Сочетания согласных. Сочетание звуков в слове. Сочетание нескольких звуков

НОРМЫ УСТНОЙ РЕЧИ

К нормам устной речи относятся акцентологические, орфоэпические и интонационные нормы.

Акцентологические нормы русского литературного языка

Акцентологические нормы –это правила постановки ударения в словах

Словесное ударение - это выделение одного из слогов неодносложного слова. Ударный гласный в слоге выделяется большей длительностью и силой.

В русском слове, как правило, одно ударение. Но в сложных словах, особенно в профессиональной речи, часто бывает два ударения: главное и второстепенное, т.е. побочное (на первой части длинного сложного слова): с уперобл о жка, эн ергосист е ма, н ефтепров о д, маш иностро е ние и др.

Овладение русскими акцентологическими нормами вызывает трудности не только у иностранцев, но и у носителей родного языка. Это связано с некоторыми особенностями ударения в русском языке:

1. Русское ударение свободное и разноместное. Оно может падать на любой слог в слове, любую морфему: ба"нты, докуме"нт, медикаме"нты.

В отличие от русского языка в некоторых европейских языках ударение является фиксированным: например, в эстонском, латышском, чешском, венгерском, финском языках ударение падает на первый слог, в польском, испанском, грузинском – на предпоследний, в армянском, французском ударным бывает последний слог.

2. Русское ударение может быть подвижным (в разных формах одного и того же слова ударение способно передвигаться с одного слога на другой: поня"ть, по"нял, поняла" )и неподвижным (во всех формах слова падает на один и тот же слог: па"рта, у па"рты, за па"ртой ). Эта специфика русского ударения позволяет разграничивать грамматические формы как одного и того же слова, так и двух разных слов, например: ру"ки и руки", по"лка и полка".

Для русского ударения характерна вариативность. Акцентологические варианты – допустимые способы постановки ударения. В русском языке около 5000 слов, у которых отмечены колебания в ударении.

Акцентологические варианты могут быть:

1) равноправными: петля" и пе"тля ;



2) стилистическими: догово"р – до"говор (разг.);

3) профессиональными: шпри"цы – шприцы" (в речи медиков); и"скра – искра" (в речи шоферов);

4) семантическими: а"тлас – атла"с; му"ка – мука" ;

5) хронологическими: украи"нский (нейтр.) – укра"инский (устар.).

Итак, русское ударение описывается сразу несколькими признаками:

· силовое и количественное по фонетическому типу;

· разноместное по характеру расположения в слове;

· подвижное по критерию прикрепленности к определенной морфеме (при образовании грамматических форм и при словообразовании).

Дать общие правила постановки ударения невозможно. При определении места ударения в слове советуем пользоваться следующими словарями:

Зарва М. В. Русское словесное ударение: Словарь нарицательных имён.
М., 2001.

Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. М., 2007;

Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / под ред. Р.И.Аванесова. М., 2001.

Орфоэпические нормы русского литературного языка

Термин орфоэпия (от греч. orthos – правильный и epos – речь, т.е. буквально правильная речь) употребляется в двух значениях:

1) раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения;

2) система норм произношения.

Орфоэпическая норма – это единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения.

Орфоэпические варианты – различия в произношении одного фонетического элемента, находящиеся в пределах нормы. Возникновение вариантов произношения обусловлено развитием произносительных норм, борьбой нового со старым. В связи с этим появилось понятие «младшей» и «старшей» орфоэпической нормы.

«Старшая» орфоэпическая норма – это произношение, характерное для лиц старшего поколения, а также для театральной и ораторской речи (например, бою [с ], одино [къ ]й, було [шн ]ая и др.).

«Младшая» норма произношения , характерная для лиц среднего и младшего поколения, распространена в бытовой и официальной речи (но не сценической или ораторской): бою [с’ ], одино [к’и ]й, було [ч’н ]ая и др.

Выделяются следующие группы орфоэпических норм: 1) правила произношения гласных (их мы подробно рассматривать не будем); 2) правила произношения согласных звуков и их сочетаний; 3) правила произношения отдельных грамматических форм; 4) правила произношения иноязычных слов.

Правила произношения согласных и их сочетаний

1. Звонкие согласные в абсолютном конце слова оглушаются в парные глухие: зу [п ], скла [т ], моро [с ], сторо [ш ]. Оглушение звука [г ] в непарный [х ] является литературной нормой лишь в слове Бог . Произношение фрикативного глухого [х ] в конце других слов недопустимо как диалектное (особенность южнорусских говоров).

2. Звонкие согласные перед глухими изменяются (уподобляются друг другу) в парные глухие: про [п ]ка, но [ш ]ка.

3. Глухие согласные перед звонкими за исключением сонорных (р, л, м, н ) и в уподобляются им по звонкости: про [з’ ]ба, та [г ]же.

4. Смягчение твердых согласных перед мягкими (ассимиляция, т.е. уподобление) чаще всего наблюдается перед суффиксом или внутри корня: го [н’ ]щик, [з’д’ ]есь.

Не допускается смягчение [з ]в словах на -изм во всех падежах: в механизме, о материализме.

5. На месте сочетаний букв зж, сж произноситсядолгий твердый шипящий [жж ]: безжизненный – бе [жж ]изненный, сжечь – [жж ]ечь.

Сочетание жж может произноситься как [жж ]и [ж’ж’ ]: во [жж ]и и во [ж’ж’ ]и.

6. Сочетания сш и зш произносятся как долгий твердый [шш ]: высший – вы [шш ]ий, низший – ни [шш ]ий.

7. Сочетания дч и тч произносятся как долгий звук [ч’ч’ ]: переводчик – перево [ч’ч’ ]ик, лётчик – лё [ч’ч’ ]ик .

8. Долгий мягкий звук [ш"ш" ] произносится на месте сочетаний букв зч, сч, жч, шч, здч, стч (резчик, счастье, мужчина, веснушчатый объездчик, жестче ).

9. На месте сочетаний букв тс, тц произносится [цц ]: золотце – золо [цц , борется – боре [цц .

10. При сочетании трех и более согласных фонем в русском языке происходит процесс упрощения групп согласных (диереза): один из согласных, обычно средний, не произносится. Это распространяется на сочетания стн , стл, здн , рдц и др.: местный – ме [сн ]ый, счастливый – сча [сл’ ]ивый, праздник – пра [з’н’ ]ик, сердце – се [рц ]е и т.п.

11. В некоторых случаях в русском языке представлена диссимиляция (расподобление) согласных по способу образования. Звук [г ] в сочетаниях гк , гч произносится как [х ]: мягче – мя [х ]че, легче – ле [х]че .

12. Сочетание чт в словах чаще всего произносится как [чт]: ме[чт]а. В слове что и производных от него (чтобы, ничто, что-либо и т.п.) сохраняется старомосковское произношение: на месте чт произносится [шт] , кроме слова нечто .

13. Произношение сочетания чн нередко вызывает затруднения, которые вызваны взаимодействием правил старомосковского и петербургского произношения. По старомосковской норме сочетание чн произносилось как [шн] в словах конечно, скучный, нарочно, двоечник, яичница, скворечник, пустячный и др., в женских отчествах на - ична : Ильинична, Кузьминична и т.п.

Во многих словах в современном русском литературном языке сочетание чн произносится как [чн]: елочный, дачник , вечный, точный, ночной .

Некоторые слова с сочетанием чн имеют допустимые варианты произношения [ч’н] и [шн] : порядочный, булочная, копеечный, молочный и др. Вариант произношения [шн] в таких словах оценивается как устаревающий. Но в отдельных случаях разное произношение чн выполняет смыслоразличительную функцию: А он, серде[шн]ый, все мается со своей серде[ч’н]ой болезнью .

При стечении в словах двух согласных часто наблюдается явление, которое называется ассимиляцией. Ассимиляция (от лат. слова assimilato - уподобление) - это уподобление одного звука другому в артикуляционном и акустическом отношении: просьба [проз’ба] (глухой [с] становится звонким под влиянием звонкого [б]).

Один звук (иногда звуки) может уподобиться другому по одной из характеристик. Предыдущий пример демонстрирует ассимиляцию по глухости/звонкости. Может также произойти ассимиляция звука по другим параметрам:

  • по твёрдости-мягкости (бант [бант] - о банте [абан’т’ь]);
  • по месту образования (сшить [ш:ыт’], изжить [иж:ыт’] - зубные [с] и [з] уподобляются нёбным [ш] и [ж], в результате чего образуется двойной согласный звук);
  • по способу образования (отца [ац:а] - смычно-взрывной [т] ассимилируется со смычным [ц] и оба звука звучат как двойной [ц:]).

Все это примеры регрессивной ассимиляции, когда последующий звук оказывает влияние на предшествующий. Это явление очень часто встречается в русском языке, в отличие от прогрессивной ассимиляции, при которой происходит обратный процесс - предшествующий звук оказывает влияние на последующие.

Бывает, что при ассимиляции изменения претерпевают все звуки, составляющие сочетание, - в результате произносится иной, третий, звук. Так, при стечении смычного [т] и щелевого [с] происходит ассимиляция по способу образования и звучит смычно-щелевой [ц] (детский [д’эцк’ьj]), совпадающий с ними по всем прочим характеристикам.

Часто один звук уподобляется другому не по одной, а сразу по нескольким характеристикам.

Может произойти ассимиляция по глухости/звонкости и месту образования (без Шуры [б’иш:уры] - звонкий зубной [з] оглушился и стал нёбным под влиянием глухого нёбного [ш], образовался долгий согласный звук). Сочетание "дц" является примером ассимиляции по глухости/звонкости ([д] оглушается перед глухим согласным) и способу образования (смычно-взрывной [д] уподобляется смычно-щелевому [ц]). Результатом этой ассимиляции становится двойной звук [ц:]: канадцы [канац:ы].

Зубной, смычный, твёрдый [т] в позиции перед [ч’] уподобляется ему по месту образования (из зубного становится нёбным) и по способу образования (из смычного становится щелевым) и, наконец, обретает мягкость, в результате чего совпадает с [т] по звучанию. Образуется двойной, долгий звук: отчёт [ач’:от]. То же происходит со звуком [д] с той разницей, что он теряет еще и звонкость перед глухим [ч’] (зодчий [зоч":ьj]).

Зубной твёрдый [с] в сочетании "сч" может уподобиться [ч’] по месту образования (стать нёбным) и по твердости/мягкости ([з] в таком

же сочетании, естественно, теряет и звонкость): считка [ш’ч’итка], с часу [ш’ч’асу], без четверти [б’иш’ч’этв’ьрт’ь]. Такое явление наблюдается на стыке приставки и корня, предлога и слова. Но в этом же сочетании звуков может произойти ещё и ассимиляция по способу образования (смычно-щелевой [ч’] утрачивает смычку) и образуется один долгий звук [ш’:]. Это явление наблюдается на стыке корня и суффикса (подписчик [патп’иш’:ьк], резчик [р’эш’:ьк]) и в таких словах, как счастье [ш’:ас’т’jь], счёт [ш’:от] и однокоренных с ними.

Существует явление, противоположное ассимиляции, - диссимиляция (от лат. dissimilato - расподобление), при котором происходит замена одного из двух одинаковых или похожих звуков другим, менее сходным с ним по характеристикам. Для русского языка явление диссимиляции нетипично, но все-таки его можно наблюдать на примере сочетания звуков [г] и [к] (лёгкий [л’ох’к’ьj]): [г], отличающийся от [к] только звонкостью, не совпадает с ним, но заменяется [х], который имеет другой способ образования.

В то же время следует отметить, что сочетание (стечение) согласных может произноситься не так, как воспроизводится на письме, не только в результате действия фонетических законов, а в силу традиции, в соответствии с правилами орфоэпии. Примером могут послужить сочетания "чн", "чт" и "жд". Сочетание "чн" в некоторых общеупотребительных словах (конечно, двоечник и др.) принято произносить как [шн]. В то же время слов, где звуки в этом сочетании не претерпевают изменений, значительно больше (научный, порочный и др.). Сочетание "чт" произносится как [шт] только в слове что и однокоренных с ним.

В результате ассимиляции согласные звуки, утрачивая свойственные им характеристики, теряют и смыслоразличительную функцию. Это часто является причиной появления в речи омофонов: лесть - лезть [л"эс"т"]; водица - водиться [вад"ица] и т. п.

1) Произношение звонких и глухих согласных

В речевом потоке согласные звуки современного русского литературного языка, парные по звонкости-глухости, изменяются в своем качестве в зависимости от своего положения в слове.

Различаются два случая таких изменений:

а) на конце слов перед паузой

б) на конце слов не перед паузой, а также внутри слова. Изменения согласных, парных по звонкости-глухости и парных по мягкости-твердости, объясняются действием регрессивной ассимиляции.

1. Оглушение звонких согласных на конце слова . Все звонкие согласные на конце слова произносятся как парные им глухие (кроме сонорных р, л, м, н); два конечных звонких переходят в соответствующие глухие: клуб, нрав, рог, ложь, вяз, лязг, изб, трезв - [клуп], [нраф], [рок], [лош], [в"ас], [л"аск], [исп], [тр"есф].

Оглушение конечных звонких согласных не зависит от качества начального звука следующего слова и происходит в потоке речи перед всеми согласными и гласными.

2. Оглушение и озвончение согласных, парных по звонкости-глухости, внутри слова . Звонкие согласные внутри слова перед глухими оглушаются, а глухие перед звонкими (кроме в) - озвончаются: трубка, низко, просьба, сзади, к жене - [трупк"ъ], [н"искъ], [прозб"ъ], [ ад"и], [г-жи е н"е].

2) Произношение твердых и мягких согласных

На конце слова и перед некоторыми согласными, а также перед гласными звуками [а], [о], [у] твердость и мягкость согласных четко различаются. Мягкость согласных в указанных положениях обозначается в письменной речи: на конце слова и перед некоторыми согласными - буквой ь (ср. ряб - рябь, клад - кладь, удар - ударь, галка - галька, экономка - экономь-ка и т.п.), а перед гласными [а], [о], [у] - буквами я, ё, ю (ср. мать - мять, тук - тюк, нос - нёс). Употребление буквы ь после шипящих [ж], [ш], [ч], [щ] не отражается на произношении этих согласных, так как имеет морфологическое значение, указывает на форму слов (ср. нож - умножь, наш - дашь, лещ - вещь, ткач - вскачь, клич - стричь и т.п.).



1. Мягкость согласных, обозначаемая на письме (ь и буквами я, е, ё, ю): брат - брать, галка - галька, вал - вял, нос - нёс, тук - тюк - [брат - брат"], [галкъ - гал"къ], [вал - в"ал], [нос - н"ос], [тук - т"ук].

Конечные губные в соответствии с написанием произносятся мягко: цеп - цепь, кров - кровь, раб - рябь - [цэп - цэп"], [кроф - кроф"], [рап - р"ап"].

Мягкие губные перед я, ё, ю произносятся без дополнительной артикуляции мягкости: пять, мять, мёл, вёл, гравюра, пюре - [п"äт"], [м"äт"], [м"ол], [в"ол], [грав"уръ], [п"ype].

Мягкость [м] в словах семь, восемь сохраняется в сложных числительных: семь - семьдесят - семьсот, восемь - восемьдесят - восемьсот - [с"ем" - с"ем"дьс"ът - с"и е м"cот], [вос"ьм" - вос"ьм"д"ьс"ът - въс"и е м"cот).

2. Мягкость согласных, не обозначаемая на письме . В положении перед согласными твердость и мягкость согласных часто имеет несамостоятельный, ассимилятивный характер, т.е. зависит от твердости и мягкости последующего согласного. Мягкость согласных в этом случае на письме не обозначается.

Смягчение твердых согласных перед мягкими находится в зависимости от различных условий: какие это согласные, перед какими мягкими согласными находятся, в какой части слова имеется сочетание согласных, к какому стилю речи относится то или другое слово:

а) внутри слова перед звуком [j] согласные в некоторых случаях смягчаются: рыбья, листья, судья, гостья - [рыб" ъ], [лûст" ъ], [суд"jа], [гос"т" ъ];

б) зубные согласные [з], [с], [д], [т] перед мягкими зубными и губными произносятся мягко: груздь, грусть - [грус"т"], [грус"т"], стена, песня - , [п"ê"с"нъ]. В ряде слов смягчение вариативно: спелый, звезда, твердый, дверной - [с"п"елы ] и [сп"елы ], [з"в"и е зда] и [зв"и е зда], [т"в"орды ] и [тв"орды ], [д"в"и е но ] и [дв"и е рно ];

в) согласный [н] перед мягкими [д], [т], [н] (реже перед [з], [с]), а также перед [ч], [щ] произносится мягко: кантик, бандит, конник, пенсионер, претензия, птенчик - [кан"т"ик], [бΛн"д"ит], [ко "ик], [п"ьнс"иΛнер], [пр"и е тен"з"и ь], [пт"êн"ч"ик];

г) согласный приставки с- и созвучного с ней предлога, а также конечные согласные приставок на з и созвучных с ними предлогов перед мягкими зубными и разделительным ь произносятся мягко: бездельник, без дела, изделия, из дела, изъять - [б"и е з"д"êльн"ьк], [б"и е з"-делъ], [из"д"êл"и ь], [из"-д"елъ], [из"jат]. В других случаях мягкость вариативна: снял, с него - [с"н"ал] и [сн"ал], [с"-н"и е во] и [с-н"и е во];

д) губные перед задненёбными не смягчаются: ставки, ломки, цепки - [стафк"и], [ломк"и], [цэпк"и];

е) конечные согласные [т], [д], [б] в приставках перед мягкими губными и разделительным ъ не смягчаются: отъел, отпить - [Λтjeл], [Λтп"ит"];

ж) согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а также перед [ч], [щ] произносится твердо: артель, корнет, кормить, самоварчик, сварщик - [Λрт"êл"], [кΛрн"ет], [кΛрм"ûт], [съмлварч"ûк], [свар "ик].

3) Произношение сочетаний согласных

1. Сочетания еж - зж, сш - зш на стыке морфем, а также предлога и следующего слова произносятся как двойной твердый согласный , : сжал, без жира, сшил, без шины, несший, влезший - [ ал], [б"и е ыръ], [ ыл], [б"и е ыны], [н"о ы ], [вл"е ы ].

2. Сочетания зж, а также жж внутри корня произносятся как долгий мягкий согласный [ "]: езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи - [еj "у], [в"и "у], [по "ь], [во "и], [дро "и] (допустимо произношение жж как ).

3. Сочетания сч, зч на стыке корня и суффикса произносятся как долгий мягкий или [ш"ч"]: переписчик [ "ик], [-ш"ч"ик], заказчик [- "ик], [-ш"ч"ик]. На стыке приставки и корня или предлога со следующим словом на месте сч, зч произносится [ш"ч"]: без числа [б"ьш"ч"исла], расческа [рΛшчоскъ].

4. Сочетания тч, дч на стыке морфем произносятся как двойной мягкий [ "]: летчик [л"о "ик], молодчик [мΛло "ик], отчет [Λ "от].

5. Сочетание тс на стыке глагольных окончаний с постфиксом -ся произносится как двойной твердый : гордится и гордиться [гΛрд"и ъ];

тс, дс (в сочетаниях тск, дск, тств, дств) на стыке корня и суффикса произносятся как [ц]: братский [брацки ], заводской [зъвΛцкоi], родство [рΛцтво].

6. Сочетания тц, дц на стыке морфем, реже в корнях, произносятся как двойной : братца [бра ъ], подцепить [пъ э ы п"ит"], двадцать [два ът"].

7. Сочетание чн, как правило, произносится как [чн], а в следующих словах как [шн]: скучно, конечно, нарочно, яичница, пустячный, прачечная, скворечник и в женских отчествах типа Никитична.

8. Сочетание чт, как правило, произносится не как [чт], а как [шт]: что, чтоб, чтобы, что-то (-либо, -нибудь), ничто.

9. Сочетания гк, гч обычно произносятся как [хк], [хч]: мягкий [м"ахк"и ], легче [л"ехч"ь].

4)Непроизносимые согласные

При произношении слов некоторые морфемы (обычно корни) в определенных сочетаниях с другими морфемами утрачивают тот или иной звук. Вследствие этого в написаниях слов оказываются буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. К числу непроизносимых согласных относятся:

1) т - в сочетаниях стн (ср.: косный и костный), cтл (счастливый), нтск - ндск (ср.: гигантский - интриганский, голландский - хулиганский), стск (ср.: марксистский и тунисский);

2) д - в сочетаниях здн (ср.: праздник и безобразник), рдц (ср.: сердце и дверца);

3) в - в сочетаниях вств (ср.: чувствовать и участвовать), лвств (безмолвствовать);

4) л - в сочетании лнц (ср.: солнце и оконце).

5) Произношение согласных звуков, обозначенных двумя одинаковыми буквами

В русских словах сочетания двух одинаковых согласных обычно находятся между гласными на стыке морфологических частей слова: приставки и корня, корня и суффикса. В иноязычных словах двойные согласные могут быть долгими и в корнях слов. Так как долгота звуков не свойственна фонематической системе русского языка, иноязычные слова, по мере их освоения русским языком, утрачивают долготу согласных и произносятся с одиночным звуком (ср. то[н]ель, те[р]аса, а[п]арат, а[п]етит, ко[р]ектор, ко[м]ерция и т.п.).

Двойной согласный обычно произносится в положении после ударного гласного (ср.: ва [нн]а, ма [сс]а, гру [пп]а, програ [мм]а и т.п.). На конце слова двойные согласные, как правило, не произносятся (ср. криста[л], мета[л], гри[п], гра[м] и т.п.).

6)Произношение отдельных звуков

1. Звук [г] перед гласными, согласными звонкими и сонорными произносится как звонкий согласный взрывной: гора, где, град; перед глухими согласными и на конце слова - как [к]: ожегся, ожег [Λж"окс"ъ], [Λжок]. Произношение фрикативного звука ([ã ]) возможно в ограниченных случаях, причем с колебаниями: в формах слов Бог, Господи; в междометиях ага, ого, эге, гоп, гопля.

2. На месте букв ж, ш, ц во всех положениях произносятся твердые звуки [ж], [ш], [ц]: парашют, брошюра - [пърΛшут], [брΛшуръ]; конца, концом, ситцем - [кΛнца], [кΛнцом], [с"и ъм]. Но в слове жюри предпочтительно произношение [ж"ÿр"и].

3. На месте букв ч, щ всегда произносятся мягкие согласные (ч], (uTj или (шч]: час, чох, чур - [ч"ас], [ч"ох], [ч"ур]; роща, Щорс, щебет, щука - [ро "ъ], [ "орс], [ "еб"ьт], [ "укъ].

4. На месте буквы и после ж, ш и ц произносится звук [ы]: жил, шил, цикл - [жыл], [шыл], [цыкл].

5. На месте буквы с в аффиксах -ся - -сь произносится мягкий звук [с]: боюсь, боялся, боялась - [бΛjус"], [бΛjалс"ъ], [бΛjалъс"].

6. На месте всех согласных букв (кроме ж, ш, ц) перед [е] произносятся соответствующие мягкие согласные (сел, пел, мел, дел, тел и т.п.) [с"ел], [п"ел], [м"ел], [д"ел], [т"ел] и т.п. (о произношении этих сочетаний в иноязычных словах см. § 83).

7) Произношение отдельных грамматических форм

1. Безударное окончание именительного падежа ед. ч. мужского рода имен прилагательных -ый, -ий произносится соответственно написанию: [добры ], [горды ], [пр"ежн"и ], [нижн"и ].

Произношение окончания -ий после [к], [г], [х] предпочтительнее в мягком варианте: [н"иск"и ], [убог"и ], [тих"и ].

2. На месте буквы г в окончании родительного падежа ед. ч. прилагательных мужского и среднего рода -ого и -его произносится достаточно отчетливый звук [в] с соответствующей редукцией гласных: острого, этого, того, кого - [остръвъ], [этъвъ], [тΛво], [кΛво]. Звук [в] произносится на месте буквы г в словах: сегодня, сегодняшний, итого.

3. Безударные окончания прилагательных -ая, -ое при произношении совпадают: добрая, доброе [добръ ь - добръ ъ].

4. Окончание (безударное) прилагательных -ую - -юю произносится в соответствии с написанием: теплую, летнюю - [т"оплу у], [л"ет"н"у у].

5. Окончания -ые, -ие в именительном падеже мн. ч. прилагательных, местоимений, причастий произносятся как [ыи], [ии]: добрые, синие - [добрыи], [син"ии].

6. На месте безударного окончания 3-го лица мн. ч. глаголов 2-го спряжения -aт - -ят произносится [ът]: дышат, ходят - [дышът], [ход"ът].

7. Формы глаголов на -кивать, -гивать, -хивать произносятся с мягкими [к], [г], [х]: [вскак"ивъл], [вздраг"ивъл], [рΛзмах"ивьл].

  1. Поведение групп нескольких согласных с последним мягким позволяет установить две основные закономерности: 1) позиция после твердого согласного способствует отвердению следующего за ним мягкого согласного, 2) воздействие последнего мягкого согласного на предыдущие ослабляется с увеличением расстояния до него.
Внутри и в конце корня зубные согласные после гласных корня всегда мягки перед следующими мягкими зубными (примеры см. выше). Но после твердого согласного может произноситься мягкий и твердый зубной: толстяк, ползти, холстина - [лс’] и [лс] (3), оползни - [лз’] и [лз] (3), полдник, полдневный - [лд’] и [лд] (3); перстень, отверстие, версте - [рс’] и [рс] (3), шерсть, горсть, сокурсник, наперсник - [рс] и допустимо старшее [рс’] (4), мёрзнет - [рз’] и [рз] (3), разверзнется- [рз] и допустимо старшее [рз’] (4), курортник, бессмертник, партнёр, портниха - [рт’] и [рт] (3), намордник - [рд] и допустимо старшее [рд’] (4), усерднее, абсурднее [рд] и допустимо устарелое [рд’]
  1. ; см.: [Аванесов 1989: 653-654].
В этих сочетаниях согласных [л] исконно был твердым и не смягчался перед следующими согласными. Звук [р] раньше мог быть мягким, произношение [р’] перед любым одним мягким зубным в ряде позиций и сейчас возможно. В сочетаниях с двумя зубными при их мягкости предшествующий [р’] может сохранять мягкость как допустимо устарелый вариант произношения (5) в достаточно частотных словах с диезным слогом перед [р], в отдельных словах с предшествующим безударным слогом: перстень, отверстие, версте, мёрзнет, бессмертник, партнёр, портниха.
Возможны и сочетания других согласных с последующими двумя зубными, из которых последний мягкий, а первый может быть мягким и твердым.
Первым согласным сочетания может быть [н] и [н’]: инстинкт, институт - [не’] и [н’с’] и [не] (3 этап у [с’] - [с] и 3 этап у [н’] - [н] перед [с’]); конституция - [не’] и допустимо старшее [н’с’] и [не] (3 этап у [с’] - [с] и 4 этап у [н] - [н’] перед [с’]); цементник-только [н’т’] (1), десантник - [н’т’] и допустимо младшее [нт’] и [нт] (2 этап у [н’]- [н] и [т’]- [т]); интеллигентнее, темпераментнее - [нт’] и [н’т’] и [нт] (3 этап у [т’] - [т] и [н’] - [н] перед [т’]); импозантнее - [нт’] и допустимо старшее [н’т’] и [нт] (3 этап у [т’] - [т] и 4 этап у [н] - [н’] перед [т’]).
Губные и заднеязычные в такой позиции могут быть в одних словах только твердые: обследовать, бобслей, взлёт - [пс], [вз] и допустимо старшее [пс’], [вз’] (первый зубной - 4); корректнее, в тексте, гангстер - [кт], [кс] и [кт’], [кс’] (первый зубной - 3); в других словах перед мягким зубным допустимо устарелое произношение мягкого губного и заднеязычного (5): в стельку, вздеть, навзничь, мстить, отомстить, мзде; текстиль, окстйсь - [с’], [з’] и [С], (3)
  1. В сочетании ств’ на твердость/мягкость зубных cm перед мягким [в’] влияют следующие условия.
После гласных, [и] и [л’] твёрдость/мягкость обоих зубных согласных находится на одном и том же этапе. Имеют значение также:
  1. Качество предшествующего гласного: например, после [и] и [л’], перед которыми стоят гласные и, е, произносится [с’т’] и [ст] (3): убийственный, убийственно, убийстве, действенность, действенный, действе, правительственный, правительстве; после других гласных - [ст] и допустимо старшее [с’т’] (4): двойственный,устройстве,хозяйстве, начальственный, начальстве, посольстве, удальстве;
  2. Диезность/недиезность предшествующего слога, например, в суффиксе -еств- с предшествующим мягким согласным - [с’т’] и [ст] (3): естественный, общественный, существенный, существенно, качественный, качественно, могущественный; с предшествующим твердым согласным - [ст] и допустимо старшее [с’т’] (4): божественный, божественно, дружественный, мужественный;
  3. Диезность/недиезность следующего слога; например, при недиезном следующем слоге в словах искусственный, искусственно, бесчувственный, бесчувственно произносится [ст] и допустимо старшее [с’т’] (4), а при диезном следующем слоге в формах искусственнее, бесчувственнее произносится [с’т’] и [ст] (3);
  4. Степень употребительности слова, например, как указывалось, в словах божественный, божественно, дружественный, мужественный произносится [ст] и допустимо старшее [с’т’] (4), а в более редком слове пиршественный - [ст] и допустимо устарелое [с’т’] (5);
  5. Мягкость [в’] во всех или лишь в отдельных формах слова, например, как указывалось, в словах с последним мягким [в’] во всех формах: естественный, общественный, существенный, существенно, качественный, качественно, могущественный произносится [с’т’] и [ст] (3), но в словах с последним мягким [в’] в отдельных формах: веществе, существе, обществе, количестве произносится [ст] и допустимо старшее [с’т’] (4);
  6. Принадлежность к той или иной части речи: в словах действительно, естественно, когда они выступают как наречия, произносится [с’т’] и [ст] (3), а когда они выступают как частицы, вводные слова - [с’т’] и допустимо младшее [ст] (2).
Перед сочетанием ств" могут быть разные согласные, которые по-разному воздействуют на произношение зубных в этом сочетании. После твердых согласных отвердение первого зубного заходит дальше, чем второго зубного. Кроме того, имеет значение предыдущий гласный переднего/непереднего ряда, диезность/недиезность следующего слога, наличие [в’] во всех или лишь в отдельных формах слова, стилистическая окраска слова.
Согласный [р] перед этим сочетанием только твердый (6). В словах, где [в’] выступает во всех словоформах (барственный, государственный, дарственный, лекарственный, недурственный и т. п.), произносится [т] и допустимо старшее [т’] (4), перед которым произносится [с] и допустимо устарелое [с’] (5); таким образом, возможны три варианта произношения этого сочетания: бар[ст]венный и допустимо старшее бар[ст"]венный и допустимо устарелое барС^ [венный ит. д.
В словах, где [в’] выступает лишь в части словоформ (барстве, варварстве, государстве, дежурстве, зверстве, упорстве и т. п.), произносится [т] и допустимо устарелое [т’] (5), перед которым произносится [с] и допустимо устарелое [с’] (5); таким образом, возможны три варианта произношения этого сочетания: бар[ст]ве и допустимы устарелые варианты бар[ст’]ве и бар[с’т’]ве и т. д.
Только твердый и предшествующий согласный [к]: бёг[ст"[ве и допустимы устарелые варианты бёг[ст"[ве и бёг[с’т’]ве, гёрцог[ст[ве и допустимо устарелое гёрцог[ст"[ве.
Согласные [ф], [п], [м], [н] только твердые после гласных непереднего ряда в словах с недиезным слогом после слога с ств (6). Перед [в’] в словах, где он выступает во всех словоформах (нравственный, собственный, ведомственный, гражданственный, кощунственный и т. п.), произносится [т] и допустимо старшее [т’] (4), перед которым произносится [с] и допустимо устарелое [с’]
  1. . Таким образом, возможны следующие три варианта произношения этих сочетаний: нрав[ст[венный, соб[ст]венный, вёдом[ст[венный, гражданственный и допустимо старшее нрав[сгг’[венный, собственный, ведомственный, граждан [ст ’ ] венн ы ы и допустимо устарелое нрав[сТ[венный, собственный, вёдомС^[венный, гражданС^]венный и т. д.
В словах с этими сочетаниями и диезным следующим слогом возможен допустимо устарелый вариант произношения мягкого первого согласного перед следующим мягким (5), [с] и допустимо старшее [с’] перед [т’] (4), [т’] и [т] (3): нра[фст[веннее, кощу[ист[веннее и нра[фсГ[веннее, кощу\нст’]веннее и допустимо старшее мро[фс’т’]веннее, кощуїнс’т^веннее и допустимо устарелое нра[ф’с"т’]веннее, кощу[н"с"Г[веннее.
В словах, где [в’] выступает лишь в одной из словоформ (колдовстве, лукавстве, графстве, холопстве, рабстве, вёдомстве, знакомстве, пространстве, подданстве и т. п.), после этих твердых согласных [ф], [п], [м], [н] (6) произносится твердый [с] (6), а за ним [т] и допустимо устарелое [т’] (5): колдов[ст]ве раб[ст]ве, знаком[ст[ве, пространС\ве и допустимо устарелое колдов[ст’]ве; раб[ст’]ве, знакомстве, простран[ст"[ве и т- п.
После гласных переднего ряда и следующих в,м,нъ словах, где [в’] выступает во всех словоформах, а после слога с ств следует недиезный слог (девственный, преемственный, воинственный, единственный, таинственный и т. п.), перед [в’] произносится [т] и допустимо старшее [т’] (4), перед которым произносится [с] и допустимо устарелое [с’] (5), перед которым произносятся [ф], [м], [н] и допустимо устарелое произношение [ф’], [м’], [н’] (5). Таким образом, возможны четыре варианта произношения этих сочетаний: дё[фст]венный, преё[исг]венный, едй[яст]венный и допустимо старшее дё[фст"[венный, преё[мст"[венный, едй[яст"[венный и допустимы устарелые варианты дё[фс"т""[венный, преё[мс"т"]венный, едй[нс"т"]венный и дё[ф’с’т’]вен- ный, преё[м"с"т"]венный, едй[н"с"т"]венный.
После гласных переднего ряда и следующих в, н в формах сравнительной степени, где после слога с ств следует диезный слог (дёвственнее, воинственнее, таинственнее и т. п.), перед [в’] произносится [т] и [т’] (3), перед которым произносится [с] и допустимо старшее [с’] (4), перед которым произносятся [ф], [н] и допустимо старшее произношение [ф’], [н’] (4). Таким образом, возможны четыре варианта произношения этих сочетаний: дё[фст]веннее, вой[яст[веннее и дё[фст"]веннее, вой[нст"]веннее и допустимы старшие варианты lt;3ё[фс’т’]вен- нее, вой[нс"т"]веннее и дё[ф"с"т"]веннее, вой[я"с"т"[веннее и т. п.
В книжных словах с теми же фонетическими позициями: мопёбствие, благодёнствие, равноденствие - смягчение отстает на один этап: молё[пст]вие, благодё[нст]вие и допустимо старшее молё[пст"]вие, благодё[яст"[вие и допустимо устарелое молё[пс"т"]вие, благодё[нс"т"]вие.
После гласных переднего ряда и следующих в, б,м,нв словах, где [в’] выступает лишь в одной из словоформ (королевстве, непотрёбстве, земстве, подхалимстве, воинстве, духовёнстве, единстве и т. п.), согласные перед ств могут быть только твердыми (6), перед [в’] произносится [т] и допустимо устарелое [т’] (5), перед которым произносится [с] и допустимо устарелое [с’] (5): королё[фст]ве, непотрё[пст]ве; зё[мст]ве, вои[нст]ве и допустимы устарелые варианты королё[ фст"]ве, непотрё\пст"]ве; зё[ мст"]ве, вди[ нст’]ве и королё[фс"т’]ве, непотрё[пс"т"]ве; зё[мс"т"]ве, вди[нс"т"]ве.
На месте согласных [т] и [д] и следующего [с] или [с’] произносится аффриката [ц] или [ц*]. После гласных непереднего ряда в словах, где [в’] выступает во всех словоформах, а слог после ств недиезный (братственный, присутственный, производственный, родственный и т. п.), перед [в’] может произноситься [т] и допустимо старшее [т’] (4), перед которым [ц] и допустимо устарелое [ц’] (5): бра[щ]венный и допустимо старшее бра[т"]венный и допустимо устарелое бра[ц"т"]венный и т. д.
Так же ведут себя книжные слова на -ие: напутствие, отсутствие, присутствие: напу[цт[вие и допустимо старшее напу[цт’]вие и допустимо устарелое налу[ц’т’]вне и т. д.
В подобных словах с диезным слогом после [в’] (производственник, родственник, родственнее) мягкость согласных сдвинута на один этап: рд[цт]венник и рд[т"]венник (3) и допустимо старшее р6[и,Т]венник (4) ит. д.
После гласных переднего ряда в словах, где [в’] выступает во всех словоформах, а слог после ств недиезный, а также в словах на -ие (бедственный, бедствие, наследственный, наследственность, непосредственный, ответственный, ответственность, последствие, посредственный, посредственность, следственный, следствие, соответственный, соответствие и т. п.) произносится [т] и [т’] (3), перед которым [ц] и допустимо старшее [ц’]
  1. : бё[цт]венный и бё[цт"]венный и допустимо старшее бё[и.Т]венный и т. д.
В сравнительной форме таких прилагательных (бедственнее, непосредственнее, ответственнее, посредственнее и т. п.) произносится [т] и [т’] (3), перед которым [ц] и допустимо старшее [ц’] (4): бё[пх]веннее и бё[цт"]веннее и допустимо старшее бё[ц’т’]веннее и т. д.
В словах с [в’] лишь в одной из словоформ независимо от качества предшествующего гласного (богатстве, любопытстве, производстве, родстве, детстве, ехидстве, наследстве, сибаритстве, средстве и т. п.) перед [в’] произносится [т] и допустимо устарелое [т’] (5), перед которым всегда [ц]: бога[т]ве, дё[цт]ве и допустимо устарелое бога[цт"]ве, дё[цт’]ве и т. д.
  1. Как указано выше, процесс отвердения согласных перед мягкими согласными не затронул в литературном языке интервокальных сочетаний шумных зубных согласных со следующими мягкими зубными внутри корня и на стыке корня и суффикса.
Однако Р. Ф. Касаткина обратила внимание на то, что в случаях, когда [с’н’], [з’н’] возникли в результате утраты (диерезы) среднего взрывного согласного в сочетаниях стн, здн, то наряду с обычным произношением [с’н’], [з’н’] встречается также новое произношение первого щелевого твердого - [сн’], [зн’] [Каленчук, Касаткина 1997]. Дальнейшие наблюдения показали, что такое произношение возможно между безударными гласными как допустимо младшее в сравнительно редко употребляющихся формах сравнительной степени прилагательных и наречий: гадостнее, жалостнее, пакостнее, радостнее, сладостнее, тягостнее, целостнее, яростнее- радо\с’н’]ее и допустимо младшее радо[сн’]ее и т. д.
Чем объясняется, что в указанной позиции на месте сн’, зн’ произносится только [с’н’], [з’н’], а на месте стн’ в одних словах также произносится только [с’н’], а в других словах может произноситься и [с’н’] и [сн’]?
Существуют позиции фонетические (в частности, положение звука перед другим звуком) и фонологические (в частности, положение фонемы перед другой фонемой). В большинстве случаев фонетические и фонологические позиции совпадают, но иногда, как в рассматриваемом случае, не совпадают.
С точки зрения фонетической позиции нет различия между словами вкуснее и грустнее: и в том и в другом слове в интервокальном положении произносится сочетание двух согласных звуков - зубной щелевой звук стоит перед [н’]. Однако фонологические позиции здесь разные: в слове вкуснее зубная щелевая фонема стоит перед /н’/, а в слове грустнее она отделена от /н7 стоящей между ними /т7 (ср. в тех же корнях вку[с] и грус[т’]); в слове вкуснее двухфонемное сочетание согласных, а в слове грустнее-трехфонемное. Подобная же разница между словами морознее и бездне ‘пропасти’: в слове морознее двухфонемное сочетание согласных, а в слове бездне - трехфонемное (ср. моро\з]ы и без [д)на). В трехфонемных сочетаниях влияние мягкости последней зубной фонемы на предшествующие ослабевает с увеличением расстояния, поэтому первая согласная начинает реализоваться твердым звуком: в двухфонемных сочетаниях произносится только [с’н’], [з’н’], а в трехфонемных наряду с обычным [с’н’] возникло новое произношение [сн’].
То, что это новое произношение проникло не во все слова с написанием стн, здн, объясняется следующим.
При отсутствии варианта произношения с взрывным согласным в этих сочетаниях связь с взрывной фонемой может отсутствовать в языковом сознании говорящих. Так, в словах праздник, празднество, праздновать, упразднить на месте д во всех формах нуль звука. Корень этих слов этимологически связан с корнем слова праздный, где [д’] произносится только в краткой форме празден. Однако связь этих слов между собой в современном русском языке уже не ощущается большинством говорящих, и кроме того форма празден многими не употребляется или вообще им неизвестна. Поэтому в словах праздник, празднество, праздновать, упразднить двухфонемное сочетание /зн’/, которое, как и в других словах с этим сочетанием внутри слова, реализуется в [з’н’]. Также нет связи в языковом сознании подавляющего числа говорящих и между такими, прежде однокоренными словами, как известняк и известь, тростник и трость, лестница и лёствица (об отсутствии /т/ говорит здесь и слово лёсенка), наместник, наместничество и место, частник и часть и т. п.
В других словах нуль звука на месте т, д в сочетаниях стн, здн чередуется с [т], [т’], [д], [д’] в сочетаниях cm, зд в одних и тех же корнях: грустно - грус[-]но, грустнее - грус[-]нёе и грус[т"], грус[т"]йть; крестник - крёс[-]ник и крес[т], крес\і"]йть, наездник - наёз[-]ник и ез[д]а, ёз[д’]ить и т. п. М. В. Панов считал такое чередование обязательным, позиционным и в связи с этим полагал, что нуль звука в таких случаях является представителем фонем /т’/, /д’/ [Панов 1979: 137-139].
Однако изменения, происходящие в современном русском языке, привели к тому, что в некоторых словах, особенно в младшей норме, стало возможно про-

изношение смычного зубного согласного между зубными, наряду с его отсутствием. В сочетаниях стн, здн средний зубной во многих словах не произносится, однако в некоторых словах он может произноситься: костный - ко[сн]ый и кб[стн]ым, постный - пд\т\ый и иб[стн]ым, компостный - компо[сп]ый и комп6[стн]ый, беспоместный- беспомё[сн]ый и беспомё[ст]ый, челюстной- челю[сн]бм и челю\стн\ой\ безвозмездно- безвозмё[т]о и безвозмездно, бездна- бё[зн]а и бё[здн]а ‘пропасть’ звёздный- звё[зп]ый и звё\з]щ\ыйК После [р] в сочетании стн наличие [т] становится предпочтительнее, чем его отсутствие: грубошёр[стн]ый, двупёр[стн]ый, трёхвёр[стн\ый и др.
Произношение смычного зубного между зубными возможно и в других сочетаниях: гиган[-]ский и гиган[ц]ский; счас[-]лйвый, учас[-]ливый, но костлявый, хвас[т]лйвый, рас[т]лйть, пос[т]лать; шес[-]сот, но пос[-]совётский и постсоветский и др.; см.: [Аванесов 1984: 289-291; Панов 1990: 108; Каленчук, Касаткина 1997; Касаткин 2006: 200].
Чередование [т], [д] с нулем звука в этих сочетаниях утратило свою безыс- ключительность, поэтому члены этого чередования перестали воплощать одну и ту же фонему: наличие смычного зубного согласного между зубными отражает соответствующую согласную фонему, а отсутствие этого звука свидетельствует об ее отсутствии. Чередование звуков [т], [д] с нулем в этих сочетаниях, представлявшее прежде варианты одних и тех же фонем /т/, /д/, превратилось в чередование фонем /т/, /д/ с нулем фонемы.
Перестройка фонологической системы или фонемного состава отдельных слов - процесс достаточно длительный, он протекает неодинаково у разных носителей языка. Фонемный состав одних и тех же слов при одном и том же произношении может оцениваться разными говорящими по-разному: крепос[-\нйк как крепос/о/ник и как крепос/т/ник, чес[-]нёе как чес/а/нее и как чесЫнее.
В формах сравнительной степени прилагательных и наречий: радостнее, сладостнее, яростнее и т. п. достаточно прозрачна связь нуля звука между [с’н’] с фонемой /т’/, ср.: радо[с"т’], сладо[с"т"], яро[с’т’] и т. п., поэтому [с’н’] здесь представляет трехфонемное сочетание. В этих формах раньше, чем в других словах, возникает произношение твердого согласного [с] перед [н’], так как эти формы редко встречаются в речи и у глухого согласного раньше возникает отвердение, чем у звонкого. В дальнейшем можно ожидать расширения произношения [с] и на другие слова и другие позиции, произношения и [з] на месте здн".
1 Произношение взрывного согласного в таких сочетаниях шире распространено в петербургском варианте литературного языка; см.: [Чернышев 1970: 345; Вербицкая 2001: 60-61].

Сочетание ti произносится перед гласным как [ци]: natio [нацио] народ , Latium [ляциум] Латий , перед согласным как [ти]: Latinus [лятинус] латинский . После s, t, х, а также на стыке основы и формообразующего окончания сочетание ti читается как [ти]: bestia [бэстиа] животное , Attius [аттиус] Аттий , mixtio [микстио] смешение . Если гласный i в сочетании ti долгий, оно также читается как [ти]: totī us [тотиус] целого (род. пад. ед. ч.).

Сочетание su перед гласным, с которым оно образует один слог (как правило, перед гласными а, е ), произносится как [св]: sua-vis [свавис] сладкий , но: su-us [суус] свой .

Сочетание ngu перед гласным произносится как [нгв]: lingua [лингва].

Сочетания согласных

В заимствованиях из греческого языка встречаются сочетания согласных с буквой h :

Примечание:

Сочетание ch употребляется в двух словах латинского происхождения: pulcher красивый , Gracchus Гракх .

Ударение. Слогораздел. Количество слога

Ударение

Ударение в латинском языке классического периода было музыкальным, тоническим, т.е. заключалось в повышении тона при произнесении ударного слога, если он был долгим. К 5 в. н. э., после утраты количественных различий между гласными, характер латинского ударения изменился: оно стало силовым, эспираторным, как в белорусском и русском языках.

Правила ударения

I. В словах, состоящих из двух и более слогов, ударение никогда не ставится на последнем слоге. В двусложных словах ударение падает на первый слог. В словах, состоящих из трех и более слогов, место ударения определяется по предпоследнему слогу.

II. Ударение ставится на предпоследний слог, если он содержит:

1) долгий гласный (т.е. гласный, долгота которого обозначена знаком долготы): natūra [нату"ра] природа ;

2) дифтонг или диграф: Argonautae [аргонаў"тэ] аргонавты , Lacaena [ляцэ"на] спартанка ;

3) гласный, стоящий перед двумя и более согласными (т.е. гласный закрытого слога) 1 , а также перед буквамиx, z (т.е. гласный открытого слога): argumentum [аргумэ"нтум] доказательство , correxi [коррэ"кси] я исправил , oryza [ори"за] рис ;

4) буквосочетания ar, or, ur, al, os, at : orator [ора"тор] оратор.

Примечания:

1. Если предпоследний слог содержит краткий гласный, который стоит перед сочетанием смычных b, p, d, t, g, c с сонорными l, r (muta cum liqu ĭ da ), то ударение падает на третий слог от конца: arbĭtri [а"рбитри] судьи (им. пад. мн. ч.).

2. Если предпоследний слог содержит краткий гласный, который стоит перед сочетаниями qu, ch, ph, rh, th , то ударение падает на третий слог от конца: relĭquus [рэ"ликвус] остальной , elĕphas [э"лефас] слон .

III. Ударение ставится на третий слог от конца, если предпоследний слог:

1) содержит краткий гласный (т.е. гласный, краткость которого обозначена знаком краткости): arbĭter [а"рбитэр] судья ;

2) содержит гласный, стоящий перед другим гласным: justitia [юсти"циа] справедливость ;

3) является открытым слогом: praesidium [прэзи"диум] защита;

4) содержит буквосочетания ol , ul : discipula [дисци"пула] ученица.

Слогораздел. Открытые и закрытые слоги

Слогораздел проходит:

а) между двумя гласными: du-o два ;

б) между дифтонгом (диграфом) и одиночным гласным: Gnae-us Гней ;

в) перед одиночным согласным: fi-li-a дочь ;

г) между двумя согласными (кроме сочетаний muta cum liqu ĭ da ): sil-va лес ;

д) перед сочетанием qu , ch, ph, rh, th : an-ti-quus древний ;

е) перед сочетанием смычного (p , b , d , t , g , c ) с сонорным r , l (muta cum liqu ĭ da ): ca-pra коза ;

ж) при наличии групп из трех и более согласных слогораздел проходит внутри группы, при этом сочетания qu и muta cum liquida не разделяются: cas-tra лагерь , junc-tus соединенный , mons-tro показывать ;

з) согласный j между гласными обозначает два звука [йй], которые относятся к разным слогам: major [май-йор] старейший ;

и) при слогоразделе приставка выделяется: in-scri-bo вписывать .

Количество слога

В классической латыни слоги различались по количеству, т.е. могли быть долгими или краткими.

1. Открытый слог, содержащий краткий гласный, краток: arb ĭ ter судья .

2. Открытый слог перед гласным в большинстве случаев краток justiti a справедливость .

3. Открытый слог, содержащий долгий гласный, дифтонг или диграф, долог: nat ū ra природа , Argonau tae аргонавты , Lacae na спартанка .

4. Закрытый слог всегда долог, независимо от количества содержащегося в нем гласного: argumen tum доказательство .