Сокольническая линия метро. Сокольническая линия: станции

Как обычно, у меня посты по любой теме получаются в абсолютно хаотичном порядке. В мае-июне 2009 года у меня был двухсуточный фотомарафон по московскому метрополитену, когда я внезапно захотел перефотографировать заново все станции для моего сайта "Прогулки по метро". Получившиеся фотографии я начал публиковать не с первой линии, а откуда-то ближе к концу, потому что несколько станций, которые я не успел посетить или фотографии которых не удались по независящим от меня обстоятельствам, почти все оказались как раз на Сокольнической линии. В декабре прошлого года я посетил Москву ещё раз и отснял недостающие ракурсы и станции, и теперь готов показать "первую серию".

Итак, Сокольническая линия. Первая линия Московского метрополитена, первые станции которой были открыты в 1935 году 15 мая, это был участок Сокольники - Парк Культуры. В 1950-е..60-е годы XX века линия продлевалась в обе стороны, а последние открытия новых станций были в 1990 (Черкизовская, Улица Подбельского) и 2002 году (Воробьёвы горы, второе открытие после реконструкции).

В настоящее время длина линии составляет более 26 км, количество станций - 19. На линии есть колонные и односводчатые станции мелкого заложения, открытые в 1935 году, глубокие пилонные станции "сталинской" архитектуры, а также типовые "сороконожки" и односводчатые станции более поздних лет.



[ | ]
15. Фрунзенская. Дата открытия - 01.05.1957. Тип станции - пилонная трехсводчатая глубокого заложения. Пилоны облицованы белым и красным мрамором, путевые стены - керамической плиткой белого и чёрного цветов, пол выложен красным и чёрным мрамором. Выход в город на Комсомольский проспект и переулок Хользунова.


[ | ]
16. Спортивная. 01.05.1957. Тип станции - пилонная трехсводчатая глубокого заложения. Пилоны облицованы белым мрамором, путевые стены - керамической плиткой белого и чёрного цветов. Выход в город к спортивному комплексу "Лужники", на Хамовнический вал и на улицу 10-летия Октября.

Сокольническая линия - первая линия Московского метрополитена - диаметральная линия, соединяющая восточные районы Москвы через центр с юго-западом. Преимущественно подземная линия включает в себя участки как глубокого, так и мелкого заложения, в том числе один из двух существующих участков мелкого заложения внутри Садового кольца, и два метромоста: открытый - над рекой Яуза, и закрытый - над Москвой-рекой с единственной расположенной на метромосту станцией «Воробьёвы горы». Линия обозначается на картах красным цветом.

1934 г.: собранный щит «Markham»
напротив гостиницы Метрополь.
Фото: Л. А. Великжанин.

Изначально носила название Мясницкого радиуса, затем - Мясницко-Усачёвского диаметра, Мясницко-Фрунзенского диаметра, а с декабря 1934 г. - Кировско-Фрунзенского диаметра. С закладки опытной шахты будущего радиуса на Русаковской ул. в декабре 1931 г. началось строительство Московского метро. В мае 1932 г. был завершён проект I очереди. В неё помимо Мясницко-Усачёвского диаметра вошёл Арбатский радиус нынешней Филёвской линии . Всего же в 1932 г. планировалось строительство на перспективу пяти диаметров: Мясницко-Усачёвского («Черкизово» - «Ленинские горы»), Арбатско-Покровского («Кутузово» - «Благуша»), Таганско-Тверского («Завод им. Сталина» - «Всехсвятское»), Замоскворецко-Дзержинского («Нижние Котлы» - «Останкино») и Рогожско-Краснопресненского («Соколиная гора» - «Ваганьково»). Также рассматривался Калужско-Тимирязевский диаметр и Кольцевая линия.

21 марта 1933 г. постановлением СНК СССР была утверждена схема развития метро из пяти диаметральных линий и объём работ I очереди от ст. «Сокольники» до ст. «Крымская площадь» с ответвлением до ст. «Смоленский рынок». Первоначально открыть метро планировалось к 7 ноября 1934, однако масштабные работы удалось развернуть лишь в январе 1934 г. Тоннели и станции строились как открытым способом, так и горным. На одном участке впервые была применена щитовая проходка: 17 марта 1934 г. началась проходка первого перегонного тоннеля между ст. «Охотный ряд» (шахта № 12) и ст. «Площадь Дзержинского» (шахта № 13) с помощью тоннелепроходческого щита «Маркхем» английского производства. 15 мая 1934 г. параллельно ему начал проходку второго перегонного тоннеля щит производства КБ «Союзстальмост». Во время проходки английским щитом, 24 сентября 1934 г. произошла самая тяжёлая авария на строительстве I очереди: в результате начавшегося из-за короткого замыкания в кессоне пожара погибли инженер Андрей Яковлевич Чистяков и проходчик Карибулла Хусаинов, а 11 метростроевцев получили отравление угарным газом. Проходка английского щита была завершена 24 ноября 1934 г., а 15 декабря была завершена проходка второго тоннеля советским щитом. Длина пройденного тоннеля составила 428 м. С этой последней сбойкой под площ. Дзержинского завершилась проходка тоннелей I очереди. 15 октября 1934 г. по участку от электродепо «Северное» до ст. «Комсомольская площадь» и от ст. «Комсомольская площадь» под одному пути до ст. «Сокольники» прошёл первый пробный поезд, состоявший из двухвагонной секции (моторный и прицепной вагоны типа А).






Бульвар Рокоссовского
Черкизовская
Преображенская площадь
Сокольники
Красносельская
Комсомольская
Красные ворота
Чистые пруды
Лубянка
Охотный ряд
Библиотека имени Ленина
Кропоткинская
Парк Культуры
Фрунзенская
Спортивная
Воробьёвы горы
Университет
Проспект Вернадского
Юго-Западная
Тропарёво
Румянцево
Саларьево
Филатов луг
Прокшино
Ольховая
Столбово

5 февраля 1935 г. первый пробный четырёхвагонный состав прошёл по всей линии. 6 февраля была организована показательная обкатка линии с участием руководителей страны и делегатов съезда. С 16 февраля начинается опытная эксплуатация всех участков.19 апреля на всей линии начата штатная работа систем СЦБ, и с 19 по 24 апреля в течение всего дня проводятся экскурсионные поездки по специальным приглашениям для рабочих и служащих предприятий Москвы.

2 мая на один день все станции метро открывают двери для свободного входа и осмотра. С 9 по 11 мая продолжается движение поездов с экскурсантами. 15 мая 1935 г. в 6:45 станции были открыты для входа, а с 7:00 началось графиковое движение. Открылись первые 13 станций Московского метро под следующими названиями: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные ворота», «Кировская», «Дзержинская», «Охотный ряд», «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов», «Парк Культуры имени Горького», «Улица Коминтерна», «Арбатская» и «Смоленская». Поезда следовали поочерёдно по двум маршрутам: «Сокольники» - «Охотный ряд» - «Парк Культуры имени Горького» и «Сокольники» - «Охотный ряд» - «Смоленская». В течение всего дня действовало неизменное тактовое расписание с 12-парным графиком: 5-минутным интервалом на общем участке и 10-минутном на ответвлениях. На линии одновременно работали 9 четырёхвагонных составов. Обороты на конечных станциях выполнялись через съезд перед станцией без использования оборотных тупиков. Линия считалась состоящей из трёх радиусов: Кировского, Фрунзенского и Арбатского. Прямой пересадки между станциями «Библиотека имени Ленина» и «Улица Коминтерна» не было, хотя обе станции имели выход в общий не существующий ныне вестибюль. Для пересадки с одного ответвления на другое надо было доехать до ст. «Охотный ряд» и дождаться нужного поезда.

В сентябре парность была увеличена, при этом из-за нехватки вагонов на короткое время, до 11 октября, на линию выпускались двухвагонные составы-секции. С 11 октября тактовое расписание было отменено, и введён комбинированный график, по которому парность на линии менялась в зависимости от времени суток (и величины пассажиропотока). С 16 ноября на линию начали выпускаться наравне с четырёхвагонными и шестивагонные составы, а с 20 марта 1936 г. на линию выпускаются только шестивагонные (трёхсекционные) составы. С 29 апреля 1936 г. оборот на ст. «Сокольники» стал выполняться в оборотных тупиках.

20 марта 1937 г. было открыто движение от ст. «Смоленская» до новой - 14-ой станции метро - «Киевская», первой станции II очереди строительства. В эксплуатации появился первый открый участок: Смоленский метромост с подходом. Оборот на ст. «Киевская» выполнялся в оборотных тупиках. С 29 апреля задействованы и последние оборотные тупики: за ст. «Парк Культуры имени Горького».

13 марта 1938 г. открылись 2 станции метро II очереди строительства: «Площадь Революции» и «Курская». От ст. «Улица Коминтерна» поезда отправились на ст. «Площадь Революции», движение поездов с пассажирами по участку «Охотный ряд» - «Улица Коминтерна» было прекращено. В результате было образовано две отдельных линии: Кировско-Фрунзенская и Арбатско-Покровская . Открылась прямая пересадка между станциями «Библиотека имени Ленина» и «Улица Коминтерна» через пешеходные тоннели, выводящие в торцы платформ ст. «Улица Коминтерна».

11 сентября 1938 г. был пущен в эксплуатацию Горьковский радиус от ст. «Площадь Свердлова» до ст. «Сокол» с 6-ю станциями II очереди. Ст. «Охотный ряд» стала пересадочной, при этом пересадка осуществлялась через общий со ст. «Площадь Свердлова» вестибюль.

В 1937 г. были определены участки III очереди строительства, а также перспективное развитие метро. Кировско-Фрунзенскую линию намеревались продлить в обе стороны: на восток от «Сокольников» на 3 станции со строительством электродепо в Черкизове и на юго-запад от «Парка Культуры» на 5 станций через «Усачёвскую», под Москвой-рекой - в перспективные районы жилищного строительства Раменки и Аминьево, однако вплоть до 50-х годов работ по продлению линии не велось.

30 декабря 1944 г. был открыт отдельный переход между ст. «Охотный ряд» и «Площадь Свердлова» (между центральными залами обеих станций). С открытием 1 января 1950 г. первого участка Кольцевой линии был введён в эксплуатацию новый совмещённый вестибюль ст. «Парк Культуры имени Горького», сооружённый на месте бывшего южного вестбюля 1935 г. Также с открытием 30 января 1952 г. второго участка Кольцевой линии старый вестибюль ст. «Комсомольская» был заменён на совмещённый вестибюль Кировско-Фрунзенской и Кольцевой линий. С открытием 5 апреля 1953 г. нового участка глубокого заложения Арбатско-Покровской линии от ст. «Площадь Революции» до ст. «Киевская» и закрытием старого участка мелкого заложения был открыт новый аванзал перехода между ст. «Библиотека имени Ленина» и «Арбатская» Арбатско-Покровской линии с лестничным спуском и эскалаторным подъёмом из аванзала в бывший вестибюль ст. «Калининская» (до 24 декабря 1946 г. - «Улица Коминтерна»). Таким образом, ст. «Библиотека имени Ленина», с 1946 по 1953 гг. имевшая один вестибюль на Моховой ул., получила второй вестибюль с выходом на ул. Калинина. Переходные коридоры к платформам ст. «Калининская» были, соответственно, закрыты.

31 июля 1954 г. был открыт северный вестибюль ст. «Красные ворота», встроенный в высотное здание и сооружённый вместе с ним.

В декабре 1954 г. линия перешла на обслуживание 7-вагонными составами. 25 ноября 1955 г. ст. «Охотный ряд» была переименована в «Имени Л. М. Кагановича», название «Охотный ряд» было возвращено осенью 1957 г. 20 марта 1957 г. ст. «Дворец Советов» получила нынешнее название «Кропоткинская».

1 мая 1957 г. состоялось первое продление линии: был открыт участок глубокого заложения от ст. «Парк Культуры имени Горького» до ст. «Спортивная» с промежуточной ст. «Фрунзенская». Станция «Спортивная» до апреля 1957 г. носила проектное наименование «Усачёвская».

С возобновлением 7 ноября 1958 г. движения по Арбатскому радиусу мелкого заложения с созданием новой Арбатско-Филёвской линии восстановлен переход со ст. «Библиотека имени Ленина» на ст. «Калининская».

12 января 1959 г. состоялось второе продление линии: был открыт участок от ст. «Спортивная» до ст. «Университет» с промежуточной станцией «Ленинские горы» (пробный поезд прошёл по участку 7 января). Станция «Ленинские горы» стала первой станцией, расположенной на метромосту. Изначально планировалось вести линию под Москвой-рекой глубоким заложением в район Мичуринского проспекта, однако в итоге был выбран вариант мостового перехода. Между ст. «Спортивная» и «Ленинские горы» планировалась ещё одна промежуточная ст. «Лужниковская». 22 июля 1959 г. на Ленинских горах была открыта эскалаторная галерея, соединившая выход на ул. Косыгина и площадку поблизости от входа в южный вестибюль ст. «Ленинские горы».

29 октября 1959 г. был открыт подземный переход под ул. Горького с новым входом на ст. «Охотный ряд», а сама станция «Охотный ряд» в ноябре 1961 г. была вновь переименована, на этот раз в «Проспект Маркса». 29 мая 1962 г. ст. «Красные ворота» была переименована в «Лермонтовскую».

В январе 1961 г. начались работы по строительству участка от ст. «Университет» до ст. «Юго-Западная» с промежуточной ст. «Проспект Вернадского» (проектные названия «Проспекта Вернадского» - «Проезд № 3757», а «Юго-Западной» - «Экспериментальный квартал»). Первоначально планировалась и третья станция - «Проезд № 4639» - на пересечении Просп. Вернадского и ул. Крупской, но в итоговом варианте от неё отказались. Строительство нового участка должно было обеспечить транспортом территорию Всемирной выставки 1967 г. (которая так и не будет проведена в СССР). На перегоне «Проезд № 3757» - «Экспериментальный квартал» силами СМУ-7 с помощью щита открытого способа работ впервые был построен опытный участок двухпутного тоннеля с цельносекционной обделкой.

30 декабря 1963 г. третье продление Кировско-Фрунзенской линии состоялось: участок от ст. «Университет» до ст. «Юго-Западная» с промежуточной станцией «Проспект Вернадского» был открыт. На момент открытия вокруг ст. «Юго-Западная» отсутствовала какая-либо городская застройка.

В феврале 1965 г. на ст. «Библиотека имени Ленина» был открыт дополнительный выход через лестницы в центре платформы и параллельный станции коридор в существующий переход к станциям «Арбатская» и «Калининская». В апреле 1965 г. из этого коридора был открыт выход в новый подземный вестибюль, связанный подземным переходом с Александровский садом.

31 декабря 1965 г. в рамках четвёртого продления линии был пущен в эксплуатацию участок от ст. «Сокольники» до ст. «Преображенская площадь» со вторым на линии метромостром - через реку Яуза. Станция носила проектное название «Преображенская», слово «площадь» было добавлено незадолго до открытия.

В 1968 г. был завершён первый этап реконструкции ст. «Дзержинская»: был открыт наклонный ход в северный подземный вестибюль с выходом в подуличный переход под площ. Дзержинского. Таким образом, на станции появился второй аванзал. До 1968 г. на ст. «Дзержинская» эскалатор южного вестибюля выводил в единственный аванзал с проходами на обе стороны на платформы станции. С открытием 31 декабря 1971 г. центрального участка Калужско-Рижской линии со станциями «Тургеневская» и «Колхозная», для обеспечения пересадки на ст. «Тургеневская» была завершена начатая в конце 1969 г. реконструкция ст. «Кировская», где между существовавшими аванзалами был сооружён средний участок центрального зала длиной 62,25 м. В 1973 г. северный и южный аванзалы ст. «Дзержинская» были соединены, и у станции появился полноценный центральный зал, а к открытию 17 декабря 1975 г. центрального участка Ждановско-Краснопресненской линии из центрального зала «Дзержинской» был открыт переход на ст. «Кузнецкий мост». 7 ноября 1974 г. был так же открыт второй переход между станциями «Проспект Маркса» и «Площадь Свердлова» (с выходом в торец станции «Площадь Свердлова»).

В 1971 г. был принят новый генеральный план развития Москвы. Согласно нему Кировско-Фрунзенская линии должна была быть продлена в обе стороны: на юго-западе планировалось продление от ст. «Юго-Западная» к ст. «Парк имени XXII Партсъезда» и далее за МКАД к станции возле перспективного на тот момент Южного вокзала, на северо-востоке планировалось разветвление от ст. «Преображенская площадь» на две ветви. Надо уточнить, что в это время разветвления планировались на концах многих линий. Одна из ветвей шла через Черкизово вдоль Щёлковского шоссе до Гольянова, вторая - в район Метрогородок вдоль Открытого шоссе.

25 октября 1983 г. была окончательно закрыта для пассажиров ст. «Ленинские горы». К этому времени состояние конструкций метромоста было аварийным, начавшиеся работы по капитальному ремонту не приводили к должному результату. Станцию уже не раз закрывали, однако заложенные во время строительства ошибки в использованных материалах не могли быть исправлены на действующем участке. Позже была закрыта и эскалаторная галерея. Поезда проследовали станцию без остановки. В 1986–87 гг. были сооружены открытые обходные мосты, на которые было перенесено движение со станционных путей.

11 августа 1984 г. направленным взрывом была снесена значительная часть наземного вестибюля «Фрунзенской». Станция при этом закрывалась лишь на два дня. Оставшаяся часть вестибюля была впоследствии встроена в здание Московского дворца молодёжи. 25 августа 1986 г. ст. «Лермонтовская» была переименована обратно в «Красные ворота».

В 80-е годы перспективное развитие линии немного поменялось, так от разветвления за ст. «Преображенская площадь» отказались (как отказались и от других разветвлений, запланированных в 1971 г.), северо-восточное продление линии от «Преображенской площади» предполагалось вдоль Щёлковского шоссе на 4 станции (названия условны): «Черкизовская» (с пересадкой на станцию Большой Кольцевой линии), «Калошино», «Щёлковская» (с пересадкой на станцию Арбатско-Покровской линии) и «Хабаровская». При этом было принято решение временно продлить Кировско-Фрунзенскую линию вдоль перспективной трассы Большого кольца (БКЛ) со строительством двух станций будущей БКЛ: «Черкизовской» и «Улицы Подбельского», и электродепо «Черкизово» (также предназначавшегося для обслуживания в будущем БКЛ, но насущно необходимого в тот момент для Кировско-Фрунзенской линии, обслуживаемой единственным старым и маловместительным электродепо ТЧ-1 «Северное»). Участок от ст. «Преображенская площадь» до ст. «Улица Подбельского» с промежуточной ст. «Черкизовская» и электродепо ТЧ-13 «Черкизово» был открыт 3 августа 1990 г. На перегоне перед ст. «Черкизовская» создан задел под дальнейшее плановое продление линии вдоль Щёлковского шоссе, при этом пересечение соединительной ветви и главных путей построено в одном уровне, таким образом дальнейшая работа участка в будущем стала возможна либо в имеющемся виде, либо в виде продления вдоль Щёлковского шоссе, с одновременным прекращением пассажирского движения на участке «Преображенская площадь» - «Черкизовская» - «Улица Подбельского».

В ноябре 1990 г. в метро было проведено одновременное масштабное переименование: Кировско-Фрунзенская линия получила название Сокольническая, ст. «Охотный ряд» во второй раз в своей истории вернула первоначальное название, ст. «Кировская» была переименована в «Чистые пруды» (при этом вариант «Мясницкая» был отклонён в последний момент), а ст. «Дзержинская» стала «Лубянкой». Переименования затронули и другие линии.

12 мая 1999 г. вышло постановление о переименовании несуществующей на тот момент ст. «Ленинские горы» в «Воробьёвы горы». На вагонных схемах станция обозначалась строящейся с 1992 г., а до этого - действующей, несмотря на закрытие в 1983 г. Официально станция считалась временно закрытой на ремонт, в действительности же её конструкции были разобраны, поезда шли по обходным мостам, закрытым к этому времени гофролистами, и никаких строительных работ не велось. В 1999 г. долгожданная реконструкция метромоста началась: метромост был полностью разобран за исключением находившихся в удовлетворительном состоянии двух ферм главного пролёта, которые были укреплены. В 2000 г. было открыто автомобильное движение по верхнему ярусу, в 2001 г. сооружена новая платформа станции. 14 декабря 2002 г. новая станция «Воробьёвы горы» была вновь открыта для пассажиров. Станция была полностью перестроена с изменением конструктивной схемы: отныне на главных фермах метромоста держались только конструкции платформы и автомобильного яруса. Пути были уложены на двух независимых мостах, таким образом удалось избежать изначально пагубного воздействия динамических нагрузок на основную конструкцию. Эскалаторная галерея восстановлена не была.

13 января 2008 г. был открыт переход между ст. «Чистые пруды» и открытой 29 декабря 2007 г. ст. «Сретенский бульвар» Люблинской линии .

22 октября 2012 г. началась проходка перегонных тоннелей от ст. «Юго-Западная» до ст. «Тропарёво», а в декабре - раскрытие котлована ст. «Тропарёво». В июле 2013 г. началась проходка перегонных тоннелей от ст. «Тропарёво» до ст. «Румянцево», а в апреле 2014 г. - от ст. «Саларьево» до ст. «Румянцево». Весь участок из трёх станций планировали сдать к концу 2014 г., но к ноябрю 2014 г. была готова только одна станция - «Тропарёво», открытие двух других станций было перенесено на 2015 г.

26 июня 2014 г. было выдано распоряжение на составление проекта планировки дальнейшего продления Сокольнической линии на юг. От ст. «Саларьево» было предложено продлить линию в районы перспективной застройки на две станции: станцию к западу от Хованского западного кладбища, позднее получившую проектное название «Филатов луг», и станцию юго-западнее Хованского пруда.

6 декабря 2014 г. участок «Университет» - «Юго-Западная» был закрыт на перенастройку систем СЦБ, и 8 декабря пущен в эксплуатацию участок от ст. «Юго-Западная» до ст. «Тропарёво».

29 декабря 2015 г. пробный поезд прошёл по участку «Тропарёво» - «Саларьево». Для пассажиров участок открылся в два этапа: 18 января 2016 г. открылась ст. «Румянцево», при этом поезда шли без пассажиров до ст. «Саларьево», где оборачивались в тупиках. «Саларьево» была открыта 15 февраля 2016 г. и стала 200-й станцией Московского метро. Общая эксплуатационная длина линии возросла до 32,65 км.

Планы дальнейшего развития линии в 2015 г. менялись дважды: к лету 2015 г. было спроектировано продление не на 2, а уже на 5 станций: до ст. «Сосенки », пересадочной на линию в Коммунарку . Однако уже в ноябре 2015 г. были опубликованы материалы проекта внесения изменений в генеральный план г. Москвы в части присоединённых территорий, согласно которым линия за ст. «Саларьево» продлевалась лишь на одну станцию - «Филатов луг». Также уже начатое строительством электродепо «Саларьево» было перенесено на новый участок, примыкающий к полигону ТБО Саларьево.

После открытия в феврале 2016 г. ст. «Саларьево» планы дальнейшего продления линии в районы Новой Москвы поменялись в очередной раз. Теперь линию снова стали проектировать до Коммунарки, но не к ст. «Сосенки », а к другой станции линии в Коммунарку - «Столбово ». Количество станций на новом участке было вновь увеличено до пяти: «Филатов луг », «Хованская», «Прокшино », «Ольховая » и «Столбово ». При этом на момент проектирования ни одна из перспективных станций, за исключением последней, не имела в пешей доступности ни одного многоэтажного дома, то есть трассировка линии обусловлена не существующей, а будущей жилой застройкой новых микрорайонов юго-запада. Данное решение было закреплено распоряжением Москомархитектуры № 39 от 25 апреля 2016 г. «О подготовке проекта планировки территории линейного объекта - продление Сокольнической линии Московского метрополитена от территории Саларьево в АДЦ „Коммунарка“».

В июле 2016 г. из проекта продления линии в Коммунарку исчезает ст. «Хованская». Станции «Филатов луг», «Прокшино» и «Ольховая» проектируются типовыми наземными крытыми, расположенными в зоне прохождения автомагистрали Солнцево - Бутово - Видное, по её оси. Конечная ст. «Столбово» проектируется мелкого заложения. 2 февраля 2017 г. на заседании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы проект планировки линии от ст. «Саларьево» до ст. «Столбово» с четырьмя станциями был одобрен.

Последнее обновление в феврале 2017 г.

Довольно часто люди, проживающие в Москве или прибывшие на некоторое время в столицу, пытаются разобраться в структуре местного метро. Им трудно сразу понять, это какая ветка - радиальная, и почему ее так называют.

В нашей статье мы дадим ответы на данные вопросы. Кроме того, ниже будет представлен перечень станций, которые являются таковыми.

Где находится

Практически только в московском метро можно услышать слово «радиальная», если речь идет о конкретной станции. Дело в том, что в столичной подземке существует Кольцевая линия. На схемах метро прошлых лет она отмечена как геометрическая окружность коричневого цвета. Но ведь помимо нее существуют и другие линии, которые пересекают ее.

Стоит ненадолго углубиться в историю, чтобы понять, откуда появились данные ветки (радиальные), какие это станции. Первым делом в 1935 году построили ("Парк Культуры" - "Сокольники"), затем началось строительство Замоскворецкой линии, далее со временем появились остальные ветки. Кстати, даже в настоящее время на карте метро, а также в современных поездах с электронным табло над дверями можно увидеть цифры, обозначающие номер линии (ветки). Нумерация выбрана не случайно. Она как раз и означает хронологическую последовательность строительства.

Кольцевая линия - пятая по счету. Она стала, по сути, пересадочной. И у каждой станции на этой линии есть пересадочный узел (соседние станции, относящиеся к другим линиям). Именно они и являются радиальными. Какая ветка метро пересекается с Кольцевой, будет рассказано чуть ниже.

Почему «радиальная»

Почему придумали такой странный термин - «радиальная», и почему этим словом пользуются москвичи? Дело в том, что оно используется по причине наличия радиуса у Кольцевой линии. То есть, как говорилось ранее, данная ветка - это окружность. А у любой окружности всегда есть радиус, то есть расстояние от ее центра до любого края. И как раз на этих краях расположены пересадочные станции. Отсюда и появился термин «радиальная».

Например, едет пассажир с "Выхино" на станцию "Таганская-радиальная", какая ветка, он не знает. Ему нужно попасть на "Павелецкую-Кольцевую". И, разумеется, знающие люди ему объяснят, что нужно доехать до «Таганки», а там с радиальной перейти на «Кольцо». То есть на Таганско-Краснопресненской линии станция «Таганская» является радиальной.

Какие станции

Чтобы было проще понять, какие же станции радиальные, какие это ветки метро, стоит рассмотреть их полный перечень, начиная со станции «Парк Культуры» Сокольнической линии и по часовой стрелке:

  • «Парк Культуры» Сокольнической;
  • «Киевская» Арбатско-Покровской;
  • «Киевская» Филевской;
  • «Баррикадная» Таганско-Кранопресненской;
  • «Белорусская» Замоскворецкой;
  • «Менделеевская» Серпуховско-Тимирязевской;
  • «Проспект Мира» Калужско-Рижской;
  • «Комсомольская» Сокольнической;
  • «Курская» Арбатско-Покровской;
  • «Чкаловская» Люблинской;
  • «Таганская» Таганско-Кранопресненской;
  • «Марксистская» Калининской;
  • «Павелецкая» Замоскворецкой;
  • «Серпуховская» Серпуховско-Тимирязевской;
  • «Октябрьская» Калужско-Рижской.

У каждой ветки имеется свое цветовое обозначение. Кольцевая же линия, мы повторимся, с самого начала своего существования имеет коричневый цвет.

Как не запутаться в переходах

Нужно сразу отметить, что официально слово «радиальная» не используется. Информатор в поездах применяет другие фразы, например, по приезду на станцию «Комсомольская» Кольцевой линии, информатор поезда объявит: «Станция «Комсомольская». Переход на Сокольническую линию». Точно также и с указателями. Нет нигде фразы «переход на радиальную», вместо нее, например: «Переход на Арбатско-Покровскую линию».

Для удобства используется цветная схема. Москвичи, часто пользующиеся подземкой, знают, какого цвета радиальные ветки. Для гостей и людей, редко пользующихся метрополитеном, мы можем сделать подсказку.

Название линии

Цвет

Сокольническая

Замоскворецкая

темно-зеленая

Арбатско-Покровская

темно-синяя

Филевская

Кольцевая

коричневая

Калужско-Рижская

оранжевая

Таганско-Краснопресненская

фиолетовая (сиреневая)

Калиниская

Люблинская

салатовая

Серпуховско-Тимирязевская

Московский метрополитен - достаточно сложный транспортный объект. По-началу новичку будет очень сложно сориентироваться. Поэтому желательно всегда при себе иметь схему или напечатанную, или в качестве приложения на смартфоне.

В заключение хочется отметить одну очень частую ошибку. Иногда, по незнанию, люди спрашивают: что же такое "радиальная", какая это ветка? А понятие "радиальная", как вы убедились, относится к пятнадцати станциям, перечисленным выше. Поэтому нужно знать, о какой из них идет речь.

Сокольническая линия метро пересекает почти все остальные ветки, а потому является одной из самых важных городских артерий. Именно на ее станциях находятся почти все значимые объекты Москвы - главный вуз, Красная площадь, парк имени Горького и т. д. Что она представляет собой сегодня, и что будет с ней дальше?

История строительства

Именно Сокольническая линия стала так называемой пробой пера, когда в 1931 году было решено, что в Москве должен появиться новый вид транспорта - метрополитен. Вскоре на Русаковской улице была заложена шахта, а первый поезд проехал по участку до станции "Парк Культуры" уже в 1935 году - строительство шло ударными темпами. Протяженность пути на тот момент составила 11,6 километра, а название вплоть до 1990 года было "Кировско-Фрунзенская линия".

Во второй половине 1950-х строительство было продолжено, в 1959 году открылась станция расположенная на Лужнецком мосту через Москву-реку. К 1963 году был построен участок вплоть до станции, совсем недавно бывшей конечной - "Юго-Западной". Тогда же была открыта охватившая восточные районы Москвы.

Позднее, в 1980-х, построены "Черкизовская" и "Улица Подбельского", введено в дело новое депо, значительно разгрузившее всю ветку. В таком виде Сокольническая линия и просуществовала практически до сегодняшнего дня - в конце 2014 года была открыта станция "Тропарево", ставшая новой конечной на юго-западной хорде.

Текущее состояние

На данный момент Сокольническая линия метро насчитывает 20 станций. Ее общая протяженность составляет более 28 километров. Еще две станции находятся на этапе строительства, их открытие планируется в 2016 году. В середине 2014 года была переименована в "Бульвар Рокоссовского", к чему на конец 2015 привыкли еще не все, а потому старое название также упоминается на картах.

Среднее время поездки по всей ветке составляет 40 минут, ежедневно она принимает около миллиона пассажиров. С Сокольнической можно напрямую пересесть на 8 других линий, так что она является крайне удобной для многих москвичей. В дальнейшем планируется сделать еще и пересечение с Калининской веткой в районе "Кропоткинской".

"Комсомольская"

В целом очевидно, что первая ветка строилась изначально как транспортная артерия. Станции Сокольнической линии метро не отличаются красотой и изяществом московской подземки, знаменитой на весь мир. Любопытной для туристов можно назвать разве что "Комсомольскую", да и то, соседняя с ней станция, расположенная на Кольцевой ветке, гораздо более привлекательна внешне.

Тем не менее, именно "Комсомольская" является очень важным транспортным узлом, ведь над ней расположено сразу 3 вокзала, принимающих жителей Подмосковья каждое утро.

"Воробьевы горы"

Эта уникальная станция была открыта в начале 1959 года, однако уже в 1983-м ей понадобилась реконструкция из-за того, что в ходе строительства Лужнецкого моста, на котором она расположена, был допущен ряд ошибок. В 1960-х конструкция начала постепенно разрушаться из-за динамических нагрузок и стремления к удешевлению строительства. Почти 20 лет станция пустовала. Движение велось по временным мостам. Активная фаза реконструкции пришлась уже на 2000-е, и в конце 2002-го станция "Воробьевы горы" вновь открыла свои двери для пассажиров, будучи фактически отстроенной заново.

Станция является по-своему красивой - проектировщики решили воспользоваться уникальным расположением и сделали стены прозрачными, так что прямо из вагонов открывается вид на Москву-реку, стадион "Лужники" и парк. Кроме того, вдоль путей, за пределами собственно линии, есть пешеходные переходы, и можно наблюдать за движением поездов, стоя на мосту.

Достопримечательности

Немало километров под землей преодолевает Сокольническая линия. Станции, которые лежат на ней, построены под многими важными столичными объектами. Например, над "Черкизовской", расположенной довольно неудобно, стоит стадион "Локомотив", рядом с "Сокольниками" - одноименный парк. Как уже было упомянуто, "Комсомольская" с площадью трех вокзалов образует важный транспортный узел, над "Лубянкой" находятся центральный магазин "Детский мир" и ряд важных государственных учреждений. "Охотный ряд" располагается в непосредственной близости к Кремлю и Красной площади - сердцу столицы. находится над этой станцией.

Рядом с "Кропоткинской" высится храм Христа Спасителя и неподалеку стоит музей имени Пушкина, а в сторону следующей станции тянется "золотая миля" - Остоженка. Рядом с "Парком Культуры" находится одна из самых популярных в Москве рекреационных зон. Наконец, вблизи "Университета" располагается главный вуз страны - МГУ. Конечно, рядом со станциями Сокольнической линии находится еще очень много любопытных и важных объектов, но перечислить их все не представляется возможным.

Закрытие станций

Время от времени руководство метрополитена ограничивает или вовсе прекращает движение на некоторых участках. Так, частичное закрытие Сокольнической линии на участке от "Комсомольской" до "Парка Культуры" состоялось в субботу, 10 октября 2015 года, и длилось примерно сутки. В это время рабочие проверяли и ремонтировали различные системы, чтобы обеспечить в остальное время бесперебойную работу метрополитена. Все остальные станции работали в обычном режиме.

Кроме того, согласно специальному графику, для ремонтных работ в период с 14 по 15 и с 28 по 29 ноября будет закрыт один из вестибюлей станции "Юго-Западная". Ожидается, что в течение 2016 года может быть произведено кратковременное закрытие метро Сокольнической линии в связи с введением в эксплуатацию новых станций.

Перспективы развития

Уже в 2016 году Сокольническая ветка, как ожидается, удлинится на 2 новые станции, расположенные на юго-западе столицы. В плане до 2020 года есть дальнейшее продление участка еще на 2 перегона. В основном дальнейшее развитие ветки связано со строительством третьего пересадочного контура, который должен будет вовлечь в активное использование станции "Черкизовская" и "Проспект Вернадского".

После 2020 года, возможно, развитие пойдет в сторону соединения с Арбатско-Покровской линией, так что задел, оставленный в ходе строительства перегона от "Преображенской площади", может пригодиться, чтобы построить полноценный тоннель к "Щелковской" и дальше, в сторону Гольяново и поселка Восточного. Это позволит несколько разгрузить конечную станцию "синей" ветки, куда по утрам стремится много людей, создавая пробки на выездах из района. Таким образом, Сокольническая линия имеет достаточно перспектив и все еще остается одной из главных транспортных артерий столицы.

Время работы: с 05:30 до 01:00

Сокольническая линия состоит из 20 станций, протяженность линии - 28,2 км, время следования из конца в конец 44 минуты. На схеме метрополитена Сокольническая ветка обозначена красным цветом и цифрой 1.

Это первая из всех линий московского метро, она открылась в 1935 году. Конечными станциями были "Сокольники" и "Парк Культуры", от ветки отходило ответвление "Охотный ряд" — "Смоленская". С момента открытия и до 1990 года она называлась Кировско-Фрунзенской. Красная ветка проходит через центр Москвы и такие районы как Богородское, Хамовники, проспект Вернадского. На всех станциях Сокольнической линии вход и выход пассажиров располагаются с левой стороны относительно движения состава.

В 2020-х годах от станции "Черкизовской" линию собираются продлевать: будут построены станции "Щелковсковская", "Черкизовская-2", "Амурская", "Щёлковская-2", "Красноярская" и "Восточная".

Из всех веток московского метро - эта единственная, которая не имеет пересадок на другие линии, кроме переходов на Кольцевую. Также на этом участке, между станциями "Юго-Западная" и "Тропарево" оба перегона освещаются - это единственные освещаемые перегоны во всем метро Москвы. Еще один интересный нюанс - по ветке курсируют три именных состава: "Курская дуга", "Красная Стрела" и ретро поезд "Сокольники".

В 2010 году на станциях Сокольнической линии "Лубянка" и "Парк Культуры" прогремели два взрыва, в результате которых погиб 41 человек и еще 88 человек были ранены. Ответственность за теракт взял на себя лидер "Кавказского" эмирата Доку Умаров.

Станции Сокольнической линии московского метро

  • Бульвар Рокоссовского
  • "Бульвар Рокоссовского" - это конечная станция северо-восточного радиуса Сокольнической линии. Глубина заложения - 8 метров. Станция находится на территории района Богородское Восточного административного округа Москвы. Это колонная трехпролетная станция мелкого заложения, построенная на глубине 8 метров.

    Станция "Бульвар Рокоссовского" была открыта в 1990 году под названием "Улица Подбельского". После переименования улицы, новое имя получила и станция. В сентябре 2016 года начала работать платформа Московского центрального кольца с таким же названием. Вход на платформу расположен вблизи от южного вестибюля станции метро. Колонны в плане имеют форму многогранника. Облицованы колонны белым мрамором. Путевые стены отделаны металлическими полосами, образующими геометрический орнамент. Пол выложен светло-серым гранитом. По краям центрального зала проходят продольные линии из черного и красного мрамора, при помощи которых создается впечатление ковровой дорожки.

  • Черкизовскаая
  • Станция "Черкизовская" находится на территории района Преображенское Восточного административного округа Москвы. Глубина заложения - 11 метров. Тип: односводчатая станция мелкого заложения.

    "Черкизовская" была открыта в 1990 году, в один день со станцией "Бульвар Рокоссовского" - 1 августа. Через южный вестибюль станции возможна пересадка на Московское центральное кольцо. Путевые стены и края свода обшиты темным металлом. Центральная часть свода - белая, и она отражает свет, исходящий от светильников, спрятанных за облицовкой. Пол выложен плитами серого гранита с простым геометрическим рисунком контрастного цвета. Выходы со станции украшают яркие витражи на спортивную тему.

  • Преображенская площадь
  • Станция Сокольнической линии метро "Преображенская площадь" находится в Восточном административном округе Москвы, в районе Преображенское. Глубина заложения - 8 метров. Тип: колонная трехпролетная мелкого заложения.

    Первый поезд через станцию "Преображенскую" прошел 31 декабря 1965 года. Станция имеет два выхода. Восточный выход ведет на Большую Черкизовскую улицу, а западный - в направлении улицы Преображенской. Это колонная трехпролетная станция мелкого заложения. Построена по типовому проекту.

  • Сокольники
  • Станция "Сокольники" расположена на территории района Сокольники Восточного административного округа Москвы. Глубина заложения станции - 9 метров. Тип: колонная рехпролетная мелкого заложения.

    Сокольническая - первая станция, от строительства которой можно отсчитывать историю работы метро в Москве. Именно отсюда 15 мая 1936 года отправился самый первый состав с пассажирами. Путевые стены станции облицованы светло-жёлтой керамической плиткой. Первоначально пол был асфальтовым, а сейчас он выложен плитами серого и чёрного гранита.

  • Красносельская
  • Станция "Красносельская" расплагается в Центральном административной округе Москвы, в Красносельском районе. Глубина заложения - 8 метров. Тип: колонная двухпролетная мелкого заложения.

    Открытие станции состоялось 15 мая 1935 года. Переходов на другие станции нет. Выходы ведут на улицы Краснопрудную и Верхнюю Красносельскую. Путевые стены облицованы жёлтой и коричневой керамической плиткой с белыми и серыми вставками. Многогранные колонны облицованы жёлто-коричневым крымским мраморовидным известняком. Пол выложен белым мрамором с красными вставками. Потолок украшен неглубокими круглыми кессонами.

  • Комсомольская
  • Станция "Комсомольская" располагается на территории Красносельского района Центрального административного округа Москвы. Глубина заложения - 8 метров. Тип: колонная трехпролетная мелкого заложения.

    Станция открылась 15 мая 1935 года вместе с другими станциями первого пускового участка Московского метрополитена. Один вестибюль располагается в здании Казанского вокзала, а второй, совмещенный с вестибюлем Станции "Комсомольская" Кольцевой линии, имеет выход на Комсомольскую площадь.

    Еще при проектировании предполагалось, что этой станции придется справляться с большим пассажиропотоком, поэтому она имеет нестандартное устройство. Вдоль зала над путями устроены галереи для передвижения пассажиров. В зале станции установлено 23 пары колонн, а на каждом из двух балконов стоят еще по 45 колонн. При отделке использовались такие материалы как серый и красный гранит, керамическая плитка, мрамор различных пород и оттенков, бронза, майолика. Автором панно из майоликовой плитки стал художник Е.Е. Лансере. Называлось оно "Метростроевцы", и посвящалось труду комсомольцев-строителей московского метрополитена.

    В марте 1941 года станция "Комсомольская" Сокольнической линии метро была отмечена Сталинской премией 1-й степени.

  • Красные Ворота
  • Станция "Красные Ворота" располагается в Центральном административном округе, в Басманном и Красносельском районах Москвы. Это станция глубокого заложения, она находится на глубине 32,8 метров под землей. Тип: пилонная трехсводчатая.

    Станция была открыта 15 мая 1935 года в числе прочих станций первого пускового участка метрополитена Москвы. Поскольку станция располагается под площадью Красные Ворота, то и ей самой присвоили такое название. Автор проекта - архитектор И.А. Фомин. Во многом это его заслуга в том, что станция "Красные Ворота" стала объектом культурного наследия местного значения.

    Строительство станции изначально было очень сложным. Проходчикам пришлось преодолеть культурный слой, 14 метров плывуна, слой черной глины юрского периода, 15 метров водоносных трещиноватых известняков. Также возникли споры между американским инженером Морганом и начальником проекта И.Д. Гоциридзе. Дело в том, что, согласно проекту, станция проектировалась с тремя сводами. Однако Морган и другие инженеры выражали серьезные опасения, что на такой большой глубине конструкция не выдержит нагрузки, и предлагали строить станцию на два свода. Гоциридзе пришлось убеждать самого Кагановича в том, что трехсводчатая конструкция будет достаточно прочной. В итоге, проект выполнили по первоначальному плану, а конструктивная схема станции "Красные Ворота" стала образцом для ряда других станций московского метро. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже этот проект стал победителем и получил Гран-при.

    В период Великой Отечественной войны поезда на станции "Красные Ворота" не останавливались. Здесь располагался командный пункт руководства и оперативно-диспетчерского аппарата народного комиссариата путей сообщения. Пассажиры, проезжая в вагонах, не видели, что делается на станции, т.к. перрон был отгорожен от путей высокой стеной из фанеры.

    В конце 1940-начале 1950-х годов на площади Красные Ворота (Лермонтовская площадь) начали строить одну из сталинских высоток. Предполагалось, что северный вход в метро будет встроенным в это здание. Сложные грунты вновь потребовали неординарного подхода. При строительстве применяли заморозку грунта, и учитывая то, что после размораживания грунт осядет, дом строили с наклоном влево, а затем он выровнялся.

    Именно на "Красных Воротах" в 1952 году были установлены первые турникеты, а в 1959 - турникеты, основанные на принципе свободного прохода. Также в 1950-х годах на станции установили гермозатворы, после чего исчезли две пары проходов между центральными и боковыми залами.

    Внутреннее оформление станции выполнено в классическом стиле. Разрабатывал его архитектор И.А. Фомин. При отделке использовались материалы, перекликающиеся по цвету с названием станции - мраморизованный известняк красных оттенков. Для контраста был выбран серый уральский мрамор, желтый мраморовидный известняк, темный лабрадорит, а также серый и красный гранит.

    Чтобы визуально облегчить массивные пилоны, их разделили на три части со светлой центральной нишей и с широкими темно-красными выступами по краям. По центру выступов устроены арочные ниши, отделанные светлым мрамором. Между пилонами и сводом расположен белый ступенчатый карниз. Свод украшен многочисленными шестигранными и квадратными кессонами. Станцию освещают подвесные шарообразные светильники. Путевые стены облицованы светлой керамической плиткой. На полу в шахматном порядке уложены гранитные плиты красного и серого цвета.

  • Чистые пруды
  • Станция "Чистые пруды" находится на территории Центрального административного округа Москвы, в Басманном районе. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения (глубина - 35 метров).

    Станция открылась 15 мая 1935 года. В начале Чистопрудного бульвара расположен наземный вестибюль, через который можно выйти на Чистопрудный бульвар или на Мясницкую улицу и площадь Мясницкие ворота. Это станция глубокого заложения, она построена на глубине 35 метров под землей, поэтому в годы Великой Отечественной войны здесь располагались отделы Генштаба и ПВО. Из центрального зала можно перейти на станцию Тургеневская Калужско-Рижской линии и на станцию "Сретенский бульвар" Люблинско-Дмитровской линии.

    Массивные спаренные пилоны с относительно неширокими проходами покрыты мрамором бежевого и серого цвета. Пол центрального зала выложен плитами розового гранита, в платформенных залах - серого. Путевые стены облицованы светло-серым мрамором с черным гранитным цоколем. Освещение скрыто за карнизом, расположенным над пилонами.

  • Лубянка
  • Станция "Лубянка" располагается на территории сразу трех районов Центрального округа Москвы: Басманного, Мещанского и Тверского. Тип: пилонная трехпролетная глубокого заложения (глубина - 32,5 метров).

    Станция открылась 15 мая 1935 года. Изначально она была названа в честь Дзержинского. С "Лубянки" есть переход на станцию "Кузнецкий Мост" Таганско-Краснопресненской линии. Выход в город осуществляется через наземные вестибюли и подземный переход на Лубянскую площадь, Новую площадь, Никольскую улицу и Театральный проезд.

    Архитектурный проект для станции "Лубянка" разрабатывала Пятая планировочная мастерская Н.А. Ладовского при участии мастерской Д.Ф. Фридмана. Несмотря на то, что в тот период времени была более распространена "сталинская архитектура", приверженец рационализма Ладовский смог воплотить в проекте свои идеи.

    В момент открытия у станции не имелось центрального зала. Это были два параллельных перронных тоннеля, которые связывал небольшой зал при сходе с эскалатора. Проектное название станции - "Площадь Дзержинского". Задача была сложной из-за двухзальной конструкции с массивными опорами и из-за небольшой кривизны тоннелей.

    Большинство архитекторов, создававших станции московского метро, стремились нивелировать ощущение "подземелья", сделать залы более высокими, просторными и легкими. В данном случае архитектор наоборот, различными способами подчеркнул подземное расположение объекта. Для отделки колонн он использовал черный камень, освещение должно было ярко освещать перрон, а пути и путевая стена должны были находиться в полумраке и т.д.

    Сейчас узнать, как первоначально выглядела станция "Лубянка", можно лишь на исторических фотографиях. Во время реконструкции 1970 года почти вся оригинальная отделка была утрачена. От работы Ладовского остались лишь участки мраморной облицовки в юго-западном торце станции.

    После реконструкции у станции появился центральный зал с переходом на станцию "Кузнецкий мост" Таганско-Краснопресненской линии. Кроме того, были построены подземные переходы с выходами на Лубянскую площадь, Мясницкую улицу, к Политехническому музею и магазину "Детский мир".

    Пилоны "Лубянки" отделаны белым мрамором, пол выложен плитами черного и красного гранита. На путевых стенах - белая фарфоровая плитка.

  • Охотный ряд
  • Станция "Охотный ряд" (станция глубокого заложения) располагается в Центральном административном округе Москвы, в Тверском районе. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения (глубина - 16 метров).

    Открытие станции состоялось 15 мая 1935 года. С "Охотного ряда" можно перейти на станцию "Театральную" Замоскворецкой линии. Кроме того, эта станция метро ближе всего располагается к и .

    Пилоны имеют небольшую ширину, и сделаны в виде двух округлых колонн, стоящих рядом. Пилоны облицованы белым мрамором со стороны залов и серым в проходах. Изначально путевые стены были облицованы желтой глазурованной керамической плиткой. В 2007-2008 годах плитку заменили на светлый мрамор, участок оригинальной отделки остался лишь со стороны пути, ведущего из центра города к станции "бульвар Рокоссовского".

    Пол выложен темными и светлыми гранитными плитами, расположенными в шахматном порядке. Свод станции украшают многочисленные квадратные кессоны со ступенчатой отделкой. Со стороны платформ потолок украшен рельефным узором в виде простого меандра.

    Центральный зал и посадочные платформы освещаются шаровидными светильниками, укрепленными на потолке.

  • Библиотека им. Ленина
  • Станция метро "Библиотека им. Ленина" расположена на территории Тверского района Центрального административного округа Москвы. Глубина заложения - 12 метров. Тип: односводчатая мелкого заложения.

    Эта станция московского метро открылась 15 мая 1935 года. С "Библиотеки им. Ленина" можно пересесть на станцию "Арбатская" Арбатско-Покровской линии, станцию "Александровски сад" Филевской линии, станцию "Боровицкая" Серпуховско-Тимирязевской линии.

    Путевые стены станции отделаны желтой керамической плиткой со вставками из коричневого мрамора. Покрытие пола меняли несколько раз: при открытии это был паркет, затем его заменили асфальтом, потом снова постелили паркет, и в конце концов остановились на гранитном покрытии.

    Свод станции "Охотный ряд" - почти плоский. Украшают его квадратные кессоны. Мраморные участки на путевых стенах через свод соединены рядом светильников, вмонтированных в углубления такой же формы, как и кессоны. Кроме того, станция освещается подвесными шарообразными светильниками.

    Интересный факт: в мраморной облицовке станции можно отчетливо увидеть различные древние окаменелости.

  • Кропоткинская
  • Станция метро "Кропоткинская" расположена на территории Центрального административного округа в районе Хамовники. Глубина заложения - 13 метров. Тип: колонная трехпролетная мелкого заложения.

    "Кропоткинская" открылась 15 мая 1935 года. После 2020 года, когда в эксплуатацию введут станцию "Волхонка" Калининско-Солнцевской линии, в центре зала на "Кропоткинской" появится переход на эту станцию.

    Оформление станции "Кропоткинская" очень лаконичное, и, в то же время, эффектное. По обеим сторонам зала расположены десятигранные колонны, облицованные белым уральским мрамором. В капители, украшающие верхнюю часть колонн, встроены светильники, и кажется, что из колонн бьют фонтаны мягкого белого света. На полу в шахматном порядке уложены плиты красного и серого гранита.

    Проект "Кропоткинской" имеет несколько наград: Гран-при на международных выставках в Париже (1937 г.) и Брюсселе (1958 г.), а также Сталинскую премию за архитектуру и строительство (1941 г.). Изображение станции можно встретить на памятных серебряных монет номиналом 3 рубля. В 2005 году Центробанк РФ выпустил их тиражом 10 000 единиц.

    В рамках акции "Ночь музеев" в мае 2010 года на станции "Кропоткинская" прошел бесплатный концерт камерного оркестра Kremlin. Мероприятие было посвящено 75-летию Московского метрополитена. Во время концерта на станции стояли именные поезда "Акварель" и "Ретропоезд".

  • Парк Культуры
  • Станция "Парк Культуры" расположена в Центральном административном округе Москвы, в районе Хамовники. Глубина заложения - 10,5 метров. На противоположном берегу Москвы-реки находится Парк культуры и отдыха им. Горького, по которому и назвали станцию. Тип: колонная трехпролетная мелкого заложения.

    Путевые стены станции облицованы белой керамической плиткой. Колонны квадратного сечения отделаны желто-коричневым мраморовидным известняком, наверху колонны заканчиваются золотистыми капителями. Пол выложен плитами черного гранита. Освещается станция прямоугольными светильниками, расположенными по центру свода.

  • Фрунзенская
  • Станция "Фрунзенская" располагается в Центральном административном округе Москвы, в районе Хамовники. Глубина заложения - 42 метра. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения.

    "Фрунзенская" была открыта 1 мая 1957 года, а 2 января 2016 года ее закрыли на реконструкцию. Обновленную станцию планируют открыть в марте 2017 года.

    Станция "Фрунзенская" - одна из последних, построенных в стиле сталинского ампира. Снизу пилоны облицованы красным мрамором. Верхняя часть украшена рельефами и ажурными металлическими щитами с изображением пятиконечной звезды. Пилоны плавно переходят в округлый белый свод. Путевые стены покрыты кремовой керамической плиткой. Со стороны платформ возле пилонов установлены скамейки. Освещается станция массивными подвесными люстрами. В торце центрального зала установлен бюст М.В. Фрунзе работы Е.В. Вучетича.

  • Спортивная
  • Станция "Спортивная" расположена в Центральном административном округе Москвы, в районе Хамовники. Глубина заложения - 42 метра.

    Станция была открыта 1 мая 1957 года. Название ей дали по расположенному вблизи спортивному комплексу "Лужники".

    Массивные квадратные пилоны облицованы светлым мрамором. В верхней части пилоны украшены полосами зеленого мрамора. Своды залов отделаны плитами из асбоцемента с тисненым узором. Со стороны залов на пилонах закреплены по 4 хрустальных светильника. Пол в шахматном порядке выложен плитами серого и черного гранита с полосами красного гранита. Путевые стены облицованы белой глазурованной керамической плиткой (вверху) и черной (внизу).

  • Воробьевы горы
  • Станция "Воробьевы горы" имеет два выхода. Северный выход располагается в районе Хамовники Центрального административного округа, а южный сразу в двух районах - в районе Раменки Западного административного округа и Гагаринском районе Юго-Западного административного округа. Это первая станция метро в России, которая построена на мосту над рекой. Кроме того, это еще и самая длинная московская станция метро - протяженность зала вместе с подходными коридорами составляет 284 метра.

    Станция "Воробьевы горы" открылась 12 января 1959 года как станция "Ленинские горы". При строительстве решили использовать уникальный способ прокладки линии метро по Лужнецкому метромосту. Он также был более дешевым в сравнении с устройством тоннеля под водой.

    И при создании проекта, и при строительстве моста были допущены ошибки, и в июне 1960 года, всего через полгода после открытия, на станции начал протекать потолок, а затем появились крупные продольные трещины в бетонных перекрытиях. Мост пришлось закрыть на реконструкцию. В октябре 1983 года закрылась и станция, а поезда пустили по обходным мостам, построенным по обе стороны от Лужнецкого метромоста.

    Из-за недостатка финансирования реконструкция растянулась почти на 20 лет. Вновь эта станция метро начала работать в декабре 2002 года. После реконструкции ширина станции увеличилась на 3 метра. Платформу оставили на старых опорах, а поезда теперь ходят по отдельным балкам, установленным на собственных опорах.

  • Университет
  • Станция "Университет" располагается в Западном административном округе (район Раменки) и в Юго-Западном административном округе (Гагаринский район). Глубина заложения - 26,5 метров. Дата открытия - 12 января 1959 года. Станция располагается вблизи здания МГУ им. Ломоносова, от которого и произошло ее название. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения.

    Массивные прямоугольные пилоны облицованы светлым мрамором. По центру пилонов со стороны залов расположено углубление с декоративной решеткой. Под пилонами и со стороны платформ, и в центральном зале установлены скамейки. Над пилонами проходит лепной карниз белого цвета. Путевые стены отделаны желтой и черной керамической плиткой. Пол выложен плитами серого и красного гранита в виде больших красных контурных квадратов.

  • Проспект Вернадского
  • Станция метро "Проспект Вернадского" находится в Западном административном округе, в районе Проспект Вернадского. Глубина заложения - 8 метров. Дата открытия - 30 декабря 1963 года. Тип - колонная трехпролетная мелкого заложения. Построена по типовому проекту, и представляет собой стандартную станцию-"сороконожку". Колонны облицованы светло-бежевым мрамором, а яркие краски вносит оформление путевых стен: они отделаны глазурованной керамической плиткой в виде светло-желтых и светло-голубых горизонтальных полос.

  • Юго-Западная
  • Станция метро "Юго-Западная" располагается в Западном административном округе Москвы, в районе Тропарево-Никулино. Глубина заложения - 8 метров. Это колонная трехпролетная станция мелкого заложения, построенная по типовому проекту. КОлонны облицованы светлым мрамором, на путевых стенах - нежно-салатовая керамическая плитка.

    Станция открылась 30 декабря 1963 года, и на протяжении 50 лет была конечной южного радиуса Сокольнической ветки.

  • Тропарево
  • Станция Сокольнической линии "Тропарево" располагается на территории Западного административного округа Москвы, в районе Тропарево-Никулино. Глубина заложения - 12 метров. Тип: односводчатая мелкого заложения. Дата открытия - 8 декабря 2014 года. Это одна из самых красивых новых станций Московского метрополитена. По центру зала установлены стилизованные деревья-светильники с округлыми кронами, и их свет отражается в зеркальной поверхности верхней части путевых стен. Пол выложен плитами полированного серо-бежекого гранита. Путевые стены обшиты серыми панелями. Верхняя часть путевых стен отделана зеркалами.

    Первоначальный проект предполагал, что зеркала будут и на потолке. По другому принципу собирались устроить и освещение. Однако в процессе отделки стало ясно, что зеркальное отражение на полу получается слишком ярким, и создаст дискомфорт у пассажиров. Возникли проблемы и с монтированием системы освещения. Поэтому, несмотря на то, что часть станции уже была отделана в соответствии с проектом, декор демонтировали и несколько упростили.

  • Румянцево
  • "Румянцево" - станция мелкого заложения, расположенная на территории Новой Москвы, в поселении Московском. Станция была открыта 18 января 2016 года. Тип: колонная трехпролетная мелкого заложения. Это одна из самых ярких московских станций.

    По краям вдоль центрального зала стоят светлые глянцевые округлые колонны. Если обычно колонны располагаются по одной, то здесь они установлены парами. Путевые стены отделаны панелями из искусственных материалов. На панелях нанесен геометрический рисунок: разноцветные квадраты и прямоугольники в разных вариантах и размерах. Пол выложен полированными темными и светлыми плитами.

    Учитывая то, что для размещения станции было выделено места меньше, чем это необходимо, все кассовые вестибюли и технологические помещения пришлось расположить на верхнем ярусе. Для подъема в кассовые залы установлены эскалаторы, а для пассажиров с ограниченной мобильностью - лифты.

  • Саларьево
  • "Саларьево" - конечная станция Сокольнической линии московского метро. Станция располагается на территории Новой Москвы, между Киевским шоссе и деревней Саларьево. Тип: колонная трехпролетная мелкого заложения.

    Станция открылась 15 февраля 2016 года. Участок, на котором планировалось строительство станции, находится в частной собственности, в связи с чем возник ряд проблем. В итоге, компромисс между частным и общественным был найден, но в итоге "Саларьево" работает по оригинальной схеме: южный вход работает только на выход пассажиров, а северный - только на вход.

    Путевые стены станции отделаны цветными панелями из искусственных материалов с рисунком из разноцветных прямоугольником. Светлые колонны поддерживают сетчатый свод, за которым скрыты источники освещения. Пол выложен плитами полированного гранита светло-серого цвета с темными полосами, разбивающими поверхность на квадраты.