Понятие инновационных технологий в образовании. Инновационные образовательные технологии. Проектная и исследовательская деятельность

УДК 37.0 ББК 74 Б- 51

Берсирова Сафиет Довлетбиевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков факультета информационных систем в экономике и юриспруденции Майкопского государственного технологического университета, тел.: 89184268382.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

(рецензирована)

В статье речь идёт об инновационных технологиях в системе образования. Уточняется место инноваций в образовательном процессе, дано авторское определение инновационных технологий.

Ключевые слова: инновации, технологии обучения, образовательный процесс, информационные коммуникативные технологии, совершенствование образовательного процесса.

Bersirova Safiet Davletbievna, senior assistant of the department of foreign languages at the faculty of information systems in economics andjurisprudence, Maikop State Technological University, Tel.: 89184268382.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATION

In the article it is spoken about innovative technologies in the education system. The role of innovations in the educational process is specified, and the author"s definition of innovative technologies is given.

Keywords: innovations, technologies of training, educational process, information communicative technologies, improvement of educational process.

Атрибутом современного общества являются динамизм и модернизация, поэтому для стабильного развития необходимы инновации во всех сферах. Это касается производства, экономики и т. д. Ещё Конфуцием была доказана фундаментальная роль образования в процессе эволюции общества . Инновации в образовании должны явиться основой модернизации российского общества. Современные тенденции развития и Болонский процесс ориентируют на ведущую роль информационных технологий в системе образования. Представляются имеющими почву прогнозы института Карнеги о крупной технологической революции в высшем образовании в связи с развитием электроники и информационных коммуникативных систем.

Осмысление общественных процессов позволяет сделать вывод о том, что модернизации общества будет способствовать инновация культуры, науки и образования. Выдвижением в центр всех научных областей человеческого фактора обусловлено требование модернизации образовательной системы, объектом которой является личность. Инновации требуются там, где существующие традиции больше не отвечают запросам общества. Относительно процесса образования речь идёт о смещении акцентов со знаниецентрированности на личностную. По причине конкурентоспособности знаний на современном этапе компетентность в приобретении новых знаний становится стратегической задачей обучения. А её формирование возможно при модернизации технологий обучения.

Характерное традиционной системе субординированное положение обучаемого по отношению к обучающему в условиях современности больше не функционирует. Если в традиционной технологии преподаватель был наделён единственной информирующей функцией, то в настоящее время повышается статус обучаемого до равноправных отношений с преподавателем. Причина в появлении множества конкурентов: СМИ и

других носителей информации. Задача состоит в совместном поиске и производстве новых знаний. Оба субъекта образовательного процесса являются партнёрами в рефлексивном добывании знаний.

Накопленный прошлый опыт не представляет больше жизненно важной ценности, компетентностью характеристики, навыки самостоятельного принятия решений в непредвиденных ситуациях имеют большую аксиологическую сущность.

В современной образовательной системе у преподавателя роль больше консультирующая, чем обучающая. Он знает способы поиска и добывания новых знаний, а новое - предмет совместного поиска преподавателя и студента.

Целью статьи является уточнение понятия инновационных технологий и осмысление их места в современном образовательном процессе, наметить задачи в этом направлении.

Термин технология обучения появился в нашей стране в 60гг. Затем он был упразднён и лишь в современном модернизирующемся обществе он вновь приобрёл актуальность в связи с инновациями.

Существует множество определений инноваций и инновационных технологий.

Инновация (от латлп -в, поуш- новый) означает нововведение или новшество.

«Технология обучения - это область знания, связанная с закономерностями построения, реализации и оценки всего учебного процесса с учётом целей обучения. Её основу составляют результаты исследований процессов обучения людей с использованием как человеческих, так и материальных ресурсов. Цель технологии обучения - обеспечить рост эффективности процесса обучения» .

«Технологию обучения следует понимать как составную часть постоянной и комплексной деятельности, целью которой является повышение эффективности совместной деятельности студентов и преподавателей, в которой важное место принадлежит техническим средствам, т.е. технология не сводится к нескольким механическим аксессуарам, она воплощает в себе рациональную концепцию построения системы обучения, в основе которой лежат современные средства передачи информации...» .

«Область знаний, связанная с определением системы предписаний, обеспечивающих оптимизацию обучения» .

«Область научного знания, цель которого практическое изучение возможностей достижения максимальной эффективности на пути правильного учёта и подбора всех возможных факторов, влияющих на его протекание. достижение максимальной эффективности предполагает использование достижений современной технической мысли, теории и информации и гуманитарных наук».

Американскими учёными было дано следующее определение технологий обучения: «Средства, созданные в ходе революционного преобразования средств коммуникации, которые могут быть полезными для учебного процесса наряду с такими традиционными средствами обучения какими являются ученик или классная доска».

На основе выше приведённых определений можно сделать заключение о том, что:

1. инновационные технологии должны совершенствовать образовательный

2. они должны учитывать изменившуюся образовательную среду, в которой

значительное место занимают технические средства.

3. в инновационных технологиях должны использоваться достижения всех

научных областей

4. инновационные технологии включают технику совместного поиска новых знаний преподавателем и обучаемым

5. в инновационных технологиях следует уточнить соотношение триады: преподаватель - студент - икт.

Резюмируя вышеизложенное, иннновационные технологии можно определить как область научного знания и педагогической практики, изучающая и практикующая новые методы совершенствования образовательного процесса с использованием информационных коммуникативных технологий, определяющим направлением которых является учёт центрального положения обучаемого на основе педагогики сотрудничества, регулирующие соотношение триады: преподаватель - студент - икт.

Первая концепция инновационных технологий предполагает насыщение образовательных учреждений современными техническими средствами и сетью компьютерных систем. Но практика показывает, что простое наличие икт не обеспечивает совершенствования и эффективного развития образовательного процесса. Человеческий фактор и здесь превалирует. Нужны люди, умеющие управлять системами. В основу инновационных технологий в образовании должен быть положен человеческий фактор как ресурс экономического роста. Развитие адаптационных качеств личности в условиях поликультурного общества становится стратегической задачей образования. Экономические рычаги больше не являются определяющим фактором. Более тонкий фактор - человек становится мерилом инноваций и модернизации общества. Изменившийся контекст современного образования заключается в том, что оно функционирут в условиях поликультурного окружения. Исходя из этого, инновационные тенденции направлены на культурное наполнение современного образования, поэтому социокультурная направленность инноваций является одной из существенных требований инновационного развития. Поскольку человек - существо

диалогическое(homo dialogis), то инновационные технологии должны регулировать диалог в системе образования .

Современное общество маркируется обилием информации, а она в отличие от знаний, которыми может обладать отдельный человек, единица делимая (Роберт Киосаки). Благодаря икт, увеличивается плотность и география общения. Исходя из этого, коммуникативная компетентность в современных условиях имеет аксиологическую сущность.

Курс на инновационное развитие системы образования должен стимулировать креативность и творчество участников образовательного процесса, способствовать изменению отношений: преподаватель - обучаемый. Актуализация имеющегося знания больше не представляет общественной ценности (применение на производстве полученных знаний), более ценно дополнение имеющихся комплексов (Komplexergänzung) . Здесь следует использовать известные методы решения применительно к новым условиям.

Задача ВУЗа, сформулированная ещё Гумбольдтом, подвести под одну крышу образовательный и научный процесс, осуществима в современных условиях только при инновационном развитии, когда преподаватель и студент ведут совместный научный поиск.

Трудности внедрения инноваций

Как считает М. Карпенко, обеспечение доступа всех к информационным технологиям позволит модернизировать современное образование. Хотя реализация на практике инновационных технологий предполагает заполнение учебных заведений техническими средствами, оно бесполезно без соответствующей квалификации преподавателя . Из этого следует, что оснащение учебных заведений компьютерами и подключение к сети Интернет, в направлении которого правительством предприняты реальные шаги, хотя являются основой модернизации, не полностью решают задачу обновления и модернизации в системе образования.

Технология инноваций:

1. копирование зарубежного опыта и его экстраполяция на российскую образовательную среду,

2. перенос образовательных систем прошлого на современную среду.

3. создание совершенно нового на основе изменившегося окружения.

Трудность оценки инноваций заключается в чрезмерной отдалённости ожидаемого эффекта, нужны долгосрочные наблюдения для выявления реального эффекта.

Достаточно дискуссионным является вопрос о критериях оценки инновационных технологий в образовании. Инновационные технологии - продукт научных поисков. Критерием оценки экономических инноваций является прибыль, а педагогические инновационные технологии должны «улучшать качество жизни» . Краткосрочные наблюдения, экспертные оценки и тесты не позволяют достоверно судить об эффектах от внедрения инноваций.

При наличии соответствующих критериев, открытости образовательной системы инновациям внедрение инновационных технологий в образовательную среду обеспечит своеобразный мост между личностью и изменяющимися условиями окружения, в котором определяющим являются информационные коммуникативные технологии.

Согласно синергетической парадигме образование - система открытая, в которой инновации дополняют существующую традиционную систему. Образование, являясь синтезом практики когнитивного принятия модернизированных технологий и реализации традиционной модели, инновационным ещё не является . Причина в том, что в кризисные периоды ищут убежища в традициях .

Образование должно формировать открытость всему новому, способность к творчеству и научному производству в связи с динамичностью современного общества и стремительным переменам в нём. Готовность к обучению в течение всей жизни обеспечит адаптацию личности к непредвиденным ситуациям.

Императив инновационных технологий с акцентом на изменившийся статус субъекта образования должен обеспечить модернизацию общества в целом. Система образования должна стать открытой для инноваций, т.к они лежат в основе рождения новых знаний, которые являются источником модернизации и обновления общества.

Анализ современного состояния образования позволяет наметить задачи на перспективное развитие. Следует

Интенсивно внедрять результаты педагогических исследований в образовательную практику,

От когнитивной практики перейти к поведенческой модели модернизации

отношений: преподаватель-студент, студент- студент на основе социокультурной

компетентности,

Определить место икт в системе диалоговых отношений.

На основе инновационного развития образование сможет дать «опережающий ответ на стратегические требования времени».

Литература:

1. Мыслители образования / под ред. Заглул Морси. Перспективы. 1993.

2. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М.: Высшая школа, 1986. 133с.

3. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994. С. 51-226.

4. Карпенко М. Новая парадигма образования. XXI века // Высш. образование в России. 2007. № 4. С. 93-98.

5. Сумнительный К. Е. Инновации в образовании: вымысел ирреальность. 2007. 32с.

6. Ахметова Д., Гурье Л. Преподаватель ВУЗа и инновационные технологии // Высш. образование в России. 2001. № 4. С. 138-145.

7. Абасов З. Инновации в образовании и синергетика // Alma-mater. 2007. № 4. С. 3-7.

1

В статье рассматриваются инновационные образовательные технологии, в основе которых лежат активные методы обучения, которые помогают формировать творческий подход у студентов к пониманию профессиональной деятельности, развивают у них самостоятельность мышления, умения принимать оптимальные решения в условиях определенной ситуации. Рассматривается возможность использования инновационных технологий на примере организации самостоятельной работы студентов вузов. Самостоятельная работа – это сотворчество всех субъектов образовательного процесса – студента, преподавателя и студентов между собой и должна способствовать развитию образовательной траектории студента. В связи с этим выделены совокупность условий, обеспечивающих успешное выполнение самостоятельной работы студентов. Показаны технологии организации самостоятельной работы студентов: рейтинговая система обучения студентов, кейс-технологии, проектное обучение. Особое место в подготовке студента к практикоориентированной профессиональной деятельности занимает их самостоятельная работа с применением разнообразных инновационных методов.

педагогическая инновация

инновационные образовательные технологии

самостоятельная работа студентов вуза

кейс-технологии

проектное обучение.

1. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. – М.: ИЦПКПС, 2004. – 84 с.

2. Загвязинский В.И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования // Вестник высшей школы. – 2004. – № 9. – С. 21-25.

3. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Ч.2. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. – 185 с.

4. Петухова Т.П. Конструирование компетентностно-ориентированной асинхронной самостоятельной работы студентов // Высшее образование сегодня. – 2011. – № 6. – С. 6–10.

5. Плотникова Е.Б. Педагогические технологии развития интеллектуальной культуры студентов-гуманитариев // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 3. – С. 108-110.

6. Романов П.Ю. Технология воспитания педагога-исследователя в системе непрерывного образования // Научные труды МПГУ. Серия: Естественные науки. – 2001. – С. 290-294.

7. Сайгушев Н.Я. Рефлексивное управление процессом профессионального становления будущего учителя: дис. … д-ра пед. наук. – Магнитогорск, 2002. – 408с.

Современная система высшего профессионального образования - это результат заметных перемен, происшедших за последние годы. Она проходит этап модернизации: обновляется содержание, внедряются новые образовательные технологии. Рыночная экономика предъявляет все новые и новые требования к выпускникам вузов. Современный работодатель нуждается не просто в молодом специалисте, а в профессионале, обладающем специальными познаниями в области избранной профессиональной деятельности. К сожалению, в настоящее время существует значительное расхождение между направленностью профессиональной подготовки и содержанием будущей деятельности выпускника вуза.

В соответствии с этим одним из актуальных направлений деятельности вузов становится осуществление инновационного подхода к организации образовательного процесса.

Инновации, инновационное образование, инновационные технологии, инновационная деятельность становится предметом активного обсуждения в педагогической науке. Анализ научной литературы свидетельствует, что в самом общем смысле инновация - это конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствован-ного технологического процесса. Под инновацией понимают не просто создание, распространение новшеств, а изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. Педагогическая инновация - нововве-дение в педагогическую деятельность, изменение в со-держании и технологии обучения и воспитания, имею-щие целью повышение их эффективности.

В современной литературе, посвященной инновационному образованию, отмечается сложность и многоаспектность данного феномена. Показателями инновационного образования являются: обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития студента; создание условий для овладения им навыками научного стиля мышления; научение методологии нововведений в социально-экономической и профессиональной сферах.

В ряду характерных свойств инновационного образования выступает профессионализм . Понятие профессионализма становится интегральным качеством выпускника и под профессионализмом понимают: определенный уровень мастерства решения профессиональных задач; способность в рамках своей профессии к надежной, безотказной деятельности; творчество в нестандартных ситуациях, поиск эффективных решений; высокий интеллектуально-личностный уровень развития; наличие ключевых квалификаций и компетенций.

Инновационная деятельность педагога понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.

Инновационная образовательная технология - образовательная технология, базирующаяся на использовании инновационных методов образования. В педагогической науке условно выделяется три типа инновационных образовательных технологий: радикальная, подразумевающая перестройку процесса обучения или его значительной части, комбинированная, соединяющая ряд известных элементов, технологий или методов, а также модифицирующая, призванная улучшить классические методики без их существенного изменения. Если проанализировать их содержательную сторону, мы может утверждать, что в основе данных технологий лежат активные методы обучения, которые помогают формировать творческий подход у студентов к пониманию профессиональной деятельности, развивать у них самостоятельность мышления, умения принимать оптимальные решения в условиях определенной ситуации.

В теории и практике современного высшего образования представлены такие технологии, как разработка и использование лекционных мультимедийных средств, электронных и обучающих средств; использование специализированных программ, компьютерное тестирование, использование ресурсов Интернет, деловые и ролевые игры, проблемные, исследовательские методы, кейс-метод, учебные и личностные тренинги, модульно-рейтинговые технологии организации учебного процесса, метод проектов.

Продуктивно используется при помощи новых технологий потенциал проблемного обучения, проектных методов, обучающих диалогов, исследовательских методик и разработки студентами эссе, имитационных игр, информационного поиска и других подходов.

Рассмотрим возможности использования инновационных технологий на примере организации самостоятельной работы студентов вузов.

Существующая образовательная среда в вузе недостаточно активизирует и использует внутренние ресурсы субъектов образовательной деятельности, их творческий потенциал.

Самостоятельная работа - это сотворчество всех субъектов образовательного процесса - студента, преподавателя и студентов между собой. Самостоятельная работа должна быть ориентирована на студента, способствовать развитию его собственной образовательной траектории. В связи с этим появляется проблема ее асинхронной организации в условиях уровневой системы высшего профессионального образования.

Выполнение самостоятельной работы в индивидуальном режиме и темпе в современной научной литературе получила название асинхронной самостоятельной работы . Содержательная сторона асинхронной самостоятельной работы студента характеризуется следующими особенностями:

Устойчивой внутренней мотивацией учения;

Компетентностно-ориентированным характером индивидуального самообразовательного маршрута;

Активизацией субъектной позиции образовательного выбора;

Продуктивной поисково-познавательной деятельностью студента;

Самостоятельностью принятия решений;

Самоорганизацией деятельности в пространстве и времени университетского образования;

Полисубъектным характером образовательного взаимодействия;

Студентоцентрируемостью.

Самостоятельная работа носит деятельностный характер.

В связи с этим можно выделить совокупность условий, обеспечивающих успешное выполнение самостоятельной работы студентов:

  1. Мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует).
  2. Четкая постановка познавательных задач.
  3. Алгоритм, метод выполнения работы, знание студентами способов ее выполнения.
  4. Четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления.
  5. Определение видов консультационной помощи (консультации - установочные, тематические, проблемные).
  6. Критерии оценки, отчетности и т. д.
  7. Виды и формы контроля (практикум, контрольные работы, тесты. семинар и т. д.).

С целью уровневого развития компетентности студентов при организации самостоятельной работы необходимо учитывать следующие уровни сложности задач и заданий:

Репродуктивный (типовые задания исполнительского характера) направлен на закрепление и практическое применение базовых понятий, фактов, операций, алгоритмов, изученных в рамках конкретной темы;

Реконструктивный с элементами эвристики (комплексные, достаточно формализованные задания) направлен на анализ задания, его декомпозицию, актуализацию необходимых знаний, умений, алгоритмов, изученных в рамках нескольких тем, и системное их применение в новой ситуации;

Творческий (межпредметные проекты) направлен на нахождение новых идей, самостоятельное освоение новой профессионально-ориентированной технологии, характеризуется актуализацией методологических знаний, проектированием своей самостоятельной деятельности, готовит студентов к принятию стратегических решений.

Сущностной характеристикой самостоятельной работы является субъектная позиция обучаемого.

В соответствии с этим следует предъявлять следующие требования к содержанию и форме заданий по самостоятельной работе студентов:

Задания направлены на формирование компетенций и иметь проблемный характер;

Задания дифференцированного и вариативного характера;

Задания по выбору студентов;

Задания с интегративной основой (внутрипредметного и межпредметного содержания), необходимой для интеграции отдельных компонентов компетенций в опыт и формирование широких общих и предметных компетенций.

В современной теории и практике высшего образования ведется инновационный поиск технологий организации самостоятельной работы студентов. В качестве одной их таких технологий рассматривается рейтинговая система обучения студентов.

В практику входят инновационные средства организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов с использованием кейс-технологий. Название данных технологий происходит от английского слова «case» - папка, чемодан, портфель, также «case» можно перевести и как «случай, ситуация». Процесс обучения с использованием кейс-технологий представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе в целом адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения. Сущность кейс-технологий состоит в том, что учебный материал подается студентам в виде профессиональных проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.

Наиболее распространёнными методами кейс-технологий являются ситуационный анализ и его разновидности: анализ конкретных ситуаций; ситуационные задачи и упражнения; case-study или метод учебных конкретных ситуаций.

Особое место в профессионально-творческом саморазвитии студентовзанимает технология проектного обучения . В ходе реализации данной технологии сту-денты совместно с преподавателем проектируют какую-либо профессио-нально опосредованную проблемно-смысловую ситуацию, связанную с со-держанием изучаемого предмета или будущей деятельностью, а затем само-стоятельно разрешают заложенные в ней противоречия. Важным достоинст-вом данной технологии является ее направленность на формирование ценно-стно-смыслового мышления студента, его способности находить ответы на важные профессионально-смысловые вопросы нравственного, эти-ческого, эстетического характера.

Все типы проектов (учебный, учебно-исследовательский, научно-ис-следовательский) нацелены на развитие личностных качеств у студентов, фор-мирование опыта творческой деятельности, осмысление различных профес-сионально-педагогических, мировоззренческих, морально-этических и дру-гих важных проблем. Специфика проектного обучения заключается в том, что образовательный процесс организуется в логике деятельности, имеющей личностный смысл для студента. Технология проектного обучения имеет развивающую целевую установку, проектирует содержание образования изоморфно будущей профессиональной деятельности, строится на субъект-субъектном взаимодействии участников образовательного процесса, представляет учебный материал в виде системы познавательных и практиче-ских задач, мотивационно обеспечивает профессионально-педагогическую подготовку, основываясь на субъективном опыте будущих специалистов.

Таким образом, в условиях реформирования высшего профессионального образования процесс подготовки будущего педагога должен быть интегрирован как некоторая стратегия, которая реализуется на основе ряда принципов: фундаментализация педагогического образования; открытость, вариантность, динамичность изменений в содержании, формах и методах подготовки будущего преподавателя; ориентация на творческую деятельность; сотрудничество и сотворчество в совместной деятельности студента и преподавателя. Основой этой стратегии выступает более широкое применение инновационных технологий в сочетании с традиционными. Особое место в подготовке студента к практикоориентированной профессиональной деятельности занимает их самостоятельная работа с применением разнообразных инновационных методов.

Библиографическая ссылка

Сайгушев Н.Я., Романов П.Ю., Веденеева О.А., Тураев Р.Р., Мелехова Ю.Б. ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25294 (дата обращения: 19.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Одним из главных приоритетов и ценностей в нашей стране всегда считалось получение качественного образования. В настоящее время наблюдается широкий потенциал человеческих возможностей и желаний. Так, образование не стоит на месте, а модернизирует свои достижения, ориентируясь на личностный подход в процессе учебной деятельности. Инновационные технологии в образовании становятся вполне обыденной частью учебного процесса.

В образовании инновационные технологии – это новые способы и методы взаимодействия педагогов и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

Сейчас у многих на слуху такие понятия, как «интерактивные технологии и методы », «инновации », «мультимедийные учебные материалы » и многие другие. Слова на первый взгляд сложные и неизведанные, но с другой стороны имеют похожий смысл. А дело все в том, что современная школа на данном этапе образования должна отвечать определенным требованиям. Это в основном касается оснащенности в учебных кабинетах компьютерами, проекторами, то есть информационными ресурсами.

В школьном образовании существует различные педагогические инновации, и каждое учреждение использует свои наиболее «прижившиеся» или традиционные инновационные технологии в образовании - примеры приведены ниже.

Инновационные педагогические технологии: примеры

Но не только внедрение информационно-коммуникационных технологий определяет продвижение образовательного процесса. Данные технологии обуславливают также продуктивную работу и успех в производственной деятельности.

Положительные стороны инновационных технологий в образовательном процессе

Инновационные процессы в образовании имеют свои плюсы:

  • Во-первых , пробуждают мотивацию у учащихся к познавательной деятельности , особенно по проектированию.
  • Во-вторых , отмечается, что использование такого обучения создает более комфортный психологический климат для ученика, в частности снимает напряжение при общении с учителем .
  • В-третьих , для ребенка открыто творческое пространство, благодаря которому увеличивается число качественных и интересных работ.
  • В-четвертых , информатизация стимулирует не только учащихся, но и привлекает педагогов в большей степени из-за повышения производительности его труда и культуры.

Инновационная деятельность педагога

На плечи учителя, а особенно классного руководителя , возложено большое количество учебно-воспитательной работы. Инновационная деятельность учителя позволяет вести воспитательный процесс более качественно и разносторонне.

Неоценимую помощь оказывают технологии при документационной работе, подготовке уроков-презентаций , при организации родительских собраний и сотрудничестве с семьей, занимает особое место, так как наградной материал (дипломы победителей, грамоты и другое) является результатом эффективной работы. С этой целью в учреждениях ведется мониторинг по диагностике и внесение в общий план работы корректировок, важных для качественного усвоения учениками учебной программы.

Для учащихся педагоги организуют индивидуальные занятия по раннему обучению иностранному языку , вводится предпрофильная подготовка для выпускников.

Став многочисленными, инновационные технологии обучения позволяют руководителю учреждения иметь возможность выбора. Теперь директор сам вправе решать, проведя общий анализ и оценку, какая инновационная технология поможет учреждению достичь плодотворной и успешной работы в педагогической деятельности.

Таким образом, складывается целая система научного поиска, передача опыта учителей и даже целых педагогических коллективов, которые способствуют тому, что инновационная деятельность в образовании распространяется и расширяется.

Инновации в школьном образовании - видео

Современное образование требует решения различных задач и проблем современности, в первую очередь, проблем социализации и адаптации учащихся. Какими будут наши выпускники, зависит от всей системы организации образовательного процесса. Сейчас определен результат обучения ребенка в школе – формирование ключевых компетенций. Сформировать их силами только традиционной методики невозможно и нерационально. На помощь учителюприходят инновационные технологии.

Инновационными технологиями называют педагогические технологии, ставшие популярными в последнее время:

- ИКТ или ММ – технологии,

- ТРИЗ,

- интерактивные технологии,

- проектная технология, метод проектов

- исследовательская технология или технология проведения учебных исследований,

- АМО и технология модерации,

- здоровьесберегающие технологии,

- и т.д.

Инновационные технологии – это педагогические технологии нового поколения.

В чем собственно их новизна или инновационность?

Они представляют собой педагогическую технологию, которая содержит определенный набор методов и этапы реализации.

Это мы все «проходили», тут все мы знаем. Но...

Во – первых, в отличие от традиционной технологии инновационные ориентированы на РЕЗУЛЬТАТ, а не на процесс. Главное в данных технологиях - достижение определенного (конечно, ИННОВАЦИОННОГО, то есть нового по сравнению с традиционным результатом) результата.

Во– вторых , целью реализации инновационных технологий является не накопление учеником ЗУНов, а умение применить полученные ЗУНКи в практической деятельности (то есть цель не знания, а умение использовать их для себя!!! Как говорил кот Матроскин в известном мультфильме « труд на мою пользу…»).

В- третьих , отличие инновационных технологий состоит в способе получения знаний в образовательном процессе – это деятельностный подход. Знания ребенок получает не в процессе заучивания теории, правил и т.д. , а в процессе деятельности по достижению цели урока, которая ему интересна. Он постигает знания в процессе осознанной необходимости постепенно, пошагово под руководством учителя.

В – четвертых , инновационные технологии создают условия для реализации деятельности детей по достижению ими знаний. Но знания не ставятся в качестве цели на уроках данных технологий. На первое место выходит организация образовательного пространства урока, которое выступает образовательной средой для формирования ЗУНКов учащихся.

В – пятых , инновационные технологии меняют суть взаимоотношений учителя и ученика на уроке. Учитель выступает как организатор этого самого образовательного пространства урока. Его роль на уроке – консультанта, эксперта. Большая роль отводится организации урока, его подготовке – подготовка выступает краеугольным камнем в организации подобных уроков.

В - шестых , инновационные технологии - это технологии личностно ориентированные, то есть направленные на личностное, то есть индивидуальное развитие, ориентированное на личность каждого конкретного ученика. Другими словами, это педагогические технологии, создающие условия на уроке или во внеурочной деятельности для обучения каждого отдельно взятого ученика с учетом его личностных особенностей (устойчивость внимания, запоминания, скорости и прочности усвоения материала, способа восприятия учебной информации, состояния здоровья, темпа деятельности, способностей и задатков и т.д).

В – седьмых , инновационные технологии учитывают и факт социализации детей в процессе обучения и после окончания школы. Именно поэтому в их арсенале есть приемы и методы формирования коммуникативных навыков и навыков и умений работы в паре, группе, коллективе, команде.

По большому счету их использование направлено на развитие всех форм мышления, которое будет способствовать становлению творческой и интеллектуально развитой личности и обеспечит постоянное развитие ребенка и после окончания школы.

Таким образом, можно выделить следующиепризнаки инновационных технологий :

Ориентированы на получение конкретного результата;

Цель урока с их использованием - приобретение знаний в процессе деятельности;

Индивидуализация процесса обучения;- способствует социализации детей в процессе обучения и после окончания школы;

Использует другие инновационные технологии;

Требует от учителя организации образовательного пространства урока;

Устанавливает качественно новые взаимоотношения учителя и ученика на уроке;

Способствует творческому и интеллектуальному развитию личности ребенка.

Инновационные технологии – технологии особенные!

Их реализации в образовательном процессе надоУЧИТЬСЯ!!!

Как любая педагогическая технология инновационные технологии имеют свой алгоритм реализации, свои этапы. Пропуск хотя бы одного нарушает целостность системы педагогической технологии и разрушает ее.

П редлагаем Вашему вниманию материалы педагогов по инновационным технологиям:

1. Шестернинов Е.Е. Научно - исследовательская работа школьников

2. Жоголева Е.Е. Исследовательская технология на уроках русского языка и не только...

Список использованной литературы:

1.Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994.

2.Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. М., МГУ, 1987.

3. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982.

4. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.; Высшая школа, 1990 - С. 6

Руководитель

Центра подготовки педагогов к аттестации

Выступление на МО начальных классов по теме:

«Инновационные технологии в образовании» 03.11.15г.

При аттестации в заключении о профессиональной деятельности педагогического работника общеобразовательной организации в разделе «Развитие образовательной среды и образовательных услуг» есть подпункт 2.3 «Использование инновационных технологий, в том числе цифровых образовательных ресурсов, в учебно- воспитательном процессе. И та информация, которую я для вас приготовила по этой теме, может быть вам пригодиться. Мы немного вспомним о педагогических технологиях.

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель .

Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно научиться работать так, чтобы работа была легка и чтобы она была всегда жизненной постоянной школой. А.К.Гастев

Инновация – (от латинского «innovation» - нововведение¸ изменение, обновление) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое. (Современный словарь иностранных языков)

Инновационные технологии – это производство (изобретение) нового для системы образования компонента.

Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:

Усвоением максимального объема знаний;

Максимальной творческой активностью;

Широким спектром практических навыков и умений.

Целью инновационных технологий является формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность

Мы должны развить очень важные в современном обществе навыки:

  • умение самому разрабатывать план своих действий и следовать ему;
  • умение находить нужные ресурсы (в том числе - информационные) для решения своей задачи;
  • умение получать и передавать информацию, презентовать результат своего труда - качественно, рационально, эффектно;
  • умение использовать компьютер в любой ситуации, независимо от поставленной задачи;
  • умение ориентироваться в незнакомой профессиональной области.

Инновационные технологии предполагают:


-повышение уровня мотивации к учебному труду.
-формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянную усложняющуюся деятельность.
-при активной поддержке учителя.
-постоянное повторение, систематизация знаний проговаривание вместе с учителем.
-ведущая роль – формирование доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к учению посредством индивидуального отношения к каждому ученику.
- создание когнитивной схемы мышления.
-воспитание чувства собственного достоинства
-в основе- дифференциальный подход.
-хорошее знание теоретического материала успешность обучения.
-создание проблемной ситуации.
-работа с одаренными детьми.

Развивающее обучение;

Проблемное обучение;

Разноуровневое обучение;

Коллективная система обучения;

Технология решения задач;

Исследовательские методы обучения;

Проектные методы обучения;

Технологии модульного обучения;

Лекционно -семинарско -зачетная система обучения;

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

Информационно-коммуникационные технологии;

Здоровьесберегающие технологии.

Повышение квалификации педагогических работников

Вы видите на слайде варианты использования образовательных технологий на всех этапах урока и какими методами и приёмами мы их внедряем.

Значит, мы все используем педагогические технологии на каждом этапе уроке, в том числе и инновационные.

Также хочу сказать немного и о цифровых образовательных ресурсах

Цифровыми образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства .

Цифровые образовательные ресурсы - совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и/или в сети.

К ЦОР относят:

Цифровая фотография,

Видеофрагменты,

Статические и динамические модели,

Звукозаписи,

Символьные объекты и деловая графика,

Текстовые документы,

Презентации и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Адрес ФЦИОР(Федеральный центр образовательных информационных ресурсов) в Интернет:

Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов

Мониторинг качества образования

Качество образования напрямую связано с использованием инновационных направлений.

Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:

  • с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;
  • с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;
  • с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов;
  • с глубокими прочными знаниями по всем предметам.

Для родителей

  • с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;
  • со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов;
  • с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом.

Для учителей хорошее качество образования связано:

  • с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно;
  • с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;
  • со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей;
  • с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.

Успешность современного педагога:
-способность управлять собой
-ставить разумные личные цели
-умение решать проблемы
-личностный рост
-изобретательность и способность к инновационному творчеству.

Приложение.

К инновационным направлениям или современным образовательным технологиям в Приоритетном национальном проекте «Образование» отнесены:

  • развивающее обучение;

Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей. Основы теории развивающего обучения были заложены Л. С. Выготским в 30-е годы ХХ века.

С конца 50-х годов гипотезу Выготского разрабатывали два коллектива, созданные Занковым и Элькониным. Исходя из того, что традиционное начальное обучение не обеспечивает должного психического развития детей, Занков разработал новую дидактическую систему, основанную на взаимосвязанных принципах:

1) обучение на высоком уровне трудности;

2) ведущая роль теоретических знаний;

3) высокий темп изучения материала;

4) осознание школьниками процесса учения;

5) систематическая работа над развитием всех учащихся.

  • проблемное обучение;

Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Достоинства проблемного обучения:

1.Высокая самостоятельность учащихся;

2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося.

  • разноуровневое обучение;

Личностно-ориентированные технологии предполагают учет индивидуальных особенностей каждого ученика, т.е. дифференцированный подход в обучении к каждому ученику с учетом его конкретных знаний, умений и навыков, а также такие критерии оценки, которые не только устанавливают уровень успешности обучения, но и оказывают воспитательное воздействие на учащихся, стимулируя их учебную деятельность. Разноуровневое обучение необходимо для того,чтобы предоставить ШАНС каждому ученику развить свои потенциальные способности.

  • коллективная система обучения;

Идея коллективного способа обучения В.К. Дьяченко.

Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых.

Опыт показывает, что коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

  • технология решения задач;

Под педагогической задачей следует понимать осмысленную педагогическую ситуацию с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности. Она является результатом осознания субъектом цели образования и условий ее достижения в педагогической ситуации, а также необходимости выполнения профессиональных действий и принятия их к исполнению. Любая педагогическая ситуация проблемна. Осознанная и поставленная педагогом как задача, она в результате его деятельности в дальнейшем трансформируется в систему конкретных задач педагогического процесса.

  • исследовательские методы обучения;

Процесс обучения представляет собой взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащегося. Метод обучения естественно следует рассматривать как способ, с помощью которого осуществляется эта взаимосвязанная деятельность.

Известно, что для развития ученика его необходимо включить в самостоятельную деятельность по решению проблем. Именно эту задачу и призваны решать эвристические методы обучения. Следовательно, эвристические методы – это методы развивающего обучения. Ведущая деятельность учащегося в условиях такого метода должна носить поисковый характер. Объем и способность самостоятельной поисковой деятельности учащегося могут изменяться в широких пределах, в связи с чем эвристические методы делятся на:

1) проблемное изложение;

2) частично-поисковые методы;

3) исследовательские методы.

  • проектные методы обучения;

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов - не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30 годы), и в зарубежной. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

  • технологии модульного обучения;

Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно

(или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной

деятельности в процессе работы с модулем. Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности.

  • лекционно -семинарско -зачетная система обучения;

Лекционно - семинарско-зачетная технология – это системный дидактический комплекс, включающий оптимальные формы, методы и средства, обеспечивающие интенсификацию самостоятельной работы деятельности школьников в процессе их обучения и развития. Таким образом, лекция, семинар, зачет в единстве и взаимосвязи реализуют задачи обучения и развития. Применение данной технологии позволяет быстрыми темпами, качественно, на уровне осмысления изучить большие блоки учебного материала. Лекционно-семинарская система позволяет включить в процесс обучения большой объем самостоятельных работ с различными источниками.

  • использование в обучении игровых технологий

(ролевые, деловые и другие виды обучающих игр);

  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.