Избирательность в психологии. Психология восприятия. Конкуренция и избирательность - две половые стратегии

Избирательность восприятия (или селективность восприятия ; англ. perceptual selectivity) - свойство восприятия, состоящее в выделении из сенсорного поля к.-л. объектов (или их частей) и признаков. Избирательность восприятия осуществляется посредством механизмов внимания - непроизвольного и произвольного. Выделяемый и поэтому более отчетливо воспринимаемый объект выступает как «фигура», остальные объекты - как ее «фон».

В своей непроизвольной форме Избирательность восприятия определяется соотношением физических свойств раздражителей, воздействующих на анализатор. В первую очередь выделяются раздражители, обладающие наибольшей интенсивностью, резким отличием от др. по тем или иным признакам (напр., цвету - в зрении, фактуре - в осязании, тембру - в слухе и т.д.). Однако в условиях реальной деятельности решающую роль в И. в. играет выполняемая человеком задача, установка, готовность воспринимать те или иные предметы определенным образом. Избирательность восприятия особенно отчетливо проявляется в таких специфических условиях, как восприятие двойственных (и многозначных) изображений, т.н. речевого коктейля (смешивание нескольких речевых потоков), объектов, сливающихся с фоном, и т.п. См . Дихотическое слушание , Маскировка зрительная , Селекция информации , Эффект Струпа .

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Человеку свойственно выделять в процессе восприятия одни аспекты среды больше чем другие в той степени, в какой они соответствуют его целям и намерениям, особенностям деятельности, которой он занимается, личностным характеристикам. Вся эта совокупность факторов определяется как опыт человека, а зависимость процесса восприятия от прошлого опыта называется апперцепцией. В переводе с латинского языка этот термин означает «при восприятии, к восприятию». Действительно, человек как бы прикладывает свой опыт к восприятию. Этот опыт позволяет наполнить чувственный материал образа определенным смыслом.

Имеется большое количество фактического материала, иллюстрирующего явления, связанные с избирательностью восприятия и с апперцепцией.

Многие из этих фактов быгли известны еще в прошлом веке. Так, американский психолог Уильям Джемс поясняет феномен апперцепции следующими примерами: «Некоторые жители Полинезии, впервые увидев лошадей, стали называть их свиньями, так как рубрика «свиньи» была в их опыте наиболее подходящей для никогда не виданного животного - лошади. Мой двухгодовалый сын играл целую неделю с апельсином, который увидел в первый раз, назышая его мячиком. Его кормили яйцами всмятку, которые подавались ему без скорлупы в жидком виде, вылитые в стакан; когда ребенок увидел впервые цельное яйцо, он назвал его картошкой, так как раньше он видел и ел картофель без кожуры и знал его название».

Феномены, связанные с избирательностью восприятия широко изучались и в современной психологии.

Одним из интересных явлений, связанных с избирательностью восприятия, является открытый К.Черри «эффект вечеринки». Он широко известен каждому из нас: на вечеринке гости разбиваются на группы, каждая из которых обсуждает ту или иную тему. Постороннему человеку, случайно зашедшему в комнату, где находятся гости, кажется, что разговаривающие должны мешать друг другу. Между тем, достаточно присоединиться к разговору, как все остальное перестает замечаться. Данный феномен интенсивно изучался экспериментально с помощью методики дихотического прослушивания. При этом через наушники в два уха испытуемого подавались две различные магнитные записи. Когда экспериментатор просил испытуемого внимательно слушать одну из них, испытуемый легко повторял услышанные слова и фразы. Но из другой записи он не улавливал ничего даже в том случае, когда некое слово повторялось в этой записи до 35 раз! Подобное слежение за сообщениями осуществляется на основе смысловых характеристик. Так, если испытуемый следит за тем, что ему подается на правое ухо и если вдруг это сообщение начинает передаваться по левому, то он с легкостью продолжает за ним следить. Выбор информации, на которую человек обращает внимание в экспериментах с дихотическим слежением, в значительной степени зависит от его прошлого опыта.

Детям из Мексики и из США с помощью стереоскопа проецировались в левый и правый глаз две картинки. Одна из них включала сцену из мексиканской жизни, а вторая - из североамериканской. В данном эксперименте испытуемый не мог интегрировать их в целостный образ и воспринимал только одну из двух сцен. Быгло отмечено, что при одновременном предъявлении таких двух объектов как, например, изображения тореадора и игрока в бейсбол, мексиканские ребята чаще видели только первый из них, а американские - второй. Таким образом, они «настраивали» свое восприятие с учетом прошлого опыта, различия в котором обусловлены культурой. Кроме устойчивой апперцепции, которая обусловлена особенностями жизненного опыта субъекта, может иметь место и временная апперцепция. В ней сказывается влияние ситуативно возникающих психических состояний, таких как, установки, эмоции, различного рода ожидания и т.п.

В одном из опытов испытуемым предлагались для прочтения в краткой экспозиции немецкие слова в латинской транскрипции, чем вызывалась и фиксировалась установка на чтение иностранных слов в соответствующей транскрипции. После этого экспонировались уже русские слова, но состоящие из таких букв, конфигурация которых имеется и в русской и в латинской транскрипции, например Нева Оказалось, что большинство испытуемых читали подобные слова как иностранные, хотя и незнакомые (например, Хеба). Фиксированная на чтении иностранных слов установка способствовала превращению хорошо знакомых русских слов в бессмысленные комплексы звуков, изображенных латинским шрифтом. Явление апперцепции необходимо учитывать и в обучении. При этом учителю следует помнить, что любой излагаемый им факт будет воспринят с учетом особенностей прошлого опыта ученика.

Выразительный пример, показывающий важность учета особенностей прошлого опыта ученика в процессе преподавания приводит Л.С. Вывготский: «За время падения советской валюты (т.е. сразу после революции - Авт.) дети привышш ежедневно к обращению с громадными астрономическими цифрами и многие учителя подметили, что, когда приходилось сообщать детям настоящие астрономические цифры, это давало совершенно неожиданный эффект. Так, мальчик, услышав, что длина земного экватора равна 40 000 верст, сказал: «Так мало, столько же рублей стоит стакан семечек». Значение больших чисел было настолько скомпрометировано в опыте ученика, что детям никак не было понятно, почему это, когда хотят изобразить громадные расстояния, оперируют с такими цифрами, о которых у них сложилось впечатление, что это незначительные величины» .

знать:

· понятие о восприятии; свойства восприятия (предметность, целостность, структурность, избирательность, константность, апперцепция);

· восприятие пространства, движения и времени.

уметь:

· определять виды восприятия.

Восприятие - это психический познавательный процесс отражения в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. Восприятие - всегда совокупность ощущений, а ощущение - составная часть восприятия. Однако восприятие - не простая сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно и количественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Восприятия делятся на преднамеренные и непреднамеренные. Преднамеренные восприятия характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Они связаны с известными волевыми усилиями человека и могут существовать в форме организованного восприятия (наблюдения) - целенаправленного и планомерного восприятия предметов или явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система. Непре днамеренные восприятия - это такие восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека. Его формой выступает неорганизованное восприятие - обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

Человек должен использовать все свои знания, чтобы сделать процесс восприятия более интенсивным, размышлять о том, что уже известно о воспринимаемом. Развитое восприятие помогает усваивать больший объем информации с меньшими энергетическими затратами.

Отличие восприятий от ощущений обеспечивается качественно новым характером отражения человеком окружающей действительности, реализующимся через конкретные их свойства: избирательность, предметность, апперцепцию, осмысленность, константность, целостность.

Избирательность восприятия - способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок и потребностей личности.

Предметность восприятия представляет собой способность человека отражать окружающую действительность как воздействие конкретных ее предметов, относящихся к определенному классу явлений. При этом мозг четко различает предмет, фон и контур их восприятия.

Апперцепция - это зависимость восприятия от прежнего опыта человека. Так, в восприятии одного и того же предмета разными людьми бывают различия в зависимости от поставленной задачи, установки, психического состояния каждого из них. Апперцепция придает активный характер восприятию личности. Воспринимая предметы, человек выражает к ним свое отношение.


Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Они могут быть вредными или полезными, желанными или нежеланными и т. д. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становится возможным их целенаправленное использование.

Константность восприятия - это постоянство в восприятии, которое обусловливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности; Константность восприятия объясняется опытом, приобретенным в процессе индивидуального развития личности, и имеет большое практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении, изменении освещения люди сталкивались бы с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно раньше.

Целостность восприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются.

Большое значение в функционировании восприятий и проявлении их свойств играют физические характеристики самих предметов и психофизические закономерности их проявления в ходе собственно восприятия человеком. По этой причине форма, величина, глубина, удаленность, линейная и воздушная перспектива должны правильно отражаться органами чувств. Выделяют полные и неполные восприятия, точные и ошибочные (иллюзорные), быстрые и медленные, глубокие и поверхностные. Качество восприятия зависит от чувствительности органов ощущений, опыта человека и его знаний, внимательности наблюдающего, способностей и умственного развития воспринимающего и т. д. Все люди различаются скоростью восприятия - наименьшим временем действия раздражителя, вызывающего точное восприятие. Более сложный раздражитель увеличивает время его восприятия. Скорость восприятия можно увеличить упражнениями и тренировками. Утомление, заболевания и напряженность понижают скорость восприятия. Серьезное влияние на восприятие оказывает интерес. Выполненная трудная и ответственная работа усиливает чувство радости, повышает способность к последующим восприятиям. Восприятие всегда постоянно. Оно всегда осмысленно и, так или иначе, может быть выражено словами, поскольку познание в нем всегда дополняется имеющимся у человека опытом. Более нужные детали отражаются восприятием отчетливее, чем другие; в этом проявляется его избирательность, в которой, в свою очередь, проявляется активность сознания. Избирательность восприятия зависит от объективных воспринимаемых свойств предмета и субъективной установки (в том числе апперцепции - зависимости восприятия от общего содержания психической жизни, от опыта, интересов, направленности человека). Отдельно следует сказать о таких сложных по своей психологической структуре восприятиях, как восприятие времени, пространства и движения. Восприятие времени обобщает ощущения, связанные с длительностью, последовательностью, скоростью течения явлений внешнего мира и внутренними ритмами жизнедеятельности организма и чувств. Обычно время радости недооценивается по длительности, а время неприятности или скуки переоценивается. Воспоминания меняют картину оценки времени: чем разнообразнее и интереснее события жизни в прошлом, тем более продолжительными во времени они кажутся по сравнению с периодами, которые не запомнились яркими событиями. В основе восприятия пространства лежат зрительные, вестибулярные, двигательные и кожные ощущения. Они позволяют делать заключения о том, как относится тело человека к вертикали, как расположены объекты в пространстве и каково расстояние от одного объекта до другого. Если наблюдается рассогласование этих источников информации, у человека могут возникнуть иллюзии относительно пространственного положения, представляющие собой искажения отражения действительности и вызываемые физическими, физиологическими и психологическими причинами (например, черный цвет «стройнит», вертикальная линия кажется длиннее горизонтальной). Восприятие последовательности явленийопирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими, а также связано с представлениями о настоящем, прошедшем и будущем, отражающими объективные, периодически повторяющиеся процессы в природе. Воспринятое явление закрепляется в памяти в виде представления. При повторном восприятии явления возникает представление о нем, как уже бывшем, которое осознается как прошедшее.

Восприятие длительности явлений. Доказано, что точно воспринимать краткие промежутки времени человек может не более 0,75 сек. путем специальной тренировки в различении микроинтервалов времени. Если событие совершается очень медленно, восприятие его длительности опирается на показатели, позволяющие делить время на определенные отрезки.

Восприятие темпа - это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершающегося во времени процесса (например, чередование звуков).

Восприятие ритма - это отражение равномерного чередования стимулов, их размеренности при воздействии предметов и явлений объективной действительности на наши органы чувств.

Восприятие движения проявляется в восприятии пространственно-временного перемещения. Поскольку любое движение в пространстве описывается скоростью и направлением, то, следовательно, оценка движения зависит от восприятия интервалов времени. Не все стороны движения могут быть замечены и верно оценены. Например, зрением не воспринимается движение часовой стрелки. Восприятие движения - это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Наблюдая движение, прежде всего воспринимают:

· характер движения (сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание и т. п.);

· форму движения (прямолинейное, криволинейное, круговое, дугообразное и т. п.);

· амплитуду (размах) движения (полная, неполная);

· направление движения (направо, налево, вверх, вниз);

· продолжительность движения (краткое, длительное);

· скорость движения (быстрое или медленное движение; при циклических движениях -быстрый или медленный темп);

· ускорение движения (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плавное, прерывистое).

Восприятие движений обусловливается взаимодействием различных анализаторов: зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового и др.

(или селективность восприятия; англ. perceptual selectivity) - свойство восприятия, состоящее в выделении из сенсорного поля к.-л. объектов (или их частей) и признаков. И. в. осуществляется посредством механизмов внимания - непроизвольного и произвольного. Выделяемый и поэтому более отчетливо воспринимаемый объект выступает как "фигура", остальные объекты - как ее "фон".

В своей непроизвольной форме И. в. определяется соотношением физических свойств раздражителей, воздействующих на анализатор. В первую очередь выделяются раздражители, обладающие наибольшей интенсивностью, резким отличием от др. по тем или иным признакам (напр., цвету - в зрении, фактуре - в осязании, тембру - в слухе и т. д.). Однако в условиях реальной деятельности решающую роль в И. в. играет выполняемая человеком задача, установка, готовность воспринимать те или иные предметы определенным образом. И. в. особенно отчетливо проявляется в таких специфических условиях, как восприятие двойственных (и многозначных) изображений, т. н. речевого коктейля (смешивание нескольких речевых потоков), объектов, сливающихся с фоном, и т. п. См. Дихо-тическое слушание, Маскировка зрительная, Селекция информации, Эффект Струппа.

ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

селективность) - вы деление каких –либо объектов (или их частей) ,находящихся в сенсорном поле - поле восприятия. И. в. проявляется во внимании. Выделяемый и поэтому более отчетливо отражаемый объект выступает как «фигура », остальные объекты - как ее «фон ». Установлено, что выделение тех или иных объектов обусловливается соотношениями процессов ана лиза и синтеза, протекающих в анализаторе. При прочих услови ях И. в. определяется соотношением физических свойств раздражителей, воздействующих на анализато р. В первую очередь выделяю тся раздражители, обладающие наибольшей интенсивностью, резким отличием от других по тем или иным признакам (напр., цвету - в. зрении, фактуре- в осязании, тембру- в слухе и т. д.). Однако в условиях реальной деятельности решающую роль в И.в. играют выполняемая человеком задача, установка, готовность воспринимать те и ли и н ы е предметы определенным образом. И. в. особенно отчетливо проявляетс я в таких специфических условиях, как восприятие двойственных или многозначных изображений, т. н. речевого коктейля (смешение нескольких речевых потоков) , объектов, сливающихся с фоном, и т. п.

Избирательность восприятия одно из свойств восприятия, состоящее в выделении из окружающей среды каких-либо объектов (или их частей) и признаков. И. в. осуществляется благодаря вниманию. Выделяемый объект ( или информация) воспринимается более отчетливо, остальные объекты – только как его фон. В своей непроизвольной форме И. в. определяется соотношением физических свойств раздражителей, воздействующих на анализаторы. В первую очередь выделяются раздражители, обладающие наибольшей интенсивностью, резко отличающиеся от других по тем или иным признакам. Произвольная форма И. в. формируется благодаря наличию потребности.

Словарь дрессировщика . В. В. Гриценко .

Смотреть что такое "Избирательность восприятия" в других словарях:

    ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ - (или селективность восприятия; англ. perceptual selectivity) свойство восприятия, состоящее в выделении из сенсорного поля к. л. объектов (или их частей) и признаков. И. в. осуществляется посредством механизмов внимания непроизвольного и… …

    ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ - качество восприятия выделять «фигуру из фона», определяемое потребностями, направленностью или опытом личности (при апперцепции), волей или особенностями воспринимаемого объекта … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ - (селективность) вы деление каких –либо объектов (или их частей) ,находящихся в сенсорном поле поле восприятия. И. в. проявляется во внимании. Выделяемый и поэтому более отчетливо отражаемый объект выступает как «фигура », остальные объекты как …

    избирательность восприятия (селективность) - выделение каких либо объектов (или их частей), находящихся в сенсорном поле – в зоне восприятия. И.в. проявляется во внимании. выделяемый и поэтому более отчетливо отражаемый объект выступает как фигура, остальные объекты – как ее фон … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    внимание - сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В … Большая психологическая энциклопедия

    Внимание - (старославян. имати брать) избирательность восприятия определённых аспектов действительности или сосредоточенность на определённой деятельности, которые индивид почему либо считает для себя более значимыми. * * * Психическая деятельность, в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ - [англ. consumer behaviour] относительно новая, претендующая на самостоятельность ветвь маркетинговых знаний, ключевая сфера маркетинговых исследований, характеризующая специфику поведения различных (как правило, целевых) групп потребителей,… … Маркетинг. Большой толковый словарь

    Потребность - Потребность, нужда внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов. Ярким примером может служить жажда острое чувство потребности в… … Википедия

    Потребности - Потребность – источник активности живых существ. Наиболее древние в эволюционном плане потребности являются генетическими программами, направленными на сохранение жизни, размножение и освоение окружающей среды. Чем больше полезных потребностей у… … Википедия