С каких звуков начинать работу — простые рекомендации. Последовательность работы по постановке звука. Методическая разработка для логопедов

При постановке звукопроизношения, если у ребенка нарушены несколько групп звуков, сначала исправляют базовый звук для определенной группы. В группе свистящих сначала исправляют звук с . Затем, отталкиваясь от него, ставят звук з , после этого переходят к мягким звукам сь и зь ; последним в группе свистящих ставят звук ц . В группе шипящих прежде всего исправляют звук ш . Затем на основе его артикуляции ставят звуки ж , ч , щ . В группе заднеязычных звуков (к, кь, г, гь, х, хь ) основным является артикуляция звука к .

Коррекционную работу начинают с тех групп, которые должны появляться у ребенка раньше по возрастным нормам .

Исправление звуков проводится поэтапно. Обычно это четыре основных этапа:

  • подготовительный,
  • постановка звука,
  • автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,
  • этап дифференциации.
Каждый этап имеет свои задачи, содержание работы. На всех этапах мы рекомендуем развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух, корректировать грамматическую сторону речи; включить упражнения на профилактику нарушения зрения, развития речевых центров головного мозга, т.е. то, что подготовит ребенка к школе и поможет в дальнейшем ему хорошо учиться.

Занятия с ребенком должны проводиться систематически, не менее трех-четырех раз в неделю, подкрепляя ежедневными 2–3-разовыми кратковременными упражнениями. Если занятия будут проходить реже, их эффективность резко снизится. Ребенок быстро утрачивает приобретенный навык, т.к. в свободной речи, когда самоконтроль ослабевает, малыш будет возвращаться к неправильно сформированному стереотипу.

Для проведения занятий Вам понадобятся различные картинки. Это должны быть или просто предметы, или рисунки, изображающие какие-то жизненные ситуации. Здесь Вам помогут различные лото. Есть специальное логопедическое лото “Подбери и назови”. В нем уже подобраны картинки на каждый звук. Также рекомендуем приобрести логопедическое пособие: Т. Б. Филичева, Т. А. Каше “Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста”. Будут помощниками и любые книги, журналы с иллюстрациями, а может быть Вы и малыш нарисуете что-то сами. Использование картинного материала позволит сделать Вашу работу интересной и разнообразной.

Сроки постановки правильного произношения зависят от ряда факторов: степени сложности недостатка, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий. Постановка звука может занять 1–2 занятия, а автоматизация 3-4; или 5–7 занятий может потребоваться только для того, чтобы подготовить артикуляционный аппарат для постановки звука. И тот и другой варианты нормальны.

При выполнении наших рекомендаций, не сомневаемся, что Вы получите хороший результат. Но, если Вы усердно работали по данному курсу с ребенком 2–3 месяца, а результаты незначительны (ни одного звука так и не удалось поставить в соответствии с возрастными нормами), рекомендуем обратиться за консультацией к логопеду. Возможно, Вам понадобится несколько советов, и самостоятельная работа может быть продолжена, или ребенку необходима более глубокая помощь, чем кажется на первый взгляд, и оказать ее может только квалифицированный специалист. Родителям, имеющим недостатки произношения, полезно заниматься вместе с детьми.

Звук [с]

Подготовительный этап

Занятие 1

Упражнения на дыхание

«Гармошка». И. п. — стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос. Задержать дыхание на 1—2 секунды. Выдох через рот.

Развитие силы выдоха.

«Холодный ветер». Набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы. Поднести ко рту тыльную сторону ладони. Должна ощущаться резкая бьющая холодная струя.

Игровые упражнения

«Улыбка». «Радуемся встрече с другом». Растянуть губы в улыбке до предела и удерживать их в напряженном положении некоторое время. Зубы сомкнуты. Повторить 3—4 раза.

«Обезьянки-кривляки». Движения сомкнутыми губами в правую и левую сторону. (В случае затруднения помочь указательными пальцами.)

Упражнения на распластывание и укрепление боковых краев языка

«Дорожка». Положить широкий распластанный язык на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет до 5.

«Язычок ищет щелочку в заборчике». Выдвижение распластанного языка между зубами и его покусывание. (На языке должны оставаться следы от зубов.)

«Язычок спит на кроватке». Опускание спинки языка. Кончик языка прижать к нижним резцам, спинку опустить.

Примечание. В случае затруднения предложить детям покашлять, зевнуть, при этом непроизвольно поднимается мягкое небо и опускается корень языка. Заинтересовать детей можно предложением познакомиться или поздороваться с маленьким язычком.

Выделение на фоне слогов и слов звука [с] среди звуков, далеких по акустическим и артикуляционным признакам.

Игра «Поймай звук». Ребенок должен хлопнуть в ладошки, услышав звук [с]. Сначала педагог произносит звуки [л], [с], [р] [с], [л], [м], [б], [с], затем слоги ла, со, ро, су, па, су, сы, ба. Если ребенок выделяет звук из звукового или слогового ряда, даются слова мак, сыр, сук, полка, сынок, булка, лампа, сом.

Произношение гласных звуков с изменением силы и высоты голоса.

«Споем колыбельную кукле»: а-а-а-а-а-а-а-а-а.

«Заболели зубы»: о-о-о

«Гудок парохода»: у-у-у.

Занятие 2

Упражнения на дыхание

Развитие силы выдоха

Дутье через трубочку. Пускание мыльных пузырей. Сравнение продолжительности выдоха. Произнесение звука [ф] (длительный выдох), произнесение звука [т] (короткий выдох).

Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка

Сдуть бумажную снежинку с ладошки. Чья снежинка улетит дальше?

Упражнения для губ и лицевых мышц

«Нам весело». «Улыбка». Губы в улыбке, зубы сближены до 2 мм.

«Губки качаются на качелях». Зубы и губы сжаты. Попеременно поднимать углы рта с помочью пальцев рук.

«Спи, глазок, спи, другой. Спит правый глаз — просыпается. Спит левый глаз — просыпается». Поочередное открывание и закрывание глаз.

Упражнения для языка

«Язычок загорает». Уложить язык на дно ротовой полости. «Язычок нырнул на дно реки». «Посмотрим, где живет маленький язычок». Опускание языка на дно ротовой полости.

«Язычок пролезает в дверную щелку». Покусывание языка зубами от кончика до середины и наоборот.

«Дразнилки обезьянок». Положить широкий язык на нижнюю губу и произносить слоги пя-пя-пя-пя-пя.

«Разговор собак Барбоса и Пушка». Произнесение слоговых сочетаний па-ба, пы-бы, по-бо, пу-бу шепотом, тихо и громко.

Развитие фонематического восприятия

Выделение звука [с] среди звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам. Звуки: [с], [з], [с], [ш], [ц], [с]. Слоги: са, за, со, ша, цо, су, зы, сы. Слова собака, зайка, солнышко, шуба, сапоги, сад и др. Ребенок поднимает руку или хлопает в ладошки, если услышит звук [с].

Занятие 3

Упражнения на дыхание Развитие силы выдоха

«Погаси свечу». Выработка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением фууууу.

Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка

«Воет буря». Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появляется шум, значит, воздушная струя направлена правильно.

Упражнения для губ и лицевых мышц

«Обезьянка улыбается, а слоненок приготовился пить водичку».

Губы в улыбке (удерживать под счет до 5—6). Чередование позиций — губы в улыбке и «трубочкой».

«Заболели зубки с правой стороны. Заболели зубки с левой стороны». Попеременное поднимание углов рта с одновременным закрыванием соответствующего глаза.

Упражнения для языка

«Капельки дождя стучат по крыше». Прикусить широкий язык зубами и произносить слоги та-та-та-та-та-та.

«Лопата». Положить широкий язык на нижнюю губу так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Язык спокоен, не напряжен. Если язык не расслабляется, предложить плотно сжать губы, затем растянуть их в улыбке и протиснуть между ними язык.

Упражнения для формирования умения образовывать боковыми краями языка смычку с верхними коренными зубами

«Малыш учится произносить звук [и]». Опустить кончик языка за нижние зубы и произносить звук [и]. Следить, чтобы «ямочка» на языке была ровно посередине.

«Песенка ослика». Произнесения звукосочетания иа.

«Лодочка». Высунуть язык изо рта и сложить его лодочкой («желобком»). Если упражнение не получается, можно положить на среднюю часть языка тонкую палочку или зонд.

«Грибок». Соберу в корзинку разные грибочки — сыроежку волнушку, моховик и др. Присасывание языка к небу. (Рекомендуется использовать при коррекции бокового сигматизма.)

Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и согласованной работы губ и языка

Произнесение гласных я-ю, ю-я, я-е, е-я; и-я-е; и-я-е-ю.

Развитие фонематического восприятия

Выделение звука [с] из слов. Найди игрушки, в названии которых есть звук [с], из ряда других (сова, лиса, мишка, собачка, слоненок, машинка, жираф, ослик ).

Определение позиции звука [с] в словах сова, слоненок, лес, нос.

Занятие 4

Упражнения на дыхание

Развитие силы выдоха

Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии

«Саночки спустились с горки». Улыбнуться, опустить кончик языка за нижние зубы, спинку поднять «горочкой». Сделать выдох.

Выработка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении звукосочетаний иффффф, ыффффф.

Упражнения для губ

Губы в улыбке (счет до 10).

«Лодочка качается на волнах». Поочередное поднимание вверх углов рта (с помощью и без помощи рук).

Упражнения для языка

«Язычок заболел и лежит в постели». Широко открыть рот и покашлять (язык непроизвольно опускается на дно ротовой полости). Уложить язык «дорожкой» на дно ротовой полости так, чтобы показался маленький язычок. (Удерживать в таком положении как можно дольше.)

«Дразнилки». Положить широкий язык на нижнюю губу и произносить: бя-бя-бя-бя-бя, пя-пя-пя-пя-пя-пя (со сменой интонации).

Язык «желобком» внутри рта.

Примечание. Если упражнение не получается, использовать пузырек с узким горлышком. При задувании в пузырек в языке непроизвольно появляется круглая щель.

«Веселые клоуны». Выгибание спинки языка вверх при упоре кончиком в десны нижних резцов. Произнесение звукосочетания и-хи-хи.

Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата

«Язычок качается на качелях». Произнесение слогов я-ля, я-ля, я-ля, постепенно увеличивая их количество на одном выдохе.

Развитие фонематического восприятия

Различение слов, близких по звучанию: мишка миска, каска кашка, сырок шарок, солить шалить (с опорой на картинки).

Нахождение картинок, в названии которых есть звук [с], по темам «Овощи» и «Фрукты».

Занятие 5

Развитие силы выдоха

Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка. «Ветерок качает листок». Губы в улыбке, зубы разомкнуты. Дутье на высунутый язык, лежащий на нижней губе.

Упражнения для губ

«Бегемот разинул рот, булки просит бегемот». Улыбнуться. На счет «раз» крепко сжать губы, на счет «два» широко открыть рот.

Упражнения для языка

Выгибание спинки языка вверх при упоре кончиком в десны нижних резцов. Произносить и, хи, ие.

Поднимание и опускание средней части языка (спинки языка при опущенном у нижних десен кончике языка.

«Лодочка». Приподнять боковые края языка до получения углубления по средней части языка.

«Веселые дети». Исходное положение то же. Произносить звукосочетания ихи-хи, ихи-хи, ихи-хи.

«Разговор инопланетян». Произнесение слогов ти-ти-ти, тя-тя-тя, те-те-те (со сменой ударения и интонации).

Развитие фонематического восприятия и простых видов фонематического анализа

— Есть ли звук [с] в словах капуста, свекла, редис, фасоль, салат, чеснок ?

— Найди овощи, в названии которых есть звук [с]. Где слышится звук [с] в слове салат ? В слове чеснок ? В слове капуста ?

Развитие логического мышления

Игра «Пятый лишний». Капуста, свекла, картошка, редис, абрикос. Отложить лишнюю картинку.

Занятие 6

Развитие силы выдоха

Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка

Улыбнуться. Опустить кончик языка за нижние зубы, спинку поднять «горочкой», сделать выдох.

Упражнения для губ

Поднимание и опускание верхней губы с обнажением верхних зубов.

Попеременное поднимание и опускание углов рта.

Упражнения для языка

Язык «желобком» снаружи рта держать неподвижно, а губы то широко раскрывать, то касаться ими «желобка».

Игра «Я — не я». Логопед произносит фразы, а дети отвечают: «И я» или «Не я». Например, логопед произносит: «Я люблю шоколад». А дети отвечают: «И я, и я, и я». «Я люблю жевать чашку». Дети: «Не я, не я, не я».

Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка

Произнесение слоговых сочетаний пти-пти-пти, птя-птя-птя; пти-птя, пти-птя; пти-птя-пте-птю.

Развитие фонематического восприятия

«Подбери и назови». Разложить в две стопки картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [с] и [ш].

Определить позицию звука [с] в словах санки, сапоги, сова, автобус.

Постановка звука [с]

Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука [с]

Зубы сближены и находятся на расстоянии 1 мм. Губы растянуты как при улыбке. Язык упирается в нижние резцы, посередине языка образуется «желобок», по которому идет струя выдыхаемого воздуха. Звук [с] глухой, произносится без участия голоса.

Приемы работы по постановке звука [с]

Слуховое восприятие звука. Создание слухового образа звука

Игровые приемы. «Свистелочки». «Вьюга».

Формирование зрительного образа звука

Показ артикуляционной позиции звука на муляже или артикуляционной схеме. Показ артикуляционного профиля.

Формирование кинестетического образа звука (ощущения положения органов артикуляции)

Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Сжатые пальцы правой руки (имитация языка) опустить к основанию пальцев левой руки (как будто это нижние зубы). Описание положения органов артикуляции.

Открыть рот. Опустить кончик языка к нижним резцам таким образом, чтобы посередине языка образовалась щель. С силой равномерно выдыхать воздух. Должен получиться звук [с].

Примечание. Если по средней линии языка у ребенка не образуется «желобок», вдоль языка положить палочку. Сомкнуть зубы, насколько позволяет палочка, и произносить звук [с]. Проделать то же упражнение с медленным выниманием палочки изо рта к зубам и наружу, затем повторить несколько раз без использования палочки.

Коррекция шипящего сигматизма по М.Е. Хватцеву (1959)

1. Поднимание и опускание средней части спинки языка при опущенном у нижних десен кончике языка.

2. Задувание на язык при низком его положении.

3. Язык устанавливается глубоким «желобком», и произносится звук [с]. Затем постепенно глубина «желобка» уменьшается.

4. Произносится звук [с].

Постановка звука [с] по Р.Е. Левиной (1965)

1. Межзубное произношение звука [с]. Закрепление в слогах, словах, а затем переход к нормальной артикуляции.

2. Ребенок протяжно произносит звук [р], а затем, проделывая то же самое, язык выдвинуть как можно дальше вперед, необходимо упереть его кончик в нижние зубы.

3. Опора на звук [х]. Произнести шепотом звукосочетание ихи, а затем повторить его со сжатыми зубами.

4. Произнесение сочетания ие с напряжением.

Коррекция губно-зубного сигматизма

Показать, что во время произнесения звука [с] губа не должна соприкасаться с верхними резцами или сближаться с ними.

Чередование движений губ с последовательной сменой их смыкания и размыкания, связанного с оскаливанием зубов и обнажением нижних резцов.

В случае необходимости применяется механическая помощь в виде отжимания нижней губы шпателем книзу. Протяжное произнесение [с], а затем слогов и слов, которые с нее начинаются.

Коррекция межзубного сигматизма

Сжать зубы и, не разжимая их, протяжно произнести [с]. (На первых порах звук произносится со сжатыми зубами.)

Проговаривание слогов и слов со сжатыми зубами. Постепенно переходят к нормальному произношению фонемы.

Коррекция призубного сигматизма

Показ правильной артикуляции фонемы. Использование рисунка-профиля. Опора на кинестетические ощущения (ощутить холодную струю на тыльной стороне ладони при правильном протяжном произнесении звука [с]).

Артикуляционные упражнения

Просовывание распластанного языка между зубами.

Высовывание языка «желобком» при открытом рте.

Выгибание спинки языка вверх при упоре кончиком языка в десны нижних резцов.

Коррекция шипящего сигматизма

Различение правильного и неправильного звучания звука [с] (свист — шипение).

Показ перед зеркалом различий между правильной и дефектной артикуляцией.

Дополнительно использовать кинестетические ощущения, изображая артикуляцию с помощью кистей рук.

Добившись правильной артикуляции, включить выдох, дать ощутить холодную струю выдыхаемого воздуха.

Можно временно использовать межзубную артикуляцию звука [с]. В дальнейшем перейти к нормальному зазубному произношению со сжатыми зубами, как это делается при исправлении межзубного сигматизма.

Коррекция бокового сигматизма

Добиваться образования «желобка» по средней линии языка.

В качестве базы использовать звука [т]. Произносить [т] с некоторым придыханием. Наличие придыхания контролируется при помощи ощущения струи воздуха на кисти руки.

На следующем этапе работы ребенку предлагается опустить кончик языка за нижние резцы. Сжать зубы и произнести звук, близкий к [ц], в составе которого слышатся звуки [т] и [с].

Постепенно в ходе упражнений звук [с] удлиняется, а затем — отделяется. После чего ребенку можно пояснить, что это правильно произносимый звук [с].

Использование механической помощи.

Ребенку предлагают произнести звук [ф], выдвигая язык как можно больше вперед и уперев его кончик в нижние зубы. К шуму, свойственному звуку [ш], должен присоединиться свистящий шум.

Опора на звук [х].

Произнести шепотом сочетание ихи, а затем то же самое звукосочетание произнести со сжатыми зубами. При этом слышится звук, близкий к [с"].

В результате упражнений звук закрепляется, и тогда можно обратить внимание на различие в звучании звуков [с] и [с"].

Коррекция носового сигматизма

Выработать правильное направление воздушной струи, закрывая проход в носовую полость поднятием неба. Выработка правильной артикуляции языка.

Коррекция замены звука [с] на [т], [д]

1. Просовывание распластанного языка между зубами.

2. «Желобок» при открытом рте.

3. Выгибание спинки языка вверх при упоре кончиком в десны нижних резцов.

Коррекция бокового сигматизма по Э.Я. Сизовой (1992)

Массаж лицевых мышц и губ

Массаж проводится с гиперкоррекцией пораженной стороны:

— похлопывание сглаженной носогубной складки;

— круговые движения в месте соединения жевательных мышц;

— поглаживание губ;

— легкое пощипывание сомкнутых губ (чаще на пораженной стороне);

— круговые поглаживающие движения в углах рта (больше на стороне сглаженной носогубной складки);

— легкое пощипывание опущенного угла рта;

— пощипывание края нижней челюсти (больше на пораженной стороне).

Массаж языка

— легкое поглаживание языка;

— постукивание шпателем или пальцами по языку;

— очень легкое похлопывание по пораженному боковому краю языка.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения для губ и лицевых мышц

Зубы и губы сжаты. Попеременно поднимать углы рта. Если угол рта не поднимается, помочь пальцами. В то же время другой угол рта придерживать в спокойном состоянии. Подъем пораженного парезом угла рта произвести два-три раза, здорового — один.

Упражнения для языка

1. Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, затем сдвинуть язык в правую сторону и прикусить зубами левый край языка. Вернуться в исходное положение.

2. Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, слегка сдвинуть язык в левую сторону и прикусить зубами правый край языка. Вернуться в исходное положение.

3. Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, сдвинуть язык в правую сторону и скользить зубами по языку.

4. Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, сдвинуть язык в левую сторону и скользить зубами по языку.

5. Покусывание боковых краев языка.

Для пораженной стороны количество упражнений увеличивается в два раза.

Закрепление слухового образа звука

Для группы свистящих звуков это будет звук «С», от которого впоследствии осуществляется переход к постановке звука «З», затем следуют звуки «Сь» и «Зь». Самым последним в этой группе «ставится» звук «Ц».
В группе шипящих основным является звук «Ш», на его основе переходят к звукам «Ж», «Ч» и «Щ».
В группе заднеязычных звуков сначала работают со звуком «К», переходя с него на «Г», «Х», «Кь», «Гь» и «Хь».
Если у ребенка выявлено нарушение нескольких групп звуков, работа начинается с той группы, которая, по возрастным нормам, должна была появиться у ребенка раньше.

Как долго предстоит работать с логопедом?

Постановка любого из звуков проводится в несколько этапов:
подготовительный;
постановка звука;
автоматизация звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях;
этап дифференциации (проводится в случаях замены или смешения звуков).

Помимо того что каждый из этих этапов занимает определенное время и имеет свое содержание, все занятия с логопедом на любом этапе работы с тем или иным звуком будут сопровождаться упражнениями, направленными на развитие общей и мелкой моторики, фонематического восприятия и слуха, внимания, мышления, памяти.
В обязательном порядке логопед будет дополнительно работать над грамматической стороной речи и над эмоционально-волевыми качествами малыша, то есть развивать усидчивость, умение доводить дело до конца, объективно оценивать результаты своего занятия и т. д.
Конечно, в идеале занятия с логопедом должны проводиться каждый день, подкрепляясь ежедневными «домашними» упражнениями, но на практике, к сожалению, чаще всего занятия проводятся два раза в неделю. Так что в ваших интересах, дорогие родители, заниматься с малышом дома практически каждый день.
Все, что вам будет необходимо для занятий, посоветует ваш логопед. Кроме того, в продаже имеется масса дидактических пособий, логопедических игр, лото и пр.
Как долго предстоит работать с логопедом, зависит от множества разных факторов.
Основной из них – «исходные данные ребенка», то есть какое именно нарушение произношения у малыша, насколько оно сложное, каков возраст ребенка при обращении к логопеду, каков общий уровень его развития. Большую роль играет регулярность занятий и домашняя работа родителей с ребенком. Разные этапы коррекции звукопроизношения могут иметь различную протяженность во времени у каждого конкретного ребенка – это вполне нормально. Тем не менее возникает вполне резонный вопрос: когда же конец?
Ориентировочный срок для получения значимого результата – 2–3 месяца.
Но если вы и ваш логопед усиленно и добросовестно занимаетесь с ребенком 2–3 месяца, а сколько-нибудь значительных результатов так и нет, очень советуем вам пройти альтернативную консультацию у другого специалиста. Возможно, вашему ребенку требуется более глубокая помощь или нужно несколько изменить направление приложения своих сил, а может быть, и сегодня это, к сожалению, не редкость, логопед, работающий с ребенком, не столь добросовестен, как кажется на первый взгляд.

Этапы постановки звука

Двигательные нарушения проявляются обычно на более поздних сроках формирования двигательных функций, особенно таких, как развитие возможности самостоятельно садиться, ползать с попеременным одновременным выносом вперед руки и противоположной ноги и с легким поворотом головы и глаз в сторону вынесенной руки, ходить, захватывать предметы кончиками пальцев и манипулировать ими.
Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. На первом году жизни такие дети беспокойны, много плачут, требуют к себе постоянного внимания. У них отмечаются нарушения сна, аппетита, предрасположенность к срыгиванию и рвотам, диатезу, желудочно-кишечным расстройствам. Такие дети, как правило, метеозависимы.
В дошкольном и школьном возрасте такие дети двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют грубость, непослушание. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении, некоторые дети склонны к реакциям истероидного типа.
Несмотря на то что у детей не наблюдаются выраженные параличи и парезы, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью. Они обычно отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности, в школьном возрасте отмечается плохой почерк. Выражены нарушения интеллектуальной деятельности в виде низкой умственной работоспособности, нарушений памяти, внимания.

Симптоматика дизартрии

При дизартрии на разных уровнях нарушена пере дача импульсов из коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов. В связи с этим к мышцам (дыхательным, голосовым, артикуляторным) не поступают нервные импульсы, нарушается функция основных черепно-мозговых нервов, имеющих непосредственное отношение к речи.
В раннем периоде развития ребенка эти нарушения проявляются следующим образом.
Грудной возраст: вследствие паретичности мышц языка и губ затруднено грудное вскармливание – к груди прикладывают поздно (3-7-е сутки), отмечается вялое сосание, частые срыгивания, поперхивание.
На раннем этапе развития речи у детей может отсутствовать лепет, лепетные звуки имеют гнусавый оттенок, первые слова появляются с опозданием (к 2-2,5 годам). При дальнейшем развитии речи грубо страдает произношение практически всех звуков.

При дизартрии может иметь место так называемая артикуляторная апраксия (нарушение произвольных движений артикуляционных органов). В этом случае нарушения звукопроизношения отличаются двумя характерными особенностями:
искажаются и изменяются звуки, близкие по месту артикуляции;
нарушение звукопроизношения не постоянно, то есть ребенок может произносить звук и правильно, и неправильно.

Выделяют два варианта артикуляторной апраксии:
кинестетическая, которая связана с патологией теменных отделов головного мозга, характеризуется трудностями нахождения отдельной артикуляторной позы;
кинетическая, обусловленная патологией примоторных отделов мозга, характеризуется динамической организацией артикуляторных движений, затруднением перехода от одного звука к другому.

При этом наблюдаются повторы звуков, слогов, пропуски, перестановки, вставки.

Почему возникает дизартрия?

Дизартрия является сопутствующим симптомом разного рода поражений мозга. Такого рода нарушения могут быть вызваны проблемами в период беременности, заболеваниями матери, тяжелым протеканием родов и возникновением родовых травм, черепно-мозговыми травмами в раннем возрасте ребенка, такими заболеваниями, как менингит и менингоэнцефалит и пр.

Виды дизартрии

Поскольку, как мы уже понимаем, дизартрия не столь проста, как хочет казаться, специалисты предлагают несколько классификаций, помогающих максимально четко сформулировать проблему каждого конкретного ребенка.
Первая классификация обращает внимание на степень выраженности речевого нарушения и различает следующие формы.
Тяжелая дизартрия, или анартрия. Полная невозможность говорить.
Выраженная дизартрия (или просто дизартрия). Ребенок может говорить, но испытывает при этом выраженные затруднения. Обычно в этом случае речь нечленораздельная, малопонятная, грубо нарушены звукопроизношение, дыхание, голос, интонационная выразительность.
Стертая дизартрия, при которой все симптомы (неврологические, психологические, речевые) выражены в стертой форме. Именно эта форма дизартрии требует к себе очень пристального внимания, поскольку по внешним проявлениям ее легко можно спутать с дислалией.
Другие классификации предлагают различать формы дизартрии по локализации поражения и с точки зрения синдромологического подхода. Работают с ними только и исключительно неврологи, поэтому в этой книге мы на этих классификациях останавливаться не будем.

Стертая дизартрия, простая и коварная

В рамках этой книги нас в большей степени будет интересовать стертая дизартрия. Если симптомы дизартрии выражены явно, родители обязательно будут получать расширенную и специализированную помощь целой группы врачей. Если же клиническая картина стерта, в таком случае возможно либо вообще не обратить внимание на неявно выраженные дефекты произношения, либо недооценить серьезность этого расстройства речи.
Итак, что же представляет собой стертая дизартрия?
Данное речевое нарушение находится на границе между дислалией и дизартрией. Стертая дизартрия легко смешивается с дислалией по внешним проявлениям, однако при этом имеет свой специфический механизм нарушения и, по сравнению с дислалией, отличается трудностью преодоления. Как и дислалия, стертая дизартрия характеризуется нарушениями звукопроизношения, но помимо них еще и нарушениями всех характеристик произносительной речи в большей или меньшей степени, которые обусловлены наличием очаговой неврологической микросимптоматики.
В основе нарушения артикуляции при этом расстройстве могут лежать легкие остаточные нарушения иннервации мышц артикуляционного аппарата, которые выявляются только при углубленном неврологическом исследовании.

Симптоматика стертой дизартрии

Неречевая симптоматика

1. Характерно наличие неврологической микросимптоматики (синдромы поражения центральной нервной системы: стертые парезы, изменения тонуса мышц, нерезко выраженные гиперкинезы в мимической лицевой мускулатуре, наличие патологических рефлексов и т. п.).
2. Основное поражение черепно-мозговых нервов связано, как правило, с подъязычным нервом, что проявляется в ограничении подвижности языка (в стороны, вверх, вниз, вперед), пассивности кончика языка, напряженности спинки языка, слабости половины языка, беспокойстве языка в заданной позе, повышенном слюнотечении, недифференцированности движений кончика языка.

Основные (ключевые) понятия : дислалия, дизартрия, фонетическое недоразвитие речи (ФНР), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), общее недоразвитие речи (ОНР), нарушение озвончения, тактильно-вибрационный контроль.

Сроки преодоления недостатков произношения зависят от следующих факторов:

Степени сложности дефекта,

Регуляр-ности занятий,

Помощи со стороны родителей.

У детей дошкольного возрас-та недостатки произношения преодолеваются в более корот-кие сроки, чем у детей школьного возраста, а у младших школьников — быстрее, чем у старших.

В случае про-стой дислалии занятия продолжаются от 1 до 3 месяцев, при сложных дислалиях — от 3 до 6 месяцев, при дизартрии легкой степени - от 3 до 9 мес., при более сложных речевых нарушениях сроки логопедической помощи существенно увеличиваются.

Случаи сложных нарушений звукопроизношения требуют:

Четкого планирования за-нятий,

Обоснованной, продуманной дозировки дыхательной и физической нагрузки на ребенка,

Продуманного подбора речевого материала,

Правильного определения после-довательности работы над звуками (представление о том, какие звуки могут быть включены в работу одновре-менно, а какие должны отрабатываться последовательно).

Сложные нарушения звукопроизношения могут наблюдаться при различных вариантах нарушений речи:

4) дефекты звукопроизношения не сочетаются с недоразвитием фонематического слуха - фонетическое недоразвития речи (ФНР);

5) дефекты звукопроизношения сочетаются с недоразвитием фонематических процессов (фонематического слуха и фонематического восприятия) - фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);

6) дефекты звукопроизношения сочетаются с недоразвитием фонематических процессов и лексико-грамматических компонентов речи- общее недоразвитие речи (ОНР).

При коррекции сложных нарушений произношения важной задачей логопеда является определение последовательности работы над звуками. Этот выбор зависти от структуры речевого дефекта. При ФНР последовательность зависит от артикуляционной сложности звуков, учета артикуляционного родства между звуками. Схемы последовательности постановки звуков:

1) взрывные звуки ставят от самого легкого звука этой группы - «п» путем изменения его артикуляции:

П Т К
Б Д Г

2) щелевые звуки ставят от наиболее простого по артикуляции «ф»»:

Ф В
Х Хь Сь С З
Щ Ш Ж Р

3) аффрикаты ставят путем сближения и слияния в единый артикуляционный комплекс артикуляционных укладов однофазных звуков:


Т С Ть Щ
Т С Ть Щ
Ц Ч

4) сонорный «л» часто ставят от сохранных опорных гласных звуков:

6) щелевой «с» ставят от опорных согласных или сохранного щелевого «ф»:

7) щелевой «з»

9) заднеязычный взрывной «к»

ТА ТЯ КЯ КА

10) заднеязычный взрывной «г» можно поставить по аналогии с гласными:

тихо громко
а А
о О
ы Ы
к Г

а также комбинированным способом, произнося цепочку слогов и отодвигая кончик языка вглубь ротовой полости:

ДА ДЯ ГЯ ГА

11) заднеязычный щелевой «х» можно поставить комбинированным способом, произнося цепочку слогов и отодвигая кончик языка вглубь ротовой полости:

СА СЯ ХЯ ХА

При ФФНР порядок работы над звуками определяется артикуляционной сложностью и акустической схожестью звуков. Звуки близкие по акустическим признакам должны изучаться с отсрочкой во времени. Это позволяет автоматизировать артикуляционно-акустические представления о звуке и избежать явления звуковой интерференции (смешения звуков). При коррекции сложного нарушения звукопроизношения допускается проведение комбинированного занятия, на котором проводится одновременная работа над несколькими звуками. Например, когда заканчивается автоматизация звука определенной акустической группы, можно начинать постановку другого неродственного предыдущему звука (этот звук не похож по акустическим признакам на предшествующий и предыдущий - принадлежит к другой фонетической группе). После того, как первый звук автоматизирован, средний звук поставлен и начинает автоматизироваться, можно приступать к работе над третьим звуком (из той же фонетической группы, что и первый) и т.д. После того, как будут окончательно автоматизированы два звука из одной фонетической группы (с отработкой между ними неродственного звука), переходят к дифференциации первого и третьего звуков.

При ОНР последовательность постановки звуков определяется онтогенетической последовательностью их появления при нормальном речевом развитии, а также артикуляционной и акустической сложностью. Поставленные звуки должны вводиться в состав формируемого на данном этапе логопедической работы лексического материала (слов).

Нарушения звукопроизношения могут проявляться не только в неусвоении артикуляционных укладов звуков, но и в виде нарушений озвончения .

В русском языке существует 6 пар звуков, парных по звонкости-глухости:

Нарушения озвончения чаще встречаются среди взрывных звуков, так как они произносятся одномоментно и ребенок не успевает пронаблюдать за разницей в работе голосового аппарата и воспринять акустическую разницу звонких и глухих звуков. Различают следующие виды нарушений озвончения:

а) прием тактильно-вибрационного контроля: постановка звонкого звука из пары осуществляется путем произнесения парного глухого и подключения голосовой активности под контролем тактильно-вибрационных ощущений работы голосового аппарата (тыльная сторона кисти ведущей руки прикладывается к передней поверхности шеи);

б) прием постановки по аналогии с гласными (разработан академиком Львом Владимировичем Щербой): постановка звука осуществляется путем последовательного произнесения ряда гласных звуков - ряд звуков, заканчивающийся глухим согласным, произносится тихо, а ряд гласных, заканчивающийся звонким согласным - громко. Это позволяет усилить ощущения от работы голосового аппарата.

Важное значение имеет подбор последовательности гласных - первым, как правило, произносится наиболее простой и автоматизированный гласный «а», а последним - гласный, артикуляция которого наиболее близка к корригируемому согласному. Так при постановке пары звуков «с» - «з» последним гласным будет «и», так как при его произнесении губы растянуты в стороны, что повторяет артикуляцию губ при произнесении свистящих звуков. При постановке пары шипящих «ш» - «ж» последний гласный в ряду - «о», пары заднеязычных «к» - «г» - гласный «ы».

Кроме того, следует учитывать характер и длительность произнесения гласных звуков в ряду. При постановке щелевых звуков необходимо добиваться плавного слитного произнесения гласных, а при постановке взрывных - отрывистого. Например:

тихо громко тихо громко
а А А А
и И О О
о О Ы Ы
ш Ж К Г
плавно плавно отрывисто отрывисто

в) прием постановки по аналогии с согласными: постановка звука осуществляется путем последовательного произнесения ряда согласных звуков - ряд глухих звуков произносится тихо, а ряд звонких согласных - громко. Это позволяет усилить ощущения от работы голосового аппарата.Г

З Ж отрывисто плавно

2. Специальные (частные) приемы коррекции нарушений озвончения:

а) постановка «в»: тянуть «у», при этом прижимать нижнюю губу к верхним зубам;

б) постановка «б»: тянуть «у», смыкая и размыкая губы;

в) постановка «д»: произносить слоговую цепочку «ба-ба-ба», при этом высовывая кончик языка между зубами;

г) постановка «г»: произносить слоговую цепочку «да-да-да», удерживая кончик языка внизу за нижними резцами и отодвигая его вглубь ротовой полости;

д) постановка «з»: произносить «э», высовывая кончик языка между зубами и слегка прижимая его резцами;

е) постановка «ж»: произносит «з», поднимая кончик языка вверх, и округляя губы.

Автоматизация звонких согласных осуществляется в определенной последовательности, учитывающей их акустические характеристики . Их начинают автоматизировать в положении между гласными (аза, ово, ужу и т.д.), затем в сочетании с сонорными согласными (мба, рза, лбо и т.д.) и в прямых слогах (за, во, жа и т.д.). В обратных слогах звонкие согласные не автоматизируются по причине их оглушения в данной фонетической позиции.

Таким образом, коррекция сложных нарушений звукопроизношения требует правильной оценки речевого дефекта обоснованного подбора методов и приемов логопедической работы .

Контрольные вопросы и задания:

1. Определите специфику постановки звуков при сложных нарушениях звукопроизношения при фонетическом недоразвитии речи.

2. Определите специфику постановки звуков при сложных нарушениях звукопроизношения при фонетико-фонематическом недоразвитии речи.

3. Определите специфику постановки звуков при сложных нарушениях звукопроизношения при общем недоразвитии речи.

4. Дайте характеристику видов нарушений озвончения.

5. Раскройте содержание общих приемов коррекции нарушений озвончения.

6. Раскройте содержание специальных (частных) приемов коррекции нарушений озвончения.

Проблемы с произношением звуков у детей в дошкольном возрасте встречаются довольно часто, а количество таких звуков может достигать 7 и более. Один из вопросов, которые задают себе начинающие специалисты звучит так: «С каких звуков начинать работу логопеду?»

С каких звуков лучше начинать работу логопеду

Улучшая качество произношения, рекомендуется начинать со звуков раннего онтогенеза, которые дети в большинстве случаев начинают произносить до трех лет. Ими являются те звуки, артикуляция которых наиболее простая. Кроме этого, эти звуки являются опорными для постановки более сложных звуков. Примерами таких звуков являются:

Гласные звуки: «А», «У», «И», «О», «Э», «Ы».
Согласные звуки: «Б-П», «В-Ф», «Д-Т», «Г-К», «М», «Н», «Х».

Работа на поставку звуков выполняется последовательно, ведь таким образом ребенку будет проще, а результативность занятий с логопедом только возрастет. Чаще всего работу начинает с звуков, которые хорошо получаются у ребенка.

Постановка выполняется по подражанию, с жестовой подсказкой или механической помощью, с, применением приемов пассивной артикуляционной гимнастики, когда логопед своими руками помогает сформировать правильный артикуляционный уклад.

Опорные звуки в речи

Опорные звуки — это звуки, которые сходны с нарушенными по артикуляции, но произносимые ребенком правильно.

Все названные выше звуки являются опорными для других. Если ребенок правильно произносит все опорные звуки, то намного проще будет улучшить его произношение более сложных звуков (шипящих, свистящие, соноров). Ниже представлены примеры опорных звуков:

Для звука «С» это звуки «И» и «Ф».
Для звука «Ж» это звуки «В» и «З».
Для «Ц» это звуки «Т» и «С».

Последовательность работы со звуками

Работа над правильной артикуляцией – это длительный и кропотливый процесс, для которого важны старания не только детей, но и родителей и логопедов. Учить ребенка правильно произносить звуки необходимо последовательно, в соответствии с определенной системой, которая позволит достичь необходимого результата и закрепить его, избежав напрасной траты времени.

Весь процесс работы со звуками можно разделить на четыре этапа:

  1. Подготовительный. Необходимо настроить ребенка на занятие, рассказать примерный план работы, поговорить про звуки, с которыми будет проходить работа. Здесь же можно упомянуть особенности артикуляции и то, какие органы будут задействованы.
  2. Постановка звука. Ребенок повторяет за логопедом, учится правильно произносить тот или иной звук. Для этого подбираются слова, в которых можно наиболее четко услышать правильное звучание. Иногда дети начинают правильно говорить звуки в конкретных словах, а не в слогах. Задача специалиста на этом этапе – донести до ребенка то, как нужно произносить звук. Также следует отметить основные ошибки, которые можно делать при этом.
  3. Автоматизация звуков в слогах, словах, фразах и предложениях . Недостаточно научиться правильно произносить звук, необходимо также уметь его использовать в речи. На этом этапе приобретенный навык закрепляется и доводится до автоматизма. Лучше всего начинать со слогов, а после – переходить к словам. Действуя по принципу от простого к сложному, логопед увидит, с кем именно у ребенка возникают проблемы, и поможет с этим справиться.
  4. Дифференциация звуков. Ребенок учится вычленять конкретные звуки в словах. Например, звуки в начале слов или же в конце. Он называет их в отдельности по каждому слову. Это не только закрепляет его навыки произношения, но и помогает ориентироваться в остальных звуках, выделять гласные и согласные, понимать особенности построения слов.

Важно помнить, что переход к следующему этапу работы над звуками возможен только в том случае, когда у ребенка не возникает трудностей по текущему. Откладывать все проблемы и недочеты на будущее нельзя, так как в дальнейшем их будет намного сложнее исправить. Лучше потратить больше времени на 1 звук, чем потом еще долгие годы корректировать его произношение.

Условия закрепления звуков в речи

Которые имеются у него с произношением. Каким бы талантливым и опытным не был педагог, результат зависит от него лишь частично, так как существует три обязательных условия для успешного освоения звуков.

Фонематический слух – малыш должен слышать и определять, как звучит тот или иной звук. Фонематический слух развивается через специальные упражнения, которые включают в себя многократные повторения звуков, их интерпретацию и прослушивание. Недостаточно понять звучание звуков, необходимо уметь их повторить и закрепить в речи правильное звучание.

Самоконтроль – на протяжении занятий (1-3 раза в неделю) произношение ребенка контролирует логопед, он исправляет его и говорит, как произносить правильно. При этом все остальное время ребенок должен контролировать себя самостоятельно.

Во время общения с родителями это не является настолько большой проблемой, так как взрослые также заинтересованы в том, чтобы их ребенок произносил звуки правильно. Самой большой проблемой является общение со сверстниками, так как у других детей также могут быть проблемы с произношением, а когда нет контроля со стороны взрослых, то ребенок может даже не замечать своих ошибок.

Для достижения результата необходимо следить за собой, исправляться и стараться говорить правильно из раза в раз. Если же этого не делать, то на закрепление звуков в речи уйдет намного больше времени.

Мотивация – когда ребенок понимает, зачем он ходит к логопеду, то и результат наступает быстрее. Родителям необходимо мотивировать ребенка, рассказать ему, что его ждет, когда он будет правильно произносить все звуки (главные роли в утренниках, похвала преподавателей, возможность рассказывать стихи на публике, восхищение друзей).

За каждое достижение малыша нужно хвалить, так как это небольшая победа над самим собой. Если же случаются неудачи, то их нужно анализировать и предотвращать в дальнейшем. Когда будет мотивация, тогда и нежелание заниматься с логопедом будет редким явлением.