Фернан магеллан краткая история. Фернан Магеллан. Биография, открытия, кругосветное путешествие

(порт. Fernão de Magalhães, исп. Fernando de Magallanes, англ. Ferdinand Magellan) (1480-1521) - португальский мореплаватель, вошедший в историю, как человек, впервые совершивший путешествие вокруг Земли и как первый европеец, переплывший из Атлантического океана — в Тихий.

Он открыл (574 км), соединяющий Тихий и Атлантический океаны, который впоследствии был именован в его честь. Fernão de Magalhães , исп. Fernando (Hernando) de Magallanes

Биография

Фернан Магеллан родился в Португалии, в городке Понти-да-Барка. Выходец некогда знатного, но со временем оскудевшего провинциального дворянского рода, Магеллан состоял пажом на службе при королевском дворе. В 1505 г. он был отправлен в Восточную Африку, где на протяжении 8 лет нес службу на флоте. Сражался в непрекращающихся столкновениях в Индии, был дважды ранен, после чего отозван на родину.

В Лиссабоне Магеллан работает над разработкой проекта, который впоследствии становится основным делом его жизни, - плавание к родине пряностей - Молуккским островам. Он решает добраться до островов западным путем, однако король отвергает его план. Не получив на родине ни материальной поддержки, ни признания, оскорбленный многолетними притеснениями и несправедливостью, в 1918 г. Магеллан перебирается в Испанию. В Севилье он выгодно женится и приобретает благосклонность молодого короля Карла I (впоследствии ставшего Карлом V - императором Римской империи), который согласился назначить Магеллана главнокомандующим флотилией, которая должна была направиться на поиск морского пути в Индию к Молуккским островам с запада.

Фернан Магеллан отплыл 20 сентября 1519 г. из порта Санлукар. В экспедицию отправилось 265 человек, флотилия состояла из 5 небольших судов: «Тринидад», «Консепсьйон», «Сантьяго», «Сан-Антонио» и «Виктория». Все они не отличались необходимой маневренностью для плавания такого масштаба. Магеллан не пользовался морскими картами. Не смотря на то, что по солнцу он с точностью умел определять широту, надежных приборов хотя бы для приблизительного определения долготы у него не имелось. На столь примитивных судах, оснащенных лишь компасом, песочными часами и астролябией (предшественницей секстанта), Магеллан и отправился в неизведанные моря.

Южная Америка

Переход через Атлантический океан прошел сравнительно спокойно, хотя флотилия нередко попадала в сильные шторма. В конце ноября они достигли берегов Южной Америки и начали двигаться вниз по берегу. Уже в то время восточные берега Южноамериканского континента были тщательно изучены на тысячи километров. Плыть вдоль берега приходилось очень медленно. Это было опасно, однако удаляться от берегов Магеллан категорически отказывался, боясь пропустить пролив в Южное море. Все бухты необходимо было обследовать тщательным образом.

Между тем, в Южном полушарии приближалась зима, и в конце марта 1520 г. корабли были вынуждены остановиться на зимовку почти на 4 месяца, высадившись в том месте, где ныне находится знаменитый город . Там они пополнили продовольственные запасы и тщательно обследовали берега и . Затем флотилия попала в череду непрекращающихся антарктических штормов. На «Сан-Антонио», «Консепсьоне» и «Виктории» поднялся мятеж, однако Магеллан смог переломить ситуацию и принять командование всей флотилией на себя, приказав убить капитанов взбунтовавшихся кораблей. В это время «Сантьяго» был отправлен на разведку, однако его ожидала страшная участь: он разбился о подводные скалы.

Лишь спустя 4 месяца, в августе, экспедиция продолжила свой путь вдоль Южноамериканских берегов, и 21 октября 1520 г. корабли достигли еле заметного входа в пролив, который отныне называется . Самое большое судно флотилии «Сан-Антонио» было потеряно, и Магеллан медленно провел оставшиеся корабли по узкому проливу, с обеих сторон обрамленному скалами, где приливные волны, достигающие 12-метровой высоты, периодически обрушались на флотилию со скоростью, которая в несколько раз превышала скорость движения самых быстроходных судов. Наконец, корабли один за другим выплыли из пролива, раскачиваясь на волнах неизвестного моря, где западный отлив сталкивался с мощным восточным океаническим течением. Это был океан, который Магеллан наименовал Тихим, т.к. экспедиция прошла по нему, ни разу не попав в шторм.

Смерть

На сотый день плавания по Тихому океану, вдали была замечена вершина горы. Таким образом был открыт остров Гуам. Вскоре после этого Фернан Магеллан достиг своей главной цели - Филиппинского архипелага. Угрожая местному правителю оружием, он заставил того подчиниться испанской короне, присягнув на верность Испании и принять христианство. Вскоре Магеллан был вмешан в междоусобную войну и 27 апреля 1521 г., находясь в шаге от осуществления мечты всей своей жизни, был убит в нелепой перепалке с туземцами. Три оставшихся судна продолжили свое путешествие на запад, однако, по тем или иным причинам, вернулась в Испанию лишь одна «Виктория» с 17 (из 293-х) моряками на борту. Капитана победоносного судна Хуана Себастьяна Элькано наградили медалью, почестью и богатством, а про главнокомандующего флотилией, великого первооткрывателя, никто даже не вспомнил.

Дата рождения: 1480 год
Дата смерти: 27 апреля 1521 года
Место рождения: Королевство Португалия

Магеллан Фернан – средневековый мореплаватель. Так же Ф. Магеллан известен как первый человек, совершивший задокументированное кругосветное путешествие.

Фернан появился на свет в португальской дворянской семье. Семья была многодетной, но подробностей их жизни практически не сохранилось. Подростком Фернан служил при дворе португальского короля.

После открытия морского маршрута в Индию, почти все мужское население Португалии отправилось с мечтой разбогатеть на Востоке. Опытных моряков катастрофически не хватало, уровень моряков был ужасающе низок. В одну из таких экспедиций впервые отправился Фернан.

Плавание было не из легких, так как Фернан участвовал в битве при Каннануре. Через год он уже усмирял восставших, а вскоре был дважды ранен.
Это не помешало ему участвовать в установлении контроля за Малаккой. Это был стратегический пункт для тех, кто хотел вести торговлю пряностями.

Во время переговоров между португальцами и арабами что-то пошло не так и вспыхнул конфликт. Результатом стала гибель множества португальцев, но Фернану удалось предупредить несколько офицеров и спасти несколько товарищей.

С этого времени влияние Магеллана только возрастало. Сначала ему удалось спасти два экипажа, попавших в крушение, затем быть советником вице-короля. Именно ему Фернан посоветовал отказаться от использования торговых судов в военных операциях по захвату новых земель.

После возвращения в столицу Португалии, Фернан уже получал пенсию. Наверное, она была не столь велика, потому что спустя два года Фернан уже участвует в боевых действиях в Марокко. После случившегося там инцидента – самовольного отбытия в Португалию и ранения, Фернан подает в отставку и решает возвратиться на родину.

Именно там он и задумывает свое собственное путешествие. Королю оно не интересно и ни корабля, ни финансов будущий мореплаватель не получает. Тогда он решает обратиться с такой же просьбой к испанскому королю.

Но до этого Фернан успевает жениться на испанке, найти лоббистов своего проекта и поделить с ними будущую прибыль. В итоге, Магеллан получает королевское одобрение и начинает подготовку к отплытию.

В плавание отправились пять суден, три из которых были под командованием испанцев. Португальцы и испанца сразу же после отплытия начали борьбу за первенство и эти конфликты постоянно возобновлялись. Испанцам не нравился маршрут, они нарушали дисциплину и всячески пытались сместить Фернана с должности капитан-генерала.

Плавание было трудным, посланный на разведку корабль затонул и часть команды погибла. Остальные путешественники никак не могли обнаружить пролив между океанами. Наконец, пролив был найден, и по нему в течение более чем месяца корабли шли в открытое море. Так как судна не запасли провизию, дальнейшее плавание было еще более трудным. Достигнув обитаемых островов, моряки участвовали в стычках с аборигенами.

После того, как был пересечен Тихий океан, корабли достигли Филиппин, где запаслись провизией и подлечили раненых членов команды. После этого на острове Себу моряки поняли, что совершили круг вокруг Земли. Они занялись установлением торговых отношения с аборигенами острова и пытались обратить их в католичество.

Конечно, не все жители острова хотели повиноваться захватчикам. Во время одного из сражений с аборигенами Магеллан был убит. Произошло это в апреле 1521 года на Филиппинах.

Достижения Фернана Магеллана:

Открыл пролив, впоследствии названный его именем
Первый европейский капитан, который смог проплыть из Атлантики в Тихий океан
Первым смог обогнуть земной шар

Даты из биографии Фернана Магеллана:

1480 г. родился в Португалии
1505 г. впервые отправился в Индию
1509 г. участвует в захвате Малакки
1512 г. возвращается в Лиссабон
1517 г. бракосочетание с БеатричеБарбозой
1519 г. отправка в кругосветное путешествие
1521 г. прибытие на Туамоту, а затем на Себу
1521 г., 27 апреля, погиб в сражении

Интересные факты Фернана Магеллана:

Именем путешественника названы несколько географических и астрономических объектов
Чтобы пересечь будущий Магелланов пролив, первооткрывателям понадобилось больше месяца
Во время прохода по Магелланову проливу первопроходцы смогли сохранить все свои корабли, что не удавалось последующим мореплавателям

Фернан Магеллан (Фернан ди Магальяйнш) — (рожд. 20 ноября 1480 г. – смерть 27 апреля 1521 г.)

Что открыл Магеллан Фернан

Выдающийся португальский мореплаватель Магеллан Фернан, его экспедиция совершила первое в истории кругосветное путешествие, предполагавшее поиск западного пути к Молуккским островам. Это доказывало наличие единого мирового океана и представляло практическое доказательство шарообразной формы Земли. Магеллан открыл все побережье Южной Америки к югу от Ла-Платы, обогнул континент с юга, открыл пролив, который был назван его именем, и Патагонскую Кордильеру; первым пересек Тихий океан.

Биография Фернана Магеллана

Среди людей, совершивших глобальные перевороты в сознании людей и развитии человечества, немалую роль смогли сыграть и путешественники. Самой яркой фигурой из них является португалец Фернан ди Магальяйнш, который стал известен всему миру под испанизированным именем Фернан Магеллан.

Фернан Магеллан родился в 1470 году в местности Саброза, в глухой северо-восточной провинции Португалии Траз ош Леонтиш. Его семья относилась к знатному, но обедневшему рыцарскому роду и пользовалась уважением при дворе. Незря король Жуан II отца Фернана, Педру Руй ди Магальяйнша, назначил старшим алькальдом* важной в стратегическом отношении гавани Авейру.

(* Алькальд – судебный или муниципальный чиновник, который обладал исполнительной властью. Глаавной его задачей было следить за сохранением общественного порядка).

Обучение

Связи при дворе дали возможность алькальду в 1492 году пристроить старшего сына пажом королевы Элеоноры. Так, Фернан получил право воспитываться в королевской резиденции. Там, кроме рыцарских искусств – верховой езды, фехтования, соколиной охоты, – он смог овладеть астрономией, навигацией и картографией. При португальском дворе эти предметы со времен принца Генриха Мореплавателя были обязательны для изучения юными придворными. Именно им доводилось отправляться в дальние морские экспедиции с целью завоеваний и открытия новых земель. Недаром за их уроками наблюдал сам король Мануэль, сменивший на троне Жуана.

Честолюбивый Фернан серьезно увлекся мореплаванием. В стремлении оказаться подальше от дворцовых интриг, он в 1504 году попросил короля отпустить его в Индию под руководством вице-короля Индии Франсишку ди Алмейда и, получив согласие, весной 1505 года покинул Лиссабон.

Карьера Магальяйнша-мореплавателя

Экспедиция Алмейды носила чисто военный характер и имела цель усмирение непокорных мусульманских правителей от Софалы до Ормуз и от Кочина до Баб-эль-Мандеба. Надо было стереть с лица земли мусульманские укрепления и вместо них заложить португальские крепости.

Магальяйнш принимал участие в морских и сухопутных сражениях при Кильве, Софале, Момбасе, Каннануре, Каликуте, а также в разграблении этих городов и со временем превратился в доблестного воина, опытного и привыкшего к любым жестокостям и злоключениям своей суровой эпохи. Быстро приобрел он и репутацию храброго капитана, искусного в бою и мореплавании. При этом уже тогда забота о братьях по оружию стала одной из основных черт будущего пионера кругосветных плаваний.

1509 год — во время боев под Малаккой Магальяйнш смог прославиться, почти в одиночку придя на помощь горстке своих соотечественников, которые подверглись нападению малайцев. Так же благородно он поступил и во время возвращения из Малакки в Индию. Во главе всего 5-ти человек Фернан поспешил на помощь португальской каравелле и помог одержать победу.

В самом начале 1510 года карьере Магальяйнша-мореплавателя чуть было не пришел конец: при неудачном штурме Каликута его тяжело ранили, причем вторично. Первая рана, полученная во время похода на Марокко, сделала его на всю жизнь хромым. Удрученный Фернан решил возвратиться на родину.

Маршрут Магеллана

Весной небольшая флотилия из трех судов отправилась из Кочина в Португалию. На борту одного из кораблей находился и Магальяйнш. Но домой в этот раз он так и не попал. В ста милях от индийского берега два корабля наскочили на подводные камни опасной Падуанской мели и пошли ко дну. Офицеры и знатные пассажиры решили на оставшемся судне возвратиться в Индию, оставив без воды и пищи на узкой песчаной мели своих безродных спутников, которым не было места на корабле. Фернан отказался плыть с ними: знатность и высокий чин были своего рода гарантией того, что за оставшимися все-же могут прислать помощь. В конце концов так и произошло. Спустя две недели потерпевших крушение спасли и по прибытии в Индию они повсюду рассказывали о необычайной твердости их покровителя, который сумел в тяжелых условиях пробудить в людях надежду и укрепить стойкость.

Фернан еще какое-то время оставался в Индии. Согласно документам, он смело высказывал свое мнение в тех случаях, когда другие капитаны молчали. Это, вероятно, и могло стать основной причиной его разногласий с новым вице-королем Афонсу ди Альбукерки.

Португалия

1512 год, лето — Магальяйнш возвратился в Португалию. Об этом свидетельствует запись в платежном листе королевского двора, по которой ему назначалась ежемесячная королевская пенсия в 1000 португальских реалов. Спустя 4 недели ее увеличили почти вдвое, что может свидетельствовать о том, что заслуги доблестного капитана были признаны двором.

Во время войны с маврами Азаморы (современный Аземмур в Марокко) Фернана назначили майором, т. е. он получил довольно престижную и выгодную должность. В его полном распоряжении были пленные и все захваченные трофеи. Пост предоставлял неограниченные возможности для личного обогащения, потому недостатка в недоброжелателях у Магальяйнша не было.

Спустя какое-то время его безосновательно обвинили в том, что он организовал нападение мавров на стадо и позволил угнать 400 голов скота, получив за это немалые деньги. Через некоторое время обвинение сняли, однако оскорбленный Фернан подал в отставку.

Оставшись без достаточных средств к существованию, известный своей доблестью воин надеялся на милость короля. Он просил Мануэля увеличить ему пенсию всего на 200 португальских реалов. Но король не любил людей с твердым характером и, по словам хрониста Барруша, «…всегда питал к нему отвращение», а потому отказал. Возмущенный Магальяйнш в 1517 году тайно покинул родину и перебрался в Испанию.

Испания

С этого времени и начинается история небывалого по тем временам морского похода вокруг Земли, о шарообразности которой тогда только предполагалось. А заслуга его организации и осуществления целиком принадлежит Фернану Магальяйншу, ставшему отныне Фернаном Магелланом.

Позднее король Мануэль спохватился и с упорством, достойным лучшего применения, начал препятствовать Магеллану в осуществлении его планов. Но ошибку исправить уже не удалось, и Португалия второй раз после истории с утратила шанс извлечь пользу из открытий своих великих сынов, недооценив их потенциальные возможности.

«Молуккская Армада» - корабли Магеллана

Известно, что еще в Португалии он внимательно изучал морские карты, завязывал знакомства с мореходами и много занимался проблемами определения географической долготы. Все это очень помогло ему в реализации его идеи.

Согласно папской булле Inter cetera 1493 года все новые территории, открываемые к востоку от линии демаркации, установленной в 1494 году, принадлежали Португалии, а к западу – Испании. Но способ исчисления географической долготы, принятый в те времена, не давал возможности для четкой демаркации Западного полушария. Потому Магеллан, а также его друг и помощник, астролог и космограф Рюй Фалейру, полагали, что Молуккские острова должны принадлежать не Португалии, а Испании.

1518 год, март — они представили свой проект в Совет Индий. После продолжительных переговоров он был принят, а испанский король Карлос I (он же император Священной Римской империи Карл V) обязался снарядить 5 судов и выделить запасы на 2 года. В случае открытия новых земель компаньонам давалось право стать их правителями. Они также получали 20% от доходов. При этом права должны были передаваться по наследству.

Незадолго до этого знаменательного события в жизни Фернана произошли серьезные перемены. Прибыв в Севилью, он примкнул к колонии португальских эмигрантов. Один из них, комендант севильской крепости Алькасара, Дьогу Барбоза, ввел доблестного капитана в свою семью. Его сын Дуарти стал близким другом Фернана, а дочь Беатрис стала его женой.

Очень не хотелось Магеллану оставлять молодую, горячо любящую его супругу и недавно родившегося сына, но долг, честолюбие и стремление обеспечить семью настойчиво звали его в море. Не смог остановить его и неблагоприятный астрологический прогноз, сделанный Фалейру. А ведь именно из-за этого Рюй отказался от участия в плавании, и Магеллан стал единоличным ее начальником и организатором.

Кругосветное путешествие Магеллана

В Севилье были подготовлены 5 судов – флагман «Тринидад», «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Виктория» и «Сантьяго». 20 сентября 1519 года Фернан Магеллан попрощался на пристани с беременной Беатрис и новорожденным Родриго и приказал поднять якорь. Больше им не суждено было увидеться.

В списках небольшой флотилии числилось 265 человек: командиры и кормчие, боцманы, канониры, рядовые матросы, священники, плотники, конопатчики, бондари, солдаты и люди, не имевшие определенных обязанностей. Весь этот разношерстный многонациональный экипаж (в его составе кроме испанцев и португальцев были также итальянцы, немцы, французы, фламандцы, сицилийцы, англичане, мавры и малайцы) необходимо было держать в повиновении. А недовольство началось едва ли не с первых недель плавания. Агенты португальского короля проникли на корабли, а усердием португальского консула в Севилье Алвариша трюмы частично были заполнены гнилой мукой, заплесневелыми сухарями и тухлой солониной.

26 сентября мореплаватели дошли до Канарских островов, 3 октября взяли курс на Бразилию, а 13 декабря вошли в бухту Рио-де-Жанейро. Отсюда путешественники направились на юг вдоль южноамериканского побережья в поисках прохода в «Южное море», при этом двигались лишь днем, чтобы в темноте не пропустить его. 1520 год, 31 марта — корабли вошли в бухту Сан-Хулиан у берегов Патагонии для зимовки.

Мятеж

Фернан Магеллан — подавление мятежа

В скором времени Магеллану пришлось отдать приказ о сокращении рациона. Но часть экипажа воспротивилась такому решению и стала требовать возвращения в Испанию, но получила решительный отказ. Тогда во время празднования Пасхи главари мятежников, воспользовавшись тем, что основная часть экипажей сошла на берег, смогла захватить три судна.

Магеллан решил применить силу и хитрость. Нескольких верных людей он отправил на «Викторию» с письмом к мятежному казначею Луису де Мендосе. Он был заколот во время чтения письма, а экипаж не оказал никакого сопротивления. На другой день два мятежных капитана, Гаспар де Кесада и Хуан де Картахена, попытались вывести свои корабли из бухты, но путь им преградили «Тринидад», «Сантьяго» и отбитая у мятежников «Виктория». «Сан-Антонио» сдался не сопротивляясь. Командовавшего им Кесаду тут же арестовали, а спустя какое-то время был пленен и Картахена.

По приказанию Фернана Магеллана мертвое тело Мендосы четвертовали, Кесаде отрубили голову, а Картахену и предателя-священника Педро Санчеса де ла Рейна оставили на берегу. Но мятежные матросы не пострадали. Им была дарована жизнь, главным образом потому, что они были нужны для судовых работ.

Магелланов пролив

В скором времени эскадра, потерявшая при рекогносцировке «Сантьяго», двинулась дальше на юг. Но предательства на этом не прекратились. 1 ноября, когда эскадра уже шла искомым проливом, в последствии названным Магеллановым, кормчий Иштебан Гомиш, воспользовавшись тем, что его судно оказалось вне пределов видимости с остальных кораблей, захватил «Сан-Антонио» и бежал в Испанию. Магеллан так никогда и не узнал о предательстве, как не узнал и того, какую роковую роль сыграл Гомиш в судьбе его семьи. Прибыв в Испанию, дезертир обвинил своего генерал-капитана в измене королю. Как результат Беатрис с детьми была подвергнута домашнему аресту и дознанию. Она была лишена казенного пособия оставлена в жестокой нужде. Ни она, ни ее сыновья не дожили до возвращения экспедиции. А Гомиш за «выдающиеся заслуги, оказанные флотилии Магеллана», был удостоен королем рыцарского звания.

Открытие Марианских островов

28 ноября корабли Фернана Магеллана вышли в океан, по которому еще не плавал ни один европеец. Погода, к счастью, оставалась хорошей, и мореплаватель назвал океан Тихим. Пересекая его, он прошел не меньше 17 тысяч км и обнаружил много мелких островов, но неточные исчисления не позволяли отождествить их с какими-то конкретными точками на карте. Бесспорным считается только открытие в начале марта 1521 года двух обитаемых островов, Гуама и Рота – самых южных из группы Марианских островов. Магеллан назвал их Разбойничьими. Островитяне украли у мореплавателей лодку, и генерал-капитан, высадившись с отрядом на берег, сжег несколько туземных хижин.

Почти 4 месяца длилось это плавание. Несмотря на отсутствие характерных для этого района ураганов, людям приходилось очень несладко. Они были вынуждены питаться сухарной пылью, смешанной с червями, пить гнилую воду, есть воловьи кожи, древесные опилки и корабельных крыс. Эти твари казались им чуть ли не деликатесом и продавались по полдуката за штуку.

Экипаж замучила цинга, много людей умерло. Но Магеллан продолжал уверенно вести эскадру вперед и как-то на предложение возвратиться заявил: «Мы будем идти вперед, хотя бы пришлось съесть всю воловью шкуру».

Открытие Филиппинских островов

1521 год, 15 марта — экспедиция оказалась вблизи острова Самар (Филиппины), а спустя неделю, продвигаясь по-прежнему на запад, прибыла к острову Лимасава, где раб Магеллана, малаец Энрике, услышал родную речь. Это означало, что путники находятся где-то вблизи островов Пряностей, т. е. почти выполнили свою задачу.

И все же мореплаватель стремился дойти до заветных островов. Но он решил на некоторое время задержаться, чтобы обратить филиппинцев в христианство.

1521 год, 7 апреля — флотилия бросила якоря у острова Себу, где был расположен крупный порт и резиденция раджи. Искренне религиозный Магеллан настаивал, чтобы островитяне приняли христианство без расчета на какие-то материальные выгоды, но, сам того не желая, убедил туземцев, что на благожелательное отношение со стороны могущественного испанского короля они могут рассчитывать только в том случае, если отрекутся от старой веры и станут поклоняться кресту.

14 апреля властитель Себу Хумабон решил креститься. Хитрый раджа, именовавшийся теперь Карлосом, заручился поддержкой Магеллана против своих недругов-язычников и, таким образом, в один день подчинил себе всех, кто оспаривал его власть. Кроме этого, Хумабон заручился обещанием, что когда Магеллан возвратиться на Филиппины во главе большого флота, то сделает его единоличным правителем всех островов в награду за то, что раджа принял христианство первым. Больше того, к повиновению стали приводить и правителей близлежащих островов. Но вождь одного из таких островов, Мактана, по имени Силапулапу, не желал подчиниться Карлосу-Хумабону. Тогда мореплаватель решил применить силу.

Смерть Магеллана

Смерть Магеллана

1521 год, 27 апреля — 60 вооруженных мужчин в латах, с несколькими небольшими орудиями, сели в лодки и направились на Мактан. Их сопровождали несколько сот воинов Хумабона. Но удача отвернулась от испанцев. Генерал-капитан недооценил противника, не вовремя вспомнив историю завоевания Мексики , когда горстка испанцев смогла овладеть целой страной. В битве с воинами Мактана его закаленные в битвах спутники потерпели поражение, а сам генерал-капитан сложил голову. Во время отступления к лодкам туземцы настигли его в воде. Раненный в руку и ногу, и без того хромой Магеллан упал. Дальнейшее красноречиво описано хронистом экспедиции Антонио Пигафеттом:

«Капитан упал лицом вниз, и тут же его закидали железными и бамбуковыми копьями и стали наносить удары тесаками до тех пор, пока не погубили наше зерцало, наш свет, нашу отраду и нашего истинного вождя. Он все время оборачивался назад, посмотреть, успели ли мы все погрузиться в лодки…»

Дальнейшая судьба моряков

Последующие события свидетельствовали о правоте Пигафетты, назвавшего Магеллана «истинным вождем». Как видно, только он мог держать в узде эту алчную свору, готовую в любое время на предательство.

Его преемники не сумели удержаться на завоеванных позициях. Первым делом они с лихорадочной поспешностью доставили на корабли выменянные товары. Потом один из новых вожаков бездумно оскорбил малайца Энрике, и тот склонил Хумабона к предательству. Часть испанцев раджа заманил в ловушку и приказал убить, а за оставшегося в живых капитана «Консепсьон» Хуана Серрау потребовал выкуп. Видя в нем соперника, временно назначенный командиром флотилии Жуан Карвалу бросил товарища и приказал поднимать паруса.

В живых осталось около 120-ти человек. На трех судах они на ощупь, часто изменяя курс, все же добрались до Молуккских островов, по дороге уничтожив изъеденную червями «Консепсьон». Здесь они, не думая о возможной опасности со стороны местного населения, где испанцев не слишком любили, и трудностях пути на родину, бросились скупать пряности. В конце концов «Виктория» под командованием Эстебана Элькано покинула Молукки, а тяжелогруженый «Тринидад» остался для ремонта. Наконец его экипаж, сделавший неудачную попытку добраться до Панамы, попал в плен. В течении долгого времени его члены томились в тюрьмах и на плантациях, вначале на Молуккских островах, а потом на островах Банда. Позднее их отправили в Индию, где они жили подаянием и находились под неусыпным надзором властей. Лишь пятерым в 1527 г. посчастливилось вернуться на родину.

А «Виктория» под командованием Элькано, старательно обходя пути следования португальских кораблей, пересекла южную часть Индийского океана, обогнула мыс Доброй Надежды и через острова Зеленого Мыса 8 сентября 1522 года прибыла в испанскую гавань Сан-Лукар. Из ее экипажа в живых осталось всего 18 человек (по другим данным – 30).

На родине морякам пришлось нелегко. Вместо почестей им досталось публичное покаяние за один «потерянный» день (в результате движения по часовым поясам вокруг земли). С точки зрения церковников, это могло произойти только в результате нарушения постов.

Элькано, правда, почестей удостоился. Он получил герб, изображающий земной шар с надписью «Ты первый объехал вокруг меня», и пенсию в 500 дукатов. А о Магеллане никто и не вспомнил.

Истинную роль этого замечательного человека в истории смогли оценить потомки, и, в отличие от Колумбовой, она никогда не оспаривалась. Его плавание произвело революцию в представлении о Земле. После этого путешествия полностью прекратились какие-либо попытки отрицания шарообразности планеты, было доказано, что мировой океан един, получены представления об истинных размерах земного шара, окончательно установлено, что Америка является самостоятельным континентом, найден пролив между двумя океанами. И недаром Стефан Цвейг в своей книге «Подвиг Магеллана» написал: «Лишь тот обогащает человечество, кто помогает ему познать себя, кто углубляет его творческое самосознание. И в этом смысле подвиг, совершенный Магелланом, превосходит все подвиги его времени».

Фернан Магеллан краткая биография португальского и испанского мореплавателя изложена в этой статье.

Фернан Магеллан краткая биография

Годы жизни Фернана Магеллана : 1480 — 1521

Родился в 1480 году, вероятно, в селении Саброза, Португалия.

Родители будущего морехода умерли довольно рано, оставив мальчика на попечении королевского двора. Это позволило знатному, но небогатому потомку древнего дворянского рода закончить элитную для тех времен мореходную школу на мысе Сагреш.

Получив прекрасное образование, Магеллан отправляется служить в военно-морской флот, и в период с 1505 по 1513 год дослуживается до звания капитана. Несмотря на проявленную храбрость, Фернан был отчислен в запас из-за ложного доноса. Не сумев выдержать несправедливой обиды, он в 1517 году отказался от португальского подданства и переехал в Испанию. По прибытии Магеллан предложил испанскому королю Карлу I необычный для того времен эксперимент, который мог прославить испанскую корону. Суть предложения была в организации первого кругосветного плавания.

После этого началась подготовка к экспедиции. Было решено отправить флотилию из пяти кораблей: «Тринидад», «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Виктория», «Сантьяго». 20 сентября 1519 года они отправились в путь. Команда обогнула восточный берег Южной Америки.

В марте 1520 года часть моряков выразила желание вернуться в Испанию, но Магеллан поборол назревавший мятеж. В мае 1520 года был потерян корабль «Сантьяго», так что экспедиция продолжалась на четырех суднах. А в сентябре Фернандо Магеллан вместе с флотилией прошел пролив, названный позже Магеллановым. Сразу после этого корабль «Сан-Антонио» возвратился в Испанию.

Затем более трех месяцев команда проходила Тихий океан. За все это время не было ни одной бури, поэтому Магеллан и назвал океан Тихим. Прибыв весной 1521 года к островам (позже названы Филиппинскими), Магеллан решил подчинить население испанскому королю.

Экспедиция встала на якорь у острова Мактан. Здесь, в стычке с местными племенами, их вождем Лапу-Лапу 27 апреля 1521 года был убит Фернан Магеллан.

Без него оставшиеся судна флотилии добрались до Молуккских островов, где закупили пряностей. С островов вышли два корабля – «Тринидад» и «Виктория». Первый отправился на восток, но был вынужден вернуться к островам Молукко, где его захватили португальцы по приказу короля, назвавшего Магеллана дезертиром. Лишь судно «Виктория» вернулось на родину, обогнув Африку.

Так было совершено первое кругосветное путешествие, в итоге которого 4 из 5 кораблей не вернулись, зато был найден путь к Островам Пряностей.

В селении Саброза в Португалии.
Магеллан был выходцем из небогатой провинциальной дворянской семьи, служил пажом при королевском дворе. В 1505 году отправился в Восточную Африку и в течение восьми лет служил в военно-морском флоте. Принимал участие в непрекращавшихся столкновениях на территории Индии, был ранен и в 1513 году отозван в Португалию.

Вернувшись в Лиссабон, Фернан Магеллан разработал проект плавания западным путем к Молуккским островам, на которых произрастали ценные пряности и специи. Проект был отклонен португальским королем.

В 1517 году Магеллан выехал в Испанию и предложил этот проект испанскому королю, который назначил его главнокомандующим флотилией, направлявшейся на поиск западного морского пути в Индию.

Флотилия Магеллана состояла из пяти кораблей — флагманский "Тринидад", "Сан-Антонио", "Сантьяго", "Консепсьон" и "Виктория".

20 сентября 1519 года мореплаватель отправился в путь из порта Санлукар (в устье Гвадалквивира). Магеллан обходился без морских карт, и, хотя он умел определять широту по солнцу, надежных приборов даже для приблизительного установления долготы у него не было.

В конце ноября флотилия достигла побережья Бразилии, а еще примерно спустя месяц — устья Ла-Платы, не найдя прохода к западу от нее, в феврале 1520 года

Магеллан двинулся на юг и проследил более чем на две тысячи километров берег неведомой земли (которую назвал Патагонией), открыв при этом большие заливы Сан-Матнас и Сан-Хорхе.

В марте 1520 года флотилия вошла в бухту Сан-Хулиан, где на трех кораблях вспыхнул мятеж, подавленный Магелланом. В августе 1520 года, после зимовки в бухте Сан-Хулиан, Магеллан с четырьмя кораблями двинулся дальше на юг и 21 октября 1520 года открыл вход в пролив (позднее получивший имя Магеллана), исследовал его, обнаружив к югу архипелаг Огненная Земля.

В ноябре 1520 года Магеллан вышел в океан, названный его спутниками Тихим и, пройдя без остановки более 17 тысяч километров, в марте 1521 года открыл за 13° северной широты три острова из группы Марианских островов, в том числе остров Гуам, а затем и Филиппинские острова (Самар, Минданао, Себу). Магеллан вступил в союз с властителем острова Себу, предпринял для него поход против соседнего острова Мактан и 27 апреля 1521 года был убит в стычке с местными жителями.

Команда продолжала путешествие на запад. Оставшиеся к этому моменту на ходу "Виктория" и "Тринидад" первыми из европейцев достигли острова Калимантан и стали на якорь у города Бруней, по имени которого весь остров они стали называть Борнео. В начале ноября корабли добрались до Молуккских островов, где были куплены пряности — корица, мускатный орех и гвоздика. Вскоре "Тринидад" попал в плен к португальцам, и только "Виктория", завершив первое в мире кругосветное плавание, в сентябре 1522 года вернулась в Севилью, имея на борту 18 человек. Продажа привезенных пряностей окупила все затраты на экспедицию. Испания получила "право первого открытия" на Марианские и Филиппинские острова и предъявила претензии на Молуккские острова.

Экспедиция Магеллана подтвердила сферичность планеты, дала реальное представление о ее размере, а также о том, что большую часть ее поверхности занимает не суша, а единый Мировой океан.

Именем Магеллана был назван не только открытый им пролив, но галактики-спутники Млечного Пути — Большое и Малое Магелланово облако. В южном полушарии они играют роль Полярной звезды в навигации.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников