Вциом - кривое зеркало, искажающее реальность по заказу кремля

Магические свойства зеркал, их влияние на жизнь человека известны с момента изобретения этого удивительного предмета. Издревле их наделяли магическими свойствами, использовали для гаданий, по ним предсказывали будущее.

В зеркалах поселяются души их умерших хозяев – именно поэтому занавешивают зеркала в доме, где есть покойник. Наконец, зеркало способно накапливать как положительную, так и отрицательную энергию. Вполне возможно, доля правды в эих поверьях есть.

Дьявольский подарок

Однажды некий старец, идя по пустыне, увидел слова Священного Писания, начертанные на песке: «Просите, и дастся вам». Решил он проверить правдивость этого высказывания и отправился к царю, чтобы просить руки царевны. Царь с дочерью очень удивились сватовству немолодого человека. Тем не менее, сразу не отказали, а царевна сказала, что выйдет замуж за старца только в том случае, если он принесет ей предмет, в котором она могла бы себя увидеть. В ту пору о зеркалах еще никто не знал. Делать нечего, пошел наш жених искать такой предмет. Много дорог исходил он, пока не оказался снова в пустыне. Присев отдохнуть, старец услышал чей-то стон. Осмотревшись, он увидел дьявола, запечатанного крестом в рукомойнике. За свое освобождение тот пообещал выполнить любое желание. Конечно, старец попросил тот самый желанный предмет и выпустил дьявола. Правда, увидев себя в зеркале, он забыл о намерении жениться, отдал царевне дьявольский подарок и вернулся в пустыню замаливать свой грех.

Вот такая легенда есть у староверов. Поэтому все, связанное с зеркалами, они считают греховным.

Атрибут Девы Марии

В древности люди использовали вместо зеркала поверхность водоема. А первый предмет, который уже можно было назвать зеркалом, появился в IV веке до н. э. Это были отполированные пластины из бронзы и меди. Позже зеркала стали делать, полируя грани полудрагоценных камней, а в Римской империи покрывали бронзовые пластины золотом и серебром. Иметь такие вещи разрешалось только избранным, ибо зеркало считалось атрибутом богов.

В 1240 году появились стеклянные зеркала, так называемый «воловий глаз». Были они не плоскими как сейчас, а полусферическими: стеклодув выдувал колбу, в нее вливалось расплавленное олово, равномерно распределяемое по внутренней поверхности. Затем колбу разрезали на куски. Зеркала получались вогнутыми и прилично искажали отображение. Лишь в 1507 году итальянцы придумали покрывать стекло серебряной амальгамой. Цена такого зеркала была выше в 2,5 раза, чем полотна Рафаэля.

В символизме средних веков «чистое зеркало» являлось атрибутом Девы Марии, которая «отразила в себе Бога через Иисуса Христа, не исказив изображение».

Вестники смерти

Каждому известна примета: разбилось зеркало - жди беды. Казалось бы, просто суеверие, но жизненный опыт говорит об обратном, и связь между событиями все же есть. Пожалуй, одной из самых ярких иллюстраций такой связи является случай с зеркалом с линкора «Новороссийск».

Осенью 1955 года на линкоре, стоявшем в гавани около Севастополя, произошел взрыв такой силы, что пролом образовался от трюма до верхней палубы. Заполняемый водой, корабль лег на бок, а затем опрокинулся килем вверх. Больше тысячи человек оказались в холодной воде. Тех, кто не погиб под тяжестью навалившейся громады, затягивало водоворотом на дно. А кто-то остался заживо похороненным внутри судна. В это время в Москве, на расстоянии более тысячи километров от места трагедии, произошло то, чего никто не может объяснить.

Капитан второго ранга О. Бар-Бирюков в 1950-х годах служил на линкоре. В 1953 году судно встало на ремонт, и Бирюков, уезжая в отпуск, взял на память старинное зеркало, висевшее в его каюте. Дома он повесил его в прихожей. В ночь трагедии капитана не было на судне, он только подъезжал к Севастополю. Потом родные рассказали ему, что проснулись они в московской квартире от страшного грохота. Бросившись на этот звук, они увидели на полу разбитое вдребезги зеркало. Часы показывали 4 часа 14 минут – время взрыва на «Новороссийске».

Что за сила заставила зеркало сорваться со стены?

Исследователи все чаще говорят об энергоинформационном обмене в природе: если предметы соприкасались друг с другом хотя бы однажды, невидимая связь между ними остается навсегда. Ее природа пока неизвестна, но эта связь существует и между человеком и вещами, с которыми он контактировал. Возможно, причина в том, что «Новороссийск» был построен еще в 1913 году (он назывался тогда «Юлий Цезарь»), а значит, зеркало висело в каюте 40 лет. За это время оно стало частью корабля, и поэтому «почувствовало» его гибель.

Портал между мирами

Необычные свойства зеркал давно признали и в научном мире. Некоторые ученые согласны с тем, что зеркала – это своеобразный инструмент, погружающий в измененное сознание, что с их помощью можно заглянуть в иную реальность, что они помогают «прочитать» мысли других людей. Кроме того, зеркало может выступать в качестве портала между мирами. Именно поэтому зеркала часто используют в своей работе экстрасенсы, маги и ясновидящие.

Одно из известных зеркал принадлежало графу Сен-Жермену. Говорили, что в нем можно увидеть будущее и узнать судьбу. Согласно легенде, до графа владельцем этой удивительной вещи был сам Нострадамус. В сохранившихся дневниках Марии Медичи есть запись: «Там были картины каких-то празднеств, огни пожаров и потоки крови - это была ночь Святого Варфоломея. Затем появилось смертное ложе – пышное, королевское. Лицо мужчины, но с женскими серьгами и ожерельями - это был Генрих III. Потом в зеркале появилась чья-то большая тень». Да и в записках Нострадамуса есть упоминание о некоем бронзовом подносе, в котором он видит будущие события. Как сей предмет оказался у Сен-Жермена и куда он потом пропал, неизвестно.

Подтверждает ясновидение зеркал и легенда о том, что Александр Македонский в ночь перед битвой с персами увидел свою победу в походном зеркале.

Известный психиатр Реймонд Моуди, написавший книгу «Жизнь после жизни», интересовался ясновидением с помощью зеркал. В частности появлением в них умерших людей. Моуди выяснил, что в Древней Греции существовали психомантеумы, где люди могли общаться с умершими родными посредством зеркал. Ученый решил воссоздать психомантеум в современных условиях. Для этого в старой заброшенной мельнице на стене он поместил огромное зеркало под таким углом, чтобы посетитель, сидевший в кресле напротив, не видел своего отражения. В зеркале отражался лишь черный бархатный полог, на его фоне предполагались видения. Окна при этом были наглухо закрыты.

В этом эксперименте участвовали люди разных профессий и возрастов. До начала опыта всем было предложено вспомнить об умерших, посмотреть их фото, потрогать их вещи. И только потом по одному проводили в комнату с зеркалом. По окончанию половина испытуемых подтвердили, что видели покойных и общались с ними.

В 2010 году американский ученый Бэм опубликовал результаты своего исследования, которое доказывало, что каждый может «услышать» и «увидеть» сигналы из будущего. В эксперименте принимали участие люди, не имеющие экстрасенсорных способностей. На одну часть монитора, закрытого светонепроницаемой тканью, выводилась картинка, а вторая была пуста. Испытуемый должен был определить, в какой части находится картинка. Половина ответов была правильной, а если в комнату приносили зеркало, то количество верных ответов возрастало.

Убивающие взглядом

Существует поверье, что если очень долго смотреть в зеркало, можно преждевременно состариться или серьезно заболеть. Многие, прочитав это, скептически улыбнутся, а вот биоэнергетики относятся к этому эффекту серьезно. Они считают, что отражение энергий губительно для нашей ауры, и, как следствие, для физического тела.

Немецкий ученый Карл фон Рейхенбах еще два столетия назад утверждал, что взгляд, отразившийся в зеркале, может причинить вред здоровью и даже убить. Объяснял Рейхенбах это следующим: в течение жизни человек накапливает в себе негатив. Глядя в зеркало, он непроизвольно отсылает своему отражению накопленное. И получает отдачу, только во много раз усиленную.

По этому поводу есть известная история о человеке, когда-то жившем на Сицилии. О нем говорили, что взгляд его смертельно опасен. И действительно, люди, которые встречались с ним взглядом, заболевали, а некоторые даже умирали. Но однажды феномен обернулся во вред ему самому. Проходя мимо магазина, он заметил в витрине большое зеркало и, остановившись, стал смотреть на него. Зеркало отразило убийственный взгляд, и вскоре мужчина умер.

А вот совсем реальный случай. Однажды на канадского охотника Стива Мак-Келлана напала медведица. Он упал на землю и уставился прямо в глаза животного, вложив туда всю ярость и страх. И медведица вдруг упала мертвой. Исследовав труп животного, на котором не было ни одной раны, ученые пришли к выводу, что смерть наступила в результате воздействия мощного биоэнергетического импульса, шедшего из глаз охотника. Этот импульс разрушил нервные клетки в мозгу медведицы. То есть взглядом убить все же можно. Возможно, именно поэтому Иван Грозный держал у себя зеркала, изготовленные только слепыми мастерами.

Кстати, американские ученые 15 лет занимались изучением влияния зеркал на организм человека и пришли к выводу, что зеркало – это своеобразный энергетический вампир. Только забирать энергию оно начинают не сразу, а если рассматривать себя более трех минут. У любителей полюбоваться на свое отражение быстрее появляются морщины, возникает чувство усталости и начинаются проблемы с памятью.

Спасители человечества

Да, зеркало предмет неоднозначный. И если, по мнению одних исследователей данного феномена, длительный контакт с зеркалом вреден, другие рекомендуют подольше смотреть на свое отражение, чтобы избавиться от переживаний и депрессии. Известны случаи, когда самоубийцы, решив свести счеты с жизнью, случайно бросив взгляд на зеркало, отказывались от своих намерений.

Еще в средние века врач Парацельс использовал зеркало для определения болезни и излечения. Чтобы понять, что за недуг поразил больного, он подносил к его губам зеркало, и по характеру запотевания поверхности от дыхания пациента ставил диагноз. А потом читал заклинание, которое, по его мнению, передавало больную энергию от человека его зеркальному двойнику. Врач был уверен, что зеркальная поверхность обладает способностью впитывать энергетику болезни. Возможно, поэтому существует поверье, что больному лучше не смотреться в зеркало, чтобы не «заражать» его. Ведь не исключено, что оно «отдаст» болезнь кому-то другому, решившему посмотреться в него.

В наше время многие целители тоже используют зеркала для лечения больных. Вначале зеркало выставляют на 2 часа на солнце, затем произносят заклинание, протирают поверхность святой водой и прикрывают тканью. Это не мракобесие, обряду есть научное объяснение. Если зеркало имеет напыление из «теплых» металлов, латуни, бронзы, золота или меди, то оно поглощает холодную энергию, а отдает теплую. Такое зеркало непременно принесет облегчение. С «холодными» металлами все произойдет наоборот.

Интересно, что если на расстоянии 10 см от зеркала поместить зажженную свечу, и смотреть поочередно на огонь и зеркало, то это помогает снять усталость глаз и даст отдых мозгу, нормализует давление и улучшает зрение.

В заключение хочется напомнить читателям, что особую опасность, по мнению исследователей аномальных явлений, представляет треснувшее зеркало. По природе воздействия на человека оно, сродни разлому в земной коре, является источником опасного излучения. Еще Ванга говорила, что в семье, где на стене висит треснувшее зеркало, никогда не будет мира: «Трещина в зеркале – трещина в судьбе».

Вообще, о зеркалах можно говорить много, жизненных историй о них более чем достаточно, но от этого их загадочность и непредсказуемость не уменьшаются. Каждый из нас ежедневно смотрится в зеркало, чтобы поправить одежду, прическу и т. д., забывая, что оно не терпит небрежного к себе отношения.

Галина Белышева

Олимпиадные задания по литературе (ответы)
5 класс

1. Назовите два произведения А.С. Пушкина, в которых действует дружина из 33 человек?

Объясните, почему поэт, изображая войско, использует именно это число? Как символика числа связана с сюжетом данных произведений.
(4 балла; 2 балла, если названы только произведения, но не объяснена символика числа) Поэма «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане» Обращение к традиции фольклорных сказок, где используется мотив утроения (3 брата, 3 змея с 3, 6 и 9 головами и т.д.)
2. Восстановите по указанным буквам начало одной известной литературной сказки:
«_и_ с_а_и_ _о _в_е_ с_а_у_о_ у с_м_ _о _и_ _го _ор_»
(2 балла) « Жил старик со своею старухой у самого синего моря»
3. В каких национальных мифах обожествляются животные? Приведите 2-3 примера.
(6 баллов; по 2 балла за каждый пример) Древнеегипетские мифы (бык Бата, шакал Анубис), древнегреческие мифы (корова Ио, бык Минотавр), мифы Индии (птица Гаруда)
4. Кому из литературных или сказочных героев принадлежат перечисленные предметы? Назовите героя, произведение и автора.

а) кораблик с алыми парусами Ассоль (А.Грин «Алые паруса»)

б) черевички Оксана (Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством») правильным также будет ответ Вакула

в) шелковый шатер Шамаханская царица (А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

г) фарфоровая лестница трубочист (Г.Х. Андерсен «Пастушка и трубочист»)

д) зеркало, искажающее мир Снежная королева (Г.Х. Андерсен «Снежная королева»)
(5 баллов, по одному за каждый правильный ответ)
5. Назовите произведение, автора, героя и тех, кому герой адресует приведённые ниже слова. Объясните, почему герой избрал именно такое обращение.
«Ну, дети, прощайте, иду, куда Бог приведёт».
(8 баллов; если в ответе будет лишь названа повесть, автор и герой, но не дано объяснение, то 5 баллов) Повесть «Дубровский» А.С. Пушкина. Владимир Дубровский обращается так к своим крепостным. Его обращение носит отеческий характер, поскольку, будучи помещиком, он ощущал ответственность за своих крестьян, которых он по сути бросает.
6. Прочитайте стихотворение русского поэта XX века Марины Ивановны Цветаевой и

ответьте на следующие вопросы.
а) Объясните, почему дети считают себя «царями» в сумерки?

б) Как меняется пространство комнаты во время сумерек и почему комната наполняется страхами?

в) О каком «последнем сражении» может идти речь в стихотворении?

д) Найдите в тексте стихотворения слово, которое сегодня употребляется в другой грамматической форме.
В зале
Над миром вечерних видений

Мы, дети, сегодня цари.

Спускаются длинные тени,

Горят за окном фонари,
Темнеет высокая зала,

Уходят в себя зеркала...

Не медлим! Минута настала!

Уж кто-то идет из угла.
Нас двое над темной роялью

Склонилось, и крадется жуть.

Укутаны маминой шалью,

Бледнеем, не смеем вздохнуть.
Посмотрим, что ныне творится

Под пологом вражеской тьмы?

Темнее, чем прежде, их лица, -

Опять победители мы!
Мы цепи таинственной звенья,

Нам духом в борьбе не упасть,

Последнее близко сраженье,

И темных окончится власть.
Мы старших за то презираем,

Что скучны и просты их дни.

Мы знаем, мы многое знаем

Того, что не знают они!
1908-1910

(25 баллов; от 0 до 5 баллов за ответ на каждый из вопросов)
7. Ниже приведены рифмы, взятые из стихотворения русского поэта М. Ю. Лермонтова. Попробуйте сочинить собственное стихотворение, используя заданные рифмы.
гремучий - дремучий

рожденье – сомненье

внимать – умолкать

бессменно – вселенной
(от 0 до10 баллов)

6 класс

1. Назовите писателей, создавших автобиографические произведения со словом «детство» в названии (не менее 5 авторов)
(5 баллов; по 1 баллу за каждое названное произведение с указанием автора) «Детство» Н.Г. Гарина-Михайловского, «Детство» Л.Н. Толстого, «Детство» М. Горького, «Детство Никиты» А.Н. Толстого, «Раннее детство» В.Г. Короленко и др.
2. Назовите писателя, о котором идет речь в приведенном описании.
Он разочаровал своих родителей и не стал строителем маяков, но море навсегда стало основным местом действия его романов; болезненный с детства, он не посещал школу, но научился мечтать и фантазировать; полюбив женщину, он совершил путешествие в Америку, чуть не погибнув по дороге; свой самый знаменитый роман он написал благодаря игре с ребёнком, для которого нарисовал некую карту; кроме приключений его влекла фантастика и мистика; он похоронен на острове Самоа в Тихом океане, и на могильной плите выбито его стихотворение.
(2 балла) Р.Л. Стивенсон
3. Какой эпизод русской истории А.С. Пушкин в повести «Метель» называет «временем незабвенным, временем славы и восторга» ? Объясните, почему.
(5 баллов; 2 балла, если будет просто названо историческое событие) События Отечественной войны 1812 года, так как победа России над наполеоновской Францией пробудила национальное самосознание; противостояние французам объединило представителей всех сословий: дворянства, купечества, простого народа, объединило усилия регулярной армии и партизанского движения; в среде русского офицерства сформировалась особая героическая этика, что привело в дальнейшем к возникновению движения декабристов.
4. О ком А.С. Пушкин писал в своих стихотворениях так:
а) «мой первый друг, мой друг бесценный»

б) «он взял Париж, он основал Лицей»

в) «голубка дряхлая моя»
(3 балла; по баллу за каждый правильный ответ)
а) Пущин (стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный…»)

в) няня Арина Родионовна («Няне»)
5. Назовите автора и произведение, герои которого плавали на этих кораблях:
а) «Наутилус»

б) «Секрет»

(4 балла; по 2 за каждый правильный ответ)

а) капитан Немо (роман Ж. Верна «Двадцать тысяч лье под водой»)

б) Грей (повесть А. Грина «Алые паруса»)
6. Приведите по одной строчке из стихотворений, в которых употребляется слово Москва (не менее 3 примеров)
(6 баллов; по 2 балла за каждый пример) «Москва, как много в этом звуке…», «Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою…», «Напрасно ждал Наполеон последним счастьем упоенный Москвы коленопреклоненной…» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»), «Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?» (М.Ю. Лермонтов «Бородино»), «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…» (М.Ю. Лермонтов) и т.д.
7. Прочитайте стихотворение русского поэта XIX века А.А. Фета и ответьте на следующие вопросы.
А.А. Фет
На корабле
Летим! Туманною чертою

Земля от глаз моих бежит.

Под непривычною стопою

Вскипая белою грядою,

Стихия чуждая дрожит.
Дрожит и сердце, грудь заныла;

Напрасно моря даль светла,

Душа в тот круг уже вступила,

Когда невидимая сила

Ее неволей унесла.
Ей будто чудится заране

Тот день, когда без корабля

Помчусь в воздушном океане

И будет исчезать в тумане

За мной родимая земля.
1856 или 1857

а) Каким предстаёт в стихотворении образ моря?

б) Какие чувства испытывает лирический герой? Что его тревожит?

в) Какими средствами предан образ дороги, стремительного пути?

г) Символом чего является образ «воздушного океана»?

д) Как меняется настроение стихотворения?

8. Сочините стихотворение, используя следующие рифмы:
морскую – тоскую

касанье – восстанье

матросы – альбатросы

утрата – крылатых
(10 баллов)

7 класс

1. О творчестве какого русского писателя идёт речь в приведённом отрывке из книги Юрия Айхенвальда? Свой ответ обоснуйте, объяснив, что именно помогло вам угадать имя писателя.
«Страшные сказки о жизни рассказал нам …, потому что и жизнь сама страшна, как страшна показалась … «освещенная церковь ночью, с мертвым телом и без души людей», - церковь, дом незаселенный, площадь пустоты. И быть может, пугает все пустое, которого недаром боится природа, и не оттого ли жутко на свете, что смешные люди, призраки имеют душу, ничем не заполненную, душу мертвую? От смешного до страшного - один шаг».
(5 баллов; 2 балла, если будет просто названо имя писателя) Н.В. Гоголь. Ученик должен указать аллюзии к произведениям Н.В. Гоголя в приведенной цитате, назвать эти произведения.
2. Финал какого произведения А.С. Пушкина начинается со строчки: «Прошло сто лет»? Что изменилось за это время в описанном пространстве?
(5 баллов; 2 балла, если будет просто названо произведение) А.С. Пушкин «Полтава»
«Прошло сто лет – и что ж осталось

От сильных, гордых сих мужей,

Столь полных волею страстей?»
Ответ должен включать рассуждения о власти времени, не пощадившего героев повести, но сохранившего память о деяниях Петра Великого
3. Назовите время и исторические события, описанные в следующих произведениях: «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, «Собачье сердце» М.А. Булгакова, «Три мушкетёра» А. Дюма, «Ночевала тучка золотая» А.И. Приставкина.
(8 баллов; по 2 балла за каждый ответ)

«Тарас Бульба» - кон. XVI – нач. XVII в. Национальная борьба Украины против польского владычества.

«Собачье сердце» - 20 г. XX в.первые годы советской власти

«Три мушкетёра» - начало XVII в. Время правления Людовика XIII и кардинала Ришелье, завершение религиозных войн, взятие гугенотской крепости Ла-Рошель.

«Ночевала тучка золотая» - сталинское переселение народов 30-40 годы XX века, начало Второй мировой войны

4. О каком писателе и о какой книге идёт речь в приведённом описании?
Родившись в бедной семье, он так и не смог вырваться из нищеты; завербовавшись в солдаты, он принял участие в знаменитой битве с турками и получил ранение, парализовавшее руку; попав в плен к алжирским пиратам, был выкуплен только через 5 лет; став сборщиком налогов, был обвинён в растрате казённых денег и брошен в тюрьму, где и написал своё самое знаменитое произведение; узнав, что некий аноним написал продолжение к его роману, он написал вторую часть; на сегодняшний день это произведение – самая переводимая после Библии книга; до сих пор не умолкают споры, является ли это произведение пародией на рыцарский роман или нет.
(2 балла) М. Сервантес
5. Что такое хорей ? Приведите примеры (не менее 3).
(5 баллов; 2 за формулировку термина и по одному за каждый пример) Определение хорея см. в любом словаре литературоведческих терминов.
6. Сделайте литературоведческий анализ стихотворения русского поэта XX века А.А. Ахматовой, которое является частью поэтического цикла «Тайны ремесла». При анализе ответьте на следующие вопросы.
а) Как понимает поэт творчество?

б) Какие эмоции связаны для художника с вдохновением?

в) Почему отсутствие вдохновения страшнее смерти?

д) Объясните, как вы понимаете смысл названия стихотворения.
Последнее стихотворение
Одно, словно кем-то встревоженный гром,

С дыханием жизни врывается в дом,

Смеется, у горла трепещет,

И кружится, и рукоплещет.
Другое, в полночной родясь тишине,

Не знаю откуда крадется ко мне,

Из зеркала смотрит пустого

И что-то бормочет сурово.
А есть и такие: средь белого дня,

Как будто почти что не видя меня,

Струятся по белой бумаге,

Как чистый источник в овраге.
А вот еще: тайное бродит вокруг -

Не звук и не цвет, не цвет и не звук, -

Гранится, меняется, вьется,

А в руки живым не дается.
Но это!.. По капельке выпило кровь,

Как в юности злая девчонка - любовь.

И, мне не сказавши ни слова,

Безмолвием сделалось снова.
И я не знавала жесточе беды -

Ушло, и его протянулись следы

К какому-то крайнему краю,

А я без него... умираю.
1 декабря 1959
(25 баллов; по 5 баллов за ответ на каждый из вопросов)
7. Напишите стихотворение, используя следующие рифмы:
тайна – случайно

тревога – порога

калитка – пытка

городской – людской
(10 баллов)

8 класс


Произведение

Жанр

Автор

«Золотой горшок»

«Гробовщик»

«Тартюф»

«Белые ночи»

«Оливер Твист»

«Демон»

«Ночевала тучка золотая»

«Повелитель мух»

«Божественная комедия»

Жанр: 1. Философская поэма в трех частях. 2. Роман с элементами антиутопии. 3. Военная повесть. 4. Романтическая поэма. 5. Роман воспитания. 6. Сентиментальный роман 7. Классицистическая комедия 8. Повесть из цикла повестей. 9. Романтическая сказочная повесть.
1. У. Голдинг 2. М. Ю. Лермонтов 3. Данте Алигьери 4. А.С. Пушкин 5. Ж. Б. Мольер 6. Э.Т.А. Гофман 7. Ч. Диккенс 8. Ф.М. Достоевский 9. А.И. Приставкин
(18 баллов; по баллу за каждый правильный ответ)


Произведение

Жанр

Автор

«Золотой горшок»

9

6

«Гробовщик»

8

4

«Тартюф»

7

5

«Белые ночи»

6

8

«Оливер Твист»

5

7

«Демон»

4

2

«Ночевала тучка золотая»

3

9

«Повелитель мух»

2

1

«Божественная комедия»

1

3



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Человек способен видеть благодаря свету. Кванты света – фотоны обладают свойствами и волны, и частицы. Источники света разделяют на первичные и вторичные. В первичных – таких как Солнце, лампы, огонь, электрический разряд – фотоны рождаются в результате химических, ядерных или термоядерных реакций. Вторичным источником света служит любой атом: поглотив фотон, он переходит в возбужденное состояние и рано или поздно возвращается в основное, излучив новый фотон. Когда луч света падает на непрозрачный предмет, все составляющие луч фотоны поглощаются атомами на поверхности предмета. Возбужденные атомы практически немедленно возвращают поглощенную энергию в виде вторичных фотонов, которые равномерно излучаются во все стороны.

Если поверхность шероховатая, то атомы на ней расположены беспорядочно, волновые свойства света не проявляются и суммарная интенсивность излучения равна алгебраической сумме интенсивности излучения каждого переизлучающего атома. При этом независимо от угла наблюдения мы видим одинаковый световой поток, отраженный от поверхности, – такое отражение называется диффузным. Иначе происходит отражение света от гладкой поверхности, например, зеркала, полированного металла, стекла. В этом случае переизлучающие свет атомы упорядочены относительно друг друга, свет проявляет волновые свойства, а интенсивности вторичных волн зависят от разностей фаз соседних вторичных источников света.

В результате вторичные волны компенсируют друг друга во всех направлениях, за исключением одного-единственного, которое определяется по хорошо известному закону – угол падения равен углу отражения. Фотоны словно упруго отскакивают от зеркала, поэтому их траектории идут от предметов, как бы находящихся позади него, – их-то и видит человек, глядя в зеркало.

Правда, мир зазеркалья отличается от нашего: тексты читаются справа налево, стрелки часов крутятся в обратную сторону, а если поднять левую руку, наш двойник в зеркале поднимет правую, и кольца у него не на той руке… В отличие от киноэкрана, где все зрители видят одно и то же изображение, в зеркале отражения для всех разные. Например, девушка на снимке видит в зеркале вовсе не себя, а фотографа (раз уж он видит ее отражение). Чтобы увидеть себя, надо расположиться напротив зеркала. Тогда фотоны, идущие от лица в направлении взгляда, падают на зеркало почти под прямым углом и возвращаются обратно. Когда они достигают глаз, вы видите свой образ по ту сторону стекла. Ближе к краю зеркала глаза ловят фотоны, отраженные им под некоторым углом. Значит, и пришли они тоже под углом, то есть от предметов, находящихся по сторонам от вас. Это позволяет видеть себя в зеркале вместе с окружающей обстановкой. Но от зеркала отражается всегда меньше света, чем падает, по двум причинам: не бывает идеально гладких поверхностей, и свет всегда немного нагревает зеркало.

Из широко распространенных материалов лучше всего отражает свет полированное серебро (более 95%). Из него делали зеркала в древности. Но на открытом воздухе серебро тускнеет из-за окисления, а полировка повреждается. К тому же металлическое зеркало получается дорогим и тяжелым. Теперь тонкий слой металла наносят на обратную сторону стекла, защищая от повреждений несколькими слоями краски, а вместо серебра ради экономии часто используют алюминий. Его коэффициент отражения – около 90%, и для глаз разница незаметна.

История зеркала

Археологи обнаружили первые небольшие зеркала из олова, золота или платины, относящиеся к эпохе Бронзы. Современную историю зеркал отсчитывают с XIII века, а точнее – с 1240 года, когда в Европе научились выдувать сосуды из стекла. Изобретение настоящего стеклянного зеркала следует отнести к 1279 году, когда итальянский монах-францисканец Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем олова.

Производство зеркала выглядело так. В сосуд через трубку мастер вливал расплавленное олово, которое растекалось ровным слоем по поверхности стекла, а когда шар остывал, его разбивали на куски. Первое зеркало было несовершенным: вогнутые осколки слегка искажали изображение, но оно стало ярким и чистым. В XIII веке в Голландии освоили кустарную технологию производства зеркал. За ней последовали Фландрия и немецкий город мастеров Нюрнберг, где в 1373 году возник первый зеркальный цех.

В 1407 году венецианские братья Данзало дель Галло выкупили у фламандцев патент, и Венеция целых полтора века удерживала монополию на производство отличных венецианских зеркал, которые следовало бы именовать фламандскими. И хотя Венеция была не единственным местом производства зеркал в то время, но именно венецианские зеркала отличало высочайшее качество. Венецианские мастера добавляли в отражающие составы золото и бронзу, поэтому все предметы в зеркале выглядели даже красивее, чем в действительности. Стоимость одного венецианского зеркала равнялась стоимости небольшого морского судна, и для их покупки французские аристократы иногда были вынуждены продавать целые имения. Например, цифры, дошедшие до наших дней, говорят, что не такое уж большое зеркало размером 100х65 см стоило больше 8000 ливров, а картина Рафаэля того же размера – около 3000 ливров. Зеркала были чрезвычайно дороги. Покупать и коллекционировать их могли лишь очень богатые аристократы и королевские особы.

В начале ХVI века братья Андреа Доменико из Мурано разрезали вдоль ещё горячий цилиндр из стекла и половинки его раскатали на медной столешнице. Получилось листовое зеркальное полотно, отличавшееся блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой. Такое зеркало, в отличие от осколков шара, ничего не искажало. Так произошло главное событие в истории производства зеркал.

Стекло и Франция

В конце XVI века, поддавшись моде, французская королева Мария Медичи заказала в Венеции 119 зеркал для своего зеркального кабинета, заплатив за заказ огромную сумму. Венецианские зеркальщики в ответ на королевский жест проявили также необыкновенную щедрость – подарили французской королеве Марии Медичи зеркало. Оно является самым дорогим в мире, и сейчас хранится в Лувре. Украшено зеркало агатами и ониксами, а рама инкрустирована драгоценными камнями.

Французы оказались способными учениками, и вскоре даже превзошли своих учителей. Зеркальное стекло стали получать не выдуванием, как это делали в Мурано, а литьём. Технология заключается в следующем: расплавленное стекло прямо из плавильного горшка выливают на ровную поверхность и раскатывают вальцом. Автором этого способа называют Луку Де-Негу.

Изобретение пришлось как нельзя кстати: в Версале строили Галерею зеркал. Она была длиной 73 метра, и нуждалась в зеркалах большого размера. В фирме «Сан-

Габен» изготовили 306 таких зеркал, чтобы их сиянием ошеломить тех, кому посчастливится побывать в гостях у короля в Версале. Как после этого было не признать за Людовиком XIV права именоваться «король-солнце»? После открытия французской зеркальной мануфактуры цены на зеркала стали резко снижаться. Этому способствовали также немецкие и богемские стекольные заводы, производившие зеркала по более низкой стоимости. Зеркала стали появляться на стенах частных домов, в картинных рамах. В XVIII веке уже две трети парижан обзавелись ими. Кроме того, дамы стали носить на поясе маленькие зеркальца, прикрепленные цепочками.

Революцию в производство зеркал принес немецкий химик, Юстус фон Либих, начав применять се ребро в 1835 году для серебрения зеркал и получая более ясное изображение. Эта технология, практически без изменений до сих пор используется в производстве зеркал.

Как зеркало искажает нашу внешность

Отражающие свойства современных зеркал зависят не только от вида амальгамы, но и от ровности поверхности и «чистоты» (прозрачности) стекла. Лучи света чувствительны даже к таким неровностям, которые не видны человеческому глазу.

Любые дефекты стекла, возникающие в процессе его изготовления, и структура отражающего слоя (волнистость, пористость и прочие дефекты) влияют на «правдивость» будущего зеркала.

Степень допустимого искажения отображает маркировка зеркал, она делится на 9 классов – от М0 до М8. Количество пороков зеркального покрытия зависит от метода изготовления зеркала. Наиболее точные зеркала – класса М0 и М1 производят методом Флоат. Горячую стекломассу выливают на поверхность раскаленного металла, где она равномерно распределяется и охлаждается. Такой способ отливки позволяет получить максимально тонкое и ровное стекло.

Классы М2-М4 изготавливают по менее совершенной методике – Фурко. Горячую ленту стекла вытягивают из печи, пропуская между валиками, и охлаждают. В этом случае конечный продукт имеет поверхность с утолщениями, которые являются причиной искажения отражения.

Идеальное зеркало М0 встречается редко, обычно в продаже самое «правдивое» – М1. Маркировка М4 говорит о незначительном искривлении, покупать зеркала последующих классов можно разве что для оборудования комнаты смеха.

Специалисты считают наиболее точными зеркала с серебряным покрытием, произведенные в России. У серебра более высокий коэффициент отражения, а отечественные производители не используют маркировку выше М1. А вот в изделиях китайского производства мы покупаем зеркала М4, которые не могут быть точными по определению. Нельзя забывать про свет – наиболее реалистичное отражение обеспечивает яркое равномерное освещение объекта.

Отражение как проекция

Все в детстве посещали так называемую комнату смеха или смотрели сказку про Королевство кривых зеркал, поэтому никому не нужно объяснять, как меняется отражение на выпуклой или вогнутой поверхности. Эффект кривизны присутствует и в ровных, но очень больших зеркалах (со стороной ≥1 м). Это объясняется тем, что их поверхность деформируется под собственным весом, поэтому большие зеркала делают из листов толщиной не менее 8 мм.

Но идеальное качество зеркала не является залогом его «правдивости» для отдельного индивида. Дело в том, что, даже имея безупречно ровное зеркало, которое очень точно отображает внешние объекты, человек воспримет отражение с дефектами, обусловленными его индивидуальными особенностями.

На самом деле восприятие во многом зависит от функции органов зрения (глаз человека, который смотрится в зеркало) и работы мозга, трансформирующего поступающие сигналы в образ. Как иначе можно объяснить визуальную зависимость искажения отражения от формы зеркала?! Ведь всем известно, что вытянутые (прямоугольные и овальные) зеркала стройнят, а квадратные и круглые зрительно полнят. Так работает психология восприятия человеческого мозга, который анализирует поступающую информацию, привязывая ее к знакомым предметам и формам.

Зеркало и фото – что правдивее?

Известен еще один странный факт: многие люди подмечают разительные отличия между своим отражением в зеркале и собственным изображением, которое они видят на фото. Особенно это волнует представительниц прекрасного пола, желающих по старой русской традиции знать лишь одно: «я ль на свете всех прекрасней?».

Явление, когда человек не узнает себя на фотографии, довольно распространено, ведь в своем внутреннем мире он или она видят себя иначе – и во многом благодаря зеркалу. Этот парадокс послужил причиной сотен научных исследований. Если все ученые выводы перевести на простой язык, то подобные различия объясняются особенностями оптического устройства двух систем – объектива фотоаппарата и органов зрения человека.

  1. Принцип действия рецепторов глазного яблока совсем не такой, как у стеклянной оптики: линза фотоаппарата отличается от строения хрусталика глаза, а еще он может быть деформирован вследствие усталости глаза, возрастных изменений и пр.
  2. На реальность изображения влияет количество точек восприятия объекта и их расположение. В фотоаппарате только одна линза, поэтому изображение получается плоским. Органы зрения у человека и доли мозга, фиксирующие изображение, – парные, поэтому мы воспринимаем отражение в зеркале объемным (трехмерным).
  3. Достоверность фиксации образа зависит от освещения. Фотографы часто используют эту особенность, создавая на фото интересный образ, разительно отличающийся от реальной модели. Рассматривая себя в зеркале, люди обычно не меняют освещение так, как это делает вспышка фотоаппарата или софиты.
  4. Еще один немаловажный аспект – расстояние. Смотреться в зеркало люди привыкли вблизи, тогда как фотографируются чаще издалека.
  5. Кроме того, время, необходимое фотоаппарату для снимка ничтожно мало, в фотографии даже существует специальный термин – выдержка. Фотообъектив выхватывает долю секунды, запечатлевая порой неуловимое для глаз выражение лица.

Как видите, каждая система имеет свои особенности, влияющие на искажение изображения. Учитывая эти нюансы, можно сказать, что фото точнее фиксирует наш образ, но только на мгновение. Человеческий же мозг воспринимает изображение в более широком спектре. И дело не только в объеме, а еще и в невербальных сигналах, которые люди посылают постоянно. Поэтому с точки зрения восприятия нас окружающими людьми, отражение в зеркале более правдиво.

10 сумасшедших фактов о зеркалах

Зеркала не только помогают нам приводить себя в порядок, но также служат на благо науке

Все мы каждый день смотримся в зеркало, но зеркала предназначены не только для проверки того, как вы выглядите, или того, есть ли ещё один автомобиль позади вас, когда вы за рулём. С зеркалами можно делать совершенно безумные вещи – в том числе, например, создать и поддерживать червоточину достаточно стабильную для того, чтобы путешествовать во времени. Зеркала и фантомные конечности могут помочь нам больше узнать о мозге, а также с помощью зеркал можно измерить расстояние до Луны.

1. Зеркала и путешествия во времени

Все мы слышали, что во времени возможно путешествовать с помощью червоточин, не так ли? Беда только в том, что червоточины крайне нестабильны – они быстро разрушаются, так что пройти через них крайне затруднительно.

Однако пара зеркал может решить проблему. Всё, что вам нужно – это два незаряженных зеркала (подойдут и металлические пластины) в вакууме, размещённые на расстоянии в несколько микрометров друг от друга. Обязательно убедитесь, что между ними нет никакого внешнего электромагнитного поля. Проявится эффект Казимира – физическая сила, возникающая благодаря квантовому полю между зеркалами.

Эта квантово-электродинамическая сила порождает массивную отрицательную область пространства-времени между зеркалами, в результате чего может появиться стабильная червоточина, через которую теоретически возможно путешествовать со скоростью быстрее скорости света. Так, согласно теории, вы могли бы совершить путешествие в прошлое, но будущее, к сожалению, остаётся недоступным, так что узнать выигрышные номера лотерейных билетов не получится. Есть и другая ложка дёгтя в бочке мёда – такие стабильные червоточины бесконечно малы, так что познакомиться со своей прапрабабушкой тоже пока затруднительно.

2. Зеркала, фантомные конечности и человеческий мозг

Эксперименты с использованием зеркал на пациентах с фантомными конечностями позволили исследователям узнать много нового о том, как работает мозг. Учёные размещают зеркала на столе вертикально, и между ними отражается целая конечность пациента – скажем, рука. Отражение неповреждённой руки накладывается на сторону фантомной конечности, так что пациенту при этом кажется, что он видит обе руки – и целую, и отсутствующую.

Звучит жутко, но когда человек видит обе руки, он чувствует, как его фантомная рука двигается, даже если он потерял её лет десять назад или больше. Когда к его целой руке прикасаются, он чувствует прикосновение и к фантомной руке. После нескольких повторений процедуры пациенты чувствовали, что их фантомная конечность исчезла. Учёные считают, что эффект обусловлен пластичностью мозга – тем, как мозг создаёт новые нейронные пути после потери конечности. Также учёные считают, что между зрением и осязанием в головном мозге существует очень тесная связь.

3. Зеркала вызывают галлюцинации

Когда вы смотритесь в зеркало, может возникнуть странная иллюзия. Попробуйте сами: сядьте в тёмной комнате напротив зеркала примерно в метре от него и смотрите на своё лицо в течение десяти минут. В комнате должно быть так темно, как только возможно, чтобы при этом вы отчётливо могли видеть своё отражение.

Сначала вы заметите, как ваше лицо в зеркале немного исказится. Постепенно отражение будет меняться быстрее, станет больше похожим на маску – возникнет ощущение, что лицо в зеркале вам не принадлежит. Некоторые люди видят лица незнакомых людей, фантастических монстров или морды животных.

Учёные считают, что такой эксперимент может помочь нам лучше понять самих себя. Некоторые психологи полагают, что метод подходит для лечения шизофрении – так пациенты сталкиваются со своими другими «я».

4. Все ли узнают себя в зеркале?

Узнавать себя в зеркале – совершенно естественно: по крайней мере, именно так скажет большинство людей, однако пройти тест на самоопознание в зеркале способен не каждый. Учёные ставят на лицо или тело испытуемого метки, чтобы определить, узнаёт ли человек в зеркале себя – если да, то он, скорее всего, попытается стереть отметину. Дети, например, начинают узнавать себя в зеркале только в возрасте 24-х месяцев.

Однако когда исследователи протестировали детей из таких стран, как Кения или Фиджи, то были сильно удивлены – шестилетние дети этот тест пройти не смогли. Но это не признак того, что они не имеют возможности психологически отделять себя от других людей. Скорее всего, проблема в культурных различиях: дети, как правило, замирали перед собственным отражением – это доказывает, что они понимали, что видят именно себя, а не кого-то другого.

5. Животные, которые узнают себя в зеркале

Итак, многие люди зеркальный тест на самоопознание не проходят. То же касается и большинства животных – но не всех. Может ли это означать, что некоторые животные способны опознавать собственное отражение? Учёные полагают, что да.

Например, слоны, находясь перед зеркалом, стирать отметину на своей голове не стали, зато выказали очевидные признаки самоопознания – выполнили ряд повторяющихся движений. Возможно, некоторых животных просто не волнует наличие посторонних отметин на их теле, следовательно, они на них не реагируют.

Гориллы тест с отметинами тоже проходят не так, как люди. Тем не менее, горилл легко смутить: зрительный контакт в обществе горилл чрезвычайно важен, так что после того, как они рассмотрели себя в зеркале, они, как правило, старались

уединиться и уже тогда стереть отметины, которые ранее видели в зеркале. Так что в настоящее время считается, что гориллы способны опознать себя в зеркале.

Возможно, дело в том, что тест с отметинами не эффективен для большинства видов животных, так что многие виды, пожалуй, обладают куда более развитым самосознанием, чем мы думаем. Зеркальный тест также способны пройти шимпанзе, орангутанги, бонобо, дельфины, касатки и европейские сороки.

6. Зеркала на Луне

Расстояние от нас до Луны составляет примерно 384 403 км, и мы смогли узнать его благодаря зеркалам. Расстояние от Луны до Земли постоянно изменяется из-за того, что Луна вращается вокруг нашей планеты по эллиптической орбите. Расстояние от ближайшей точки орбиты Луны до Земли, известной как перигей, – всего в 363 104 км, а в апогее, самой дальней точке, это расстояние равно 406 696 км.

Астронавты программы «Аполлон» установили на Луне уголковый отражатель, который и использовался для вычисления расстояния от Земли до Луны. Уголковые отражатели – это зеркала особого типа, отражающие лазерный луч обратно в том направлении, откуда он пришёл. Эти лазерные лучи направляются на Луну с помощью огромных телескопов на Земле, и их отражённый свет позволяет ученым вычислить расстояние до Луны с точностью до трёх сантиметров.

Уголковые отражатели также увеличили наши знания о Луне. Например, они предоставили информацию о лунной орбите, и теперь нам известно, что спутник каждый год отдаляется от Земли примерно на 3,8 см. Эти данные даже были использованы для проверки теории относительности Эйнштейна.

7. Зеркала могут отражать звук

Зеркала, отражающие звуковые волны, известны как акустические зеркала. Они применялись в Великобритании во время Второй Мировой войны для обнаружения определённых звуковых волн, поступающих от вражеской авиации. Это было ещё до появления радара.

Такие зеркала строились по всему побережью Великобритании, самые знаменитые из них до сих пор стоят в Денге, графство Кент. Просто так подойти к ним нельзя, доступ ограничен – увидеть зеркала можно только на специальной экскурсии.

Единственное в мире акустическое зеркало за пределами Великобритании расположено в Мактабе, Мальта. Это одно из самых больших подобных зеркал в мире – его диаметр около 61-го метра. На местном наречии зеркало также называют «Il widna», что в переводе означает «ухо». Местонахождение «Уха» не является секретом, но свободный доступ к нему закрыт.

8. Зеркала отражают материю

Удивительно, но существуют зеркала, которые могут отражать материю – в физике они известны как атомные зеркала. Атомное зеркало отражает атомы вещества так же, как обычное зеркало отражает свет. Чтобы отразить нейтральные атомы, используются электромагнитные поля, хотя в некоторых зеркалах используется обыкновенная кремниевая вода.

Отражение от атомного зеркала – это по существу квантовое отражение волн де Бройля. Оно работает для отражения нейтральных атомов, которые движутся медленно: такие атомы в основном отталкиваются от поверхности зеркала. Свойство может быть использовано для улавливания медленных атомов или фокусировки

атомного пучка. Лучше работают ребристые атомные зеркала благодаря большей длине волн вещества по сравнению с минутными фотонами света.

9. Правдивые зеркала

То, что зеркало показывает ваше лицо «перевёрнутым», – это миф: ваше отражение не перевёрнуто, то, что вы видите – это левая сторона вашего лица слева от зеркала и правая сторона справа; поэтому и создаётся иллюзия, что ваше отражение перевёрнуто.

Тем не менее, существует так называемое нереверсивное, или правдивое зеркало – оно позволяет человеку видеть себя в зеркале точно так, как его видят другие люди. В первую очередь такие зеркала используются для нанесения макияжа.

Правдивое зеркало легко создать в домашних условиях: просто поставьте два обычных зеркала перпендикулярно друг к другу и посмотрите на своё отражение от объединения: правдивое зеркало даст вам 3D-отражение, которое двигается точно так же, как вы, а не плоское, как в обычном зеркале.

10. Зеркала разделяют лучи света

Зеркала могут не только отражать свет, звук и материю – они также могут разделять лучи света. Зеркала используются во многих светоделителях и большинстве научных приспособлений, в том числе в телескопах. Стандартный светоделитель представляет собой куб, сделанный из двух стеклянных призм на одной основе. Когда лучи света попадают на светоделитель, половина из них продолжает двигаться по прежней траектории, а другая половина отражается под углом 90°.

Выводы

Отражение происходит из-за того, что зеркало и водная гладь очень ровные и почти не поглощают свет. На самом деле абсолютно все, что мы видим, – это отраженный от предметов свет. Когда мы видим наше отражение, мы видим свет, который сначала отразился от нашего тела, потом от зеркала и после этого попал к нам в глаза. Точно так же, когда мы видим перед собой футбольный мяч, мы видим всего лишь свет, который от него отразился. Причем чаще всего от предметов отражается не весь свет, а его часть. Когда свет от солнца падает на наш футбольный мяч, в нем содержатся лучи света всех возможных цветов, но во время отражения часть солнечных лучей может поглотиться поверхностью мяча. Так, если мяч желтый, это значит, что желтые лучи от него отразились, а все остальные – нет. Черный цвет мы видим, когда поглощаются все лучи, а белый, когда все лучи отражаются. От зеркала и от водной глади тоже отражаются почти все лучи солнца.

Но этого недостаточно. Когда лучи света падают на какую-то поверхность, все они идут стройными параллельными рядами. Но если поверхность неровная, то лучи света будут отражаться от нее в разные стороны в зависимости от той неровности, на которую они упали. Причем эти неровности могут быть очень маленькими, и этого будет достаточно, чтобы мы не увидели отражения. Снег, например, отражает все лучи, которые на него падают, но отражения мы в нем не увидим, потому что отраженные от него лучи рассеиваются в разные стороны. В отличие от снега, гладь воды, зеркало или любая другая отполированная поверхность очень ровные, поэтому от них свет отражается точно так же, как падает, и мы видим свое отражение.

Всем известный факт: зеркало – это дверь между мирами. Физическим миром и тонким. Имманентным и трансцендентным. Но почему? Как это работает?

Начнём с того, что зеркала являются отражающими поверхностями. Всё, что отражает свет, отражает и энергию. Но только в отличие от вогнутых зеркал, прямые энергию не концентрируют, и не рассеивают (как выпуклые). Казалось бы, зачем тогда нужны прямые зеркала, если они не концентрируют и не рассеивают энергию? А дело в том, что у них есть замечательное свойство – они не искажают (ни свет, ни энергию). Они отдают её именно в том виде, в котором получают. Посмотрите в прямое зеркало, и посмотрите в вогнутое, и сразу станет понятно о чём речь.

Далее: раз прямые зеркала обладают свойством не искажать энергию, значит они, таким образом, способны передавать её без искажений и таким образом сохранять (но не внутри себя, естественно, а сохранять продлевая). Сохранять продлевая – ключевое понятие. Некоторые придумывают, что зеркала, мол, являются аккумуляторами энергии. Конечно, логично так подумать, исходя из общей информации, но тем не менее, это не так. Они сохраняют, но не аккумулируют в себе. Они сохраняют за счёт продления «жизни» энергии.

Это можно сравнить со звуком – он угасает, проходя через пространство. Раньше, когда нужно было передать сообщение на большое расстояние, использовали, помимо прочего, метод «перекликивания». Человек, стоящий на башне, громко кричал послание; человек, стоящий на другой башне, услышав его, поворачивался в сторону к третьей башне и тоже громко кричал это же послание. Человек, стоящий на третьей башне, услышав его, поворачивался в сторону к четвёртой и снова выкрикивал послание. И так пока сообщение не доходило до адресата. На то время это был, между прочим, самый быстрый способ передачи сообщения (после телепатии, конечно). Ну так вот, в этой схеме «жизнь» угасающего звука каждый раз продлевалась за счёт повторения. Этим же свойством, только по отношению к энергии, как уже было сказано, обладают и зеркала. Та энергия, которая прошла через прямое зеркало, продлевает своё существование, как бы удваивает его. Ещё раз подчёркиваю – зеркало само по себе ничего не аккумулирует. Для аккумулирования как такового нужна некая питательная среда, своего рода губка. Зеркало – не губка, оно только отражает.

Впрочем, оговорюсь, чтобы быть до конца точным. Под зеркалом я здесь имею в виду только зеркальную поверхность, но не всю толщину зеркала. Обратная сторона зеркала всегда из чего-то сделана, а значит этот материал, как и любой другой, запоминает (и да – аккумулирует) энергию. Но не ту, которая попадает на зеркальную поверхность (её-то зеркало отталкивает), а ту, которая попадает именно на запоминающую обратную сторону. Например, если ваше зеркало «служит» вам давно и находится не прислонённым к стене, то так или иначе, на обратную сторону его тоже попадает ваша энергия, которая там сохраняется, как и в любом другом веществе. Да, и раз уж пошла речь: не забывайте, что разные вещества запоминают энергию по-разному: одни более охотно, другие менее.

Теперь, когда стало ясно, как это работает, вернёмся к нашему вопросу: так почему же зеркало является дверью между мирами? Первое, что здесь важно: оно отражает оба мира! И физический (ваше отражение в зеркале), и энергетический (то, о чём сказано выше).

Зеркало (кстати, как и огонь) видно одновременно в двух этих мирах. Вы видите своё зеркало (только его не отражающую поверхность) в своей комнате, и в этом же месте в тонком мире его видит, например, домовой. Таким образом, зеркало – это некий объект, за который можно зацепиться как отсюда, так и оттуда. Оно служит своего рода маяком. Но надо понимать, что два наших мира существуют одновременно и параллельно, в одном и том же месте пространства, а значит не может быть никакой двери в привычном понимании этого слова. Никакой двери, которая бы отделяла одно пространство от другого, так чтобы можно было из одного попасть в другое методом физического перемещения. Все эти байки про то как люди шагают в зеркала мешают понять истину. Но всё же зеркало – это дверь, только в другом смысле. Поскольку зеркало является маяком для двух одновременно и одноместно существующих, но не касающихся друг-друга миров, то оно как раз и является одной из тех точек, где они всё-таки касаются. Так что слово «параллельные» применительно к этим мирам тоже не вполне корректное. Вот почему зеркало – дверь между мирами. Если вы коснётесь зеркальной поверхности, а в этот же момент в этом же месте её же коснётся существо из тонкого мира, то вы друг-друга почувствуете. Или если вы сядете напротив зеркала, и существо тоже сядет напротив того же зеркала, то вы сможете передавать друг-другу энергию (образы, информацию и т.д.). Вот в этом заключается «дверь». Это способ общаться.

К другим аспектам. Почему говорят, что нельзя долго смотреться в зеркало? Мол, можно быстро состариться, получить демона или ещё что. Казалось бы, если зеркало продлевает жизнь энергии путём репликации, то почему это опасно или плохо? Дело в том, что зеркало создаёт новую копию и нисколько не заботится об оригинале. Вспомните пример с глашатаями на башнях – им ведь всё равно, что предыдущий звук угаснет, главное, чтобы последующий жил. С зеркалом примерно так же: копия энергии вашего лица создаётся из энергии вашего лица! Копия, отражаясь от зеркала, возвращается обратно к вам и как бы «умывает» вас. Умывает вас вашей же энергией, поэтому вы ничего не чувствуете. Зато попробуйте встать перед зеркалом вдвоём с кем-то (не важно перед ним или за) – вы тут же почувствуете, как вас умывает энергия его лица (если вы достаточно чувствительны, конечно). Ну так вот, зеркало создаёт копию вашей энергии, питаясь от неё же. Теперь понятно? Чем дольше вы будете смотреться в зеркало, тем больше энергии оно у вас заберёт. Предвижу ваш вопрос: а что, разве отражённая энергия к нам обратно не возвращается? Возвращается, но лишь частично. Потери неизбежны. Эти потери возникают в двух случаях:

Изменение угла наклона (вспомните физику, раздел про оптику) приводит к тому, что часть энергии возвращается не прямо на вас, а чуть в сторону – и уходит.

Нет на свете идеального зеркала. Любое, даже самое хорошее и гладкое зеркало содержит в себе микроискажения, я уже не говорю о царапинах и отпечатках пальцев. В результате, возвращённая энергия уже не абсолютно та же, что шла от вас. Вы это чувствуете и подсознательно «закрываете» для неё вход обратно (мол, «Не я это, не узнаю, вдруг шпион, вдруг энергетический вирус»). Таким образом, часть возвращённой энергии не проходит обратно в вас потому что вы её не пускаете. Ваше подсознание работает как фильтр. Тут, кстати говоря, есть ещё один нюанс. Фильтры бывают разные: чем сильнее вы себя уважаете и любите, тем жёстче ваш «брандмауэр», т.е. меньше ячейки фильтра. У человека, который себя очень сильно любит, фильтр очень суровый – а значит лишь небольшая часть возвращённой от зеркала энергии пропускается обратно, как следствие – он быстрее устаёт и скорее старится.

Как видите, всё просто, когда знаешь как устроен мир. И не надо ничего придумывать.

Насчёт демона – это если фильтр сломан, ячейки неоправданно крупные, или человек не любит себя, не научился ещё себя уважать (есть и такие). Вот в таких случаях в человека может проникнуть какая-нибудь бесятина. Но среди эзотериков таких нет, а вот начинающим надо быть осторожнее.

Ещё один интересный аспект – почему надо завешивать зеркала, если в доме покойник. Давайте разбираться. Покойник (до девятого дня) – это душа, которая с одной стороны уже «там», но с другой стороны, слишком привыкла к этому миру, чтобы сразу его покинуть. Как следствие, душа стремится вернуться. Она ходит по дому и запоминает расположение зеркал, чтобы в дальнейшем использовать их как маяки для возврата. Вроде, благородная цель. Ничего плохого душа родственникам не желает, просто хочет вернуться. Но вот для живых это выглядит совсем иначе. Во-первых, покойник, увидев тонкий мир и узнав как надо жить, начинает учить живых – многим это не нравится. Во-вторых, он стремится влиять на ситуации, так же как он это делал при жизни. В-третьих, он стремиться почаще напомнить о себе, что может лишний раз травмировать смертных, да и просто надоедать. В-четвёртых, он может начать приводить с собой «друзей» из тонкого мира, у которых уже, в отличие от него, намерения могут быть и плохими. И наконец, в-пятых, если при жизни он не очень ладил с родственниками и был злым человеком, то он и сам может пожелать отомстить, или даже утянуть кого-то с собой. Кстати, утянуть с собой он может пожелать не только со зла, но из сильной любви. Вот, все эти «прелести» никого особо не радуют, поэтому люди стараются завешивать зеркала (чтоб не было излишних, негативных контактов с тонким миром), стараются по той же причине прятать в чулан вещи покойного, закрывать на ключ его комнату, класть лицевой стороной на стол его фотографии – всё чтобы ограничить количество возможных точек соприкосновения двух миров.

В вопросах внешнего вида мы ориентируемся, прежде всего, на наше отражение в зеркале. Однако оно не только не может передать всю правду, но и может нас обмануть.

Чтобы прояснить вопрос правдивости зеркал, нужно вспомнить уроки истории, физики и анатомии. Отражающий эффект современных зеркал базируется на свойствах стекла, покрытого специальным слоем металла. В древности, когда способ получения стекла еще не был открыт, в качестве зеркала использовали пластины драгоценных металлов, чаще всего круглой формы.

Для увеличения светоотражающей способности металлические диски подвергались дополнительной обработке – шлифовке.
Стеклянные зеркала появились лишь в XIII веке, их научились делать римляне, разбивая на куски сосуды с застывшим слоем олова внутри. Листовые зеркала на основе сплава олова и ртути стали изготавливать на 300 лет позднее.

Светоотражающую часть зеркала многие по старинке называют амальгамой, хотя в современном производстве используется алюминий или серебро (толщиной 0,15–0,3 мкм), покрытые несколькими защитными слоями.

Как выбрать «правдивое» зеркало?

Отражающие свойства современных зеркал зависят не только от вида амальгамы, но и от ровности поверхности и «чистоты» (прозрачности) стекла. Лучи света чувствительны даже к таким неровностям, которые не видны человеческому глазу.

Любые дефекты стекла, возникающие в процессе его изготовления, и структура отражающего слоя (волнистость, пористость и прочие дефекты) влияют на «правдивость» будущего зеркала.

Степень допустимого искажения отображает маркировка зеркал, она делится на 9 классов – от М0 до М8. Количество пороков зеркального покрытия зависит от метода изготовления зеркала.
Наиболее точные зеркала – класса М0 и М1 производят методом Флоат. Горячую стекломассу выливают на поверхность раскаленного металла, где она равномерно распределяется и охлаждается. Такой способ отливки позволяет получить максимально тонкое и ровное стекло.

Классы М2-М4 изготовливают по менее совершенной методике – Фурко. Горячую ленту стекла вытягивают из печи, пропуская между валиками, и охлаждают. В этом случае конечный продукт имеет поверхность с утолщениями, которые являются причиной искажения отражения.
Идеальное зеркало М0 встречается редко, обычно в продаже самое «правдивое» – М1. Маркировка М4 говорит о незначительном искривлении, покупать зеркала последующих классов можно разве что для оборудования комнаты смеха.

Специалисты считают наиболее точными зеркала с серебряным покрытием, произведенные в России. У серебра более высокий коэффициент отражения, а отечественные производители не используют маркировку выше М1. А вот в изделиях китайского производства мы покупаем зеркала М4, которые не могут быть точными по определению. Нельзя забывать про свет – наиболее реалистичное отражение обеспечивает яркое равномерное освещение объекта.

Отражение как проекция

Все в детстве посещали так называемую комнату смеха или смотрели сказку про Королевство кривых зеркал, поэтому никому не нужно объяснять, как меняется отражение на выпуклой или вогнутой поверхности.

Эффект кривизны присутствует и в ровных, но очень больших зеркалах (со стороной ≥1 м). Это объясняется тем, что их поверхность деформируется под собственным весом, поэтому большие зеркала делают из листов толщиной не менее 8 мм.

Но идеальное качество зеркала не является залогом его «правдивости» для отдельного индивида. Дело в том, что, даже имея безупречно ровное зеркало, которое очень точно отображает внешние объекты, человек воспримет отражение с дефектами, обусловленными его индивидуальными особенностями.

То, что мы привыкли считать своим отражением, в действительности не является им – это всего лишь зрительная проекция, которая проявляется в подкорке головного мозга, благодаря работе сложной системы восприятия человека.
На самом деле восприятие во многом зависит от функции органов зрения (глаз человека, который смотрится в зеркало) и работы мозга, трансформирующего поступающие сигналы в образ. Как иначе можно объяснить визуальную зависимость искажения отражения от формы зеркала?! Ведь всем известно, что вытянутые (прямоугольные и овальные) зеркала стройнят, а квадратные и круглые зрительно полнят. Так работает психология восприятия человеческого мозга, который анализирует поступающую информацию, привязывая ее к знакомым предметам и формам.

Зеркало и фото – что правдивее?

Известен еще один странный факт: многие люди подмечают разительные отличия между своим отражением в зеркале и собственным изображением, которое они видят на фото. Особенно это волнует представительниц прекрасного пола, желающих по старой русской традиции знать лишь одно: «я ль на свете всех прекрасней?».

Явление, когда человек не узнает себя на фотографии, довольно распространено, ведь в своем внутреннем мире он или она видят себя иначе – и во многом благодаря зеркалу. Этот парадокс послужил причиной сотен научных исследований. Если все ученые выводы перевести на простой язык, то подобные различия объясняются особенностями оптического устройства двух систем – объектива фотоаппарата и органов зрения человека.

  1. Принцип действия рецепторов глазного яблока совсем не такой, как у стеклянной оптики: линза фотоаппарата отличается от строения хрусталика глаза, а еще он может быть деформирован вследствие усталости глаза, возрастных изменений и пр.
  2. На реальность изображения влияет количество точек восприятия объекта и их расположение. В фотоаппарате только одна линза, поэтому изображение получается плоским. Органы зрения у человека и доли мозга, фиксирующие изображение, – парные, поэтому мы воспринимаем отражение в зеркале объемным (трехмерным).
  3. Достоверность фиксации образа зависит от освещения. Фотографы часто используют эту особенность, создавая на фото интересный образ, разительно отличающийся от реальной модели. Рассматривая себя в зеркале, люди обычно не меняют освещение так, как это делает вспышка фотоаппарата или софиты.
  4. Еще один немаловажный аспект – расстояние. Смотреться в зеркало люди привыкли вблизи, тогда как фотографируются чаще издалека.
  5. Кроме того, время, необходимое фотоаппарату для снимка ничтожно мало, в фотографии даже существует специальный термин – выдержка. Фотообъектив выхватывает долю секунды, запечатлевая порой неуловимое для глаз выражение лица.

Как видите, каждая система имеет свои особенности, влияющие на искажение изображения. Учитывая эти нюансы, можно сказать, что фото точнее фиксирует наш образ, но только на мгновение. Человеческий же мозг воспринимает изображение в более широком спектре. И дело не только в объеме, а еще и в невербальных сигналах, которые люди посылают постоянно. Поэтому с точки зрения восприятия нас окружающими людьми, отражение в зеркале более правдиво.