Иностранная интервенция как средство воздействия на внутриполитические конфликты: опыт и перспективы использования. Иностранная Интервенция: Причины, Формы, Масштаб

Начало иностранной военной интервенции и резкая активизация антисоветских политических центров

В конце 1917-го - начале 1918 г. важнейшим жизненным вопросом для Советской Республики был вопрос о мире с Германией. Советское правительство во главе с В. И. Лениным считало необходимым заключить с Германией мирный договор и, получив передышку, использовать ее для укрепления Советского государства. Эта ленинская политика встретила яростное противодействие внутренней и внешней контрреволюции.

Переговоры о мире с Германией начались еще в декабре 1917 г. Свои требования немцы подкрепляли силой. 18 февраля, нарушив условия перемирия, заключенного с Советским правительством 21 декабря 1917 г., они начали наступление, оккупировали значительную часть западных районов страны и создали непосредственную угрозу Петрограду.

Героическое сопротивление защитников советской Власти, в том числе отрядов молодой Красной Армии, заставило немецких генералов согласиться на возобновление мирных переговоров. 3 марта 1918 г. советская делегация подписала в Брест-Литовске мирный договор со странами австро-германского блока - Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией.

Однако страны Антанты пытались сорвать Брест-Литовский договор. 9 марта английский десант занял Мурманский порт, а 18 марта туда вошел французский крейсер «Адмирал Об». 5 апреля во Владивостоке высадились японские и английские войска, а также американские и французские воинские части.

25 мая началось антисоветское выступление чехословацкого корпуса, состоявшего из 50 тысяч военнопленных австро-венгерской армии. Советское правительство разрешило этим войскам по их просьбе отправиться через Владивосток из России. Эшелоны с чехословаками растянулись от Пензы до Владивостока. Державы Антанты спровоцировали чехословаков на антисоветский мятеж. В короткое время чехословацкие войска захватили важные центры Сибири, Урала, Среднего Поволжья и поддержали местные антисоветские силы.

14 июня Советское правительство выразило протест представителям США, Англии и Франции в связи с незаконным пребыванием в советских территориальных водах военных кораблей Антанты. Но интервенция усиливалась с каждым днем.

2 августа англичане захватили Архангельск, 3 августа высадили новый десант во Владивостоке, а 4 августа английские войска вступили в Баку.

Внешние враги Советского государства поддерживали всех, кто готов был выступить против Советской власти, и в широких масштабах организовали подрывную работу внутри страны. Положение осложнялось еще и тем, что весной 1918 г. в России разразился тяжелый продовольственный и хозяйственный кризис. Население городов голодало. Из-за отсутствия сырья и топлива промышленные предприятия закрывались. Не хватало продовольствия для армии. ВЦИК и Совнарком издали декрет о продовольственной диктатуре. Весь хлеб в стране был взят на учет. Крестьяне должны были продавать его государству по твердым ценам для централизованного снабжения населения и армии. В декрете ВЦИК и СНК от 13 мая говорилось: «Остается единственный выход: на насилия владельцев хлеба над голодающей беднотой ответить насилием над владельцами хлеба».

В этой трудной обстановке резко активизировали подрывную деятельность все антисоветские силы. Возникали политические объединения и контрреволюционные центры, ставившие своей целью захват государственной власти. Они различались главным образом своей ориентацией на тот или другой лагерь внешних врагов Советского государства.

Первым политическим объединением, направлявшим антисоветские движения в стране, был созданный в Москве в марте 1918 г. нелегальный «Правый центр». В его образовании участвовали представители ЦК кадетской партии и существовавших еще со времен керенщины «Совета общественных деятелей», Торгово-промышленного комитета и «Союза земельных собственников». На организационных совещаниях по созданию «Правого центра» присутствовали: от «Совета общественных деятелей» - бывший товарищ царского министра внутренних дел Д. М. Щепкин, бывший товарищ министра внутренних дел С. М. Леонтьев, публицист А. С. Белоруссов (Белевский); от кадетской партии - профессор П. И. Новгородцев, Н. И. Астров, В. А. Степанов, А. А. Червен-Водали; от Торгово-промышленного комитета - известные промышленники С. А. Морозов, И. А. Бурышкин, А. М. Невядомский, М. М. Федоров; от «Союза земельных собственников» - бывший царский министр А. В. Кривошеин, член царского государственного совета В. И. Гурко, помещик И. Б. Мейснер; от монархистских групп - Л. Л. Кисловский и А. П. Рогович (бывший товарищ обер-прокурора Святейшего синода). Кроме того, в образовании «Правого центра» участвовали профессор П. Б. Струве, князья Г. Н. и Е. Н. Трубецкие. Руководителями объединения стали Новгородцев, Кривошеин, Гурко и Леонтьев.

Большинство деятелей этого объединения придерживалось германской ориентации. Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией впоследствии отмечала: «Германофильский „Правый центр“, считавший возможным, в случае вступления в переговоры с немцами, добиться пересмотра Брест-Литовского договора, вступил летом 1918 г. в переговоры с представителями германского посольства в Москве о возможности путем оккупации Центральной России свержения советской власти и образования дружественного Германии правительства. Переговоры эти не привели к определенным результатам исключительно под влиянием колебаний немецкой политики, так как наряду с уклончивыми ответами на поставленные немцам вопросы о возможности и условиях пересмотра Брест-Литовского договора германский представитель высказался против оккупации Центральной России и обмолвился крылатой фразой: „Этого спектакля мы русской буржуазии не дадим…“ Представители „Правого центра“ вели тогда переговоры и с представителями Антанты в Москве и Петербурге, причем с представителями Франции от имени „Правого центра“ говорили В. И. Гурко и Е. Н. Трубецкой, и представитель французского правительства предложил „Правому центру“ через Е. Н. Трубецкого известную сумму денег за согласование политики „Правого центра“ с политикой Антанты».

Вскоре в «Правом центре» начались разногласия. Эти разногласия закончились выходом многих его деятелей из организации и образованием в мае-июне 1918 г. объединения под названием «Национальный центр», ориентировавшегося на страны англо-французского блока и США. Деятельность «Правого центра» стала замирать, и вскоре он вовсе прекратил существование.

В создании «Национального центра» участвовали кадеты Н. И. Астров, В. А. Степанов, Д. М. Щепкин, впоследствии к ним присоединились А. А. Червен-Водали, видный церковный деятель А. В. Карташев, бывший товарищ министра просвещения Временного правительства О. П. Герасимов, представитель Торгово-промышленного комитета М. М. Федоров. Первым председателем «Национального центра» был земский деятель октябрист Д. Н. Шипов, а после его ареста в начале 1919 г. председателем стал бывший член Государственной думы кадет Н. Н. Щепкин. По замыслу учредителей «Национального центра» он должен был стать штабом, направляющим деятельность всех правых групп, борющихся с советской властью. Этот центр поддерживал сношения с белыми генералами, воевавшими против Советской республики, и с подпольными военными группами, имевшимися в тылу.

Одновременно с объединением правых группировок происходил и процесс консолидации леволиберальных и правосоциалистических антисоветских групп. Этот процесс закончился образованием в Москве «Союза возрождения России», в который вошли представители партий народных социалистов, некоторые меньшевики-оборонцы, правые эсеры и часть кадетов. Основателями его были: народные социалисты Н. В. Чайковский, В. А. Мякотин, А. В. Пешехонов, правые эсеры Н. Д. Авксентьев, И. И. Бунаков-Фундаминский, несколько меньшевиков-оборонцев, кадеты Н. И. Астров, Н. М. Кишкин и Д. И. Шаховской, а также профессор С. П. Мельгунов.

Помимо «Национального центра» и «Союза возрождения России» в масштабе всей страны действовали тогда и другие нелегальные антисоветские организации (например, савинковский «Союз защиты родины и свободы»). Активизировались также националистические организации на окраинах страны.

Из книги История России. XVII–XVIII века. 7 класс автора Черникова Татьяна Васильевна

§ 5. Начало иностранной интервенции. Первое ополчение С падением Тулы закончилось восстание Ивана Болотникова, но гражданская война в России не прекратилась, она лишь перешла в новую стадию, осложненную иностранным вмешательством.1. ПОХОД ЛЖЕДМИТРИЯ II НА

Из книги Советская экономика в 1917-1920 гг. автора Коллектив авторов

Часть вторая СОВЕТСКАЯ ЭКОНОМИКА В ПЕРИОД ИНОСТРАННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ 1918-1920

Из книги Гражданская война в Испании. 1936-1939 гг. автора Платошкин Николай Николаевич

Глава 8. Маневренная война, террор и начало иностранной интервенции (июль - сентябрь 1936 года) Мятеж 17–20 июля уничтожил испанское государство, в том виде, в каком оно существовало не только в республиканское пятилетие. В республиканской зоне первые месяцы реальной власти

Из книги Тайные операции ВЧК автора Голинков Давид Львович

Начало иностранной военной интервенции и резкая активизация антисоветских политических центров В конце 1917-го - начале 1918 г. важнейшим жизненным вопросом для Советской Республики был вопрос о мире с Германией. Советское правительство во главе с В. И. Лениным считало

Из книги Европа судит Россию автора Емельянов Юрий Васильевич

Глава 14 Вторая Гражданская война 1918-1920 годов и новые волны иностранной интервенции Осуществление программы нормализации мирной жизни и начала строительства социализма, провозглашенной Лениным в конце апреля, было сорвано началом широкомасштабной Гражданской войны.

Из книги Новая «История КПСС» автора Феденко Панас Васильевич

15. Начало гражданской войны и попытка иностранной интервенции В IX главе Истории КПСС излагаются события, связанные с началом гражданской войны в России и попытками интервенции со стороны государств Антанты, в 1918 г. В частности говорится, что в 1918 г. «с запада и юга - от

Из книги История Гражданской войны автора Рабинович С

§ 14. Дальнейшая активизация интервенции Еще до разгрома Германии союзники усилили свои войска на севере (в Архангельске) и на востоке (в Сибири). Америка в августе активно ввязывается в интервенцию, перебрасывая во Владивосток 7 тыс. солдат. Япония сосредоточивает на

Из книги Мобилизационная подготовка народного хозяйства СССР автора Мелия Алексей Александрович

1 Исторический опыт проведения эвакуации в годы Первой мировой и в период иностранной интервенции и Гражданской войны 1.1. Эвакуация в годы Первой мировой войны (1914–1917 гг.)Серьезной работы по подготовке эвакуации предприятий и учреждений перед Первой мировой войной в

автора Комиссия ЦК ВКП(б)

Из книги Краткий курс истории ВКП(б) автора Комиссия ЦК ВКП(б)

Из книги Краткий курс истории ВКП(б) автора Комиссия ЦК ВКП(б)

ГЛАВА VIII ПАРТИЯ БОЛЬШЕВИКОВ В ПЕРИОД ИНОСТРАННОЙ ВОЕННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (1918-1920

Из книги Краткий курс истории ВКП(б) автора Комиссия ЦК ВКП(б)

1. Начало иностранной военной интервенция. Первый период гражданской войны. Заключение брестского мира и упрочение Советской власти в результате ряда ее революционно-экономических мероприятий в момент, когда война на Западе была еще в полном разгаре, – вызвали

Из книги Война без линии фронта автора Долгополов Юрий Борисович

Часть I. СОЗДАНИЕ ОРГАНОВ СОВЕТСКОЙ ВОЕННОЙ КОНТРРАЗВЕДКИ, ИХ ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГОДЫ ИНОСТРАННОЙ ВОЕННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ

Из книги Великое прошлое советского народа автора Панкратова Анна Михайловна

1. Разгром иностранной интервенции в начале XVII века. Минин и Пожарский В 1584 году умер Иван IV. Царём стал его сын - болезненный Фёдор Иванович. Младший сын Грозного, маленький царевич Димитрий, погиб в 1591 году.В народе ходил слух, что царевич Димитрий был убит по

Из книги История Сибири: Хрестоматия автора Воложанин К. Ю.

Тема 7 Сибирь в годы гражданской войны и иностранной интервенции (1918–1920

Из книги Тайны русской революции и будущее России автора Курганов Г С

30. ДВА ПУТИ ОСВОБОЖДЕНИЯ РОССИИ: СИЛАМИ РУССКИХ ЭМИГРАНТОВ И СИЛАМИ ИНОСТРАННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ. Всячески восхваляя способ освобождения России силами русской эмиграции, авторы и не думают говорить, что к делу освобождения России силами иностранной интервенции надо

В - I


а) присутствие иностр. войск в крупнейших промышленных центрах страны

  1. Войска какой иностранной державы находились на территории России до 1922г.? а) Великобритании б) США в) Японии

  2. Кто возглавил первое антибольшевистское движение на Дону?
а) П.Н.Краснов б) А.М.Каледин в) Г.А.Семёнов

^ Тема «Гражданская война и иностранная интервенция в России» В - II


  1. Какими обстоятельствами оправдывали присутствие своих войск в России руководители Антанты?
а) необходимостью защиты союзнического имущества в случае агрессии Германии

Б) необходимостью предотвратить распространение большевизма по Европе

В) желанием предотвратить гражданскую войну в России


  1. Какое событие стало первым актом вооружённого вторжения в Россию?
а) оккупация немецкими войсками Украины

Б) оккупация румынскими войсками Бесарабии

В) оккупация турецкими войсками Закавказья


  1. Кто стоял у истоков создания Добровольческой белой армии?
а) М.В.Алексеев б) А.И.Дутов в) Н.Н.Духонин

Тема «Гражданская война и иностранная интервенция в России» В - III


  1. Что такое интервенция? Какие страны Антанты участвовали в интервенции?

  2. По случаю омского переворота генерал А.И.Деникин писал адмиралу А.В.Колчаку: «Признаём верховную власть , принятую Вашим превосходительством, в уверенности, что Вы солидарны с основными началами политической и военной программы Добровольческой армии».
Определите 3 политических принципа, перечисленных далее Деникиным:

А) восстановление единой и неделимой России

Б) восстановление монархии

В) восстановление в полном объёме законов, действовавших до февраля 1917 г.

Г) борьба против большевиков до полного их уничтожения

^ Тема «Гражданская война и иностранная интервенция в России» В - IV


  1. Кому из белых правителей России принадлежат слова:
«Не триумфальным шествием на Москву можно освободить Россию, а созданием хотя бы на клочке русской земли такого порядка и таких условий жизни, которые потянули бы к себе все силы и помыслы, стонущего под красным игом народа». а) П.Н.Врангелю б) А.И.Деникину в) А.В.Колчаку

  1. Что такое гражданская война?

  2. В чём заключались особенности иностранной интервенции?
а) присутствие иностранных войск в крупнейших промышленных центрах страны

Б) присутствие иностранных войск в крупнейших портовых центрах страны

В) невмешательство во внутренние дела России

Г) активная материальная и финансовая помощь белому движению

^ Тема «Гражданская: красные» В - I


  1. Кто лишний, почему?
а) М.В.Алексеев б) В.К.Блюхер в) С.М.Будённый г) Г.И.Котовский

Д) А.Я.Пархоменко е) М.В.Фрунзе ж) В.И.Чапаев


  1. Кто возглавлял Революционный военный совет республики?
а) В.И.Ленин; б) С.С.Каменев; в) Л.Д.Троцкий;

  1. С какой целью в Красной Армии был введён институт военных комиссаров?
а) для координации действий между регулярными частями Красной Армии

И народными повстанческими частями;

Б) для оперативного руководства войсками

В) для надзора за военспецами (бывшими царскими офицерами)

Г) для политического воспитания бойцов

^ Тема «Гражданская: красные» В - II


  1. Выберите причины победы красных в гражданской войне:
а) организованная, дееспособная армия б) поддержка большинством населения

Б) продуманная идеология в) центральное положение РСФСР


  1. Какое событие стало причиной массового красного террора?
а) анафема патриарха Тихона советской власти в январе 1918 г.

Б) деятельность боевой офицерской организации «Союз защиты Родины и свободы» в марте – июле 1918 г.

В) убийство в августе 1918 г. председателя Петроградского ВЧК М.С.Урицкого и покушение на В.И.Ленина.


  1. По какому принципу составлены ряды?
а) С.М.Будённый, М.В.Фрунзе, В.И.Чапаев, В.К.Блюхер, Г.И.Котовский, А.Я.Пархоменко;

Б) П.Н.Врангель, А.М.Каледин, Л.Г.Корнилов, Н.Н.Юденич, А.И.Деникин, А.В.Колчак;

^ Тема «Гражданская: красные» В - III


  1. Когда в Красной Армии был введён институт военных комиссаров?
а) апрель 1918 г. б) ноябрь 1918 г. в) май 1919 г.

  1. Какие принципы были положены в основу комплектования Красной Армии, в соответствии с декретом от 15 января 1918 г.?
а) добровольность б) классовый подход

В) всеобщая воинская повинность в) всеобщее вооружение народа


  1. Какие мероприятия характеризуют политику «военного коммунизма»?
а) введение продналога

Б) поголовная национализация промышленности

В) натурализация заработной платы

Г) развитие товарно-денежных отношений

Д) введение продразвёрстки

Е) принудительный труд

^ Объясни термины, расшифруй сокращения:

РСФСР, РКП (б), ВЦИК, СНК, ВРК, РВС, ВЧК, РККА, ВСНХ;

конституция , декрет, комбед, сепаратный мир, комиссар, террор, продразвёрстка.

Тест по теме «Духовная жизнь Советской России в 20-е годы» В – 1


1. К.С.Петров-Водкин а) «Оборона Петрограда» 1927 г.

2. М.Б.Греков б) «Новая планета» 1921 г.

3. А.А.Дейнека в) «Тачанка» 1925 г.

4. К.Ф.Юон г) «Большевик» 1919 – 1920 г.

5.Б.М.Кустодиев д) «1918 год в Петрограде» 1920 г.


  1. Выберите принципы большевистской политики в области культуры в 20-е годы:
А) оценка творчества художника по его отношению к революции

Б) полная свобода творчества

В) больше памятников революционной тематики

Тест по теме «Духовная жизнь Советской России в 20-е годы» В – 2


  1. Определите, кому из указанных поэтов принадлежат следующие строки:

    1. И там, и здесь между рядами 3. Тот, кто выпил полной чашей
Звучит один и тот же глас: Нашей прошлой правды муть, -

«Кто не за нас – тот против нас, Без притворства может к нашей

Нет безразличных: правда с нами». Новой вольности примкнуть!

2. Стоит буржуй, как пёс голодный, 4. Ещё не все сломали мы преграды,

Стоит безмолвный, как вопрос , Ещё гадать нам рано о конце.

И старый мир, как пёс безродный, Со всех сторон теснят нас злые гады.

Стоит за ним, поджавши хвост. Товарищи, мы в огненном кольце!

^ А) Д.Бедный Б) А.Блок В) В.Брюсов Г) М.Волошин Д) О.Мандельштам


  1. Выберите принципы большевистской политики в области образования:
А) обязательное образование для всех с 18 до 50 лет

Б) элитарное образование

В) бесплатное

Г) платное, в зависимости от ступени образования

Д) равное для всех

Е) сословное

^ Тест по теме «Духовная жизнь Советской России в 20-е годы» В – 3


  1. Подберите фамилии писателей по кратким характеристикам:
А) последний певец дворянской усадьбы

Б) несравненный живописец исчезнувшего быта

Г) старший символист

Д) глава футуристов, самый «кричащий» поэт

Е) поэт - революционный романтик


  1. Расшифруйте сокращения:
А) РАПП

Б) Пролеткульт

Д) ликбез

Тест по теме «Духовная жизнь Советской России в 20-е годы» В – 4


А) А.Куприн, С.Рахманинов, Ф.Шаляпин, К.Коровин, М.Шагал, И.Стравинский

Б) А.Ахматова, М.Волошин, В.Короленко, М.Пришвин, М.Булгаков, Е.Замятин

В) А.Блок, В.Маяковский, Б.Кустодиев, К.Петров-Водкин, К.Малевич


  1. Соотнесите произведения и фамилии авторов:
А) А.Серафимович 1. плакат «Ты записался добровольцем?»

Б) К.Тренёв 2. к/ф «Броненосец Потёмкин»

В) С.Эйзенштейн 3. скульптура «Булыжник – орудие пролетариата»

Г) Д.Моор 4. роман «Железный поток»

Е) И.Шадр 5. пьеса «Любовь Яровая»

Тест по теме «Свет и тени» духовной жизни советского общества в 30-е годы. В – 1


  1. Соотнесите достижения советской науки и фамилии учёных:
А) Н.И.Вавилов 1. ядерная физика

Б) А.И.Иоффе 2. генетика

В) И.В.Курчатов 3. физика полупроводников

Г) С.В.Лебедев 4. микрофизика

Д) П.Л.Капица 5. синтетический каучук


  1. Какая фамилия выпадает из общего логического ряда, почему?
И.Бабель, Н.Клюев, О.Мандельштам, С.Михалков, В.Наседкин

Тест по теме «Свет и тени» духовной жизни советского общества в 30-е годы. В – 2


  1. Соотнесите названия произведений и их авторов:
А) Г.Александров 1. роман «Тихий Дон»

Б) В.Мухина 2. кинокомедия «Весёлые ребята»

В) А.Гайдар 3. роман «Хождение по мукам»

Г) А.Толстой 4. скульптура «Рабочий и колхозница»

Д) М.Шолохов 5. повесть «Тимур и его команда»


  1. В чём смысл создания творческих союзов?

Тест по теме «Свет и тени» духовной жизни советского общества в 30-е годы. В – 3


  1. Соотнесите названия произведений живописи и их авторов:
А) А.Дейнека 1. «Сбор винограда»

Б) Б.Иогансон 2. «Новая Москва»

В) И.Грабарь 3. «Допрос коммунистов»

Г) Ю.Пименов 4. «В.И.Ленин у прямого провода»

Д) М.Сарьян 5. «Будущие лётчики»


  1. Раскройте смысл понятия – соцреализм.

Тема «Свет и тени» духовной жизни советского общества в 30-е годы. В – 4


  1. Раскройте смысл понятия – культурная революция.
Объясните название заголовка «Наука в тисках идеологии» (стр. 187).

Тема «СССР в 60 – 80-е » В -1

Что лишнее, почему?


  1. индустриализация, министерства, дефицит, теневая экономика;

  2. экспорт нефти , импорт зерна, кооперация, экстенсивное развитие.

Тема «СССР в 60 – 80 е годы» В – 2

Кто лишний, почему?


  1. А.Н.Косыгин, Л.П.Берия, Л.И.Брежнев, Ю.А.Андропов;

  2. С.Королёв, А.Туполев, В.Вернадский, А.Сахаров.

Тема «СССР в 60 – 80-е » В -3

По какому принципу составлены ряды?


  1. 50 % надбавка за сверхплановую продукцию, снятие запретов на ведение подсобного хозяйства, повышение закупочных цен;

  2. роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение.

Тема «СССР в 60 – 80-е » В -4


  1. ЭВМ, НТП, ВАЗ, ГАЗ, БАМ;

  2. КПСС, КГБ, Совмин, ВЛКСМ, МВД.
Тема «СССР в 60 – 80-е » В -5

По какому принципу составлены ряды?


  1. экономическое стимулирование , отраслевые министерства, хозрасчёт;

  2. Байконур, «Восток», «Восход», «Союз».

Тема «СССР в 60 – 80-е » В -6

Что лишнее, почему?


  1. реабилитация, химизация, мелиорация, интенсификация;

  2. соц.соревнование, экономическое стимулирование , неосталинизм, планирование.

Тема «СССР в 60 – 80-е » В -7

Расшифруй абревеатуру (сокращения).


  1. СССР, США, НАТО, ОВД;

  2. МВД, КГБ, ПВО, ПРО.

Тема «СССР в 60 – 80-е » В -8

Раскрой смысл терминов:


  1. «развитой социализм», неосталинизм, номенклатура;

  2. реформа, импорт, пятилетка.

Тема «СССР в 60 – 80-е » В -9

Раскрой смысл терминов:


  1. колхоз, совхоз, АПК;

  2. диктатура, директива, национальный доход.

последствия гражданской войны для России

^ ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ


  1. Гражданская война

  2. Красный террор, белый террор

  3. Продразверстка

  4. Комбеды

  5. Всеобщая трудовая повинность

  6. Продотряды

  7. Комуч

Руководители высших органов власти в Советской России в годы гражданской войны (установить соответствие).

1. Совет рабочей и крестьянской обороны

2. Совет народных комиссаров (СНК)

3. Революционный военный Совет Республики

4. ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией)

А) Л.Д.Троцкий б) В.И.Ленин в) Ф.Э.Дзержинский г) Я.Х.Петерс

События 1918-1919 гг. в Советской России (установить соответствие).

1. Покушение на В.И. Ленина

2. Постановление СНК "О красном терроре"

3. Убийство в Екатеринбурге царской семьи

4. Принятие Конституции РСФСР

5. Начало политики продовольственной диктатуры

6. Введение продразверстки

Самодержавие: кризис власти

Исходные данные

Проанализируйте события, связанные со свержением Николая II: от первых волнений на Путиловском заводе в феврале 1917 до подписания царем акта об отречении от престола. Выясните, какие политические силы (и стоящие за ними группы общества) выступали против монархии, какие – "за", а какие просто занимали позицию невмешательства и почему.

Задание:

1. Ответьте: что такое "кризис власти" вообще, в чем он может проявляться?

2. Из любого кризиса теоретически можно найти выход. Более того, именно в период кризисов восходят новые политические звезды! Вы – заместитель министра внутренних дел (на тогдашнем языке – товарищ министра). По убеждениям Вы – монархист. На дворе 24 февраля 1917 года. Контроль над ситуацией потерян: армия вышла из повиновения, а полиция слишком малочисленна. Правительство в панике, оно готово на все , но ничего придумать не может – ситуация нестандартная, а министры - стандартные. У вас есть шанс стать новой политической звездой, "спасителем Престола и Отечества": Составьте (в виде тезисов или блок-схемы) план действий по подавлению революции.

Российская революция от февраля к октябрю: периодизация

Февраль 1917 – захват восставшими рабочими и солдатами власти в Петрограде

Март – отречение Николая II, создание Временного правительства (кадеты) и Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов (умеренные социалисты – меньшевики и эсеры), соглашение между ними о признании Советами Временного правительства формальной властью

Апрель – натиск крайних "левых" на правительство, правительственный кризис, вызванный неспособностью кабинета контролировать стихию массового движения создание нового, коалиционного кабинета (кадеты плюс умеренные левые) с целью повышения его авторитета в массах

Июль – натиск крайних "левых" на правительство, правительственный кризис, создание нового коалиционного кабинета (увеличение числа меньшевиков и эсеров в кабинете)

Август – консолидация правых: созыв Государственного совещания, натиск правых на Правительство и Советы: Корниловский мятеж и его подавление, переход кадетов в лагерь правых сил: их выход из Временного правительства. Рост авторитета крайне левых в массах.

Сентябрь – созыв Демократического совещания (от кадетов до большевиков): попытка консолидации политического "центра" и ее провал. Политическая изоляция Временного правительства, окончательная потеря контроля над ситуацией в стране, усиление анархии

25-26 октября – большевистский переворот: свержение Временного правительства при опоре на немногочисленные отряды матросов и красногвардейцев и "нейтралитете" большинства рабочих и солдат.

Октябрь – Создание нового "советского" правительства – Совета Народных комиссаров, принятие первых большевистских декретов

Если признать эти события главными, определяющими содержание этого процесса, а их характеристику исчерпывающей, то:

1. Какое название наиболее точно отразит содержание данного процесса?

1. свержение самодержавия

2. становление российского парламентаризма

3. развитие революционного процесса: эволюция двоевластия

4. смена кабинетов Временного правительства

5. возникновение социально-политических противоречий в российском обществе

2. Какие периоды в нем можно выделить в данном процессе

1. с февраля по март , с марта по август, с августа по октябрь

3. Что в этом случае будет критерием периодизации (если не один из предложенных критериев не подходит для выделенных Вами периодов, пересмотрите Ваш ответ на предыдущий вопрос)

1. степень организованности массовых выступлений

2.степень политической энтропии (консолидации – поляризации) общества

3.динамика численности участников массовых антиправительственных выступлений

4.формы политической борьбы.

5.расширение территории, охваченной революционным движением

4. Какмогут называться выделенные периоды

1.Петроградский период – общероссийский период – большевистский период.

2.период открытого политического противостояния – период парламентских форм политического противостояния)

3.формирование двоевластия – кризис и крушение двоевластия

4.назревание предпосылок революции – начало революции – конец революции

5.период массового движения – период фракционной борьбы

Кризисы Временного правительства: политический аспект

Кризисы Временного правительства проявились в обострениях борьбы между тремя основными силами, действующими в русской революции.

1. Заполните Таблицу X, где охарактеризуйте эти силы , используя термины: радикалы, консерваторы, либералы, демократы, левые, правые, центр, социалисты. укажите, какие партии и группы составляли каждую из этих сил, кто являлся их лидерами

Таблица X Расстановка сил с февраля по октябрь 1917

2. Заполните Таблицу XI «Кризисы Временного правительства», где укажите:· причину кризиса: обострение борьбы между какими силами (лагерями) революции послужило причиной каждого кризиса (например: А-Б или В-А и т.п.), повод для кризиса (событие, непосредственно вызвавшее кризис)

Таблица XI. «Кризисы Временного правительства»


Кризисы Временного правительства

I

II

III

IV

Партийный состав (%)

Количество "министров-капиталистов"

Количество "министров-социалистов

Причина кризиса

Повод для кризиса

Особенностью гражданской войны в России было переплетение внутриполитической борьбы с иностранной интервенцией.

Причины иностранной интервенции:

1. западные державы стремились предотвратить расползание социалистической революции по всему миру;

2. избежать многомиллиардных потерь от национализации имущества иностранных граждан, проведенной Советской властью, и отказа выплачивать долги царского и Временного правительства;

3. ослабить Россию как своего будущего политического и экономического конкурента в послевоенном мире.

Страны Антанты подписали соглашение о непризнании Брестского мира и будущем разделе России на сферы влияния.

Иностранная интервенция началась весной 1918 г. Германские войска по Брестскому миру оккупировали Украину, Крым, часть Северного Кавказа. Румыния захватила Бессарабию. В начале марта 1918 г. в Мурманске высадился 2-тыс. десант английский войск, а к середине месяца туда прибыли французские и американские войска. В апреле во Владивостоке высадились японские войска. Турция, союзница Германии, ввела свои войска в Армению, Азербайджан. Англия захватила часть Туркмении, заняла Баку. Захват больших территорий иностранными интервентами сопровождался уничтожением органов Советской власти, восстановлением прежних порядков, разграблением материальных ценностей.

В конце лета 1918 г. характер интервенции изменился. Войска получили распоряжения поддерживать антибольшевистские движения. В августе смешанные части англичан и канадцев вступили в Закавказье, заняли Баку, где свергли Советскую власть, потом отступили под натиском Турции. Высадившиеся в августе в Архангельске англо-французские войска, свергли там Советскую власть, а позднее поддержали омское правительство адмирала А.В. Колчака. В Одессе расположились французские войска, которые обеспечивали службы тыла армии А.И. Деникина, ведущей боевые действия на Дону.

К осени 1918 г. произошли серьезные изменения в международном положении. Первая мировая война закончилась. Германия и ее союзники потерпели полное поражение. В Германии и Австро-Венгрии произошли революции. Советское руководство аннулировало Брестский договор, и новое германское правительство было вынуждено вывести свои войска из России. В Польше, Прибалтике, на Украине возникли буржуазно - националистические правительства, которые тут же приняли сторону Антанты.

Поражение Германии высвободило значительные воинские контингенты Антанты и одновременно открыло для нее короткую и удобную дорогу к Москве с юга. В этих условиях руководство Антанты склонилось к мысли разгромить Советскую Россию силами собственных армий. В конце ноября 1918 г. в Батуми и Новороссийске высадились английские десанты, в Одессе и Севастополе - французские. Общая численность войск интервентов, сосредоточенных на юге, была доведена к февралю 1919 г. до 130 тыс. чел. Значительно увеличились контингенты Антанты на Дальнем Востоке (до 150 тыс. чел.), на севере (до 20 тыс. чел.).


В то же время общественные круги европейских стран и США выступали за возвращение своих воинов домой. В этих странах развернулось демократическое движение под лозунгами “Руки прочь от Советской России!”

В 1919 г. в оккупационных частях Антанты началось брожение. Опасаясь большевизации своих войск, руководство Антанты весной 1919 г. начало выводить свои войска из территории России.

1919 г. был самым тяжелым для большевиков. Решалась судьба Советского государства. Командование Антанты разработало новый план борьбы с Россией. На этот раз борьба против большевиков должна была выражаться в комбинированных военных действиях белых армий и армий соседних с Россией государств. В этом плане ведущая роль отводилась белым армиях, а вспомогательная - войсками малых государств (Финляндии и Польши), а также вооруженным формированиям буржуазных правительств Латвии, Литвы, Эстонии, сохранивших контроль над частью своих территорий.

Англия, Франция, США усилили военную и экономическую помощь всем антибольшевистским силам. За зимний период 1918-1919 гг. только войска А.В. Колчака и А.И. Деникина получили около миллиона винтовок, несколько тысяч пулеметов, около 1200 орудий, танки, самолеты, боеприпасы, обмундирование на сотни тысяч человек.

В конце 1919 г. победа большевиков становилась все более очевидной. Страны Антанты стали ускорять вывод из России своих войск.

К весне 1920 г. Красная Армия с боями вышла к Забайкалью. Дальний Восток был оккупирован японцами. Чтобы избежать столкновения с ними, правительство РСФСР способствовало образованию формально независимого “буферного” государства - Дальневосточной республики (ДРВ) со столицей в Чите. С ноября 1920 г. армия ДРВ приступила к боевым действиям против остатков белых армий, поддерживаемых японцами, а в октябре 1922 г. заняла Владивосток. Дальний Восток был очищен от белогвардейцев и интервентов. После этого ДРВ была ликвидирована и вошла в состав РСФСР.

Таким образом, на территории бывшей Российской империи, за исключением Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, Финляндии, победила Советская власть.

Основной причиной вмешательства западных стран в ход боевых действий в России в 1917 году было желание взять под свой контроль ослабленные территории богатейшего на тот период государства. Масштабное вторжение иностранных войск поддерживали преступные силы Приднестровья, нижнего Поволжья, Украины и других областей, находившихся под контролем большевистской власти.

Начало вторжения

Рассматривая причины интервенции, нужно прежде всего отметить желание иностранных государств ухватить кусок территории, раздираемой внутренними междоусобицами. Высадка вражеского десанта происходила на территориях Крыма, Севастополя, Мурманска, во Владивостоке.

На территории Российской империи существовало огромное количество политических партий, не желающих подчиняться центру. Причины интервенции лежат на поверхности: воспользовавшись ослаблением границ страны в результате революционных настроений, противники большевиков стремились подавить советскую власть силой и установить свои порядки в государстве.

Также западные страны защищали свои интересы на территории Российской империи. В гражданский конфликт 1917 года вмешались: Франция, Германия, Великобритания, Америка, Япония. Поддержку им оказали местные группировки, к тому времени захватившие огромные территории.

Развитие и угасание вторжения

Причины интервенции в гражданской войне понять несложно. Преступные группировки желали свергнуть власть большевиков вооруженным восстанием. Западным странам оказывали поддержку следующие силы:

  • Армия генерала Антона Деникина сдерживала южное направление.
  • Донская казачья армия генерала Петра Краснова.
  • Омск и Пермь занял Александр Колчак.
  • Отдельные группировки заняли Севастополь, Батуми, Новороссийск.
  • Одесса была сдана десанту из Британии, к ним присоединились подготовленные части французских диверсантов.

Все причины интервенции в гражданской войне в России сводились к одному: к желанию западных стран полностью парализовать революционную центральную власть и расчленить некогда мощную державу. На помощь пришли и австро-венгерские армейские подразделения. Ими были заняты территории современных Прибалтийских государств и южные области Российской империи.

Захватить и разделить богатые края ослабленной страны - это и были истинные причины интервенции в гражданской войне в России. Кратко ситуацию можно описать так: «стервятники почувствовали раненого зверя и попытались его добить, чтобы поживиться». Но нападение длилось недолго. Красная Армия начала наступательные действия с организации Восточного и Северного фронтов.

Перемены

Вторая половина 1918 года ознаменовалась успешными действиями со стороны Красной Армии. Сначала были освобождены области Поволжья, далее большевики двинулись на территорию Урала. Интервенты постепенно ретировались один за другим. Сначала с территории Российской империи ушли немецкие соединения. Поводом послужил революционный переворот на родине.

Следом за ними были дезориентированы французские силы. Немного позже удалились и британские войска. Но центральной власти предстояло 2 года кровопролитных битв с ополчениями белых группировок. Только в январе 1919 года удалось разбить армию Краснова. К маю были сломлены силы Колчака, Деникина, Юденича. К августу Красная Армия смогла освободить Среднюю Азию, территорию Украины, Крым.

Итог

Гражданская война в России 1917-1923 гг. унесла около 22 млн человеческих жизней, из них более 13 млн полегло на полях сражений. Ценой колоссальных потерь все же удалось сохранить целостность государства. Но сельское хозяйство и промышленность пришли в полный упадок. Предстояло длительное восстановление страны и борьба с внутренними прозападными настроениями.

Как итог можно выделить основные причины западной интервенции:

  • Несовпадающие по взглядам настроения в массах разделились на мнение трудящихся и буржуа.
  • Недовольство политикой большевиков в отдельных регионах страны.
  • Противоречия с Германией по поводу подписания Брестского мира.
  • Агрессия со стороны стран Антанты в ответ на выход России из мировой войны.

Развертывание сил интервентов имело колоссальные масштабы. Но революционеры объединились в борьбе против общего противника и нанесли решающие удары по позициям польских и врангелевских соединений. В результате были освобождены практически все территории Российской империи. Победа была достигнута благодаря поддержке народом большевистской власти. Основной причиной этого явления стали Декреты о мире и земле.

Урок 19. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА: КРАСНЫЕ

Цель урока: уяснить причины победы красных в вооруженном противостоянии с белыми.

Основные знания: эволюция взглядов В. И. Ленина на принципы построения пролетарских вооруженных сил; основные мероприятия и суть «военного коммунизма»; сущность «красного террора»; специфика войны Советской России с Польшей; причины победы красных над белыми.

Основные понятия: «военный коммунизм»; продразверстка; «красный террор».

Оборудование урока: рабочая тетрадь (вып. 1, § 18); хрестоматия; таблицы; карта «Гражданская война и интервенция в России»; на доске - формулировка проблемно-познавательной задачи.

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно предложить отдельным учащимся выполнить задание 10 (вып. 1, с. 73) в рабочей тетради, а также провести проверочное тестирование.

В чем заключались особенности иностранной интервенции (возможны несколько вариантов ответа)?
а) Присутствие иностранных войск в крупнейших промышленных центрах России;
б) присутствие иностранных войск в крупнейших портовых центрах страны;
в) невмешательство во внутренние дела России;
г) активная материальная и финансовая помощь белому движению.

Какими обстоятельствами оправдывали присутствие своих войск в России руководители стран Антанты?
а) Необходимостью защиты союзнического имущества в случае агрессии со стороны Германии;
б) необходимостью предотвратить «расползание» большевизма по всей Европе;
в) желанием предотвратить Гражданскую войну в России.

Какое событие стало первым актом вооруженного вторжения в Советскую Россию, в результате которого была аннексирована часть территории бывшей Российской империи?
а) Оккупация немецкими войсками Украины;
б) оккупация румынскими войсками Бессарабии;
в) оккупация турецкими войсками Закавказья.

Войска какой иностранной державы находились на территории России до 1922 г.?
а) Великобритании; б) США; в) Японии.

Кто возглавил первое антибольшевистское движение на Дону?
а) П. Н. Краснов; б) А. М. Каледин; в) Г. А. Семенов.

Кто стоял у истоков создания Добровольческой армии?
а) М. В. Алексеев; б) А. И. Дутов; в) Н. Н. Духонин.

По случаю омского переворота генерал А. И. Деникин писал адмиралу А. В. Колчаку: «Признаем верховную власть, принятую Вашим превосходительством, в уверенности, что Вы солидарны с основными началами политической и военной программы Добровольческой армии». Определите три политических принципа, перечисленных далее Деникиным:
а) восстановление единой и неделимой России;
б) восстановление монархической формы правления;
в) непредрешение будущей окончательной формы правления;
г) восстановление в полном объеме законов, действовавших до Февральской революции;
д) борьба против большевиков до полного их уничтожения.

В каком году А. И. Деникин сложил с себя обязанности командующего Вооруженными силами Юга России?
а) 1919 г.; б) 1920 г.; в) 1921 г.

Кто возглавил Вооруженные силы Юга России после отставки А. И. Деникина?
а) П. Н. Врангель; б) П. Н. Краснов; в) А. В. Колчак.

Кому из белых правителей России принадлежат следующие слова: «Не триумфальным шествием на Москву можно освободить Россию, а созданием хотя бы на клочке русской земли такого порядка и таких условий жизни, которые потянули бы к себе все помыслы и силы стонущего под красным игом народа»?
а) П. Н. Врангелю; б) А. И. Деникину; в) А. В. Колчаку.

1. Создание Красной Армии. 2. «Военный коммунизм». 3. «Красный террор». Ликвидация дома Романовых. 4. Решающие победы красных. 5. Война с Польшей. 6. Окончание вооруженного противостояния белых и красных. Причины победы большевиков.

1. Перед объяснением нового материала учитель ставит проблемно-познавательную задачу, на которую необходимо дать ответ в конце урока: определить, почему красные одержали победу над белым движением.

Рассказывая об эволюции взглядов В. И. Ленина на принципы построения пролетарских вооруженных сил, учитель может провести сравнительный анализ двух документов, помещенных в хрестоматии: декрета Совета Народных Комиссаров от 15 января 1918 г. «Об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии» и постановления ВЦИК от 29 мая 1918 г. «О мобилизации трудящихся в Красную Армию». В ходе рассказа учителя учащиеся заполняют схему в рабочей тетради (вып. 1, с. 74, задание 1).

Сюжет о привлечении в Красную Армию военспецов целесообразно рассмотреть в процессе выполнения задания 3 в рабочей тетради (вып. 1, с. 75).

2. Второй вопрос учитель излагает сам. В ходе изложения учащиеся заполняют таблицу «Политика военного коммунизма»:

3. Рассказывая о сущности «красного террора», можно использовать документы, помещенные в хрестоматии: приказ Председателя РВСР по войскам и советским учреждениям Южного фронта о дезертирах от 24 ноября 1919 г. и приказ Народного Комиссариата внутренних дел о заложниках от 4 сентября 1918 г. Можно также организовать коллективное обсуждение задания 4 в рабочей тетради (вып. 1, с. 76).

Рассказ об убийстве царской семьи можно проиллюстрировать отрывком из мемуаров Я. Юровского, помещенным в хрестоматии. Затем учитель создает проблемную ситуацию: согласны ли вы с точкой зрения, что смерть Николая II была выгодна всем политическим силам, участвовавшим в вооруженном противоборстве: и красным, и белым, и руководителям Антанты?

4. Четвертый вопрос учитель излагает, опираясь на материал учебника и историческую карту. В ходе рассказа учителя учащиеся заполняют таблицу «Решающие победы красных»:

5. Пятый вопрос учитель излагает, используя приказ Председателя РВСР от 14 августа 1920 г. («Герои, на Варшаву!»), помещенный в конце § 18, и историческую карту.

Для закрепления нового материала учитель просит учащихся ответить на следующие вопросы: каковы причины Русско-польской войны 1920 г.? В чем заключалась ее специфика? Каковы были итоги? Почему В. И. Ленин назвал войну с Польшей «политической ошибкой»?

6. Учитель рассказывает о разгроме войск Врангеля. Учащиеся продолжают заполнять таблицу. В дополнение к материалу учебника можно привести сведения о разгроме белого движения на Дальнем Востоке.

После разгрома Врангеля и захвата красными войсками Крыма последней опорой белого движения оставался Дальний Восток. Здесь находилась 100-тысячная японская армия. Под ее покровительством действовали остатки колчаковских войск (каппелевцы) и белоказаки, которыми командовал преемник Колчака атаман Г. Семенов, проводивший политику жестокого террора.

Преследуя остатки колчаковских войск, Красная Армия вышла к Байкалу. Дальнейшее ее продвижение могло привести к нежелательному столкновению с Японией. 6 апреля в городе Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ) было принято решение об образовании Дальневосточной республики (ДВР) по форме демократического государства с многопартийным парламентом, но фактически руководимой Дальневосточным бюро ЦК РКП(б), которому отводилась роль буфера между РСФСР и Японией. Япония официально признала ДВР.

Однако в конце 1921 г. белогвардейцы при поддержке японцев перешли в наступление и овладели Хабаровском. В феврале 1922 г., опираясь на помощь РСФСР, армия ДВР (командующий В. Блюхер) перешла в контрнаступление. На подступах к Хабаровску у станции Волочаевка за три дня боев красные разбили основные силы белых и 14 февраля 1922 г. вошли в Хабаровск. Остатки белых войск отступили в Приморье, затем в Маньчжурию.

Япония была вынуждена вывести свои войска из Приморья. 25 октября во Владивосток вступили войска ДВР и партизанские отряды. Буферная Дальневосточная республика, выполнив свою дипломатическую и военную задачу, воссоединилась с РСФСР.

В заключение учащиеся обсуждают проблемное задание. Необходимо выделить такой фактор, как энергичные и последовательные действия большевистского руководства по организации Красной Армии и мобилизации всех сил на отпор врагу. В ходе обсуждения проблемного задания учитель может привести слова из речи Л. Д. Троцкого: «Мы ограбили всю Россию, чтобы победить белых». Объясните слова Троцкого. Можно ли считать эти слова обобщенной формулой победы большевиков над белым движением?

Подведя итог ответам учащихся, учитель констатирует: разгром белого движения еще не означал конец Гражданской войны.

Задание на дом. § 18 и вопросы к нему. Задания 5 (с. 77), 7 (с. 78), 9 (с. 79) в рабочей тетради (вып. 1).

Урок 20. между белыми и красными

Цель урока: сформировать у учащихся представление о «третьей силе», противостоявшей белому и красному движениям; показать эволюцию тактической линии меньшевиков и эсеров в Гражданской войне; проследить позицию крестьянства в Гражданской войне; уяснить причины «малой» гражданской войны и ее характер.

Основные знания: позиция меньшевиков и эсеров в Гражданской войне; позиция крестьянства в Гражданской войне; причины и требования крестьянских восстаний в 1920-1921 гг.; сущность и характер Кронштадтского восстания.

Основные понятия: «демократическая контрреволюция»; махновщина; «малая» гражданская война; Кронштадтское восстание.

Оборудование урока: рабочая тетрадь (вып. 1, § 19); хрестоматия; таблица; карта «Гражданская война в России».

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно предложить отдельным учащимся выполнить задания 2 (с. 75), 6 (с. 77-78), 8 (с. 79), 10 (с. 80) в рабочей тетради (вып. 1), а также провести проверочное тестирование.

Какие принципы были положены в основу комплектования Красной Армии в соответствии с декретом от 15 января 1918 г. (возможны несколько вариантов ответа)?
а) Добровольность;
б) классовый подход;
в) всеобщая воинская повинность;
г) всеобщее вооружение народа.

Кто возглавлял Революционный военный совет республики в годы Гражданской войны?
а) В. И. Ленин; б) С. С. Каменев; в) Л. Д. Троцкий.

Когда в Красной Армии был введен институт военных комиссаров:
а) апрель 1918 г.; б) ноябрь 1918 г.; в) май 1919 г.

С какой целью в Красной Армии был введен институт военных комиссаров (возможны несколько вариантов ответа)?
а) Для оперативного руководства войсками;
б) для координации действий между регулярными частями Красной Армии и народными повстанческими частями;
в) для надзора за военспецами;
г) для политического воспитания бойцов.

Какие события стали причиной начала массового «красного террора»?
а) Провозглашение в январе 1918 г. патриархом Тихоном анафемы советской власти;
б) деятельность в марте - июле 1918 г. в Москве, Казани, Ярославле боевой офицерской организации «Союз защиты Родины и свободы»;
в) убийство в августе руководителя Петроградского ВЧК М. С. Урицкого и покушение на В. И. Ленина.

Когда и в связи с какими событиями был аннулирован Брест-Литовский договор с Германией?
а) 6 июля 1918 г., после убийства немецкого посла Мирбаха;
б) 17 июля 1918 г., после расстрела царской семьи;
в) 13 ноября 1918 г., после поражения Германии в войне.

Вычеркните имя, выпадающее из общего логического ряда:
а) М. В. Алексеев; б) В. К. Блюхер; в) С. М. Буденный; г) Г. И. Котовский; д) А. Я. Пархоменко; е) М. В. Фрунзе; ж) В. И. Чапаев.

Какие мероприятия характеризуют политику «военного коммунизма»?
а) Введение продналога;
б) поголовная национализация промышленных предприятий;
в) натурализация заработной платы;
г) развитие товарно-денежных отношений;
д) введение продразверстки;
е) принудительный труд.

План изучения нового материала

1. «Демократическая контрреволюция». Эволюция тактической линии меньшевиков и эсеров в Гражданской войне. 2. Конец правительственной коалиции большевиков и левых эсеров. 3. Позиция крестьянства в Гражданской войне. 4. Махновское движение. 5. «Малая» гражданская война. 6. Кронштадтское восстание.

1. Первый вопрос можно изучить путем эвристической беседы. Учитель просит вспомнить, каковы особенности формирования Восточного фронта; какие политические силы первыми начали здесь вооруженную борьбу с большевиками; какие события способствовали переходу правых эсеров и меньшевиков на путь вооруженной борьбы с большевиками и почему. Далее учитель рассказывает о формировании «демократических» правительств в поволжско-сибирском и северном регионах. Как вы думаете, под какими лозунгами вели демократические правительства вооруженную борьбу с большевиками? Почему они объявили себя «демократической контрреволюцией»? Далее учитель отмечает, что наиболее сложной для демократических правительств проблемой был вопрос об отношении к Декрету о земле, который уже стал претворяться в жизнь. Как вы думаете, какую позицию заняли эсеровские правительства? Могли ли они рассчитывать на поддержку населения? Но для того чтобы вести вооруженную борьбу с большевиками, необходимо иметь собственные вооруженные силы. Как попытались решить эту проблему демократические правительства? В чем заключалась непоследовательность позиции этих правительств? Какова судьба Уфимской директории? Далее учитель анализирует постановление ВЦИК от 14 июня 1918 г., отмечая, что левые эсеры голосовали против этого решения, считая, что подобный вопрос является компетенцией съезда Советов.

Далее учитель зачитывает выдержку из резолюции IX совета партии эсеров «О прекращении вооруженной борьбы против большевиков» (июнь 1919 г.), помещенной в хрестоматии. Почему социалистические партии приняли решение о прекращении вооруженной борьбы против большевиков? Изменилось ли их отношение к большевистской власти? Учитель констатирует, что меньшевики и правые эсеры продолжали считать себя оппозиционными по отношению к большевикам партиями, рассматривая себя в качестве «третьей силы». В чем суть этого понятия? Как вы думаете, насколько был реален «третий путь», предложенный эсерами и меньшевиками?

2. Перед объяснением нового материала целесообразно провести беседу: вспомните, какова была позиция левых эсеров в период подготовки вооруженного выступления большевиков в октябре 1917 г.; какую позицию они занимали на II съезде Советов; когда и почему левые эсеры вошли в состав СНК; каково было их отношение к разгону Учредительного собрания. По итогам беседы учащиеся начинают заполнять таблицу «История коалиции большевиков и левых эсеров» (в классах с высоким уровнем подготовки учащиеся могут начать заполнение таблицы самостоятельно) и продолжают работу в ходе изложения нового материала. При этом учитель акцентирует внимание на событиях, которые должны быть записаны в первой колонке.

Основные политические события

Позиция левых эсеров

Образование военно-революционных комитетов
в октябре 1917 г.

II съезд Советов

Создание первого Советского правительства

Образование коалиционного Советского
правительства (ноябрь - декабрь 1917 г.)

Создание ВЧК (декабрь 1917 г.)

Роспуск Учредительного собрания (январь 1918 г.)

Брестский мир (март 1918 г.)

Чрезвычайные меры в деревне (май - июнь 1918 г.)

3. Вопрос о позиции крестьянства в Гражданской войне учитель излагает, предварительно сформулировав проблемное задание: почему в конечном счете крестьянство поддержало красных?

В классах с высоким уровнем подготовки учащиеся изучают этот вопрос самостоятельно, читая текст учебника и выполняя задания 5 (с. 82-84) и 6 (с. 84-85) в рабочей тетради (вып. 1).

4. Четвертый вопрос учитель излагает сам. Он может использовать документы, помещенные в хрестоматии: информацию Особого отдела Штаба Главнокомандующего вооруженными силами Юга России о настроении крестьянских масс от 10 июня 1919 г. и резолюцию III съезда участников махновского движения от 10 апреля 1919 г. Проблему взаимоотношений между руководством Красной Армии и махновским движением можно раскрыть, выполняя задание 8 (вып. 1, с. 86-87) в рабочей тетради.

5. Пятый вопрос учащиеся изучают самостоятельно, читая текст учебника и выполняя задание 10 (вып. 1, с. 88) в рабочей тетради. После выполнения задания учитель проводит беседу по вопросам: какие события были названы современниками «малой» гражданской войной? Каковы причины крестьянских восстаний? Какие районы были охвачены крестьянскими волнениями в 1920-1921 гг.? Какие требования выдвигали крестьяне в своей борьбе против сложившегося в стране режима? Можно ли квалифицировать крестьянские восстания как антисоветские? Какие методы подавления крестьянского движения использовались государством? Чем «малая» гражданская война отличалась от «фронтовой» войны между красными и белыми?

6. Шестой вопрос можно разобрать, сочетая рассказ учителя с работой над документом, помещенным в конце § 19, и заполнением схемы в рабочей тетради: задание 9 (вып. 1, с. 87). Рассказывая о требованиях восставших, учитель предлагает учащимся прочитать выдержки из резолюции участников митинга на Якорной площади и ответить на вопросы: какие экономические требования выдвигали участники митинга? В чем суть выдвинутых политических требований? Можно ли охарактеризовать их как антисоветские?

Россией , в результате... ...Между тем , величайшая несправедливость... -турецкого флота на российские порты 16 ...

  • Мартик Гаспарян Тучи не могут долго скрывать солнечный свет Москва 2010

    Документ

    ... -1916гг ... уроки* ... 1900 г. за изобретение трактора - механического плуга - на ... на тему "Армяне в России" . РЕСКРИПТЫ ГОСУДАРЕЙ ИМПЕРАТОРОВ РОССИИ ... России , но и направить курдов на резню армян. 162 С приближением к границам Курдистана владений Российской империи ...