В современном мире человек должен. Человек в современном мире

Бесчеловечный мир, в котором живет современный человек, вынуждает каждого вести постоянную борьбу с внешними и внутренними факторами. Происходящее вокруг обычного человека иногда становится непонятным и приводит к ощущению постоянного дискомфорта.

Ежедневный спринт

Психологи и психиатры всех мастей отмечают резкий всплеск тревожности, неуверенности в себе и огромное количество различных фобий у рядового представителя нашего социума.

Жизнь современного человека проходит в бешеном ритме, поэтому времени на то, чтобы расслабиться и отвлечься от многочисленных бытовых проблем, попросту нет. Замкнутый круг, состоящий из марафонской дистанции на спринтерской скорости вынуждает людей бегать наперегонки с собой. Интенсификация приводит к бессоннице, стрессам, нервным срывам и болезням, что стало основополагающей тенденцией в постинформационном веке.

Информационное давление

Второй задачей, которую современный человек не может решить, считается обилие информации. Поток различных данных обрушивается на каждого одновременно со всех возможных источников - Интернета, масс-медиа, прессы. Это делает невозможным критическое восприятие, поскольку внутренние «фильтры» не справляются с таким давлением. В результате индивид не может оперировать реальными фактами и данными, поскольку не в состоянии отделить выдумки и ложь от действительности.

Дегуманизация отношений

Человек в современном обществе вынужден постоянно сталкиваться с отчужденностью, проявляющейся не только в рабочих, но и межличностных взаимоотношениях.

Постоянные манипуляции с людским сознанием со стороны средств массовой информации, политиков и общественных институтов привели к дегуманизации отношений. Зона отчуждения, образовавшаяся между людьми, мешает общаться, искать друзей или вторую половинку, а попытки сближения со стороны незнакомых людей очень часто воспринимаются как что-то абсолютно неуместное. Третья проблема социума 21-го века - дегуманизация - отражается в массовой культуре, языковой среде и искусстве.

Проблемы социальной культуры

Проблемы современного человека неотделимы от деформаций в самом обществе и создают замкнутую спираль.

Культурный уроборос заставляет людей еще больше замыкаться в себе и отдаляться от прочих индивидов. Типичным выражением процессов деградации общественного самосознания можно считать современное искусство - литературу, живопись, музыку и кино.

Фильмы и книги ни о чем, музыкальные произведения без гармонии и ритма преподносятся как величайшие достижения цивилизации, полные сакрального знания и глубокого смысла, непонятного большинству.

Кризис ценностей

Ценностный мир каждого конкретного индивидуума может меняться несколько раз за жизнь, но в 21-м веке этот процесс стал слишком быстрым. Результатом постоянных изменений становятся постоянные кризисы, которые не всегда приводят к хэппи-энду.

Эсхатологические нотки, проскальзывающие в термине «кризис ценностей», не означают полного и абсолютного конца, но заставляют задуматься о направлении, в котором стоит прокладывать путь. Современный человек находится в перманентном состоянии кризиса с момента взросления, поскольку окружающий мир меняется намного быстрее, чем сложившиеся о нем представления.

Человек в современном мире вынужден влачить довольно жалкое существование: бездумное следование идеалам, тенденциям и определенным стилям, что приводит к невозможности выработать собственную точку зрения и свою позицию по отношению к событиям и процессам.

Повсеместные хаос и энтропия, царящие вокруг, не должны пугать или быть причиной истерики, поскольку перемены - это естественно и нормально, если есть что-то неизменное.

Куда и откуда катится мир?

Развитие современного человека и его основные пути были предопределены задолго до нашего времени. Культурологи называют несколько переломных моментов, результатом которых стало современное общество и человек в современном мире.

Павший в неравном бою под напором адептов атеологии креационизм принес весьма неожиданные плоды - повсеместное падение нравов. Цинизм и критичность, ставшие нормой поведения и мышления со времен эпохи Возрождения, считаются своеобразными «правилами хорошего тона» для современных и пресвященных.

Наука сама по себе не является смыслом существования общества и не в состоянии ответить на некоторые вопросы. Для достижения гармонии и равновесия адептам научного подхода стоит быть человечнее, поскольку неразрешенные задачи современности невозможно описать и решить, как уравнение с несколькими неизвестными.

Рационализация действительности иногда не позволяет увидеть что-то большее, чем цифры, понятия и факты, не оставляющие места множеству важных вещей.

Инстинкты против разума

Наследием от далеких и диких предков, когда-то живших в пещерах, принято считать основные мотивы деятельности общества. Современный человек так же привязан к биологическим ритмам и солярным циклам, как и миллион лет назад. Анропоцентричная цивилизация всего лишь создает иллюзию управления стихиями и собственной натурой.

Расплата за подобный обман приходит в виде личностной дисфункции. Невозможно всегда и везде контролировать каждый элемент системы, ведь даже собственному телу нельзя приказать перестать стареть или изменить пропорции.

Научные, политические и общественные институты наперебой твердят о новых победах, которые непременно помогут человечеству вырастить цветущие сады на далеких планетах. Впрочем, современный человек, вооруженный всеми достижениями последнего тысячелетия, не в состоянии справиться с банальным насморком, как 100, 500 и 2000 лет назад.

Кто виноват и что делать?

В подмене ценностей не виноват никто конкретный и виновны все. Современные права человека одновременно соблюдаются и не соблюдаются именно благодаря такому искажению - можно иметь мнение, но нельзя его высказывать, можно любить что-то, но нельзя об этом упоминать.

Глупый Уроборос, постоянно жующий собственный хвост, когда-нибудь подавится, и тогда во Вселенной наступит полная гармония и мир во всем мире. Впрочем, если этого не случится в обозримом будущем, у будущих поколений будет хотя бы надежда на лучшее.

Отметим, что сегодня многие ученые из этой области полагают, что современный человек имеет противоречивые черты: с одной стороны, он является творцом великих достижений нашего времени, а с другой, обычным потребителем, который не задумывается о необходимости саморазвития.

Безусловно, в каждой культуре есть выдающиеся личности, которые способствуют развитию прогресса, и также бездеятельные люди, однако если представить современного человека в качестве собирательного образа, то картина, безусловно, выглядит противоречивой.

Современный человек: культ успеха и мораль

Сегодня общим для представителей разных культур является стремление к достижению успеха. Интересно то, что раньше человек считал успехом проявление героизма (период 50-200 летней давности), создание крепких семейных уз и рождение здорового потомства, т.е. социальную реализацию без учета материальных благ.

Теперь же мерилом успеха (в большинстве случаев) выступают деньги, и погоня за ними порой нацелена на разрушение окружения, а иногда и саморазрушение.

Можно сказать, что и духовная в понимании современного человека сливаются в понятие с одним значением, материальным, в то время как ранее люди их наделяли большими различиями.

Тем не менее, в обществе до сих пор уделяют большое значение таким понятиям, как милосердие, доброта, сочувствие: на это указывают различные организации, созданные для материальной поддержки бедных слоев населения.

Поэтому можно сказать, что у современного человека полярная: можно встретить примеры как альтруистичного поведения, так и эгоистичного.

и технологии

Еще одна отличительная черта современности - усиленный темп внедрения новых технологий и устройств. И это то, чем отличается жизнь современного молодого человека, она неразрывно связана с техникой.

Электронные приборы стали играть большое значение для многих современных людей, они становятся не только частью повседневности, а даже формируют Стоит только представить день без компьютера и интернета. У одних без них не может быть организована работа, а другие просто не найдут, и все же обратятся к другим техническим устройствам: телефону, радио, телевизору. 200 лет назад люди существовали без этих приборов, а сейчас жизнь без них очень бы усложнилась.

Поэтому можно сказать, что жизнь современных людей очень тесно связана с техникой, ее качество во многом зависит от технических возможностей.

Современный человек и проблема свободы

Ранее вопрос свободы не стоял так остро, как сейчас. Человек научился отстаивать свои права, ценить расширенные возможности и уважать чужую свободу. Это положительная черта современности: практически всем предоставлена максимально возможная свобода развития, что позволяет проявлять свои таланты. Это способствует развитию прогресса и свидетельствует о гуманности мировоззрения. Равные права важны и полезны для общества. И то, что сейчас они реализованы - положительная черта нашего времени.

Каким должен быть современный человек

Историк и социолог Борис Поршнев вывел такое понятие, как «неоантроп», под которым он понимал тип человека будущего, однако он указывал, что его представителей можно встретить и в настоящее время. Этому человеку присущи такие черты:

  • свободный, неподвластный чужому внушению (развитое самосознание);
  • абстрактное мышление, развитые воля и способность к суггестии используются только в созидательных целях;
  • стремление к жизненному балансу общества (отсутствие революций);
  • доброта.

По мнению ученого, такие люди смогут привести общество к процветанию и уменьшить количество конфликтов, которые разрушительно влияют на все области жизни.

Все мы уже давно слышали, что миром правит Добро и Зло, любовь и ненависть, преданность и предательство, вежливость и грубость, уважение и презрение, милосердие и жестокость, правда и ложь.… Называя и перечисляя данные критерии можно продолжать ещё долго, но как бы много мы их не назвали, все они вбираемы в первые два критерия - Добро и Зло. Что есть они и откуда пришли они в наш мир людей? Есть ли ответ на этот трудный, извечно стоящий перед человечеством вопрос, и нужно ли его искать?

И, тем не менее, каждый день в своей повседневной жизни, мы, общаясь друг с другом, с животными или растениями, переживая хорошую погоду или стихию в природе, постоянно выплескиваем из самих себя эмоции, окрашенные в положительные или отрицательные энергии.

Ещё со школьной скамьи, мы знаем, что мир, в котором мы живём, состоит из живой и неживой материи (по последним данным науки, мёртвой материи в мире нет), которая обладает разными видами энергий. Новый вид энергии, признанный современной наукой, добавлен к уже известным видам энергий. Этот вид энергии получил название биоэнергия. В настоящий момент этот термин расширен из-за множества его составляющих. Один из них нас интересует, прежде всего. Это психическая энергия!
Как уже известно, из законов, правящих в нашем мире, энергии, разворачиваемые всевозможными объектами нашей планеты, и всей планетной системы в целом, несут в себе заряды разных знаков - положительных и отрицательных. Эти энергии: созидают и разрушают, регенерируют и умерщвляют, успокаивают и волнуют, движут и останавливают, услаждают и раздражают.… И так снова до бесконечности и снова весь этот ряд вбирают в себя первые два критерия – Созидание и Разрушение.
Добро-Созидание и Зло-Разрушение! Нет сомнения в том, что придя к такому умозаключению исходя из предыдущих рассуждений, мы, как бы замыкаем круговорот критерий - стихий, царящих в мире в котором живём мы люди.

А теперь давайте зададимся вопросом, которого я нигде и ни у кого не встречал! Что если из нашего мира, пусть только мысленно, мы удалим человека вместе со всеми эмоциями и энергиями, которые он разворачивает и привносит в мир своим существованием?! Раз и человек исчез! Есть флора и живущая в гармонии с ней фауна. Что произойдёт с миром, в котором не стало психической энергии человека, его эмоций окрашенных в положительный и отрицательный знаки, с его понятиями о Добре и Зле? Будут ли эти критерии властвовать и дальше в мире или исчезнут вместе с человеком.

Человек, как свободная личность, наделённая Творцом свободой выбора, имеет возможность произволять из себя свою волю, посредством своей бессмертной души, и осуществлять порывы своих целеустремлений, посредством обретённого от Бога разума, разворачивая в мире энергии созидания и разрушения. Как уже экспериментально доказано наукой, психическая энергия человека, окрашенная отрицательным знаком, убивает растения, сжигая на молекулярном уровне цепочки его ДНК, а положительная энергия человека, выраженная в нежных, несущих ласку словах, восстанавливает эти цепочки ДНК, возвращая растение к жизни. От воздействия смертоносного радиоактивного излучения, остаются живыми и незатронутыми зёрна пшеницы, защищённые цепью обмена энергиями (молитвы) - человек-Бог, что так же экспериментальным путём доказано академией сельского хозяйства Украины.
Рассуждая над вышесказанным, можем придти к следующему заключению: Добро и Зло есть не, что иное как отражённая физическая проекция человеческого восприятия природы планеты и отношения к людям в прошлом и настоящем, отдельно взятым человеком. Другими словами энергия, развёрнутая человеком в мире живой и вечно движущейся материи, рождает две категории обязательного обратного воздействия на того, кто её развернул и на тот объект, в адрес которого она обращена. Человек видит результат своего волеизъявления, облечённого в энергии с разными знаками заряда, и накапливает опыт, который впоследствии играет главенствующую роль в становлении человека и нарастании в мире Добра и Зла. Нарастает и противоборство этих категорий в мире людей. Поняв, наконец, что человек есть сам не что иное как творец-генератор Добра и Зла в мире, можно привести здесь вывод, сделанный Фридрихом Ницше: «Самый страшный враг, которого ты встретишь на своём пути, всегда будешь ты сам!»

Исходя из предыдущего видно, что свою повседневную действительность, человек создаёт произволяя из себя свою волю, облекая свои мысли энергиями двух видов. То есть события, переживаемые нами в нашей жизни, мы создаём сами посредством мыслеформ, окрашенных энергиями наших эмоций. Эти события мы называем и моделируем внутри себя, а затем переживаем их, и что самое главное, перекладываем неудачи, постигшие нас в них, на других людей. Наши мысли являются источником наших переживаний, той действительности, которая нас окружает в настоящий момент, и всего остального в ней. Все события в нашей жизни были созданы нами с помощью наших убеждений и опыта предыдущих лет. Поэтому идя по жизни надо всегда помнить, что человек стоит перед выбором, что думать, что говорить, как поступать и этим создаёт свою жизнь. Надо научиться понимать, что винить других людей в своих неудачах - зря растрачивать свои силы. Что черты и качества, которые мы не приемлем у других людей, чаще всего наши собственные черты и качества, и будь всё по-другому, таких людей просто не существовало бы в нашей действительности. Существует только один способ изменить действительность к лучшему - нужно, прежде всего, изменить самого себя. Изменить характер своих мыслей, и другие люди изменятся автоматически. И что самое важное, этот тезис равнозначен как в отношении других людей, так и к флоре и фауне, к ситуациям, в которых мы оказываемся.

Человек свободен в выборе направления своего волеизъявления, Да, это даровано ему Богом. Но здесь необходимо сказать, что свобода без её контроля - это произвол. Свобода, как категория человеческой сущности, как бы витает над всем материалом человеческих эмоций, влечений, страстей, направляя и изменяя удачные и неудачные, положительные и отрицательные наши мыслеформы, которые в итоге образуют созидание или разрушение нашей жизни. Чтобы изменить своё будущее, человек должен быть свободен не только от внешне - материальных причин, но и от мира психической причинности, которую он носит в себе самом. Надо понять, что зло приходит в мир из неверного движения воли человека по направлению к неистинному Добру или из недостатка воли и желания человека, когда он движется к истинному Добру. Надо не уничтожать желания человека, а воспитывать их внутри себя, ослаблять страстные устремления и обращать энергию порывов человеческих желаний на служение Добру! Исказив и разрушив основу замысла Творца актом творения человека, сам человек попадает в нескончаемый лабиринт своего выбора. Первоначально обладая безгрешной плотью, душой и индивидуальностью, человек не стоял перед выбором Добра и Зла, зная и понимая, что эти категории существуют в определении Бога, данного Им человеку. И только совершив ослушание, нарушив запрет, не есть от дерева Познания, человек сделал первый шаг в создании им страшной последовательности, создавшей за относительно короткий промежуток времени на планете империю Добра и Зла. Принимал ли кто-то ещё участие в создании этой империи кроме человека? Известно только, что толчком к первому шагу человека к Злу, послужило существо, именуемое Змеем. Ему приписывают и постоянное нахождение за спиной у человека и толкающее человека к соблазну и греху. Действительно ли это так и есть ли крайняя необходимость такого присутствия. Ведь, по сути, первый соблазн дал отсчёт процессу, который непрерывен вот уже многие тысячи лет. Тысячи ли? И, как мне кажется, этот процесс не потребует никакого постороннего вмешательства ни для его поддержания, ни для корректировки со стороны Соблазнителя. А вот акт коррекции со стороны Светлых Сил, Сил Добра-Блага имел в этом процессе место две тысячи лет назад – акт прихода в мир людей Посланника, Сына Бога, Бога Иисуса Христа. Сын Божий принёс в мир Великую Любовь и Прощение от Отца, Себя и Духа Святого. Принёс Новый, изменённый и более строгий Закон для людей. Изменило ли это человека к лучшему? Это очень трудный вопрос и ответить на него очень не просто. Для этого нужно задаться множеством сопутствующих вопросов и ответить на них. Но это другая тема и я оставлю её в стороне. Одно лишь можно сказать: с приходом Посланника в мире родилась, и множиться новая величайшая религия мира – христианство, суть и путь которой возможно приведёт человека, к качественному перерождению.

Исходя их всех выше высказанных мыслей и рассуждений, я прихожу к выводу, что с удалением человека с планеты Земля, мир флоры и фауны, не знающий разума подобного человеку и живущий в рамках физических констант и законов, изначально действующих от момента акта Творения, придёт к изначальной и абсолютной гармонии сосуществования. Из «осиротевшего» мира уйдут Зло и Насилие, и возобладает универсальный Закон жизни, действующий во всей Вселенной. И нет сомнения в том, что по прошествии какого-то отрезка времени, Всевышней волей на планету вновь придёт Разум, дабы ещё раз испытать себя и не наделать ошибок предыдущей волны разумных.

Мустафина Т.В.
Роль современного человека в глобальном мире

Глобализация - объективно протекающий процесс, означающий формирование единого мирового пространства, функционирующего по общим правилам и в едином для всех решении. В разных странах люди все больше пользуются одними и теми же видами транстпорта, носят одинаковую одежду, потребляют одни и те же продукты питания, смотрят одни и те же фильмы и телепередачи, слушают одни и те же новости. Создаваемые современной цивилизацией технологии, товары, услуги, информация и прочее, входя в жизнь разных народов, делают их как никогда ближе друг к другу.

Чаще глобализацию как процесс общественное мнение пытается отвергнуть. Но не мешает понять, что глобализация не отрицает категорически уже сложившиеся национальные культуры. Сегодня глобальность является возможностью дальнейшего существования и развития культуры в этой форме. В мире глобальных трансформаций индивид, вовлеченный в транснациональные сети, не может уже ограничиваться плодами только своей национальной культуры. Право каждого на свободный выбор своих культурных предпочтений и есть базовое условие существования культуры в ее глобальном измерении. Под глобальной культурой следует понимать не одинаковую и обязательную для всех культуру, а такой способ ее функционирования, при котором каждый житель планеты может пользоваться благами и достижениями любой национальной культуры .

В современном мире трудно предстваить человека, чьи культурные пристрастия и предпочтения ограничены рамками только его национальной культуры, стремящегося изолировать себя от других культур. Подобная изоляция - свидетельство неспособности жить в современном мире.

Человек в условиях глобализации становится главным социальным смыслом общества. Поэтому считаем важным обратить внимание на положение современного человека в глобальном мире. Ведь осмысление проблемы собственного бытия человека - это ключ к пониманию многих важных аспектов глобализации. И стоит помнить, что основная проблема, связанная с пониманием процесса глобализации, заключается в самом человеке, а не вне его.

Современный человек обладает значительной «материальной силой», которая может быть использована как в созидательных, так и в разрушительных целях. Существование человека зависит от того, как он применяет эту силу и каково его отношение к жизни на Земле, какая ему отводится роль в мире и насколько он осознает ответственность за свои действия перед последующими поколениями, перед человечеством в целом. Человеку отводится «новая роль» регулятора жизни на Земле. Один из основателей Римского клуба А. Печчеи пишет: «Человек все еще не понимает ни своей «новой роли», ни своего места в изменившемся мире» .

Возможно так и есть, хотя диспуты на эту тему ведутся давно и очень ярко. Человек во все времена стоял в центре всех исторических событий и трансформаций: экономических, социальных, политических, нравственных, культурных, поскольку все общества и государства так или иначе, скрыто или открыто ставили своей целью улучшение жизненных условий для всех людей или для какой-то части общества.

Чтобы обозначить и осмыслить роль и место современного человека в глобальном мире, необходимо понять что он может сделать для сохранения своей индивидуальности в многоликом мире. Прежде все следует понять каким образом человек участвует в диалоге культур и как это диалог воздействует на самого человека и общество.

Современный мир уже не может рассматриваться как мир господина и раба. Сегодня человечество идет к новой цивилизации, в которой более чем когда-либо реализуется единство человечества. Но следует четко уяснить, что, когда мы говорим о единстве человечества, нет необходимости строго утверждать общечеловеческие ценности и принципы. Это ошибка, и отсюда возможность столкновения с новыми проблемама в глобальном мире. Важно понять сможет ли инвивид сохранить свою индивидуальность, как это возможно. Смогут ли традиционные ценности выжить и приспособиться к новому формату?

Современный человек, действительно, универсально развил свои производительные возможности, а в этом аспекте мир самым очевидным образом становится единым, глобальным. Наука проникает в самые основы бытия - в возникновение Вселенной, в природные основы человека. То, что считалось прерогативой Бога, становится научным поиском человека, предметом его знания и действия, аналитическим вопросом. И то состояние, о котором говорили и мечтали мыслители прошлого, связывая его с неограниченными возможностями науки и техники, в принципе, достигнуто.

Диалог нельзя путать с полемикой, которая особенно часто применялась и применяется в прошлом и в настоящем. В отличии от диалога полемика рассматривает собеседника как оппозицию своей позиции. Нет смысла вести диалог с позиций силы или тем более с применением силы, ибо эти вещи несовместимы. Сила разрушает диалог, а диалог отвергает силу и ее применение.

Диалог состоит в том, что он позволяет различным культурам существовать так, чтобы они не вступали в конфликт, сохраняя при этом различия. Более того, диалог культур оказывается источником сознания каждой культурой своего отличия от других, своей особой идентичности. Между отдельным индивидом, личностью и общечеловеческими ценностями нет прямой связи. Культура - многозначный феномен. Существует много разных культур. Когда же сегодня говорят о «глобальной культуре», создается впечатление, что нужно заменить современное состояние. Но современное глобальное пространство - новая возможная духовная высота. Она должна надстроиться над культурой, которая существует в принципиальном многообразии. Она должна быть каким-то другим уровнем, который не снимает предыдущего. Вполне возможно помыслить, что различие культур в их исторически сложившихся формах сохраняется, а над ним возвышается какая-то другая стадия такой глобальной интернациональной общности людей. Эта будет какая-то метакультура, что касается духовного потенциала такой культуры - это тоже открытая система. Подобно тому как человек умеет сочетать свою этническую общность с общностью политической, общностью нации, государства или малую родину с большой родиной, возможно и далее, сохраняя свою индивидуальность, развивать духовность человечества как богатое и многоуровневое образование.

Глобальные исторические процессы складываются объективно. Здесь мы бессильны или, по крайней мере, наши возможности ограничены. Но каждый человек властен над своими силами, способен задать определённый моральный смысл самостоятельно или сообщая современному развитию мира.

Литература

  1. Межуев В.М. Судьба национальных культур в эпоху глобализации. // Философия в диалоге культур: материалы Всемирного дня философии. - М.: «Прогресс-Традиция», 2010 г.
  2. Печчеи А. Человеческие качества. - М.: «Прогресс», 1985.
  3. Степанянц М.Т. Единство мира и многообразие культур (материалы «круглого стола» украинских и российских философов) // Вопросы философии. 2011. №9.

Мустафина Т.В., магистр философии, преп. Карагандинского гос. медицинского университета, член РФО (Караганда, Казахстан)

С самых древних времен человек пытается осмыслить свое место в мире. Данная проблема является одной из ключевых, так как, возможно, не осмыслив свое место в мире, человек не может понять и смысл своего существования. Многие философы пытались осмыслить данную проблему, которая также затрагивает вопрос законов природы. А точнее, их соотношение, т. е. человека и законов природы, а также взаимодействие.

Данное взаимодействие проявляется в том, что человек не может существовать без природы, без природных явлений. Посадив пшеницу, или рожь, или ячмень, или какую-то другую сельскохозяйственную культуру или растение, человек всегда надеется получить очень хороший урожай. Но получить его невозможно без дождя, т. е. без проявления силы природы.

А в чем же еще проявляется взаимодействие человека и природы? «Помощь» со стороны природы была уже охарактеризована чуть выше. «Помощь» же человека заключается в том, что он не должен засорять окружающую его среду, а напротив, должен бережно относиться к природе. Этим очень активно занимаются различные экологические организации как на местном, так и на международном уровне. К сожалению, труды этих организаций не оказывают очень сильного влияния на обстановку. Окружающая нас среда будет загрязняться до тех пор, пока каждый отдельный человек не поймет, что именно от его действий зависит обстановка в мире.

Такое взаимоотношение человека и мира можно разделить на две части:

1) субстратная система человека;

2) субстратная система мира.

В свою очередь, эти две системы также подразделяются на четыре подсистемы:

1) онтологическая система;

2) гносеологическая система;

3) аксиологическая система;

4) праксиологическая система.

Теперь разберем подробнее эти подсистемы:

1) онтологическая система, т. е. учение о бытии как таковом.

По отношению к системе человек-мир это выглядит так: человек существует только благодаря природе. Природа – это бог человека. Захочет она – наступит засуха, начнутся наводнения и весь урожай человека погибнет. Или же может быть совсем наоборот: уродится небывалый урожай;

2) гносеологическая система. Данная система заключается в научном познании объекта, т. е. природы. Познание физических законов природы и есть ключ к ней;

3) аксиологическая система . Термин «аксиология» происходит от греческого слова axios, т. е. ценный. Эта система устанавливает градации, то есть разделение между средством и целью;

4) праксиологическая система . Праксиология происходит от греческих слов praxis – дело, деятельность, действие, и logos – наука. Данная система связана с социологическими исследованиями. Праксиология занимается тем, что изучает различные области науки с точки зрения их эффективности.

2. Основные концепции, выделяющие место человека в мире

Существует несколько концепций, которые выделяют место человека в мире. Но все они соответствуют как бы определенным критериям и, главное, отвечают на два следующих вопроса:

1) может ли человек постичь все законы миропорядка и мироздания? А также на вопрос, нужно ли это ему;

2) как должен вести себя человек с природой, какую стратегию своего поведения он должен выработать?

Эти два ключевых вопроса носят каждый свой характер: первому вопросу присущ характер гносеологический, а второму – практический и этический характер.

Первая концепция. Первая концепция утверждает, что человек может и даже должен познать все законы мироздания. Это знание законов природы ему понадобится для того, чтобы руководствоваться ими в своей дальнейшей жизни. Это знание приобретается человеком «нечаянно», скорее, даже неосознанно. Наблюдая какое-то определенное явление, видя его результат, человек строит свои строго логические выводы. И он видит наличие строгих причинно-следственных связей между явлением и наступившим последствием. Теперь, имея такое знание, человек уже поступит так, как ему будет выгоднее.

Именно на основе этой концепции были созданы теоретические представления о человеке и о его месте в мире в философии, религии и т. д. Также она находит свое отображение у множества известных ученых-философов. В частности, ее можно встретить у Б. Спинозы, Б. Паскаля, Р. Декарта. Но и это еще не все. Концепция развивалась дальше, она преломлялась и в новом виде уже встречается у Канта, Гегеля и Фейербаха. У них она более сложная. Более простое толкование данной концепции встречается у Фридриха Энгельса, Карла Маркса и во всей марксистской философии.

Но данную теорию можно встретить не только у философов: на ее основе базируется множество мировых религий. Но только таких религий, которые основываются на подчинении заповедям божьим (ислам и т. д.).

Вторая концепция. Суть второй концепции мировоззрения на человека и на его место в мире состоит в том, что человек ничего не сможет изменить, даже если в совершенстве познает все законы природы. Проще говоря, человек – это щепка, которую несет волной. Щепку может прибоем выбросить на берег; течение может угнать ее на середину моря; щепка вообще может потонуть. Человек не властен ни над природой, ни над своей судьбой.

В истории культурологии можно встретить массу примеров, подтверждающих эту концепцию. Например, всем известный миф об Эдипе. Эдип узнал, что он рано или поздно убьет своего родного отца и женится на своей родной матери. Он всеми силами пытается бежать от этого, он не хочет исполнения предначертанного ему судьбой. Но судьбу не переспоришь. Все действия Эдипа, направленные на то, чтобы не исполнилось предназначенное ему судьбой, наоборот, приближают это.

Философ Экклезиаст вообще всю деятельность человека называл не иначе, как «суета сует». Он считал, что человек слишком слаб, слишком ничтожен и поэтому он не сможет противостоять всем объективным законам мироздания. Нечто подобное просматривается и в христианстве. В данной мировой религии утверждается, что Божья воля стоит над всем, а человек, как бы он ни старался, не может ничего решить или сделать сам (Христос напрямую говорит о том, что человек не может даже изменить цвет своего волоса с черного на белый и наоборот). Спасение человека, согласно христианству, также не зависит от самого человека – на все воля Божья. Главное, по утверждению христианства, это:

1) верить в существование Бога;

2) соблюдать все заповеди Божьи.

3. Три группы представлений о месте человека в мире

В истории культуры выделяют, как правило, три группы представлений о месте человека в мире.

1. Фатализм. Суть фатализма заключается в том, что от человека ничего не зависит. А раз от человека ничего не зависит, то значит, и предпринимать что-либо бессмысленно. Остается только одно: плыть по течению, а там – куда оно вынесет.

Фатализм присущ в большей степени странам Ближнего и Среднего Востока. Неслучайно у восточных народов было сложено столько народных пословиц на тематику фатализма. Наверное, самая знаменитая восточная фраза на эту тематику: все мы в руках Аллаха. В ней подчеркивается то, что Всевышний делает с нами все, что ему заблагорассудится.

Особенно символичную роль здесь играет слово «рука». Что можно сделать рукой? Рукой можно погладить, рукой можно сильно ударить. Причем не рука решает, что ей делать, а решает тот, кому она принадлежит. И решение это принимается неспроста, а должно быть спровоцировано какими-то действиями или бездействием.

Поэтому у восточных народов такой менталитет. Они молятся гораздо чаще, чем христиане. Своим постоянным обращением к Аллаху они подчеркивают:

1) свое уважение, любовь к нему;

2) что готовы на любые испытания и лишения, которые Аллах им пошлет.

2. Вторую группу можно назвать умеренным фатализмом.

Умеренный фатализм заключается в том, что человек хотя и понимает, что он своими действиями ничего не сможет изменить, все равно продолжает что-то делать. Причем умеренный фатализм является более распространенным, чем абсолютный фатализм. Скорее всего, причина этой распространенности кроется в том, что у человека не исчезает надежда на лучшее, на благоприятный для него исход. Такие примеры встречаются как в художественной литературе, так и в настоящей жизни.

Например, в романе А. Камю «Чума» люди борются с эпидемией чумы. Они продолжают свою борьбу, несмотря на то что их усилия оказываются малоэффективными. В реальности же такой опыт есть у каждого человека. Например, у студентов есть множество примет, которые касаются сдачи экзамена (это положить свою зачетку под подушку; за день до экзамена поносить некоторое время рубашку, которую собираешься надеть на экзамен; никому и никогда не показывать свою зачетку и т. д.). Однако эти меры будут малоэффективными, если попадется очень сложный билет, который хуже всего знаешь. В этом случае приходится опираться только на багаж своих знаний.

3. Третья группа связана с интуицией (или с шестым чувством) человека.

Как часто человек совершает не то, что ему говорит разум, а то, что ему говорит интуиция? Постоянно. Почти все научные открытия были совершены с помощью интуиции. Эта группа предполагает полную свободу действий человека. Не важно, что интуиция нас часто подводит. Главное, что человек поступил именно так, как ему захотелось, а не так, как надо было.

В литературе можно встретить героев, которые либо действуют на основе интуиции, либо в соответствии со строгой логикой. Примером первого героя можно назвать Наташу Ростову из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Часто она поступает так, как ей говорит что-то внутреннее. Она без жалости приказывает освободить все подводы от домашних вещей. Подводы она приказывает отдать раненым. Многие другие герои романа, не участвующие в военных действиях, просто не обращают внимания на количество покалеченных, которые им встречаются. В итоге читатель понимает правильность поступка Наташи. Такие поступки Наташа совершает на протяжении всего романа.

Примером второго типа героя, т. е. героя, который опирается только на строгую логику, можно назвать Шерлока Холмса. Великий сыщик раскрывает самые запутанные преступления, которые случаются. Все он объясняет строгой логикой. Причем его уточняющие вопросы поначалу кажутся бессмысленными, не относящимся к делу. Проводя долгие часы над решением задач, Холмс строит самую верную логическую цепочку.