Путешествие в село Воскресенское. История села воскресенское

Но вернемся к Воскресенскому. Село огородили крепкими стенами. Первым делом Никифор Герасимович построил деревянный господский дом. Он состоял из 3-х покоев, во дворе баня, каменная рига для сушения и молочения хлеба, мукомольная мельница, деревянный амбар, а при мельнице была плотина. А также деревянную церковь. Поставлена она была на каменном фундаменте в 30-40 саженях от господского дома. При церкви сразу же была построена деревянная колокольня. А назвали церковь Воскресенской. Имя Никифора Герасимовича Клеопина не часто встречается на страницах исторической литературы. Я даже не нашла его изображения. А ведь его вклад в развитие Уральского края просто неоценим. Клеопины старинные род, ведущий свое начало с Золотой Орды. В 1495 году Иван Клеопа был переведен из Москвы на проживание в Новгород. Новгородское поместье (по предположениям новгородских историков) находилось в с. Сушани Боровинского уезда Новгородской губернии. В 1778-96 гг. встречается упоминание о нем в рукописной книге межевания уезда. Там был расположен деревянный господский дом, и тогда он принадлежал Федору Клеопину, сыну Никифора Герасимовича. Вот это поместье и считается родовым поместьем Клеопиных. Отсюда и привез на Урал Никифор Герасимович своих крестьян. Впрочем, есть мнение, что он просто купил пару деревень в Самарской губернии и перевез их в с. Воскресенское. Никифор Герасимович приехал на Урал с Олонецких заводов, что стояли в Карелии. Приехал не один, а вместе с экспедицией де Генина на строительство Екатеринбурга. Это он, Клеопин наметил участки будущих Екатеринбургских заводов, крепостных стен, определил место для жилья. Генин утвердил эти планы, и строительство Екатеринбургской крепости-завода началось. А после судьба, куда только не бросала Никифора Клеопина, и везде, где он побывал, вырастали заводы. Это и Сылвенский и Нерчинский и даже Колывано- Воскресенский на Алтае, куда его прислали по просьбе Акинфия Демидова. Где-то примерно в годах 50-х 18 века здоровье Никифора Герасимовича стало сдавать. Начали болеть ноги. И все-таки, будучи уже больным, он становится управляющим Нерчинского завода. Но в 1761 году он почувствовал себя совсем плохо и ушел в отставку. Какое-то время жил в Воскресенском помещиком. После 1764 года уехал в Москву на лечение. Из Москвы едет на Азов (г. Темников). Видимо, пытается лечиться вулканическими грязями. Когда точно умер- неизвестно, историки пишут после 1771 года. Крестьяне села Воскресенское при Клеопине вели очень размеренную жизнь. Хлебопашествовали, ловили рыбу, заготавливали впрок грибы, ягоды. Все изменилось в 1784 году, когда село было продано Никите Никитовичу Демидову. Никита Никитович включил Воскресенское в производственный цикл Кыштымско-Каслинских заводов. Население села стало заниматься добычей руды и выжиганием древесного угля для нужд Демидовских заводов. Так бывшие помещичьи крестьяне превратились в заводских крепостных. Никита Никитович построил по всему К-К округу водоемы-каналы для решения проблем с водой для доменного производства. Рядом с Воскресенским тоже есть такая «копанка», которая проходит у края села от о. Синара до о. Силач. Возможно, она была выкопана при Коробковых, но народная молва называет её «Демидовской». От себя добавлю, что я не знаю, существует ли она до сих пор. В селе было несколько больших наводнений, так что может от неё уже и следов не осталось.

В центре села возвышается красивая церковь, построенная, как считается, по проекту талантливого уральского архитектора Михаила Малахова. Предлагаю познакомиться с историей этого примечательного места.

20 сентября 1749 года Никифор Герасимович Клеопин вместе с сыном получил во владение земельный участок при озере Синарском и по обе стороны речки Синары. Клеопин попал на Урал в 1722 году вместе с командой Вильгельма де Геннина , руководил строительством Екатеринбургского завода и города Екатеринбурга. Позже участвовал в строительстве и управлял рядом других казенных предприятий. С 1745 по 1758 годы исполнял обязанности главного командира горно-металлургических заводов Урала.

В Воскресенское имение Клеопин переселил принадлежавших ему крепостных крестьян из новгородских владений.

По распоряжению Клеопина близ господского дома построили деревянную церковь и колокольню. Церковь была освящена в день Воскресения Христова, получив название Воскресенской. В селе действовала мукомольная мельница, при ней на реке Синара была построена плотина.

В 1784 году имение, в составе которого было и Воскресенское, продали Н.Н. Демидову – владельцу близлежащих Кыштымских заводов. Жители стали заниматься подсобными заводскими работами, выжигали древесный уголь. В 1809 году Кыштымские и Каслинский заводы вместе с селом Воскресенским были проданы П.Г. Демидовым купцу Л.И. Расторгуеву. После его смерти наследницы поручили управление заводами Г.Ф. Зотову, прозванного за жестокий нрав «кыштымским зверем». Местные жители принимали участие в восстаниях в 1823 и 1826 годах.

«Воскресенское село в Екатеринбургском уезде, в северо-восточной части округа Кыштымских заводов, на реке Синаре, в нескольких верстах от выхода ее из Синарского озера, на дороге из Екатеринбурга в Каслинский, Кыштымский и Миасский заводы и в город Златоуст . Село большое. Называется также и Клеопино, по имени первого владельца и строителя. Тут была прежде небольшая крепостца для защиты от башкирцев».

Стоявшая в селе деревянная церковь в 1814 году была уничтожена пожаром. От нее осталась лишь икона Знамения Божией Матери, которая незадолго до пожара «была вынесена в деревню Знаменскую по случаю праздника в сей деревне». В 1815 году было получено разрешение на строительство новой каменной церкви во имя Знамения Божией Матери. В 1822 году церковь была заложена. Строительство велось на средства Расторгуевых и прихожан. Освящение состоялось 8 июня 1835 года.

Зимой из-за больших объемов новой церкви в ней было холодно, поэтому вскоре началась постройка придельного храма в память обновления храма Воскресения Христова. В 1842 году придельный храм освятили. В 1858 году церковь обнесли каменной оградой с чугунными решетками и тремя железными воротами.

Считается, что автором проекта Воскресенской церкви был талантливый екатеринбургский архитектор М.П. Малахов (1781–1842). В ее облике угадываются характерные для этого мастера стилистические решения. Церковь отличается гармоничностью и выполнена в лучших традициях русского классицизма.

Интересно, что по местным легендам, под Воскресенской церковью были сооружены подземные ходы, которые лучеобразно отходили к барской усадьбе, мельнице, домам Льва Расторгуева и священника.

В 1874 году в селе Воскресенском, была построена и открыта деревянная трехклассная земская школа, в которой учились также дети из деревень Воздвиженская, Знаменская, Клеопова и села Тюбук. В 1915 году земством была построена новая 4-классная школа. Здание сохранилось до сих пор, причем использовалось по назначению вплоть до 2005 года.

В 1937 году церковь была закрыта. Однако позже историческая ценность Воскресенской церкви как архитектурного памятника была высоко оценена по результатам работы одной из экспедиций Академии наук СССР:

«Обычно в пособиях и книгах по русской архитектуре описываются всемирно известные архитектурные памятники – Московский Кремль, дворцы Царского села, Петергофа, Ленинграда и т.п., но забывается, что памятники архитектуры и искусства имеются в каждом городе и поселке нашей необъятной страны, но большинство из них неизвестны, и задача краеведов-историков открыть эти памятники. Сколько еще бесценных памятников архитектуры до сих пор остается в неизвестности! Например, в 1979 г. в деревне Воскресенка Каслинского района Челябинской области одна из экспедиций Академии наук СССР обнаружила великолепный храм классического стиля, разрушающийся и бесхозный, между тем на всем Урале вряд ли найдется более десятка подобных сооружений…».

Но восстановление церкви началось лишь в 1990-е годы, в 1998 году она была освящена. В 1999 году постановлением Законодательного собрания Челябинской области здание церкви в селе Воскресенском было объявлено памятником архитектуры. Сейчас здание предстает во всем великолепии.

Осенью 1954 года в Воскресенском поселились 12 геодезистов для выбора места под новый объект – Институт для разработки ядерных зарядов и боеприпасов. Воскресенское стало на некоторое время местом проживания части первых строителей будущего закрытого города Снежинска.

В селе сохранились некоторые старинные дома конца XIX – начала XX веков. Через село протекает река Синара, начинающаяся в нескольких километрах выше из одноименного озера. В 1971 году на ней была восстановлена плотина, вновь возник пруд. Около плотины можно увидеть остатки сооружений бывшего гидротехнического сооружения (тут была мельница). Здесь же, в омуте, много рыбы.

По данным переписи 2010 года, в селе проживало 287 человек.

Как добраться до Воскресенского?

Село Воскресенское расположено на территории Каслинского района Челябинской области, входит в состав Тюбукского сельского поселения. На автомобиле нужно ехать по трассе Екатеринбург – Челябинск, затем повернуть по указателю на Снежинск. Через 6 км будет село Воскресенское. Расстояние от Екатеринбурга – около 100 км, от Челябинска – 120 км. Можно доехать и на автобусе, следующем до Снежинска. Стоит побывать и в расположенном поблизости

Село Воскресенское

Воскресенское – село в Владимирской области России, входит в состав муниципального образования.
Село расположено в 12 км на северо-восток от центра поселения деревни Пенкино, в 37 км на юг от райцентра Камешково и в 6 км от федеральной автодороги «Волга». «Село Старое Заозерье находится в 35 вер. от г. Владимира ()».
Воскресенское село имело еще одно название - Старое Заозерье и третье – Терихово (Терехово).

Царь Всея Руси Иван IV (Грозный) в 1550 году пожаловал Торхальной грамотой (несудимой) на владение вотчиной. ...«Волость Талшинскую в Володимирском уезде, а в ней погост на Верети, а к нему, тому погосту, деревень: Ряхово, Денисово, Лужки на речке Возожма, Заозерье, Волково, Чертовик, Филяндино, Ивишенево и Микшино на речке Ивишенка, Сереброво, Луженица и Ступино на речке Ступинка, Парфеново, Тынцово, Скалозубово на речке Секше, Яковлево на реке Тальше, Объедово на реке Уводь, погост Ст. Никола на реке Тальше, река Уводь, а по оба берега той реки пошли озера: Овсяниково, Церковное, Шуремба, Старица, Соляное, что из него соль варят, а против того озера Слободка и живут в ней солевары... и мы, Великий государь и царь, Покрова девичьего монастыря игуменью Ульяну с сестрички пожаловали...»
С конца XVII века Заозерье принадлежало окольничему Никите Ивановичу Акинфову. Акинфов возвел сохранившиеся до сих пор каменные храмы в селах Второво и Эдемское.
В XVII столетии Воскресенское именовалось Заозерье из-за близости стариц реки Клязьмы, расположенных севернее этого селения.
После того, как помещики Владыкины построили неподалеку сельцо с таким же названием (сегодня это село Русино Ковровского района), село Заозерье стали называть Старым Заозерьем, а владыкинское имение - Новым Заозерьем.
В Старом Заозерье Воскресенскую церковь построил Н. И. Акинфов, только не каменную, а деревянную - в 1706 году. С той поры Старое Заозерье стало именоваться селом Воскресенским.
В 1719 году в селе насчитывалось 4 двора.
Внук Никиты Акинфова Федор Григорьевич Акинфов в середине XVIII века продал село генерал-майору Федоту Михаиловичу Каменскому, в молодости служившему гоф-юнкером при дворе Петра I. От него данное имение перешло к его дочери Марии Федотовне Брылкиной, генеральше (так ее именовали по чину мужа, который по «Табели о рангах» считался равным генерал-лейтенанту), вышедшей замуж за бывшего обер-прокурора Святейшего синода, астраханского губернатора действительного статского советника Ивана Онуфриевича Брылкина. Мария Федотовна некоторое время проживала в Воскресенском, где у нее была небольшая усадьба.
Мария Брылкина скончалась в начале 1800-х гг. во Владимире. Воскресенское унаследовал ее брат - знаменитый полководец, генерал-фельдмаршал граф Михаил Федотович Каменский, герой русско-турецких войн, в 1802 году некоторое время занимавший пост санкт-петербургского генерал-губернатора.
Он несколько раз приезжал в Воскресенское. Об одном из таких визитов рассказал в своих мемуарах князь , поэт и литератор, в 1802-1812 гг. служивший владимирским гражданским губернатором. Каменскому требовалось сдать одного из своих крепостных из села Воскресенское в рекруты. Обычно кандидата в новобранцы в рекрутское присутствие (наподобие нынешнего военкомата) отвозил сельский староста. Но граф Каменский пожелал это сделать лично. Появление полководца-фельдмаршала в присутствии стало сенсацией. Губернатор князь Долгоруков об этом писал так:
«При осмотре своего имения нашел он недоимочного рекрута и рассудил сам его поставить. Здесь слово «сам» прошу принять в собственном его разуме, то есть он был отдатчиком своего мужика лично. Это требует подробности потому, что поступок его не только был редкий, но единственный. В назначенный для приема день граф вошел в камеру набора в простом армейском сюртуке. Я вышел к нему навстречу. Он меня поворотил к моему месту. Подали ему кресла. Он не сел и стал у окна, у которого простоял во все то время, пока медик, приемщик и все присутствие осматривало его рекрута. При некоторых сомнениях в годности его со стороны лекаря граф подходил к нему, защищал право свое, утверждал годность мужика на службу, и когда он был принят, граф подошел к присутственному столу и отвесил нам всем большой поклон, какой сделал бы его староста. Я его проводил до сеней и застал в разговорах с матерью отданного рекрута, которая о потере сына неумеренно плакала, а он, утешая ее, твердил: «Как быть, старуха, у тебя еще два сына дома, а у меня всего два, и оба в походе». Кстати, оба сына Каменского были генералами.

С XIX века Воскресенское являлось имением князей Голициных.
Число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 62, женского пола - 60; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 63, женского пола – 62.
В 1859 году число дворов - 28; число душ мужского пола - 62; женского пола - 80. Господствующие виды производительности: кроме хлебопашества, занимаются каменною и кровельною работами.
В XIX и первой четверти XX века село входило в состав Пенкинской волости Владимирского уезда.
После отмены крепостного права земли вокруг Воскресенского купили фабриканты Шорыгины, которые приобрели и близ Спас-Купалищ с дворцом князей Грузинских, отстоящее примерно на 15 верст.
Покровская ярмарка в с. Воскресенском – 1 октября.
В 1904 г.- 41 двор, 166 жителей.

В годы Советской власти до 1998 года село входило в состав Пенкинского сельсовета.
Численность населения в 2010 году – 7 муж. и 6 жен., всего 13 чел.

Церковь Воскресения Христова

В 1706 году окольничий Н.И. Акинфов в своей вотчине на пустой церковной земле, что в Заозерье, построил деревянную церковь во имя Воскресения Христова с приделом во имя св. Феодора Сикеота. К этой церкви были определены священник, дьячек и просвирница; отведено для причта земли 17 четвертей в поле и сенных покосов 20 копен; в приходе тогда числилось 10 дворов крестьянских. Дани с церкви было положено 19 алтын 4 деньги, заезда гривна.
Вместо церкви в 1790-1794 гг. на средства помещицы генеральши М.Ф. Брылкиной построена новая каменная церковь.

В 1817 году в селе старом Заозерье родился (1817-1889), будущий священник Петропавловской церкви г. Суздаля, настоятель Суздальского Богородице-Рождественского собора, градский благочинный.
В 1856 году церковь стараниями местного священника Михаила Николаевича Миловидова была разделена на две половины, из которых западная обращена в теплую церковь.
11 февраля 1867 г. с. Старого Заозерья священник Михаил Миловидов определен вторым депутатом по ведомству Благочинного Дианина.
1 апреля 1867 г. перемещены один на место другого священники: села Старого Заозерья Михаил Миловидов и села Лежнева Иоанн Стратилатов. Иван Григорьевич Стратилатов открыл в селе начальное народное училище.
В 1868 году теплая церковь была расширена.
При церкви имеется каменная колокольня.
Престолов в церкви три: в холодной во имя Воскресения Христова, в приделах теплых в честь Покрова Божией Матери и Рождества св. Иоанна Предтечи.
Церковные документы хранились в целости: копии метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1829 г.
Количество земли при церкви точно не определено за неимением плана и межевой книги; приблизительно считалось: усадебной 1 дес., сенокосной 3 дес. и пахатной 15 дес.
Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. Содержание причта составляли (кон. ХIX века): проценты с капитала 100 руб., доходы от служб и требоисправлений, от сбора льном и от земли – всего около 850 руб. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле.
Приход состоял из села Заозерья и деревень: Пирогова (в 2 вер. от церкви), Лубенского (3 вер.), Симонова (4 вер.), Марьинки (4 вер.), Огородникова (5 вер.) и Солдатской слободки (1/4 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 714 душ муж. пола и 739 жен., все православные.

Александровка (Огородниково), помещичья деревня: число дворов - 18; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 88, женского пола - 92; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 61, женского пола - 59; господствующие виды производительности: кроме хлебопашества, занимаются каменною и кровельною работами. В 1859 году число дворов - 8; число душ мужского пола - 21; женского пола - 16.
Лубенкина , помещичья деревня: число дворов - 31; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 155, женского пола - 160; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 121, женского пола - 117; господствующие виды производительности: кроме хлебопашества, занимаются каменною и кровельною работами. В 1859 году при озере Великом; число дворов - 45; число душ мужского пола - 128; женского пола - 127.
Марьина , помещичья деревня: число дворов - 18; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 58, женского пола - 62; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 65, женского пола - 76; господствующие виды производительности: кроме хлебопашества, занимаются каменною и кровельною работами; ветряная мельница. В 1859 году число дворов - 19; число душ мужского пола - 77; женского пола - 75.
Пирогова , помещичья деревня: число дворов - 31; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 103, женского пола - 103; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 113, женского пола - 104; господствующие виды производительности: кроме хлебопашества, занимаются каменною и кровельною работами; 2 ветряных мельницы. В 1859 году число дворов - 32; число душ мужского пола - 115; женского пола - 110.
Симонова , помещичья деревня: число дворов - 24; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 96, женского пола - 101; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 102, женского пола - 100; господствующие виды производительности: кроме хлебопашества, занимаются каменною и кровельною работами; ветряная мельница. В 1859 году число дворов - 28; число душ мужского пола - 109; женского пола - 109.

Народное училище открыто было в 1868 году священником Иваном Григорьевичем Стратилатовым.
Старозаозерское земское училище , Пенкинской волости, в с. Воскресенском, основано в 1878 г. обществом, по почину крестьянина Леонтия Сидоровича Сидорова. Ближайшие училища: Горское в 8 вер. и Спасское - 13 вер.
В 1884 г. «Помещение церковно-общественное, деревянное, отдельное; по свету и теплоте удобное; квартира учителю есть; классных комнат одна - длиной 9, шириной 8 ¼, вышиной 3 ½ арш. Учебных пособий недостаточно - на 110 р. 66 к. Библиотеки и земли нет. Законоучитель священник Иоанн Стратилатов, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1878 г.; учитель Александр Розов, окончивший курс в Новинской учительской семинарии, преподает с 1878 г. Попечитель крестьянин Леонтий Сидорович Сидоров, пожертвовал прежде на 10 руб. Учащихся к 1-му января 1883 г. 36 м. и 4 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 5 м. и 3 д. Окончило курс со свидетельствами 6 м. Вновь поступило 13 м. и 11 д. К 1-му января 1884 года состояло 38 м. и 12 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 - 8 л. - 3, 8 - 9 л. - 6, 9-10 л. - 8, 10 - 11 л. - 11,11 - 12 л. - 17,12 - 13 л. - 5. Из учащихся - 10 из с. Воскресенского, 11 из д. Пирогова (2 вер.), 5 - (3 в.), 13 - Лубенкина (4 в.), 3 - Марьина (5 в.), 4 - Александровки (6 в.), 1 - Семенова (6 в.), 1 - (7 в.), 1 - Мишнева (8 в.) и 1 - Неверкова (12 в.). Ночлежного приюта нет. Живут на квартирах 29, с платой 1 ½ - 2 р. в зиму. Вероисповедания православного. По сословиям: дух. 1 м. и 1 д., крестьян 37 м. и 11 д. Средства: от земства 360 р., от общества 40 р.; платы за учение 14 р. (по 2 р. с каждого постороннего ученика). Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 54 р.; жалованье - законоучителю 60 р., учителю 300 р. Посещали классы все исправно. Прием в сентябре; поступило 4 грам., 20 не грам. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 15-го сентября по 27-е апреля. Пению обучаются простому, хора нет. Учатся в день 6 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Число уроков в неделю: по Закону Божию - 4, по Русскому языку - 12, по Славянскому языку - 2, по арифметике - 4, по пению - 2. Получили награды 14. Получившие свидетельства учились 3 - 4 г. Не окончившие курса учились до 3 л. Обозревал училище 1 раз инспектор народных училищ. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет».
Учащихся в кон. XIX века около 40 человек ежегодно.
1917 г. «В с. Воскресенском, Терехове – тож, до сих пор существовала церковно-приходская школа. Обучалось в ней не более 40-45 детей из с. Воскресенского и соседней деревни Пирогова. Воскресенских ребят было всего человек 7-10, а остальные из д. Пирогова. После перехода ц.-п. школ в ведение земства, Пироговские крестьяне возбудили ходатайство о переводе школы в свою деревню. Учащихся из Воскресенского всего 10-12, а в Пирогове детей школьного возраста 75 человек. Зимой, особенно в сильные морозы, все эти 75 человек принуждены сидеть дома и занятия в школе производятся только для 10 школьников. Крестьяне Пирогова и просили школу перевести в их деревню. Но не так посмотрел на это местный «батюшка». Он посоветовал Воскресенским мужичкам не уступать, ну те и не уступили. Они просто-напросто заперли на замок свою школу и не допускают даже учителя. Учителю в силу необходимости пришлось производить занятия в Пирогове, где сами крестьяне приспособили для этого особый дом. Вопрос этот будет обсуждаться в уездном комитете по народному образованию, и надо надеяться, что разрешение его будет не в пользу «батюшки» (газета «Владимирская жизнь», 1917 г.).



Церковь Воскресения Христова. Фото Геннадия Халтурина

В архитектурном облике комплекса преобладают черты классицизма. Небольшой центральный храм выполнен в форме расширенного в трапезную четверика, на восточной стороне которого установлен массивный восьмигранный световой барабан с чашеобразным куполом, увенчанным кованым крестом на центрическом вторичном барабанчике. На западной стороне надстроена двухъярусная колокольня, придел сопряжен с трапезной. Центральный вход смещен в придел.
В наружной отделке кладочный декор представлен массивным фронтоном на основном объеме, пилястрами по граням, ступенчатым венчающим карнизом.

Церковь закрыли еще до начала Великой Отечественной войны. Последний воскресенский священник Иоанн Петров был арестован и отправлен в сибирскую ссылку, однако чудом выжил, хотя обратно в село уже не вернулся. Сегодня Воскресенская церковь медленно возрождается, там зарегистрирован приход, проводятся службы.

Памятник воскресенцам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны, был перенесен от церковной ограды в центральную часть села.


Памятник жителям села, погибшим в ВОВ. Фото Геннадия Халтурина

В старинном селе живут по большей части дачники. Название Старое Заозерье там давно позабыто, как и большая часть многовековой истории Воскресенского. И, тем не менее, это очень красивый живописный уголок Камешковского края, благодаря бездорожью сохранившийся в относительной неприкосновенности от издержек цивилизации.

К большому своему стыду, про Воскресенское я ничего не знал, так бы запланировал в это село отдельную поездку или даже несколько. Это уникальное место! Начнем с того, что именно в этих краях (как говорят архивные источники, “в 10 верстах от Табынска на берегу речки Воскресенка”) был построен первый в Башкортостане медеплавильный завод !

В 1734 году была предпринята попытка запустить его, но башкирское восстание 1735-1740 годов не оставило от завода практически ничего.

Самое обычное село

Магазин

Проехали бы мимо, если бы не этот указатель

Лишь в 1775 году симбирский купец Иван Твердышев восстановил завод на месте нынешнего села Воскресенское в Мелеузовском районе. А природные ресурсы он заполучил путем обмана: башкирским старшинам он уплатил меньше копейки за каждую десятину земли!

Вид издалека на медеплавильный завод в селе Воскресенское Мелеузовского района

На медеплавильном заводе работали начиная с 1745 года в основном местные башкиры и каторжные. Постепенно образовывалось село, которое получило название Воскресенское (так называлась протекавшая поблизости речка). Позже состав жителей села изменился: Твердышев перевез сюда 320 приписных крестьян из других российских губерний.

Аж дух захватывает от такой старины!

Примечательно, что медеплавильный завод был хорошо укреплен и защищен пушками, чтобы народные волнения вновь не смели бизнес, надо сказать, очень даже выгодный. Только за первый год работы Воскресенский завод выдал 15 000 пудов чистой меди! Продукция отправлялась по воде в самые разные уголки России и использовалась в основном для производства пушек и снарядов.

Завод не слишком большой, но все равно здорово впечатляет

Мне, любителю пугачевского периода в истории нашего края, особенно интересен следующих факт: 12 октября 1773 года завод был захвачен пугачевцами. Повстанцы сумели наладить производство пушек и снарядов для своих крестьянских отрядов (всего выплавили 15 пушек, гаубиц, дробовиков и мортир), а одним из руководителей завода в тот период времени был сам Иван (Чика) Зарубин – один из ближайших советников Емельяна Пугачева , человек, входивший в его «Тайную думу»!

Кладка стен хорошо сохранилась

Но еще больше впечатляет то, что сам Емельян Пугачев побывал в селе Воскресенском после осады Оренбурга, которая длилась целых 6 месяцев (с сентября 1773 г. по март 1774 г.) и завершилась поражением. Есть сведения, что “царь Петр III” побывал на богослужении в заводской церквушке и лишь затем покинул село, забрав с собою соратников.

Емельян Пугачев побывал на богослужении в церкви села Воскресенское, но не в этой, а деревянной, что сгорела. Церковь вновь была отстроена в 1788 году на деньги, собранные всем миром. Сейчас идет восстановление православного храма.

Завод был разорен, жители втянуты в крестьянскую войну, а владелец Твердышев умер. Затем завод долгое время переходил из рук в руки. До 1783 года предприятием владели брат Ивана Твердышева Яков и его зять Мясников. Позже Воскресенский завод (и еще Белорецкий) перешел в руки одной из дочерей Мясникова – Дарье. Затем в собственность ее брата Андрея Пашкова, далее, к его братьям Николаю и Сергею, к английской компании «Прогден, Леббок и К» и, наконец, в 1891 году к Василию Пашкову. В 1896 году заводу пришлось заняться производством чугуна, так как запасы медной руды в окрестных рудных местах истощились.

Годом завершения богатой истории Воскресенского меде- и, позже, чугуноплавильного завода стал 1902 год, ставший кризисным для промышленности.

Редкие сохранившиеся здания завода

Старый заводской фонарь

Строить в 18-19 веках умели!

А о том, что на юге Башкирии некогда было налажено столь серьезное производство, нам напоминают лишь стены из красного кирпича. Летом 2014 года мы побывали здесь и сделали все эти фото. В Башкирии много интересных мест, поэтому путешествуйте, изучайте историю, наслаждайтесь!

В одном из внутренних помещений завода

Обратите внимание на полукруглую арку на потолке

Здание очень запущено. Как и некоторые в Башкирии

Летом 2015 года мы с женой Эльвирой планируем еще одну поездку в Воскресенское, чтобы получше изучить и село, и его окрестности. Будут новые репортажи, не пропустите.

  • Проект бюджета муниципального образования Воскресенское Дубенского района на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
  • Сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание
  • Старшие по улицам и домам в п.Гвардейский и с.Скоморошки
  • Схема водоотведения муниципального образования Воскресенское Дубенского района Тульской области на 2013-2023гг.
  • Схема водоснабжения муниципального образования Воскресенское Дубенского района Тульской области на 2013-2023гг.
  • Схема теплоснабжения муниципального образования Воскресенское Дубенского района
  • Более 400 лет располагается на реке «Упа» возле моста шоссейного тракта из губернского города Тулы к уездам Одоев, Белев, с. Воскресенское. В своем среднем течении прошла через Воскресенское, а в Крапивне повернула на запад к Одоеву и где-то у города Лихвина впадает в реку Оку. Упа змеей извивается по Тульской губернии, имея 345 км длины.

    Вот и приютились возле Воскресенского моста по правому берегу Упы две деревушки:Тюрютинка (питались скудной едой - тюрей), постепенно в названии деревушки буква «ю» сменилась буквой «е» для более удобного произношения. Шепиловка (вдоль реки было много гусей, которые шипели). Слева по Упе - Трещевка выглядывала из леса дубравы, из заречья. Поэтому в простонародье ее звали Выглядовка (заречная слобода).

    Когда и кем было заселено село Воскресенское точно не известно. Существует местная легенда об образовании села. Согласно сей легенде село было основано защитниками крепости Остроган, находившейся неподалеку между д.Сезенево и д.Оленинка. Поэтому и фамилии коренных жителей имеют военную основу: Солдатовы, Дозоровы, Казаковы...

    В документах наше село упоминается за 1777 год в связи с отмежеванием земли. Из них мы узнали, что сначала село называлось Тесницким, но позже по названию церкви стало называться Воскресенским.

    Земли в округе находились во владении князей Урусовых. Интересна история появления этих князей на Руси. Она логично вписывается в ход русской истории периода образования централизованного государства. Присоединяя новые территории к своим владениям, московские князья заботились прежде всего об упрочнении своей власти в новых местах. С этой целью они привлекали местную власть на государеву службу, щедро наделяя новых подданных землей и титулами. Так появились мурзы Урус, Касим, Турген, Юсуповы в Русском государстве. История их рода относится ко времени Великого московского князя Василия II Темного (1415-1462гг.) и царя Ивана IV Грозного (1530-1584гг.), присоединившего к территории Московского царства большую часть некогда грозной Золотой Орды, а теперь разделенной на несколько ханств. Эти князья стали основателями своих родов княжеских, кои оставили заметный след в истории русской. Касимовы получили земли в Рязанской губернии, где образовалось «Касимовское царство» (с ХV до ХVII в). В городе Касимове даже был минарет.

    В Орловской губернии земли получили Турген, основатель рода великого русского писателя И. С. Тургенева (1818-1889гг.). Юсуповы обосновались при царском дворе в Москве (усадьба Архангельская). Последний Юсупов Феликс Феликсович (1887-1967гг.) участвовал в убийстве Григория Ефимовича Распутина (Новых) (1865-1916гг.), труп которого утопили в проруби реки Невы в Санкт-Петербурге.

    История князей Урусовых неразрывно связана с Тульской землей, где они имели земли.

    После разделения страны на губернии Екатериной II (1729-1796гг.) их земли оказались в основном в Веневском и Одоевском уездах. Один из них Семен Урусов служил в губернском управлении при Екатерине II. Урусовы Сергей Семенович (l827-1897rr.) и Леонид Дмитриевич (1835-1885гг.) - друг писателя Толстого, имели земли вокруг Воскресенского.

    Несколько семей крепостных Урусов выиграл в карты у Шатовского барина (Гришины, Елисеевы, Емельяновы и др.) вместе с д.Никольское (в которой они жили) и переселили их в Воскресенское, в состав которого к тому времени входили уже и Тюрютинка с Шепиловкой.С тех пор, успешно пережив размежевание земель в советские времена, Никольское входило в Воскресенский округ.

    В центре Воскресенска Урусовым была построена летняя усадьба с 2-х этажным домом (низ кирпичный, верх деревянный). Рассадил нижний к оврагу парк (теперь там футбольное поле и вокруг дома небольшой парк). Крепостные крестьяне Урусовых пользовались землями в местах Шатово-Вялино-Сизенево. В просторечье до сих пор сохранились названия тех времен: «Воскресенский бугор», «Чупсов верх», «Вяленский лес» и т.д.

    Тульский Вице-губернатор Леонид Дмитриевич Урусов, владелец имения в с.Воскресенское в 1864 г. женился на дочери генерал-майора Сергея Ивановича Мальцева Марии Сергеевне. Эти дворяне - выходцы из чугуно-литейщиков Тульской Кузнецкой слободы. В 1864 году Леонид Урусов подарил свое имение брату своей будущей жены Николаю Мальцеву. Он служил при царском дворе генерал-аншером Конного двора при царе Александре III. Хозяйством он занимался мало, изредка наезжав в Воскресенское из Санкт-Петербурга. Все дела переложил на управляющего. Поэтому о времени его владения имением известно мало. После отмены крепостного права в 1861 году село стало бурно развиваться. В селе насчитывалось уже 370 домов, поэтому жить стало тесно большим семьям. Стали кидать жребий: кому выходить на хутор (держать жребий). Так появился большой Воскресенский хутор «Дергаловка» и хутор «Пятерное» на реке Глутня. Во владения Мальцева-старшего вступил в свои права сын Сергей (1869- 1931гг.).

    Он уловил перемены после отмены крепостного права. Стал поставщиком двора его Величества царя Николая II Александровича (1868-1918гг.), дослужился до звания генерал-аншера Конного двора и занялся попутно улучшением ведения хозяйства. Пригласил хорошего управляющего Андрюшина Тимофея Васильевича, винокура - латыша Зейдмана, агронома - садовника Тетерина. На сравнительно хороших землях стал получать неплохие урожаи зерновых и картофеля. Построил в Пятерном воловню крупного рогатого скота, выращивал там бычков, откармливая их бардой с винокуренного завода (построенного в 1897 году), сочным клевером и тимофеевкой с заливных лугов Пятерного. По приказу Густава Васильевича Зейдмана в Пятерном специально для скота засевались пастбища. А в хозяйстве использовался 4-х польный севооборот. И полеводство, и животноводство стали прибыльными. И зерно не гнило - его перерабатывал завод.

    Изменился при Сергее Мальцеве и внешний вид усадьбы. Вместо старенького Урусовского дома рядом в 1909 году гордо расположился большой дом дворцового типа. Появились и другие хозяйственные постройки: кладовые, подвалы, бани, маслозаводик, конюшня. Под руководством садовника был увеличен и рассажен парк вокруг нового дома. Деревья привозились с юга, необычные для этих мест, но быстро прижились и стали плодоносить: манжурский орех, корабельная сосна, каштан, вяз и др. Были посажены в Воскресенске еще два парка: молодой верхний по линии шоссе и средний позади дома, с оранжереей (отапливаемой и остекляненной). Второй парк находился на западе от имения (к лесу «Елки»). Аллея была высажена в два ряда: из дуба, клена, вяза, чтобы по ней можно было ехать к пруду под «Елками» в Евдокимовском овраге. Плотина пруда была осажена лозинами ивы, оборудован крепкий спуск воды в паводок.

    На «Пантелимон», «Славущий», «Троицу» и другие праздники приезжали сюда из Петербурга гости к помещику. По воспоминаниям сторожил они катались здесь на лодках. На пруду были оборудованы причалы, купальня, играл духовой оркестр. Но предпринимательская жилка барина не давала ему покоя. Вскоре был построен еще и кирпичный завод. И все постройки в селе депались из своего кирпича, даже дома у крестьян были кирпичные. По оврагу до сих пор видны ямы, где обжигали кирпич для своих домов жители Воскресенского. По-доброму вспоминали сторожилы своего барина. Если и было плохое, то со временем оно стёрлось из памяти, оставив место хорошему. Как помогал барин немощным семьям кирпичом, деревом, и прочим. Вспоминают, что лентяев и пьяниц не жаловал, как гурьбой высыпала ребятня за реку встречать барина услышав звон колокольчика на тройке. Он останавливался, доставал горсть мелких монет и кидал их детям...

    Сравнивая этот период своей жизни с тревожными и голодными послереволюционными временами жители и вовсе стали идеализировать и самого барина, и свой быт, и нравы предреволюционного периода. Кроме земель в Воскресенском Мальцев Н.С. имел земли в Курской губернии и Крыму. Оттуда возил фрукты, ягоды, цитрусовые, на которых готовил спиртовые настойки и вина и поставлял к столу его Императорского величества.

    Николай Мальцев с отцом в своем хозяйстве посадил еще хвойный лес (<<Моторинское лесничество»). Мальцевская сторожка сохранилась там до сих пор за деревней Слободой. В этом лесу любил охотиться двоюродный дядя царя Николая II - Николай Николаевич младший) Романов. «Великий князь Першинский» - звали его крестьяне. В Слободе когда было 450 домов, сейчас нет и 50. Чтобы порадовать Николай Николаевича хорошей охотой крестьяне ловили зайцев силками и незаметно выпускали из мешков в кустах.

    Февральскую революцию Николай Мальцев встретил как неизбежный поворот судьбы. Приехал в Воскресенское, забрал казну, служанку Семину и эмигрировал через Германию во Францию. Напоследок жители приписывают ему такие слова: «Все имущество оставляю народу. Наше времечко кончилось». В это время было ему свыше 50 лет, он так и не женился, дела и хлопоты у него были большие, не до женитьбы было. Так объясняли этот факт местные жители. Был он низкорослым, невзрачным, сутуловатым, но плотным. Его отношение к крестьянам не было не для кого секретом. Поэтому его имение в революционном 17 не жгли и не грабили. Сами жители не позволили. Все имущество перешло в «Комитет бедноты» и стало считаться собственностью государства. В доме-дворце разместилась сельская управа, а затем школа 7-летка, с 1927 года здание было передано под Детский приют. Несколько была перестроена внутренняя часть здания, большие просторные залы были поделены перегородками. В годы ВОВ приют был эвакуирован на Урал. В 1952 году детский дом был переведен в Сухаревку, а здание передано Воскресенскому школе- интернату. С 1970-х гг. здание было передано школе.