Трансферты в экономике. Значение слова трансферт Трансферт имеет

Результат поиска по запросу:

ТРАНСФЕРТ

Трансферт

-(англ. transfer) - односторонняя передача на безвозмездной и безвозвратной основе денежных средств, товаров, услуг, материальных ценностей (права собственности) в порядке оказания финансовой помощи и предоставления компенсации.

Значительная часть трансферта носит социальный характер: различные выплаты, льготы, помощь гражданам, предоставляемая в натуральной форме.

В бюджетной сфере под трансфертом понимают любые формы перевода средств из бюджета одного уровня бюджетной системы в бюджет другого уровня, отчисления от налогов в порядке бюджетного регулирования. С помощью трансферта региональные и местные бюджеты, органы социальной защиты населения получают средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных государственным законодательством и нормативными актами органов местного самоуправления.

В России к трансфертам относят дотации, определяемые на формализованной основе из Фонда финансовой поддержки регионов или Фонда финансовой поддержки муниципальных образований. Эти фонды создаются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов РФ и распределяются исходя из рассчитываемых по формулам долей (в проц.) субъектов РФ или муниципальных образований в фондах.

Принятый в России со II кв. 1994 метод определения величины трансферта состоит в установлении относительной нуждаемости в бюджетных средствах конкретного территориального образования по сравнению с другими территориальными образованиями, также испытывающими потребность в финансовой помощи. Такой подход (если исключить капиталовложения, которые могут иметь большие перепады по годам) достаточно достоверно и устойчиво отражает «наиболее бедные», «бедные» и «благополучные» в финансовом отношении территориальные образования. Объем же фонда финансовой поддержки определяется исходя из возможностей соответственно федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. С 1999 начался новый этап реформирования межбюджетных отношений. В российской экономической практике термин трансферт стал употребляться с 1991 в связи со вступлением в Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития и переходом статистики на систему национальных счетов.

Различают текущие и капитальные трансферты .

Текущие трансферты осуществляются регулярно, связаны с уменьшением или увеличением текущих доходов граждан и хозяйствующих субъектов. К ним относят: выплаты из бюджета (пенсии, пособия, стипендии); добровольные взносы; гуманитарную помощь и др.

Капитальные трансферты - единовременно, значительные по масштабу безвозмездные передачи средств, связанных с приобретением или выбытием активов; получение субсидий на капитальные вложения из бюджета; продажа основных фондов по ценам ниже рыночных или их безвозмездная передача и др.

Текущие и капитальные трансферты могут производиться не только в денежной, но и в натуральной форме (передача права собственности на капитал, предоставление бесплатных или по низким ценам услуг в области культуры, здравоохранения, образования и др.).

В функциональной классификации расходов трансферт неприбыльным (некоммерческим) организациям социальной сферы проходят по соответствующим разделам, а трансферт населению отражаются в основном в разделах «Образование», «Здравоохранение и физическая культура», «Социальная политика».

Капитальные трансферты подразделяются на: трансферт внутри страны (взносы в уставный фонд предприятий и организаций, средства, передаваемые на финансирование капитальных вложений или капитального ремонта, покрытие предприятиям убытков прошлых лет, компенсацию потерь основных фондов от стихийных бедствий, компенсации за счет бюджета выплат основных сумм кредитов, предоставленных банками предприятиям и населению и др.), и трансферт за границу (безвозмездная помощь и т.п.).

В банковском деле трансфертом называется перечисление средств с одного счета на другой.

Цена трансфертная

-(англ. transfer price) разновидность оптовой цены предприятия. Применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же фирмы или предприятия.

Цена трансфертная получает все большее распространение при расчетах за поставку товаров и услуг в рамках международных обращений, фирм, компаний и транснациональных корпораций (в том числе между их филиалами и подразделениями, расположенных в разных странах), холдингов.

Ценой трансфертной назначаются головной компанией на узлы, детали, комплектующие изделия, полуфабрикаты или готовые технически сложные изделия, поставляемые филиалам, дочерним компаниям либо полученной от них. Эти цены обычно не подлежат разглашению. Кроме того, цены трансфертные используются для управленческих платежей и финансовых операций, например, при определении процента по внутрифирменным займам, а также часто применяются для манипулирования прибылью и перевода ее в страну с более мягким налоговым законодательством.

1. Общие трансферты (универсальные, выравнивающие) - это трансферты, которые не носят целевого характера. Общий трансферт предполагает субсидирование региональных бюджетов в части как компенсации недостаточной налоговой базы, так и дополнительных бюджетных затрат, необходимых для производства государственных услуг на уровне требуемого стандарта.

Формула общего трансферта

где - величина трансферта для i-го региона;

Численность населения i-го региона;

Стандартный душевой бюджетный доход;

Стандартная величина душевого бюджетного расхода;

Индекс отклонения величины налоговой базы i-го региона от стандартного уровня;

Индекс отклонения расходов в i-м регионе от стандартного уровня.

2. Целевые трансферты - это трансферты, которые предоставляют для решения определенных задач.

Виды целевых трансфертов :

а) проектные гранты , предназначенные для финансирования отдельных инвестиционных проектов (предоставляются, как правило, на конкурсной основе);

б) грант с открытым финансированием - грант, который компенсирует территории определенную часть их расходов по определенной статье (выделяются на законодательной основе);

в) особые трансферты , которые предоставляются для решения особых задач (землетрясения, ураганы, наводнения и различные политические события (забастовки), военные действия).

Особые бюджетные режимы - это бюджетные меры по развитию инвестиционной активности в депрессивных регионах.

Виды особых бюджетных режимов:

а) особые бюджетные режимы регионов и субъектов РФ (предполагается расширение бюджетной автономии региональных властей, полномочий по налогообложению и финансированию расходов);

б) особый локальный бюджетный режим (специальный бюджетный режим устанавливается на небольшой территории, где создаются специальные экономические зоны).

К инструментам бюджетного регулирования в РФ относятся:

а) нормативы отчислений от совместных налогов;

б) дотации, субсидии, субвенции:

- дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня для покрытия текущих расходов;

- субсидии - бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов;

- субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на осуществление определенных целевых расходов; стиционной активности в депрессивных регионах.

в) средства, поступающие по взаимным расчетам из ФБ в бюджет субъекта РФ в связи с принятием решений федеральным правительством и неучтенных в региональных бюджетах.

Для оказания финансовой помощи в составе бюджетов созданы:

(1) в федеральном бюджете -

Фонд финансовой поддержки регионов (ФФПР) ;


Фонд регионального развития;

Фонд компенсации;

Фонд софинансирования социальных расходов;

Фонд реформирования региональных финансов;

(2) в региональных бюджетах -

Региональные фонды финансовой поддержки поселений;

Региональные фонды финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);

Региональные фонды муниципального развития;

Региональные фонды софинансирования социальных расходов;

Региональные фонды компенсаций;

(3) в бюджетах муниципальных районов - районные фонды финансовой поддержки поселений.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (рис 3)

Рисунок 3 – Межбюджетные трансферты из федерального бюджета

Методика распределения Федерального фонда финансовой поддержки регионов Действует с 1994 г. Фонд образуется в составе федерального бюджета в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Методика его распределения неоднократно изменялась. С 1 января 2005 г. действует следующая методика.

1. Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ до распределения дотаций из Фонда (БО) определяется по формуле

БО=ИНП/ИБР

где ИНП - индекс налогового потенциала РФ;

ИБР - индекс бюджетных расходов субъекта РФ.

Индекс налогового потенциала (ИНП) - относительная (по сравнению со средним по РФ уровнем) оценка налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, определяемая с учетом уровня развития и структуры экономики субъекта Федерации.

Индекс бюджетных расходов (ИБР) - относительная (по сравнению со средним по РФ уровнем) оценка расходов консолидированного бюджета субъекта РФ по предоставлению одинакового объема бюджетных услуг в расчете на душу населения, определяемая с учетом объективных региональных факторов и условий.

Дотации из Фонда распределяются между субъектами РФ, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, пропорционально отклонению уровня расчетной бюджетной обеспеченности этих субъектов РФ от уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности.

Общий объем дотаций из Фонда, выделяемых субъекту РФ (ФФПР,) , определяется по формуле

ФФПР = Т1 + Т2 ,

где Т1 и T2; - объемы дотаций из Фонда, выделяемых субъекту РФ на первом и втором этапах соответственно.

Уровень, установленный в качестве первого критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, принимается равным 60%.

уровень, установленный в качестве второго критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, принимается равным 100%.

В 2000 г. был создан Фонд регионального развития , который предназначался для аккумуляции инвестиционных ресурсов, направляемых в регионы. Средства Фонда выделялись для финансирования федеральных программ развития регионов.

В 2001 г. в федеральном бюджете был создан Фонд компенсаций . Средства этого фонда в виде целевых субвенций направлялись на финансирование федеральных мандатов (решений, принятых федеральными органами власти). Цель его - обеспечение равного доступа всех граждан к социальным гарантиям государства.

Фонд софинансирования социальных расходов был создан в 2002 г. в составе федерального бюджета для частичного возмещения расходов территориальных бюджетов в связи с повышением первого разряда единой тарифной сетки работников бюджетных учреждений и предоставления населению субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Фонд реформирования региональных финансов был создан в 2002 г. для финансового оздоровления, содействия реформированию бюджетной сферы, стимулирования экономических реформ в регионах. Источником формирования фонда являлись средства займа в ВБРР и средства федерального бюджета.

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ в местные бюджеты предоставляются в форме:

Финансовой помощи местным бюджетам, в том числе дотаций из региональных фондов финансовой поддержки поселений, дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);

Субвенций местным бюджетам из региональных фондов компенсаций;

Средств, перечисляемых в федеральный бюджет в связи с погашением и (или) обслуживанием государственного долга субъекта РФ перед федеральными органами государственной власти и (или) исполнением иных обязательств субъекта РФ перед федеральным бюджетом;

Иных безвозмездных и безвозвратных перечислений;

Бюджетных кредитов местным бюджетам.

В целях унификации методологии формирования и распределения средств фондов финансовой помощи местным бюджетам Минфин РФ разработал и утвердил приказом от 27 августа 2004 г. № 243 «Методические рекомендации субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по формированию межбюджетных отношений».

Фонды финансовой поддержки муниципальных образований создаются в целях предоставления муниципальным образованиям финансовых ресурсов для обеспечения полномочий органов местного самоуправления. Эта задача решается путем сокращения отставания уровня бюджетной обеспеченности муниципалитетов с низким уровнем бюджетной обеспеченности собственными доходами от уровня, достаточного для выполнения муниципальных полномочий. То есть финансовая помощь выделяется муниципальным образованиям с недостаточным уровнем бюджетной обеспеченности. Но бюджетная обеспеченность зависит от налогового потенциала муниципального образования. Следовательно, для определения необходимости выделения финансовой помощи конкретному муниципальному образованию в процессе бюджетного планирования надо сделать расчеты его налогового потенциала и бюджетной обеспеченности. Налоговый потенциал - то оценка доходов, которые могут быть собраны в бюджет муниципального образования из налоговых источников, закрепленных за бюджетом муниципального образования. Уровень бюджетной обеспеченности показывает, во сколько раз больше или меньше объем доходов бюджета конкретного муниципального образования, приведенный к сопоставимому виду с помощью учета ценовых факторов и численности потребителей бюджетных услуг (населения), среднего по всем муниципальным образованиям данного типа объема доходов на душу населения.

Уровень бюджетной обеспеченно

сти муниципалитетов собственными доходами до распределения

средств фондов финансовой поддержки (БОг) может быть опреде

лен по следующей формуле:

БО = (НП/ (Н КПР))/(ПД/Н) ,

где НП - налоговый потенциал муниципального образования;

Н - численность населения муниципального образования;

ПД - суммарный по субъекту РФ прогноз поступлений налоговых доходов в бюджеты всех муниципальных образований одного типа;

Н - численность населения субъекта РФ.

Если уровень бюджетной обеспеченности муниципального образования, полученный с помощью данной формулы, больше единицы (например, 1,2), это означает, что оно обеспечено доходами выше, чем все муниципальные образования этого типа (на 20%).

И наоборот, если уровень бюджетной обеспеченности меньше единицы (например, 0,6), значит, это муниципальное образование обеспечено доходами в меньшей степени, чем муниципальные образования этого типа в среднем (на 60% от среднего уровня) .

Полученные уровни расчетной бюджетной обеспеченности служат базой для дальнейших действий по расчету финансовой помощи из фондов финансовой поддержки.

Выравнивание бюджетной обеспеченности может производиться различными методами, в частности методом

Пропорционального выравнивания;

Выравнивания до максимально возможного уровня;

Комбинированным методом.

1. Пропорциональный метод выравнивания бюджетной обеспеченности заключается в распределении средств фондов финансовой поддержки пропорционально отставанию уровня бюджетной обеспеченности муниципалитетов от уровня бюджетной обеспеченности, выбранного в качестве критерия выравнивания. То есть в случае принятия решения о том, что право на получение финансовой помощи на выравнивание бюджетной обеспеченности имеют муниципалитеты, уровень бюджетной обеспеченности которых отстает от среднего более чем на 30% (уровень бюджетной обеспеченности которых от 0 до 0,7), критерий выравнивания будет равен 0,7. Муниципальные образования, имеющие уровень бюджетной обеспеченности выше данного критерия выравнивания, не будут получать средства из фондов финансовой поддержки.

2. Метод выравнивания бюджетной обеспеченности до максимально возможного уровня заключается в распределении средств фондов финансовой поддержки таким образом, чтобы после выравнивания уровень бюджетной обеспеченности наименее экономически развитых муниципалитетов был одинаков.

3. Комбинированные методы предполагают либо использование последовательно метода пропорционального выравнивания и метода выравнивания до максимально возможного уровня, либо использование метода пропорционального подтягивания несколько раз с различными критериями выравнивания бюджетной обеспеченности.

Операция в системе национальных счетов. Экономический субъект предоставляет товары, услуги или активы другой стороне, не получая от нее возмещения взамен.

Трансферт простыми словами

Один человек имеет какие-либо ценные бумаги, документы на какое-то здание или просто деньги. И хочет передать это другому человеку или организации безвозмездно, скажем, в качестве помощи. Для этого он просто оформляет это документально и ставит свою подпись. Все, теперь владелец — тот, на кого переписаны эти материальные ценности.

Сущность и виды трансферта

Трансферт - различные платежи, услуги или товары, перераспределяемые на федеральном уровне на безвозмездной основе:

  • перемещение средств между счетами субъекта в результате сделки;
  • передача права собственности на ценные бумаги;
  • перераспределение акций общества между учредителями;
  • перемещение денежных средств из фонда поддержки регионов в бюджеты нижнего территориального уровня.

Трансферт включает в себя различные инструменты: дотации, субвенции и другие пособия.

Трансферт различается по видам:

  • текущий трансферт - отчисления подоходного налога, социальное страхование, пособия, добровольные взносы, подарки, штрафы;
  • капитальный вид - передача права собственности активов на безвозмездной основе.

Бюджетный трансферт

Официальный трансферт в госбюджете - безвозмездное необязательное поступление в виде дотации, субвенции, дарения, полученного от национального или иностранного учреждения государственного управления.

Действие трансферта зависит от его типа. Региональные или местные власти получают нецелевой трансферт для использования средств по своему усмотрению на цели. Процент федерального налога в бюджет субъектов страны или финансирование общественных благ - нецелевой трансферт.

Целевой трансферт - перемещение средств на определенные правительственные задачи. Программа - хороший метод передачи ресурсов для функций, важных с точки зрения Правительства.

Цели трансферта

Трансферт предоставляется для выполнения задач:

  • обеспечение вертикального баланса бюджета;
  • горизонтальное выравнивание дохода;
  • выравнивание доходов населения услугами, финансируемыми из казны;
  • стимуляция местных органов власти к политике, отвечающей интересам региона.

Трансферт из бюджетов всех уровней

Из федеральной казны страны трансферт предоставляется как помощь субъектам РФ, субсидирование программ правительства, регионам и другие безвозмездные перечисления.

Трансферы предоставляются на условиях:

  • соблюдение субъектами бюджетной и налоговой базы;
  • отсутствие долга перед федеральной казной;
  • запрет на предоставление госкредита из казны юридическим лицам.

Если в течение двух последних лет доля дотации превысила 50%, то средства предоставляются после подписания договора с Минфином страны о мерах по увеличению эффективности расхода бюджетных денег.

Трансферы предоставляются из бюджета субъекта:

  • субвенция местной казне из регионального фонда;
  • субсидии для долевого финансирования правительственных программ и приоритетных расходов на социальные нужды;
  • государственные кредиты из казны на год.

Местные бюджеты также предоставляют трансферт - дотации, обеспечивающие финансовую поддержку населению, и субсидии, направленные на решение муниципальных задач.

Любой вид трансферта - правительственный инструмент органов власти, помогающий регулировать финансы отдельных субъектов страны.

англ. transfer) – односторонняя передача на безвозмездной и безвозвратной основе денежных средств, товаров, услуг, материальных ценностей (права собственности) в порядке оказания финансовой помощи и предоставления компенсации. Значит. часть Т. носит социальный характер: разл. выплаты, льготы, помощь гражданам, предоставляемая в натуральной форме. В бюджетной сфере под Т. понимают любые формы перевода средств из бюджета одного уровня бюджетной системы в бюджет др. уровня, отчисления от налогов в порядке бюджетного регулирования. С помощью Т. региональные и местные бюджеты, органы соц. защиты населения получают средства для финансирования обязат. выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, др. соц. выплат, установл. гос. законодательством и нормативными актами органов местного самоуправления. В России к Т. относят дотации, определяемые на формализованной основе из Фонда финансовой поддержки регионов (см. Межбюджетные отношения) или Фонда финансовой поддержки муниципальных образований. Эти фонды создаются соответственно в федер. бюджете, в бюджетах субъектов РФ и распределяются исходя из рассчитываемых по формулам долей (в %) субъектов РФ или муницип. образований в фондах. Принятый в России со II кв. 1994 метод определения величины Т. состоит в установлении относит. нуждаемости в бюдж. средствах конкретного тер. образования по сравнению с др. тер. образованиями, также испытывающими потребность в финанс. помощи. Такой подход (если исключить капиталовложения, к-рые могут иметь большие перепады по годам) достаточно достоверно и устойчиво отражает «наиболее бедные», «бедные» и «благополучные» в финансовом отношении тер. образования. Объем же фонда финанс. поддержки определяется исходя из возможностей соответственно федер. бюджета и бюджета субъекта РФ. С 1999 начался новый этап реформирования межбюджетных отношений. В российской экономич. практике термин Т. стал употребляться с 1991 в связи со вступлением в Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития (см. Всемирный банк) и переходом статистики на систему национальных счетов. Различают текущие и капитальные Т. Текущие Т. осуществляются регулярно, связаны с уменьшением или увеличением текущих доходов граждан и хозяйствующих субъектов. К ним относят: выплаты из бюджета (пенсии, пособия, стипендии); добровольные взносы; гуманитарную помощь и др. Капитальные Т. – единоврем., значит. по масштабу безвозмездные передачи средств, связ. с приобретением или выбытием активов; получение субсидий на капит. вложения из бюджета; продажа осн. фондов по ценам ниже рыночных или их безвозмездная передача и др. Текущие и капит. Т. могут производиться не только в денежной, но и в натуральной форме (передача права собственности на капитал, предоставление бесплатных или по низким ценам услуг в области культуры, здравоохранения, образования и др.). В функцион. классификации расходов Т. неприбыльным (некоммерческим) орг-циям соц. сферы проходят по соотв. разделам, а Т. населению отражаются в осн. в разделах «Образование», «Здравоохранение и физическая культура», «Социальная политика». Капитальные Т. подразделяются на: Т. внутри страны (взносы в уставные фонды пр-тий и орг-ций, средства, передаваемые на финансирование капит. вложений или капит. ремонта, покрытие пр-тиям убытков прошлых лет, компенсацию потерь осн. фондов от стихийных бедствий, компенсации за счет бюджета выплат осн. сумм кредитов, предоставленных банками пр-тиям и населению и др.), и Т. за границу (безвозмездная помощь и т.п.). В банковском деле Т. называется перечисление средств с одного счета на другой.

В последнее время в бюджетном регулировании в России довольно часто употребляется термин «трансферт», который связывают с финансовой помощью в ходе бюджетного выравнивания. Несмотря на частое употребление, понятие трансферта практически не разработано отечественной наукой. Большинство авторов-экономистов относят трансферты к передаточным платежам безвозмездного и безвозвратного характера в виде формы перераспределения государственных бюджетных средств, приравнивая их к дотациям, и отмечают их отличие от субвенции; некоторые исследователи отождествляют трансферты со всей системой оказания межбюджетной финансовой помощи, что вызывает возражения других.

Трансферт - это:

1) перенос результатов сделки с одного счета на другой;

2) письменный приказ банка своему корреспонденту выдать определенную сумму денег лицу, указанному в этом приказе;

3) передача права владения именными ценными бумагами одним лицом другому и регистрация передачи собственности в регистрационных реестрах (книгах) компании. После такой регистрации дивиденды, финансовые отчеты, объявления о собраниях и т.д. высылаются компанией новому владельцу;

4) перераспределение акций АО на основе трансфертного документа среди своих акционеров;

5) в Российской Федерации применительно к бюджетной сфере понятие “Трансферт” означает перевод средств в бюджеты (дотация) нижестоящего территориального уровня из фонда финансовой поддержки регионов, в котором доля каждого субъекта РФ нуждающегося в финансовой помощи устанавливается расчетным путем. Под “Трансфертом” понимаются практически любые платежи, перераспределяемые на федеральном уровне.

В юридической литературе исследование термина «трансферт» как объекта бюджетных правоотношений находится пока на начальной стадии, поскольку его законодательное оформление еще не завершено, не ясна и его финансовая сущность.

Признаком дотации в трансферте является определенная денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета по решению соответствующего законодательного (представительного) органа власти в нижестоящий бюджет в форме безвозмездной и безвозвратной финансовой помощи в целях выравнивания его минимальной бюджетной обеспеченности (при недостаточности собственных и регулирующих доходов).

Признаком субсидии в трансферте выступает выделение денежных средств на условиях долевого финансирования целевых расходов. Долевое финансирование целевых расходов заключается в том, что с помощью трансферта покрывается часть текущих расходов нижестоящего бюджета бюджетной системы России (например, заработная плата работникам бюджетной сферы, оснащение школ учебной литературой, снабжение больниц медикаментами и т.д.). Трансферты не должны покрывать капитальные расходы бюджетов.

Поскольку термин «трансферт» довольно часто используется для обозначения экономических отношений, возникающих по поводу перераспределения части национального дохода в ходе бюджетного выравнивания, в том числе он упоминается и в БК РФ, то для того, чтобы придать термину «трансферт» нормативную урегулированность, необходимо сначала раскрыть его правовую сущность, а затем закрепить в понятийном материале Бюджетного кодекса Российской Федерации. В дальнейшем трансферт как форму финансовой помощи федеральный парламент должен закрепить в специальном финансовом законодательстве, что придаст межбюджетным отношениям большую урегулированность и не породит очередную правовую коллизию.

Поскольку в последнее время устоялось мнение, что кредитные ресурсы государства оказывают немаловажное воздействие на процесс бюджетного регулирования и в целом способствуют установлению слаженных межбюджетных отношений в федеративном государстве, то существенную научную и практическую ценность представляет исследование таких форм финансовой помощи, как бюджетная ссуда и бюджетный кредит.

Важной отличительной чертой правового положения бюджетной ссуды от других форм финансовой помощи является использование бюджетной ссуды как метода бюджетного регулирования на стадии исполнения бюджета, тогда как иные формы применяются на стадии его составления.

Финансовое право в основе рассматривает три вида Трансфертов: Межбюджетные, нефтегазовые и трансферты населению.

Межбюджетные трансферты предоставляются из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, из бюджетов субъектов Российской Федерации и из местных бюджетов в формах, установленных главой 16 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Операции с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми в форме субвенций и межбюджетных субсидий в рамках исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном федеральном законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. В определенных федеральным законом случаях бюджетам субъектов Российской Федерации могут предоставляться межбюджетные трансферты для их направления бюджетам отдельных муниципальных образований.

Рассмотрим подробнее формы межбюджетных трансфертов.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предусматриваются в составе федерального бюджета и распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Объем указанных дотаций определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Минимальный уровень бюджетной обеспеченности с учетом дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя которые могут быть получены консолидированным бюджетом, субъекта Российской Федерации исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала) и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом структуры населения социально-экономических географических климатических и иных объективных факторов и условий влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

В составе дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности могут быть выделены дотации, отражающие отдельные факторы и условия, учитываемые при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Объем указанных дотаций не может превышать 10 процентов объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Проект распределения дотаций между субъектами Российской Федерации вносится в Государственную Думу в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении.

В составе федерального бюджета могут предоставляться субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание обеспеченности в целях реализации ими отдельных расходных обязательств. Совокупность субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд финансирования расходов.

Цели и условия предоставления и расходования субсидий, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет. Выделение субсидий субъектам Российской Федерации на цели или в соответствии с условиями не предусмотренными федеральными законами или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации не допускается.

Порядок распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации и их объем устанавливаются федеральными законами о федеральном бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. При этом допускается утверждение не распределенного между субъектами Российской Федерации объема субсидий в размере не более 5 процентов общего объема соответствующей субсидии, утвержденного на первый год планового периода и не более 10 процентов общего их объема утвержденного на второй год Федеральным законом о федеральном бюджете отдельные виды межбюджетных трансфертов в том числе и субсидии могут не распределяться между субъектами Российской Федерации Средства фонда направляются в виде субсидий на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации:

по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

по осуществлению мер социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий;

на выплату ежемесячного пособия на ребенка в соответствии с законодательством;

на реализацию мероприятий, предусмотренных региональными программами переселения, включенными в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и др.

В целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, возникающих при выполнении переданных им отдельных полномочий Российской Федерации, предусмотрено выделение из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации. Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации распределяются в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации. Распределение субвенций между субъектами Российской Федерации осуществляется по единой для соответствующего вида субвенций методике пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей государственных (муниципальных) услуг, другим показателям с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг.

Указанные методики распределения субвенций представляются Правительством Российской Федерации в составе документов и материалов, вносимых в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Проект распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета включается в проект федерального закона о федеральном бюджете и утверждается при рассмотрении данного проекта во втором чтении. Допускается выделение субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для их предоставления местным бюджетам Субъекты Российской Федерации вправе предоставлять субвенции бюджетам муниципальных районов для предоставления их бюджетам поселений входящих в их состав.

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются в форме:

дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и муниципальных районов (городских округов);

субсидий местным бюджетам;

субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

иных межбюджетных трансфертов бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований из бюджетов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - устанавливаются законами указанных субъектов Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме:

дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;

субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;

субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);

иных межбюджетных трансфертов.

Межбюджетные трансферты из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления поселений бюджетного законодательства и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Нефтегазовый трансферт -- это часть средств федерального бюджета, используемая для финансирования ненефтегазового дефицита бюджета за счет нефтегазовых доходов. Ненефтегазовый дефицит возникает при превышении расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году над объемом доходов без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений.

В целях осуществления нефтегазового трансферта в составе федерального бюджета на основании ст. 96 9 БК РФ образуется Резервный фонд. Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

Вводя понятие «трансферты населению», закон точно определил его юридическое содержание, устанавливая виды трансфертов. К ним отнесены ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, которые установлены государственными нормативными актами и актами органов местного самоуправления; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов населения, возникающих как результат принятия государством решений, увеличивающих бюджетные расходы или сокращающих бюджетные доходы и ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти.