Целью всякой a является власть. Мухаев Р.Т. Политология - файл n1.doc. Перечень экзаменационных вопросов

Для понимания характера изменений в политике, ее способности обеспечивать стабильность и сохранять динамическое равновесие групп интересов необходимо учитывать два обстоятельства. Во-первых, политика является относительно самостоятельной сферой и обладает чертами системы. В этом смысле, по выражению Л. фон Берталанфи, она представляет собой совокупность «элементов, находящихся во взаимодействии». Во-вторых, будучи самостоятельной, политика обретает смысл через взаимодействие с миром неполитического, являясь составной частью более широкой целостности - общества. Осознание органической взаимосвязи политической жизни и других сфер жизнедеятельности человека пришло в политологию не сразу.
Первоначально политика, по замечанию М. Вебера, сводилась к деятельности «государства как института, осуществляющего монополию законного применения силы на данной территории». Вся общественная жизнь укладывалась в рамках политической сферы и подчинялась государству. Государство, как носитель и субъект власти, единолично распределяло ценности и ресурсы. Отождествление политического с государством было справедливым до момента выделения гражданского общества.
Развитие институтов гражданского общества отразило процесс нарастающей множественности интересов различных групп населения. На этой основе происходила специализация политических ролей и функций внутри политического сообщества. Понять причины и последствия распределения власти и ценностей в обществе без учета влияния социальных общностей, ментальности и системы культуры было невозможно. Замена понятия государства концепцией политической системы дала возможность учесть влияние неформальных механизмов функционирования мира политики, отразить нарастающую взаимосвязь и взаимовлияние политических структур, политической культуры, политического поведения и гражданского общества.

Для характеристики взаимодействия власти и общества в американской политологии используется понятие «политическая система», представляющая совокупность всех общественных структур в их политических аспектах. По определению Г. Алмонда, политическая система включает помимо политических институтов социальные и экономические структуры, исторические традиции и ценности общества, культурный контекст его развития. Взаимодействие мира политики и экономической сферы, гражданского общества (социальной и духовной сфер) имеет системный характер, т. е. изменения одного из элементов непременно ведет к изменению всей целостности (общества). Это означает - мир политического можно понять лишь из взаимосвязей его с тем, что не является политикой. Как, впрочем, верно и обратное - изменения в неполитических сферах осуществляются под влиянием политики.
Известно, что целью всякой политической деятельности является власть - либо влияние на нее, либо участие в ней. Власть выступает непосредственным содержанием политики. Однако содержание власти не заключено в ней самой. Власть есть взаимодействие тех, кто ее осуществляет, с тем, что в совокупности составляет социальную среду, в которой она осуществляется. В результате их взаимодействия происходит обмен деятельностью, ресурсами, ценностями, информацией. Следовательно, власть может быть понята через связь с тем, что не является властью.
При этом не только власть влияет на социальную среду, но и среда воздействует на власть. Взаимное влияние может иметь характер прямого воздействия власти и среды друг на друга на основе выполнения политических ролей. Например, государство, как носитель и субъект власти, осуществляет управление делами общества, обеспечивает законность и правопорядок, а граждане признают правомерность принимаемых властью решений и выполняют их. Однако воздействие может быть косвенным и не иметь прямого характера. Например, повышение налога на прибыль создает возможность увеличить поддержку работников бюджетных сфер.
Следовательно, взаимодействие власти и гражданского общества определяет характер изменений социальной системы, ее стабильность и динамизм. Вот почему важно знать, как общество влияет на распределение власти. Не менее значимо также понимание форм и параметров воздействия власти на гражданское общество. Взаимодействие и взаимозависимость власти и общества выражаются понятием «политическая система».

2161. Финансовый рынок выполняет функции
I. Трансформации сбережений в инвестиции
II. Оценки рыночной стоимости финансовых активов
III. Обеспечения ликвидности финансовых активов
IV. Создания инфраструктуры для обмена финансовыми активами

2162. В ряде стран Европы короли и королевы, получающие свою власть по наследству, выполняют лишь представительские функции, не оказывая существенного влияния на деятельность законодательной, судебной и исполнительной властей. Какая форма правления установлена в этих странах?

2163. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. «Целью всякой ___________(А) является власть - влияние на неё или участие в ней. Однако содержание власти не заключено в ней самой. Власть есть взаимодействие тех, кто её осуществляет, с тем, что в совокупности составляет ___________(Б), в которой она осуществляется. В результате их взаимодействия происходит обмен деятельностью, ___________(В), ценностями, информацией. Следовательно, власть может быть понята через связь с тем, что не является властью. При этом не только власть влияет на социальную среду, но и среда воздействует на власть. Взаимное влияние может иметь характер прямого взаимодействия власти и среды друг на друга на основе выполнения ___________(Г). Например, государство как носитель и субъект власти осуществляет управление делами общества, обеспечивает законность и правопорядок, а граждане признают ___________(Д) принимаемых властью решений и выполняют их. Следовательно, взаимодействие власти и общества определяет ___________(Е) социальной системы, сё стабильность и динамизм.» Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
A Б В Г Д Е

2164. Парламент страны Z избирается всенародно по пропорциональной системе. Политическая партия или блок партий, победивший на выборах, формируют правительство. Парламент избирает президента, выполняющего только представительские функции. Какова форма правления в стране Z?

2165. Установление соотношения между спросом и предложением рабочей силы, формирование численности работников и профессионально-квалификационного состава кадров на конкретном объекте рынка труда осуществляется при помощи определенной функции, которую выполняет заработная плата в обществе, а именно:

2166. В государстве X. после парламентских выборов лидер парламентского большинства приступил к формированию правительства. Одновременно депутаты парламента начали согласование кандидатуры на пост президента, который будет выполнять представительские функции. К какому типу государств относится государство X.?

2168. В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территории субъектов, которые обладают определённой политической самостоятельностью. Парламент имеет двухпалатную структуру. Найдите в приведённом списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

2169. Прочтите отрывок из исторического очерка И. А. Христофорова и определите дату реформы, о которой в нём идёт речь.
«Целью реформаторов было максимально изолировать крестьян от их бывших владельцев... Но лишение помещиков непосредственного контроля над крестьянами, а значит и над местной жизнью в целом, означало, что этот контроль должен быть передан в другие руки...
Так появилась идея мировых посредников, призванных взять на себя нелёгкое бремя реализации реформы, разъяснения её и крестьянам, и их бывшим владельцам, улаживания конфликтов и т.п.».

2170. Если переменная определена вне функции, память для нее отводится один раз в начале выполнения программы, и переменная уничтожается только тогда, когда выполнение программы завершается, то такая переменная называется

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Перевозского муниципального района Нижегородской области

"Ичалковская средняя школа"

презентация по обществознанию

Понятие власти

(вопросы кодификатора ЕГЭ)

Ганюшин М.Е.,

учитель истории

высшей квалификационной категории

с. Ичалки

Политика

Обществознание. Кодификатор вопросов ЕГЭ.

4.1. Понятие власти

Назначение и роль политики: 1) организационная (создаёт для общества организационные основания); 2) коммуникативная (обеспечивает общение людей, обмен информацией, связь между ними); 3) воспитательная (влияет на внутренний мир человека, приобщает личность к общественным делам); 4) контролирующая (воздействует на людей, используя власть); 5) интегративная (сплачивает, консолидирует различные группы и слои общества).

Политика – это сознательная деятельность в политической сфере общества, направленная на достижение, укрепление и реализацию власти; деятельность связанная с определением содержания задач и функций государства.

Политическая, экономическая, духовно-информационная и др.

Государственная, партийная, семейная и др.

Законодательная, исполнительная, судебная.

Власть – способность, право и возможность распоряжаться кем-либо и чем-либо, оказывать решающее воздействие на поведение и деятельность людей.

Виды власти

По источникам

По субъектам

По функциям

органов власти

Источники власти (по М. Веберу):

  • Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, личностные характеристики, угроза применения силы).
  • Авторитет (семейные и социальные связи, харизма, экспертные (специальные) знания, вера).
  • Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция).

Макс Вебер (1864-1920) – немецкий социолог, философ, историк, политический экономист. Главная работа в области политической социологии – эссе «Политика как призвание и профессия.

Государственная власть – один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти – население страны.

Отличительные признаки государственной власти:

  • публичный характер, т.е. выступает от имени общества;
  • суверенный характер;
  • ограниченность территорией, это базовое условие существования государства.

Политическая власть – это:

  • способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан, общества в целом, исходя из общенациональных или общегосударственных задач
  • реальная способность социального класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах
  • способность и возможность социального класса, группы, индивида осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность людей посредством авторитета, права, насилия.

Потребность в общественной власти обусловлена рядом причин:

  • необходимостью организации социальных взаимодействий на основе определённых норм
  • необходимостью регулирования общественных отношений, авторитетного разрешения социальных конфликтов

Легитимность – общественное признание власти, готовность общества ей подчиняться.

Тип легитимности

1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

государственной

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «субъекты политической деятельности».

1) государство; 2) политические партии; 3) политический процесс; 4) общественные движения; 5) избирательная система; 6) политические лидеры.

3. Выберите верные суждения о политике и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Внешняя политика является продолжением внутренней, ибо она определяется целями и задачами внутреннего развития.

2) Политика в обществе не определяет и не может определять общи коллективных устремлений и целей.

3) Политики нередко оказываются перед дилеммой: либо принимать непопулярные меры, либо, отказавшись от этого, ещё более ухудшить ситуацию в стране.

4) Государство является одним из основных субъектов политики.

5) Политика – это сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти исключительно внутри государства.

4. Найдите в приведённом списке черты отличия государственной власти от других видов власти. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) волевое воздействие на поведение людей со стороны субъекта власти

2) право использовать силу в пределах страны

3) действие на основе права от имени всего общества

4) существование единого центра принятия политических решений

5) способность одной стороны влиять на поведение другой стороны

6) возможность использовать разнообразные средства, в том числе и принудительные

5. Выберите верные суждения о политической власти, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Политическая власть выражается в управлении делами государства и общества через систему государственных органов.

2) Политическая власть включает систему негосударственных методов воздействия на общество и граждан.

3) Политическая власть занимается образовательной и научной деятельностью.

4) К институтам политической власти относятся производственные организации.

5) К институтам политической власти относятся потребительские и профессиональные союзы.

6. (А) Политическая власть – это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо с помощью различного рода средств: права, авторитета, воли, принуждения. (Б) Чрезмерное использование правительством или другой политической организацией принудительных ресурсов преступно. (В) Современные политические организации используют экономические, социальные, культурно-информационные ресурсы. (Г) Ресурсы – это всё, что может быть использовано для достижения своих целей. (Д) Очевидно, эффективность власти напрямую зависит от сочетания ресурсов для решения конкретных политических задач.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

7. «Важнейшим элементом жизнедеятельности человеческого ______ (А) является политическая власть. Любая власть предполагает ______ (Б) в отношениях между властвующими (субъектами власти) и подвластными (объектами власти). Объектами власти являются ______ (В) государства, лица без гражданства, иностранцы. Политическая власть в современном мире, как правило ограничена, то есть разделена на законодательную, ________ (Г) и судебную. Также политическая власть должна быть нормативно регламентирована, то есть определена рамками _______ (Д) и находиться под общественным контролем. Ещё один признак политической власти – её ________ (Е), то есть общественное признание».

1) государственная 7) общество

2) неравенство 8) легитимность

3) граждане 9) суверенитет

5) равенство

6) исполнительная

8. «Целью всякой ___________(А) является власть – влияние на неё или участие в ней. Однако содержание власти не заключено в ней самой. Власть есть взаимодействие тех, кто её осуществляет, с тем, что в совокупности составляет ___________(Б), в которой она осуществляется. В результате их взаимодействия происходит обмен деятельностью, ___________(В), ценностями, информацией. Следовательно, власть может быть понята через связь с тем, что не является властью. При этом не только власть влияет на социальную среду, но и среда воздействует на власть. Взаимное влияние может иметь характер прямого взаимодействия власти и среды друг на друга на основе выполнения ___________(Г). Например, государство как носитель и субъект власти осуществляет управление делами общества, обеспечивает законность и правопорядок, а граждане признают ___________(Д) принимаемых властью решений и выполняют их. Следовательно, взаимодействие власти и общества определяет ___________(Е) социальной системы, её стабильность и динамизм.»

1) деятельность человека 6) характер изменений

2) социальная среда 7) политические роли

3) правомерность 8) политическое участие

4) политический процесс 9) ресурсы

5) политическая деятельность

9. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политическая власть как особый тип общественных отношений». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Властные отношения как особый вид общественных отношений

2. Виды власти

3. Причины возникновения политической власти

4. Субъекты политической власти

а) народ как источник власти

б) политические элиты в современном обществе

в) политические лидеры

5. Средства и способы осуществления политической власти

6. Государство как носитель политической власти. Особенности государственной власти:

а) обязательность решения для всего населения

б) вертикаль власти

в) легальность в использовании силы

Интернет-ресурсы

Литература

1) ЕГЭ 2016. Обществознание. Типовые тестовые задания / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.

2) Обществознание. 10 класс. Модульный триактив-курс / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Издательство «Национальное образование», 2014.

2. Вставить пропущенные словосочетания.

«Целью всякой (1)_________________________является власть – влияние на нее или участие в ней. Однако содержание власти не заключено в ней самой. Власть есть взаимодействие тех, кто ее осуществляет с тем, что в совокупности составляет (2)__________________, в которой она осуществляется. В результате происходит обмен деятельностью, (3)________________, информацией. Следовательно, власть может быть понята через связь с тем, что не является властью. При этом не только власть влияет на социальную среду, но и среда воздействует на власть. Взаимное влияние может иметь характер прямого взаимодействия власти и среды друг на друга на основании выполнения (4) ________________ . Например, государство как носитель и субъект власти осуществляет управление делами общества, обеспечивает законность и правопорядок, а граждане признают (5) __________________принимаемых властью решений и выполняют их. Следовательно взаимодействие власти и общества определяет (6) ____________________ социальной системы, ее стабильность и динамизм.

А) деятельность человека Б) социальная среда В) правомерность Г) политический процесс Д) политическая деятельность Е) характер изменений Ж) политические роли

З) политическое участие И) ресурсы

3. Все приведенные ниже термины за исключением одного характеризуют понятие «мораль». Записать термин, выпадающий из этого ряда и характеризующий другое понятие.

Социальная норма, право, добро и зло, духовность, санкции. Ответ __________________.

4. Вставить необходимые словосочетания.

«Политическая культура как тип отношений индивида, группы, общества включает в себя три уровня ориентации к различным (1)_________________. Первый уровень отношений выражен в представлениях граждан о лидерах, элитах, институтах и ценностях, определяющих их поведение. Когда политическая система легитимна и способна эффективно реагировать на (2)____________________, граждане считают себя обязанными следовать властным велениям ее институтов.

Второй уровень ориентаций составляет отношение к проводимому политическому курсу: совпадают ли (3) _________________ с вашими ожиданиями и каковы ваши представления о собственной роли в политике? Ответ на вопрос, какая система лучше справляется с существующими проблемами и вызовами, и составляет содержание может быть различной - активные участники, граждане, которые пассивно подчиняются власти, люди, исключенные из политики.

Третий уровень – это отношение к (5)_________________ проводимой политики, где главным критерием оценки деятельности правительства выступают гарантии (6)__________________ и рост благосостояния населения.»

А) действия правительства Б) методы В) политический конфликт

Г) изменение потребностей Д) общество Е) личная безопасность

Ж) включенность З) политические объекты И) результаты

5.Определить, какие положения текста носят (А) фактический характер, (Б) характер оценочных суждений..

(1) В стране прошел второй тур президентских выборов. (2) Явка избирателей оказалась существенно ниже, чем в первом туре. (3) По-видимому, в обществе нарастает политический абсентеизм, избиратели теряют интерес к политической жизни. (4) Данная тенденция весьма негативно отражается на перспективах развития демократических устоев.

6.Определить, какие положения текста носят (А) фактический характер, (Б) характер оценочных суждений..

(1) Административный порядок разрешения жалоб на действия органов исполнительной власти и их должностных лиц представляет одну из сфер административно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина. (2) Административный (внесудебный) порядок рассмотрения жалоб связан с защитой их конституционных прав, а также прав, установленных законодательством РФ в сфере социальной политики государства. (3) Административный порядок рассмотрения жалоб требует, на наш взгляд, четкого правового регулирования. (4) Думается, важно рассмотреть возможность установления процедуры рассмотрения жалоб граждан в органах государственной власти на законодательном уровне.

ЧАСТЬ III

1. Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.

«Национализм – это скорее ненависть к чужим, чем любовь к своим».

Данное изречение выражает в лаконичной образной форме сущность национализма и вполне достойно стать афоризмом. Национализм – это идеология и политика, в основе которой лежат идеи национального превосходства и национальной исключительности. Воинствующий национализм допускает порабощение одной нации других, дискриминацию по национальному признаку. Его ярким проявлением является политика Национал – социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП) во главе с Гитлером в фашистской Германии. В своей книге «Моя борьба» Гитлер писал, что только представители арийской расы являются действительными носителями человеческой культуры. Другие народы он сравнивал с сорняками. «Низшие», неполноценные в расовом отношении народы (славяне, евреи и др.) подлежали подчинению и в значительной части уничтожению. Особо опасными врагами «расовой чистоты» немцев объявлялись евреи. В январе 1939 года Гитлер заявил в рейхстаге о предстоящем «уничтожении еврейской расы в Европе». Развернутая программа покорения народов Восточной Европы была изложена в генеральном плане «Ост» (декабрь 1940). Часть населения оккупированных территорий должна была уничтожаться на месте, значительная часть переселяться в Сибирь. Оставшиеся должны были быть низведены до уровня полуграмотной рабочей силы. Образование ограничивалось 4-х классной школой.

В годы Второй мировой войны сеть из более, чем 30 лагерей смерти опутала Европу. Только в Освенциме и Майданеке было уничтожено свыше 5,5 млн. человек.

Человеконенавистническая националистическая политика фашизма привела Германию к краху.

Существует две стороны национальных интересов. Во-первых, в потоке человеческой истории нации необходимо сохранить неповторимость, уникальность своей культуры.

Во-вторых, нации необходимо обогащать свою культуру достижениями из других культур. Культурное многообразие является богатством страны. История показала, что политика изоляции страны от внешнего мира в целях сохранения ее самобытности (Япония XVII – XVIII в.в., Китай XVIII) приводит к отставанию в социально-экономическом развитии нации.

На мой взгляд, любовь к своему народу, забота о его процветании неразрывно связаны с проведением демократической национальной политики, запрещающей возбуждение расовой и национальной розни.

Концепция национальной политики РФ (1996) в качестве ее основных принципов провозглашает:

    Равенство прав и свобод человека независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии

    Право каждого гражданина определять и указывать свою национальность без всякого принуждения

    Содействие развитию национальных культур и языков народов РФ

    Своевременное и мирное разрешение всех противоречий и конфликтов

    Запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение расовой, национальной и религиозной розни, ненависти и вражды.

5. Английский язык

Учитель – Хлопецкая О.С.

I . Форма проведения экзамена – письменная.

II . Описание структуры экзаменационной работы

Экзаменационная работа по английскому языку состоит из четырёх разделов, включающих 46 заданий.

Раздел 1 (Аудирование) включает 15 заданий, из которых первое – на установление соответствия и 14 заданий с выбором одного правильного ответа из трёх предложенных. Рекомендуемое время на выполнение Раздела 1 – 30 минут.

Раздел 2 (Чтение) включает 9 заданий, из которых 2 задания на установление соответствия и 7 заданий с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных. Рекомендуемое время на выполнение Раздела 2 – 30 минут.

Раздел 3 (Грамматика и лексика) включает 20 заданий, из которых 13 заданий с кратким ответом и 7 заданий с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных. При выполнении заданий с кратким ответом вы должны самостоятельно записать ответ в соответствующем месте работы. Рекомендуемое время на выполнение Раздела 3 – 40 минут.

Раздел 4 (Письмо) состоит из двух заданий и представляет собой небольшую письменную работу (написание личного письма и письменного высказывания с элементами рассуждения). Рекомендуемое время на выполнение этого раздела работы – 60 минут.

Общее время проведения экзамена – 160 минут.

III . Пример экзаменационной работы :

Раздел «Аудирование» *(30 минут)

Вы услышите 5 высказываний о фильмах с участием животных. Установите соответствие между высказываниями каждого говорящего 1 – 5 и утверждениями, данными в списке A – F. Используйте каждое утверждение, обозначенное соответствующей буквой, только один раз. В задании есть одно лишнее утверждение. Вы услышите запись дважды. Занесите свои ответы в таблицу .

A. The next generation will enjoy it too.

B. He became a record breaker.

C. He helped our sales.

D. It was a special birthday present.

E. He had his eye on me.

F. If he had to choose, he would go for the monkey.

Говорящий

Утверждение

Вы услышите разговор отца, сына и дочери о происшествии в школе. Определите, какие из приведённых утверждений А1 – А7 соответствуют содержанию текста (1 – True), какие не соответствуют (2 – False) и о чём в тексте не сказано, то есть на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа (3 – Not stated). Обведите номер выбранного вами варианта ответа. Вы услышите запись дважды.

Damon thought that Philip wore a skirt for fun.

The boys in Damon’s school were allowed to wear shorts in hot weather.

1) True 2) False 3) Not stated

None of the teachers appreciated what Philip was doing.

1) True 2) False 3) Not stated

Philip left school after the first lesson.

1) True 2) False 3) Not stated

Damon believed that Philip’s protest was a good thing to do.

1) True 2) False 3) Not stated

Damon thought that the pupils were too old for rules about what to wear.

1) True 2) False 3) Not stated

Damon’s dad didn’t think that what pupils wore had any influence on a school’s

1) True 2) False 3) Not stated

Вы услышите отрывок из радио-интервью. В заданиях А8 – А14 обведите цифру 1, 2 или 3, соответствующую выбранному вами варианту ответа. Вы услышите запись дважды .

The guest thinks that PG Wodehouse

1) had a pretty face.

2) deserved our respect.

3) wore strange clothes.

The guest likes PG Wodehouse’s

3) country estate.

The guest has read

1) all of PG Wodehouse’s books

2) PG Wodehouse’s short stories.

3) everything about PG Wodehouse.

1) thinks 15 is too much to pay for membership.

2) wants to know how much profit the society makes.

3) wants to know what the members get for their money.

1) doesn’t allow members younger than 32 years of age.

2) is over thirty years old.

3) has more members than before.

The man and his wife get on well because

1) they met at one of the society’s meetings.

2) they share the same interest.

3) they have been married for twenty one years.

Which of the following is NOT true?

1) The man has got two children.

2) The children might read books by PG Wodehouse in the future.

3) The parents don’t want to read their children books by PG Wodehouse at the moment.

Раздел 2. Чтение. (30 минут)

Установите соответствие между заголовками A – Н и текстами 1 – 7. Занесите свои ответы в таблицу. Используйте каждую букву только один раз. В задании один заголовок лишний .

A. THE HOUSE OF COMMONS E. THE SYSTEM OF GOVERNMENT

B. PARLIAMENTARY PROCEDURE F. PARLIAMENTARY COMMITTEES

C. THE HOUSE OF LORDS G. WHITEHALL

D. WESTMINSTER H. THE CROWN

1. Her Majesty’s Government, in spite of its name, derives its authority and power from its party representation in Parliament. Parliament is housed in the Palace of Westminster, once a home of the monarchy. Like the monarchy, Parliament is an ancient institution, dating from the middle of the thirteenth century. Parliament is the seat of British democracy, but it is perhaps valuable to remember that while the House of Lords was created in order to provide a council of the nobility for the king, the Commons were summoned originally in order to provide the king with money.

2. The reigning monarch is not only head of state but symbol of the unity of the nation. The monarchy is Britain’s oldest secular institution, its continuity for over a thousand years broken only once by a republic that lasted a mere eleven years (1649- 60). The monarchy is hereditary, the succession passing automatically to the oldest male child, or in the absence of males to the oldest female offspring of the monarch. In law the monarch is head of the executive and of the judiciary, head of the Church of England, and commander-in-chief of the armed forces.

3. The dynamic power of Parliament lies in its lower chamber. Of its 650 members, 523 represent constituencies in England, 38 in Wales, 72 in Scotland and 17 in Northern Ireland. There are only seats in the Commons debating chamber for 370 members, but except on matters of great interest, it is unusual for all members to be present at any one time. Many MPs find themselves in other rooms of the Commons, participating in a variety of committees and meetings necessary for an effective parliamentary process.

4. Britain is a democracy, yet its people are not, as one might expect in a democracy, constitutionally in control of the state. The constitutional situation is an apparently contradictory one. As a result of a historical process the people of Britain are subjects of the Crown, accepting the Queen as the head of the state. Yet even the Queen is not sovereign in any substantial sense since she receives her authority from Parliament, and is subject to its direction in almost all matters. This curious situation came about as a result of a long struggle for power between the Crown and Parliament during the sixteenth and the seventeenth centuries.

5. Her Majesty’s Government governs in the name of the Queen, and its hub, Downing Street, lies in Whitehall, a short walk from Parliament. Following a general election, the Queen invites the leader of the majority party represented in the Commons, to form a government on her behalf. Government ministers are invariably members of the House of Commons, but infrequently members of the House of Lords are appointed. All government members continue to represent “constituencies” which elected them.

6. Each parliamentary session begins with the “State Opening of Parliament”, a ceremonial occasion in which the Queen proceeds from Buckingham Palace to the Palace of Westminster where she delivers the Queen’s Speech from her throne in the House of Lords. Her speech is drafted by her government, and describes what the government intends to implement during the forthcoming session. Leading members

of the Commons may hear the speech from the far end of the chamber, but are not allowed to enter the House of Lords.

7. The upper chamber of Parliament is not democratic in any sense at all. It consists of four categories of peer. The majority are hereditary peers, a total of almost 800, but of whom only about half take an active interest in the affairs of the state. A smaller number, between 350 and 400, are “life” peers – an idea introduced in 1958 to elevate to the peerage certain people who rendered political or public service to the nation. The purpose was not only to honour but also to enhance the quality of business done in the Lords.

Прочитайте текст и заполните пропуски 1-6 частями предложений обозначенными буквами A - G . Одна из частей в списке A - G лишняя. Занесите букву,обозначающую соответствующую часть предложения, в таблицу.

Earth"s Biggest Suntrap

Almost all of the energy on Earth has travelled to us from the Sun as sunlight. Scientists have designed a device, called a solar panel, which can turn sunlight into useful electricity. It produces the most electricity on sunny days, 1________________. Solar panels are a clean and environmentally sound means of collecting solar energy. By using solar panels it"s possible 2________________ coming directly from the

Sun to make some of the electricity we need. Quite a few of these have already been built. Some of the biggest solar power stations are in Germany and Spain and they can generate nearly 100 gigawatt hours in a year. If we covered 1 per cent of the Sahara Desert with solar panels, 3________________. But that"s still an area the size of Tunisia, and it would only work during the day. However, the multicolored solar panels, which need a large area for installation, can work even on cloudy nights and imperfect weather conditions! The largest solar power station to have been built so far is on a site near a town called Regensburg, in Germany. It is equipped with 32,740 solar panels 4________________. That was really fast! A new and even larger solar power station is going to open soon, 5________________. When it"s finished it will become "the largest solar power station in the world". It will have 33,500 solar panels, but will only make enough electricity 6________________. Best of all, it won"t cough out any pollution because solar power stations cause almost no harm to the environment.

A. we could generate enough electricity for the entire world

B. but can still produce some electricity on cloudy days

C. to build power stations that only use the energy

D. to power about 1800 households, or a village

E. it would cause a lot of problems

F. and was built in just 12 weeks

G. and it will also be in Germany

Прочитайте рассказ и выполните задания А15 – А21, обводя цифру 1, 2, 3 или 4, соответствующую номеру выбранного вами варианта ответа.

Our Visit to Spain

Some people’s decision to move abroad grow out of boredom, or disappointment of their lives. Ours stemmed from a need for something new. My husband, Michael, had long dreamed of setting up his own business. I was a freelance writer. We were in our forties, and we decided it was now or never. In 2004, some friends bought a house in a little village on Spain"s Costa Tropical, surrounded by dramatic mountain scenery. Inspired, that May Michael and I went there ourselves for a few days. By the time we returned, we had put down a deposit on a house and enrolled the children in school. There was no going back. We moved to La Herradura in July 2004. The first two years were like a never - ending vacation. We locked straight into a social network of people, with barbecues by the waterfalls, and sunset gatherings on the beach. My sons, Otis and Billy, immediately adapted to life at the small international school in the next town. Their sister preferred the local Spanish school, becoming fluent in Spanish in the time it took her parents to master the present tense. Michael fulfilled his dream of opening a restaurant with a good friend of ours, and Las Granadas soon became a popular place in the village. And yet, gradually, a cloud began to form over our endless Spanish summer. We"d overlooked the fact that going from a world city to a fishing village was going to be a shock, I started to miss the usual features of urban life - the cinemas, the theatres. We started to miss the sense of community we"d enjoyed in London. Guilt also appeared in our lives. Both of us had parents who were ill, and the burden of care was falling disproportionately to our brothers and sisters, making family relations more difficult. Financially, we began to suffer. Though the restaurant was doing okay, Michael and his partner were still paying off credit and didn"t withdraw any money for themselves, so we had to live on the money I got from long-distance work, which was more difficult than we"d anticipated. Then, last February, the restaurant had to close down after failing to meet the demands of some local laws. The closure of Las Granadas destroyed the last of our idealism. Three months later, we had another shock. I woke up to find a burglar in the house. When I screamed, he escaped - but the damage was done. Security was the one thing we"d taken for granted, but now that seemed as illusory as the sandcastles on the beach. It was time to go home. Settling back into London life wasn"t easy. The kids missed their friends, we missed waking up to the sun sparkling on the sea and falling asleep to the sound of the waves. We cursed the rush of the city life and the ever-present CCTV cameras. And yet, we"ve picked up with old friends as if we were never away, we"re getting our careers back on track, and are happy knowing we"re in the same country as our parents. The children still talk of friends in Spain, but less often and with fewer sighs. Moving abroad was the big adventure of our lives, and I wouldn"t have missed out on it for anything. But there"s a value on being, and feeling, at home that"s impossible to measure.

The author’s family decided to live abroad because of need for …

1) entertainment.

What did they do during their visit to Spain in May 2004?

1) They chose the language school for children.

2) They prepared everything for moving there.

3) They helped their friends to buy a house.

4) They enjoyed the beautiful scenery.

How did they feel at the beginning of their life in Spain?

1) Disappointed.

What was one of the negative aspects of their life?

1) They couldn’t make friends with the local people.

2) They missed city life.

3) Their children had language problems.

4) They didn’t like the local food.

Why did they have financial problems?

1) They paid for medical assistance for their old parents.

2) The author and her husband couldn’t find work.

3) They had to help their brothers and sisters.

4) Their restaurant was not profitable.

After returning to London they missed …

1) Spanish people and nature.

2) their house in the village.

3) their successful careers.

4) the sense of security.

The author believes that …

1) returning to London made their family life more difficult.

2) living in Spain had a negative influence on their children.

3) living in Spain was a positive experience for their family.

4) returning to London was a big mistake.Раздел « Лексика и грамматика » (40 минут )

Прочитайте приведённый ниже текст. Преобразуйте слова, напечатанные заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами B 4 – B 10, так чтобы они грамматически соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию из группы B 4 – B 10.

Christmas Presents

Della and Jim were a young, married couple. They __________________ in a small, cheap flat in New York City in the early 1900s. They were very much in love. LIVE

It was their __________________ Christmas eve. ONE

Della hoped it __________________ a wonderful Christmas. Della wanted to buy Jim the kind of present he deserved. It took her a lot of time and effort to find a present. BE

It was a beautiful chain for her husband’s watch. Jim was proud of his watch. But she didn’t have enough money for the present, so she decided to sell the __________________ thing she had- her beautiful, long brown hair. GOOD

Della __________________ $20 for the hair. This was enough for her to buy a gold chain for Jim’s watch. She was happy. PAY

When Jim arrived, Della __________________ her hair. She wanted to look nice for Jim now that her hair was short. She laid the table and put her present under the Christmas tree. WASH

Jim came home in a good mood. He had a nice present for Della. But it turned out that Jim __________________ his watch to buy her a set of combs. SELL

Прочитайте приведенный ниже текст. Преобразуйте, если необходимо, слова, напечатанные заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами В11 – В16, так чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию из группы В11 – В16.

The Importance of Clothes

What do ordinary British people wear? Surveys show that most British claim not to care very much about fashion. But look beneath those stated views, and you will find that the ___________________ is rather different. REAL

In all sorts of everyday situations __________________ prejudices about dress codes manifest themselves. Many firms are very particular about the dress code of their employees. POWER

As in most countries, members of some professions and __________________ often wear special uniforms in Britain. Take, for example, policemen, firemen, doctors, nurses, judges, shop assistants etc.

Most schools in Britain have distinctive uniforms and most parents __________________ support this policy. Young people care a lot about fashion. STRONG

On the plus side, young people tend to be daring and inventive and the level of public _________________ is high. In London, at least, you can wear anything you like – nobody looks twice.

Young people prefer wearing casual, _________________ clothes and shoes. COMFORT

The Fruitcake Special

I was a chemist at the Amos Cosmetics factory in New Jersey, USA, trying to design a new perfume when it happened. I never thought I would discover something quite so amazing by A22 ______. Not me. I was only 23 and it was my second year at the factory. I liked my job very much but I was not a lucky person. I had come straight from the university then, but now I was a chemist in one of the biggest factories in New Jersey. It was an important position to have and meant lots of work. I was A23 ______ out all the usual mixes of flowers and things- just as I always did - when I decided to throw in a A24 ______ of the fruitcake Momma had packed for my lunch. I don’t know why I did it –just did it. I put it into the mix with all the other things. I thought it A25 ______ nice, but there was nothing special about it, so I put the bottle into my handbag. I couldn’t give something like that to my boss. After all, I was a chemist and my job was to make perfumes in the proper A26 ______. If I told him how I made this one he would tell me not to be a silly girl. Later, he would probably A27 ______a joke about it to his friends at the golf club. “Anna!” It was my boss, David Amos. He happened to be walking past where I worked. I couldn’t A28 ______ being nervous. He was fairly sure of his good looks and never spoke to ordinary- looking girls like me. I was thrilled.

1) piece 2) lump 3) bunch 4) pinch

1) incident 2) accident 3) event 4) occasion

1) producing 2) making 3) trying 4) doing

1) heard 2) touched 3) tasted 4) smelled

1) way 2) road 3) path 4) method

1) hold 2) feel 3) keep 4) help

    do 2) produce 3) make 4) have

Раздел « Письмо » (60 минут )

C1 . You have 20 minutes to do this task. You have received a letter from your English-speaking pen-friend Joshua who writes: … My Mum often complains that I spend too much time on sports. She is afraid I’ll fail my exams to the University. Are you going to enter the University? Do you and your friends spend much time on sports? Why, /why not? What’s your parents’ attitude towards it?

As for the latest news, my Dad has just returned from Africa…”

Write a letter to Joshua. In your letter

Answer his questions

Ask 3 questions about his Dad’s trip to Africa.

Write 100 – 140 words. Remember the rules of letter writing. You have 40 minutes to do this task.

C2 . Comment on the following statement.

Some people think that reading adventure stories is a waste of time.

What is your opinion?

Write 200 – 250 words.

Use the following plan:

Make an introduction (state the problem)

Express your personal opinion and give reasons for it

Give arguments for the other point of view and explain why you don’t agree with it

Draw a conclusion

6 . Литература

Учитель – Миронова Зоя Викторовна

    Форма экзамена – письменная (в формате ЕГЭ)

    Перечень тем

1. А.С. Пушкин : «Пророк», «Памятник», «Я помню чудное мгновенье», «Во глубине сибирских руд…», «Сожженное письмо», роман « Евгений Онегин», М.Ю. Лермонтов: « Пророк», «Нищий», «И скучно и грустно», роман «Герой нашего времени».

2. Н.В.Гоголь : повесть «Шинель», поэма « Мертвые души».

3. А.А.Фет : « Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…»

4. Ф.И. Тютчев : «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», « О как убийственно мы любим…», «Есть в осени первоначальной…»,

5. Н.А. Некрасов : «Тройка», « Я не люблю иронии твоей…», «Памяти Добролюбова»

6. А К. Толстой : «Средь шумного бала…»

7. А.Н. Островский : пьеса «Гроза».

8. И.С. Тургенев : роман «Отцы и дети».

9. И.А. Гончаров : роман «Обломов»

10. Ф.И. Достоевский : роман «Преступление и наказание».

11. Л.Н. Толстой : роман – эпопея «Война и мир».

    Структура экзаменационной работы

Экзаменационная работа состоит из 3-х ЧАСТЕЙ:

Часть 1: анализ фрагмента эпического (лироэпического или драматического) произведения (6 заданий В с кратким ответом + 2х заданий (С1- или С2) с развернутым ответом ограниченного объема (5-10 предложений).

ЧАСТЬ 2: АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (6 заданий части В + 2х заданий (С1, С2 – на выбор) с развернутым ответом ограниченного объема (5-10 предложений)

Часть 3: Связное содержательное речевое высказывание (сочинение) на заданную литературную тему, сформулированную в виде вопроса проблемного характера (С1или С2 или С3).

    Пример экзаменационной работы

Часть I .

- Прочтите эпизод из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Дай же отряхнуться, папаша, - говорил несколько сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий, весело отвечая на отцовские ласки, - я тебя всего запачкаю.

Ничего, ничего, - твердил, умильно улыбаясь, Николай Петрович и раза два ударил рукою по воротнику сыновней шинели и по собственному пальто. – Покажи-ка себя, покажи-ка, - прибавил он, отодвигаясь, и тотчас пошел торопливыми шагами к постоялому двору, приговаривая: «Вот сюда, сюда, да лошадей поскорее».

Николай Петрович казался гораздо встревоженнее своего сына; он словно потерялся немного, словно робел. Аркадий остановил его.

Папаша, - сказал он, - позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем, Базаровым, о котором я тебе так часто писал. Он так любезен, что согласился погостить у нас.

Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал.

Душевно рад, - начал он, - и благодарен за доброе намерение посетить нас; надеюсь… позвольте узнать ваше имя и отчество?

Евгений Васильевич, - отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.

Надеюсь, любезнейший Евгений Васильевич, что вы не соскучитесь у нас, продолжал Николай Петрович.

Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа.

Так как же, Аркадий, - заговорил опять Николай Петрович, оборачиваясь к сыну, - сейчас закладывать лошадей, что ли? Или вы отдохнуть хотите?

Дома отдохнем, папаша; вели закладывать.

Сейчас, сейчас, - подхватил отец. – Эй, Петр, слышишь? Распорядись, братец, поживее.

Петр, который в качестве усовершенствованного слуги не подошел к ручке барича, а только издали поклонился ему, снова скрылся под воротами.

Выполните задания части В:

В1 . Принципы какого литературного направления определяют особенности созданной Тургеневым картины мира?

В2 . Назовите героя произведения, который станет идейным антиподом Базарова.

В3 . Какое место занимает приведенный эпизод в сюжете произведения?

В4. Как называется форма общения между персонажами, основанная на обмене репликами и использованная Тургеневым в данном фрагменте?

В5. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности.

Отметьте это описание в тексте.

В6. Как называется изобразительная подробность, при помощи которой писатель создает художественный образ («обнаженная красная рука», «высокий лоб»)?

Выполните задания с развернутым ответом ограниченного объема (C 1 или C 2) (5-10 предложений):

С1. В чем, по Тургеневу, заключается сложность диалога «отцов» и «детей»?

С2. В каких произведениях русской классики изображаются взаимоотношения отцов и детей?

ЧАСТЬ II .

Прочтите стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все – простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

В1 . Какому жанру классической поэзии близко это стихотворение?

В2. Первая и вторая строки второй и третьей строф построены на противопоставлении реально существующего осеннего поэтического мира миру ушедшему и миру наступающему. Как называется этот художественный прием?

В3 .Для создания поэтического настроения Ф.И. Тютчев использует определения «чистая и теплая лазурь» и др. Как называется это художественное средство? Приведите еще примеры этого художественного средства.

В4. Укажите средство иносказательной выразительности, которое использует Тютчев для создания поэтического образа во второй строфе (« на праздной борозде»).

В5 . Укажите номер строфы, в которой характер рифмовки отличается от характера рифмовки остальных строф. Номер строфы запишите словом.

В6 . Определите размер, которым написано стихотворение Ф.И. Тютчева.

Задания с развернутым ответом ограниченного объема (5-10 предложений):

С1. Почему Ф.И. Тютчева, певца природы, называют поэтом – философом?

С2. Какие русские поэты, изображая природу, стремились осмыслить вечные вопросы бытия?

ЧАСТЬ III .

Задания с развернутым ответом (сочинение):

С1. Почему Ольге Ильинской не удалось «воскресить» Обломова? (По роману И.А. Гончарова «Обломов»).

С2. Почему судьбы героев Ф.М. Достоевского чаще всего складываются трагически?

(На примере повести «Униженные и оскорбленные» и романа «Преступление и наказание»).

С3. Как раскрывается внутренний мир Татьяны Лариной в сценах объяснения с Евгением Онегиным? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).

7. Химия

Учитель - Никулина Елена Анатольевна

    Форма экзамена: устный по билетам.

    Описание структуры экзаменационного билета

Экзаменационный билет состоит из 8 вопросов

    Перечень экзаменационных вопросов:

1. Общие формулы классов органических соединений

2. Виды изомерии для каждого класса (с обязательным иллюстрированием каждого вида примерами), номенклатура ИЮПАК

3. Именные реакции в органической химии

4. Гибридизация, виды гибридизации для различных классов углеводородов

5. Типы химических реакций в органической химии (знать их названия и определения, уметь приводить примеры реакций заданного типа, указывать условия их проведения, называть продукты)

6. Виды разрыва химической связи (знать образованием каких частиц характеризуется каждый из видов разрыва)

7. Правило Марковникова (уметь иллюстрировать примерами)

8. Качественные реакции на кратные связи

9. Качественные реакции на функциональные группы

10. Особые (специфические) свойства некоторых веществ

11. Расчетные задачи: а) на нахождение объема воздуха, необходимого для сжигания веществ при нормальных условиях; б) на нахождение массы продукта с учетом практического выхода вещества; в) вычисление объема газообразного продукта при нормальных условиях

    Пример экзаменационного билета.

1. Укажите общую формулу одноатомных предельных спиртов. Какие из веществ относятся к данному классу соединений: С 3 Н 8 О, С 2 Н 4 О, С 2 Н 4 О 2 , С 3 Н 6 О?

2. Реакция Лебедева

3. Что такое гибридизация? Какой вид гибридизации характерен для алкенов?

математическому ... подготовки в 2010 /2011 уч . ... Материалы Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2010 /2011 ... экзаменов ... для устойчивого развития». В 2010 -2011 ... ЛИНГВА» работала с 2.06 по 10 ...

  • I анализ работы педагогического коллектива гимназии №2 за 2010 – 2011 учебный год

    Документ

    Языка(филологический профиль), ... Математический КВН 6АБВ Бунина Е.Ю. Прокопчик Л.А. Дистанционная неделя информатики 3-10 ... 2010 -2011 уч . году в гимназии работали 2 группы ... подготовка к открытым урокам; - подготовка материалов для аттестации -о подготовке ...

  • Публичный доклад руководителя за 2011-2012учебный год

    Доклад

    ... для развития интереса к математике, лучшего освоения математического ... филологических ... подготовке к экзаменам , ... группа II группа III группа IV группа V группа ... 2010 -2011 уч . году увеличился объём использования расходных материалов в связи с подготовкой ...

  • - естественные науки - физико-математические науки - химические науки - науки о земле (геодезические геофизические геологические и географические науки

    Книга

    Главы, поможет запомнить главное и найти материалы , полезные для подготовки к экзамену кх-1 1793140 159. Т3 ... 5/2010 , ФСАД 6/2010 : Кодекс этики аудиторов России: по состоянию на 2011 год. - М. : Рид Групп , 2011 ...

  • Бюллетень поступлений литературы в библиотеку крсу за 2003 год оглавление (для перехода в нужный раздел наведите курсор на рубрику и щелкните ссылку удерживая нажатой клавишу ctrl) география биографии история биографии

    Бюллетень

    ... математических моделей Для ... Материалы книги могут быть использованы на внеклассных занятиях, в группах продленного дня, при подготовке ... Для новичков и специалистов. Для подготовки к экзаменам ... 10 пересмотра (МКБ-10 ), для подготовки ... для филологических ... лингво ...