Тема: многочленные сложные предложения. сск. ссц. абзац. Многочленное сложное предложение

Лекция №36-39

Корректурная проба Бурдона

Запишите данные по проведенной на практических занятиях методике «Корректурная проба Бурдона»_______________________________________________________________________________

Что обозначают лично для вас эти данные___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правила самоорганизации внимания при усвоении материала:

  1. Заранее планируйте время работы и исключите на это время все, что отвлекает Вас.
  2. Организуйте рабочее место предварительно.
  3. Максимально мобилизуйте волю, заставьте себя думать о том, что занимало вас перед работой. Один из способов – предварительный просмотр материалов задания, составление плана работы.
  4. Приступая к новой теме, просмотрите предыдущий раздел, ликвидируйте пробелы, иначе непонимание сделает вашу работу бесполезной.
  5. Конспектирование и чтение вслух обеспечивает сосредоточение внимания.
  6. Темп чтения материала должен обеспечивать осмысленность и препятствовать переключению внимания (медленное чтение способствует частому отвлечению внимания на посторонние объекты).
  7. Необходимо чередовать чтение с обдумыванием, пересказом, поиском собственных

примеров.

  1. Подавляйте непроизвольное переключение внимания, контролируйте его. Осознав, что вы отвлеклись, волевым усилием верните себя к работе.
  2. Если вы обнаружили, что вы «отключились», то вернитесь к тому месту в тексте, на котором произошло отключение.
  3. Соблюдайте гигиену умственного труда: освещение, температура в помещении, перерывы.

Многочленное (в других терминах – многокомпонентное, полипредикативное, усложненное) сложное предложение представляет собой синтаксическую единицу, имеющую своеобразную многомерную структуру.

Многочленные сложные предложения отличаются от двучленных целым рядом признаков.

Объем многочленного предложения. Основным дифферен­циальным признаком многочленного предложения является на­личие в его составе не менее трех предикативных частей: Ехать сначала было приятно 1: теплый, тусклый день 2 , хорошо накатанная дорога 3 , в полях множество цветов и жаворонков 4 , с хлебов, с невысоких сизых ржей, простиравшихся насколько глаз хватит, сладкий ветерок нес цветочную пыль... 5 и вдали от нее было даже туманно 6 (И. Бунин).



Многочленные сложные предложения в среднем включают 5-7 предикативных единиц; однако в письменной речи, прежде всего в художественном тексте, возможны предложения со значительно большим коли­чеством предикативных частей (от 8 до 20 и более).

Компонентная структура многочленного предложения. Многочленное сложное предложение отличается особым харак­тером связей и отношений составляющих его элементов. Преди­кативные части, его образующие, могут группироваться по семантике и структуре, объединяясь в структурно-семантические блоки. Так, в предложении А за стенками вагона гудел и носился ветер 1 , и сыпался, сыпался снег, засыпая стенки, двери... поезда 2 , и только крыши вагонов слабо выступали, как спи­ны погребенных допотопных чудовищ 3 (А. Серафимович) к блоку, состоящему из двух предикативных частей, связанных пе­речислительными отношениями, относится третья предикативная часть. Отношения между выделяемым блоком и этой частью – противительно-ограничительные. Схема предложения:

, и

Сгруппированность/несгруппированность структуры мно­гочленного сложного предложения. В зависимости от возможнос­ти/невозможности группировки предикативных частей и образования структурно-семантических блоков различаются многочленные предложения сгруппированной и несгруппированной структуры.

В предложениях сгруппированной структуры преди­кативные части, объединяясь по смыслу, образуют структурно-семантические блоки, которые соединяются между собой различными видами связи и образуют уровни членения: Он поднял глаза 1: над садом торжественно и радостно сияло небо 2 , вокруг сиял сад своей снежной белизной 3 , соловей четко и сильно... щелкал в свежей зелени дальних кустов 4 и кровь отлила от его лица5, мурашки побежали по волосам... 6 (И.Бунин). На I уровне членения этого предложения выделяются два структурно-семантических блока, связанные сочинительной связью. Первый блок характеризует особенности восприятия персонажа и служит развернутым «обозначением» того, что увидел герой; второй – характеризует его состояние как результат увиденного и эмоционально осознанного им. На I уровне членения блоки связаны соединительным союзом и и интонацией, между ними – соединительно-результативные отношения. На II уровне членения, в свою очередь, выделяются также два блока, объединенные бессоюзной связью и интонацией, они связаны дифференцированными опосредованными изъяснительно-объектными отношениями:

,
:
, : М,

Первая предикативная часть (Он поднял глаза) содержит незамещенную синтаксическую позицию. Блок, состоящий трех предикативных частей, соединенных бессоюзной связью (над садом торжественно и радостно сияло небо, вокруг сиял сад своей снежной белизной 3 , соловей четко и сильно... щелкал в свежей зелени дальних кустов 4), выражает объект восприятия. Между этими частями наблюдаются перечислительные отношения (одновременности). На III уровне членения они образуют трехчленное бессоюзное сложное предложение однородного состава с перечислительными отношениями.

Наконец, последний компонент, выделяемый на II уровне членения, представляет собой двучленное бессоюзное сложное предложение, предикативные части которого связаны перечислительными отношениями (кровь отлила от лица, мурашки бежали по волосам ).

Многочленные предложения несгруппированной структуры характеризуются отсутствием компонентов и – со­ответственно – уровней членения. К ним относятся многочлен­ные сложносочиненные и бессоюзные предложения однородного состава: Гардины опускались до полу 1 , и до полу свешивалась зимняя звездная ночь за окном 2 , и низко, по пояс в сугробах... брели дремучие деревья на ясный огонек в окне 3 (Б.Пастернак).

Многочленные сложноподчиненные предложения (с несколькими придаточными)

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

План

1. Многочленные СПП с придаточными, относящимися к одному главному:

а) однородное соподчинение придаточных;

б) неоднородное соподчинение придаточных.

2. Многочленные СПП с последовательным подчинением.

3. Знаки препинания в СПП.

4. Синтаксический разбор многочленных СПП.

Литература

1. Валгина Н.С Синтаксис современного русского языка: [Учеб. для вузов по спец. «Журналистика»] / Н.С. Валгина. – М.: Высшая школа, 1991. – 431 с.

2. Белошапкова В. А. Современный русский язык: Синтаксис / В.А. Белошапкова, В.Н.Белоусов, Е.А. Брызгунова. – М.: Азбуковник, 2002. – 295 с.

3. Поспелов Н.С. Сложноподчиненное предложение и его структурные типа / Н.С. Поспелов // Вопросы языкознания. – 1959. ‑ №2. – С. 19-27

Сложноподчинённые предложения могут иметь не одно, а несколько придаточных предложений.

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными бывают двух основных видов :

1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному предложению (однородного и неоднородного, т. е. параллельного подчинения);

2) первое придаточное присоединяется к главному предложению, второе – к первому придаточному и т. д. (последовательное подчинение).

I. Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными и неоднородными.

Сложноподчинённые предложения с однородным соподчинением придаточных.

При таком подчинении все придаточные относятся к одному слову в главной части или ко всему главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос и принадлежат к одному и тому же типу придаточных предложений. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с помощью интонации). Связи однородных придаточных с главным предложением и между собой напоминают связи однородных членов предложения.



Например:

[Я пришёл к тебе с приветом, рассказать что? ], (что солнце встало ), (что оно горячим светом по листам затрепетало ). (А. Фет.)

[Тот , (кто жизнью живёт настоящей ), (кто к поэзии с детства привык ), вечно верует в животворящий, полный разума русский язык ]. (Н. Заболоцкий.)

[В конце мая молодую медведицу потянуло в родные места какие? ], (где она родилась ) и (где так памятны были месяцы детства ).

В сложноподчинённом предложении с однородным подчинением во втором придаточном может отсутствовать подчинительный союз.

Например: (Если будет вода ) и (в ней не будет ни одной рыбки ), [я не поверю воде ]. (М. Пришвин.) [Вздрогнем ], (если вдруг взметнётся птица ) или (лось протрубит вдалеке ). (Ю. Друнина.)

2. Сложноподчинённые предложения с неоднородным подчинением придаточных (или с параллельным подчинением). При таком подчинении придаточные относятся:

а) к разным словам главного предложения или одна часть ко всему главному, а другая - к одному из его слов;

б) к одному слову или ко всему главному предложению, но отвечают на разные вопросы и являются разными типами придаточных предложений.

Например: (Когда у меня в руках новая книга ), [я чувствую ], (что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное ). (М. Горький.)

(Если мы обратимся к лучшим образцам прозы ), [то убедимся ], (что они полны подлинной поэзии ). (К. Паустовский.)

[Из мира, (который называется детской ), дверь ведет в пространство ], (где обедают и пьют чай ) (Чехов).

II. Сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных.

К этому виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д.

Например: [Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы ], (так как боялись отца ), (который тоже был несколько смущён ), (хотя старался этого не показывать ). (Н. Гоголь)

Специфика придаточных частей при этом состоит в том, что каждая из них является придаточной по отношению к предыдущей и главной по отношению к последующей.

Например: Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю (Паустовский).

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза: что и если, что и когда, что и так как и т. п.

Например: [Вода обрушилась так страшно ], (что , (когда солдаты бежали внизу ), им вдогонку уже летели бушующие потоки ) (М. Булгаков).

Существуют также сложноподчинённые предложения с комбинированным типом подчинения придаточных предложений.

Например: (Когда бричка выехала со двора ), [он (Чичиков ) оглянулся назад и увидел ], (что Собакевич все еще стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая узнать ), (куда гость поедет ). (Гоголь)

Это сложноподчиненное предложение с параллельным и последовательным подчинением придаточных предложений.

Сложные предложения с бессоюзной связью имеют гибкую структуру. Она может оформлять как отдельные виды отношений (перечисление, пояснение, обусловленность и др.), так и различные их комбинации. При этом интонация включает разные элементы, разные фрагменты, соответствующие передаваемым отношениям. Количество предикативных частей в усложненном бессоюзном сложном предложении более двух, и в нем выражается не менее двух видов отношений.

Комбинирование отношений разнообразно, но, как правило, в одном предложении передаются два различных вида отношений; им соответствует пунктуация (по правилам для бессоюзной связи). Например: И маршалы зова не слышат: иные погибли в бою , другие ему изменили и продали шпагу свою (Л.) - отношения причины и сопоставительные; Грустно , Нина : путь мой скучен , дремля , смолкнул мой ямщик , колокольчик однозвучен , отуманен лунный лик (П.) - отношения причины и перечисления.

Отношения перечисления наиболее свободно комбинируются с другими видами отношений. В этом случае в бессоюзном сложном предложении образуются семантико-структурные

блоки, внутри которых проявляются отношения аналогичности, а между блоками оформляются логически более сложные отношения - причинно-следственные, условные, пояснительные: Такой любви нельзя не верить , мой взор не скроет ничего: с тобою грех мне лицемерить, ты слишком ангел для того (П.). Напротив, отношения перечисления могут проявляться между блоками, объединенными логически сложными отношениями. Например: Вы улыбнётесь - мне отрада; вы отвернётесь - мне тоска ; за день мучения - награда мне ваша бледная рука (Г1.) - отношения причинно-следственные, перечисления, а также присоединения (последняя предикативная часть).

Многочленные сложные предложения

Термином "многочленные сложные предложения" обозначаются разнообразные конструкции, имеющие общие признаки: число предикативных частей более двух, разные виды связи. Этими двумя признаками они отличаются не только от элементарных сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных сложных предложений, но и от их усложненных модификаций. Например: Дверь в сенцы была отворена, но чувствовалось , что дом пуст (Б.) - сочинение и подчинение; И в пыли , рябой от пота, фронтовой смеялся люд: хорошо идёт пехота, раз колёса отстают (Тв.) - бессоюзие и подчинение; Пьеру все были рады; все желали видеть его, и все расспрашивали его про то, что он видел (Л. Т.) - бессоюзие, сочинение и подчинение.

При комбинировании различных видов связи один является доминирующим. Например: Грохот и треск нёсся с окружных гор ; задымились лесные опушки, и нельзя было понять, как это ещё жив здесь хоть один человек (А. Т.) - бессоюзие; Казаки были разбиты, но Кожух не трогался с места, хотя надо было выступать во что бы то ни стало (А. С.) - сочинение. С учетом этого многочленное сложное предложение характеризуется и именуется по доминирующей связи, например: бессоюзное сложное с сочинением и подчинением, сложносочиненное с подчинением.

Конечно, такая схематичная характеристика не исчерпывает анализа многочленного сложного предложения, который должен включать и установление видов отношений при сочинении, подчинении, бессоюзии, и определение средств связи, и указание видов придаточных, и вывод об иерархии подчинения при наличии нескольких придаточных.

Термином «многочленные сложные предложения » обозна­чаются разнообразные конструкции, имеющие два общих признака:

а) число предикативных частей более двух;

б) раз­ные виды связи.

Этими признаками они отличаются не только от элементарных сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных сложных предложений, но и от их усложненных модификаций.

Например:

Дверь в сенцы была отворена, но чувствовалось, что дом пуст (Б.) - сочинение и подчине­ние;

И в пыли, рябой от пота, фронтовой смеялся люд: хоро­шо идёт пехота, раз колёса отстают (Тв.) - бессоюзие и подчинение;

Пьеру все были рады; все желали видеть его, и все расспрашивали его про то, что он видел (Л. Т.) - бес­союзие, сочинение и подчинение

При комбинировании различных видов связи один являет­ся доминирующим.

Например:

Грохот и треск несся с окружных гор; задымились лесные опушки, и нельзя было понять, как это ещё жив здесь хоть один человек (А. Т.) - бессоюзие;

Казаки были разбиты, но Кожух не трогался с места, хотя надо было выступать во что бы то ни стало (А. С.) - сочинение

С учетом этого многочленное сложное предложение характеризуется и именуется по доминирующей связи, например: бессоюзное сложное с сочинением и подчи­нением, сложносочиненное с подчинением.

Конечно, такая схематичная характеристика не исчерпы­вает анализа многочленного сложного предложения, который должен включать и установление видов отношений при сочи­нении, подчинении, бессоюзии, и определение средств связи, и указание видов придаточных, и вывод об иерархии подчине­ния при наличии нескольких придаточных.

Контрольные вопросы для закрепления материала

1. Что собой представляет сложное предложение?

2. На какие структурные типы делится сложное предложение?

3. На какие структурно-семантических подтипа делятся союзные сложные предложения?

4. Что собой представляет сложносочиненное предложение?

5. На какие виды по семантико-грамматическому значению делятся сложносочиненные предложения?

6. Расскажите о соединительных предложениях. Приведите примеры.

7. Расскажите о противителдьных предложениях. Приведите примеры.

8. Расскажите о разделительных предложениях. Приведите примеры.

9. Расскажите о присоединительных предложениях. Приведите примеры.

10. Расскажите о предложениях с усложненной структуры. Приведите примеры.

11. Что собой представляет сложноподчиненное предложение?

12. Расскажите о нерасчлененных сложноподчиненных предложениях. Приведите примеры.

13. Какие нерасчлененные сложноподчиненные предложения вы знаете?

14. Расскажите о местоименно-соотносительных предложениях. Приведите примеры.

15. Расскажите о субстантивно-атрибутивных предложениях. Приведите примеры.

16. Расскажите об изъяснительных предложениях. Приведите примеры.

17. Расскажите о расчлененных сложноподчиненных предложениях. Приведите примеры.

18. Расскажите о придаточных временных. Приведите примеры.

19. Расскажите о придаточных сопоставительных. Приведите примеры.

20. Расскажите о придаточных условных. Приведите примеры.

21. Расскажите о придаточных причинных. Приведите примеры.

22. Расскажите о придаточных следственных. Приведите примеры.

23. Расскажите о придаточных целевых. Приведите примеры.

24. Расскажите о придаточных уступительных. Приведите примеры.

25. Расскажите о придаточных сравнительных. Приведите примеры.

26. Расскажите о сложноподчиненных предложениях с придаточными присоединительными. Приведите примеры.

27. Расскажите о сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными. Приведите примеры.

28. Расскажите о бессоюзном сложном предложении. Приведите примеры.

29. Расскажите о многочленных сложных предложениях. Приведите примеры.

Многочленное сложное предложение с разными видами связи (сложное предложение контаминированной структуры). Уровни членения в многочленном сложном предложении с разными видами связи. Структурные типы многочленных сложных предложений с разными видами связи и их структурная схема (горизонтальная – линейная и вертикальная – блочная).

Многочленные сложные предложения могут строиться на основе комбинации разных синтаксических связей и объединения синтаксических структур различных типов. Многочленные сложные предложения контаминированной структуры характеризуются: 1) разнотипностью видов связи; 2) наличием не менее двух уровней членения и иерархичностью строения; 3) объединением в их составе двух или более структурно-семантических компонентов (бессоюзных, сложносочиненных, сложноподчиненных предложений, а также предикативных частей – аналогов простого предложения). Так, в предложении Он рассказывал 1 , что в России не бывает плюща на березах 2 , а она говорила 3 , что рыжеватый оттенок их мелкой листвы напоминает пятна нежной ржавчины на выглаженном белье 4 (В. Набоков) различаются два уровня членения. На I уровне членения посредством сочинительной связи объединяются два компонента, служащие для передачи косвенной речи, между ними возникают сопоставительные отношения. Каждый из компонентов, рассматриваемых на II уровне членения, представляет собой двучленное сложноподчиненное предложение с изъяснительно-объектным придаточным:

Наиболее свободными синтаксическими связями являются бессоюзная и сочинительная, поэтому на I уровне членения компоненты многочленных предложений контаминированной структуры могут объединяться только на основе этих связей. Подчинительная же связь возможна только как связь между предикативными частями внутри компонента. Таким образом, в предложениях контаминированной структуры она проявляется лишь на II или III (и далее) уровне членения.

По характеру используемых видов связи различаются следующие типы предложений контаминированной структуры:

1) многочленные сложные предложения с сочинением и подчинением (ведущая связь – сочинительная), или многочленные сложносочиненные предложения с подчинением: Весна была еще только в начале 1 , и самая настоящая роскошь цветов пряталась еще в теплицах 2 , но уж и того 3 , что цвело вдоль аллей и на клумбах 4 , было достаточно 3 , чтобы, гуляя по саду, почувствовать себя в царстве нежных красок 5 (А. Чехов).

Различаются две их разновидности:

а) многочленные предложения, в которых две (или более) сочиненные части распространяются общей для них придаточной частью: Уже совсем рассвело 1 , и народ стал подниматься 2 , когда я вернулся в свою комнату 3 (Л. Толстой).

б) многочленные предложения, в которых каждый из сочиненных компонентов представляет собой сложноподчиненное предложение: Все это я выдумал 1 , потому что решительно не помнил 2 , что мне снилось в эту ночь 3 ; но когда Карл Иваныч, тронутый моим рассказом, стал утешать и успокаивать меня 4 , мне казалось 5 , что я точно видел этот сон 6 (Л.

Толстой).

2) многочленные сложные предложения с сочинением и бессоюзной связью (ведущая связь – сочинительная), или многочленные сложносочиненные предложения с бессоюзием: Живем не мы 1 . – немые наши вещи вбирают хищно опыт, вкус и пульс 2 ; а чудо ангелического слога, и радужные звуки свежих уст, и самобытие мазка, боюсь, даются только за чертой итога 3 (Д. Бобышев).

3) многочленные сложные предложения с бессоюзной связью и подчинением (ведущая связь – бессоюзная), или многочленные сложные бессоюзные предложения с подчинением. Они имеют разновидности, аналогичные разновидностям многочленных сложносочиненных предложений с подчинением:

а) предложения, в которых одна общая придаточная часть (которая может, в свою очередь, включать другое придаточное) распространяет две (и более) предикативные части, связанные бессоюзной связью и часто образующие конструкцию однородного состава: Шепчу слова 1 , пишу слова то слитно, то раздельно 2 , как будто все 3 , что названо 4 , уже и не смертельно 3 (Л. Миллер).

б) предложения, компоненты которых, связанные бессоюзной связью, представляют собой сложноподчиненные предложения: Мы. . . сделались приятелями 1 , потому что к дружбе я не способен 2: из двух друзей всегда один раб другого 3 , хотя часто ни один из них в этом себе не признается 4 (М. Лермонтов).

4) многочленные сложные предложения с бессоюзной связью и сочинением (ведущая связь – бессоюзная), или многочленные сложные бессоюзные предложения с сочинением: Настоящий учитель всегда ниспровергатель 1 , он. . . в простом заставляет видеть сложное 2 , сложное доводит до емкой простоты 3 , и черное после него становится белым 4 (В. Тендряков).

5) многочленные сложные предложения с сочинением, подчинением и бессоюзной связью (на I уровне членения ведущей является сочинительная или бессоюзная связь): Идти на убыль не пора 1: в смоле сосновая кора 2 , сегодня солнечно и сухо 3 , и песнь, приятная для слуха, звучнее нынче, чем вчера 4 ; и птица кончиком крыла черкнула на озерной глади 5 , что мы живем лишь Бога ради 6 , и взмыла в небо как стрела 5 (Л. Миллер).

Синтаксический анализ многочленного предложения может быть как полным, так и частичным. Полный анализ предполагает детальное рассмотрение каждого компонента и характеристику всех элементов его структурного механизма и особенностей семантики. Цель частичного анализа – выявление особенностей структуры самой многочленной конструкции, при этом рассматриваются лишь основные средства связи компонентов и предикативных частей, в них входящих. Детального же анализа дополнительных средств связи в этом случае не дается.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Многочленное сложное предложение с разными видами связи:

  1. 42. Сложные многочленные предложения с разными видами связи.
  2. Подчинительные союзы. СПП с несколькими придаточными. СП с разными видами связи.
  3. Понятие о сложном предложении. Место сложного предложения в системе синтаксических единиц языка. Грамматическое значение сложного предложения как его основная выделяющая примета. Сложное предложение как структурно-семантическое объединение предикативных частей и как особая самостоятельная единица синтаксиса. Дифференциальные признаки сложного предложения.