Японское насильно. Насилие в японских семьях. «Женщины для утешения»

Итак, в предыдущих главах мы изучили историю развития жанра триллера в японском кинематографе и на большом количестве примеров увидели, что с развитием кинематографа насилия на японских экранах становилось все больше и больше. Причиной этому, конечно же, были развитие технологий - создание спецэффектов, социальные проблемы, которые возникали в обществе и просто желание режиссеров выделиться и показать себя всему миру.

Но что же отличает японские триллеры от триллеров других стран? Почему в интернет-поисковиках мы можем часто увидеть запросы «почему японское кино такое жестокое?». Если проанализировать различные рейтинги самых жестоких и кровавых фильмов, то там мы увидим преобладание именно японских фильмов. В такой ситуации у многих зрителей, которые абсолютно не знакомы с японской культурой складывается неправильное и зачастую негативное отношение к японцам. Они попросту начинают считать их ужасно жестокими людьми и зачастую даже говорят об их неадекватности.

Одной из особенностей изображения насилия в японском кино является его реалистичность. Действительно, сцены убийств, пыток и насилия японским режиссерам удаются особенно хорошо. Все продумано и изображено до мельчайших подробностей. Иногда при просмотре кровавых сцен, кажется, что все происходит по-настоящему. Зачастую сцены пытки или убийства длятся очень долго, а некоторые фильмы, как мы уже знаем, полностью посвящены насилию над одним человеком. Японские режиссеры уделяют много время изучению особенностей человеческого тела, пыток, а если они изображают в своей работе серийного убийцу, то подробно изучают его биографию и те преступления, которые он совершил. Тем самым можно сказать, что режиссеры производят не просто «чернуху», а создают настоящее произведение искусства, пусть своеобразное и не ориентированное на широкую публику.

Некоторые режиссеры специально снимают свои фильмы на любительскую камеру, без особых спецэффектов, чтобы максимально создать атмосферу реальности. Даже кассеты и диски, на которых записаны фильмы делают максимально похожими на любительские. Существует история о том, что знаменитый американский актер нашел у себя дома кассету со снафф фильмом и, просмотрев его, побежал в полицию, так как принял этот фильм за съемку реальных событий. Подобные истории не являются редкостью. Действительно, существует много случаев, когда японские снафф фильмы рассматриваются на предмет того, реальные ли это события или вся работа это монтаж и использование спецэффектов.

Следующей особенностью является преувеличение или, как говорят, многие кинокритики театрализованность. Действительно, японцы склонны к преувеличению и в кино мы можем наблюдать это особенно ярко - огромное количество крови, сцен мучения и убийств. Много фильмов испорчено из-за обилия жестоких сцен. Иногда в фильме нет никакого сюжета и смысла, весь фильм занимают только сцены насилия. Ярким примером может служить фильм «Вороны: Начало» (2007г.). Количество сцен с драками, на мой взгляд, невозможно пересчитать, а сцен с основным сюжетом, наоборот ничтожно мало. Обилие жестоких сцен в фильмах делает их скучными уже в середине просмотра, и желание смотреть фильм дальше пропадает. Создается впечатление, что в желании произвести впечатление на публику, режиссеры забывают о главной идее, которую они хотят до нас донести.

Сейчас мы часто можем наблюдать ситуацию, когда американские режиссеры снимают фильмы по мотивам японских оригиналов. Это происходит как раз из-за обилия насилия на экране. В Америке страшные фильмы пользуются большой популярностью среди подростков и детей, но родители не могут позволить им смотреть японские фильмы, в которых как мы уже знаем, сцены насилия могут занимать центральное место и длится очень долгое время. Американские режиссеры сокращают количество подобных сцен и зачастую привносят в свои картины долю юмора, тем самым делая работу более «легкой».

Судить об отношении зрителей к подобного рода фильмам очень тяжело. Есть люди, которые являются признанными любителями японских жестоких фильмов, а есть люди, которые считают, что их необходимо запрещать к показу (около 0,1% японских жестоких фильмов запрещены к показу). Тем не менее, есть режиссеры, чьи фильмы высоко ценятся среди мировых критиков и являются шедеврами мирового кинематографа, несмотря на всю свою жестокость и кровавость. Также хочется добавить, что в последнее время японцы являются лидерами в производстве фильмов ужасов и задают основные тренды. Некоторые кинокритики говорят, что японские режиссеры смогли сделать из жанра триллера настоящие произведения искусства.

Также я бы хотела напомнить о том, что мы узнали из первых глав этой работы. Зачастую отношение японцев к насилию сильно отличалось от западного. Также мы узнали, что насилие изображалось в искусстве задолго до рождения киноиндустрии в Японии. На мой взгляд, это подтверждает, что кино стало очередной ступенью в развитии изображения насилия в японском искусстве. Поэтому японские зрители относятся к произведениям своих режиссеров не так критично, как это делают западные зрители. Это один из видов искусства, который по праву может существовать и не быть запрещенным.

Вопрос о том, как же влияют фильмы с обилием насилия на человека, является на данный момент очень обсуждаемым.

Нельзя отрицать, что существую проблемы, которые порождают жестокие фильмы.

Например, часто происходили ситуации, когда фильмы с обилием насилия вдохновляли людей на убийства, причем убийства могли совершаться в том же стиле что и на экране. Так, 17-летний студент, который изнасиловал 31 женщину, признался, что пытался воссоздать сцены, которые видел на экране или читал. Известность получила история убийцы Цутому Миядзаки, который стал известен в Японии как «убийца маленьких девочек». После ареста убийцы, у него в квартире было найдено множество кассет с фильмами стиля эрогуро или слэш-фильмов, в том числе и серия фильмов «Подопытная свинка», о которой мы писали в предыдущих главах Цутому Миядзаки. [ Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.serial-killers.ru/karts/miyazaki.htm. Многие считают, что просмотр подобных фильмов мог оказать непосредственное действие на поведение убийцы. И таких примеров в Японии можно привести довольно много. Это, кстати, привело к тому, что серия фильмов «Подопытная свинка» была запрещена к показам, и сейчас ее распространяют в основном нелегальным образам. Хочется сделать акцент на то, что фильмы не оказывали непосредственного влияния на действия убийц. То есть они не были прямой причиной преступлений. Поэтому нельзя говорить о том, что только просмотр фильмов оказывал прямое влияние на действия японских преступников. Они были лишь одним из факторов, но никак не определяющим. Насилие в кино, да и вообще в продукции масс-медиа, породило еще одну деликатную проблему в японском обществе - отказ от сексуальных отношений. В последнее время в фильмах мы все чаще можем видеть сцены изнасилования или сексуальных издевательств над женщинами. Это стало довольно обычным сюжетом, вплоть до того, что в метро люди могут читать извращенные комиксы, абсолютно не стесняясь других. Как результат - женщины начинают получать отвращение от секса и отказываются от сексуальных отношений с партнерами, а мужчины в свою очередь отказываются от обычных сексуальных отношений, так как в фильмах и по телевидению они могут видеть более извращенные вещи Почему в Японии отказываются от традиционного секса? [ Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/197485-oh-japan.

Изучением японских триллеров занимаются и психологи. И если они признают, что иногда человеку необходимо смотреть нелицеприятные фильмы, а некоторые ученые-психологи даже вылечивали с их помощью фобии своих пациентов, то относительно японских фильмов возникают споры. Считается, что в японских фильмах убийство происходит очень медленно и очень подробно, что может вызвать у человека рвотные рефлексы. И действительно, были случаи, когда при просмотре японских фильмов с обилием насилия, людям в зале становилось плохо, а иногда зрители даже падали в обморок. Плюс ко всему, ученые говорят о том, что в фильмах может содержаться 25-й кадр, который негативно влияет на психику. Статьи о вреде японских фильмов на психику сейчас очень распространены в интернете и японские фильмы не советуют смотреть детям и очень впечатлительным людям. Также результатом обилия сцен насилия является запрет к показу фильмов. Действительно, многие японские фильмы недоступны к легальному просмотру, так как их считают слишком жестокими.

«Женщины для утешения»

Первая «станция» открылась в Шанхае в 1932 году. И сначала туда завезли японских женщин-добровольцев. Но вскоре стало понятно, военно-полевых борделей нужно много и силами одних японок было не обойтись. Поэтому «станции» стали пополняться женщинами из филиппинских и индонезийских лагерей. Компанию им составили девушки с оккупированных японцами территорий.

Первая «станциях утешения» в Шанхае

Женщины, оказавшиеся на «станциях утешения», попадали в ад, где шансы на выживание практически сводились к нулю. Им приходилось обслуживать по несколько десятков солдат в сутки. Среди сексуальных рабынь самой распространенной темой для разговора был суицид. Они либо отговаривали друг друга, либо наоборот, советовались как побыстрее распрощаться с жизнью. Одни занимались воровством. Пока солдат был «занят» у него забирали опиум. А потом целенаправленно принимали в больших количествах, чтобы умереть от передозировки. Вторые пытались отравиться неизвестными лекарствами, третьи просто пытались повеситься.

«Станции утешения» создавали, чтобы снизить количество изнасилований

Еженедельно «женщин для утешения» осматривали врачи. И если находились больные или беременные, то им тут же выдавали особый «препарат 606». У первых он приглушал симптомы венерических заболеваний, у вторых — провоцировал выкидыш.


К осени 1942 года «станций утешения» насчитывалось уже порядка четырехсот. Большинство из них находились на оккупированной территории Китая. Десяток «прописался» на Сахалине. Но, несмотря на это, количество изнасилований, совершенных японскими солдатами не снижалось. Поскольку за услуги «женщин для утешения» нужно было платить. Поэтому многие предпочитали экономить и тратить деньги, например, на опиум.

Точное количество женщин, попавших в военные бордели, неизвестно

К тому времени японок на «станциях» было совсем мало. Их заменили на китайских, корейских и тайваньских женщин. Данные по количеству сексуальных рабынь сильно разнятся. Например, японские власти утверждают, что их было чуть более 20 тысяч. Корейские говорят о 200 тысяч своих сограждан. У китайцев эта цифра куда более впечатляющая — более 400 тысяч.

Охота на женщин

Поскольку с 1910 по 1945 годы Корея являлась японской колонией, то оттуда удобнее всего было брать женщин. Они хотя бы частично знали японский (заставляли учить), что облегчало процесс общения.


Поначалу японцы вербовали кореянок. Но постепенно, когда женщин стало не хватать, пошли на различные ухищрения. Например, предлагали высокооплачиваемую работу, не требующую специальной подготовки или просто похищали.


Вот что рассказывал японец Иосима Сеити, состоявший в Обществе чернорабочих «Ямагути»: «Я был охотником за кореянками в походные бордели для полового развлечения японской солдатни. Туда под моим командованием угнали более 1000 корейских женщин. Под надзором вооруженных полицейских мы пинали ногами сопротивлявшихся женщин, отбирая у них грудных детей. Отбрасывая двух-трехлетних детей, бегущих за матерями, мы насильно толкали кореянок в кузов грузовика, и в селах поднимался переполох. Мы посылали их как груз в товарняках и на судах в командование войсками западной части. Бесспорно, мы не набирали их, а угоняли насильно».

Кореянок насильно угоняли в сексуальное рабство

Вот его же воспоминания о буднях «станций утешения»: «Одну кореянку в сутки насиловали в среднем 20−30, даже более 40 японских офицеров и солдат, а в мобильных борделях — более 100. Многие кореянки трагически погибли из-за полового насилия и жестокого притеснения японскими садистами. Раздев наголо непослушных кореянок, они катали их по доскам с большими гвоздями, вбитыми вверх острием, и отрубали мечом их головы. Их чудовищные злодеяния превышали все человеческие представления».

Вскрывшаяся правда

Сведения о японских зверствах начали просачиваться только в середине 80-х годов прошлого столетия. К тому времени большинство кореянок, оказавшихся на «станциях», либо уже умерли, либо сошли с ума. А те, кому удалось пережить ад, молчали, боясь мести японцев.


Пак Ен Сим — одна из первых кореянок, которая подробно рассказала о своей жизни в «походных борделях». В 22 года ее вместе с другими корейскими девушками в закрытом вагоне привезли в китайский город Нанкин. Там определили в бордель, огороженный колючей проволокой. Ен Сим, как и другим сексуальным рабыням, выделили крохотную комнату без удобств.

Долгое время выжившие кореянки молчали, боясь мести

Вот что она вспоминала: «Японские солдаты все, как один, бросились на меня, как злые звери. Если кто-то пытался сопротивляться, то немедленно следовало наказание: били ногами, кололи ножом. Или, если «проступок» был велик — рубили мечом голову… Позже я вернулась на родину, но калекой — из-за болезни сердца и расстройства нервной системы по ночам мечусь в бреду. Каждый раз, когда поневоле вспоминаются те страшные дни, все тело дрожит от жгучей ненавистью к японцам».


Солдаты в очереди у борделя

Сейчас пожилые кореянки, которых когда-то насильно отправили в бордели, доживают свои дни в доме престарелых. Находится он рядом с музеем, где собраны доказательства их пребывания на «станциях утешения».

Согласно результатам правительственного опроса, 32,9% замужних женщин подвергались домашнему насилию.

Эти цифры остались практически неизменными с двух предыдущих опросов - 2005 и 2008 гг., - что означает, что оказываемой помощи всё-таки недостаточно для окончательного решения проблемы, охватившей треть японских семей.

25% пострадавших сообщили, что мужья толкали их, били руками и/или ногами, причём в 6% случаев побои происходили неоднократно. 14% мужья силой заставляли вступать с ними в сексуальные отношения. 17% респонденток подверглись психологической травле: их оскорбляли, запрещали посещать ряд мест или постоянно за ними следили.

При этом 41,4% опрошенных никому не рассказывали о сложившейся ситуации и страдали в одиночку. 57% терпели насилие и не подавали на развод «ради детей», 18% – из-за экономических затруднений.

Как показал случай вице-консула в Сан-Франциско Ёсиаки Нагаи (Yoshiaki Nagaya), домашнее насилие не является «уделом» какой-то определённой социально-экономической группы. В марте Нагаи был арестован по заявлению жены, предъявившей следствию фотографии нанесённых ей повреждений и травм. Всего за полтора года набралось 13 подобных случаев, причём один раз Нагаи (который, кстати, не признал себя виновным) выбил супруге зуб, в другой - проткнул отвёрткой ладонь между большим и указательным пальцами.

Последствия насилия в семье могут быть довольно серьёзными и продолжительными. У жертв часто развиваются депрессия, постравматическое стрессовое расстройство, расстройства сна и питания, а также другие психологические проблемы.

Причём эти последствия затрагивают не только самих женщин, но также и детей. Некоторые жертвы ошибочно полагают, будто в силах защитить детей от последствий насилия. Однако, дети, выросшие в таких семьях, на протяжении всей своей жизни продолжают страдать от нарушений в сфере эмоций и поведения.

У насилия множество причин, но во многих случаях его возможно искоренить, хотя это и трудно. Куда более срочным является проведение терапии и консультация пострадавших, которые должны помнить, что всегда есть надежда.

Правительство должно оказать всемерную поддержку «горячим линиям», дабы больше женщин могли обратиться за помощью и прекратить насилие над собой. Кроме того, для борьбы со случаями домашнего насилия служащие полиции должны быть подготовлены наилучшим образом.

Правительство должно уделить больше внимания проблеме домашнего насилия, поскольку на данный момент мало что предпринимается в этой области. Шаги по сокращению и ликвидации насилия помогут не только женщинам, но и детям, а также семьям и всему обществу.