Наборы для режиссерской игры. Использование игровых макетов в режиссерских играх дошкольников Многофункциональные игрушки для режиссерских игр своими руками

Игрушки из фетра своими рукаи — такая прелесть? И милые, и на ощупь приятные, и шьются быстро, хоть на машинке, хоть руками. Наша коллекция фетровых фигурок — «от бабушки», на все случаи жизни. На все сюжетные случаи. А каких нет, обязательно случатся.

Начиналось все с пальчиковых игрушек из фетра и флиса. Я попросила сшить набор, который бы подходил под многие русские сказки: чтобы были бабка и дед, кошка, мышка собака, ну и лесные звери: заяц, волк, медведь, лиса. Дальше коллекция разрослась.

Одни из первых — герои сказки «Колобок». Волк есть, он в розыске, куда-то спрятался.

Дополнительные лесные персонажи потянулись.

Актерский состав для «Репки»

Куриное семейство. Цыпленок с яйцом тоже имеются, но странствуют.

Новогодняя серия — пальчиковые герои новогодних историй, вместе со зверями могут рассказать немало.

«Три поросенка» были показаны ранее, . Там волк еще был с нами.

Насекомые, для сюжетных игр и знакомства с этим видом животных.

Большая компания морских обитателей. Вплоть до рыбы-свиньи.

Специально для Паши — транспорт. Когда был малышом, любовно перебирал. Да и сейчас играет, несмотря на обилие обычных транспортных игрушек. Эти же такие уютные!

Это моя лепта в коллекцию, погодные явления для сюжетных и географических игр. Я фетр шью руками, поэтому у нас никогда не попутаешь, кто что сотворил.

Наши любимцы — динозаврики.

Все это хранится в одном небольшом контейнере. Игрушки компактные, их много. Удобно брать с собой, когда почему-либо надо играть вне детской. Например, когда взрослые смотрят КВН, а детей надо чем-то тут же занять. Легко взять в дорогу, в гости.

Практически все сшито на машинке прямой строчкой или зигзагом, местами — с использованием бисера. Идеи взяты в интернете и переработаны. Кто еще не знает, как искать, вбиваете «…. из фетра своими руками», а вместо точек вставляете то, что собираетесь шить — продукты, зверей, птиц и так далее.

Кстати о продуктах. Фетровая коллекция еды, уже в моем исполнении — .

Игрушки для режиссерских игр — своими руками. Как сделать тематический набор для игр на тему «Хоккейная команда».

Конкурс новогодних мастер-классов сайта для педагогов и родителей «Родная тропинка» и ведущего специализированного журнала по играм с детьми «Игры и игрушки».

Хоккейную команду сделали и поделились с Вами идеей Михайлова Ольга Валерьевна и дети группы «Колокольчик» (малышам 4 года). Структурное подразделение «Детский сад «Алёнушка» ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина ж.- д. станции Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области.

Режиссерские игры — это вид сюжетных игр детей, в которых ребенок не берет на себя никакой роли (врача, водителя и другие), а все роли выполняют игрушки. Малыш же как режиссер организовывает взаимодействие ее главных героев друг с другом в ходе сюжета.

Для режиссерских игр используются тематические наборы мелких игрушек. Как сделать игрушки для зимних игр о хоккее, Вы узнаете из этого мастер-класса, подготовленного О.В. Михайловой — участницей конкурса новогодних мастер-классов «Новогодняя игрушка».

Все мастер-классы конкурса и условия участия в нем Вы найдете

Как сделать набор для режиссерских игр на тему «Хоккейная команда»

Материалы:

  • пенопласт,
  • белый картон,
  • самоклеющаяся бумага серебряного цвета,
  • синтепон,
  • пробка.

Зимой проходили зимние олимпийские игры. И мы с ребятами говорили про зимние виды спорта. И мы решили сделать хоккейное поле.
Ход работы:
Шаг 1. Сначала мы сделали из пенопласта ворота. И приклеили на них названия команд.
Шаг 2. Из синтепона мы сделали бордюры для хоккейного поля.
Шаг 3 . На самоклеющуюся бумагу серебряного цвета мы приклеили ворота и бордюры.
Шаг 4. Из пробки сделали шайбу. И из пенопласта — табло для счёта.
Шаг 5. Каждый ребёнок из дома принёс сделанного совместно с родителями своего снеговика с клюшкой.

Снеговики были разные: сшитые, вязаные, из помпончиков, из ниток, ёлочных игрушек, лампочки, коры дуба и бутылочки из-под йогурта.

Набор готов!

Подбор игрового материала

Подбор игрового материла для режиссерских игр - необходимое условие для их развития.

Для режиссёрских игр необходимы реалистические и образные игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов. К таким игрушкам относятся, например, куклы с ресницами, закрывающимися глазами и подвижными частями тела, игрушечные животные, посуда и мебель, например, плита с конфорками и открывающейся духовкой и пр.

Другой вид игрушек - прототипические - лишь условно воспроизводящие детали предмета, например, кукла с нарисованным лицом и лепным париком или плита, на которой нарисованы конфорки и духовка.

Третий вид игрушек - предметы-заместители , т.е. предметы, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении, такие как палочки, кубики, шарики, детали от конструкторов и пр. Предметам-заместителям принадлежит важная роль в развитии наглядно-образного мышления, творческого воображения.

Детям можно давать игрушки всех видов. (см. приложение) Следует только помнить, что страсть ребенка к исследованию может отвлечь его от сюжетной игры на манипулирование предметом, который имеет много деталей. Например, вместо того, чтобы готовить еду на плите с множеством ручек, ребенок может начать крутить их или попытаться отломать. Поэтому, прежде, чем организовывать сюжетную игру с такими игрушками, следует сначала дать ему возможность изучить их. Только после того, как ориентировочные действия иссякнут, игрушку можно использовать для сюжетной игры.Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в “игровой цивилизации”. ? М., 1999. ? С. 25.

Вместе с тем, необходимо помнить, что ребёнок сможет играть с игрушками самостоятельно, только тогда, когда он уже умеет хорошо играть и строить свой воображаемый мир. Научить его играть может только тот, кто уже владеет этой замечательной способностью.

Непременным атрибутом режиссёрских игр являются куклы. Немаловажное значение имеет их размер. Очень крупные куклы неудобны для манипуляций, малышам трудно удержать их в руках, они чаще сидят в статичных позах и используются в незначительном числе игровых ситуаций. Например, таких кукол легче кормить и причесывать, но неудобно пеленать или купать.

Для более гибкого использования хороши куклы-голыши с нарисованными лицами и лепными волосами. Таких кукол должно быть достаточно много. Они должны быть разных размеров, с разной мимикой (смеющиеся, спокойные, грустные), иметь подвижные руки и ноги. Таких кукол легко носить, укачивать, пеленать, сажать и пр.

Для разыгрывания различных сюжетов хорошо иметь кукол, представляющих разные профессии: врач, милиционер, пожарник, повар, клоун, космонавт, гонщик и пр. Для мальчиков будут интересны куклы-солдатики.

Помимо кукол у детей должны быть игрушечные животные (кошечки, собачки, медведи), птицы (курочка, петушок) и пр. Такие игрушки также должны быть сделаны из разных материалов, иметь разные размеры и яркую окраску.

Сюжетные игрушки, близость их содержания детскому опыту, оперативное внесение новых игрушек в зависимости от впечатлений ребенка - все это и ходит в круг педагогического руководства режиссерской игрой детей младшего и отчасти среднего дошкольного возраста. Новую по содержанию игрушку педагог сначала обыгрывает сам, чтобы показать возможность ее включения в знакомый сюжет. Например, игрушку Айболита воспитатель предлагает после чтения сказки К.Чуковского и показывает действия, связанные с образом доктора.

В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают использовать мелкие игрушки, хорошо вписывающиеся в игровое поле, которое становится более детализированным, содержательным. На данном этапе формируется обобщенное представление о многих явлениях, предметах окружающего мира. Поэтому дети охотно используют игрушки-заместители, многофункциональные игрушки. В качестве такого многофункционального материала для режиссерских игр Е.М. Гаспарова Гаспарова Е.М. Режиссерские игры.// Игры дошкольника. - М., 1989. - С. 54. предлагает кубики разных размеров со схематичным оформлением (человеческие лица с признаками веселого, грустного настроения). Е.Е. КравцоваКравцова Е.Е.Разбуди в ребенке волшебника. - М., 1996. ? С. 65. трансформировала содержание этих кубиков: они заменяют детям разные виды транспортных средств, предметы мебели, животных, телефон и др. С целью развития творчества Е.Е. Кравцова советует давать дошкольникам 6-7 лет «пустые кубики». Тогда у ребенка появляется возможность оформлять их соответственно с развитием сюжета режиссерской игры.

Подобные кубики, как и другие предметы для режиссерской игры, дошкольники могут мастерить сами (по предложению педагога, с его участием, привлекая к этой работе своих родителей и т.д.). Воспитатель продумывает хранение игрового материала. Важно, чтобы дети могли самостоятельно подбирать все необходимое (фигурки людей, животных, домики, уличное оборудование и др.), а по окончании игры - убирать на место.

Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к постановке проблемного задания («Подумай, как твой Незнайка может оказаться на Луне?»), наводящего вопроса («Не пора ли кукле Маше ложиться спать?»). Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению Смирнова Е.О. Воспитывать, играя. Детский практический психолог? 1995. ? С. 86-90..

Выводы к III-ей главе:

Важнейшее условие для развития режиссерских игр - создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры.

Учитывая преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, педагог должен прибегать к опосредованному руководству деятельностью ребенка

Сюжетные игрушки, близость их содержания детскому опыту, оперативное внесение новых игрушек в зависимости от впечатлений ребенка - все это и ходит в круг педагогического руководства режиссерской игрой детей младшего и отчасти среднего дошкольного возраста

Вмешательство взрослого в режиссерскую игру ребенка должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка

«Именно в игре проявляются разные стороны
личности ребенка, удовлетворяются многие
интеллектуальные и эмоциональные
потребности, складывается характер.
Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку?
Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!»

Б.П.Никитин

Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе, а малыши вообще нечасто покидают ее пределы. Значит, развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметно – развивающей среды в групповом помещении. Здесь все имеет значение: цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек и соответствие их возрасту детей, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.(4)

Поэтому среда имеет важное значение для развития детей. Все, что окружат ребенка – это не только игровая среда, но и среда в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды. Деятельность осуществляется только при условии, что у него есть необходимые для этого соответствующие объекты и средства, сформированы способы действия.
Правильно организованная предметно – развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.
В создании комфортной для детей среды помогают различные пособия, которые можно сделать самостоятельно, своими руками.
Дети воспринимают окружающий мир целостно, не всегда замечая детали, образно-эмоционально, познавая разнообразные жизненные явления через игру. Они не выносят разнообразия и скуки, остро ощущают фальшь в изображении действительности, предпочитают веселых, неунывающих героев. И я считаю, вот такой «Чудо – теремок»» как нельзя лучше подходит для игр и занятий в детском саду или в семейном кругу.

Многофункциональная игрушка «Чудо-теремок» используется как в свободной деятельности детей, так и в заданиях, направленных на сенсорное развитие.

Анализаторная система интенсивно развивается в дошкольном возрасте. Особенно с 2 до 5 лет. Необходимо обеспечивать деятельность детей, совершенствующую их анализаторы. Эта разноцветная игрушка помогает детям закрепить представление о цвете и величине. Для этого детей обучают таким практическим действиям, как прикладывание предметов друг к другу, выбирают, группируют предметы по цветовому признаку. После освоения практических действий у детей формируются эталоны – образцы основных цветов, с которыми он сопоставляет окружающие предметы. В игре с такой игрушкой у ребенка формируются образы предметов с характерными для них цветовыми свойствами.
На основе практических действий по различению цвета и системы эталонов и цветовых образов предметов ребенок учится определять цвет предмета «в уме», т.е. мысленно, уже не прибегая к практическим действиям, эти же действия он начинает выполнять в умственном плане, тогда происходит мгновенное различение цвета. (1)
Пособие развивает движения пальцев рук, т.е. мелкую моторику (пристегивание, шнуровка, прикрепление «липучек», «молния» для застегивания). Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается в ходе индивидуального развития каждого дошкольника. (Это убедительно доказано как специальным и научными исследованиями, так и многолетней практикой работы педагогов, логопедов, дефектологов). Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому развитие, усовершенствование движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, «тормозит» такое развитие.

К сожалению, в наш « машинный век» мы стали, как-то больше надеяться на машины, чем на собственные руки, в связи, с чем многие родители не стараются развивать у своих детей тонкую ручную моторику и вообще приручать их к «ручной работе».
«Я еще раз хочу повториться, – пишет в своей книге Парамонова Л.Г., – что все начинается с детства. В приобретении любого навыка маленькому ребенку важнее всего дать в нужный момент лишь самый первый толчок, дальше он уже прокладывает собственные пути и нередко, потом далеко превосходит умения своих родителей».(3)
Умелыми пальцы становятся не сразу, предлагаемое мной пособие способствует развитию мелкой моторики у малышей.

Так же «Теремок» может использоваться в театрализованной деятельности: в постановках театра мягкой игрушки. Театральная постановка позволяет углубить и укрепить представления развивающейся личности о мире и о себе, также дарит каждому ребенку радость, незабываемые впечатления, развивает его художественный вкус, воображение и фантазию. Особое место в художественных постановках уделяется пьесам, основанным на стихотворных текстах. Влияние поэтического слова на личность общеизвестно. Благодаря простоте и музыкальности звучания слов малыши, слушая сказку или играя роль, легко их запоминают, приобретают вкус к образным выражениям. К тому же, неоднократно повторяя слова персонажей сказки, ребенок тренируется в развитии голосового аппарата. Таким образом, используя в театральной постановке «Чудо – теремок», воспитатель, окружает детей разнообразным миром слов, музыки, движений и чувств, решая при этом сразу несколько задач.
А забавные игрушки-зверюшки, персонажи русской народной сказки «Теремок», обогащают эмоциональную сферу малышей.

К преимуществам данного пособия относится возможность поместить его в любом месте группового помещения (на столе, на ковре, на полочке).
«Теремок» похож на сказочный грибок, к подошве ножки которого пришиты лепестки семи цветов радуги. На каждом лепестке пуговица в форме ромашки, на них пристегиваются разные фигурки из яркой ткани. Сама «ножка» из поролона, обшитая цветной тканью, к которой прикреплены шесть кармашков – это комнатки для персонажей сказки. Три карманчика расположены на 1 этаже «Теремка». К ним при пришиты «двери»: одни со шнуровкой, другие с «липучкой»,третьи пристегиваются. Другие три карманчика расположены на 2 этаже «Теремка». К ним пришиты «ставни»: одни с «липучкой», другие пристегиваются. А у третьего – шторочка. Между кармашками пришиты пуговицы разной формы (бабочки, грибочки, цветочки, ягодки) для пристегивания. Также на «ножке» есть «молния» – для застегивания.

Крыша «Теремка» похожа на шляпку гриба. Она полая, в нее можно поселить персонажа сказки. Шляпка разделена на 4 цветных сектора, в одном из которых вырезано круглое окно и пришита плотная пленка (стекло). Дверь этой комнаты – «молния». Все жители «Чудо-теремка» лесные зверюшки: мышка, лягушка, ежик, заяц, лиса, волк, медведь. Одни из них сшиты из мягкой ткани, другие связанные крючком. В туловище каждой игрушки находится бисер (пальчиковый массаж).

Играя с ребенком в «Чудо-теремок» и его жителями лесными зверюшками, вы заметите изменение в его настроении, поведении, самочувствии (улыбка на лице, доброжелательность в общении) нужно не забывать хвалить и поощрять ребенка; если вы хотите, чтобы он не потерял интерес к данной игре. Эту многофункциональную игрушку я рекомендую использовать в своей работе не только воспитателям, но и логопедам, психологам и социальным педагогам.
Как видите, «Чудо-теремок» имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение. Его можно использовать на любых видах занятий, развлечений, в игровой и самостоятельной театрализованной деятельности детей. Это пособие является одним из вариантов организации предметно-развивающей среды в детском саду.

С помощью многофункциональной игрушки и забавных игрушек мною было разработано и адаптировано комплексное игровое занятие «Вот так чудо – теремок, он не низок, не высок!» для детей в возрасте от 2 до 4 лет. Это занятие в интересной, игровой форме решает многие задачи, поставленные перед детьми.

Список литературы.

1. Башаева Т.В. «Развитие восприятия. Дети 3–7 лет» Ярославль: Академия развития, 2001, 176 с.
2. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду» пособие для работников дошкольных учреждений». М: ТЦ «Сфера», 2001, 128.с.
3. Парамонова Л.Г. «Как подготовить ребенка к школе» СПб.: ООО «АСТ», 1997 г.
4. Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений» (Из опыта работы) М., Линка-Пресс, 2003, 192 с.
5. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой» Конспекты занятий.– М.:ТЦ Сфера, 2002, 224 с.

Руководство режиссерскими играми затрудняется в силу преобладания индивидуальных форм, а также присущего интимного характера. Поэтому важнейшее условие для развития режиссерских игр - создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры. Обычно ребенок ищет для игры уголок, защищенный от взоров наблюдателей (детей, взрослых). Дома дети любят играть под столом, особенно, если удается накинуть на него одеяло, поставить вокруг стулья или кресла. В дошкольном учреждении дети пытаются уединиться для игры в спальне, раздевальной комнате, а на участке - за кустами, верандой и т. д. К сожалению, типовые проекты зданий не учитывают потребность ребенка в индивидуальной игре. Но во многих дошкольных учреждениях (в нашей стране и за рубежом) предпринимаются попытки организации соответствующих условий для развития игры: единое пространство групповой комнаты «разбивают» специальной расстановкой мебели; вносят легкие ширмы, экраны, которые дети ставят по своему желанию. Внедряются и некоторые архитектурные новации: в групповой комнате встраиваются одно-, двух- и трехэтажные возвышения, соединенные галереей, лестницами с перилами, уютные ниши, подиумы и т.п. Используется крупное игровое оборудование (домики, загородки, террасы, вагончики), что дает ребенку возможность уединиться, но не чувствовать себя полностью изолированным от сверстников.

Учитывая преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, педагог прибегает к опосредованному руководству деятельностью ребенка. Умелым подбором игро­вого материала, внесением новой игрушки, которая отвечает интересам малыша, стимулируется возникновение игры. Так, услышав, что Саша с увлечением рассказывает о том, как он ходил вчера в зоопарк, педагог предлагает ему набор мелких животных с вопросом: «Каких животных ты видел? Расскажи и покажи». Возникает игра в зоопарк, требуется сделать клетки для животных, в ход идет строи­тельный материал, затем используются фигурки людей (посетители, служащие).

Внимательный педагог воспользуется обсуждением детьми мультфильма, прочитанной книги таким образом, чтобы натолкнуть их на отражение впечатлений и знаний в режиссерской игре. Иногда уместно предложить ребенку: «Покажи, пожалуйста, что там случилось с Винни-Пухом в гостях у Кролика». Можно рассмотреть с ребенком иллюс­трации в книге, попросить рассказать, а затем показать, что делают персонажи. Такие педагогические приемы способствуют появлению у ребенка желания обыграть ситуацию с помощью игрушек, предметов.

Для того чтобы дети «видели» игру до ее начала,целесообразно вовлекать их в сотворчество с педагогом. Пригла­шение к сотворчеству может выглядеть по-разному: «Давай сочиним вместе сказку о петушке»; «Придумаем с тобой вместе, как будем праздновать день рождения куклы Маши»; «Я начну сказку, а ты ее закончишь»; «Я расскажу историю, а ты ее покажешь» и т.п.

Подбор игрового материла для режиссерских игр - необхо­димое условие для их развития. Сюжетные игрушки, близость их содержания детскому опыту, оперативное внесение новых игрушек в зависимости от впечатлений ребенка - все это входит в круг педагогического руководства режиссерской игрой детей младшего и отчасти среднего дошкольного возраста. Новую по содержанию игрушку педагог сначала обыгрывает сам, чтобы показать возможность ее включения в знакомый сюжет. Например, игрушку Айболита воспитатель предлагает после чтения сказки К. Чуковского и показывает действия, связанные с образом доктора.

В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают использовать мелкие игрушки, хорошо вписывающиеся в игровое поле, которое становится более детализированным, содержательным. На данном этапе формируется обобщенное представление о многих явлениях, предметах окружающего мира. Поэтому дети охотно используют игрушки-заместители, многофункциональные игрушки. В качестве та­кого многофункционального материала для режиссерских игр Е. М. Гаспарова предлагает кубики разных размеров со схематичным оформлением (человеческие лица с признаками веселого, грустного настроения). Е.Е. Кравцова трансформировала содержание этих кубиков: они заменяют детям разные виды транспортных средств, предметы мебели, животных, телефон и др. С целью развития творчества Е. Е. Кравцова советует давать дошкольникам 6-7 лет «пустые кубики». Тогда у ребенка появляется возможность оформлять их соответственно с развитием сюжета режиссерской игры.

Подобные кубики, как и другие предметы для режиссерской игры, дошкольники могут мастерить сами (по предложению педагога, с его участием, привлекая к этой рабо­те своих родителей и т.д.). Воспитатель продумывает хранение игрового материала. Важно, чтобы дети могли самостоятельно подбирать все необходимое (фигурки людей, животных, домики, уличное оборудование и др.), а по окончании игры - убирать на место.

Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к постановке проблемного задания («Подумай, как твой Незнайка может оказаться на Луне?»),наводящего вопроса («Не пора ли кукле Маше ложиться спать?»). Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению.

Вопрос 63. Характеристика, содержание, предпосылки сюжетно-ролевой игры

В раннем детстве ребенок осваивает действия с предметами ближайшего окружения. Возрастающее стремление к самостоятельности и потребность поступать как взрослый приводит к тому, что малыш стремится подражать взрослым во всем. Ему уже недостаточно совершать только бытовые действия. Он хочет водить машину, лечить людей, продавать продукты. Но сделать это в реальной жизни невозможно. Создавшееся противоречие между желаемым и возможным приводит к возникновению сюжетно-ролевой игры, где ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его функции понарошку. Выдающийся психолог А.Н.Леонтьев подчеркивал: «...Овладение ребенком более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности может совершаться только в игре». Малыш, моделируя деятельность взрослых в игре, расширяет сферу, в которой он может действовать. А.В.Запорожец писал: «Игра позволяет воссоздать в активной, наглядно-действенной форме неизмеримо более широкие сферы действительности, далеко выходящие за пределы личной практики ребенка. В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздает труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т.д. Тем самым складываются необходимые условия для осознания ребенком новых областей действительности, а вместе с тем и для развития соответствующих способностей».

Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка в игре опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых.

В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой и режиссерской игры. Первым таким этапом является ознакомительная игра. Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы. Ее содержание составляют действия- манипуляции, которые ребенок совершает вместе со взрослым, обследуя свойства и качества предмета, игрушки. Уже с 3-4 мес. младенец тянется к игрушкам, которые подвешивают над его грудью (кольца, гирлянды из мелких ша­риков и др.), рассматривает их: случайно натыкаясь на предмет, радуется, пытается повторить движение. В 5-6 мес. ребенку предлагают игрушки из разных материалов (резиновые, деревянные, пластмассовые), отличающиеся по форме, величине, цвету. Его учат захватывать игрушку, перекладывать из ручки в ручку, размахивать ею, постукивать. Ребенку дают и игрушки-вкладыши, а также различные звучащие игрушки. Взрослый, обращаясь к малышу по имени, показывает игрушку и действия с ней. В процессе самостоятельных манипуляций с игрушкой ребенок познает ее свойства. В ознакомительной игре прослеживается намеренность действий ребенка: тянется к погремушке, захватывает ее, рассматривает, стучит по краю манежа, бросает за бортик манежа, слушает, как она загремела, и т.д. Такая преднамеренность действий с предметами - предпосылка развития целенаправленности, характерной для сюжетно-ролевой игры.

На втором этапе развития игровой деятельности появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает вни­мание малыша на его целевое назначение: «Это чашка, из нее пьют. Это простынка, укроем мишку». Внимание 7- 8-месячного ребенка обращают на свойства игрушек. Его учат играть с ними в зависимости от этих свойств: катать шарик, складывать в коробочку мелкие игрушки, сжимать и разжимать резиновую рыбку. Малыши овладевают дей­ствиями с некоторыми бытовыми предметами: вкладывают мисочки одна в другую, закрывают кастрюльку, коробку крышкой. Ребенка 9-10 мес учат соотносить предметы по форме, по их физическим свойствам: снимать и надевать на стержень колечки, накладывать 2-3 кубика один на другой. Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребенка переносить усвоенные действия с одного предмета на другой, т.е. обобщать действия. Например, научился прокатывать шарик с горки - попробуй сделать то же с мячом, машинкой, яблоком и т. п.

Третий этап развития игры относится к концу первого - началу второго года жизни. Формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают куклу, кормят мишку). Воспитатель учит малышей отражать жизненные ситуации, знакомые им по личному опыту, в игровом (условном) плане. Для развития сюжетно-отобразительной игры необходимы образные игрушки, с помощью которых педагог вовлекает детей в решение игровых задач («Мишка хочет гулять, покатай мишку на санках»; «Зайка устал, уложи его спать»; «Кукла Ляля хочет есть, свари ей кашку»). Перед ребенком ставится условно- игровая цель деятельности, которую он достигает игровыми способами и средствами, и получает воображаемый результат. (В этом отличие игровой задачи от практической, направленной на получение практического результата.)

В течение второго года жизни ребенок должен научиться следующему: выполнять разные игровые действия (укладывать куклу, кормить ее, катать в коляске, варить еду, перевозить в машине игрушки, грузы и т. п.), дополнять или заменять игровые действия первыми речевыми высказыва­ниями («Ляля бай-бай»; «Ляля помыла руки»). Детям предлагают для игры разнообразный материал: образные игрушки, предметы-заместители.

Основное условие для развития сюжетно-ролевой игры – это совместные игры взрослого и ребенка. Чтобы научить детей развивать содержание игры, педагог обыгрывает жизненные ситуации, привлекая их к активному участию. Например, видоизменяет игровую ситуацию кормления, которую так любят изображать в игре дети раннего возраста: вводит новые персонажи («Пришел в гости зайка, да­вай покормим его»), новые блюда («Будем угощать пиро­гом, дадим гостям конфеты»), новую посуду (яблоки в вазе, конфеты в конфетнице). Следует побуждать детей воспроизводить ранее усвоенные действия в новых вариантах игры. Педагог создает ситуации, стимулирующие ребенка к использованию предметов-заместителей (ножа нет, чем же резать хлеб?), к действиям в воображаемой ситуации. Такие игры обычно сопровождаются речью, которая помогает созданию образа (каша вкусная; зайка любит морковку, молодец мишка - вытер рот салфеткой!).