Все о трубах в строительстве. Строительство магистральных трубопроводов - методы и этапы работ

Бывшие в употреблении трубы подходят для ряда задач жилого, инженерного и промышленного строительства. По прочности и герметичности они не уступают новым, но при этом гораздо дешевле. Степень износа зависит от сферы первоначального применения - какое сырье шло по трубопроводу до демонтажа. Это является одним из критериев, на который следует обращать внимание, если вы хотите купить трубу бу.

Какие цели в строительстве решают трубы б/у?

1. Установка нового фундамента или восстановление старого.

Из труб бу делают сваи для свайных фундаментов и сооружения на арматурном каркасе. Свайный фундамент нужен, если на застраиваемом участке подвижные почвы, высокий уровень подземных вод или если затруднено возведение монолита. Старый же фундамент станет более прочным и устойчивым благодаря «трубному» укреплению.

Видов свай много. Трубный материал часто применяют для изготовления винтовых свай, которые лежат в основе легких конструкций - ограждений, заборов, небольших хозяйственных построек.

Для возведения мостов (речных, морских) используют буронабивные, буроинъекционные сваи.

А для создания арматурного каркаса бу-трубы нарезают кольцами и укрепляют ими металлические прутья. Такой каркас обеспечивает прочность свай и равномерное распределение нагрузки.

2. Разработка котлованов.

Чтобы вырытый котлован не осыпался и в него не попали подземные воды, проводят укрепление грунта. Трубы б/у выступают здесь в двух качествах:

  • ограждение по периметру. Их забивают в почву и формируют опорную стену, которая не дает котловану «сползти» и обрушиться. Такое ограждение называют шпунтовым;
  • распорка. Она нужна, чтобы земля не выдавила шпунт, может идти в несколько ярусов. Распорные системы применяют для глубоких и сложных котлованов. Конструкция состоит из распорок и обвязочных поясов. Последние сделаны из швеллера либо двутавровой балки.

3. Укрепление береговых линий рек, морей.

Один из материалов берегоукрепления - это металлический трубошпунт. Он легкий по весу, быстро устанавливается и не требует предварительной выемки земли. Такой способ берегоукрепления дешев, на установку не влияет состав почвы, и при необходимости ограждение быстро демонтируется.

4. Возведение гидрологических сооружений.

В качестве шпунтового ограждения трубный материал бу используют в строительстве причалов, доков и портов. Гидрологические конструкции встречаются на гидроэлектростанциях, плотинах, насосных станциях, судоходных шлюзах и др.

Трубошпунт очень прочен и абсолютно герметичен, что важно при работе с водой. Он представляет собой защитную стену с приваренными к ним замками.

5. Отвод технической воды и ливневая канализация.

Часто необходимым условиям строительных работ является понижение уровня грунтовых вод. Это своего рода гарантия того, что объект не будет портиться от воды, не будет затоплен. Искусственное водоотведение требуется котлованам, автодорогам, другим подземным и наземным постройкам.

Трубы бу обеспечивают свободный водоток промышленных жидкостей и дождевых вод.

6. Понтоны и иные плавучие конструкции.

Понтон - это «плот» из трубного материала. Для этой цели подходят бу трубы, которые сваривают между собой. Среди плюсов таких построек - прочность, удобство транспортировки, устойчивость за счет веса и диаметра трубного материала. При необходимости возможен ремонт.

Основные виды понтонов:

  • для технических нужд;
  • причальные пирсы;
  • лодочные станции;
  • плавучие беседки;
  • для домов отдыха и туристических баз;
  • плавучие объекты (кафе и рестораны, дома, дачи, бани, т. д.).

7. Фундамент осветительных опор.

Трубы бывшего употребления применяют в качестве закладной части фундамента для осветительных конструкций. Чаще их используют в небольших несущих сооружениях, однако встречается применение и в линиях электропередачи (ЛЭП).

Для установки опор нужно заранее продумать фундамент. Тип и габариты, несущую способность трубных опор подбирают по проведенным расчетам индивидуально в каждом конкретном случае. В частности, учитывают регион эксплуатации.

8. Футляры для кабеля, труб, иных инженерных коммуникаций.

Футляр выполняет роль защитной оболочки. В этом смысле подходят б/у трубы диаметра 219 мм и выше. Труба-футляр предохраняет от давления и вибраций, от воды и других агрессивных сред.

Типичная технология, которую применяют для прокладывания трубы-футляра, называется «прокол». Для начала подготавливают 2 котлована - исходящий и приемный. Затем б/у трубу нарезают частями по 2,5-3 м в длину. Получившиеся «катушки» одну за другой продавливают через грунт в приемный котлован (когда первая часть полностью погрузится в почву, к ее окончанию приваривают следующую и т. д., пока не протянут трубу полностью).

Грунт из футляра убирают механическим способом, а затем вставляют в него коммуникации, др. Пространство между внешней и внутренней трубами заливают бетоном.

9. Электрохимзащита подземных трубопроводов.

Пролегающие в земле металлические трубопроводы подвержены коррозии. Чтобы их защитить и продлить срок службы, применяют б/у трубы. Механизм электрохимзащиты основан на двух принципах:

  • футляра;
  • электрохимической реакции катода и анода.

Чтобы защитить трубопровод от ржавчины, нужно сгенерировать катодную реакцию и исключить анодную. Защищаемый объект - это катод, на нем создают отрицательный потенциал. А из трубы-футляра делают анод. Для замыкания цепи положительный полюс соединяют с отрицательным. Анод выполняет функцию заземления, и процесс коррозии подавляется.

10. Конструирование шнековых транспортеров.

Шнековый транспортер на строительном объекте призван бесперебойно подавать мелкодисперсные смеси. Механизм устройства прост: в корпусе-трубе движется сплошной винт с широкими лопастями, которые и перемещают содержимое.

Лучше всего для корпуса шнека подходит бесшовная труба. На втором месте - труба с одним прямым швом или спиралевидной сварки. Для конструкции шнековых транспортеров используют трубы бу из-под газа, пара, восстановленные или лежалые. Все они имеют чистую ровную поверхность.

11. Создание пульпопроводов.

Пульпопровод - это своеобразный аналог водоотвода. Только вместо воды он отводит пульпы - смеси грунта, горной породы и воды. Пульпа образуется в ситуациях, когда строительные и горные работы ведут с применением воды или в водной среде. Протяженность пульпопровода может достигать нескольких километров. Отсюда становится понятно, что трубы бу - подходящий и дешевый способ решения данной задачи.

12. Дачное строительство.

Трубы б/у решают задачи частных дачных построек. Они просто соединяются между собой и легко комбинируются с металлами листового проката. Широкое применение бывшие в употреблении трубы получили в сооружении заборов, каркасов колодцев и скважин, дымоходов и вентиляционных каналов. Их успешно используют для арок, ворот, калиток и дверей, в качестве каркасов для гаражей и сараев.

Трубы – главные транспортеры всевозможных коммуникаций в помещения. Различают: медные, чугунные, латунные, стальные и полимерные. Каждый вид труб имеет свои характеристики и применение. Которые мы и рассмотрим ниже.

Медные трубы наиболее распространены в коммуникациях, т.к. даже хлор, которым очищают воду наслаиваясь на внутреннюю поверхность труб продлевает срок эксплуатации коммуникаций. Они долговечны, стойки к резким перепадам температур и влиянию высокой и низкой температуры, инертны по отношению к воде, не выделяют вредных веществ, а спайка и сварка труб достаточно прочная. Легки в монтаже, однако, дорогостоящи.

Чугунные трубы

Чугунные трубы тяжелые, что затрудняет монтаж, но они очень прочные. Существуют: безнапорные, фланцевые напорные, фановые, безнапорные сливные, содовые напорные, раструбные напорные. Они, как и медные, выдерживают перепады температур, стойки к влиянию воды и ее компонентов и прочему, но их порог стойкости более высок.

Латунные трубы изготавливаются из сплава меди и цинка, поэтому обладают свойствами обоих металлов, дополняя друг друга. Некоторые дополнения другими металлами повышают те или иные свойства, например, стойкость к коррозии при добавлении олова.

Латунь подвергается хромированию, что придает эстетичный вид, такие трубы и детали коммуникационных конструкций располагают там, где невозможно их скрыть.

Стальные трубы

Стальные трубы – основной материал, который использовался раньше, но такие недостатки, как невозможность монтажа без использования сварки, подверженность коррозии, нарастание известкового налета, что значительно уменьшает пропускную возможность и большой вес заставляют отказаться от выбора такого вида труб. Существуют оцинкованные и трубы с гальваническим покрытием, крепящиеся на резьбу, которые убирают недостатки, однако, не уменьшают вес.

Стальные трубы

Полимерные трубы

Полимерные трубы, в зависимости от состава и дополнений, предназначены для различного вида коммуникаций: полиэтиленовые (водо – и газопроводы под землей), полихлорвиниловый (водопровод, выдерживают до 45°С), армированные (питьевая вода и отопление), усиленно хлорированные (водопровод, выдерживают до 90°С).

Полимерные трубы

Какие мысли возникают у нас при виде гигантских дымовых труб, выпускающих в синее небо черные облака? Возможно, в первую очередь это будут мысли о сложных взаимоотношениях природы и цивилизации.

Олег Макаров

Однако, пока человечество не научилось избавляться от газообразных отходов предприятий и электростанций, не выбрасывая эти отходы подальше в атмосферу, трубы будут строиться, а возведение этих сооружений останется сложнейшей и интереснейшей инженерной задачей.

Самая высокая дымовая труба в мире была построена в 1987 году в СССР, а находится ныне на территории Казахстана. На высоту 420 м она отводит выбросы Экибастузской ГРЭС-2, вырабатывающей электроэнергию из местного высокозольного угля. Этой трубе немного уступает по высоте канадская Inco Superstack с ее 385 м, возведенная в 1971 году.

В XXI веке ничего подобного уже не строилось — сегодня ставка делается на очистные сооружения, которые серьезно снижают токсичность выбросов. Это, однако, не означает, что трубы утратили свою актуальность — просто появилась возможность строить их ниже, но не так чтобы намного: трубы выше 200 м возводятся и сегодня. Они не столь зрелищны, как небоскребы, но многие инженерные проблемы, которые приходится решать при строительстве сверхвысоких зданий, присутствуют и в работе трубокладов — да-да, именно так называют строителей дымовых труб.


Один из финальных этапов сооружения трубы — ее окраска. Здесь не может быть никаких вольностей: труба — высотный объект и должна быть хорошо заметна для экипажей летательных аппаратов.

Кирпич отступил

Классическим и самым первым материалом для строительства дымовых труб был кирпич. Пока трубы оставались невысокими, все было отлично, но по мере увеличения их высоты выяснилось, что кирпич имеет свои прочностные пределы и недостаточно хорошо работает на сжатие. Впрочем, если подобрать кирпич покрепче и связующие растворы с особыми качествами, то рекорды возможны и в этой области. Еще в 1919 году американской компанией Custodis Chimney в городе Анаконда, штат Монтана, была возведена самая высокая в мире кирпичная труба для отвода газов от множества медеплавильных печей. Труба имеет коническую форму (диаметр 23 м у основания и 18 у вершины) и уходит в небо на 178,3 м. Толщина ее кирпичных стен у основания составляет 180 см.

У этого рекордсмена не было последователей. В грядущие десятилетия самым популярным конструкционным материалом стал железобетон. Железобетонные трубы возводят и поныне, хотя уже существуют альтернативы в виде металла и пластика. Чтобы узнать, что представляют собой современные гигантские дымовые трубы, «ПМ» отправилась в Санкт-Петербург, где расположилась штаб-квартира ЗАО «Корта». Эта компания проектирует и строит высокие дымовые трубы, градирни, а также занимается их ремонтом и обслуживанием в 40 регионах России.


При возведении железобетонной трубы в зимнее время, особенно если речь идет о скользящей опалубке, строительную площадку окружают так называемым тепляком, где плюсовая температура поддерживается с помощью калорифера.

«Видео в интернете, на которых жаждущие адреналина молодые люди прыгают с высоких труб с тарзанок и с парашютами, в нашей профессиональной среде воспринимаются без восторга, — говорит Алина Смирнова, генеральный директор ЗАО «Корта». — Эти сорвиголовы рискуют ради риска, а работа трубоклада сопряжена с риском по необходимости. До сих пор работа на высоте — это тяжелый, по преимуществу ручной труд, где невнимательность и пренебрежение техникой безопасности может стоить жизни». Кубометр бетона, залитый вблизи земли, и кубометр бетона, залитый на высоте 150 м, колоссально отличаются по стоимости — так нам говорят специалисты. Чтобы убедиться в справедливости этого утверждения, стоит разобраться, как устроена и как строится современная железобетонная дымовая труба.

Все ближе к небу

Все, конечно, начинается с фундамента, и тут аналогии с небоскребом напрашиваются сами собой. Подобно ядру высотного здания, дымовая труба — это стержень, консольно защемленный в основании. Как под будущей трубой, так и под будущим небоскребом заливается бетонная плита. Плита может опираться на сваи, а может и не опираться, но в последнем случае придется значительно увеличить ее площадь. Поскольку дымовые трубы строятся, как правило, в стесненных условиях промышленных территорий, сваи обычно используют. Над плитой устанавливается так называемый стакан — круглое основание будущей трубы.


На шахтном подъемнике (решетчатой конструкции) установлена подъемная головка, к которой будет прикреплена рабочая площадка с внешней опалубкой.

Сооружение трубы в чем-то сходно с монолитным строительством зданий — она поэтапно растет вверх. Разница лишь в том, что в распоряжении трубокладов не просторные этажи, а пространство, ограниченное диаметром трубы — всего несколько метров. Существует два основных метода сооружения труб — подъемно-переставной опалубки и скользящей опалубки. Первый метод технологически проще, дешевле, но уступает второму в скорости работ и в качестве железобетонного ствола трубы.

Если трубу возводят методом подъемно-переставной опалубки, то на фундаменте (внутри будущей трубы) устанавливают наращиваемую решетчатую конструкцию — «шахтный подъемник». Он используется для подъема наверх строительных материалов (арматуры, бетона), а также служит опорой для электромеханического подъемного механизма — «подъемной головки». К головке подвешивается круглая площадка, с которой свисает внешняя часть опалубки. Внутренняя (переставная) часть опалубки монтируется дополнительно. Опалубка собрана, закреплена, в ней установлена арматура, туда заливают бетонный раствор. После того как бетон застывает и обретает конструктивную прочность, головка поднимает площадку на 2,5 м. Все повторяется снова. Таким образом труба нарастает кольцами, и каждое из этих колец имеет внутренний выступ, так называемую консоль. Зачем она?


О чем плачут трубы?

Дело в том, что помимо внешнего ствола железобетонной трубы есть еще и внутренняя оболочка, так называемая футеровка. Она выполняется, как правило, из огне- и кислотоупорного кирпича. Футеровка (в отечественных конструкциях) тоже состоит из отдельных колец, каждое из которых опирается на свою консоль. В западных трубах футеровка представляет собой обычно цельный отдельный ствол, который устанавливается внутри основного. Между футеровкой и железобетонным стволом делается теплоизолирующая прослойка из минеральной ваты, а то и просто ничем не заполненной пустоты.

Задача футеровки и теплоизоляции — сберечь железобетонный ствол от действия отводимых газов. Во‑первых, газы бывают очень горячими, на стеклопроизводстве, например, их температура достигает порой 400°. Но более того, отводимые газы обладают еще и агрессивными свойствами. В них чаще всего присутствуют соединения серы. «Если труба спроектирована неправильно или изменены условия ее эксплуатации, — объясняет Алина Смирнова, — то может произойти очень неприятная вещь: прямо в стволе трубы на определенной высоте появится зона «точки росы» и газообразные отходы начнут конденсироваться. Надо понимать, что в присутствии водяного пара, который в трубе есть всегда, соединения серы могут дать серную кислоту, и прямо в трубе пойдет кислотный дождь». Агрессивный конденсат, стекающий по футеровке, представляет большую опасность. При сильном перепаде температуры газов внутри трубы и воздуха снаружи происходит миграция влаги: конденсат проникает внутрь железобетонного ствола и разъедает арматуру и камень.


Сооружение финальной части фундамента под дымовую трубу — так называемого стакана. Сначала монтируется арматура, затем создается бетонная форма.

Иногда он выступает на наружной поверхности трубы в виде белесых пятен, а в зимний период превращается в огромные сосульки. Тогда говорят: труба плачет. Чтобы исключить такие явления, футеровку покрывают специальными составами, снижающими ее проницаемость для конденсата. А вот в трубах, отводящих газы при сжигании угля (в России много угольных разрезов и много ТЭЦ при них), защита футеровки возникает естественным образом: образующийся налет прекрасно защищает кирпич.

Недешевое скольжение

В 1960-е годы в Швеции была разработана более прогрессивная технология строительства железобетонных труб — метод скользящей опалубки. В этом случае рабочая площадка с опалубкой двигается от нулевой отметки, поднимаясь на домкратных стержнях, которые остаются в теле бетона. Высота опалубки 1,2 м, но укладка бетона происходит слоями по 20−30 см. Как только слой обретает конструктивную прочность 5 МПа, укладывается следующий. Метод скользящей опалубки позволяет наращивать строящуюся трубу на 3 м и более в сутки, процесс идет практически непрерывно, и нет необходимости разбирать и собирать опалубку.


«Однако это сложная и дорогая технология, — говорит директор по производству ЗАО «Корта» Андрей Кузнецов. — Оборудование для строительства труб методом скользящей опалубки производят только две фирмы в мире, и его эксплуатация настолько сложна, что нам приходится использовать его только под контролем иностранных супервайзеров, представляющих производителя. Строить же конические сооружения этим методом умеют только австрийцы. Кроме дороговизны, в России метод скользящей опалубки имеет еще два недостатка. Во‑первых, его практически нельзя применять при минусовых температурах (из-за постоянной подачи жидкого раствора, который может замерзнуть), а во-вторых, технология предполагает бесперебойный подвоз раствора в течение, скажем, двух месяцев, и далеко не в каждом регионе нашей страны производственные мощности такое позволяют».

Но какой бы сложной ни была технология опалубки, работа на высоте предъявляет людям высокие требования. Если строящаяся труба не оснащена лифтовым оборудованием (а до определенных высот оно не устанавливается), только забраться на высоту 100−150 м — это приличная затрата времени и сил. Работа на высоте нелегка и психологически — страх высоты заложен в человеке с рождения. Как нам рассказали, некоторые трубоклады, успешно работающие на 120-метровых трубах, отказываются наотрез от работы на 200-метровых. Страшно! Наверху на небольшой площадке нет места для тяжелой техники — для заливки раствора в опалубку рабочие используют тачки и много разного ручного инструмента. Куб бетона, залитый на высоте, «золотым» делает еще и необходимость обеспечивать безопасность трубокладов, а это стоит больших денег. «Экономия на безопасности позволяет некоторым компаниям предлагать низкие цены, — говорит Андрей Кузнецов, — но в итоге это может привести к трагическим последствиям, вроде гибели трех рабочих во время ремонта трубы Конаковской ГРЭС в мае этого года. Люди сорвались вниз вместе с люлькой, которая, очевидно, не прошла положенных испытаний».


Железный аргумент

Впрочем, железобетонным трубам с их трудоемкими технологиями есть альтернатива — металлические конструкции. Металлические трубы бывают отдельно стоящими (в этом случае металла нужно много) или закрепленными в несущем портале, имеющем вид решетчатой фермы. Возведение таких труб технологически проще, они более ремонтопригодны, но менее долговечны.

«Выбор в пользу металлической трубы должен основываться на экономических расчетах, — поясняет Андрей Кузнецов. — Если железобетонная труба наращивается, то металлическую надо собирать из кольцевых элементов с помощью кранов. Краны, способные поднять детали трубы на высоту 150 м, — это уникальные машины, аренда которых может обходиться в миллион рублей в день и выше. Чтобы удешевить процесс, мы сейчас экспериментируем с другой технологией. На всю высоту трубы выстраивается решетчатая легкосборная ферма, а затем внутри нее монтируется труба из металлических колец. Она наращивается либо сверху (тогда секции поднимаются вверх с помощью лебедки), либо снизу (тогда построенная часть трубы поднимается на домкратах). В данном случае тяжелые краны не нужны».

25 июля, 2016
Специализация: мастер по внутренней и наружной отделке (штукатурка, шпаклёвка, плитка, гипсокартон, вагонка, ламинат и так далее). Кроме того, сантехника, отопление, электрика, обычная облицовка и расширение балконов. То есть, ремонт в квартире или доме делался «под ключ» со всеми необходимыми видами работ.

ПНД трубы для водопровода на даче или в загородном доме пользуются наибольшей популярностью, на то есть несколько причин. Однако это вовсе не означает, что нет других вариантов — они определенно есть, и мы их рассмотрим. Я также расскажу вам, как организовать водопровод с погружным насосом для колодца или скважины, уверен, информация будет познавательной для многих. Приступим сразу к делу!

Выбор труб: 4 лучших варианта

Материалов, из которых можно сделать водопровод или канализацию своими руками, достаточно много, но хотелось выделить всего четыре типа:

  1. Металлические — самый популярный материал, из которого делают водопроводные и канализационные трубы. Он может быть чёрным, нержавеющим и цветным. Это такие составы как нержавеющая и чёрная сталь, чугун и медь. Кроме того, все стальные трубы могут быть холодного и горячего проката, сварными и бесшовными — от этого зависит цена и качество по прочности (какое давление они могут выдержать).
  2. Поливинилхлорид (ПВХ) — это водопроводные трубы ПНД для дачи и загородного дома, которые могут быть гибкими или жёсткими. Гибкий вариант производится в диаметре 32 мм и используется для канавы. То есть как подводка от централизованной системы или от погружного насоса к станции и в помещении. Жёсткие трубы ПВХ, используемые для канализации, могут иметь диаметр от 32 мм и более, хотя в частных усадьбах более 110 мм не используют — просто нет смысла.

  1. Полипропилен (ППР), к ак правило, используется только для холодного и горячего водопровода — разница заключается в армировании. Данные по трубам, а также инструкция по применению будет приведена ниже — это наиболее популярный вариант.
  2. Металлопласт — д о недавнего времени это тоже были достаточно популярные трубы для водопровода — они легко гнутся и их очень просто укладывать по стенам и по полу в штробы. На данный момент их популярность осталась только для установки системы тёплых полов — они получаются дешевле сшитого полиэтилена, да и по техническим параметрам превосходят этот материал. Скажу из личного опыта — не верьте рекламе — металлопласт гораздо удобнее и выгоднее монтировать на тёплый пол, нежели полиэтилен в силу его армирования, которое у ПЭ отсутствует.

Водопровод

По улице

Начнём с улицы. Вам нужно подключить погружной насос в колодце или скважине — я не буду акцентировать на этом внимание, так как это отдельная статья, а мы говорим про трубопровод. В данном случае дачный водопровод из пластиковых труб ПНД вам нужно опустить в траншею.

Для этого существуют определённые параметры — смотрите их в таблице ниже. Это, конечно, не все регионы, но вы можете узнать параметры в своей местности в любой архитектурной службе.

Город и прилегающие к нему районы Глубина в см
Ханты-Мансийск 240
Новосибирск, Омск 220
Ухта, Тобольск, Петропавловск 210
Орск, Курган 200
Магнитогорск, Челябинск, Екатеринбург, Пермь 190
Оренбург, Уфа, Сыктывкар 180
Казань, Киров, Ижевск 170
Самара, Ульяновск 160
Саратов, Пенза, Нижний Новгород, Кострома, Вологда 150
Тверь, Москва, Рязань 140
Санкт-Петербург, Воронеж, Волгоград 120
Курск, Смоленск, Псков 110
Астрахань, Белгород 100
Ростов-на-Дону 90
Ставрополь 80
Калининград 70
Ханты-Мансийск 240
Новосибирск, Омск 220

Таблица промерзания грунта до 0⁰C в разных регионах России

Желательно, чтобы прокладка трубопровода получилась ниже точки промерзания — тогда вам не придётся делать . Но, как вы сами видите, в некоторых регионах глубина нулевой температуры превышает 2м и копать такие траншеи не совсем удобно.

Поэтому можно воспользоваться утеплением. Лично я предпочитаю минеральную (базальтовую) вату, которую потом закрываю рубероидом для гидроизоляции — вата фиксируется капроновой ниткой, а рубероид вязальной или алюминиевой проволокой.

Глубина прокладки и утепление, это ещё не все составляющие успеха. Вам понадобится подушка, которую вы можете сделать из песка. На дно траншеи сыплете песок толщиной 20-450 мм.

На него кладёте трубу, которую сверху опять-таки перекрываете песком на 50-60 мм. Для того чтобы не трамбовать такую подушку (это очень неудобно), можете обильно полить её водой — песок сядет за несколько минут. После чего можно будет забрасывать выкопанный грунт.

Теперь о соединениях — фото со схемами стыковки можно увидеть чуть выше. Кусок ПНДэшки от колодца до фундамента должен быть целым, но при вводе в дом (через фундамент), а также на проходе через кольцо колодца понадобятся компрессионные фитинги.

Сделать с их помощью соединение очень просто, главное — дотянуть трубу до определённой метки. Для скважины или колодца вам понадобится фитинг 90⁰, а для ввода сквозь фундамент вам может понадобиться любой угол. Однако суть не в этом — главное правильно его собрать.

В доме

Я на всякий случай оставляю схему подключения погружного насоса, хотя это и не совсем по теме (если нужны детали — смотрите другие мои статьи). Просто хочу сделать акцент, что вы делаете ввод 32-ой трубой ПНД, а от станции уходите 20—ой трубой ППР для разводки по инстанциям.

Здесь важно определить место установки запорной арматуры. Желательно врезать эти краны возле каждого санузла, чтобы вы могли отключить при необходимости отдельную точку для ремонта.

Если вам необходим подогрев труб водопровода на даче (это нужно при тонких стенах), то лучше всего для этого использовать вспененный полиэтилен (нирелин) или минеральную (базальтовую) вату. Если же проблема серьёзная, то вы можете использовать греющий кабель, который можно вставить внутрь трубы или же просто обмотать её, а потом закрыть ещё каким-то слоем теплоизоляции.

На верхней фотографии вы видите этапы сварки полипропилена, а на изображении №4 показан разрез. Там, как видите, нет наплывов, которые могли бы сократить проходное отверстие. Посмотрите на таблицу, приведенную ниже — там показаны все необходимые параметры сварочных работ.

Таблица режима сварки PPR

Трубы PPR делятся на RN-10, PN-20 и PN-25, где цифра указывает на возможное рабочее давление. Например, труба PN-20 выдерживает 2МПа (20кг/см2) и армируется алюминиевой фольгой и её, чаще всего, воспринимают, как универсальную. Поэтому, я рекомендую использовать её как для холодной, так и для горячей воды.

Заключение

Конечно, такие трубы для газа на даче не подойдут, но вы можете использовать их не только для ГВС, но и для разводки отопления в системе с радиаторами. Вы узнали для себя полезные сведения? Делитесь своими размышлениями в комментариях.

25 июля 2016г.

Если вы хотите выразить благодарность, добавить уточнение или возражение, что-то спросить у автора - добавьте комментарий или скажите спасибо!