«Письмо строчной и прописной буквы Й, й. Конспект урока "Строчная буква Й. Слова с буквой Й."

§ 1 Строчная буква й

В этом уроке у нас в гостях особая согласная буква.

Особая, потому что она очень близка с гласными.

Это буква «И краткое» или «ий», как её ещё называют.

Прочитайте историю, как она появилась в алфавите:

Однажды буква И отправилась гулять. Ей на плечо села галочка. Буква И испугалась и стала заикаться. Заикаясь, она не смогла больше петь, поэтому ушла к согласным, какая же она гласная без голоса. Так в алфавите появилась новая буква - И краткое.

Букву Й зовут "И кратким".

Й как И в твоей тетрадке.

Чтоб Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

(В. Степанов)

Буква И краткое обозначает только один звук [й].

Он согласный, звонкий, мягкий.

У него нет парного глухого и парного твёрдого согласного.

Чаще всего этот звук стоит после гласных в конце слова: хоккей, воробей, соловей и в середине слова: чайка, сойка, майка, шайба.

Очень редко встречаются слова с буквой й в начале слова: йогурт, йод, йог.

В большинстве случаев для обозначения звука [й] и следующих за ним гласных звуков [а], [о], [у], [э] в русском языке используются буквы я, ё, ю, е.

Поучимся писать строчную букву й.

Она состоит из двух одинаковых элементов - двух наклонных линий с закруглением внизу вправо.

Ставим ручку на верхнюю линию рабочей строки и ведём вниз наклонную прямую линию, немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, касаемся нижней линии рабочей строки, пишем прямую линию вправо вверх, доводим до верхней линии.

Пишем второй элемент: ведём наклонную прямую к нижней линии рабочей строки, закругляем.

Касаемся нижней линии, закругляем вправо вверх и доводим почти до середины рабочей строки.

Сверху над буквой изобразим дугу, чтобы не спутать букву й с буквой и.

На следующей строчке напишем слова, которые выражают наши чувства: ай, ой.

Везде верхнее соединение.

При переносе слов с буквой й в середине слова нужно знать правило: нельзя отрывать её от предшествующей гласной.

Переносить слова нужно так: зай-ка, тай-на, лей-ка.

Запишем эти слова.

Русских имён, отчеств, фамилий, названий городов, рек, которые начинаются на букву Й нет.

Все имена собственные с буквой Й в начале слова пришли к нам из других языков.

В России есть город Йошкар-Ола - столица Республики Марий Эл, что в переводе с марийского языка означает «красный город».

В Йошкар-Оле есть улица имени Йывана Кырли - так звали марийского актёра и поэта.

На карте мира мы также найдём другие города на букву Й, например, города Йорк в Великобритании, Йена в Германии, Йоккаи́ти в Японии.

§ 2 Заглавная буква Й

Поучимся писать заглавную букву Й.

Чтобы письмо не составило большого труда, нужно вспомнить, как пишется заглавная буква И.

Заглавную букву Й начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки.

Пишем линию вверх вправо, закругляем, ведем наклонную прямую вниз к нижней линии рабочей строки.

Немного не доходя до нее, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до верхней линии рабочей строки.

Затем начинаем писать второй элемент.

Он находится на том же уровне, что и первый.

Начинаем писать от середины вспомогательной строки.

Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки.

Выведем над буквой дугу.

Запишем предложение:

Первое слово в предложении - йог, поэтому оно пишется с заглавной буквы.

§ 3 Краткие итоги урока

Самое главное в уроке:

1.Буква й обозначает согласный, непарный звонкий, непарный мягкий звук [й].

2.Чаще всего звук [й] стоит в середине и конце слова.

3.При переносе слов с буквой й в середине слова её нельзя отрывать от предыдущей гласной.

4.В русском языке почти нет слов, начинающихся с буквы й.

5.С заглавной буквы Й пишется начало предложения, о также географические названия иноязычного происхождения.

Список использованной литературы:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь. 1 класс. Учебник по обучению грамоте и чтению. – М.: Баласс, 2014.-160с.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Методические рекомендации к учебнику "Букварь" и прописям "Мои волшебные пальчики". 1 класс. – М.: Баласс, 2014.-416с.
  3. Волина В.В. Учимся играя. - М.: Новая школа.- 1994. – 448с.

Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной буквы «й »; продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог в слове; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего); закреплять умение анализировать предложение и составлять схему предложений; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, сравнение, группировка, обобщение и др.) воспитывать любовь к русскому языку).

Личностные УУД:

Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Определять общие для всех правила поведения;

Определять правила работы в парах, группах;

Оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); – устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке;

Формулировать учебные задачи;

Работать по предложенному плану, инструкции;

Высказывать свое предположение на основе учебного материала;

Отличать верно выполненное задание от неверного;

Осуществлять самоконтроль;

Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в тетради;

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

– проводить анализ учебного материала.

Коммуникативные УУД:

– слушать и понимать речь других;

– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Формы работы

Фронтальная

Работа в парах, группах

Индивидуальная

I. Организационный момент.

1.Настрой на урок.

Учитель: Всё ль на месте?

Всё ль в порядке –

Книжка, ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко говорим

И тихонечко сидим.

II.Актуализация опорных знаний

1.Рефлексия.

Учитель: - Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие в Страну Знаний. На чём можно путешествовать?

Дети: На самолёте, на вертолёте, на поезде, на корабле, на машине и т.д. Отгадайте на чем мы будем путешествовать.

Учитель: Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль -
По волнам плывет... .

Да, мы будем путешествовать на корабле.

Задание - Составьте предложение по рисунку.

Выслушиваются варианты ребят, выбирается один. Например,

«Корабль плывёт по волнам».

Составьте модель этого слова (корабль).

Сколько в этом слове букв? Сколько звуков? Почему так? Какой слог ударный?

Задание . Чтобы получить билеты на корабль, нужно вспомнить с какой буквой мы знакомились на прошлом уроке.Расскажите, что вы знаете про эту букву.(Й – согласный звонкий, мягкий, непарный) .А как вы думаете почему буква й так называется?

Молодцы!А чтобы узнать тему нашего сегоднешнего урока.Послушайте стихотворение.

Ой-ой и Ай-ай

– Ой-ой-ой! – сказал Ой-ой. –

Я, мой друг, совсем больной!

– Ты пойди-ка, погуляй,

Все пройдет! – сказал Ай-ай.

Какой звук встречается чаще всего? Как вы думаете какая тема нашего сегоднешнего урока?

III. Сообщение темы урока.

IV. Закрепление изученного материала

Молодцы! Теперь мы смело отправляемся в путь!

Но перед тем как начать наше путешествие я предлагаю отдохнуть.

1.Физкультминутка.

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке.

2.Письмо в тетради буквы й и слога ий

Проговаривание стихотворения про правила посадки при письме. (Я тетрадочку открою)

Откройте прописи запишите красиво букву й маленькую, затем красиво напишите соединение букв ий назовите соединение которое мы будем использовать. Чем буква й отличается от буквы и? (Начинаем на верхней линейке. Сверху вниз пишем прямую (1), не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (2), ведем плавную линию до верхней линейки, отклоняясь вправо (3), вниз пишем прямую (4). Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (5). Над буквой пишем полуовальную линию вправо (6)

3.Превращение слов.

Вот мы и на корабле! Нас приветствует капитан корабля: «Здравствуйте, я капитан Майкл».

Капитан одет в парадную форму. Может у Вас День Рождения? На что он ответил: «Нет я родился в другом месяце, отгадайте, в каком.

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы белые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это…

Дети: - Май.

Измените слово май,чтобы в середине стоял звук О.

Измените слово мой, чтобы в конце стоял звук и.

Запишите себе в тетрадь эти слова, самостоятельно сделайте модель этих слов.

Поменяйтесь тетрадями, сделайте взаимопроверку.

В следующей строке самостоятельно запишите слова свой, твой. Сделайте модель этих слов.

4.Работа в группах и парах.

Учитель : Молодцы. Вы много знаете про звук [Й`]. Наш корабль весело плывет по волнам. Но вот погода стала меняться. Небо затянуло тучами, подул сильный ветер, начался ливень. Это коварные Звукомор и Буквоед испортили нам погоду. Наш корабль стал сбиваться с курса.

Чтобы шторм утих нам надо выполнить следующее задание.

Предлагаю вам выполнить работу в группах, в парах.

1группа собирает картинку с изображением зайки под елкой, составляют предложение по этой картинке и звуковую модель слова зайка.

2группа соединяет модели слов со словами.

Пары игра «Нарисуй близнеца».

Индивидуальное задание разукрашивают картинку на которой изображена буква й (разукрасить все буквы й).

Проверка выполнения заданий. Записывание предложения про зайку в тетрадь.

Какой зайка? (он серенький, беленький, пушистый)Записать предложение в тетрадь.

Физминутка.

Если звук й стоит в начале слова хлопаем в ладоши 1 раз, если в середине поднимаем руки вверх.

Чайник, йод, линейка, яйцо, йог, йогурт, море, зайка.

Молодцы, ребята. Шторм утих, но Звукомор и Буквоед.Продолжают свои коварные проделки.

Посмотрите, они съели в словах буквы. Нам необходимо востановить эти слова (ЛЕ…КА, МА…КА, ЧА…КА). (Полученные слова записать в пропись).

Молодцы, Ребята. Мы справились и с этим заданием. А чтобы наш корабль спокойно добрался до берега нам необходимо выполнить еще одно задание.

Назвать сказочных героев в чьих именах встречается звук й.(На интерактивной доске появляются изображения Дюймовочки, Незнайки, Мойдодыра, Бармалея,Доктор Айболит, Красной шапочки).

I I I . Заключение.

1.Подведение итогов урока

Мы удачно завершили своё путешествие и вернулись домой. О чём вы расскажете дома маме?

Всё ли мы знаем о буквах? (Нет).

Чем будем заниматься на следующих уроках? (Будем изучать буквы)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

« ТЮМЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Технологическая карта урока

письма

на тему « Письмо заглавной и строчной буквы Й , й »

студента группы 15-09

специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Новоселовой Анастасии Евгеньевны

_____________________

Дата проведения

15.11.2017

Время проведения

9:55-10:40

Оценка за проведение

Учитель

(оценка, подпись)

_____________________

Методист (оценка, подпись)

_____________________

Тюмень, 2017 год

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: «Письмо заглавной и строчной буквы Й й» Дата: 15.11.2017

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: научить писать строчную и заглавную буквы Й,й

Задачи урока:

Общеобразовательные: формирование навыка написания заглавной и строчной букв Й, й, отрабатывать умение писать слоги, слова, предложения с новой буквой;

Развивающие: развивать речь, внимание, логическое мышление, каллиграфические умения;

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению родного языка.

Формировать УУД:

Личностные: осознание себя как ученика , становление положительного отношения к урокам письма;

Регулятивные: умение организовывать свое рабочее место, принимать и следовать учебной задаче, находить ошибки и способы их устранения;

Коммуникативные: умение осознано и правильно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свою точку зрения;

Познавательные: умение наблюдать , сравнивать, устанавливать аналогии.

Оборудование: презентация Smart , магнитная доска, распечатки букв для составления слов, прописи к учебнику «Букварь» М.М.Безруких, М.И.Кузнецова.

Ход урока

Этап урока

(задача каждого этапа)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Предполагаемый результат

Организационный этап

задача: организовать учащихся к учебной деятельности.

Подошла к концу перемена.

Урок к ней приходит на смену.

Встаньте ровно. Проверьте свою готовность к уроку.

Тихонько присаживаемся. Садимся ровно, спина должна касаться спинки стула.

Приветствие учителя. Организация своего рабочего места.

Обучающиеся проверили готовность к уроку (наличие прописи, синей ручки, цветных ручек, простого карандаша) и готовы начать работу.

Мотивационный этап

задача: мотивировать обучающихся к познавательной деятельности на уроке

Скажите какой у нас урок?

Чем мы занимаемся на уроках письма?

Как вы думаете, зачем нам нужно уметь писать?

Сегодня на уроке мы продолжаем учиться писать. На уроке очень старайтесь, пишите аккуратно, внимательно, не торопясь. И самое главное не отвлекайтесь и слушайте учителя и тогда у нас все получится.

Урок письма.

Учимся писать.

ответы обучающихся

Обучающиеся мотивированы к учебно-познавательной деятельности.

Актуализация знаний

задача: актуализировать знания о новой букве, ее значении. Называть и характеризовать новые звуки.

Давайте вспомним с каким звуком мы познакомились сегодня уроке чтения?

Этот звук очень необычный, мы узнали о нем много нового и интересного. Давайте вспомним и охарактеризуем этот звук.

Что необычного и очень важного таит все звук [й]? Почему мы не называем пару звука [й]?

На уроке чтения мы говорили, что звук [й] на письме обозначается сразу несколькими буквами.

На доске дан ряд букв: Аа, Ее, Ёё, Ии, Ээ, Лл, Яя, Юю, Й й. Все буквы даны в письменном варианте, буквы Й й в печатном.

Подчеркните только те буквы, которые обозначать на письме звук [й].

Назовем все вместе эти буквы.

Со звуком [й].

На выбор учителя один из учеников характеризует звук [й]- согласный, мягкий, звонкий.

У звука [й] нет пары. Он всегда мягкий и звонкий.

На выбор учителя один из учеников выходит к доске и подчеркивает букву, которые на письме обозначают звук [й].

- «е», «ё», «ю», «я», «и-краткое»

Актуализированы знания о звуке [й], его характеристике и о буквах, обозначающих звук на письме.

Постановка проблемной ситуации. Формулирование темы цели урока.

задача: создать условия для формулирования обучающимися и цели урока.

Посмотрите еще раз на ряд букв. Что необычного вы заметили?

Верно. Я не случайно выделила эту букву. Как вы думаете, почему?

Действительно, мы еще не учились писать букву «и-краткое», поэтому и не знаем, как ее написать.

Верно. Тема нашего урока «Заглавная и строчная буква Й й».

Все буквы написаны письменными буквами, кроме буквы «и-краткое».

Мы еще не умеем ее писать.

Мы будем учиться писать букву «и-краткое» письменную.

Обучающиеся с помощью учителя и через проблемную ситуацию сформулировали тему и цель урока.

Открытие новых знаний

задача: формировать навыки графического действия написания буквы «Й».

Откройте свои прописи на странице 20. Посмотрите на образец буквы «и-краткое».

Из скольких элементов состоит буква?

Верно, буква «и-краткое» состоит из трех элементов: прямая с двумя поворотами, прямая с поворотом направо, дуга

Возьмите свои ручки вниз колпачками. И обведите по образцу несколько раз сначала элементы букв, затем саму букву и пронаблюдайте, как движется ваша рука.

Надеюсь, вы были очень наблюдательны и теперь сможете рассказать мне как должна двигаться наша рука при написании буквы.

Молодец, ты, верно, отметил писать букву «И-краткое» необходимо сверху вниз..

Снова возьмите свои ручки. Теперь мы с вами попробуем написать букву самостоятельно без образца в воздухе. Покажите свою готовность, правильно взятую ручку в руку.

Учитель становится спиной к классу, дает образец написания буквы, комментируя свои действия:

Алгоритм:

    Поставим точку

    От точки ведем руки вниз

    Пишем первый элемент буквы- прямая с двумя поворотами

    Пишем второй элемент сверху вниз- прямая с поворотом направо

    Добавляем дугу сверху

Молодцы, самостоятельно напишите в воздухе еще две буквы.

Молодцы ребята мы хорошо потрудились.

Открывают прописи на странице 20, рассматривают образец буквы.

Буква состоит из трех элементов.

Обводят образец буквы, опираясь на стрелочки.

Один из учеников, на выбор учителя дает ответ: рука движется сверху вниз, неотрывно.

Берут ручку в руки, готовятся прописывать букву в воздухе.

Прописывают новую букву под диктовку учителя в воздухе.

Самостоятельно прописывают букву в воздухе.

Сформирован навык графического действия написания буквы «Й»

Физ. минутка для рук.

задача: подготовить руку к письму

Наши руки начали уставать, а случилось это потому что им необходима зарядка.

Как работает мотор машины?

Поднимемся по ступенькам и спустимся обратно

Ох как забилось сердце, как работает наше сердце?

Все пальчики устали и ушли спать

Вдруг проснулись, потянулись.

вращение кулачков

большим пальцем нажимаем на подушки пальцев по порядку

сжимание и разжимание кулачков

наклоны кулачков

из кулачков «выбрасываются» пальцы и возвращаются в исходное положение .

Обучающиеся размяли пальцы рук и готовы приступить к письму.

Открытие новых знаний

задача: формировать навыки графического действия написания буквы «Й й».

Теперь наши руки готовы к письму. Возьмите в руки ручку. Проверьте правильность посадки. Выпрямите спинку. Правильно расположите тетрадь (под наклоном), второй рукой мы поддерживаем пропись. Самостоятельно пропишите первую строчку прописи. Вам необходимо дописать элементы букв.

Учитель проходит по классу проверяет правильность посадки, контролирует выполнение задание учениками.

Покажите готовность работать дальше.

Задание н второй строчке будет сложнее. Нам нужно будет самостоятельно прописать всю букву. Учитель дает образец написание буквы на доске, точно так же, как по воздуху. Ученики прописывают букву вместе с учителем.

Самостоятельно пропишите буквы до конца строчки.

Покажите готовность.

Мы уже научились писать заглавную букву «и-краткое», на какую уже знакомую нам букву она похожа?

Давайте ответим на вопрос прописи: чем похожи и чем отличаются буквы?

Для этого все вместе прочитаем с доски стишок

Чтобы й не путать с и , сверху галочку пиши.

Так чем же отличаются буквы?

Верно.

Вернемся к нашей прописи. Следующее задание. Прочитайте предложение.

О чем говорится в этом предложении?

Верно ребята - это просьба, кто-то просит Рема не рыть яму. Перепишите это предложение, не будьте, поставить восклицательный знак.

Проверяют правильность посадки при письме. Самостоятельно прописывают первую строчку прописи.

Работа со второй строчкой прописи. Сначала с образцом и помощью учителя затем самостоятельно.

На букву «И»

У буквы й есть сверху галочка, а у буквы и нету.

Один из учеников читает. (Рем, не рой яму!)

В предложении обращаются к Рему, с просьбой не рыть яму.

Сформирован навык графического действия написания буквы «Й »

Физминутка

задача: предотвратить утомляемость обучающихся на уроке

Видео физминутка

Повторяют движения по видеоролику.

Переключено внимание учащихся, что помогло им отдохнуть и настроиться на дальнейшую работу

Первичное закрепление

задача: закрепление графического действия написания новой буквы, совершенствование навыков написания буквы в словах, в предложении, отработка навыков написания соединения букв

Все задания на странице 20 нами выполнены и можем смело переходить на страницу 21.

Рассмотрите образец строчной буквы й . Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся? Расскажите о направлении движения руки при написании буквы й .

Молодцы ребята. Самостоятельно пропишите элементы буквы на 1 строке прописи. Покажите готовность при завершении работы.

Переходим ко второй строке прописи. Что нам необходимо сделать?

Возьмите ручку, проверьте правильность своей посадки и вместе со мной пропишем строчную букву й. Образец написания буквы.

Вы сегодня очень хорошо работаете, поэтому я хочу упростить для вас задание. Букву й строчную мы будем прописывать не всю строчку, а только определённое количество раз. А сколь раз мы определим с вами с помощью игры. Отложите свои ручки и настройтесь на внимательное слушание. Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте и каждый раз, когда услышите звук [й] загибайте один палец на руке.

Йод – хороший, йод – не злой.
Зря кричишь ты «Ой-ой-ой!»,
Чуть завидев склянку.
Йод слегка, конечно, жжёт,
Но быстрее заживёт
Йодом смазанная ранка.

Сколько раз встретился звук [й] в данном стихотворении?

Напишите 9 раз строчную букву «й».

Прочитайте слова.
Что общего у этих слов?
Чем отличаются друг от друга?


Попробуем составить свои слова, поменяв одну букву. Буквы даны на доске.

Молодцы. Перепишите слова по образцу.

Мы с вами научились писать букву «Й й » заглавную и строчную. Давайте теперь научимся соединять ее с другими, чтобы ей не было одиноко.

Соединяем нашу букву с буквами о и а.

Возьмите свои ручки. Проверьте правильно ли вы сидите и вместе со мной начинаем прописывать. Пример учителя на доске.

Самостоятельно пропишите до конца строчки.

Покажите готовность. Молодцы, теперь буква «й» не будет скучать одна на строчке, мы с вами научились соединять ее с другими буквами.

Прочитайте предложение, которое дано ниже. Почему в конце предложения стоит восклицательный знак?

Перепишите предложение. Правильно соединяйте буквы друг с дружкой.

Что нам необходимо сделать в последнем задании?

Почему слово Лайма написано с заглавной буквы?

Напишите слова письменными буквами.

Строчная буква меньше, чем заглавная, первый элемент строчной буквы имеет только один поворот, а заглавная два.

Буква пишется сверху вниз, неотрывно, в конце добавляем шапку сверху, чтобы не получилась буква и.

Самостоятельная работа на первой строке прописи.

Прописать строчную букву й

Внимательно слушают стихотворение, считают, сколько раз встретился звук

Звук встретился 9 раз.

Самостоятельно прописывают букву в прописи

Один из учеников читает слова.

Все слова состоят из трех букв. Во всех словах есть звук [й]

Слова май-лай отличаются первой буквой, слова рой-мой первой буквой. Слова май-мой второй буквой.

Один из учеников на выбор учителя выходит к доске и составляет слово.

Прописывают сочетание букв: ой; ай вместе с учителем далее самостоятельно.

Один из учеников читает предложение

Потому что это просьба

Самостоятельно переписывают предложение

Перевести печатный текст в письменный.

Обучающиеся могут самостоятельно без помощи учителя прописывают новую букву, слова с новой буквой, предложения.

Итог урока

задача: проверить освоение обучающимися нового материла

Ну, вот и все задания в прописи закончились, а значит и заканчивается наш урок.

Давайте подведем итоги нашего урока. Чему мы научились на сегодняшнем уроке? На какую букву похожа буква «Й». Как не перепутать эти буквы? Как нужно писать букву «Й й»?

Мы учились писать букву «Й й» заглавную и строчную

Буква «Й» похожа на букву «И»

У буквы «Й» есть шапочка у буквы «И» нету.

Восстановлен алгоритм графического действия, установленный на уроке. Установлен уровень освоения обучающимися новых знаний.

Рефлексия

задача: оценка учащимися своей деятельности на уроке

Вы все очень хорошо старались и хорошо поработали на уроке. Поднимите красный карандаш те, кто считает, что сегодня он справился со всеми заданиями и всеми трудностями, а зеленый те, кому еще необходима помощь.

Оценка учащимися своей деятельности

Обучающиеся провели оценку деятельности на уроке. Просигнализировали учителю.

Тема: ПИСЬМО СТРОЧНОЙ И ЗАГЛАВНОЙ БУКВ «й» «Й»

Ц е л и: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-

двигательный образ строчной буквы «й»; продолжить формирование умений делить слово на слоги,

букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего); закреплять умение анализировать предложение

и составлять схему предложений; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных

операций (анализ – синтез, сравнение, группировка, обобщение и др.) в процессе практического

конструирования буквы из элементов-шаблонов и при решении логических заданий с буквами.

Формировать личностные УУД : стремится к повышению культуры речевого общения, к овладению приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом; осознают роль речи в общении людей; поймут богатство и разнообразие языковых средств для выражения мыслей и чувств, выполнять установку на здоровый образ жизни.

Коммуникативные УУД: научатся обмениваться мнениями, учитывать позицию собеседника, самоопределяться.

Регулятивные УУД: научатся организовывать свое рабочее место под руководством учителя, определять цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя; использовать своей деятельности иллюстрации, фишки и звукобуквенные схемы.

Познавательные УУД : научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,делать умозаключения и выводы в словесной форме.

Предметные УУД: научатся различать звук [й], определять в словах.

ОБОРУДОВАНИЕ : «Азбука» тетрадь по письму № 2

Х о д у р о к а

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Учитель проводит и г р у «Доскажи словечко».

 Дом на рельсах тут как тут,

Всех умчит он в пять минут.

Ты садись и не зевай,

Отправляется… (трамвай).

 Что мы ели? Угадай!

Кара… (вай).

 Что нам пели? Угадай!

Баю… (бай).

 Что за месяц? Угадай!

Месяц… (май).

 Что в стакане? Угадай!

Сладкий… (чай).

– На что еще похожа буква й?

– Как вскрикивают от испуга? (Ой!)

– Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами строчную букву «й»,

которая обозначает мягкий согласный звук [й’].

III. Повторение звука [й’], изученного на уроке чтения.

– Придумайте слова со звуком [й’] в начале слова. (Йод, йога, йогурт.)

– Придумайте слова со звуком [й’] в середине слова. (Майка, чайка, зайка.)

– Придумайте слова со звуком [й’] в конце слова. (Май, чай, каравай, трамвай, сарай.)

– Хлопните один раз в ладоши, если услышите звук [й’] в словах: (лиса, лайка, игрок, соловей,

малина, змей, имя, чай, клей, карандаш.)

– Дайте характеристику звуку [й’]. (Согласный мягкий звук.)

IV. Формирование зрительного образа строчной буквы «й» в памяти учащихся.

Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы «й»: малой и большой печатных,

строчной и заглавной письменных.

– Сравните малую печатную и строчную письменную буквы «й».

– Чем они похожи? Чем отличаются?

– Назовите элементы, из которых состоит строчная буква «й». (Две полоски в форме прямой

линии с закруглением с одной стороны; полоска в форме плавной линии.)

– Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых

состоит строчная буква «й».

– Выполните конструирование строчной буквы «й» у себя на столе.

В индивидуальные конверты помимо шаблонов № 1 (или № 2), № 3 и № 12, необходимых для

конструирования этой буквы, следует положить шаблоны № 6, № 7, № 38 для дифференцирования

размера и формы элементов.

– Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа».

(Тетрадь № 2, с. 32.)

V. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.1. Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснение образца начертания строчной

буквы «й» на доске мелом.

Начинаем на верхней линейке. Сверху вниз пишем прямую (1), не дойдя до нижней линейки,

делаем закругление вправо, коснувшись ее (2), ведем плавную линию до верхней линейки,

отклоняясь вправо (3), вниз пишем прямую (4). Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление

вправо, коснувшись ее (5). Над буквой пишем полуовальную линию вправо (6).

Сверху вниз (1), вправо (2), вверх, отклоняясь вправо (3), вниз (4), вправо (5), вправо (6) .

2. Показ и объяснение учителем на доске технологии начертания строчной буквы «й» под счет.

3. Учащиеся выполняют упражнения в ритмичном чередовании напряжения и расслабления

мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 30).

Подготовка руки к письму.

ПОВСТРЕЧАЛИСЬ

Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»

Два щенка: «Ав-ав!»

Два жеребенка: «Иго-го!»

Два тигренка: «Р-р-р!»

Два быка: «Му-у!»

Смотри, какие рога.

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На

последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

VI. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов и строчной буквы «й».

– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной

При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.

– Прочитайте слоги с буквой «й». Какие виды соединений букв здесь используются? (Верхнее

VII. Выполнение логических заданий с буквами.

– Какие буквы написал Почемучка?

– Проанализируйте первую группу букв и выделите в них общий элемент. (Общий элемент букв

а, у, ы, и, й, м, н, л – это полоска в форме прямой линии с закруглением с одной стороны.)

– Впишите этот элемент в рамку.– Проанализируйте вторую группу букв и выделите в них общий элемент.

– Найдите переменное свойство общего элемента букв Й, Л, М, И, У – полоска в форме прямой

линии с закруглением с одной стороны. (Подчеркивание в тетради указывает на переменное

свойство: буква «М» – отличие в форме, буква «У» – отличие в пространственном положении.)

– Переконструируйте строчную букву «й» в строчную букву «и»; в строчную букву «а»; в

строчную букву «ы».

Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.

VIII. Письмо слов и предложений.

– Прочитайте слова со звуком [й’]. Чем похожи данные слова? Чем отличаются?

– Проанализируйте виды соединений букв и выполните письмо по образцу.

– Прочитайте предложение. Сколько в нем слов?

– Какие слова надо писать с заглавной буквы? Объясните, почему.

– Какой знак препинания необходимо ставить в конце предложения?

– Запишите схему этого предложения.

– Какое слово-помощник используется в этом предложении? (Слово «у».)

– Проанализируйте каждое слово данного предложения. Сколько в нем слогов? Какой слог

ударный? Какие виды соединений используются?

IX. Рисование узора-бордюра.

Учащиеся выполняют узор.

– Какие элементы письменных букв «спрятаны» в этом узоре? (Полоска в форме прямой линии;

полоска в форме прямой линии с закруглением с одной стороны.)

X. Итог урока. Рефлексия.

Чему научились сегодня на уроке?

Что нового узнали?

Кому было интересно, все удалось, поднимите карандаш зеленого цвета. Кому было интересно, но встретились трудности – желтого цвета. Кому было трудно и неинтересно-красного цвета.

Спасибо за урок. Урок окончен!

Цели урока:

Образовательная:

  • научиться писать строчную и заглавную букву й,
  • правильно употреблять в словах букву й для обозначения звука [й"],
  • научиться различать буквы и, й;

развивающая: орфографическую зоркость, яркую, эмоциональную речь, интерес к родному языку;

воспитательная: любовь к природе, уважение к окружающим, культуру работы в парах, группах, трудолюбие.

Оборудование: карточки с изображениями звуковых схем-человечков, и буквами на доске, карточки с заданиями для работы в парах и группах, компьютер, медиапроектор, экран, презентация к уроку.(Приложение 1)

Ход урока

1. Организационный момент.

Человеческая улыбка одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение.

Вижу, что оно у вас радостное и деловое.

2. Интеллектуальная разминка.

Чистоговорки
Ой, ой, ой
Очень холодно зимой.
Ай, ай, ай
Так в снежки играть давай
Ух, ух, ух
Побежали во весь дух.

Составьте пары: буква – звук (на доске расположены звуковички и буквы, необходимо соединить их линиями: буква ш обозначает всегда твердый согласный звук, глухой, поэтому соединим ее со звуковичком в шляпке и синими башмачками; буква о обозначает гласный звук, поэтому соединяем со звуковичком в красных башмачках, буква р обозначает согласный звонки звук, который бывает и твердым и мягким, соединяем со звуковичком в звоночке, один башмачок синий, другой – зеленый, буква я может обозначать два звука или один, ее соединим со звуковичком в красных башмачках и со звуковичком в зеленом и красном башмачке).

3. Выход к теме.

Лишь одному звуковичку не хватило пары.

Вы узнаете его. Он первый в словах: ягода, яма, ёжик, ёлка, ели, если (это звук [й"])

Мы много раз встречались с ним в начале слова. Только в них вместе с последующей гласной он обозначался одной буквой:

[й"], [а] – я – ягода, яма
[й"], [о] – ё – ежик, ёлка
[й"], [э] – е – ехал, если

Где слышится звук [й"] в следующих словах: май, пой, трамвай? (В конце слова, он последний.)
- А в словах майка, лайка, гайка – в середине, но после него нет гласного. Как же в этом случае мы будем обозначать на письме [й"]?
- Для обозначения звука [й"] без последующего гласного в русском алфавите есть буква Й. “Строчная и заглавная буква й” - тема урока.

Наша цель:

  • научиться писать строчную и заглавную букву й;
  • правильно употреблять в словах букву й для обозначения звука [й"];
  • научиться различать буквы и, й.

4. Работа в азбуке.

Рассмотрите в азбуке печатную букву Й. Что она вам напоминает? (Букву И, но с крышечкой.)
- Какой звук обозначает эта буква? (согласный, звонкий, всегда мягкий звук.)
- Завершим схему. (Нарисуем звуковичку звоночек, а башмачки раскрасим зеленым цветом.

Чтение слогов.

Какие из них являются словами и мы употребляем их в речи для выражения чувств? (Ой, ай)
- Как вы вскрикните, когда больно?
- Когда чем-то восхищаемся?
- Когда хотим пристыдить?

Чтение столбика слов справа.

5. Работа в прописи.

Минутка чистописания повторим написание строчной буквы о с верхним и нижним соединением, сочетания ож , ол , в первом случае буква о пишется сверху, во втором – снизу.
- Рассмотрите строчные и заглавные буквы и , й . В каких случаях необходимо писать заглавную букву Й ? Пишем, следим за правильной позой при письме.
- Соединяется буква й с последующими буквами так же как буква и .

Письмо слогов и слов на третьей и четвертой строчках.

Прочитайте пару слов ниже.
- Замените слово “зной” близким по значению. (Жара)
- О ком скажем “злой”?
- Напишем по одному разу эти слова.

6. Физминутка.

Снег, снег, белый снег.
Засыпает он нас всех.
Не боимся мы пороши,
Ловим снег – хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам –
Снега хватит нам и вам.

7. Работа в парах.

Внимание на слайд, вспомним Устав групповой работы.
- Прочитайте, посовещайтесь и вставьте пропущенные буквы.

1 ряд

Какой красивы_ лес зимо_! В дупле уснула б_лка. У куста за_ка. На макушку _лки села птица.

2 ряд

Дул сильны_ ветер. Малыш бо_лся идти в школу один. Он стоял под липо_. Саша взял его за руку и пов_л.

3 ряд

Я живу под землёй в тёмно_ норке
Шубка сера_, крошечны_ рост.
Глазки чёрные бусинки, зорки,
И вер_вочкой тоненький хвост.

Проверка по рядам. Прочитайте предложение. Какие буквы вставили? Какие звуки они обозначают?

Рассмотрите лес на слайде. А теперь прочитайте первое предложение с восхищением. Как нужно прочитать остальные предложения? (Спокойно, негромко, чтобы не нарушить тишину зимнего леса.)

Но что это появилось на ветке ели? (На слайде слово “Жалоба”)
- На что жалуется белочка?
- Почему так важно не забирать из дупла беличьи запасы? (Все лето и осень трудилась белочка, чтобы не умереть от голода зимой.)

Второй ряд объясняет расстановку букв.

Оцените поступок Саши. (Саша поступил как настоящий товарищ. С него можно брать пример.)
- Чтобы вас любили и хотели с вами дружить не забывайте важное правило общения. (Относись к людям так, как хотел бы чтобы они относились к тебе.)
- Ребята третьего ряда объясняют какие буквы вставили на месте пропусков, какие звуки они обозначают.

О ком загадка? (О мышке.) Как догадались? Какие слова помогли точнее описать мышку? Как они называются? (Это слова – признаки, они отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?)

Чтение слов- признаков в азбуке и запись по одному слову в прописи на странице 22.

8. Работа в группах.

Мы работаем над групповыми творческими проектами, создали замечательные жилища для звуковичка. Пора хозяину занять свое место. Наверняка он захочет устроить новоселье. Но, похоже, список угощений и гостей составлял герой рассказа А. Шибаева “Два хвостика”. Ребята прочитают этот рассказ. (Трое ребят заранее приготовили чтение по ролям.)

Какую ошибку допустил мальчик?
- К чему это привело?
- Очень важно научиться писать грамотно, из-за одной буквы может измениться смысл слова, важен каждый элемент.
- Внимание на слайд, вспомним Устав групповой работы.

Посовещайтесь в группах и исправьте ошибки в меню и списке приглашенных на новоселье.

Меню

  • йагоды
  • малйна
  • орехи
  • печеньйэ
  • йаблоки

Список гостей

  • йожик
  • соика
  • Дюимовочка
  • йэнот
  • Аиболит
  • зайац

Проверим правильность выполнения данного задания по слайду.

9. Итог урока.

Думаю, что этот урок для каждого из вас был нужен и важен, а почему вы расскажите сами. (Дети составляют предложения по схеме на слайде.)