Когда заканчивать трапезу во время уразы. Как правильно держать Уразу женщине? Советы и рекомендации

Большинство наших читателей в эти знойные дни исполняют один из главных столпов ислама – держат уразу. Конечно же всех их интересуют вопросы правильного питания, благо, что есть из чего выбирать. Что же советуют специалисты-диетологи потреблять в пищу или напрочь исключить из своего рациона?

В первые дни рамадана продолжительность воздержания от приема пищи будет составлять около 20 часов, а потому необходимо питаться такими продуктами, в составе которых содержится значительное количество клетчатки. К таким видам продуктов относятся крупяные и бобовые культуры, например, ячмень, пшено, овес, просо, чечевица, нешлифованный рис, а также непросеянная мука и все блюда, которые готовятся из них.

Кроме того к продуктам, которые богаты клетчаткой относятся дробленые пшеничные зерна, овощи, зеленый горошек, кабачки, кукуруза, шпинат, листья свеклы, которые содержат в своем составе много элементов железа, фрукты и ягоды, миндаль, сушеные абрикосы, инжир и сливы.

Утреннее меню человека, который держит уразу, непременно должно состоять из ягод и фруктов, овощей, а также блюд, приготовленных из мяса и рыбы, хлеба и что-нибудь из молочных продуктов.

Диетологи советуют во время поста не усложнять меню кулинарными изысками и отдавать предпочтение различным легким блюдам, в особенности салатам из ягод и фруктов, а также из овощей. Заправлять их можно растительным маслом и йогуртом. Такие салаты не раздражают слизистую оболочку желудка и улучшают процесс пищеварения. Полезны для здоровья супы и бульоны, приготовленные из овощей, рыбы, нежирной говядины и курятины. Хорошо усваиваются желудком блюда из картофеля, а также протертого гороха. Следует воздержаться от жареного мяса и рыбы, заменив их тушеной курятиной или паровыми котлетами. Такие блюда хорошо усваиваются и богаты витаминами.

Специалисты рекомендуют утром употреблять в пищу кашу из гречки, риса, пшена. Следует заметить, что хорошо проваренные крупы обладают защитными свойствами слизистой оболочки желудка. Приветствуется употребление в пищу персиков, бананов, яблок и груш, которые богаты различными полезными микроэлементами.

Во время ифтара не надо стремиться быстро заполнить желудок жидкостью и пищей. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) начинал ифтар с употребления фиников, а затем читал намаз. Сахар, содержащийся в составе фиников, придавал человеку ощущение сытости. Помимо этого финики известны, как фрукты, придающие человеку силы и восстанавливающие затраченную в течение дня энергию.

Если разговляться блюдами, приготовленными из мяса и овощей и при этом употреблять много хлеба, то для их усвоения желудком и превращения части этих ингредиентов в сахар потребуется много времени.

А на ужин диетологи советуют готовить диетические низкокалорийные блюда из овощей, рыбы и молочных продуктов и не слишком увлекаться мясными блюдами.

В связи с тем, что погода стоит по-летнему жаркая рекомендуется после ифтара выпивать по 2-3 литра воды. Специалисты-диетологи призывают исключить из меню газированные напитки, в том числе такие, как фанта, пепси и заменить их натуральными соками, минеральной водой и травяным чаем. В процессе приготовления блюд рекомендуют внимательно подбирать специи и дозировать использование лука, чеснока, кинзы, тмина и горчицы, так как они стимулируют выработку в организме соляной кислоты, что способствует улучшению аппетита, однако это может вызвать раздражение слизистой оболочки желудка. Надо помнить, что, употребив во время сухура соленую и обильно приправленную специями пищу, то после этого целый день будешь ощущать жажду.

Нелегко соблюдать пост целый день без воды и питья. Особенно тяжело проходят первые дни уразы. Как подготовиться к уразе? Как приучить организм? При наличии каких заболеваний нельзя держать пост? Какую пользу приносит ураза с точки зрения медицины? На эти и другие вопросы отвечает заместитель главного врача Республиканской клинической инфекционной больницы, врач, соблюдающий пост вот уже 15 лет, Рустам Фахертдинов.

– Рустам Хамитович, кому нельзя соблюдать пост?

– С точки зрения ислама, не соблюдать пост могут несовершеннолетние дети, пожилые, беременные женщины и кормящие матери. А вот с точки зрения медицины нельзя держать уразу при сложных формах заболеваний – диабете, язве желудка, хронической сердечной недостаточности, ишемии, болезни сосудов, тромбообразовании. Беременным можно перенести уразу на более поздний срок. А те, у кого нет возможности соблюдать пост или это невозможно по состоянию здоровья, могут каждый день накормить одного нуждающегося, то есть отдавать садаку фидия.


– Соблюдение уразы – стресс для организма. Как и когда нужно начинать готовиться к посту, чтобы не пришлось в тягость?

– В исламе кроме уразы Рамадан есть дополнительный пост нафль. Наш пророк держал уразу каждый понедельник и четверг. Чтобы приучить организм, можно держать несколько дней поста по начала месяца Рамадан. Человек должен условно разделить желудок на три части, и не только во время поста. Это – сунна Пророка. Одна часть – для еды, вторая – для воды и третья для воздуха. У нас зачастую культура питания такова, что встаем из-за стола, наевшись до отвала. Информация о том, что организм наелся, до мозга доходит только через 20–30 минут после принятия еды. А за эти полчаса человек может съесть много чего. Потом, конечно, жалеет об этом. Поэтому нужно вставать со стола, не насытившись полностью. Вот это и есть способ подготовки организма к стрессу.

– Некоторые, по указанию врача, должны принимать лекарство три раза в день. Можно ли менять время принятия препарата во время уразы?

– Это зависит от болезни. Некоторые лекарства может принимать дважды в день. В этом году ураза приходится на лето, когда дни длинные. Может получиться так, что препараты можно будет принимать один раз в сутки. А если больному нельзя пропустить прием лекарств, то можно перенести уразу на то время, когда дни будут короче.

– В нашей местности постящимся приходится не кушать и не пить по 18–19 часов. Какие советы нужно учитывать, чтобы не обессилеть?

– Человек должен употреблять в день не менее двух литров воды. Постящемуся необходимо выпивать столько воды после ифтара. Конечно, не сразу. Если организм не будет нуждаться в жидкости, то не обессилит. В жаркие дни нужно пить еще больше. Особенно полезны минеральные воды. Потому что в жару мы теряем много соли через пот. Чтобы держать в балансе водно-солевой обмен, можно во время уразы принимать комплекс минералов и витаминов. Вода необходима особенно. Жажда отразится и в деятельности сердца и сосудов: кровь сгущается, могут возникнуть тромбы. Во время сухура обязательно нужно есть или хотя бы выпить воды. Наш Пророк тоже говорил о пользе сухура.


– Чем лучше питаться, чтобы в течение дня сохранить силы и не захотеть есть и пить?

– Что касается напитков, пейте то же, что и употребляли до уразы. Если раньше пили черный чай, то не надо переходить на зеленый, или наоборот. Нашему мозгу и мускулам необходима глюкоза. Поэтому ешьте продукты с углеводами. Но это не должны быть быстрые углеводы – сахар и конфеты, от них только навредите. Нужно есть фрукты, богатые глюкозой. После ифтара можно начать трапезу финиками или изюмом. Первые или вторые блюда – разницы нет. Главное, после ифтара не наброситься на еду резко. Это – стресс для организма и создает тяжесть в желудке. Не зря во время ифтара делают глоток воды или съедают один финик и сразу же удаляются для чтения намаза. Нужно приучиться к тому, чтобы есть понемногу до утреннего сухура.

– Некоторые ощущают пользу кофе. Но он, хоть и утоляет чувство голода, вызывает жажду. Можно ли пить кофе во время поста?

– Кофе – и полезный и вредный одновременно напиток. Если организм обессилен, то он усугубит состояние. Как невролог могу сказать одно: среди нервных узлов, исходящих из головного мозга, есть специальные соединения – синапсы. Там находятся нейромедиаторы – они передают импульс из одной нервной клетки в другую. Кофе стимулирует работу этих медиаторов. И тогда человек просыпается и начинает чувствовать себя хорошо. Если человек без сил, значит, медиаторов и так мало. Организм не может восстановиться, а выпив кофе, человек, наоборот, теряет силы.



– Как начать первый день поста, чтобы правильно его организовать?

– Я сам стараюсь брать отпуск с началом уразы. В этом году так же ухожу на отдых. Кто-то, вероятно, может в этот день взять отгул на работе.

На самом деле первый день уразы – время адаптации организма, стресс. Но это полезный стресс. Недавно прочитал слова руководителя лаборатории нейробиологии национального института проблем старения США Марка Мэттсона. Он пишет, что кратковременное голодание полезно для нервных клеток. Клетки переживают стресс, во время голодания формируются кетоны, они способствуют выработке в клетках энергетических станций – митохондрий. Они в свою очередь улучшают память. Этот специалист считает, что в целях профилактики болезни Альцгеймера полезны кратковременные голодания. Также недавно читал об исследованиях биологов университета в Массачусетсе. Они пишут, что голодание в течение 24–48 часов полезно для кишечника.

Любой стресс может принести пользу. Наши дедушки и бабушки не могли себе позволить есть столько, сколько сейчас едим мы. А какая продолжительность жизни! Они всю жизнь не наедались, и организм постоянно был в состоянии стресса. Ураза – это отдых для желудка, поджелудочной железы, кишечников. Такие перерывы нужны и важны нашему организму.



– Не вредно ли голодать на протяжении дня и кушать на ночь? Многие боятся, что питание перед сном приводит к ожирению.

– Об этом я уже сказал – не нужно наедаться. Через два-три дня организм уже привыкает к такому режиму и не просит много еды. Конечно, если много есть, можно прибавить в весе и во время уразы. Знаю такие случаи.

– По мнению хазратов, организму требуется три дня, чтобы привыкнуть к посту. Что считает на этот счет медицина?

– Да, необходимо два-три дня. Лично мне для привыкания хватает и одного дня. Организм может приучиться ко всему, Всевышний так задумал. Человек чаще хочет не кушать, а пить. Особенно в жару. Во время голодания организм начинает использовать свои запасы – гликогены.

– Как подготовить себя перед уразой, чтобы резко не остановить работу организма?

– За две недели можно отказаться от обеда и заменить его водой. Можно уменьшить порции еды и пить вместо этого воду.



Обсудить ()

Как известно, уже через несколько дней начнётся Рамадан - это свящённый для всех мусульман со всего мира месяц. Он считается самым лучшим, светлым и долгожданным месяцем в году, о чём говорил ещё пророк Мухаммед. Весь этот месяц правоверные мусульмане со всего мира посвящают духовности: чтению Корана, молитвам и так далее. Однако главной особенностью Рамадана является строгий пост (так называемая ураза), который держат мусульмане и мусульманки.

В этой статье вы сможете узнать немного об истории Рамадана, а также найти множество рекомендаций и советов касаемо поста и молитв в священный месяц.

Как правильно держать пост в месяц Рамадан: смысл и значение священного месяца Рамадана у мусульман

Как известно, Рамадан - это самый жаркий и знойный месяц в большинстве исламских государств. Именно в этот месяц правоверные мусульмане отказываются от многих жизненных благ, ущемляя свою плоть, возвышая таким образом свой дух. Это имеет глубокий символизм: таким образом набожные верующие демонстрируют всему миру силу и мощь своей веры, а также самоотверженность, с которой они готовы идти на жертвы ради своей веры. Согласно преданию, пророк Мухаммад говорил, что в Рамадан двери Рая открываются для правоверных, а вот двери Ада напротив, закрываются, что несёт для мусульман глубокий символизм и имеет немалую важность. Мусульмане свято верят, что в этот месяц у них есть гораздо больше возможностей заслужить прощение за злые дела и мысли, уравновесив или даже перевесив их добрыми делами и чистыми помыслами. Именно поэтому в Рамадан правоверным необходимо постоянно молиться и просить у Аллаха прощения за всё содеянное, а также укрощать тело своё, чтобы возвысить таким образом свой дух. Следует вместе с тем отметить, что не только физический пост имеет место быть, но гораздо важнее пост духовный. Именно поэтому в Рамадан мусульмане воздерживаются не только от пищи или вина, но и от дурных, похотливых и жадных мыслей, а также не позволяют себе никакой интимной близости. Пост, как говорил пророк Мухаммад (а через него говорил Аллах) совершается ради Бога, и Бог благодарит за пост правоверного мусульманина.

Как правильно держать пост в месяц Рамадан: как соблюдается пост в священный месяц, что нужно делать и чего нельзя

Как известно, пост в Рамадан является одним из столпов ислама, то есть обязательным для каждого правоверного. Прежде всего необходимо придерживаться поста у себя в душе: не думать о порочном и греховном, не предаваться мыслям о еде и вине, не впасть в искус похотливых мыслей, не впадать также в грех уныния. Следует также совершать только добрые поступки, помогать всем, кому можно, не сквернословить и не ссориться. Всё это в сумме с физическим укрощением тела помогает мусульманам духовно очиститься и стать таким образом ближе к Аллаху.

С рассвета и до заката солнца (то есть, целый день вплоть до вечерней молитвы) в Рамадан запрещается есть и пить. Ничего нельзя принимать в пищу, будь то даже простой ржаной хлеб или пресная вода. При этом следует избегать даже попадания еды или пищи на тело человека. Однако если постящийся сделал что-либо рефлекторно (к примеру, по привычке выпил с утра стакан воды), то пост не считается нарушенным, однако впредь предписывается быть внимательным. Само собой также нельзя курить сигареты, кальян и любые другие вещества во время поста, а также принимать любые наркотические и иные средства. При этом законы поста не распространяются на ночное время. Таким образом, ночью можно выкурить сигарету, выпить вина, съесть какую-либо пищу, а также (в случае сильного желания) предаться любовным утехам (само собой, в рамках дозволенного и без особых излишеств).

Всё вышеперечисленное в равной степени касается как мужчин, так и женщин. Следует помнить, что нарушение поста является запретным действием (харам) и оскорбляет Аллаха, пророка Мухаммеда и ислам.

В этом году в исламском мире священный месяц Рамадан продлится с 9 июля по 7 августа. Всем мусульманам следует соблюдать правила поста. Всем кавказцам рекомендую читать данный пост, чтобы они соотносили свое поведение и не позорили звание мусульманина.
Еще в тему

Правила поведения в месяц Рамадан

Священный месяц Рамадан является особенным месяцем в году. Есть изречение (хадис) Пророка Мухаммада, в котором говорится, что с наступлением месяца Рамадан открываются врата Рая, закрываются врата Ада и привязываются шайтаны, чтобы они не вредили мусульманам, не сбивали их с Пути Истины. Если бы люди знали все преимущества месяца Рамадан, то они бы пожелали, чтобы он длился вечно.

В этом месяце многократно увеличиваются шансы кающихся быть прощенными, возможности перетянуть чашу весов своих деяний в сторону добра. Поэтому с наступлением месяца Рамадан необходимо просить прощения у Всевышнего Аллаха за ранее содеянные грехи, стараться совершать как можно больше добрых дел и воздерживаться от всего запретного, нежелательного, ибо награда за добрые деяния и наказание за совершение плохих деяний увеличиваются многократно именно в этом месяце.

Соблюдение поста в месяце Рамадан и награда за него является особым даром Всевышнего Аллаха мусульманам. «Пост соблюдается ради Меня, - говорит Всевышний, - и Я вознаграждаю за него». Смысл этих слов в том, что награда за пост увеличивается многократно, и счет тому знает только Всевышний Аллах.

ПОСТ В МЕСЯЦЕ РАМАДАН

Пост в месяце Рамадан является одним из столпов Ислама, т.е. одной из обязанностей, возложенных на каждого мусульманина Всевышним Аллахом.

Пост (саум) в переводе с арабского означает «воздержание». А по шаритату - это воздержание в течение светового дня от еды, питья, половых отношений и т.п., т.е. всего того, что нарушает пост.
Помните, пост - это не только воздержание от еды и питья, но и воздержание от грехов, совершаемых языком и другими частями тела. Не следует говорить о ком-либо плохо, делать дурные поступки, а наоборот, в этом месяце следует стараться совершать как можно больше добра.

Соблюдение поста по всем правилам очищает мусульманина как физически (от вредных накоплений в организме), так и духовно (от лени, беззаботности). Пост помогает сытому понять состояние голодного. Кроме того, он помогает осознать и оценить Милость Всевышнего Аллаха, которой Он одаряет Своих рабов и т.д.
Обязательный (фарз) пост предписан тем, кто является:

1. Мусульманином (мусульманкой);

2. Совершеннолетним (в среднем 14,5 лет);

3. Умственно полноценным;

4. Физически здоровым и способным соблюдать пост.

ОБЯЗАННОСТИ (ФАРЗЫ) ПОСТА

Чтобы пост стал действительным, необходимо соблюдать следующие условия:

1. Намерение (ният): оно совершается мысленно. Желательно (сунна) его произнести вслух. Форма нийята: «Я намереваюсь соблюдать завтра обязательный (фарз) пост месяца Рамадан этого года ради Великого Аллаха». В намерении уточняется день, месяц, год и упоминается, что пост является обязательным (фарзом).

Нийят необходимо произносить в каждый день. Например, если мы завтра собираемся держать пост, то намерение мы делаем сегодня после захода солнца и до начала рассвета следующего дня.

По забывчивости мы можем упустить время, в течении которого совершается намерение, и чтобы застраховать себя, можно сделать дополнительное намерение в начале на целый месяц. К примеру, если завтра первый день месяца Рамадан, то сегодня, после захода солнца и до рассвета делаем такое намерение: «Я намериваюсь по мазхабу имама Малика соблюдать весь месяц Рамадан обязательный пост этого года ради Великого Аллаха».

2. Воздержание от действий, прерывающих пост в период от начала рассвета до захода солнца.

3. Знание о времени начала и конца поста.
Пост начинается с момента наступления рассвета и заканчивается с заходом солнца.

ДЕЙСТВИЯ, ПРЕРЫВАЮЩИЕ ПОСТ

1. Прием пищи и питья
В период с момента наступления рассвета, т.е. до начала времени намаза и до захода солнца, т.е. до наступления времени вечернего намаза, необходимо воздерживаться от приема пищи, то есть нельзя ни есть, ни пить. Кроме того, ничего не должно поступать вовнутрь тела через естественные отверстия (рот, нос, уши, глаза, половые органы, анальное отверстие). Например, нельзя чтобы вода зашла в ушное отверстие, нельзя курить и т.д. Но если человек съест или выпьет что-либо, забыв, что соблюдает пост, то он не нарушается. В этом случае, он, вспомнив об этом, обязан тут же прекратить есть или пить. Если же постящийся, совершая омовение, наберет воды в рот, помня о посте, и чрезмерно полоская рот, проглотит ее, то пост нарушается.

Перед рассветом, после употребления пищи, то есть до начала поста необходимо тщательно очистить полость рта от остатков пищи, так как если во время поста проглатывются мелкие остатки пищи, оставшиеся между зубов или в другой части полости рта, то нарушается пост.
Если постящийся проглотит слюну, то пост не нарушается, а, проглотив мокроту, поступающую в ротовую полость, нарушается. Но если мокрота из горла поступила в желудок, минуя полости рта, то пост считается не нарушенным. Если десны кровоточат и постящийся проглотит кровь со слюной, то в этом случае пост нарушается.

2. Рвота.
Во время поста нельзя сознательно вызывать рвоту, ибо это нарушает пост. Если же постящийся вырывает против своей воли, то пост не нарушается, в этом случае следует только прополоскать рот.

3. Половые отношения.
Половая близость во время поста, то есть в период от начала рассвета до захода солнца, не только нарушает пост, но и оскверняет его. Поэтому в таких случаях необходимо не только возместить пост, но и выплатить определенный размер штрафа (кафара) (штраф возлагается только на мужчин). Штраф в этом случае предусматривает дополнительные посты два месяца подряд, то есть без перерыва, а если состояние здоровья не позволяет поститься, то необходимо накормить 60 бедняков. Супругам также нежелательно заниматься интимными ласками.

Супругам, имевшим ночную близость, желательно искупаться до начала поста. Но если они не успеют искупаться до начала рассвета, то пост не нарушается. Здесь уместно напомнить, что в состоянии осквернения, то есть, не искупавшись после близости, нежелательно спать, есть, пить, не сделав хотя бы омовение.

4. Оргазм (семяизвержение)
Оргазм, произошедший в состоянии бодрствования, независимо от того, произошел он в ходе половой близости или при других возбуждающих обстоятельствах (ласки, поцелуи и т.д.), также нарушает пост. Но если оргазм произошел во время сна (поллюция), то это не нарушает пост. В этом случае следует искупаться и продолжить пост.

5. Менструация и роды (послеродовые выделения).
Появление менструации даже перед заходом солнца нарушает пост.

МАКРУХИ ПОСТА (как в месяце Рамадан, так и в другое время).

1. Поститься несколько дней подряд без принятия пищи. К слову сказать, пост несколько дней подряд без принятия пищи был разрешен только пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует. Сам же он запрещал своим сподвижникам совершение такого непрерывного поста.

2. Частые поцелуи. Понятно, что при возбуждении это может закончиться либо семяизвержением, либо половым актом, а второе не исключает первого.

3. Трата времени на бесполезные вещи.

4. Проба пищи на вкус. Если женщина знает, что нужно положить то-то и то-то, и если пробовать еду на вкус не обязательно, то этого делать нельзя.

5. Жевать жевательную резинку, даже сплевывая слюну. Жевать определенные листья нежелательно.

6. Действия, ослабляющие постящегося. Пример: кровопускание.

7. Полоскать горло.

8. Долго мыться в бане, купаться в бассейне, так как есть опасность попадания воды в рот.

ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПОСТА

1. Согласно хадисам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) желательно своевременный принять пищу, не затягивая, сразу после наступления времени вечернего намаза.
Открывать пост желательно фиником, чистой водой или же чем-нибудь сладким.

2. К еде желательно приступать с именем Аллаха, то есть со словами: «Бисмиллаhи ррахIмани ррахIим» и с мольбой о принятии поста.

3. Желательно принять пищу перед началом времени поста, то есть до рассвета, и рекомендуется прекратить еду примерно за 15-20 минут до наступления времени утреннего намаза (начала рассвета).

4. Желательно также накормить вечером тех, кто постился. Согласно хадису, тот, кто накормил вечером постившегося, получит такую же награду, как и тот, кто постился. Притом награда тому, кто постился, от этого не убавляется.

ДЕЙСТВИЯ, НА КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ

Во время поста надо беречь основные свои органы (части тела) от запретного и нежелательного, использовать их для служения Всевышнему Аллаху, выполняя Его Волю.

1. Глаза надо беречь от взгляда на недозволенное.

2. Язык необходимо беречь от лжи, споров, упоминания другого
человека недобрым словом, от бесполезных разговоров и ненужных слов.

3. Уши необходимо оберегать от слушания лжи, клеветы, споров, упоминания отсутствующих людей недобрым словом, бесполезных речей и ненужных слов, то есть необходимо удалиться из мест, где ведутся такие разговоры.

4. Ноги нужно беречь, чтобы они не ходили в недозволенные места с целью выполнения недозволенного, нежелательного, ненужного.

5. Руки необходимо беречь, чтобы они не делали недозволенное, нежелательное, ненужное.

6. Живот необходимо беречь от употребления недозволенной пищи и питья, добытой недозволенным способом (харам), в особенности от употребления алкоголя.

УВАЖЕНИЕ К МЕСЯЦУ РАМАДАН

В месяце Рамадан в дневное время нередко можно увидеть людей, считающих себя мусульманами, с сигаретой во рту, грызущими семечки, пьющими напитки или жующими что-нибудь. Такое демонстративное проявление пренебрежительного отношения к посту в месяце Рамадан является еще большим грехом, чем его несоблюдение. Таким образом, эти люди совершают двойной грех, не говоря уже о проявлении невоспитанности и бескультурья.

Место силы на Кавказе для всех людей всех конфессий находится в предместьях Ставрополя. Там сейчас строится целый новый город -

Вниманию читателя предлагается перевод ответа на вопрос относительно принятия пищи во время утреннего азана во время поста, с сайта шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида islam-qa.com

Вопрос :

Каков хукм принятия еды [в месяце Рамадан] постящимся во время утреннего азана? И как понять хадис Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Если наступит время молитвы, а в руке одного из вас будет [посуда с едой], то пусть он не ставит ее, пока не выполнит свою нужду»?

Ответ :

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Во-первых: Хадис, который упомянул спрашивающий, не приводится в подобном виде. Его правильная форма: Передается от Абу Хурайры , да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь из вас услышит призыв на молитву, а в это время в его руке будет посуда [с едой], то пусть он не ставит ее, пока не выполнит свою нужду». Хадис привели Ахмад (10251), Абу Дауд (2350), а также шейх аль-Альбани назвал его достоверным в книге «Сахих Абу Дауд». Разъяснение это хадиса учеными будет позже.

Во-вторых: Постящемуся в месяц Рамадан необходимо воздерживаться от принятия еды с момента наступления истинного рассвета до заката солнца. Таким образом воздержание [от всего нарушающего пост] начинается с рассветом, а не с азаном. Всевышний Аллах сказал: (Сура «Корова», аят 187). Тому, кто будет без сомнений знать о наступлении рассвета обязательно воздержание от пищи. Если у него во рту будет пища, то ему необходимо извлечь ее, не то его пост будет нарушен вместе с попадание еды во внутрь.

Тому же человеку, который не знает точно о наступлении рассвета, можно есть до полной уверенности. Также [можно продолжать есть], если он знает, что муэдзин призывает на молитву раньше положенного срока, или если есть сомнения в том, призывает он на молитву вовремя или раньше времени. В такой ситуации ему можно продолжать есть, однако предпочтительней остановиться с того момента, как он услышит азан.

Что касается упомянутого хадиса, то ученые объяснили, что муэдзин в этом случае призывал на молитву до наступления рассвета.

Имам Ан-Навави , да смилуется над ним Аллах, сказал в книге «Маджму’»: «Мы упомянули, что человек, узнавший о наступлении рассвета, в то время как у него во рту есть пища, должен выплюнуть ее и продолжать соблюдение поста. Если же он проглотит ее, зная о рассвете, то его пост будет нарушен. В этом нет разногласий. Доводом на это является хадис, передаваемый от Ибн Умара и Аишы , да будет доволен ими Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине Биляль призывает на молитву ночью [то есть, до наступления времени намаза], так ешьте и пейте же до того, пока на молитву не призовет Ибн Умм Мактум ». Хадис передали аль-Бухари и Муслим , а в «Сахихе» есть и другие хадисы с подобным смыслом.

Что касается предания от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь из вас услышит призыв на молитву, а в это время в его руке будет посуда [с едой], то пусть он не ставит ее, пока не выполнит свою нужду», а в другом предании: «Муэдзин призывал на молитву при рассвете», то первый из них передал имам Хаким и сказал: «Это достоверный хадис, соответствующий условиям Муслима». Два этих хадиса также передал Байхаки и сказал: «Это означает, как говорит большинство ученых, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, знал, что он призывает на молитву до наступления времени намаза, так что питье получалось незадолго до наступления рассвета». Он сказал: «А что касается слов «при рассвете», то есть вероятность, что эти слова были не словами Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, а также, что это предание говорит о втором азане. Таким образом получается, что слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Если кто-нибудь из вас услышит призыв на молитву, а в это время в его руке будет посуда [с едой], то пусть он не ставит ее, пока не выполнит свою нужду» повествуют о первом азане и соответствуют хадисам, переданным Ибн Умаром и Аишей, да будет доволен ими обоими Аллах». Он сказал: «На этом смыслы хадисов совпадают. Вся помощь от Аллаха и Он знает лучше!»

Ибн аль-Кайим , да помилует его Аллах, упомянул в книге «Тахзибу с-сунан», что некоторые праведные предшественники следовали явному смыслу хадиса, приведенного в вопросе, и дозволяли есть и пить во время утреннего азана [в месяц Рамадан]. Затем он сказал: «Большинство ученых (джумхур) считают, что время сухура заканчивается с рассветом. Это мнение четырех имамов и большинства исламских правоведов. Такое же мнение передается от Умара и Ибн Аббаса , да будет доволен ими Аллах. Их доводом служит хадис Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «…ешьте и пейте до того, пока на молитву не призовет Ибн Умм Мактум. А он не призывал на молитву, кроме как после наступления рассвета», так передает аль-Бухари. В некоторых других версиях сказано: «Он был слепым человеком и не призывал на молитву, пока ему не говорили: «Наступил рассвет! Наступил рассвет!»». А также джумхур взял доводом слова Всевышнего Аллаха: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи» , а также слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «ешьте и пейте до того, пока на молитву не призовет Ибн Умм Мактум», а также его слова: «Рассвет бывает двух видов. Что касается первого из них, то он не запрещает есть пищу и не дозволяет совершение [утренней] молитвы. Что же касается второго из них, то он запрещает принимать пищу и дозволяет совершение молитвы». Передал Байхаки в книге «Сунан»».

До нас дошли предания от некоторых праведных предшественников, которые указывают на дозволенность принятия еды постящимся, пока тот не удостоверится в наступлении рассвета. Ибн Хазм , да помилует его Аллах, привел некоторое количество таких преданий. Из них: «что Умар ибн аль-Хаттаб , да будет доволен им Аллах, говорил: «Если два человека будут сомневаться в наступлении рассвета, то пусть едят, пока не убедятся в нем».

Передается от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах: «Аллах дозволил пить воду, когда ты сомневаешься, то есть при рассвете…».

Передается, что Макхуль , да помилует его Аллах, сказал: «Я видел как Ибн Умар взял ведро воды зам-зам и сказал двум мужчинам: «Наступил ли рассвет?». Один из них сказал «Да», а другой сказал «Нет». Тогда Ибн Умар выпил воду».
Ибн Хазм прокомментировал хадис, который был приведен в вопросе, а также схожие с ним предания таким образом: «Все это указывает на то, что они не были убеждены в наступлении рассвета и так хадисы согласовываются с Кораном» (См. книгу «Аль-Махалли» 4\367).

Нет сомнений в том, что большинство муэдзинов сегодня опираются в [определении времени молитвы] на часы и рузнама, а не на видение рассвета. Это не считается убежденностью [якын] в том, что наступил рассвет и пост того, кто будет принимать пищу в это время, будет действительным. Хотя лучше и надежнее воздержаться от еды.

Шейха Ибн База , да помилует его Аллах, спросили: «Каков шариатский хукм относительно поста того человека, который продолжил принимать пищу, услышав азан?» И он ответил: «Верующему необходимо воздержаться от принятия того, что нарушает пост, как еда и питье, когда для него прояснится, что наступил рассвет, если его пост является обязательным, как пост в месяце Рамадан, пост-обет или пост-штраф (кафарат). Всевышний Аллах сказал: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи» (Сура «Корова», аят 187). Так, если он услышит азан и будет знать, что этот азан бывает точно во время рассвета, то ему необходимо прекратить принятие пищи. Если же муэдзин призывает на молитву до наступления рассвета, то ему не обязательно прекращать принятие пищи и можно есть и пить до того момента, пока он не убедится в наступлении рассвета.

Если же он не знает, призывает ли муэдзин на молитву до наступления молитвы или после нее, то лучше и надежнее прекратить принятие пищи, однако, если он выпьет воду или съест что-либо во время азана, то это ему не повредит, так как он не знает о наступлении рассвета.

Известно, что те, кто живет в городах, освещаемых электрическими лампами, не в состоянии узнать невооруженным глазом о точном наступлении рассвета, поэтому ему желательно предостеречь себя [от попадания в ошибку], следуя азану и расписанию молитв, которые обозначают время наступления рассвета по часам и минутам, следуя хадису Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Оставь то, что вызывает у тебя сомнения и возьмись за то, что сомнений у тебя не вызывает», а также словам Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Тот, кто будет остерегаться сомнительного, тот сохранит свою религию и честь». Аллах обладатель помощи!»

Также был спрошен шейх Ибн Усаймин , да помилует его Аллах: «Вы сказали, да сохранит вас Аллах, что необходимо завершить принятие пищи сразу после того, как человек услышит азан. Однако, уже несколько лет, некоторые люди продолжают принимать пищу до окончания азана. Каков хукм их действия?» Он ответил: «Азан на утреннюю молитву бывает или до наступления рассвета или после него. Если он будет после него, то необходимо прекратить принятие пищи сразу после того человек услышит азан, так как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине Биляль призывает на молитву ночью [то есть, до наступления времени намаза], так ешьте и пейте же до того, пока на молитву не призовет Ибн Умм Мактум. Поистине он не призывает к молитве пока не наступит рассвет». Если ты знаешь, что муэдзин не призывает к молитве кроме как после наступления времени молитвы, то сразу останови принятие пищи, при звуке азана. Если же муэдзин призывает к молитве опираясь на расписание намазов или на время, то дело в таком случае легче.

Основываясь на этом мы скажем спрашивающему: Вам не обязательно возмещать то, что уже прошло, потому что вы не были убеждены в том, что принимаете пищу после наступления рассвета. Однако в будущем человеку необходимо предостерегать себя и слыша муэдзина прекращать принятие пищи» (См. книгу «Фатава рамадан», стр. 204).

Также шейх, да помилует его Аллах, сказал, обращая внимание на то, что говорят о расписании молитв и его неточности: «Некоторые люди бросают сомнения относительно точности того расписания молитв, которое мы имеем. Они говорят: «Оно [расписание молитв] опережает рассвет. Мы вышли в пустыню и вокруг нас не было световых ламп, и видели, что рассвет бывает позже [времени, указанного в расписании]». Некоторые из них преувеличили и сказали, что рассвет бывает позже на треть часа».

Однако достоверно, что это неправильное преувеличение. То, что нам проясняется, это то, что расписание, которое есть у людей сейчас, опережает рассвет, в частности, на пять минут. То есть, если ты будешь есть, в то время как он призывает на молитву по расписания, то в этом нет проблем, кроме того случая, когда муэдзин остерегается ошибки и призывает к молитве чуть позже. Некоторые муэдзины, да воздаст Аллах им благом, остерегаются и не призывают к молитве кроме как после истечения пяти минут от времени расписания. А некоторые невежественные муэдзины дают утренний азан раньше времени, думая, что это более надежно для поста. Однако они забывают о том, что проявляют небрежность в том, что более важно, чем пост, а это утренняя молитва. Возможно кто-то совершит утреннюю молитву раньше времени, опираясь на их азан. А если человек совершит молитву раньше времени даже вступительным такбиром, то его молитва не будет засчитана». (См. «Сборник фетв Ибн Усаймина», вопрос №772).