудницы слезы, разбойниче исповедание... очисти беззакония рабов Твоих: зане зноя и тяготы дневныя и плотскаго разжжения не могуще понести, во второе брака общения сходятся: якоже законоположил еси сосудом избрания Твоего Павлом апостолом, рекий нас ради смиренных: лучше есть о Господе посягати, нежели разжизатися… никтоже бо бысть безгрешен, аще и един день живота его есть, или кроме порока, токмо Ты един еси плоть носяй безгрешно, и вечное нам даровавый безстрастие».

Последование о второбрачных в основном подобно тому, которое совершается над вступающими в первый брак, но излагается короче.

При обручении второбрачных они не благословляются свечами. Из великого последования венчания не читается молитва на обручение «Господи Боже наш, отроку патриарха Авраама сшествовавый» и после этой молитвы не бывает ектении «Помилуй нас, Боже».

При венчании второбрачных:

не поется 127-й псалом;

брачующиеся не вопрошаются о добровольном их вступлении в брак;

в начале венчания не произносится «Благословенно Царство» и великая (мирная) ектения;

молитвы 1-я и 2-я на венчании другие (покаянные).

В Большом Требнике пред последованием о второбрачных печатается «Главизна Никифора, патриарха Константинопольского» (806-814 гг.), в которой сказано, что двоеженец не венчается, т. е. что на него не должно возлагать венца при бракосочетании.

Но этот обычай не соблюдается ни в Константинопольской Церкви, ни в Русской, как заметил Никита, митрополит Ираклийский, в ответе епископу Константину, а потому венцы возлагаются и на второбрачных в знамение соединения и власти над будущим потомством.

Обыкновенно последование о второбрачных совершается тогда, когда вступают во 2-й или 3-й брак жених и невеста. Если же который-либо из них вступает в первый брак, то совершается «последование великого венчания», т. е. венчаются первым браком.

Примечание.

Дни, в которые не совершается венчание:

Накануне среды и пятницы в течение всего года.

Накануне воскресных и праздничных дней (двунадесятых праздников, праздников с бдением и полиелеем и храмовых).

От Недели мясопустной в течение Великого поста и Пасхальной седмицы до Фомина воскресения.

Чин обручения совершается в притворе храма или у его порога, само же таинство - чин венчания - на середине храма, т. е. в самом храме. Этим указывается на то, что место для обручения собственно не храм, а дом, и оно есть дело семейное или частное. Обручение - это важнейший акт брака у всех народов с его тщательными условиями, контрактами, поручительствами и пр. В древности это был только гражданский акт. Но так как христиане имели благочестивый обычай всякое важное дело своей жизни начинать с благословения Божия, то и здесь Церковь преподает им благословение на обручение как одно из важнейших жизненных дел, но благословляет его не в самом храме (входя в который, предлагается «отложить всякое житейское попечение»), а только в преддверии храма. Таким образом, за порог храма и таинства удаляется все, что есть в браке мирского и плотского (М. Скабалланович).

В некоторых местах на Западной Украине обручение для усиления своего значения сопровождается присягой на верность, взятой из Требника митроп. Петра Могилы и читаемой так: «Я, (имя), беру себе тебя (имя невесты) за жену и обещаю тебе верность и любовь (а невеста прибавляет еще «и послушание») супружеские; а что тебя не отпущу до смерти, так мне, Господи, помоги, в Троице Единый, и все святые».

Т. е. при каждении назнаменует крест кадилом; так совершалось в древности каждение кадилом, которое было не на цепочке, а на особом держателе.

Обряд, когда жених и невеста с зажженными свечами торжественно вводятся священником из притвора в храм, в общем напоминает собою то торжественное отведение женихом или его друзьями невесты в свой дом, которое, наряду с обручением, составляло самую суть брачного обряда в ветхозаветной религии и в римской религии. Здесь же смысл тот, что Церковь предлагает жениху ранее своего дома отвести невесту в дом Божий, чтобы получить ее из рук Божиих.

«Жених и невеста спрашиваются пред лицем Бога о добровольности и ненарушимости их намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является наиболее решающим его моментом. И в христианском браке оно - главное условие для телесного (естественного) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным (почему в христианстве не перевенчивают еврейских и языческих браков). Но что касается духовной, благодатной стороны брака, то дело Церкви только теперь и начинается. Потому-то теперь только, после заключения этого «естественного» брака, начинается церковный чин венчания» (проф. М. Скабалланович).

Вторую из этих молитв священник произносит лицом к новобрачным и при словах: «Да благословит вас», - благословляет их.

На отпусте священник напоминает новобрачным богоугодность брака (указание на брак в Кане Галилейской), святое назначение семейной жизни, проникнутой попечениями о спасении людей (воспоминанием святых равноапостольных Константина и Елены как распространителей правоверия) и назначение брака в сохранении целомудрия, чистоты и добродетельной жизни (воспоминанием великомученика Прокопия, научившего двенадцать жен от брачных одежд и радостей идти на мученическую смерть за веру Христову с веселием и радостию, как на брачный пир).

В Требнике нет указаний благословлять второбрачных свечами. Но по существующей практике пред обручением им дают зажженные свечи, которые означают свет благодати совершаемого таинства и теплоту молитвенных чувств брачующихся (Пособие по Уставу Никольского и Церк. Вестн. 1889 г.).


Литургика: Таинства и обряды


01 / 05 / 2006

Создание семьи – ответственный и необычайно важный шаг в жизни каждого взрослого человека. Решившись жениться или выйти замуж, юноша и девушка подтверждают этим свою духовную зрелость, сознавая сложность задач, какие в дальнейшем кардинально изменят их жизнь. Поэтому часто будущие супруги просят у Господа Бога помощи и поддержки, которые незримо посылает таинство венчания. Как правильно провести подготовку к венчанию , чтобы быть достойными Божией благодати? Искренняя вера и соблюдение церковных правил – два основных кита брачующихся.

Духовное очищение – важнейший принцип перед венчанием

Будущие супруги могут быть воцерковленными людьми, но это не так обязательно. Самое важное, чтобы они осознали необходимость получения благословения свыше, которое посылается таинством. Что нужно сделать при подготовке к венчанию?

  1. Жених и невеста духовное очищение сопровождают телесным. Поэтому перед венчанием необходимо несколько дней соблюдать пост . Исключаются мясные, молочные блюда, продукты, в которых есть яйца. Это поможет изменить направленность мыслей, придать чистоту помыслам. Также следует отказаться от половых контактов и покаяться на исповеди в том случае, когда они имели место;
  2. Накануне венчания будущим супругам необходимо присутствовать на вечерне, а затем исповедаться духовному отцу. Причастие брачующиеся получают утром, в день венчания. За несколько дней до венчания священник проводит доверительную и поучительную беседу с молодыми, в которой излагает самые важные каноны христианской семьи. Таких бесед может быть несколько, если священник видит в них необходимость;
  3. Молитва и покаяние – самые важные этапы подготовки к таинству. Ведь, вступая в брак, молодые люди должны быть максимально чисты и открыты перед Богом. Конечно, никто не сможет до поры открыть какой-либо обман, но ведь Отец наш Небесный все знает. Все мы грешны, поэтому, искренне сожалея о своих поступках (будь то блуд, добрачное сожительство, греховные поступки), прося прощения у Бога, через его слугу, святого отца, мы получаем прощение, умиротворение и благодать;
  4. Немыслимо скрывать что-либо на исповеди, ведь Господу все известно. И не стоит бояться открывать свою душу, ведь Господь Бог знает своих детей и радуется более об одной потерявшейся, но возвратившейся овце, чем о девяти, которые сохранены;
  5. Если новобрачные не знакомы хорошо с Библией и молитвами, перед венчанием им следует обязательно выучить молитву Господню «Отче наш» и «Символ веры» , постараться понять их духовную суть. Будет очень хорошо, если молодые прочтут хотя бы Евангелие от апостола Марка.

Трепет и волнение, которые будущие супруги испытывают перед обрядом венчания, вполне понятны. В этот период их осеняет святой дух, помогающий очистить душу и тело перед таинством. Поэтому очень важна искренняя ежедневная молитва о ниспослании благополучия в создаваемой семье.

Некоторые материальные и официальные аспекты венчания

Какая должна быть одежда, что необходимо приобрести перед венчанием? Об этом расскажут воцерковленные сёстры или же сам священник. Также об этом и мы вам поведаем:

  • Одежда невесты не должна быть вызывающей. Так, платье следует приобрести закрытое, не допускается большое декольте, обнажённая спина и руки. Обязательна фата и головной убор в виде венка или шляпки. Если платье открытое, то можно прикрыть плечи и спину фатой. Длина подвенечного платья не должна быть выше колена. Важное правило: это платье после обряда нужно хранить в семье, поэтому нельзя брать его напрокат;
  • Согласно церковным канонам, мужу при венчании следует одеть золотое кольцо , поскольку он символизирует собой солнце, как главное светило в семье, жене – серебряное (как знак меньшего светила – луны). Но это старинное правило, сейчас венчальные кольца обычно и для мужа, и для жены изготовлены из золота. Какие кольца купить молодым – решать им самим;
  • Перед венчанием следует приобрести иконы Богоматери или Отца Вседержителя (если нет дома семейной реликвии, передающейся по наследству). Они возлагаются на престол и после венчания становятся домашней святыней новосозданной семьи;
  • О венчальных свечах, бутылке церковного вина или кагора, белоснежном плате , на который будут становиться новобрачные, также необходимо позаботиться заранее. Их можно купить в иконных лавках при храмах или в специальных магазинах, где продаётся должным образом освящённая продукция.

Есть некоторые официальные правила, которые могут воспрепятствовать венчанию . Будущие супруги должны их знать:

  1. В большинстве храмов венчание не проводится до тех пор, пока не заключён гражданский брак. Этим Церковь показывает уважение к государственным законам;
  2. Если кто-то из пары признает себя атеистом, сообщая, что пришёл в церковь по настоянию родителей или второй половинки, венчание не проводится;
  3. Следует учесть, что браки между родственниками до четвёртого колена также недопустимы, согласно церковным канонам. Если кто-то из пары состоял даже в гражданском зарегистрированном браке уже трижды, церковь отказывает в венчании таким людям;
  4. Если жених и невеста не крещены, то в этом нет ничего страшного: они могут в любое время пройти через таинство крещения, прослушать несколько духовных бесед – и далее венчаться.

Все вопросы, возникшие перед венчанием, необходимо согласовывать с настоятелем того храма, где вы планируете соединить себя брачными узами. Нет нерешаемых вопросов, поэтому духовный отец всегда придёт вам на помощь, назначив покаяние или говение. Главное перед венчанием: идти под венец с верой в чистом сердце, желанием создать счастливую семью, твёрдо и непоколебимо выполнять свой супружеский долг до тех пор, пока вас не разлучит смерть.

Сегодня немногие пары решаются обвенчаться. Причин тому много, и одной из главных служит трепет перед таинством, ведь венчание имеет, прежде всего, духовное значение. А потому, что венчание процедура не такая частая, не все знают какие правила ее проведения в церкви, что нужно для венчания и как оно проходит. Пробелы в знаниях нужно восполнять, а потому разбираемся с основными правилами венчания в церкви вместе.

Когда венчание невозможно?

Существуют правила, при невыполнении которых, венчание в церкви не состоится:

  1. Не допускается вступление в брак более 3 раз.
  2. Люди, состоящие в близкой степени родства (до 4 ступени) не могут вступать в брак. При духовном родстве – кум и кума, крестный родитель и крестник, венчание тоже не допускается.
  3. Венчание невозможно, если невеста или жених объявляют себя атеистами и собираются венчаться по посторонним мотивам.
  4. Не будут венчать пару, если один из них не крещен и не хочет креститься перед венчанием или исповедует другую веру.
  5. Если один из будущих супругов состоит в браке (гражданском или церковном). Гражданский нужно расторгнуть, а при церковном браке необходимо испросить разрешения у архиерея на расторжение и заключение нового.
  6. Венчание производится после государственной регистрации брака.

Что нужно для венчания в церкви?

Во время подготовки к венчанию нужно не забыть про следующие вещи:

  1. Платье для венчания должно быть скромным – без глубокого декольте и разрезов, руки и ноги закрыты. Также по традиции у венчального платья должен быть шлейф, считается, чем длиннее шлейф, тем счастливее будет супружеская жизнь. Ну и конечно, наряд невесты должен быть дополнен фатой.
  2. Обручальные кольца, которые нужно заранее отдать освятить священнику. Раньше кольца для венчания были разными – золотое (солнце) у мужа и серебряное (луна) у жены. Сейчас уже этой традиции не придерживаются.
  3. Для молодоженов обязательны нательные крестики.
  4. Потребуется полотенце или кусок белого полотна, на котором будут стоять молодожены.
  5. Так как обряд венчания занимает длительное время, то стоит позаботиться об удобной обуви.
  6. Во время венчания невеста и жених держат иконы, их нужно предварительно освятить.

Что нужно сделать перед венчанием?

Наверняка, многих волнует вопрос, как подготовиться к венчанию, ведь важна не только чистота одеяния. Сегодня от венчающихся целомудрия уже не требуют, но перед таинством от некоторых вещей следует воздержаться. Так в день венчания, начиная с полуночи следует воздержаться от половых контактов, приема пищи, алкоголя и курения. В храме молодые исповедуются и причащаются, после чего переодеваются в венчальные одежды.

Как проходит обряд венчания?

Полностью описать обряд венчания, конечно, невозможно, да и не нужно – всю красоту и святость обряда можно понять, только пройдя это таинство. Но некоторые моменты все же оговорить стоит. Например, важно знать, сколько длится венчание. Время проведения обряда не менее 40 минут. Обусловлено это тем, что сейчас проводится и обручение, и венчание вместе, тогда как раньше эти обряды проводились в разное время. Поэтому нужно подумать не только о комфортной обуви, но и о выносливых и высоких шаферах – им предстоит держать венцы над головами венчающихся.

Первым следует обряд обручения, в его начале священник выдает молодым свечи, поэтому невесте нужно будет или не брать свой букет в церковь или отдать его на время кому-либо из присутствующих. После обручения будущие супруги проходят в центр храма, где происходит таинство венчания. Далее следует чтение молитв, возложение венков на головы молодых. В зал выносят чашу с вином, которая символизирует все беды и радости семейной жизни, вино отпивают трижды маленькими глотками. Завершает обряд венчания проход супругов вокруг аналоя и чтение священником назидания.