Ребенок убегает из дома, что делать родителям? Элементарно. Что делать, если ребенок сбежал из дома Если ребенок уходит из дома что делать

Если ситуация в семье кажется сыну или дочери безвыходной, они сбегают из дома. Сбегают, часто не думая, куда они пойдут. Подростки уходят, потому что проблемы накапливаются настолько, что происходит эмоциональный взрыв. И с точки зрения подростков, есть только один выход – уйти.

Даже самые хорошие родители не застрахованы от таких ситуаций. Причин, по которым дети бегут из дома очень много. Основные из них:

  1. Сильный стресс от пережитых трагедий в семье, утраты близких, любимых людей. Когда ребенок находится в таком состоянии, ему очень нужно внимание и участие. В силу сложившихся обстоятельств, ребенок может оказаться изгоем в семье или школе. Потеря веры в себя и свои способности, унижения и насмешки одноклассников и педагогов побуждают его к побегу.
  2. Конфликты с родителями или учителями, дети часто убегают после ссоры из дома. Избавиться от контроля и запретов родителей и учителей, сбежать от обязанностей и ответственности – еще один повод уйти из дома. Таким образом, подросток стремиться показать свою самостоятельность.
  3. Сложная обстановка в семье, вызванная частыми скандалами и ссорами родителей, развод. Основной причиной такого ухода в таких случаях является стремление вернуть утраченное внимание, завоевать расположение родителей. Так ребенок выражает свой протест против разлада в семье. Ему кажется, что таким способом он сможет помирить родителей.
  4. Психическое расстройство. У ребенка проявляется страсть к бродяжничеству. Уход из дома совершается при возникновении немотивированного желания просто сменить обстановку. Он поддается внезапному импульсу или изменению настроения. В таких случаях помощь психолога просто необходима.
  5. Серьезный проступок и страх наказания или наоборот несоразмерность наказания проступку ребенка. Он очень напуган и боится появляться дома из-за страха очередного скандала.
  6. Поиск острых ощущений. У детей, которые только вступают во взрослую жизнь, отсутствует чувство опасности. Они не задумываются над последствиями ухода. Им просто скучно, старые друзья и знакомые надоели. Они ищут развлечений, новых эмоций и знакомств. Например, девушка, сбежавшая из дома, просто уехала к подруге или другу в другой город на пару дней, совершенно не думая о переживаниях родителей.
  7. Недостаток внимания, любви, стремление привлечь внимание своих близких. Родители постоянно заняты. Им просто не хватает времени разобраться в детских трудностях. Подросток решается на уход из дома, потому, что чувствует себя брошенным и никому здесь не нужным. Его личная жизнь никого не интересует.
  8. Протест против строгих правил, давления родителей. Родители стремятся задержать развитие изменений, происходящих с подростком, установить контроль, вернуть детское послушание, выбирая тактику давления. Насильно сажают за уроки, запрещают развлечения и отдых, не разрешают встречаться со сверстниками, потому что считают их “неподходящей компанией”. Все это вызывает у ребенка озлобленность и желание освободиться от опеки.
  9. Зависимость от алкоголя или наркотиков.
  10. Влюбленность, стремление быть рядом с объектом симпатии. Родители не разрешают встречаться с парнем или любимой девушкой.
  11. Неблагополучные семьи, где ребенок сбегает из дома, из-за того, чтобы выжить, а не деградировать как его родные. Прежде чем сбежать из дома в неблагоприятной семье, ребенок долго терпит и просит родителей взяться за ум, а уже побег – это крайняя мера для выживания. Побои, скандалы, родители-алкоголики, постоянно сменяющиеся сожители у мамы, голод – вот основные причины побегов из таких семей.

Ребенок ушел из дома. Правила поведения для родителей

Что же делать если ребенок все же сбежал из дома:

  1. Не поддаваться панике. Осмотреть комнату ребенка. Выяснить, какие вещи он взял с собой. Внимательно проанализировать, как вел себя сын или дочь в последнее время. Спросить у друзей, кто видел и общался с подростком перед побегом. Стоит навести справки в «скорой помощи» и больницах.
  2. Надо сразу обратиться в полицию. Прийти самим, позвонить, попросить о помощи друзей или соседей. Дальше действовать по инструкциям сотрудников полиции.
  3. Не расклеивать объявления с фотографией и ориентировками, хотя бы в первые дни. Во-первых: для многих подростков внешность имеет большое значение. Если фотография неудачная, он будет думать, что это сделано специально. Родители не любят его и выбрали самую плохую фотографию. Во-вторых: ребенок, ушедший из дома, испытывает чувство вины. Ориентировки, расклеенные по всему району, подросток будет воспринимать как розыск преступника. Как вернуться, если все будут знать, что он совершил плохой поступок. У него сразу появится ощущение, что все теперь знают его в лицо и будут осуждать.
  4. Никогда не наказывать ребенка, отнимая у него телефон. Сим-карту оформляют на одного из родителей для получения быстрой детализации контактов ребенка. У всех смартфонов есть функция определения местоположения телефона. Как только ребенок получил телефон надо сразу правильно ее настроить. Выбрать удобное приложение или установите программу, которые помогают отслеживать передвижения ребенка.
  5. Не стоит сразу же вскрывать его страничку в интернете и менять пароль. Ребенок будет лишен способа попросить о помощи и сообщить о себе. Найти ребенка проще, если после побега он выходит в сеть. Создать пост в сетях с описанием ребенка.
  6. Никогда не обращаться к экстрасенсам. Обращаться надо в организации, где разыскивают сбежавших детей, организуют группу поиска из волонтеров.

Искать ребенка сразу, как только произошел побег. Беглец подвергается огромной опасности. Никогда не следует выжидать, а сразу же начинать поиски.

Как помочь сбежавшему ребенку

Родители должны понять, что их поведение в отношениях с сыном или дочерью стали причиной побега почему и зачем дети уходят из дома. Сложные конфликты нельзя разрешить без помощи опытного психолога. В каждой школе работают такие специалисты. Их задача помочь детям и родителям справиться с проблемами. Дети и родители могут обратиться в службу «Телефон доверия». Специалисты службы анонимно и в доверительной форме обсудят и помогут выйти из сложной ситуации.

Подросток вернулся домой. Как реагировать родителям

При обнаружении ребенка надо постараться вести себя спокойно. Дать ребенку прийти в себя. Он итак перенервничал и испуган. Задача родителей побеседовать с ребенком и внимательно его выслушать. При разговоре стоит быть предельно откровенными и внимательными. Обязательно дать ребенку выговориться, не прерывать и не упрекать, даже если это будут сплошные обвинения.

Если виноваты родители – признать свою вину и извинится. Постараться не обсуждать произошедшее. Вместе с ребенком найти путь решения конфликта и рассмотреть варианты дальнейшей жизни. Иначе побеги будут повторяться. После возвращения беглеца нужно убедить его, что он нужен родителям, его любят и радуются его возвращению. Нельзя наказывать за побег. Ребенок сам должен почувствовать сожаление от своего поступка. Это для него достаточное наказание.

Действия подростка трудно спрогнозировать. Понять логику поведения бежавшего из дома почти невозможно. Особенно, когда у подростка происходит гормональный сбой. Количество побегов также увеличивается в теплое время года.

Признаки надвигающегося бунта:

  • ребенок стал очень дерзким, или, напротив, замкнутым в себе;
  • большое количество времени проводит вне дома;
  • критикует действия и мнения родителей;
  • стремится уйти из дома под любым предлогом;
  • ссора, открытый конфликт с родителями или учителями, прогулы в школе.

Выделить каждый день пусть немного времени, чтобы узнать как дела у ребенка, что его волнует, чем помочь не так сложно. Когда родители внимательно относятся к своим детям, поддерживают их, стараются быть с ними открытыми и честными, дети будут делиться своими проблемами, а не сбегать из дома.

В каком возрасте чаще всего дети убегают?

Развитие подростка в период, когда – самый опасный возраст. Чаще всего побеги происходят именно в это время. Хотя дети сбегают из дома и семнадцатилетние и в . Но это, все-таки, исключения из правил.

Побеги в раннем возрасте связаны не с конфликтами в семье, а с любопытством. Ребёнок хочет посмотреть на мир за пределами его дома. Малолетние «бегуны» редко уходят далеко и всегда сами возвращаются к мамам и папам.

В старшем возрасте несовершеннолетние подростки отделяются от семьи другими способами. Например, поступают в учебное заведение, где предоставляется общежитие.

Как предупредить возможный уход из дома

Построить дружеские доверительные отношения с ребенком очень трудно. У взрослых свои взгляды, у детей они могут быть совершенно иными. Родителям надо научиться относиться к ребенку как к личности и уважать его позицию. Дать ему свободу самовыражения и общения с друзьями.

Искать подход через искренний интерес к его занятиям и увлечениям, а не запрещать и ограничивать.

Никогда не бить ребенка и не угрожать, что за проступки или непослушание его могут выгнать из дома. Делиться своими проблемами и уметь выслушать и понять психологическую характеристику и проблемы ребенка. Не ждать рецидивов, а постараться донести до ребенка: чтобы изменить свою жизнь, нужно измениться самому.

Подростковый период – возраст противоречий, ребенок то стремится быть похожим на сверстников, то изо всех сил старается доказать свою и уникальность. Подростку часто кажется, что его никто не понимает и не ценит, а особенно – родители, которые продолжают воспринимать его как малыша. Чтобы доказать свою «взрослость», заставить считаться со своим мнением, подросток может уйти из дома. Этот поступок – бунт, протест против отсутствия взаимопонимания с родителями. В таких случаях ребенок может сбежать даже из очень благополучной семейной обстановки.

Другие причины ухода ребенка из дома:
- игнорирование физических и психологических потребностей подростка;
- неблагополучная обстановка в семье;
- агрессия или постоянные упреки со стороны родителей;
- скандалы между родителями;
- развод родителей, повторный брак, появление отчима или мачехи, рождение еще одного ребенка;
- излишняя опека или полное отсутствие контроля;
- общение подростка с «плохой» компанией.

Как предупредить возможный уход из дома

Не ждите когда появятся проблемы, старайтесь предупредить их. Самый опасный психологический период – с 10 до 15 лет. Помните, что ребенок взрослеет, ему необходима не просто любовь, а принятие его личности.

Родители в первую очередь должны принять тот факт, что ребенок вырос, с его мнением нужно считаться, отношения с ним нужно строить дружеские, партнерские. Постарайтесь исключить директивный стиль взаимоотношений. Фразы типа «Как сказал, так и будет», «Здесь решаю я» приведут к вспышкам протеста со стороны подростка.

Интересуйтесь жизнью ребенка, поддерживайте ровные отношения с его друзьями, поощряйте их общение в стенах дома – так вы будете лучше знать, кто окружает ваше чадо. Советуйтесь с подростком по поводу различных семейных вопросов – он должен чувствовать, что вы воспринимаете его как взрослого человека.

Старайтесь сделать жизнь ребенка насыщенной – поощряйте его начинания, задумки. Чем интереснее будет его досуг, тем меньше останется времени на безделье и опасные увлечения.

Выслушивайте своего ребенка, не отбивайте у него желание делиться своими проблемами фразами типа «Я предупреждал», «Всегда у тебя все не так». Цените его откровенность и будьте откровенны взамен.

Что делать, если ребенок все же сбежал

Обнаружив побег, необходимо сразу же обратиться в полицию, захватив самые свежие фото ребенка и описание его одежды. Сразу же начните поиски беглеца и своими силами. Если подросток не склонен к бродяжничеству и не связался с плохой компанией, скорее всего он обнаружится у кого-то из родственников или друзей.

Проанализируйте поведение подростка в последние дни перед побегом – с кем он общался, не упоминал ли о каких-то проблемах. Поговорите с его друзьями – они могут быть в курсе его планов, однако «выудить» у них информацию будет сложно.

Когда вы найдете ребенка, не пытайтесь вернуть его домой силой. Если вы начнете удерживать его против желания, спрячете вещи – вы только усилите стремление подростка вырваться из «тюрьмы».

Предложите ребенку договориться. Избегая упреков, выслушайте его точку зрения и выскажитесь сами. Постарайтесь понять ребенка и признайте свои ошибки, если вы действительно их совершили. В разговоре подчеркните, что вы любите его, несмотря на все проблемы.

В будущем не рассказывайте о происшествии ни родственникам, ни друзьям. Когда со временем все наладится, ребенок может пожалеть о своем поведении, но в глазах других людей он так и останется «непутевым».

Скорее всего, вам придется обратиться за консультацией к психологу. Он поможет вам проанализировать семейную обстановку, определить причины подросткового протеста. Совместно вы сможете разрешить все противоречия и вернуть мир в вашу семью.

Последнее время все чаще можно услышать истории, рассказывающие об очередном побеге ребенка из дома. Любой родитель хочет, чтобы его чадо росло счастливым и довольным жизнью. К сожалению, не всегда желания могут реализоваться. Порой мамы и папы, сами того не замечая, подталкивают своих детей к мысли о побеге.

Если ребенок ушел из дома, то для любого родителя это настоящий удар. В голову сразу же приходят самые жуткие ужасы о том, что любимое дитятко попало в страшную беду и рискует жизнью на темных и опасных улицах города.

Так что же наводит ребенка на мысль о подобной глупости? Для чего дети бросают привычный уклад жизни и сбегают в неизвестность?

Проблема детских побегов на самом деле является весьма распространенной. Если верить статистике, то получается, что около 50% семей сталкиваются с уходом ребенка из дома.

Родители практически всегда уверены в том, что у ребенка нет объективных причин для побега, что его надоумили на этот поступок друзья или таким образом он пытается манипулировать родственниками.

Откровенно говоря, редкий родитель готов не думать о детских переживаниях, как о чем-то надуманном и мнимом. Взрослые люди считают, что если возникла какая-то трудность, то следует приложить усилия и решить ее. Однако у детей совсем иной подход, им намного проще убежать от своей проблемы. Побег из дома в данном случае является ответной реакцией на внешние раздражители.

Психологи классифицируют детские побеги на два типа: мотивированные и немотивированные. К первому типу относятся:

  • Насилие в семье . Если родители не чураются физического или психологического насилия над ребенком, регулярно наказывают, кричат, ругают, то своими поступками настраивают его против себя. Ребенок может ощущать обиду, растерянность и злость, а в дальнейшем у него останется только одно желание – сделать как можно больнее.
  • Гиперопека . Некоторые родители стараются контролировать каждый шаг своего чада. Они не позволяют ему быть самостоятельным, ограничивают в общении с друзьями и весьма критично относятся к выбору собеседников. Попытки ребенка вырваться из-под удушающей опеки родителей практически всегда обречены на провал. В итоге однажды у ребенка просто кончается терпение, и он сбегает.
  • Гипоопека выражается в нехватке внимания со стороны родителей. Если мама и папа постоянно отмахиваются от ребенка, отговариваясь занятостью, то ребенок начинает сомневаться в их любви. Со временем он все сильнее убеждается в том, что не нужен родителям и принимает решение уйти из дома, чтобы им не мешать.
  • Авторитарное воспитание . Некоторые родители воспринимают ребенка исключительно как дополнение к себе. Они строят планы на его будущую жизнь, решают где он будет учиться, куда должен пойти работать. У таких детей в принципе нет права выбора, их мнение не вызывает у взрослых интереса.
  • Неподходящая компания . Немалую роль на принятие ребенком важных решений оказывают окружающие его сверстники. Если друзья представляют из себя деструктивную компанию, то ребенок может поддаться подначкам и уговорам и уйти из дома. Чаще всего подобное действие направлено на то, чтобы доказать другим свою значимость и независимость.

Когда речь заходит о немотивированных причинах, то в виду имеются попытки ребенка манипулировать взрослыми либо обычная попытка избавиться от скуки, ввязавшись в этакое приключение.

Что делать, если ребенок сбежал из дома?

Если ребенок все же сбежал из дома, то самое первое, что должны сделать родители – успокоиться и взять себя в руки. Не совершайте необдуманных и бессмысленных поступков, лучше прислушайтесь к советам психологов:

  • Причина побега . Прежде чем кидаться и искать ребенка, постарайтесь понять, что именно послужило причиной его ухода. Вспомните, говорил ли ребенок о своем желании уйти и если да, то в контексте какого события было сделано это заявление.
  • Осмотр жилой площади . Пройдите по квартире и внимательно осмотритесь, возможно, ваш юный беглец оставил записку с пояснениями своего поступка. В любом случае, необходимо понять, что из вещей пропало, взял ли он деньги и ценности.
  • Обзвоните друзей и родственников , возможно ребенок решил укрыться у кого-то из них. Если вы дозвонились до друзей ребенка, то говорите напрямую с их родителями, дети имеют склонность покрывать своего товарища.
  • Организуйте группу поиска . Попросите родных и близких помочь вам в поиске. Соберитесь и разделитесь на небольшие группы, а затем определите, где какая группа будет искать беглеца.
  • Объявления о пропаже с помощью социальных сетей. Неплохим подспорьем может оказаться публикация о пропаже ребенка в социальных сетях и на городских порталах. Нередко именно с помощью интернет-ресурсов удавалось найти сбежавших детей в кратчайшие сроки.
  • Обращение в полицию . Если все ваши попытки не принесли результата, то не ждите и обращайтесь в полицию. Возьмите с собой документы на ребенка, его фотографию, напишите заявление о пропаже и подайте в розыск.

Чаще всего юные беглецы находятся уже спустя сутки. Дети редко бывают способны как следует продумать и подготовить свой побег и в результате оказывается, что им просто некуда бежать.

Как вести себя родителям, чтобы ребенок не хотел уйти из дома

Даже если на первый взгляд ваша семья представляет собой образец для подражания, это не значит, что у ребенка нет проблем. Может быть, ребенок просто боится рассказать вам о своих переживаниях, опасаясь что вы будете его ругать или просто посмеетесь над ним. И вот такая вот «молчанка» порой может привести к плачевным результатам.

Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок рано или поздно задумался о побеге, то вам следует:

  • Построить с ребенком доверительные отношения.
  • Помнить, что ребенок, несмотря на его возраст, прежде всего, личность. Уважайте его уникальность и непохожесть на других и не старайтесь «подогнать» его под свое представление о том, каким должен быть идеальный ребенок.
  • Не применять к ребенку телесных наказаний. Уже давно доказано, что порка не является эффективным методом воспитания. Воспитанием с помощью ремня вы только показываете ребенку свою слабость. Поэтому учитесь договариваться и искать точки соприкосновения со своим чадом.
  • Контролировать свои эмоции. Иногда даже самые благовоспитанные дети могут довести родителей чуть ли не до белого каления. Будьте готовы сдерживать свои всплески агрессии и недовольства, а иначе вы просто окончательно испортите отношения с ребенком.
  • Интересуйтесь личной жизнью отпрыска, хвалите за успехи и помогайте ему в решении проблем.
  • Позвольте ребенку проявлять самостоятельность и прислушивайтесь к его мнению.

Чаще всего проблема кроется в неправильно построенных отношениях между родителями и детьми. Чтобы не подтолкнуть свое чадо к мысли о побеге, не обделяйте его своей лаской и заботой и относитесь к нему с уважением.

25 мая – международный день пропавших детей. Почему дети уходят из дома, как упростить их поиск и что сделать, чтобы этого не произошло снова – рассказывает координатор ПСО «Лиза Алерт», куратор регионального отряда Ирина Салтыковская .

Возраст, когда дети самостоятельно уходят из дома, постепенно снижается, и сегодня в отряде мы сталкиваемся с заявками на поиск убежавших десятилетних детей. Это может произойти в любой семье – благополучной и асоциальной, бедной и богатой, в семье, где родители глаз не спускают с ребенка, и где до него никому нет дела.

Дети уходят из дома по разным причинам, но, как правило, это ситуации, которые они расценивают как острую несправедливость по отношению к ним (подростки особенно чувствительны к вопросам справедливости), случаи, когда родители возражают против дружбы или отношений с теми людьми, которых они считают неподходящей компанией, или когда имеет место серьезный конфликт, связанный с непониманием взрослых.

Дети уходят, получив плохую оценку, если их дома сильно ругают или бьют за двойки. Дети уходят, если они случайно потеряли, разбили телефон, порвали новые джинсы и по опыту знают, что дома из-за этого будет конец света. Редко, но бывают случаи, когда уходят дети-шантажисты: а, ты мне отказываешься купить новую приставку или отпустить меня на ночную дискотеку, ну все, тогда я ушел. Такие случаи единичны, и, к сожалению, как правило, ребенок уходит от непонимания.

Поэтому когда я ищу убежавших детей, я предупреждаю родителей, что я всегда на стороне бегунков, что бы ни происходило. Я изначально поняла, приняла и простила тех подростков, которых ищу, потому что родители – это взрослые люди, у них имеется за плечами определенный жизненный опыт, а у ребенка, который ушел из дома часто в ночь и холод, этого жизненного опыта нет – у него есть только подростковый гормональный фон, сложная ситуация и большое количество эмоций, в которых очень трудно разобраться.

Когда мы ищем ребенка, по всем признакам убежавшего из дома, мы понимаем неоднозначность этого поиска: мы ищем его, чтобы вернуть обратно в ту же ситуацию, которая для него была настолько тяжела, что он оттуда убежал. Одно дело – найти ребенка, который потерялся, и вернуть его домой – понятно, что это сделать правильно и нужно, и совсем другое – вернуть домой бегунка.

Но мы в отряде всегда исходим из того, что, находясь на улице, ребенок подвергается огромному количеству опасностей, о которых он даже просто-напросто не имеет представления.

Раз он ушел из дома, значит, ему надо что-то есть, где-то ночевать – причем не там, где его, вероятнее всего, будут искать, где-то греться, если дело происходит зимой.

Соответственно, он вынужден будет или воровать, или вступать в контакты неизвестно с кем, или находиться в каких-то местах, которые потенциально представляют для него угрозу. Кроме того, к сожалению, нередки ситуации, когда бегунки становятся жертвами несчастных случаев – на проезжей части, железнодорожном полотне, в заброшенных строениях, у водоемов.

Часто родители пытаются скрыть причины произошедшего. Когда к нам в отряд поступает заявка, мы задаем очень много вопросов, и не потому, что мы такие любопытные. У нас огромное количество заявок, и это все жизненные ситуации, человеческие беды, и у нас просто нет времени на любопытство – это информация, которая нам необходима, чтобы правильно выбрать стратегию поиска. На этапе, когда мы опрашиваем родителя о том, что случилось, нам всегда пытаются показать ситуацию немного не такой, какой она была на самом деле: «Я его немножко поругал за двойку».

И когда мы находим ребенка, я ему говорю: «Привет, а я тебя ищу, расскажи мне, пожалуйста, что случилось». И ребенок рассказывает, что «немножко поругал за двойку» – это восемь синяков на спине от ремня. Я спрашиваю не для того, чтобы потом сказать маме и папе: «Ай-ай-ай, так нельзя воспитывать», даже если я так думаю – я не социальная служба, мое дело – найти ребенка, и все.

Мне просто изначально нужно понимать глубину конфликта, потому что ребенок, которого немножко поругали, сделает два круга по детской площадке, подуется и через полчаса вернется, а ребенок, у которого фиолетовая спина, не захочет возвращаться домой. Поэтому мы всегда просим родителей быть предельно откровенными и искренними, наша цель – найти как можно быстрее, потому что, как мы уже говорили, ребенок в подростковом возрасте один в городе – это потенциальная жертва обстоятельств в силу отсутствия жизненного опыта.

В поиске бегунков у нас есть определенные наработки и методики, и основной момент, который отличается в нашем отряде от того, что принято у сотрудников полиции и у некоторых других поисковых отрядов – это ориентировки. Часто у родителей бегунка и у окружающих срабатывает определенный алгоритм – когда человек пропал, надо сразу всех оповестить, и на каждом столбе в районе клеят ориентировки.

Я противник того, чтобы на сбежавшего из дома подростка, по крайней мере в первые несколько дней, расклеивать ориентировки по его району, по двум причинам. Во-первых, помимо всего прочего, дети в этом возрасте очень трепетно относятся к своей внешности. В одной ситуации у нас убежавшая из дому девочка уже готова была вернуться домой, но когда она увидела ориентировку на себя, она отказалась от этого, решив: «Это мама специально взяла худшую мою фотографию и сделала так, чтобы все видели, какая я некрасивая. Она мне все время говорит, что я плохая, и даже фотографию выбрала похуже».

Это нам, взрослым, кажется, что мы очень любим ребенка, мы так хотели его найти, что взяли и заклеили весь район его фотографиями – мы же хотели как лучше. А для ребенка это выглядит совершенно иначе. В подростковом возрасте многие ситуации воспринимаются совсем по-другому, не так, как их видит взрослый человек. Поэтому взрослым полезно вспоминать себя в этом возрасте – не в том смысле, чтобы считать нормой гуляния детей допоздна и тусовки в нехорошей компании, а вспоминать свои эмоции, ощущения, отношение, свое восприятие себя в подростковом возрасте.

Подростковый возраст считается сложным, потому что ребенок – уже не маленькое замечательное существо, которого все гладят по головке и радуются каждому его действию, ему уже надо чего-то добиваться в жизни, кем-то становиться, и в это время происходят перемены во внешности. Они учатся воспринимать себя, видеть себя в окружении этого мира, а это сложно.

Есть еще и вторая причина, по которой мы не клеим ориентировки. Любой ребенок, сбежавший из дома, как бы родители ни говорили, что он плохой, что он это сделал специально, чтобы их доводить, испытывает чувство вины. И тотальное расклеивание ориентировок по району воспринимается ребенком не как проявление родительской заботы, не как свидетельство того, что его бросились искать всем миром, а как объявление на весь белый свет: он – преступник, ловите его! Когда он видит эту ориентировку, он думает: «Меня все теперь ищут как преступника, и все теперь будут знать, какой я совершил плохой поступок».

И для него это кошмар, потому что вопрос «что подумают другие?» – один из основных в этом возрасте. Получается, что ситуация изначально была сложной – произошел конфликт. Далее ребенок хлопнул дверью, сбежал из дома – появилась вторая проблема.

А теперь, когда эту ситуацию выставили на всеобщее обозрение, всем рассказали, что он ушел из дома, а мы его ищем, на эту проблему наложилась еще третья – как ему потом выкручиваться, как выглядеть в глазах общественности, тех же педагогов, друзей, соседей, родителей. У него сразу появляется ощущение, что весь район теперь знает его в лицо, все теперь будут тыкать в него пальцем и говорить: «Смотрите, это он, мальчик, который убежал из дома и так расстроил своих родителей».

Если не у всех маленьких детей есть свой мобильный телефон, то с того момента, когда ребенок подрос и начал ходить в школу или на кружки самостоятельно, когда он начал говорить: «У всех же есть телефон, мне тоже надо», у него он появляется.

Когда вы покупаете ребенку сим-карту, всегда оформляйте ее на себя. Это нужно, в частности, на тот случай, если ребенок, не дай Бог, пропадет или убежит. Первое, что необходимо будет понять тем, кто будет его искать, – какие у него контакты в телефоне, с кем он созванивался, какой был трафик интернета, что вообще предшествовало исчезновению ребенка. Чтобы это сделать, нужно будет получить детализацию – это одно из первых действий, когда пропадает ребенок с телефоном. Поэтому сим-карта должна быть зарегистрирована на родителей, причем на того из них, у кого всегда есть возможность быстро подъехать с паспортом в салон связи и получить эту детализацию. В противном случае детализация будет получена только по решению суда.

В отношении телефона я всегда рекомендую родителям соблюдать несколько очень простых правил, которые помогают обезопасить ребенка и быстро его найти в случае необходимости. Во-первых, на всех смартфонах, независимо от того, на какой базе этот смартфон – у андроидов, у айфонов – есть возможность определять местоположение телефона. Для этого не надо никуда обращаться, это функция смартфона, ее просто надо правильно настроить, и лучше это сделать сразу, когда ребенок получил этот телефон в подарок, и больше к этому не возвращаться.

Во-вторых, есть множество программ и различных приложений на смартфоны, которые помогают отслеживать перемещения ребенка. Эту же услугу предлагают и все сотовые операторы «большой тройки». Попробуйте разные варианты и оставьте наиболее удобное для себя приложение, трекер.

Я против того, чтобы родители отнимали у детей телефоны в качестве наказания: «Ты сделал плохо, останешься без телефона».

Вы не ребенка наказываете – вы себя наказываете, лишая себя возможности связи с собственным ребенком, понимания того, где он находится, и элементарных способов контроля его передвижения.

Еще один гаджет для безопасности и понимания, где находится ребенок, – часы с GPS-трекером. Мы в нашем отряде ни разу не искали ребенка с GPS-трекером. Может быть, они и теряются, но родители их быстрее находят собственными силами. Не все часы бесперебойно и точно показывают местонахождение ребенка, надо искать и пробовать разные модели. Это действительно удобно – в частности, потому что это возможность позвонить ребенку на телефон в часах, который он обязательно услышит.

Когда убежал ребенок, мы ищем его в том числе и в Сети – находим его страницу, смотрим друзей, иногда я общаюсь с бегунками в социальной сети. И по нашему опыту поисков детей мы вывели несколько правил в отношении социальных сетей. Первое и, наверное, главное: не надо запрещать – все, что запрещено, очень хочется. Пусть у ребенка будет одна страница под его именем, о которой вы будете знать, чем десять страниц с фейковыми именами, и на поиск этих нужных нам для понимания, чем все-таки интересуется ребенок, страниц мы потратим огромное количество времени.

Второе важное: когда у ребенка есть собственная страница в социальных сетях, необходимо ее контролировать. Каждый родитель решает для себя сам, каким способом он будет осуществлять этот контроль без потери доверия. Я знаю мам, которые спрашивают у детей: «Можно я посмотрю твою страницу?» Иногда дети говорят: «Можно». Некоторые родители привязывают страницу ребенка к своей почте, через нее читают уведомления и контролируют действия в соцсети. Я не уверена, что это правильно.

В любом случае, родителям, во-первых, стоит знать хотя бы то, что у ребенка есть страница, и во-вторых, видеть список его друзей и периодически его просматривать – не обязательно с его страницы, можно со своей, – и понимать, что за люди у него в друзьях. Это важно. Вы представить себе не можете, с каким количеством ситуаций мы сталкиваемся, когда спрашиваем маму: «У него есть страница?» – «Ой, я вообще не пользуюсь соцсетями, я там ничего не знаю». – «Хорошо, давайте посмотрим список друзей вашего ребенка. Вы знаете, кто это?» – «Да, это одноклассник». – «А этот?» – «Ой, нет, не знаю». – «У него в друзьях мужчина 42 лет, это кто?» Мама: «Понятия не имею!» Этот мужчина же там оказался не вчера, не позавчера…

Поэтому, какой бы способ контроля вы для себя ни выбрали – или некорректное тихое влезание в жизнь ребенка, как у меня, или вы будете соблюдать все нормы и правила этикета и просматривать его страницу со своих страничек в социальных сетях, – в любом случае держите на контроле видео, фотографии, группы и людей, с которыми он состоит в дружбе.

Этого уже достаточно, вы будете представлять, что интересно вашему ребенку. Найдите наиболее подходящий вам способ. Все моменты общения с детьми, особенно подросткового возраста, должны быть обусловлены вопросами разумного сочетания: как проконтролировать и при этом не потерять доверие.

Универсальной схемы не существует, в каждой семье есть какие-то основы и постулаты, которые нельзя обходить, и доверие – это самый важный момент, но при этом не надо забывать, что ребенок 10-14 лет – еще совсем ребенок, и его действия на просторах социальных сетей нужно держать под контролем. Не потому что он плохой, глупый или потому что он обязательно, как только вы его выпустите в интернет, сразу сделает плохо. В силу своей неопытности и свойственной этому возрасту самонадеянности дети часто уверены в том, что они знают, как лучше, и сумеют безошибочно определить, кто плохой, а кто хороший, однако мы с вами понимаем, что это не так.

Третья рекомендация: хорошо бы, когда ребенок заводит себе свою первую страничку, чтобы вы сели с ним рядом и помогли ему завести аккаунт, показали, что такое спам и как на него реагировать, поставили вместе настройки приватности, сделали с ним так, чтобы доступ к информации на странице не имели все пользователи интернета, а только друзья, и объяснили, зачем это нужно.

Не разрешайте своим детям указывать город, домашний адрес и номер школы.

Поверьте: зная город и номер школы, я узнаю, где находится ребенок, в течение 10 минут – я просто просмотрю список его друзей, найду тех же, кто из этого города и из той же школы, посмотрю информацию у них, и у одного из этих детей я обязательно выясню, где они находятся и гуляют, по фотографиям увижу все, что мне будет необходимо, чтобы понимать, где ребенок чаще всего находится. Не должно быть также фотографий с привязкой к местности – это тоже надо отрегулировать в настройках: часто, когда ребенок размещает фотографию, она оказывается на карте местности, часто практически с точным адресом, вплоть до дома.

В случае, если ребенок ушел из дома, не стоит торопиться вскрывать его страницу – если, конечно, нет прямого доступа, который не предусматривает смену пароля. В противном случае, поменяв пароль, можно лишить беглеца средства связи. А это значит, что в критической ситуации у него минус один способ позвать на помощь и сообщить о себе. Тем более что в 90% случаев «крамольные» переписки перед побегом удаляются. А список друзей, групп и прочую аналитику можно увидеть и извне, не заходя непосредственно в аккаунт ребенка. Если убежавший ребенок выходит в сеть, с ним гораздо проще наладить контакт.

Почти всегда либо мы находим этих детей, либо полиция, либо они возвращаются сами. И самое важное, когда все вроде закончилось, – сделать так, чтобы эта ситуация не повторилась. Уход из дома не должен стать универсальным клише для решения любых проблем. Поэтому не стоит сильно ругать ребенка – он тоже пережил стресс, и он, конечно, уже не такой маленький, но еще и не настолько большой.

В то же время нельзя поддаваться на шантаж и угрозы со стороны ребенка. Нужно объяснять, как это для вас было страшно, как вам было тяжело, рассказать о тех ситуациях, в которые он мог попасть, о том, что могло случиться, но падать в ноги и кричать: «Только не уходи, мы теперь на все готовы!» (такое случается, взрослым тоже бывает трудно справиться со своими эмоциями) или делать вид, что ничего не произошло, тоже не надо. Если вы ругаете, объясните, за что, не унижайте, не пугайте его. Ребенок должен чувствовать уважение к себе со стороны родителей, и в подростковом возрасте это особенно важно.

Когда у ребенка это первый побег, в поиске принимает участие множество людей, и сотрудники полиции обязательно всегда ищут бегунков, независимо от того, это первый раз или второй. Но когда это происходит во второй раз, к этому уже начинают относиться как к норме: «А, она уже уходила».

Важно не допустить того, чтобы ребенок уход из дома и хлопок дверью сделал для себя единственно возможным способом решать любую проблему с собственными родителями.

К сожалению, после первого ухода очень большой процент бегунков начинает поступать так с завидной регулярностью. Что-то не то – хлопнул дверью и ушел, ищите меня. И когда дело дошло до такого, это уже решать гораздо труднее, потому что здесь должна быть коллективная работа педагогов, родителей ребенка и непосредственно самого ребенка. Кстати, в очень большом количестве ситуаций с подростками-бегунками во многих учебных учреждениях, с которыми я непосредственно общалась во время поисков, социальные педагоги оказывают большую поддержку и детям, и родителям. В этих ситуациях нужно решать проблему сообща. Если у ребенка проблема в школе с педагогами, значит, надо разговаривать, не только ругать ребенка, но еще и беседовать непосредственно с педагогами, постараться быть справедливыми и объективными.

Ксения Кнорре Дмитриева

В 2016 году в поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» поступила 1051 заявка на поиск пропавших детей. Из них 943 ребенка найдены живыми, 72 погибли, 45 не найдены до сих пор. 25 мая, в день, когда во всем мире вспоминают детей, которые так и не были найдены, в 14 часов «Лиза Алерт» открывает инсталляцию и фотовыставку «Мозаика» на ВДНХ, на площади за павильоном 62 — о детях, которых нельзя забывать, о тех, кого продолжают искать и кого ждут дома, не теряя надежды. Посещение инсталляции бесплатное, выставка продлится месяц.

Открывается инсталляция картой России и историями пропавших детей. Фотовыставка демонстрирует работу поискового отряда «Лиза Алерт». Также в этом году отряд совместно с программой Первого канала «Жди меня» и Агентством стратегических инициатив проводит акцию: 25 мая в восьми городах России в местах пропажи детей, которые до сих пор не найдены, выложат огромными буквами их имена, чтобы их можно было увидеть из космоса, и будет снят фильм.