Вот почему евреи определяют национальность по матери, а не по отцу

В Почему у евреев национальность определяется по матери

«Я узнал: мой сын — не мой ребенок» и «родила ребенка не от мужа» — одни из самых обсуждаемых тем на форумах и в большинстве блогов. Ещё бы, тема предательства между мужчиной и женщиной, кровного родства или его отсутствия будоражит умы обывателей испокон веков.

Когда речь идёт о современном светском обществе, роль отца в жизни ребёнка, к сожалению, зачастую бывает условной. Разумеется, ни одна женщина в здравом уме не станет рисковать собственным благополучием, рожая от мужчины, для которого она ничего не значит, и который может потом никогда больше даже не увидеть ни её, ни своего ребёнка. Хотя некоторым представителям брутальной половины человечества подобное обстоятельство даже льстит, несмотря на то, что это верх цинизма и против общечеловеческой морали.

Разумеется, если речь идёт о настоящей любви, преданности без условностей и готовности влюблённых провести вместе всю жизнь, то мужчина обязательно сделает предложение и не будет унижать женщину, заставляя её ждать годами или спать с ним безо всяких обязательств. И вопреки расхожему мнению, даже ультра религиозный еврей может жениться на женщине любой национальности и вероисповедания, если она примет иудаизм, что, вполне естественно, если она собирается всю оставшуюся жизнь делить с ним свою постель и рожать от него детей. Женщина любой национальности, официально принимающая иудаизм в ортодоксальной форме, признаётся еврейкой, и её дети от мужчины любой национальности считаются евреями. «Геры» — так же уважаемы, но по ветхозаветным законам становятся на ступень израильского общества рядом с незаконнорожденными евреями, тем не менее, они тоже — евреи. Первые места занимают потомки коэнов и левитов (передаётся по мужской линии), ведущие происхождение от первосвященников.

Я хочу обратить ваше внимание на то, ради чего, собственно, писался этот текст. В интернете существует заговор антисемитов с целью создания отрицательного образа израильского общества и традиций ортодоксального иудаизма в целом. Приводятся вырванные из контекста, сложные для толкования цитаты из Торы и Талмуда, которые вызывают у большинства людей, не имеющих религиозного образования, замешательство. Но этого, видимо, оказалось недостаточно, и уже несколько лет по сети гуляют измышления о том, что евреи — потомки космических ящеров , прилетевших с другой планеты. А национальность по матери у них определяется якобы потому, что « ДНК рептилоидов передаётся по материнской линии » . Большего бреда мы слышать ещё не приходилось!

Так почему же на самом деле национальность определяется только по матери? В Торе, «Дварим» 7:3, сказано: «И не роднись с ними: дочери твоей не давай его сыну и его дочери не бери для сына твоего». В Талмуде, трактат «Кидушин» 68, приводится объяснение, что сын от еврейки считается твоим сыном, а рожденный от нееврейки считается ее сыном. Таким образом, очевидно, что еврейство передается исключительно по линии матери.

Дело в том, что ребёнка в течение девяти месяцев вынашивает женщина и всегда можно с точностью знать, кто мать, чего нельзя сказать об отце. Более тесная связь женщины с ребёнком почти всегда сохраняется и на протяжении его первых лет жизни.

Ни в одной нации мира больше нет такого правила - национальность ребенка определяется по матери. Этому существует несколько пояснений. Вероятнее всего, все они в той или иной мере повлияли на установление такой традиции.

Основная и определяющая причина - так велит Тора. Долгие века евреям запрещалось вступать в брак с женщинам иных национальностей, поскольку считалось, что именно с матерью ребенок связан более всего. Мать, еще будучи в утробе, передает генную память своего народа ребенку. А после, занимаясь воспитанием, продолжает это делать до полного взросления своего отпрыска. Для евреев культура является определяющей для самоидентификации. Оттого так развит и культ матери среди евреев.

Но это не единственная причина такого явления. Скорее, традиция, закрепленная Торой как закон, возникла как реакция на реалии, в которых оказалась Эрец Исраэль под властью римлян.

В те далекие времена многие еврейские женщины подвергались насилию со стороны римлян. Рожали от них детей. И принятие такого правила - национальность передается по материнской линии - призвано было сохранить этих женщин для еврейства и главное - сохранить для еврейства их детей. В конечном итоге, во времена, когда евреи-мужчины часто погибали в бесконечных войнах, введение такого правила помогло спасти евреев как нацию.

Пояснения еврейских ученых

1. Биологическое. В истории есть тысячи примеров, когда с установлением отцовства возникают проблемы. Или когда сразу несколько мужчин претендуют на право считаться отцом ребенка. В случае с матерью принадлежность ребенка не вызывает сомнений. Потому именно матери и был отдан приоритет.

2. Наследственное. Совсем недавно ученые-генетики выяснили, что интеллект матери всегда передается детям, а интеллект отца нет. Всё зависит от пола ребенка. Если родилась девочка, то качество ее интеллекта будет среднее между отцом и матерью, т.е. примерно 50% от отца и 50% от матери. Если родился мальчик, то гены отца совершенно не участвуют в формировании качества его интеллекта, все 100% ему достаются от матери.

3. Социальное. Мать проводит с ребенком гораздо больше времени, чем отец. Именно мать передает ребенку традиции - то, что называется культурой. А для евреев именно это является определяющим для сохранения нации.

4. Юридическое. Когда Палестина находилась под Римом, все население, не зависимо от национальности, подчинялось римскому праву. А оно гласило: дети, родившиеся от мужчин, которые сожительствовали с женщиной, но не вступали с ней в брак, не получали римского гражданства и получали происхождение матери. Таким образом, еврейский закон отзеркаливал правовые реалии, в которых существовала Эрец Исраэль.

Евреи - уникальный народ, и то, что национальность у них передается не так, как у всех остальных народностей - по отцу, а по матери, тому подтверждение. Версий, объясняющих эту особенность, несколько. Какая из них наиболее верная, на 100% до сих пор не ясно.

Что говорит Тора

Тора прямо запрещает евреям иметь смешанные браки - жениться на нееврейках. Объяснялся запрет тем, что мать-нееврейка не способна направить ребенка на верный путь: «Ибо она отвратит сына твоего с пути». То есть, если мать нееврейка, то и ребенок ее тоже не может быть евреем, так как на формирование его личности на протяжении многих лет жизни влияет именно мать. Чтобы сохранить иудаизм в его чистом виде было запрещено признавать евреями тех, чья мать не являлась еврейкой. Мало того, брак с чужеземной женщиной считался преступлением перед богом. Выход был только один - женщина из чужого племени должна была принять на себя религиозный обязательства, после чего она и рожденные от нее дети признавались евреями.

Альтернативная версия

Бытует версия, что дело не столько в том, что предписывает Тора, сколько в недоверии древних еврейских мужчин к женщинам из других племен и народностей. То есть, речь о том, что 100% гарантии отцовства по отношению к ребенку, даже рожденному в браке, нет ни у одного из мужчин. Мизерный риск того, что отцом может быть другой мужчина, есть всегда. И нынешние времена не исключение. С точностью можно сказать лишь имя матери ребенка.

Именно поэтому и считается, что рожденный от еврейской женщины ребенок, независимо от национальности его отца, является евреем.

вопросы раввину

Почему определение еврейства устанавливается по матери?

Не пойму, а почему определение еврейства устанавливается по матери, а не по отцу? Кто и зачем придумал этот закон? Спасибо!

Отвечает Рав Ашер Кушнир

Не знаю, что Вам ответить. Ведь если для Вас это не вопрос, а шок жизни, когда вдруг выяснилось, что Вы или Ваши дети не евреи, - нет на это ответа. В особенности для тех, кто всю жизнь не только считал себя евреем, но и страдал как еврей, - никакие объяснения не будут убедительны. Для чувств логика - алогична.

Но если Вы просто интересуетесь, то хочу спросить Вас. Турок женился на японке. Родился ребёнок. Кто он? Турок или японец? По-видимому, не то и не другое, а наполовину турок, наполовину японец. А если ребёнок, став взрослым, захочет считать себя турком, - может? Почему бы нет. Захочет японцем, - пожалуйста. И даже в тех странах, где указывают национальность в паспорте и принято записывать детей по отцу, даже там, если сильно захотеть, - можно записать и по матери. Другими словами, кем хотят, тем себя и считают. Почему? У народов мира нет обязательных законов, которые регулируют национальную принадлежность.

А у евреев столько времени, сколько они существуют, такой закон есть: рождённый от матери еврейки является евреем.

А откуда этот закон?

Он не выведен когда-то мудрейшим собранием и не придуман человеком сейчас, а является вечным повелением Б-га !

А где это повеление указано?

В Торе, книга Дварим (7:3,4): «Не вступай в семейные отношения с ними. Дочь свою не выдавай замуж за его сына. А дочь его не бери для сына своего…» (и см. дальше). В Талмуде, трактат Кидушин 68: «…сын от израильтянки называется твоим сыном, а рождённый от язычницы называется не твоим сыном, а её сыном…». Так же этот закон устанавливает Шульхан Арух (раздел Эвен Хаэзер, гл. 8, закон 5).

Это закон . И хотя закон Б-га не требует объяснений, всё же попробуем понять его смысл.

Тора привязывает еврея к реальности. Иудаизм это не некое мировоззрение, порхающее в воздухе, которому можно абстрактно сочувствовать в сердце, а устойчивая реальность, встроенная в саму природу человека. Девять месяцев души ребенка и матери тесно переплетены. Так же, как зародыш постепенно формируется в течение этого времени, приобретая внутренние органы, скелет и т. д. в утробе матери, так же он получает от неё свою еврейскую принадлежность.

Очевидно, что материнское участие в появлении ребёнка более заметно и определённо, чем отцовское. Если человек сомневается в своём происхождении от одного из родителей, то с большой степенью вероятности он может быть уверен только в том, что его мама - это действительно его мама, а вот …

И не только до родов, но и после принадлежность к матери доминантна. Есть в Притчах Соломоновых на первый взгляд непонятное изречение: «Не оставляй Тору матери своей…». Почему Тору матери? Ведь отец обучает сына Торе?! Ответ: Сколько отец ни обучал бы, но Тору реальной жизни сын впитывает с молоком матери, бессознательно копируя все её повадки, интонации, привычки и суждения. Мама находится с ребёнком большую часть времени его раннего детства, оказывая огромное влияние на формирование его личности.

Поэтому, хотим мы или нет, но только рождённый от матери еврейки является евреем. И если бы не было этого закона и не хранили бы его с такой строгостью в течении тысячелетий, а каждый раз меняли и подстраивали под проблемы каждого из нас, то, как вы понимаете, еврейский народ давно перестал бы существовать.

Да и после всего не забывайте, что каждый человек может стать евреем, пройдя гиюр. Врата еврейского дома открыты для всех, кто хочет там жить по-еврейски!

Ни в одной нации мира больше нет такого правила — национальность ребенка определяется по матери. Этому существует несколько пояснений. Вероятнее всего, все они в той или иной мере повлияли на установление такой традиции.

Основная и определяющая причина — так велит Тора. Долгие века евреям запрещалось вступать в брак с женщинам иных национальностей, поскольку считалось, что именно с матерью ребенок связан более всего. Мать, еще будучи в утробе, передает генную память своего народа ребенку. А после, занимаясь воспитанием, продолжает это делать до полного взросления своего отпрыска. Для евреев культура является определяющей для самоидентификации. Оттого так развит и культ матери среди евреев.

Но это не единственная причина такого явления. Скорее, традиция, закрепленная Торой как закон, возникла как реакция на реалии, в которых оказалась Эрец Исраэль под властью римлян.

В те далекие времена многие еврейские женщины подвергались насилию со стороны римлян. Рожали от них детей. И принятие такого правила — национальность передается по материнской линии — призвано было сохранить этих женщин для еврейства и главное — сохранить для еврейства их детей. В конечном итоге, во времена, когда евреи-мужчины часто погибали в бесконечных войнах, введение такого правила помогло спасти евреев как нацию.

Профессор Михаэль Коринальди приводит и другие пояснения этому явлению:

Биологическое. В истории есть тысячи примеров, когда с установлением отцовства возникают проблемы. Или когда сразу несколько мужчин претендуют на право считаться отцом ребенка. В случае с матерью принадлежность ребенка не вызывает сомнений. Потому именно матери и был отдан приоритет.

Социальное. Именно мать передает ребенку традиции — то, что называется культурой. А для евреем именно это является определяющим для сохранения нации.

Юридическое. Когда Палестина находилась под Римом, все население, не зависимо от национальности, подчинялось римскому праву. А оно гласило: дети, родившиеся от мужчин, которые сожительствовали с женщиной, но не вступали с ней в брак, не получали римского гражданства и получали происхождение матери. Таким образом, еврейский закон отзеркаливал правовые реалии, в которых существовала Эрец Исраэль.

Еврейство на самом деле передается по отцу 2016-12-11 11:23 14801

Согласно Талмуда еврейство передается по матери. Однако это потиворечит Торе (Библии). В Торе евреи называются сынами Израилевыми. По имени праотца еврейского народа Израиля (ранее его имя было Иаков). Если еврейство передается по матери, то почему ни разу в Торе народ не назван сынами Рахели, или Леи (Лии) (обе - жены Израиля)?

Не возможно ВСЕ народы считать по отцу, а только одних евреев - по матери. Получается «конфликт» национальностей и религий в одном человеке. Особенно если папа, например, христианин. По папе ребенок русский православный, а по маме - иудей. Одни правы со своей точки зрения, другие - со своей. По папе крестят ребенка, по маме обрезают. По папе Иисус Христос Бог, а по маме Ёшка - ублюдок и сын блудницы. В субботу с мамой в синагоге «Шма Исраэль», а в воскресенье - в церкви иконам кланяется. И кто он после этого? Абрам Николаевич Нечепоренко? Каша получается.

В Библии, да и в иудаизме призывается следовать вере отцов, а не матерей. Так как быть сыну русского и еврейки? И в православии и в иудаизме призывают следовать вере отцов, а выходит по Талмуду надо вере матерей? Ведь это абсурд.

Или наоборот. Мама - караим, папа - еврей. Евреи не признают ребенка евреем, а караимы не признают караимом. Как быть ребенку? Он кто - караврей евраим? Очень сомнительно чтобы еврейский Бог допустил такое.

Если обе стороны не будут определять статус этих детей по одному и тому же критерию, то возникнет конфликт, который разрешится в пользу сильнейшей из них. Если законность брака признавалась нееврейскими властями, то решающий голос в определении принадлежности детей от этих браков имели как раз они. Никакие дети еврейских отцов и матерей никакой еврейской души не чувствовали. Пока им не напомнил «очень тактично» Гитлер в равной степени.

До XIX в. смешанные браки почти всегда сопровождались крещением. В XIX в. во многих странах уже разрешались смешанные браки без обязательного предварительного крещения еврейских женихов и невест, но детей как отцов-евреев, так и матерей-евреек от этих браков крестили почти в 100% случаев.

Конечно, в споре отца и матери побеждает отец - глава семьи по определению, ибо мы живем в патриархальном обществе. Наиболее известный и типичный пример этого - решение Суда США. Когда у еврея Клейна и его нееврейской жены родилась дочка, отец настоял воспитать ее еврейкой. Но семья Клейна распалась, дочь стала жить с матерью, и мать ребенка теперь хотела, чтобы ее дочь воспитывалась одновременно и как еврейка, и как христианка. В результате девочка оказалась на грани нервного срыва, не понимая, как себя вести. Отец обратился в суд с требованием, чтобы девочка осталась с ним и воспитывалась еврейкой. Суд исходил из равенства прав отца и матери передать ребенку свою веру, однако, руководствуясь правилом "интересы ребенка - прежде всего", удовлетворил иск Клейна. Вера отца «победила».

Многие историки и авторитеты неортодоксального иудаизма утверждают, что изначально еврейство передавалось по отцу. Правило "по матери" утвердилось окончательно после Хмельниччины, когда много женщин рожали после изнасилований. До XVI века нет научных фактов, подтверждающих, это новое правило. Так утверждается например в полной ивритской версии Истории еврейского народа под редакцией проф. Этингера. Ее в израильских университетах используют в качестве учебника. Не та, что по-русски двухтомная из Библиотеки "Алия", а четырехтомная. Нет во всём Талмуде заявленного факта или прецедента, что некий еврей, потому еврей, что мать - еврейка.

Переход на еврейство по матери евреи объясняют очевидным и доступным установлением материнства и сложностью получить убедительные доказательства отцовства.

Но почему только евреи перешли на материнство? Другие народы тоже сталкивались с такой проблемой но не отказались от отцовства.

Этот искусственный принцип облегчения определения национальности соответствует поговорке «Ищут не там, где потеряли, а там, где светло и легче искать». То есть, объективные критерии подменяются субъективными и морально-этическими.

Но в наши дни еврейки добровольно сочетаются с иноверцами в том числе атеистами. Даже если оба родителя евреи, а дите атеист, то и он на самом деле не еврей. И раньше евреи атеистов изгоняли из общины и относились как к умершему, также как к перешедшему в другую веру. Например, так произошло с одним из основателей современного атеизма - с выдающимся философом Бенедиктом (Барухом) Спинозой. Его жестоко избили ортодоксы и отлучили от общины за атеизм. Хоть его родители и евреи.

Однако все жены патриархов были нееврейками. Иосифу сам фараон дал в жены «Аснат, дочь Потифера, жреца Она». При этом оба их сына от матери-нееврейки и отца-еврея стали евреями и даже РОДОНОЧАЛЬНИКАМИ колен Израилевых! Обе жены Моисея были нееврейками.

2 И явился ему ангел Господень в пламени огня из средины куста терновника
6 И сказал: Я Бог отца твоего
9 И вот, вопль сынов Исраэйлевых дошел до Меня...
10 А теперь иди, и Я пошлю тебя к Паро; и выведи народ Мой, сынов Исраэйлевых, из Египта.
13 И сказал Моше Богу: вот, я приду к сынам Исраэйлевым и скажу им: "Бог отцов ваших послал меня к вам". А скажут мне они: "как Ему имя?" Что сказать мне им?
15 И сказал еще Бог Моше: так скажи сынам Исраэйлевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Ицхака и Бог Яакова послал меня к вам.
16 Пойди, собери старейшин Исраэйлевых и скажи им: Господь, Бог отцов ваших, явился мне. Бог Авраама, Ицхака и Яакова, говоря: вспомнил Я о вас и (увидел) то, что делается с вами в Египте.
17 И сказал: Я выведу вас из-под ига Египетского в землю Кынаанеев, Хэйтийцев, Эмореев, Пыризеев, Хиввийцев и Йывусеев, в землю, текущую молоком и медом.(Шемот(Исход) 3)

1 Когда ты придешь в землю, которую Господь Бог твой дает тебе в удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней;…
5 скажи: отец мой был странствующий Арамеянин, и пошел в Египет и поселился там с немногими людьми, и произошел там от него народ великий, сильный и многочисленный;
7 и возопили мы к Господу Богу отцов наших;
15 призри от святого жилища Твоего, с небес, и благослови народ Твой, Израиля, и землю, которую Ты дал нам - так как Ты клялся отцам нашим [дать нам] землю, в которой течет молоко и мед. (Второзаконие 26)

Что мы видим? Моисей упоминает только отца своего, а не мать, и упоминает что весь народ пошел от отца, а не от матери. Бог называется "Богом отцов", а не матерей. Бог называет евреев сынами отцов. Женский пол не уминается вообще. Только мужчины.

Рассмотрим библейский пример сына еврейки и нееврея. Левит (24:10-22):

и вышел сын израильтянки и (он же) сын египтянина в среду сынов Израиля, и поссорились в стане этот сын израильтянки с израильтянином (в ивритском тексте дословно "с сыном Израиля").

И оскорблял сын израильтянки Имя, и проклинал… и говорил Бог: "выведи проклинающего за пределы стана, и забросает его камнями все общество. И сынам Израиля скажи так: всякий, кто будет проклинать Бога своего, понесет грех свой. А оскорбляющий Имя Иеговы смерти будет предан, камнями забросает его все общество: как гер (пришелец), так и житель страны (эзрах), проклинающий имя, смерти будет предан. Закон один будет у вас для пришельца и для жителя страны".

«Сын израильтянки и египтянина» НЕ назван «сыном израиля»! Зато в противоположность этому сыну еврейки все остальные израильтяне названы сынами Израиля в этом же отрывке! Ему противопоставляется среда «сынов Израиля» («Бней Исраэль» в оригинале на иврите). Не «сынов израильтян», а именно «сынов Израиля». «Сын Израиля» - синоним слова «еврей», ибо Израиль - праотец всех евреев духовный и физический. Под Израилем подразумевается весь народ а «сын Израиля» - каждый отдельный еврей, сын народа. Символично, что именно сын отца-язычника стал богохульником. Материнские еврейские корни никак на него не повлияли.

Еще более интересно толкование этого момента самого авторитетного в ортодоксальном иудаизме мудреца Раши:

"и вышел сын израильтянки и (он же) сын египтянина в среду сынов Израиля",

"среди сынов Исраэля"

Раши подчеркивает, что сын израильтянки стал прозелитом, то есть, перешедшим в иудаизм из язычества. Соответственно, от рождения от израильтянки он не был иудеем как принято сейчас в иудаизме, а лишь присоединился когда-то к народу Израиля!!!

Таким образом, не кто иной как сам великий Раши признает, что еврейство раньше по матери не передавалось. Более того, не сам Раши это первым заметил. Он ссылается на "Сифра" (по-арамейски סִפְרָא, соответствует ивритскому сефер, «книга») - галахический мидраш на книгу Левит — собрание таннайских барайт.

Таким образом, Раши забил гол в свои ворота. Опровергнуть фундаментальные постулаты иудаизма лучше всяких христиан умудряются сами иудеи, да еще и самые почитаемые в иудаизме.

Период еврейской государственности также дает немало примеров смешанного брака, в том числе смешанных браков Давида, Соломона и Ахава.

В этот период из Библии мне известна только одна еврейка, вышедшая замуж за нееврея - это царица Эстер. И сложно поверить, чтобы стали евреями дети этой матери еврейки и отца ЦАРЯ ЯЗЫЧНИКОВ, который и сам наверняка считался божеством.

Ключевым отрывком в Библии, от которого иудеи начинают рассуждения о наследовании еврейства по матери и запрет родниться с другими народами является 7-я глава книги Дварим (по христианской традиции «Второзаконие»).