Для чего мы живем? Тема: «Для чего и как мы дышим

Вопрос, который мы затронем в нашей сегодняшней статье, носит характер экзистенциального плана. Что значит это понятие? Экзистенциальный вопрос - вопрос о смысле, сущности и способе существования чего-либо. Проще говоря, сегодня мы затронем тему бытия и призвания всего человечества и каждого человека в отдельности. Давайте поразмышляем над нашей жизнью вместе. Итак:

Для чего мы живем?

Любой здравомыслящий человек должен понимать, что пока не существует точного однозначного ответа на этот трудный вопрос. В чем смысл нашего пребывания на этой прекрасной планете? Как быть, если человек не чувствует, что его жизнь наполнена глубокой сущностью? Все эти вопросы задают себе люди, которые испытывают некоторый кризис. Данная проблема относится к психологии человека.

Что же делать обычному человеку, который не может проникнуть в скрытые тайны вселенной и понять свое предназначение в этом безграничном мире. Ответ кроется в самом человеке. Дело в том, что каждый из нас - это часть одного целого. Часть единого мира. Каждая деталь системы, как правило, несет в себе энергию для реализации своих функций. Соответственно, основополагающая задача каждого человека состоит в том, чтобы найти свою функцию. Найти свое предназначение в этом мире.

Для чего живет человек?

После того, как человек сможет ответить на вопрос о своих целях, он сможет приблизиться к пониманию сущности жизни в целом во вселенной.

Существует гипотеза, которая называется теория хаоса. Согласно постулатам данной концепции, жизнь - это всего лишь случайное совпадение химических реакций и биологических мутаций. Достаточно пессимистический взгляд на мир представителей данной теории весьма оправдан. Ученые и наука в целом не располагает достаточным количеством информации о возникновении и устройстве нашего мира. Мы еще до сих пор не можем понять самих себя. Как же мы можем понять мир, который создал нас? В поддержку данной теории выступают научные факты. Теория эволюции и образования галактик и планет говорит нам о том, что человек появился благодаря невероятному стечению обстоятельств, которое однако заняло более 14 миллиардов лет.

Для чего нужно жить?

Условия, которыми обладает наша планета, - это идеальные условия для жизни. К примеру, Земля находится на идеальном расстоянии от солнца. Она не слишком близка, и не слишком удалена. У Земли имеется естественный спутник, который уравновешивает и балансирует движение нашей зеленой планеты как вокруг своей оси, так и вокруг солнца. Это лишь некоторые факты, которые заставляют удивляться тому, какие же мы счастливчики.

Именно поэтому многие люди задаются вопросом о значении всего этого, о смысле своего существования. Самая правильная и психологически здоровая позиция в данном вопросе - это позиция, которая утверждает, что смысл лежит в нашей собственной жизни. Каждый человек должен найти себя в чем-то. Это может быть карьера, семья, деятельность и самосовершенствование. Многие жалуются, что они не чувствуют себя принадлежащими этой жизни. Они не видят смысла в своих действиях. Они зря пропадают в местах, в которых они не хотят быть. Они тратят свои силы на взаимодействие с теми людьми, которые им не нужны. Для чего же они живут?

Чтобы обрести себя, нужно почувствовать себя. Нужно найти то, что нужно именно вам. Это очень не просто, но это абсолютно необходимо для того, чтобы не потеряться в этом сложном и неоднозначном мире. Рыночная экономика сегодня, диктует нам особую манеру поведения, которая, к сожалению, удаляет нас от понимания своего предназначения в этом мире. Развивайте себя, свое тело, душу и интеллект. И может быть тогда вы найдете то, что так долго искали.

Урок по окружающему миру в 4 классе

(Общеобразовательная программа «Школа 2100»)

Тема: «Для чего и как мы дышим»

Учитель начальных классов

МОУ «Бардымская гимназия»

Бардымский район Пермский край

Хасанова Айсылу Саитзяновна

E-mail: [email protected]

Оборудование: интерактивная доска.

Ход урока

Начинаем урок,

И так, урок окружающего мира.

Что мы изучали на прошлых уроках?

Организм человека – это живой организм, и все живые организмы отличаются от неживых тел, назовите чем. (слайд 1)


  1. дыхание

  2. питание

  3. размножение

  4. выделение

Сегодня изучим один из этих процессов, который вы назовете сами.

Но для этого, я вам расскажу о гибели атомной подводной лодки «Курск» (слайд 2).

Было это 7 лет назад в 2000 году, в Баренцевом море. На борту было 118 моряков. 12 августа с подводной лодки поступил сигнал о взрыве в носовой части. Большинство членов команды погибли. Но несколько моряков оставались живы. Спасательные работы были затруднены тем, что в подводной лодке находился смертоносный груз – невзорвавшиеся атомные торпеды, ракеты. Через три дня, оставшиеся в живых после взрыва, моряки погибли.

До сих пор специалисты называют разные причины гибели моряков.

А какие причины их гибели могли бы вы назвать? (слайд 3)

Кислород.

Как нет воздуха? А куда он делся.

Ведь мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

Значит, воздух там был, в воздухе кончился кислород.

Если вы это правильно поняли вы сможете выполнить задание №1 на стр.28.


Давайте, проверим. Правильно.

А зачем организму нужен кислород.

Подумайте, при помощи какого из этих процессов в организм поступает кислород?

При помощи дыхания.

Тема нашего урока: Дыхание. (слайд 4)

Давайте понаблюдаем, как мы дышим.

Вдохните воздух.

Куда попал воздух в первую очередь? Нос – по – научному носовая полость.

Найдите в учебнике на стр. 28 абзац, в котором рассказывается о значении носовой полости.


Кто нашел, какую роль выполняет Носовая полость при дыхании. (слайд 5)

Понаблюдайте, куда дальше движется воздух, в глотку, а затем в гортань. В глотку попадает и пища, поэтому во время глотания пищи, отверстие в гортань всегда закрывается. Но если во время еды человек вдруг заговорит или рассмеется, пища может попасть в гортань – это опасно. (слайд 6)

Пища может закрыть дыхательные пути и человек не сможет дышать.

Значит, как надо себя вести во время еды. Напишите ответ в учебник в задании №2. Прочитайте. Правильно.


Запомните этот совет, а я в столовой понаблюдаю, кто у нас разговаривает с полным ртом.

Положите руку на гортань попробуйте произнести звук «О» вы почувствуете колебание голосовых связок.

Но звуки образуются также при помощи языка, губ, зуб, носовой полости.

Напишите в задании №3 звуки.


Смогли? Написать? Послушаем.

Из гортани воздух проходит трахею.

Трахея – это трубка, из хрящевых полуколец. Ее задняя стенка мягкая, и не мешает прохождению пищи по пищеводу.

Трахея разветвляется на две трубки – бронхи. Они ведут в легкие, и там разветвляются еще на меньшие трубочки. Эти мелкие трубочки заканчиваются множеством легочных пузырьков. Множество легочных пузырьков образуют легкие. (слайд 7)

Парные органы, похожие на губку.(слайд 8)

Губчатые органы.

Легкие расположены в грудной клетке. Каждый легочный пузырек оплетен мелкими кровеносными сосудами. (слайд 9)

Давайте рассмотрим в учебнике в задании №4 легочный пузырек и кровеносный сосуд. Вот легочный пузырек, вот кровеносный сосуд. (слайд 10)

В легочном пузырьке и в кровеносном сосуде находятся газы, обозначенные кружочками.

Каких кружочков больше в легочном пузырьке?

Каких кружочков больше в кровеносном сосуде?

Догадайтесь и напишите, какой газ обозначен светлым кружочком, а какой газ обозначен черным кружочком.

Проверим (учитель пишет на интерактивной доске правильные ответы)

Какой газ обозначен светлым кружочком,

Какой газ обозначен черным кружочком.

Что показывают стрелки? Они показывают переход. Правильно.

Стенки кровеносных сосудов тонкие и газы могут свободно проходит через стенки.

Значит, что происходит в легочном пузырьке. Происходит обмен газами. Кровеносный сосуд приносит от органов углекислый газ и отдает в легочные пузырьки, забирает кровеносный сосуд кислород и несет его к органам нашего организма.

Физкультминутка. Как вы думаете, когда нашему организму нужно больше кислорода. Когда мы работает или отдыхаем.

Давайте, проверим. Вы сейчас сидите спокойно.

Подышим.

А теперь сделайте 20 приседаний. А сейчас, как мы дышим?

В спокойном состоянии человеку нужно около 500 литров воздуха в час.

При занятии спортом клетки расходуют в 10-20 раз больше энергии и требуют больше кислорода: человек должен дышать чаще, глубже.

Снова сделаем вдох, выдох. Посмотрим, какие движения мы при этом делаем.

Положите руку на грудь: грудь двигается, живот двигается. Но воздух сам по себе не заходит в легкие. Вдыхать и выдыхать помогают мышцы.

Когда мы делаем вдох, межреберные мышцы поднимают ребра, есть еще мышечная перегородка, которая находится между легкими и брюшной полостью, она называется диафрагма.

Ребра поднимаются, диафрагма опускается. Объем грудной клетки увеличивается, и воздух засасывается в легкие.

А что происходит при выдохе? Диафрагма поднимается, воздух выталкивается. Это можно показать на примере баяна. Меха баяна раздвигаются, воздух засасывается, меха сжимаются, воздух выталкивается. Посмотрите живую картинку того, что происходит в легких. (анимация из диска общая биология)

Что вы поняли? Правильно, молодцы.

Дыхание важный процесс для организма, без дыхания человек не может жить. Но органы дыхания подвержены различным заболеваниям.

Посмотрим рисунок на стр. 32, №6. (слайд 11)

Какие заболевания органов дыхания там указаны?

Соедините названия болезней с теми органами, которые они поражают.

Помогите мне соединить эти заболевания? Да.

В воздухе всегда находятся множество микробов, и часть их попадает в дыхательные пути. Организм в большинстве случаев с ними справляется. Но если тело переохладиться, то есть замерзнем, микробы могут победить, человек заболеет.

Что нужно делать, чтобы избежать простудных заболеваний.

Напишите об этом в задании №5.


Проверяем.

Когда мы простываем, то чихаем и кашляем. Это хорошо или плохо?

Для кого плохо?

А ты как думаешь?

Оказывается, для организма это хорошо.

Во время болезни чихание и кашель освобождают дыхательные пути от слизи. Эта слизь образуется у нас на воспаленных участках, чтобы задерживать микробы. Но иногда мы чихаем и кашляем, даже если не болеем. Почему?

Так организм избавляется от пыли, и других посторонних частиц, которые попадают в дыхательные пути.

При чихании прочищается носовая полость, при кашле – трахея, бронхи, легкие.

Я вам желаю ребята не простывать, быть всегда здоровыми.

В завершении урока, я предлагаю закончить такое предложение … «Сегодня на уроке я понял (поняла) …». (слайд 12)

А я ребята поняла, что урок прошел недаром, вы много узнали.

Кислород просто необходим нам для жизни. Без него человек не сможет продержаться и пяти минут. Мы настолько привыкли к своему дыханию, что даже не замечаем, как это происходит. А ведь на самом деле - это сложный процесс, отработанный до совершенства. Так что же такого важного случается с воздухом, когда он попадает в наш организм?

Каждой клеточке человеческого тела необходим постоянный приток энергии, чтобы оставаться живой и выполнять свою функцию. Основную часть энергии клетки получают за счет переработки веществ, происходящей с участием кислорода. Этот процесс называется клеточным дыханием. В результате него высвобождается много энергии и образуется углекислый газ - вредный продукт обменных процессов, который должен быть удален из организма.

Через нос воздух поступает в носоглотку, в которой пути пищи и воздуха совпадают. Пища должна попадать в пищевод, а воздух - в гортань. Коснись рукой шеи, ты почувствуешь трубку гортани. Внутри нее находится надгортанник - особый мягкий вырост. Он работает как регулировщик - закрывает при глотании вход в гортань. Если разговаривать и при этом есть, надгортанник может не справиться со своей работой. Так можно и подавиться!

Затем воздух продвигается по трахее - укрепленной трубке. Слизь в трахее задерживает пыль и другие твердые частицы, которые могут поранить наши легкие. А реснички, покрывающие стенки трахеи, отгоняют эту грязь вверх - в глотку. Именно поэтому когда мы дышим пыльным воздухом, хочется кашлять. Внизу трахея разделяется на два ответвления - бронха, каждый из них входит в правую и левую половинку легких. Там бронхи ветвятся на более узкие трубочки, самые маленькие из которых заканчиваются миллионами воздушных пузырьков. Из-за очень тонкой оболочки через них легко проходят газы. Из таких пузырьков и состоят легкие, напоминающие пористую губку.

Легкие располагаются в грудной полости по обе стороны от сердца. Защитой им служит подвижная грудная клетка, образованная ребрами, грудиной и позвоночником. Сверху легкие покрыты тонкой пленкой. Под ней находится жидкость, которая уменьшает трение. Поэтому при вдохе и выдохе легкие двигаются, но не издают звуков. Хрипы возникают в них только в результате болезней.

Легкие работают как пункт обмена свежего воздуха, который мы вдохнули, на отработанный углекислый газ для выдоха. А разносчиком воздуха служит кровь. Захватывая кислород из легких, она спешит доставить его к каждой клеточке нашего тела. И она же возвращает ненужный накопленный углекислый газ в легкие.

Когда мы делаем вдох, наши ребра поднимаются и расширяются. Расположенная под легкими мышца, называемая диафрагмой, распрямляется. Воздух заполняет легкие. При выдохе ребра сужаются. Диафрагма поднимается вверх, и отработанные газы выталкиваются наружу.

Хотя общий объем легких 5 литров, для дыхания необходимо лишь пол литра воздуха. Остальное распределяется так: 1,5 литра - это остаточный объем воздуха, чтобы легкие никогда были пустыми, а 3 литра - это запас для максимального вдоха и выдоха.

Мы делаем 1000 вдохов в час, 26 000 за сутки, 9 миллионов за год. От правильного дыхания зависит самочувствие, здоровье и продолжительность жизни человека. Важно научиться дышать равномерно и полной грудью. Ведь легкие являются органом, который надо, как и мышцы, постоянно тренировать!

Продолжаем очередной интернет-урок по окружающему миру. Сегодня мы узнаем для чего и как мы дышим…

Без пищи человек может прожить несколько недель, без воды — несколько суток, а без воздуха — несколько минут. Каждое мгновение клетки нашего организма нуждаются в кислороде, с помощью которого они получают из органических веществ энергию, необходимую для жизни. Без неё клетки погибают.

В отличии от питательных веществ, кислород нельзя запасти впрок. Вот почему питаться мы можем время от времени, а дышать должны непрерывно. Органы дыхания не только обеспечивают наш организм кислородом, но и избавляют от углекислого газа, который выделяется при получении энергии.

Как же мы дышим? Воздух через ноздри попадает в носовую полость .

Её стенки обильно покрыты слизью, которая собирает пылинки. В стенках носовой полости расположено множество кровеносных сосудов. Они несут тёплую кровь, которая согревает поступивший воздух. Таким образом, во время вдоха через нос воздух очищается и согревается.

Из носовой полости воздух проникает в глотку, а затем в гортань — дыхательное горло. Как вы помните, пища тоже поступает в глотку. Однако во время глотания пищи отверстие в гортань всегда закрывается. Но если во время еды человек вдруг заговорит или рассмеются, пища может попасть в дыхательное горло — человек поперхнётся, закашляет (защитная реакция организма). Об этих опасностях предостерегали еще в древние времена, об этом мы узнали из известной народной мудрости — пословицы: «Когда я ем, я глух и нем «…

Из гортани воздух попадает в трахею . Это небольшая трубка, которая состоит из хрящевых полуколец. Трахея разветвляется сначала на две крупные трубки — бронхи , затем на более мелкие. Они ведут в лёгкие — парные губчатые органы, расположенные в грудной клетке.

В лёгких бронхи разветвляются на меньшие трубочки, затем — на очень мелкие и заканчиваются множеством лёгочных пузырьков, которые оплетены тонкостенными кровеносными сосудами. Здесь происходит обмен газов между кровью и воздухом в лёгких.


А вы знаете, что в спокойном состоянии человеку нужно около 500 литров воздуха в час. При напряженной работе или занятии спортом клетки тела расходуют в 10-20 раз больше энергии и соответственно требуют больше кислорода: человек дышит глубже и чаще.

Но воздух сам не заходит в лёгкие. Как же мы дышим? Во время вдоха межрёберные мышцы поднимают рёбра, а мышечная перегородка — диафрагма — опускается. Объём грудной клетки увеличивается, лёгкие расширяются и втягивают воздух. При вдохе мышцы расслабляются, и объём грудной клетки уменьшается.

А вы знаете зачем человек чихает и кашляет? При вдохе вместе с воздухом в дыхательные пути попадает множество микробов. Организм в большинстве случаев с ними справляется. Но если иммунитет человека ослаблен, то человек может не осилить микробы, и тогда человек заболевает.

Иммунитет -защита организма, это невосприимчивость, сопротивляемость организма к инфекциям.

Когда человек болеет, он частенько чихает и кашляет. И это, как не странно, хорошо. Ведь при этом организм избавляется от ненужных частиц. При чихании, например, прочищается носовая полость, при кашле — трахея, бронхи и лёгкие. Мы чихаем, когда в нос попадают частички пыли. Кашель спасает нас, когда в дыхательное горло попадают частички пищи. А во время болезни чихание и кашель освобождает дыхательные пути от слизи.

И ещё…

Так почему же кислород так важен для нас?

Дело в том, что человек постоянно тратит энергию. Она нужна для того, чтобы работали внутренние органы, чтобы организм мог расти или заменять старые ткани новыми.


Для получения энергии нашему организму нужен кислород. При образовании энергии организм выделяет углекислый газ. Это как бензин в автомобиле – без него машина не тронется с места.

Только человек тратит энергию, даже когда не двигается – спит, например. Ведь при этом и сердце бьётся, и лёгкие работают. Даже волосы растут. Вот для постоянного получения энергии и нужен кислород. В тканях организма кислород присоединяется к веществам, богатым энергией, эта энергия высвобождается, и наше тело может использовать её для работы или строительства.

Когда богатые энергией вещества отдают энергию, образуется углекислый газ. Но он нам не нужен. Вот организм и выделяет его в кровь, которая несёт этот газ в лёгкие.

И мы его выдыхаем! Зачем с собой отходы таскать!

Смотрим фильм…

Берегите себя! Почаще бывайте на свежем воздухе! Проветривайте комнаты! Убедите ваших родителе, что курение — это самое опасное занятие для органов дыхания…

ДЛЯ ЧЕГО И КАК МЫ ДЫШИМ
Цель: сформулировать у учащихся новые понятия о строении и функциях
органов дыхания, газообмене, дыхательных движениях, гигиене органов дыхания.
О б о р у д о в а н и е: иллюстрации «Строение дыхательной системы».
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Постановка проблемы.
Без пищи и без воды человек может жить несколько дней, а без воздуха никто
не может жить даже 10 минут. Объясните, почему без воздуха, без дыхания
человек не может жить?
Гипотезы: Без кислорода погибают клетки; клетки используют кислород для
дыхания, то есть разрушения органических веществ и получения из них энергии.
Актуализация.
Учитель. Назовите основные отличия живых организмов от неживых тел.
Дети. Живые организмы отличаются от неживых тел способностью к обмену
веществ, способностью реагировать на внешние раздражители, ростом и
размножением.
Учитель. Какое значение имеет кислород в жизни организма?
Дети. Кислород нужен организму для жизнедеятельности его клеток,
которые используют кислород для дыхания.
Работа с учебником.
Учащиеся читают диалог Лены и Миши на с. 28 и объясняют, в чем
ошиблась Лена.
Дети. Воздух, который мы выдыхаем, содержит меньше кислорода и больше
углекислого газа, чем воздух вокруг нас.
Ученики определяют тему урока.
Дети. На уроке мы будем знакомиться с очень важной для жизни человека
системой органов – дыхательной.
III. Совместное открытие знаний.

Учитель. В чем заключается роль органов дыхания?
Дети. Органы дыхания не только обеспечивают наш организм кислородом, но
и избавляют от углекислого газа, который выделяется при получении энергии.
Работа по рисунку на с. 28.
Учащиеся рассматривают рисунок и перечисляют этапы пути кислорода,
проникающего в наш организм.
Работа с текстом (с. 28–29).
Дети читают текст и называют путь кислорода, поступающего в
организм.
Дети. Воздух через ноздри попадает в носовую полость, затем в гортань, из
гортани воздух попадает в трахею, трахея разветвляется на две трубки – бронхи,
они ведут в легкие.
После работы с текстом учащиеся дают разумный совет.
Разумный совет. Не смейся, не говори, когда во рту еда.
Учитель. Какие органы дыхания и пищеварения участвуют в формировании
звуков?
Дети. Голосовые связки, носовая полость, язык, зубы и губы.
Учитель. Где происходит обмен газов?
Дети. В легких.
Вопрос: Как же мы дышим?
Учитель вместе с учениками проделывает опыт, показывает работу
диафрагмы на модели.
С помощью этого опыта мы можем увидеть изменения объема пузыря
(«легкое»).
Учитель. Какие признаки появляются при простуде?
Дети. Чихание, кашель.
Учитель. Какова роль чихания и кашля?
Учащиеся самостоятельно читают текст учебника на с. 31.
Дети. При чихании прочищается носовая полость, при кашле – трахея,
бронхи и легкие.
После прочтения текста на с. 31 дети самостоятельно дают разумные
советы, как можно избежать заболевания.
«Заболел – сиди дома», «Сними мокрую одежду», «Не стой на сквозняке»,
«Одевайся по погоде».

IV. Самостоятельное применение знаний.
Учащиеся самостоятельно выполняют задания.
Задание 1 посвящено болезням дыхательных путей и их локализации.
Дети соединяют стрелочками насморк с носовой полостью, трахеит – с
трахеей, воспаление легких – с легкими, ангину – с глоткой и гортанью,
бронхит – с бронхами.
Задание 2 позволяет убедиться в том, что частота дыхания
увеличивается по мере увеличения физической нагрузки.
V. Подведение итогов.
Учитель. В чем важность системы органов дыхания?
Дети. Важность определяется необходимостью ежеминутно доставлять
кислород в каждую клетку тела для ее нормальной жизнедеятельности.
Домашнее задание. Тема 6, вопросы (на выбор).