Исмаил аль бухари. Жизнеописание имама аль-бухари

«САХИХ» АЛЬ-БУХАРИ

МУХТАСАР


Введение

Мухтасар «Сахих» имама аль-Бухари пользуется в мусульманском мире непререкаемым авторитетом. Все хадисы, вошедшие в этот сборник, являются достоверными, а сам он был первым из сборников, составленных по тематическому принципу и уже современниками признавался выдающимся руководством по фикху (мусульманскому праву в широком смысле этого слова). Сборник содержит 2134 хадиса.


Составитель : Имам Мухаммад бин Исма‘ил Абу ‘Абдуллах аль-Джу‘фи аль-Бухари

Перевод с арабского : Владимир (Абдулла) Михайлович Нирша, кандидат философских наук.

Электронная версия сборника была подготовлена редакцией "Сайта Крымской Молодежи" во Имя Аллаха, Милостивого, Милосердного.

"Сайт Крымской Молодежи" http://www.crimean.org


От переводчика


Уважаемый читатель!

Книга, перевод которой ты держишь в своих руках, заключает в себе часть сунны, второй по важности после Корана основы вероучения Ислама, и пользуется в мусульманском мире непререкаемым авторитетом.

Это объясняется целым рядом обстоятельств.

Первое и самое важное состоит в том, что эта книга, как уже было сказано, содержит в себе часть сунны пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Иначе говоря, она содержит в себе многочисленные примеры из его жизни, что должно служить образцом и руководством как для мусульманской общины в целом, так и для каждого мусульманина в отдельности. В Коране сказано: «И говорит он не по прихоти (своей)…» Это значит, что все слова и, соответственно, поступки пророка, да благословит его Аллах и приветствует, были продиктованы не его личными пристрастиями, а внушались ему свыше. В Коране также сказано: «Посланник Аллаха - прекрасный пример для вас…» , что является прямым велением Аллаха людям брать пример с пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Более того, подчинение пророку, выражающееся в следовании его примеру, приравнивается в Коране подчинению Самому Аллаху, так как Аллах Всевышний сказал: «Повинующийся посланнику повинуется Аллаху» .

Во-вторых, сунна служит для верующего надёжным критерием, позволяющим ему отделять всевозможные нововведения в сфере религии, возникшие уже после смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от того, что действительно исходит от Аллаха. Таким образом, сказанного вполне достаточно для того, чтобы понять, чем является сунна для настоящего мусульманина.

В-третьих, предлагаемый вниманию читателя сборник хадисов, составителем которого является имам аль-Бухари, является наиболее авторитетным сборником такого рода.

Сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, начали записывать хадисы ещё при его жизни. Впоследствии эта работа продолжалась, и с середины VII века начали появляться первые сборники хадисов, объединявшие в себе сообщения от одного передатчика /муснад/, а через некоторое время - и тематические сборники /мусаннаф/.

Вполне естественно, что, поскольку существовало огромное количество хадисов, во многих случаях передававшихся по памяти, самое пристальное внимание уделялось вопросу об их достоверности. В связи с этим в мусульманской науке постепенно сложилась особая дисциплина исследования хадисов - выявление степени их достоверности через критику надёжности иснадов. Качество иснада рассматривалось как гарантия достоверности хадиса. Так, для мухаддисов было важно установить наличие непрерывной цепи передатчиков, которые именовались “риджаль” (люди; мужи), и поэтому они выясняли их полные имена, годы жизни и факты биографии, чтобы удостовериться в том, что передатчики могли встречаться друг с другом, и дать оценку их нравственным качествам, способности правильно воспроизводить услышанное и так далее. Проверка правдивости передатчиков хадисов получила название “аль-джарх ва-т-та‘диль” (отвод и подтверждение), а собирание и изучение всех доступных данных о мухаддисах привело к возникновению особого направления - “ма‘рифат ар-риджаль” (знание о мужах). Следствием этого стало составление огромных справочников с биографиями передатчиков хадисов и указаниями на то, в какой мере они заслуживают доверия. Была разработана особая терминология, связанная с оценкой степени достоверности хадисов, а сами они были разделены на три группы: достоверные /сахих/, хорошие /хасан/ и слабые /да‘иф/. При проверке хадисы классифицировались также и по другим признакам в зависимости от особенностей иснада и матна, количества передатчиков, путей передачи и целого ряда других факторов.


1. “Аль-джами‘ ас-сахих” имама аль-Бухари (ум. в 870/256 году хиджры).

2. “Сахих” имама Муслима бин аль-Хаджжаджа аль-Кушайри (ум. в 875/261 г.х.).

3. “Сунан” Абу Дауда Суляймана бин аль-Аш‘аса ас-Сиджистани (ум. в 888/275 г.х.).

4. “Сунан” Мухаммада бин ‘Исы ат-Тирмизи (ум. в 892/279 г.х.).

5. “Сунан” Ахмада бин Шу‘айба ан-Наса’и (ум. в 915/303 г.х.).

6. “Сунан” Ибн Маджи (ум. в 886/273 г.х.).


“Аль-джами‘ ас-сахих” имама аль-Бухари стоит в этом списке на первом месте не случайно. Все хадисы, вошедшие в этот сборник, являются достоверными, а сам он был первым из сборников, составленных по тематическому принципу /мусаннаф/ и уже современниками признавался выдающимся руководством по фикху (мусульманскому праву в широком смысле этого слова).

Имам Мухаммад бин Исма‘ил Абу ‘Абдуллах аль-Джу‘фи аль-Бухари родился 11 шавваля 194/21 июля 810 г. в семье иранского происхождения в Бухаре, а умер 30 рамадана 256/31 августа 870 г. в селении Хартанк близ Самарканда. В возрасте шестнадцати лет он совершил паломничество в Мекку вместе с матерью и братом, после чего некоторое время прожил в Аравии. Имам аль-Бухари уже в юном возрасте обнаружил огромные способности, любовь к науке и большое благочестие. В поисках хадисов он путешествовал по многим городам Ближнего и Среднего Востока, где, по его собственным словам, повстречал более тысячи мухаддисов. После возвращения в Бухару имам продолжил свою работу, всего же на составление “Сахиха” ушло около шестнадцати лет. Как сообщается, имам аль-Бухари проверил шестьсот тысяч хадисов, которые были в ходу в то время, не считая двухсот тысяч, записанных им у своих учителей и информаторов. Из всего этого громадного количества материалов он отобрал для своего сборника всего лишь около семи тысяч трёхсот хадисов, а с учётом того, что многие из них повторяются с небольшими изменениями как варианты, на самом деле их количество ещё меньше. Это лишний раз свидетельствует о том, как тщательно аль-Бухари относился к выполнению поставленной им перед самим собой задачи и сколь высоки были критерии отбора и проверки.

Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрагим аль-Джуфи вошел в историю под именем Имам Мухаммад аль-Бухари (810-870 гг.). Абу Абдуллах Мухаммад стал автором величайшего свода хадисов «Ал-джаме ус-сахих» («Сборник достоверных хадисов», известный как «Сахих аль-Бухари»). Уже при жизни он был удостоен звания «Повелителя правоверных». В области науки о хадисах имам аль-Бухари достиг таких высот, что однажды имам Муслим, целуя его в лоб, произнес слова достойные великого признания: «Позволь мне поцеловать тебе и ноги, о учитель учителей, господин мухаддисов и врачеватель хадисов».
Имам аль-Бухари родился в 194/810-811 году в селении Хартанг близ древней Бухары, города, ставшего крупнейшим центром развития ремесел, торговли, науки и искусств. После завоевания Хорасана мусульманами дед Абу Абдуллаха Мухаммада под влиянием правителя Бухары принял Ислам. Абу Абдуллах Мухаммад был богатым, уважае-мым человеком, и слыл одним из авторитет-ных рассказчиков хадисов. Отец аль-Бухари во многих воспоминаниях современников описывается как высокообразованный и интеллектуальный человек. Исмаил лишился отца в детстве, к тому же, будучи ребенком, потерял зрение. Его попечителем стала мать, которая с верой во Всевышнего и упорством лечила его от слепоты. И вот однажды она увидела во сне пророка Ибрахима (а.с.), который сказал: «Аллах вернул зрение твоему сыну благодаря твоим многочисленным мольбам». Мудрая и одухотворенная женщина воспитывала сына в вере в Аллаха, в традиции любви к различным наукам, поэтому дала Исмаилу достойное образование. Будучи ребенком, он уже обладал уникальной, незаурядной памятью. В возрасте 7 лет Исмаил изучил Священный Коран. В возрасте 10 лет знал наизусть несколько тысяч хадисов. Когда ему было одиннадцать лет, он однажды на уроке исправил ошибку учителя в одном хадисе, в результате чего получил похвалу. Этот случай возвысил его среди соучеников.
К 16 годам юный аль-Бухари в знании Ислама мог посоперничать с маститыми богословами Бухары. Абу Джа‘фар Мухаммад бин Абу Хатим аль-Варрак вспоминал: «Однажды я спросил Абу ‘Абдуллаха аль-Бухари: «Как ты начал изучать хадисы?». Он ответил: «Мысль о необходимости запоминать хадисы была внушена мне, когда я только начинал учиться, и было мне десять лет или менее того. Потом я покинул школу и учился то у одного, то у другого учителя. Когда мне исполнилось шестнадцать лет, я уже помнил наизусть книги Ибн аль-Мубарака и Ваки‘а и знал их высказывания…»
Когда аль-Бухари был ещё юношей, жители Басры постоянно просили его читать хадисы. Вблизи пыльных дорог, вокруг безусого юнца, собирались тысячи слушателей, большинство из которых записывали то, что он им говорил.
Исчерпав все возможности получения знаний в Бухаре, шестнадцатилетний юноша в сопровождении матери и брата отправился в Священную Мекку, город пророка Исмаила (а.с.), его матери Хаджар (р.а.) и родину последнего посланника Бога, пророка Мухаммеда (с.а.с.).
Вскоре мать и брат аль-Бухари покинули Мекку. Сам же Исмаил оставался в Хиджазе в течение 4-х лет. Постигая науку о хадисах, аль-Бухари в течение нескольких лет совершил путешествие по разным провинциям Халифата. Он прослушал хадисы более чем у тысячи шейхов, собрав все «достоверные» (сахих) предания о высказываниях и поступках Пророка Мухаммеда (с.а.с.).
Аль-Бухари побывал во многих городах исламского мира, начиная с Хорасана до Ирака, Египта и Сирии. Во время этих путешествий он участвовал в собраниях-маджлисах видных рассказчиков хадиса, среди которых были такие знаменитые ученые, как имам Ахмед ибн Ханбал, руководитель мазхаба ханбалитского толка, и Яхья ибн Моин.
Точная дата начала составления блистательного сборника аль-Бухари с названием «Сахих-уль-Бухари» неизвестна. В своих воспоминаниях автор напишет: «…когда мне исполнилось восемнадцать лет, я стал классифицировать сведения о сподвижниках и последователях, а также их высказывания». Однако история повествует, что по завершению написания этой книги аль-Бухари представил свой труд на рассмотрение своим учителям: имаму Ахмаду ибн Ханбалю, умершему в 241 г.х., Ибн-уль-Мадини, умершему в 234 г.х., и Ибн Моину, умершему в 233 г.х. Также имеются свидетельства, что вся работа по сбору хадисов и составлению свода заняла 16 лет. Эти сведения указывают на то, что работа по сбору сокровищницы хадисов была начата не позже 217 г.х. В это время имаму аль-Бухари было 23 года.
Современники свидетельствуют, что аль-Бухари знал наизусть несколько десятков тысяч «достоверных хадисов» и несколько десятков тысяч «недостоверных». Свои занятия учитель хадисов проводил в торжественной атмосфере. Рассказывают, что в Багдаде на них присутствовало до двадцати тысяч человек.
При чтении хадисов три человека громким голосом всегда вторили учителю, тем самым давая возможность присутствующим их записывать.
Хашид бин Исма‘ил рассказывал: «В Басре Абу Абдуллах Мухаммад бин Исмаил аль-Бухари, который был тогда ещё юношей, посещал с нами разных шейхов, являвшихся знатоками хадисов, но ничего не записывал. Через несколько дней мы стали говорить ему: “Ты посещаешь вместе с нами разных шейхов и ничего не записываешь, но почему ты так делаешь?”. Через шестнадцать дней он сказал нам: “Поистине, вы много говорите и досаждаете мне! Покажите-ка, что вы записали”. Мы достали наши листы, где было записано более пятнадцати тысяч хадисов, и он стал читать всё это наизусть, а мы даже принялись исправлять наши записи в соответствии с тем, что он читал по памяти. Потом он спросил: “Вы и теперь считаете, что я посещаю разных шейхов ради шутки и попусту растрачиваю свои дни?” − и после этого нам стало ясно, что опередить его не сможет никто…».
Посещение главных городов мусуль-манского мира Мекки, Медины, Басры, Куфы, Каира, Нишапура, Багдада и других заняло 40 лет жизни имама аль-Бухари. Когда он пребывал в Багдаде, где жило много богословов-арабов, аль-Бухари подвергли испытанию. Богословы выбрали сто хадисов, изменили имена рассказчиков и внесли изменения в текст. Затем прочли эти хадисы аль-Бухари и спросили его мнение. Он к тому времени знал наизусть 600 тысяч хадисов, поэтому с легкостью исправил привнесенные богословами ошибки. Назвал имена рассказчиков и зачитал наизусть правильный текст, тем самым удивил и восхитил ученых.
Высокое положение и слава аль-Бухари привлекали к нему многих любителей хадисов, которые приезжали издалека только для того, чтобы услышать его. Историки и библиографы аль-Бухари считают, что число людей, учившихся у него хадисам, достигало девяносто тысяч человек. Среди его учеников встречаются имена людей, ставших известными и почитаемыми рассказчиками хадисов в истории Ислама.
Несомненно, важнейшей книгой хадисов в Исламе считается «Сехах-е ситте» («Достоверные шесть книг»). Но среди этих шести книг есть свод «Аль-джами‘ ас-сахих», который обычно называют кратко «Сахих аль-Бухари», является важнейшей.
Основной причиной, побудившей аль-Бухари к составлению “Сахиха”, послужило сомнение в достоверности ходивших в быту многочисленных хадисов. К тому же, шейх Исхак бин Рахавайхи хотел собрать воедино одни лишь «достоверные» хадисы и побуждал к этому своих учеников, говоря им: «Было бы прекрасно, если бы вы составили краткий свод хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение)».
Кроме того, решимость молодого человека укрепил сон, в котором увидел себя стоящим перед Посланником Аллаха (мир ему), с веером в руках и защищающим его. Данное видение было истолковано аль-Бухари как указание на то, что он не должен позволить лжи коснуться Посланника Аллаха (мир ему).
В процессе работы имам аль-Бухари проверил около шестисот тысяч хадисов. А созданный им свод «Aл-джаме ус-сахих» стал наилучшей книгой после Книги Всемогущего и Всевышнего Аллаха, что соответствует единодушному мнению членов мусульманской общины, принявшей его с того самого дня, когда он был завершён.
Чтобы отделить «достоверные» хадисы от «недостоверных», аль-Бухари установил критерий и проанализировал хадисы согласно этому критерию. Критерий аль-Бухари по установлению достоверных хадисов называется «условием Бухари». Проявив свойственный мухаддисам того времени принципиальность и критицизм, аль-Бухари проверил 600 тысяч бытовавших в то время хадисов. Кроме того, еще 200 тысяч, которые он сам записал из уст своих учителей. Из этого многочисленного количества преданий аль-Бухари отобрал в качестве «безупречных» около 7400 хадисов, из которых, если сократить повторяющиеся хадисы, останется около четырех тысяч «достоверных».
Аль-Бухари трудился над созданием критерия в течение шестнадцати лет. Рассказывают, что после выявления каждого достоверного хадиса аль-Бухари совершал ритуальное омовение и намаз, затем включал хадис в книгу. Книга знаменита и тем, что это первый сборник хадисов, который составлен по принципу мусаннаф, то есть с классификацией хадисов по сюжетам («ала-л-абваб, в отличие от сборников типа муснад, где хадисы классифицировались по именам самых ранних передатчиков - ала-р-риджал).
Принцип построения позволил аль-Бухари расширить круг преданий: включить хадисы самого разнообразного содержания - юридические, исторические, биографические, этические, медицинские. Свой свод хадисов он разбил на 97 книг с 3450 главами (название каждой главы указывает тему содержащихся в ней хадисов), которые заключают 7397 хадисов с полным иснадом.
Ас-Сахих аль-Бухари современниками был признан выдающимся руководством по фикху. К Х веку «Сахих-е Бухари», наряду с ас-Сахихом Муслимом, занимает первое места среди собраний суннитской традиции, и составляет основу мусульманской Сунны.
Для большинства суннитов «Сахих-еБуха-ри» является второй книгой после Корана.
За свою жизнь выдающийся ученый написал двадцать пять книг, некоторые из них, к сожалению, не дошли до наших дней. К числу сочинений аль-Бухари относятся такие книги, как “Аль-асма ва-ль-куна”, “Ат-тарих аль-кабир” (Великая история), “Ас-сунан фи-ль-фикх”, “Хальк аф‘аль аль-‘ибад”, “Аль-адаб аль-муфрад” и “Аль-кира’а хальфа-ль-имам”. В книге «Ат-тарих аль-кабир” («Большая история»), имеющей, с научной точки зрения, огромное значение, аль-Бухари описывает биографии сорока тысяч рассказчиков хадиса со времен Пророка (с.а.с.) и до времен автора, расположив их имена в алфавитном порядке. Аль-Бухари является автором книг по таким темам, как начало творения, рай и ад, история пророков, жизнеописание Пророка (с.а.с.), калам (науки о принципах религии). Среди сочинений аль-Бухари следует назвать и мало изученное толкование Тафсир ал-Кур’ан.
В конце жизни, находясь в зените славы, аль-Бухари решил вернуться в свой родной город Бухару. Его известность в исламском мире была столь велика, что в городах по пути на Родину его торжественно сопровождали и встречали десятки тысяч почитателей. Он жил в Нишапуре и Бухаре. Однажды по пути в Самарканд он заехал в деревню Хартанг, которая была местом его рождения, и задержался, поселившись у родственников. В день праздника после поста рамазан 256/870-71 года, в возрасте 62 лет имам аль-Бухари скончался. Похоронен имам на исторической Родине, которая сегодня является территорией Узбекистана.
В 1998 году в селении Хартанг в честь аль-Бухари, ученого с мировым именем, собирателя и кодификатора сунны, автора сборника хадисов, был возведен величественный мемориальный комплекс, включающий в себя мавзолей, мечеть, библиотеку и медресе.
Ученый богослов всю свою земную жизнь всецело посвятил науке и поклонению Аллаху. Он отличался научной смелостью, благочестием, отрешённостью от мира дольнего и стремлением к миру вечному. Он говорил: «Ни разу в жизни я ни у кого не купил ничего ценою в дирхем и никому ничего ценой в дирхем не продал». Как-то раз его спросили о том, как он покупал хлеб, на что аль-Бухари ответил: «Я поручал это кому-нибудь, и мне покупали».
Однажды аль-Бухари произнес: «Поистине, я хочу, чтобы никто не взыскал с меня за хулу, когда я встречусь с Всевышним».
Он часто постился, молился по ночам и читал Коран. В обычные дни аль-Бухари прочитывал Коран, и, завершая чтение разговением, говорил: «Мольба после завершения чтения Корана не остаётся без ответа». Сегодня знаменитый Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрагим аль-Джуфи Аль-Бухари является достоянием и гордостью.

Имя имама – Мухаммад бин Исма‘ил бин Ибрахим бин аль-Мугира аль-Бухари аль-Джу‘фи; его кунья – Абу Абдуллах.

Имам аль-Бухари родился в Бухаре в пятницу 11 числа месяца шавваль 194 года хиджры – 810 год по христианскому календарю. Он рано лишился отца и его воспитанием занимался дед – имам-хатыб одной из мечетей города.

Способности будущего хадисоведа проявились в раннем возрасте. Уже в 6 лет он наизусть читал многие суры Корана. В 16 лет он совершил паломничество в Мекку со своей матерью и братом Ахмадом. Оставшись в Мекке, он 4 года изучал хадисы под руководством знаменитого ученого хадисоведа имама Ахмада бин Ханбала, обладавшего в то время большим списком из 30 тысяч хадисов.

Аллах наделил его прекрасной памятью, что было заметно уже в детстве. Хашид бин Ис­ма‘ил рассказывал следующее: «В Басре Абу Абдуллах Мухаммад бин Исма‘ил аль-Бухари, который был тогда ещё юношей, посещал с нами разных шейхов, являвшихся знатоками хадисов, но ничего не записывал. Через несколько дней мы стали говорить ему: “Ты посещаешь вместе с нами разных шейхов, ничего не записывая, но почему ты так делаешь”” Через шестнадцать дней он ска­зал нам: “Поистине, вы много говорите и досаждаете мне! Покажите-ка, что вы записали”. Мы достали наши листы, где было записано более пятнадцати тысяч хадисов, а он стал чи­тать всё это наизусть, и мы даже принялись исправлять наши записи в соответствии с тем, что он читал по памяти. Потом он спросил: “Считаете ли вы, что я посещаю разных шейхов ради шутки и попусту растрачиваю свои дни”” После этого нам стало ясно, что опередить его не сможет никто».

Когда аль-Бухари был ещё юношей, жители Басры, желавшие слушать хадисы, ходили за ним по пятам, пока не добивались желаемого, и тогда они усаживали его на какой-нибудь дороге, после чего вокруг него собирались тысячи людей, большинство из которых записы­вали то, что он говорил, а был он в ту пору безусым юнцом.

Ещё одним доказательством того, что аль-Бухари обладал прекрасной памятью и отли­чался абсолютной точностью, может служить сообщение о том, как однажды он приехал в Самарканд, где встретился с четырьмястами знатоков хадисов. Они смешали между собой иснады (цепочку передатчиков) хадисов из Шама и Ирака и имена передатчиков и присоединили иснады одних хадисов к текстам других, после чего прочли всё это аль-Бухари, который указал, к каким ис­надам на самом деле относятся соответствующие тексты и всё привёл в должный порядок. После этого никто из них не смог найти ни одной неточности ни в одном иснаде или тексте.

Нечто по­добное имело место и в Багдаде. Сообщается также, что стоило ему прочесть книгу только один раз, как он наизусть запоминал её содержание.

Имам аль-Бухари в поисках хадисов путешествовал по многим городам Ближнего и Среднего Востока. Он собрал хадисы со слов более чем тысячи шейхов, с которыми он встречался в разных краях.

К числу самых известных шейхов аль-Бухари относятся Хаммад бин Шакир, Тахир бин Махлид, имам Ахмад бин Ханбаль, Али бин аль-Мадини, Макки бин Ибрахим аль-Балхи, Абдуллах бин Муса аль-Абси, Абу Бакр аль-Хумайди, Ибрахим бин Ма‘киль, Абу Тальха бин Али аль-Баради ан-Насафи, Ибрахим бин аль-Мунзир, Адам бин Ийас, Абдан бин Усман аль-Марвази, Абу Асим аш-Шайбани и Йахайа бин Му‘ин.

Наиболее известными передатчиками хадисов, собранных аль-Бухари, являлись имам Муслим бин аль-Хаджжадж, не включивший эти хадисы в свой “Сахих”, ат-Тирмизи, вклю­чивший эти хадисы в свой “Джами‘”, ан-Наса’и, который, как считают некоторые улемы, включил их в “Сунан”, Ибрахим аль-Харби, Ибн Абу-д-Дунйа, Абу Хатим, Абдуллах бин Мухаммад бин Наджих, аль-Хусейн бин Исма’ил аль-Махамили и многие другие.

Об имаме аль-Бухари с похвалой отзывались многие из улемов. Имам Ахмад сказал: “Не было ещё в Хорасане подобного ему”. Абу-ль-Аббас ад-Да‘ляви передал, что в послании жителей Багдада к аль-Бухари были такие слова: “Благо не покинет мусульман, пока ты будешь с ними. Не найдётся после тебя лучшего, а тебя будет недоставать”. Ибн Хузайма сказал: “Не встречал я под небосводом ни более осведомлённого о хадисах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ни того, кто помнил бы больше хадисов, чем аль-Бухари”. Ат-Тирмизи сказал: “Не видел я ни в Ираке, ни в Хорасане человека, который лучше аль-Бухари знал бы историю и разбирался в недос­татках хадисов и их иснадах”. Йахйа бин Джа’фар сказал: «Если бы я мог прибавить года своей жизни к годам Мухаммада бин Исма’ила, то я бы сделал это, так как моя смерть будет смертью простого человека, а его смерть – уходом знаний».

Имам аль-Бухари оставил после себя множество трудов, важнейшим и получившим наибольшее распространение из которых является “Аль-джами‘ ас-сахих”. К числу сочинений аль-Бухари относятся также такие книги как “Аль-асма’ ва-ль-куна”, “Ат-тарих аль-кабир”, “Ас-сунан фи-ль-фикх”, “Хальк аф‘аль аль-‘ибад”, “Аль-адаб аль-муфрад” и “Аль-кира’а хальфа-ль-имам”. Здесь нет возможности говорить о каждом из его сочинений, и поэтому придётся ограничиться указанием только на “Аль-джами‘ ас-сахих” и то место, которое он занимает среди других сводов хадисов пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Основной причиной, побудившей аль-Бухари к составлению “Сахиха”, куда вошли только достоверные хадисы, послужило то, что в сборники, составленные его современниками, на­ряду с достоверными включались и слабые хадисы. Это не нравилось имаму аль-Бухари, не забывшему о том, что его шейх Исхак бин Рахавайх хотел собрать воедино одни лишь дос­товерные хадисы и побуждал к этому своих учеников, говоря им: “Было бы прекрасно, если бы вы составили краткий свод достоверных хадисов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”. Эти слова запали в душу имама аль-Бухари, и после этого он начал собирать материалы к своему “Сахиху”.

Кроме того, его решимость укрепил сон, в котором аль-Бухари увидел, как он стоит перед посланником Аллаха с веером в руках и защищает его, что было истолковано им как указание на то, что он не позволит лжи коснуться посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Всё вышеупомянутое и побудило его заняться этим трудом, который стал лучшим из всех трудов великого имама, явился свидетельством высокого места, занимаемого имамом аль-Бухари, и сослужил великую службу исламской религии. В процессе работы имам аль-Бухари проверил около шестисот тысяч хадисов, которые были в ходу в то время. Из всего этого громадного количества материалов он отобрал для своего сборника семь тысяч двести семьдесят пять хадисов. Это лишний раз свидетельствует о том, как тщательно аль-Бухари относился к выполнению поставленной им перед самим собой задачи, и сколь высоки были критерии отбора и проверки. В ходе многолетней работы имам аль-Бухари разработал методы, применение которых позволило всю работу по сбору и систематизации хадисов поставить на серьезную научную основу. Главным его методом стал иснад, – установление цепи передатчиков конкретного хадиса, начиная от последнего и до первого его передатчика.

При этом особое значение он придавал установлению лиц, служивших первоисточником передачи, записи хадиса, перечислению лиц, передававших его дальше. В «достоверные» он относил только те хадисы, которые рассказывались людьми, являвшимися непосредственными свидетелями поступка Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или лично слышали его изречения, комментарии.

Исключительно важным для него был и нравственный облик передатчиков хадиса. Хадис, исходящий от лица, связанного с неблаговидными делами, исключался из числа достоверных. Его методы стали надежным заслоном, защищавшим Сунну Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Созданный им труд стал наилучшей книгой после Книги Всемогущего и Великого Аллаха, что соответствует единодушному мнению членов мусульманской общины, принявшей его с того самого дня, когда он был завершён, и продолжающей высоко ценить его до сих пор. Имам аль-Бухари работал над своей книгой в течение шестнадцати лет.

Аль-Бухари всецело посвящал себя науке и поклонению. Он часто говорил: “Никогда в жизни я ни у кого не купил ничего ценою в дирхем и никому ничего ценой в дирхем не про­дал”. Как-то раз его спросили о том, как он покупал хлеб, на что аль-Бухари ответил: “Я поручал это кому-нибудь, и мне покупали его”.

Аль-Бухари, да помилует его Аллах Всевышний, отличался крайней стыдливостью, смело­стью, щедростью, благочестием, отрешённостью от мира дольнего и стремлением к миру вечному. Однажды он сказал: “Поистине, я хочу, чтобы никто не взыскивал с меня за хулу, когда я встречусь с Аллахом Всевышним”. Ему были присущи чувство собственного достоинства и гордость. Сообщается, что Бакр бин Мунир сказал: «Однажды правитель Бухары эмир Халид бин Ахмад аз-Зухали послал к Мухаммаду бин Исмаилу аль-Бухари человека, чтобы тот передал ему следующее: “Доставь ко мне “Аль-джами‘”, “Ат-тарих” и другие твои книги, чтобы я услышал то, что в них написано, от тебя”. На это аль-Бухари дал его посланцу такой ответ: “Поистине, я не унижаю знание и не доставляю его к дверям людей, а если ты нуждаешься в чём-либо из этого, то сам приди либо в мою мечеть, либо ко мне домой”».

В конце жизни имам аль-Бухари переехал из своего родного города в селение Хартанк, которое в те времена находилось примерно в километре пути от Самарканда.

Имаму аль-Бухари принадлежит ведущая роль в разработке и применении принципов, дающих возможность классифицировать хадисы с учетом того, к какому источнику они относятся. Он также в числе первых разработал типологию разделения хадисов на приемлемые и отвергаемые, причин, по которым они отвергаются.

Такой подлинно титанический, критический труд по отбору хадисов дал блестящие результаты. Из600 тысяч хадисов, известных имаму аль-Бухари, в число достоверных вошли только7275, т.е. немногим более 1 процента. Но зато они исходят к 208 лицам, с которыми Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, действительно вступал в диалог.

В мусульманской литературе и всевозможных научных исследованиях о Сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было сказано уже так много, что ничего принципиально нового к этому добавить практически невозможно. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание читателя на несколько весьма важных, как представляется, моментов.

Во-первых, каждому следует отдавать себе отчёт в том, что Сунна пророка, да благословит его Аллах и приветствует, изложенная в многократно проверенных и заслуживающих доверия хадисах, представляет собой совершенно уникальное явление в истории всех религий, поскольку ни об одном из других пророков люди не имеют такого огромного количества достоверной информации.

Во-вторых, необходимо понимать, что ознакомление с хадисами требует особого подхода. Прежде всего это касается, конечно же, мусульман, для которых Сунна является прямым руководством к действию во всех их религиозных и мирских делах, а это значит, что здесь нет и не может быть того, чему можно не придавать значения.

В-третьих, влияние Сунны на жизнь целых народов, исповедующих Ислам, столь продолжительно и глубоко, что нет никакой необходимости доказывать, что психологию и логику поведения мусульманина можно понять только с учётом всех факторов, под воздействием которых происходило формирование его личности, а в этом отношении первостепенное значение Корана и Сунны неоспоримо.

В-четвёртых, знакомство с Сунной могло бы способствовать искоренению всяческих домыслов, суеверий и лжи, возводимой как на Ислам, так и на его Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что всем пошло бы только на пользу.

В своей книге “Тарих Найсабур” аль-Хаким Абу Абдуллах приводит слова Абу Амра Исма’ила, передававшего, что Абу Абдуллах Мухаммад бин Али сказал: «Я слышал, как Мухаммад бин Мухаммад бин Исмаил аль-Бухари сказал: “Я прожил в Басре пять лет, работая над своими книгами, и каждый год я совершал хаджж, после чего возвращался из Мекки в Басру. И я надеюсь, что Аллах сделает эти сочинения благословен­ными для мусульман”».

Передают со слов Абу Амра, что Абу Абдуллах сказал: “И Аллах сделал их благословенными”.

Имам Мухаммад бин Исма’ил аль-Бухари скончался в субботу, в ночь праздника разговения после наступления времени вечерней молитвы в 256 году хиджры. Заупокойную молитву по нему совершили на следующий день после полуденной молитвы, да помилует его Аллах и да будет Он доволен им.

Салих Тамиев.

Книга «Сахих» Мухаммада ибн Исмаила аль-Бухари считается среди большинства мусульман одним из самых авторитетных сборников хадисов, в достоверности которого нельзя даже сомневаться. Однако досконально изучив некоторые из преданий в этой книге, легко обнаружить, что она переполнена искажениями, подтасовками и иными видами искажения истины. Самая распространённая причина - желание скрыть пороки людей, которых почитает большинство невежественных мусульман.

Аль-Бухари скрывает незнание Умара о таяммуме

Например, Аль-Бухари передал в своей книге хадис под номером 331 от Шубы, от Хакама, от Зарра, от Саида ибн Абд ар-Рахмана аль-Асари, от его отца, который сказал: «Один человек пришёл к Умару ибн Хаттабу и сказал: „Я стал [ритуально] нечистым и не нашёл воды“. Аммар ибн Ясир сказал Умару: „Разве ты не помнишь, как мы с тобой находились в пути, и ты не совершил молитву, а я извалялся в земле и совершил молитву. Я рассказал Пророку, и он ответил: «Тебе было достаточно сделать вот так». И он ударил по земле, затем протёр лицо и руки“».

Для того, чтобы понять, какая именно проблема с этим хадисом, достаточно взглянуть в «Сахих» Муслима, где этот хадис, с той же цепочкой передатчиков выглядит следующим образом:

«Один человек пришёл к Умару ибн Хаттабу и сказал: „Я стал [ритуально] нечистым и не нашёл воды“. Умар сказал: „Не молись“. Аммар сказал: „Разве ты не помнишь, о повелитель верующих, как мы стали ритуально нечистыми и не нашли воды? Ты не стал молиться, а я извалялся в земле и совершил молитву. И Пророк сказал: «Тебе достаточно было ударить по земле, а затем протереть лицо и руки»“. Умар ответил [Аммару]: „Побойся Аллаха, о Аммар!“. Аммар сказал: „Если желаешь, я не буду говорить об этом“» (Муслим, «Сахих», хадис 368).

Этот же хадис с той частью, которую скрыл Аль-Бухари, передал Ан-Насаи в «Сунан» под номером 299, Ахмад ибн Ханбаль в «Муснаде» под номером 18053, а также другие учёные из числа противников руководства Ахль аль-Бейт.

Сразу становится ясно, что Бухари намеренно урезал содержание хадиса, дабы скрыть слова Умара: «Не молись», а также: «Побойся Аллаха, о Аммар!», поскольку невежественные люди считают, что Умар был знающим и соблюдающим человеком, а данные части хадиса говорят о том, что человек, возомнивший себя «преемником» и «наместником» Посланника Аллаха, не знал простейших вещей из религии. Либо же он знал их и намеренно говорил наперекор положениям, установленным Аллахом и Его Посланником.

Одного примера недостаточно, чтобы доказать намеренное искажение со стороны Аль-Бухари, и поэтому мы приведёт некоторые другие примеры, которые также удивительным образом связаны с пороками сподвижников.

Аль-Бухари скрывает незнание Умара значения простых арабских слов

Аль-Бухари передал хадис под номером 6863 от Сулеймана ибн Харба, от Хаммада ибн Зейда, от Сабита, от Анаса, который сказал: «Мы находились у Умара, и он сказал: „Нам было запрещено обременять себя“».

Ибн Хаджар аль-Аскаляни в «Шарх Сахих аль-Бухари» писал: «Он (то есть Аль-Бухари) передал сокращённо. Аль-Хумейди упомянул хадис от Сабита, от Анаса, что Умар зачитал: «И фрукты, и травы» (80:31), а затем сказал: «Что за травы (аль-абб) ?». Затем он сказал: «Мы не обременены этим», или «Нам не велено [рассуждать об этом]». А у Аль-Исмаили в предании Хишама от Сабита, что один человек спросил Умара ибн Хаттаба о словах Аллаха: «И фрукты, и травы»: «Что значит слово „аль-абб“ („травы“)?». И Умар сказал: «Нам было запрещено углубляться в это и обременять себя этим».

Толкование одного слова из Книги Аллаха для Умара - это углубление и обременение. Так как же подобного человека можно считать знающим и достойным места правителя мусульман? Аль-Бухари в данном случае вновь попытался скрыть невежество Умара ибн Хаттаба, а слова Ибн Хаджара аль-Аскаляни о том, что Аль-Бухари передал хадис, сократив его, не служат оправданием, поскольку сам хадис очень короткий, и в своём сборнике Аль-Бухари передал гораздо большие по размеру хадисы, и поэтому данный хадис не нуждается в сокращении.

Аль-Бухари скрывает пренебрежение Умара исламскими положениями

Аль-Бухари в книге о наказаниях передал следующие слова: «Али сказал Умару: „Разве ты не знаешь, что трость, [записывающая деяния людей], убрана от сумасшедшего, пока он не придёт в себя, от ребёнка, пока он не станет понимать, и от спящего, пока он не проснётся?“».

Человек, читающий «Сахих» аль-Бухари возможно подумает, что это весь хадис. Однако Аль-Бухари и в данном случае обрезал часть хадиса, чтобы скрыть пороки и незнание Умара. Весь хадис полностью можно обнаружить в других источниках, таких как, например, «Сунан» Абу Давуда, который передал от Усмана ибн Абу Шейбы, передал Джарир, от Амаша, от Абу Дабьяна, от Ибн Аббаса, который сказал: «К Умару привели сумасшедшую женщину, которая совершила прелюбодеяние. Он посоветовался относительно неё с людьми и велел забить её камнями. Люди пришли к Али ибн Абу Талибу, и он спросил: „Что такое?“. Ему сказали: „Умар велел забить камнями сумасшедшую женщину из рода «такого-то», которая совершила прелюбодеяние“. Али пришёл к Умару и сказал: „О повелитель верующих (согласно хадису Аль-Бухари), разве ты не знаешь, что трость, [записывающая деяния людей], убрана от сумасшедшего, пока он не придёт в себя, от ребёнка, пока он не станет понимать, и от спящего, пока он не проснётся?“. Умар сказал: „Да, я знаю об этом“. Али спросил: „Так что с этой женщиной, которую [ты приговорил] к побитию камнями?“. Умар сказал: „Ничего“. Али сказал: „Отпусти её“. Умар отпустил её, и Али стал повторять: „Аллаху акбар! Аллаху акбар!“» (хадис 4399).

Причина, по которой Аль-Бухари скрыл часть хадиса, очевидна. Умар в данной ситуации, зная, что сумасшедший человек не подлежит наказанию за то, что он совершает в этом состоянии, всё равно выносит смертный приговор женщине, открыто пренебрегая исламским законом.

Данное предание также присутствует в «Сунане» Аль-Бейхаки под номером 17212, а также в других источниках.

Аль-Бухари скрывает имя сподвижника, торговавшего вином

Аль-Бухари передал хадис под номером 2223 от Аль-Хумейди, от Суфьяна, от Амру ибн Динара, от Тавуса, от Ибн Аббаса, который сказал: «До Умара ибн Хаттаба донесли, что „такой-то“ („фулян“) продаёт вино. Умар сказал: „Да убьёт Аллах «такого-то»!“».

А теперь давайте взглянем на источник, из которого Аль-Бухари взял этот хадис - «Муснад» Аль-Хумейди. В этом сборнике с той же цепочкой передатчиков хадис звучит следующим образом: «До Умара ибн Хаттаба донесли, что Самура продаёт вино. Умар сказал: „Да убьёт Аллах Самуру!“».

Теперь становится ясно, зачем Аль-Бухари скрыл имя того, кто продавал вино. Потому что его продавал Самура ибн Джундуб - сподвижник Пророка, который автоматически считается у большинства «справедливым», «находящимся на прямом пути» и так далее. И Бухари, скрывая имя торговца вином, преследовал одну цель - скрыть, что его продавал «сподвижник».

Аль-Бухари изменяет слова, чтобы скрыть, как правильно совершать омовение

Аль-Бухари передал от Адама, от Шубы, от Абд аль-Малика аль-Майсара, от Наззаля ибн Сабра, который сказал, что Али прочитал полуденную молитву, затем сел перед людьми, пока не наступило время послеполуденной молитвы. Ему принесли воду, он попил из неё, затем омыл своё лицо и руки, и он «упомянул» его голову и ноги. Затем встал, выпил остаток воды и сказал: «Люди считают питьё воды стоя нежелательным действием, а Пророк, да благословит Аллах его и его род, совершил то же, что я совершил [только что]».

Даже у самого ярого сторонника Аль-Бухари должен возникнуть вопрос, почему в описании омовения Имама Али возникает странное слово «упомянул». Как можно упомянуть какую-то часть тела? Несомненно, это искажение изначального хадиса, свидетельствующего о том, как Имам Али совершал омовение. Однако зачем вообще потребовалось это делать? Очевидно, что «упомянул» не Имам Али, а передатчик, однако, если мы обратимся к оригиналу хадиса с той же цепочкой, то обнаружим, что в нём нет искажения в описании омовения Имама Али, и поймём, зачем Аль-Бухари исказил слова.

Хадис с изначальным, не искажённым, содержанием можно найти в «Муснаде» Ат-Таялиси под номером 141 от Шубы, от Абд аль-Малика ибн Майсара, от Наззаля ибн Сабра, который сказал: «Али ибн Абу Талиб совершил полуденную молитву, затем он сидел среди людей, пока не наступило время послеполуденной молитвы. Ему принесли воду, он попил из неё, затем омыл своё лицо и руки и протёр свою голову и ноги. Затем встал, выпил остаток воды и сказал: „Люди считают питьё воды стоя нежелательным действием, а Пророк, да благословит Аллах его и его род, совершил то же, что я совершил [только что]“».

Из оригинального хадиса становится понятно, что Имам Али совершал омовение именно так, как предписывает Коран и сунна Пророка, и Аль-Бухари намеренно исказил слова в том месте, где описание омовения Имама отличается от признанного у противников руководства Ахль аль-Бейт, дабы у введённых в заблуждение масс не возникало вопросов по этому поводу.

Аль-Бухари передаёт от насибитов неполноценные хадисы

Аль-Бухари передал хадис под номером 5990 от Амру ибн Аббаса, от Мухаммада ибн Джафара, от Шубы, от Исмаила ибн Абу Халида, от Кайса ибн Абу Хазима, от Амру ибн аль-Аса, который сказал: «Я слышал, как Пророк сказал прилюдно: „Поистине, [члены] рода Абу - [Амру ибн Аббас сказал, что в книге Мухаммада ибн Джафара пропуск] - не являются моими друзьями. Мои друзья - Аллах и благочестивые верующие“».

Данный хадис ещё удивительней. В месте, где должно быть сказано, чей род, согласно этому преданию, не является друзьями Пророка, стоят слова «Амру ибн Аббас сказал, что в книге Мухаммада ибн Джафара пропуск». То есть якобы в книге, откуда взят хадис, после слова «Абу» стоит пропуск.

Самое интересное, что в «Сахихе» Муслима присутствует этот же хадис под номер 366 с той же цепочкой передатчиков от Кайса ибн Абу Хазима, от Амру ибн аль-Аса, сказал: «Я слышал, как Пророк сказал прилюдно: „Поистине, [члены] рода Абу „такого-то“ („фулян“) не являются моими друзьями. Мои друзья - Аллах и благочестивые верующие“».

Возникает вопрос, как именно выглядит хадис в книге Мухаммада ибн Джафара: там пропуск, как передал Аль-Бухари, или же используется слово «такого-то», как передал Муслим?

Изначальную версию хадиса передал Ибн аль-Араби аль-Малики. В книге «Ахкам аль-Куран» в 3 томе на странице 451 он писал: «Аль-Бухари передал от Амру ибн аль-Аса, который сказал: „Я слышал, как Пророк сказал прилюдно: «Поистине, [члены] рода Абу Талиба не являются моими друзьями. Мои друзья - Аллах и благочестивые верующие»“». Аль-Бухари сказал: «Передал Мухаммад ибн Башшар, от Мухаммада ибн Джафара, от Шубы: «В книге Мухаммада ибн Джафара пропуск после слов „не являются моими“».

Во-первых, Ибн аль-Араби аль-Малики свидетельствует со слов Шубы, что в книге Мухаммада ибн Джафара стоял пропуск не после слова «Абу», а после слов «не являются моими». Так какая версия является верной? Во-вторых, зачем Аль-Бухари или кто-то другой скрыл некоторые слова в хадисе? В-третьих, кто входит в род Абу Талиба? Али ибн Абу Талиб, Джафар ибн Абу Талиб? Как Посланник Аллаха мог сказать подобное, как минимум, о двух этих личностях?

Очевидно, что, либо до самого Аль-Бухари дошёл полноценный хадис, но он исказил его, либо же его шейх Амру ибн Аббас исказил его. В таком случае какую ценность он вообще имеет, какую важную информацию доносит до мусульман, если неизвестно, чей род не является друзьями Пророка, или же это известно, но тогда непонятно кем они не являются.

Аль-Бухари или кто-то другой изменил содержание хадиса, дабы не ставить свою секту в трудное положение. Если передать этот хадис в неизменённом виде, то тогда перед человеком возникают два варианта: либо ему придётся признать, что Али ибн Абу Талиб не является другом и приближённым Посланника Аллаха, и тогда он станет насибитом и хариджитом, либо ему придётся признать, что Амру ибн аль-Ас лжёт, отречься от него, что может привести его к шиизму.

Ответ на третий вопрос становится понятным, если изучить цепочку передатчиков этого хадиса.

Ибн Хаджр аль-Аскаляни в «Фатх аль-бари» в 10 томе на странице 424 писал: «Некоторые люди сомневаются в достоверности этого хадиса из-за того, что некоторым его передатчикам приписывают насибизм - отклонение от Али и Ахль аль-Бейт. Что касается Кайса ибн Абу Хазима, то Якуб ибн Шейба сказал: „Среди наших товарищей есть те, кто возвышают его и считают хадисы от него одними из самых достоверных. А есть те, кто критикуют его и говорят, что он передаёт отвергаемые хадисы. Некоторые из них критикуют его за его мазхаб, ибо он ругал Али“».

То есть передатчик этого хадиса является насибитом, проклятым, не заслуживающим уважения. Однако Аль-Бухари передаёт от него хадис. Разве станет человек, почитающий Коран и Ахль аль-Бейт, которым Посланник Аллаха заповедовал следовать, передавать хадисы от подобных людей? Поэтому не является удивительным и содержание хадиса. Более того, Амру ибн аль-Ас, другой передатчик хадиса, также был известным насибитом, который по причине своей ненависти к Али, а также желания благ этого мира, воевал в Сиффине на стороне Муавии.

Это лишь немногие примеры того, как Аль-Бухари относился к хадисам, но их на самом деле гораздо больше. Он искажал и скрывал содержание хадисов, передавал их от врагов Али и Ахль аль-Бейт, а также сомнительных передатчиков. Всякий рассуждающий мусульманин, имеющий хоть каплю уважения к сунне и стремление познать истину, узнав подобные вещи, должен перестать относиться к книге Аль-Бухари как к достоверному или авторитетному источнику! Основная проблема заключается в том, что лже-имамы и по сей день скрывают от необразованных масс эти вещи, и поэтому они находятся в неведении.

Жизнеописание имама аль-Бухари

(810 – 870/194 − 256 гг.х.)

Имя и нисбы аль-Бухари

Имя имама — Мухаммад бин Исма‘ил бин Ибрахим бин аль-Мугира аль-Бухари аль-Джу‘фи; его кунья − Абу ‘Абдуллах.

Рождение и детство

Имам аль-Бухари родился в Бухаре в пятницу одиннадцатого числа месяца шавваль 194 года хиджры. Он рано лишился отца и ослеп в раннем детстве, а через некоторое время его мать увидела во сне пророка Ибрахима, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал ей: «О такая-то, Аллах вернул зрение твоему сыну благодаря твоим многочисленным мольбам».

Аллах наделил его способностью запоминать хадисы, когда он был ещё ребёнком. Абу Джа‘фар Мухаммад бин Абу Хатим аль-Варрак сказал: «Однажды я спросил Абу ‘Абдуллаха аль-Бухари: “Как ты начал изучать хадисы?” Он ответил: “Мысль о необходимости запоминать хадисы была внушена мне, когда я только начинал учиться, и было мне десять лет или менее того. Потом я покинул школу и стал учиться то у одного, то у другого учителя. Когда мне исполнилось шестнадцать лет, я уже помнил наизусть книги Ибн аль-Мубарака и Ваки‘а и знал их высказывания. Затем вместе с матерью и братом я отправился в Мекку, где мы и поселились ради собирания хадисов, а когда мне исполнилось восемнадцать лет, я стал классифицировать сведения о сподвижниках и последователях, а также их высказывания”».

Аль-Бухари всецело посвящал себя науке и поклонению. Он часто говорил: «Никогда в жизни я ни у кого не купил ничего ценою в дирхем и никому ничего ценой в дирхем не продал». Как-то раз его спросили о том, как он покупал хлеб, на что аль-Бухари ответил: «Я поручал это кому-нибудь, и мне покупали его».

Аль-Бухари, да помилует его Аллах Всевышний, отличался крайней стыдливостью, смелостью, щедростью, благочестием, отрешённостью от мира дольнего и стремлением к миру вечному. Однажды он сказал: «Поистине, я хочу, чтобы никто не взыскал с меня за хулу, когда я встречусь с Аллахом Всевышним».

Аль-Бухари были присущи чувство собственного достоинства и гордость. Как-то один правитель, желавший, чтобы он занялся обучением его детей, послал за ним, однако аль-Бухари велел передать ему, что ищущие знания должны сами приходить к знающим, и отказался поехать к нему.

Он часто постился днём, молился по ночам и много читал Коран, особенно во время благословенного рамадана. Абу Бакр аль-Багдади передал, что Масих бин Са’ид сказал: «С наступлением первой ночи рамадана у Мухаммада бин Исма‘ила аль-Бухари собирались его товарищи, и он совершал с ними молитву, читая по двадцать айатов Корана во время каждого раката, пока не прочитывал Коран целиком».

Кроме того, аль-Бухари ежедневно прочитывал Коран полностью, завершая чтение перед разговением, и он говорил: «Мольба после завершения чтения Корана не остаётся без ответа».

Однажды, когда он молился, оса ужалила его семнадцать раз. Закончив молиться, он сказал: «Посмотрите, что это беспокоило меня во время моей молитвы», и когда люди посмотрели, оказалось, что на его теле осталось семнадцать следов от укусов осы, однако, несмотря на это, он не прервал молитву.

Удивительная память аль-Бухари

Аллах наделил его прекрасной памятью, что было заметно уже в детстве. Хашид бин Исма‘ил рассказывал следующее: «В Басре Абу ‘Абдуллах Мухаммад бин Исма‘ил аль-Бухари, который был тогда ещё юношей, посещал с нами разных шейхов, являвшихся знатоками хадисов, но ничего не записывал. Через несколько дней мы стали говорить ему: “Ты посещаешь вместе с нами разных шейхов и ничего не записываешь, но почему ты так делаешь?” Через шестнадцать дней он сказал нам: “Поистине, вы много говорите и досаждаете мне! Покажите-ка, что вы записали”. Мы достали наши листы, где было записано более пятнадцати тысяч хадисов, и он стал читать всё это наизусть, а мы даже принялись исправлять наши записи в соответствии с тем, что он читал по памяти. Потом он спросил: “Вы и теперь считаете, что я посещаю разных шейхов ради шутки и попусту растрачиваю свои дни?” − и после этого нам стало ясно, что опередить его не сможет никто».

Когда аль-Бухари был ещё юношей, жители Басры, желавшие слушать хадисы, ходили за ним по пятам, пока не добивались желаемого, и тогда они усаживали его на какой-нибудь дороге, а вокруг него собирались тысячи слушателей, большинство из которых записывали то, что он говорил, хотя был он в ту пору безусым юнцом.

Ещё одним доказательством того, что аль-Бухари обладал прекрасной памятью и отличался абсолютной точностью, может служить сообщение о том, как однажды он приехал в Самарканд, где встретился с четырьмястами знатоками хадисов. Они смешали между собой иснады хадисов из Шама и Ирака и имена передатчиков и присоединили иснады одних хадисов к матнам других, после чего прочли всё это аль-Бухари, который указал, к каким иснадам на самом деле относятся соответствующие матны, и всё привёл в должный порядок, и никто из них не смог найти ни одной неточности ни в одном иснаде или матне. Нечто подобное имело место и в Багдаде. Сообщается также, что стоило ему прочесть книгу только один раз, как он наизусть запоминал её содержание, и таких сообщений известно много.

Наиболее известные шейхи и ученики аль-Бухари

Имам аль-Бухари передавал хадисы со слов более чем тысячи шейхов, с которыми он встречался в разных краях, где ему довелось побывать. Здесь невозможно не только рассказать о каждом из его шейхов или учеников, но даже просто перечислить их имена, и поэтому мы ограничимся упоминанием наиболее известных из них.

К числу самых известных шейхов аль-Бухари относятся Хаммад бин Шакир, Тахир бин Махлид, имам Ахмад бин Ханбаль, ‘Али бин аль-Мадини, Макки бин Ибрахим аль-Балхи, ‘Абдуллах бин Муса аль-‘Абси, Абу Бакр аль-Хумайди, Ибрахим бин Ма‘киль, Абу Тальха бин ‘Али аль-Баради ан-Насафи, Ибрахим бин аль-Мунзир, Адам бин Ийас, ‘Абдан бин ‘Усман аль-Марвази, Абу ‘Асим аш-Шайбани и Йахйа бин Му‘ин.

Наиболее известными передатчиками хадисов, собранных аль-Бухари, являлись имам Муслим бин аль-Хаджжадж, не включивший эти хадисы в свой “Сахих”, ат-Тирмизи, включивший эти хадисы в свой “Джами‘”, ан-Наса’и, который, как считают некоторые улемы, включил их в “Сунан”, Ибрахим аль-Харби, Ибн Абу-д-Дунйа, Абу Хатим, ‘Абдуллах бин Мухаммад бин Наджих, аль-Хусейн бин Исма‘ил аль-Махамили и многие другие.

Отзывы улемов об имаме аль-Бухари

Об имаме аль-Бухари с похвалой отзывались многие из улемов, являвшихся его современниками. Достаточно сказать, что в области науки о хадисах он заслужил прозвище “повелителя правоверных”, что не оспаривалось никем. Однажды имам Муслим поцеловал имама аль-Бухари в лоб и сказал ему: «Позволь мне поцеловать тебе и ноги, о учитель учителей, господин мухаддисов и врачеватель недостатков хадисов», после чего задал ему вопрос относительно хадиса об искуплении за встречу , и аль-Бухари указал ему на недостатки этого хадиса, когда же он закончил говорить, Муслим сказал ему: «Только завистник может ненавидеть тебя! Свидетельствую, что в мире этом нет подобного тебе».

Биндар сказал: «Лучшими мухаддисами являются четверо: Абу Зур‘а из Рея, Муслим из Нишапура, ад-Дарими из Самарканда и аль-Бухари из Бухары». Имам Ахмад сказал: «В Хорасане ещё не было подобного ему». ‘Али бин аль-Мадини сказал: «Аль-Бухари никогда не встречал подобного себе». Исхак бин Рахавийа сказал: «Если бы жил он даже во времена аль-Хасана , люди непременно нуждались бы в его хадисах, его познаниях и его знании фикха». Абу-ль-‘Аббас ад-Да‘ляви передал, что в послании жителей Багдада к аль-Бухари были такие слова: «Благо не покинет мусульман, пока ты будешь с ними. Не найдётся после тебя лучшего, а тебя будет недоставать». Абу Хатим ар-Рази сказал: «Поистине, он является самым знающим из тех, кто приезжал в Багдад». Ибн Хузайма сказал: «Не встречал я под небосводом ни более осведомлённого о хадисах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ни того, кто помнил бы больше хадисов, чем аль-Бухари». Ат-Тирмизи сказал: «Не видел я ни в Ираке, ни в Хорасане человека, который лучше аль-Бухари знал бы историю и разбирался в недостатках хадисов и их иснадах».

Важнейшие и наиболее известные труды аль-Бухари

Имам аль-Бухари оставил после себя множество трудов, важнейшим и получившим наибольшее распространение из которых является “Аль-джами‘ ас-сахих”. Кроме того, к числу сочинений аль-Бухари относятся такие книги, как “Аль-асма’ ва-ль-куна”, “Ат-тарих аль-кабир”, “Ас-сунан фи-ль-фикх”, “Хальк аф‘аль аль-‘ибад”, “Аль-адаб аль-муфрад” и “Аль-кира’а хальфа-ль-имам”. Здесь нет возможности говорить о каждом из его сочинений, и поэтому придётся ограничиться указанием только на “Аль-джами‘ ас-сахих” и то место, которое он занимает среди сводов хадисов пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Что послужило причиной составления этого свода

Основной причиной, побудившей аль-Бухари к составлению “Сахиха”, куда вошли только достоверные хадисы, послужило то, что в сборники, составленные его современниками, наряду с достоверными включались и слабые хадисы. Это не нравилось имаму аль-Бухари, не забывшему о том, что его шейх Исхак бин Рахавайхи хотел собрать воедино одни лишь достоверные хадисы и побуждал к этому своих учеников, говоря им: «Было бы прекрасно, если бы вы составили краткий свод хадисов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Эти слова запали в душу имама аль-Бухари, и после этого он начал собирать материалы к своему “Сахиху”.

Кроме того, его решимость укрепил сон, в котором аль-Бухари увидел себя стоящим перед посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с веером в руках и защищающим его, что было истолковано им как указание на то, что он не позволит лжи коснуться посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Всё вышеупомянутое и побудило его заняться этим трудом, который стал лучшим из всех трудов великого имама, явился свидетельством высокого места, занимаемого имамом аль-Бухари, и сослужил великую службу Исламской религии. В процессе работы имам аль-Бухари проверил около шестисот тысяч хадисов, а созданный им труд стал наилучшей книгой после Книги Всемогущего и Великого Аллаха, что соответствует единодушному мнению членов мусульманской общины, принявшей его с того самого дня, когда он был завершён и продолжающей высоко ценить его до сих пор. Имам аль-Бухари работал над своей книгой в течение шестнадцати лет.

Об этом труде поэт сказал так:

Если отнестись к “Сахиху” аль-Бухари по справедливости,

следует переписать его не иначе как золотыми буквами.

Отделяет он правильное руководство от заблуждений

и хранит юношу от погибели,

а его иснады, подобные звёздам небесным,

предшествуют матнам, похожим на кометы.

Благодаря хадисам этой книги были восстановлены весы религии посланника,

и, сообразуясь с ней, стали судить неарабы после арабов.

Служит она несомненной завесой от огня

и позволяет отличать благоволение от гнева,

является связующим звеном между нами и пророком

и служит ясным указанием, позволяющим избавиться от сомнений.

О знающий, относительно высокого места которого

среди улемов нет расхождений!

Собрав эти хадисы, ты опередил других имамов

и, по свидетельству их, добился своей цели.

Ты отверг слабых передатчиков

и тех, кого обвиняли во лжи,

и привёл в изумление всех,

приведя хадисы в порядок и разбив их на главы.

Пусть Покровитель твой дарует тебе то, чего ты желаешь,

и да наделит Он тебя тем, что обещал тебе, щедро!

В конце жизни имам аль-Бухари переехал из своего родного города в селение Хартанк, которое в те времена находилось примерно в километре пути от Самарканда. Он жил там в окружении своих близких, моля Аллаха забрать его Себе, ибо его устрашали смуты, защиты от которых столь часто просил Аллаха пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

Вскоре после этого он заболел и скончался в субботу, в ночь праздника разговения после наступления времени вечерней молитвы в 256 году хиджры. Заупокойную молитву по нему совершили на следующий день после полуденной молитвы, да помилует его Аллах и да будет Он доволен им.

Знакомство с “Сахихом” аль-Бухари

Абу ‘Абдуллах аль-Бухари, да помилует его Аллах Всевышний и да будет Он доволен им, назвал свою книгу “Аль-джами‘ аль-муснад ас-сахих аль-мухтасар мин умур расули-Ллах ва сунани-хи ва айами-хи”. Что касается места этого труда, то улемы говорили, что в книге аль-Бухари впервые были собраны и классифицированы по тематическому признаку исключительно достоверные хадисы.

Кроме того, улемы были единодушны во мнении о том, что из всех сборников, составленных по такому принципу, самые достоверные хадисы включают в себя “Сахихи” аль-Бухари и Муслима. В большинстве своём улемы считают, что “Сахих” аль-Бухари более достоверен и заключает в себе больше пользы, чем “Сахих” Муслима, однако Абу ‘Али ан-Найсабури говорил, что более достоверным следует считать “Сахих” Муслима. Такого мнения придерживались и улемы Магриба, но с этим согласиться нельзя, ибо на самом деле предпочтение необходимо отдать “Сахиху” аль-Бухари. Так, например, в своём сочинении под названием “Аль-Мадхаль” имам Абу Бакр аль-Исма‘или ставит “Сахих” аль-Бухари выше “Сахиха” Муслима и обосновывает свою точку зрения соответствующими доказательствами.

Имам ан-Навави сказал: «Нам передали, что имам Абу ‘Абд ар-Рахман ан-Наса’и, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: “Нет среди этих книг более хорошей, чем книга аль-Бухари”».

Знай, что достоверность обоих этих книг общепризнана, а это значит, что применение на практике того, о чём говорится в содержащихся в них хадисах, обязательно.

Теперь относительно того, что касается причины классификации хадисов “Сахиха” аль-Бухари и принципа его составления. Передают со слов Ибрахима бин Ма‘киля ан-Насафи, что Абу ‘Абдуллах аль-Бухари, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: «Как-то раз, когда мы находились у Исхака бин Рахавайхи, да помилует его Аллах, некоторые наши товарищи стали говорить нам: “Было бы хорошо, если бы вы составили краткую книгу из достоверных хадисов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ”. Это запало мне в душу, после чего я и принялся за составление такой книги».

Имам ан-Навави сказал:

− Несколькими путями нам передали сообщение о том, что аль-Бухари, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: «В течение шестнадцати лет я работал над “Сахихом”, материал для которого был отобран мной из шестисот тысяч хадисов, и я сделал его своим оправданием пред Всемогущим и Великим Аллахом».

Имам ан-Навави сказал:

− Нам передали, что он сказал: «Однажды я увидел во сне, что стою перед пророком, да благословит его Аллах и приветствует, с веером в руках и защищаю его. После этого я спросил об этом некоторых толкователей снов и все они говорили: “Ты защищаешь его от лжи”, что и побудило меня к составлению “Сахиха”».

Сообщается, что аль-Бухари сказал: «В свой “Аль-Джами‘” я включил только достоверные хадисы, но часть их я в него не включил из-за большого объёма книги».

Имам ан-Навави сказал:

− Передают со слов аль-Фирабри, что аль-Бухари, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: «Я не включал в свой “Сахих” ни одного хадиса, не совершив перед этим полного омовения и молитвы в два раката».

Передают со слов имама ан-Навави, что ‘Абд аль-Куддус бин Хаммам сказал: «От разных шейхов я слышал, что аль-Бухари составлял пояснения к содержанию глав “Сахиха”, находясь между могилой пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его минбаром и перед записью каждого пояснения он совершал молитву в два раката».

Имам ан-Навави сказал: «Девяносто тысяч человек слышали “Сахих” из уст аль-Бухари».

Имам ан-Навави сказал:

− Дошло до нас, что праведный имам и факих Абу Зайд Мухаммад бин Ахмад бин ‘Абдуллах бин Мухаммад аль-Марвази, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: «Однажды я увидел во сне пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал мне: “Поистине, община моя изучает фикх, но не изучает мою книгу”. Я спросил: “О посланник Аллаха, а что ты называешь твоей книгой?” − на что он сказал: «“Джами‘” Мухаммада бин Исма‘ила аль-Бухари», или же он сказал нечто подобное».

В своей книге “Тарих Найсабур” Абу ‘Абдуллах приводит слова Абу ‘Амра Исма‘ила, передававшего, что Абу ‘Абдуллах Мухаммада бин ‘Али сказал:

− Я слышал, как Мухаммад бин Мухаммад бин Исма‘ил аль-Бухари сказал: «Я прожил в Басре пять лет, работая над своими книгами. Каждый год я совершал хаджж, после чего возвращался из Мекки в Басру, и я надеюсь, что Аллах сделает эти сочинения благословенными для мусульман».

Передают со слов Абу ‘Амра, что Абу ‘Абдуллах сказал: «И Аллах сделал их благословенными».

Имам ан-Навави сказал:

− Нам передали, что Абу-ль-Фадль Мухаммад бин Тахир аль-Макдиси сказал: «Аль-Бухари работал над составлением своего “Сахиха” в Бухаре, но говорят также, что это было в Мекке».

Он передал, что ‘Умар бин Мухаммад бин Йахйа сказал:

− Я слышал, как Абу ‘Абдуллах аль-Бухари сказал: «Я работал над составлением “Аль-Джами‘” на территории Запретной мечети и не включил в него ни одного хадиса, не испросив на то благословения Аллаха Всевышнего, не совершив молитву в два раката и не убедившись в достоверности этого хадиса».

Аль-Макдиси сказал: «Я считаю, что первое соответствует действительности в большей степени».

Все эти сообщения не только можно, но и нужно согласовать между собой. Ранее мы уже указывали, что аль-Бухари работал над составлением своего “Сахиха” в течение шестнадцати лет, часть которых он провёл в Мекке, часть − в Медине, часть − в Басре и часть − в Бухаре, а Аллах знает об этом лучше.

Сообщается, что Бакр бин Мунир сказал:

− Однажды правитель Бухары эмир Халид бин Ахмад аз-Зухали послал к Мухаммаду бин Исма‘илу аль-Бухари человека, чтобы тот передал ему следующее: «Доставь ко мне “Джами‘”, “Tарих” и другие твои книги, чтобы я услышал то, что в них написано, от тебя». На это аль-Бухари дал его посланцу такой ответ: «Поистине, я не унижаю знание и не доставляю его к дверям людей, а если ты нуждаешься в чём-либо из этого, то сам приди либо в мою мечеть, либо ко мне домой».

В той версии этого сообщения, которая передаётся не через Ибн Мунира, сказано: «И эмир послал за аль-Бухари, желая, чтобы он обучал хадисам только его детей и больше никто на этих встречах не присутствовал, однако аль-Бухари отказался от этого и сказал: “Я не могу избирать для слушания одних и не допускать других”».

Количество хадисов “Сахиха”

Количество снабжённых иснадами хадисов “Сахиха”, включая и повторяющиеся, составляет семь тысяч двести семьдесят пять, тогда как без учёта повторяющихся их насчитывается около четырёх тысяч.

Причины повторения хадисов

Знай, что аль-Бухари преследовал достойные цели, стремясь к постижению различных наук и всевозможных тонких аспектов сунны. Едва ли кто-нибудь может сравниться с ним в этом, подтверждением чему могут служить приведенные нами выше слова выдающихся знатоков хадисов из числа шейхов аль-Бухари и других людей, и если ты ознакомишься с его книгой, у тебя не останется в этом никаких сомнений. Аль-Бухари видел свою задачу не в том, чтобы ограничиваться одними хадисами и не приводить ничего, кроме матнов, а в том, чтобы делать из хадисов извлечения и использовать их в качестве доводов в главах, посвящённых основам и ответвлениям религии, отречению от мира, благовоспитанности и тому подобным вещам.

Вот почему в отдельных главах “Сахиха” аль-Бухари не приводит иснады хадисов, ограничиваясь такими фразами как “со слов такого-то сподвижника, передавшего, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал” или “об этом говорится в хадисе, передаваемом со слов такого-то”.

Кроме того, в начале иснадов хадисов одно или несколько имён передатчиков нередко опускаются. Передача хадисов подобным образом именуется “та‘лик” . Аль-Бухари прибегает к этому способу, когда хочет использовать тот или иной предмет в качестве аргумента, не нуждаясь в том, чтобы приводить либо хадис полностью, либо только его иснад или матн. В подобных случаях он только указывает на соответствующий хорошо известный хадис, который может относиться к числу приводимых им намного раньше или незадолго до этого. Давая свои пояснения к содержанию глав “Сахиха”, аль-Бухари приводит много айатов священного Корана, а в некоторых случаях ограничивается только айатами, ничего к ним не добавляя. В пояснениях к главам аль-Бухари приводит также очень много других вещей наподобие фетв сподвижников, последователей и тех, кто пришёл им на смену. Всё вышеупомянутое должно послужить для тебя подтверждением правильности сказанного нами, и если тебе будет известно, что цель аль-Бухари состояла в том, о чём мы упоминали, ты поймёшь, что ничего дурного в повторении хадисов в соответствующих случаях нет. Улемы из числа факихов и других знатоков религии также придерживались этого и использовали в качестве аргументов хадисы, приводимые во многих разных главах.

Имам ан-Навави передал, что Абу-ль-Фадль аль-Макдиси сказал: «Аль-Бухари, да помилует его Аллах Всевышний, часто приводит один и тот же хадис в разных местах, после чего благодаря своей способности к извлечению и глубине понимания извлекает из него то, что сообразуется с содержанием соответствующей главы. Вместе с тем он редко приводит одну и ту же версию хадиса в двух местах с одним и тем же иснадом. Такой хадис передаётся им через другого сподвижника, последователя или ещё какого-нибудь передатчика, чтобы усилить его посредством множества путей передачи, или использования иной его версии, или изменения количества его передатчиков, или каким-нибудь иным способом, о чём лучше известно Аллаху».

Да помилует Аллах имама аль-Бухари и да воздаст Он ему благом за все его труды.

Нисба − относительное имя, обозначающее происхождение по племени, роду, городу, местности и т.д.

Кунья − имя по отцу или по сыну, например Абу ‘Абдуллах (отец ‘Абдуллаха) или Ибн Мухаммад (сын Мухаммада).

Имеются в виду те слова, которые следует произнести в конце встречи в том случае, когда в ходе её люди не поминали Аллаха или вели пустые разговоры. Сообщается, что мать правоверных* ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встречался с кем-либо, читал Коран или совершал молитву, в конце (встречи) он обязательно произносил слова “Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя, прошу Тебя о прощении и приношу Тебе своё покаяние /Субхана-кя, Аллахумма, ва би-хамди-кя, ашхаду алля иляха илля Анта, астагфиру-кя, ва атубу иляй-кя/”».

* Мать правоверных /умм аль-му’минин/ − утвердившийся в мусульманской литературе почётный эпитет жён пророка,да благословит его Аллах и приветствует.

Имеется в виду один из известнейших последователей* аль-Хасан аль-Басри (842 − 728), который пользовался огромным авторитетом среди своих современников.

* “Таби‘уна” − так называли людей, встречавшихся со сподвижниками пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и умерших в Исламе.

Речь идёт об извлечении /истинбат/ правовых решений из основополагающих источников шариата по непредусмотренным этими источниками прямо случаям.

Слово “та‘лик” (подвешивание) образовано от глагола “‘алляка” − подвешивать что-то к чему-либо. Иснады такого вида стали называть “подвешенными”, поскольку они связаны только с верхней частью хадиса, а с нижней частью связи не имеют, и это делает их похожими на то, что подвешивается к потолку или к чему-нибудь ещё.