Белорусские Мальдивы: меловые карьеры отдых, фото и как доехать. Меловые карьеры Беларуси: Волковыск, Солигорск, Берёза

Стоило в Беларуси установиться тёплой погоде, как тут же любители водных процедур начали мечтать о поездке к озеру или хотя бы водохранилищу. Но почему-то мы упорно останавливаем свой выбор на тех местах, где уже были, даже несмотря на то, что и вода там не очень чистая, и дно озера всё в водорослях, и мошки роем летают вокруг. Традиция есть традиция, успокаиваем мы себя, забывая, что в Беларуси 10 000 озер. Многие из них очень красивые и стоят того, чтобы посетить их хотя бы раз.

Итак, какие же озера, водохранилища и карьеры самые красивые и популярные? Поездку в какие места стоит запланировать уже на ближайшие выходные? Выбираем и пакуем пляжную сумку!

Ни для кого не секрет, что с озерами больше всего повезло северу Беларуси. Именно здесь располагаются Нарочанская, Ушачская, Лепельская, Освейская группы озер, а также Голубые и Браславские озера. Каждое из этих озер красиво, почти о каждом сложена какая-либо легенда, и почти все озера севера Беларуси популярны среди белорусских и иностранных туристов. Вот лишь некоторые из них:

Озеро Нарочь (Мядельский район, Минская область) в рекламе не нуждается. Это самое большое озеро Беларуси с самой чистой водой. Если вы наслышаны о том, что якобы купаться в Нарочи нельзя, так как можно подхватить церкариоз – не верьте! Если вы не будете ходить вдоль берега, а будете плавать, заходя в воду с понтона, кроме удовольствия от купания, вас ничего не ждет!

Озеро Дривяты (Браславский район, Витебская область) является самым большим озером Браславских озер, однако его красоте и популярности не уступают и другие озера этого края. Озера Дрисвяты, Снуды, Струсто, Недрово, Волосо, Укля – только некоторые жемчужины в ожерелье Браславщины.

Озеро Освейское (Верхнедвинский район, Витебская область). Особенность озера в том, что у него есть целых два острова: один дрейфующий (местные называют его “Хозяин”) и один статичный площадью почти 5 км и заказником “на борту”.

Озеро Селява (Крупский район, Минская область) – одно из самых чистых озер Беларуси. Существует легенда, что в 1942 году в озеро упал бомбардировщик, перевозивший в Америку 4 тонны золота в качестве предоплаты за поставки по ленд-лизу.

Озеро Лукомское (Чашникский район, Витебская область) одно из самых больших озер Беларуси. А на отдельных фото и не отличишь, то ли озеро в кадре, то ли море…=)

Нельзя не упомянуть и озеро Плавно (Домжерицкий район, Витебская область). Уникальность его в том, что, купаясь в этом озере, вы купаетесь одновременно в водах двух морей. Дело в том, что Плавно – единственное озеро Беларуси, относящееся одновременно к бассейнам двух морей: Балтийского и Чёрного.

Богат на красивые озера не только север Беларуси. Так, титул самого романтичного озера Беларуси достался озеру Свитязь (Новогрудский район, Гродненская область). И немудрено: происхождение озера окутано легендами, его красота воспета в балладах Адама Мицкевича, сам он очень любил прогуливаться со своей возлюбленной вдоль берегов Свитязи, а сегодня его традицию переняли влюбленные парочки, приезжающие к озеру за романтикой и любовным советом.

Червоное озеро (Житковичский район, Гомельская область) – самое большое озеро белорусского Полесья и третье по площади озеро Беларуси. Видимо, из-за размеров Червоное озеро до 1932 года носило имя «Князь-озеро». Является также одним из немногих «цветных» озер Беларуси из-за говорящего названия.

В десятку самых больших озер Беларуси входит также и Выгонощанское озеро (Ивацевичский район, Брестская область). Через это озеро в 18 веке проходил знаменитый Огинский канал, который сегодня не используется, но достопримечательностью всё же является.

Популярным местом отдыха являются и озера Березовского района Брестской области: озера Чёрное, Белое, Споровское и водохранилище Селец . Приверженцы «дикого» туризма в Беларуси то и дело разбивают здесь палаточные лагеря, разбавляя тишину гитарными мелодиями и потрескиванием поленьев в костре.

Говоря о красивых и популярных озерах, нельзя не упомянуть и меловые карьеры, с популярностью которых в последнее время может потягаться разве что чемпионат мира по хоккею, проходящий сейчас в Минске =)

Самые популярные из них, конечно же, меловые карьеры под Волковыском. Однако не менее красивыми являются и карьеры под Гродно, около Любани (Минская область) и у деревни Лозовица (Климовичский район Могилевской области).

Посмотрев на фотографии, представленные в нашей статье, сложно и поверить в то, что эти красоты и голубая вода находятся у нас в стране, в Республике Беларусь. А ведь это действительно так! В Республике Беларусь есть свои Мальдивы, посетив которые вам не нужно оплачивать дорогостоящий тур.


Итак, давайте отправимся в путешествие и узнаем, что там и к чему, на этих удивительных сказочных красотах, которые создали руки человека. Да-да, именно руками человека созданы удивительные белорусские Мальдивы. Все дело в том, что то, что вы видите на фотографиях, этот сказочный рай не что иное, как обычные меловые карьеры, наполненные водой.

Существуют меловые карьеры, на которых можно отдыхать, а есть и те которые находятся под запретом, однако и туда многие отважные туристы отправляются, чтобы весело провести свое время.

Запрещенные для отдыха меловые карьеры


К запрещенным меловым карьерам, белорусским Мальдивам, можно отнести — «Столбы», «Гранд каньон» и «Синька» . Удивительно, то, что эти карьеры считаются самыми посещаемыми, а все потому, что многие просто не знают о тех, где купание разрешено официально.

Находятся эти запрещенные меловые карьеры на территории предприятия «Красносельскстрой», 270 км от столицы, города Минска. Дорогу найти не сложно, так как все они усыпаны мелом. Находятся запрещенные для отдыха меловые карьеры сразу за цементным заводом.


Если вы все же рискнете туда поехать отдохнуть, то вы должны знать о том, что вблизи меловых карьеров нет ни какой инфраструктуры. Все берите с собой.

Чем опасен отдых в запрещенных меловых карьерах?


Прежде всего, стоит отметить то, что каждый, кто решится посетить запрещенные меловые карьеры, рискует заполучить штраф в размере от 3 до 10 базовых величин. Но это еще не все…


Береговая линия и дно запрещенных карьеров усыпана кремнием, о который можно серьезно пораниться. Глубина запрещенных карьеров достигает 15 метров, что может стать большим риском для неопытных пловцов. Так же не стоит забывать о внезапных обрушениях берегов, которые порой случаются.

Красота может потребовать жертв, поэтому не стоит забывать об этом!

Разрешенные для отдыха меловые карьеры, белорусские Мальдивы


К разрешенным меловым карьерам можно отнести «Голубое» и «Марс» . Находятся эти карьеры сразу за автобазой, дорогу к ним вам с удовольствием покажет любой житель Красносельского.


Роскошных пляжей вы тут не найдете, но полюбоваться красотами сможете вдоволь. Спуск к воде очень крутой, и сразу с берега очень глубоко.


Для заядлых рыбаков – это настоящий рай, ведь в удивительных голубых водах старых меловых карьеров водится рыба: щука, караси и сомики.


Ну а если вы все же хотите искупаться без риска с удовольствием и действительно отдохнуть. Посетите глиняный карьер, который находится в одной минуте от старых меловых карьеров. Вода тут имеет традиционный цвет, есть отличный песчаный пляж, и на дне нет опасного кремния.



Маршрут, обозначенный зеленым на карте, мы частично подсмотрели на globus.tut.by, частично разработали сами:

Значительная часть нашего пути проходила по магистрали М1 (Е30). Судя по утренней погоде, день должен был выдаться теплым, ясным и солнечным.

Однако, когда мы отъехали от Минска километров 160, небо плотно затянуло тучами, погода переменилась, термометр на приборной панели медленно пополз к +13 С. Остальное время нашего путешествия прошло в ожидании дождя. За Ивацевичами свернули с М1 (Е30) на Р44 и въехали в Коссово. Вот и костел святой троицы, где в 1746 году крестили Тадеуша Костюшко. Собственно, одной из целей нашего путешествия была попытка ознакомить сыновей с историей "сапрауднага рэвалюцыянера", незаслужено обойденного курсом соответствующего школьного предмета:

* следующий снимок и некоторые другие в правом верхнем углу отмечены знаком . Это означает, что под таким снимком спрятан еще один – похожий или с другого ракурса. Для отображения второго снимка кликните мышкой по первому снимку, для возврата первого – кликните по второму.


На окраине Коссово в исторической усадьбе Меречевщина находится одно из двух наиболее вероятных мест рождения Тадеуша Костюшко. Там, благодаря помощи США (Костюшко- почетный гражданин США и Франции), восстановлен былой облик усадьбы. Так ли она выглядела ранее - вопрос, нас поразило эмоциональное сходство усадьбы с калифорнийским Форт Росс .


Внутри усадьбы - очень симпатичная, ухоженная экспозиция, не претендующая на историческую справедливость:


А рядом и вовсе красотища с живописным прудом на фоне просторов:


Лебединое семейство подарило нам полчаса восторга. Кто сказал, что они гадкие утята?


Рядом с усадьбой есть вся инфраструктура: и кафе (говорят, вкусно, мы были еще задолго до обеда), и маленький гостевой дом, где можно переночевать.

А совсем рядом, в пешей пятиминутной доступности великолепный дворец промышленных магнатов Пусловских (1838 год). Думаю, мы были одни из первых, увидевших дворец в таком ракурсе полностью. Еще пару месяцев назад он был почти полностью закрыт лесом и тот же globus предлагал совсем другие фото. Помните сказку о спящей красавице? Не знаю, как у вас, а по мне она и спала именно в таком дворце за дремучим лесом. Сожжен партизанами (как не прискорбно) в 1943 году. Может быть когда-нибудь мы увидим его во всем великолепии.


Дворец на реставрации, правда активных работ не наблюдалось, возможно потому, что была суббота. По замыслу дворец должен был напоминать старые английские замки.:


Ружаны от Коссово совсем близко. Более масштабных руин в Беларуси нет. Размеры дворцового комплекса Сапег поражают воображение - это больше чем полноценный стадион. Построен дворец первой половине 18 века. В центре имелся парадный двор с регулярным парком, куда можно было попасть через триумфальную арку главных ворот:

Таким он был когда-то:


Таким он сохранился до наших дней. Интересное решение придумано реставраторами. Восстановлен первоначальный вид въездного флигеля, где обустроился маленький музей. Парадный вид флигеля позволяет путешественику додумать (представить) то, как все было при Сапегах. Тем не менее сам дворец дышит историей, не дать бы только ему и дальше разрушаться.


Побродим по дворцовым "аппартаментам"

Полюбуемся на старинный камин:

Заглянем в винный погреб:

Вид из дворцового комплекса на поселок Ружаны:

Координаты GPS поселка Ружаны: : N52°51"53"" E 24°53"26"" .

Следующей точкой нашего путешествия должны стать озёра на месте меловых карьеров под поселком Красносельский.

Меловые карьеры под Красносельским и карьерные озера
В поселке Красносельский главная достопримечательность - завод стройматериалов республиканского значения. Сырье для этого завода - мел, который добывают в меловых карьерах. Карьеры делятся на действующие и заброшенные. Некоторые заброшенные карьеры оказались со временем затопленными подземными водами, в результате имеем несколько озер с водной гладью лазурного цвета. "Белорусские мальдивы..." :))
Ехали, как и многие, чисто интуитивно. Выезжаем из Ружан и едем дальше по Р44 в сторону Волковыска, огибаем его справа, и всё так же по Р44 движемся в сторону поселка Красносельский. Долго ли коротко едем, может уже и проехали эти карьеры с озерами? На нашей карте их нет вообще (эти озера слишком малы для карты области), в навигаторе такого объекта как эти озера тоже нет.
Обновление от 23 мая 2014 :
Но вот навстречу стали попадаться карьерные самосвалы БеЛАЗ - мы на верном пути! :)


БелАЗ этой модели не очень большой - занимает ровно половину этой дороги, в ширину метра 3,5-4, разъехаться с ним - нет никаких проблем. Более крупных моделей самосвалов мы не увидели. И на БелАЗах почему-то нет гос.номеров - ни спереди, ни сзади:) . БелАЗы из разрабатываемых карьеров возят выкопанный огромными экскаваторами мел на находящийся неподалеку завод "Красносельскстройматериалы". Покрытие дороги и придорожные кусты с деревьями покрыты тонким слоем меловой пыли:


Вот и первое карьерное озеро:


Берега обрывистые, крутые. Вода в озере теплая и именно такого цвета, как на экране - синевато-лазурная, даже не смотря на явную непогоду:

И еще одно озеро, рядом с первым, где за 10 минут можно поймать двух крохотных карасиков:

Время обеда уже подошло, а у нас еще куча планов. Разворачиваемся и едем в обратную сторону. Пообедали в Волковыске, сфотографировали детей у памятника волку и взяли курс на Слоним по дороге Р99. Следующий пункт - оборонительная церковь в Сынковичах - деревне Зельвенского района. Наиболее вероятным временем его строительства можно считать конец XV - начало XVI в. Массивные стены, башни и помещения над сводами с бойницами сближают его с небольшим замком. В правой передней башне одну из бойниц приспособили под жилище дикие пчелы.

Слоним. Что ни дом, то историческая ценность. К сожалению, день подходил к концу и толком посмотреть город нам не удалось.
В этот день в школах проходили выпускные вечера, центр города был перекрыт для парада выпускников.

Атмосфера праздника наполняла весь город, красивая традиция, пора и Минску перенять.

Практическая информация

Где находятся Красносельские меловые карьеры? Как найти меловые карьеры? Подробная карта

Координаты GPS меловых карьеров - N 53.289539° , E 24.50346° .
А теперь без GPS (найти по GPS - тут много ума не надо:)). Сразу оговорюсь - добраться к меловым карьерам и карьерным озерам будет удобно только на своем транспорте. Не обязательно машина или мотоцикл, но хотя бы велосипед иметь нужно. Но вариант с велосипедом подойдет только ярым любителям велотуризма. Что касается общественного муждугороднего транспорта и как доехать на нем - я не в курсе, не пробовал.
Итак, выдвигаемся в путь к меловым карьерам на своем транспорте. Если вы будете стартовать из Минска, то вам придется проехать 270-280 км, затратить 3-3,5 часа времени в одну сторону. Карта:

Ориентир для поиска меловых карьеров - город Волковыск. Выезжаем из Минска в сторону Бреста, становимся на М1 (Е30), проезжаем мимо Баранович и вскоре сворачиваем на дорогу Р99 на Слоним. Проезжаем мимо Слонима, через Зельву и приближаемся к Волковыску. Не дозжая Волковыска будет перекресток, на котором вы должны будете свернуть правее на дорогу Р44 и двигаться по ней в сторону Гродно и поселка Красносельский. Едете по Р44, пока не увидите с левой стороны заводские постройки - это завод стройматериалов в поселке Красносельский. И примерно здесь же будет съезд (или путепровод) : налево - в поселок Красносельский, направо - в сторону деревни Новоселки. Съезд этот обозначен на карте цифрой 1:

Поворачиваем направо в сторону деревни Новоселки, едем, достигаем эту деревню и проезжаем ее насквозь. Она имеет практически нежилой вид, покосившиеся домики и заборы, все это щедро припорошено мелом. Вообще, мел там везде - на дорогах, вдоль дорог все деревья и кусты в мелу. Ваш автомобиль и одежда к окончанию поездки также будут пропитаны и присыпаны меловой пылью. После Новоселок проедете еще километра 2 и увидите с правой строны заброшенные меловые карьеры, а в них - карьерные озера. Те самые, ради которых вы ехали:) . Да, все дороги, по которым ехали, - асфальтовые, грунтовок на пути не было.

В общем, почти приехали. Если у вас внедорожник или мотоцикл или велосипед, то можно свернуть с дороги и попробовать по пересеченной местности проехать поближе к берегу. А если автомобиль с низкой посадкой, то дальше придется пешком, надо лишь машину убрать с дороги - рядом БелАЗы ездят и нещадно пылят мелом. Убрать с дороги машину можно, съехав на любую второстепенную грунтовку - их там будет две или три, что-то типа кармана или ответвления от асфальтовой дороги. Дальше двигаемся по пересеченной местности, метров 100-200 необходимо преодолеть. И вы окажетесь у ближайшего карьерного озера (на карте выше обозначено "Озеро 1"). Другие озера тоже рядом, смотрите карту выше.

Многие спрашивают - а есть ли рядом с озерами какая-нибудь инфраструктура - гостиница, гестхауз, магазин хотя бы? Там нет ничего из перечисленного, вообще ничего нет. Потому, что там белорусская глубинка без прикрас. Глухомань страшная и ебеня дикие. И еще потому, что данные карьерные озера - это ведь никакая не зона отдыха, не путайте. Все карьеры принадлежат заводу "Красносельскстройматериалы" и то, что в некоторых заброшенных меловых карьерах на образовавшихся озерах туристы повадились отдыхать, купаться и ловить рыбу - это на свой страх и риск отдыхающих и рыбаков. В целом, там абсолютно дикие места, только проносящиеся мимо БелАЗы вносят нотку цивилизации.
В день, когда мы приезжали была пасмурная дождливая погода и рабочий день, поэтому толп отдыхающих мы не увидели. Но в погожие выходные дни народу там бывает немало.
Озера имеют глубину в десятки метров, вязкое дно и крутые берега. Купание в этих озерах в некоторой степени опасно, имейте это ввиду. Дышать меловой пылью также не полезно. Подумайте об этом. Но один раз увидеть эти озера - это стоит того!

Те, кто уверен, что белые песчаные пляжи, омываемые голубыми волнами, бывают только в далеких странах, должен увидеть меловые карьеры под Волковыском. Недаром этот природный объект получил название «Белорусские Мальдивы».

Общая площадь карьеров равна 300 футбольным полям. Как понятно из названия, здесь добывают мел, а со временем отработанные карьеры заполняются водой. Яркий бирюзовый цвет ей придают остатки меловых пород. Заросшие деревьями обрывы и крупные кремниевые обломки дополняют уникальный пейзаж.

Сюда приезжают отдохнуть, пожарить шашлыки и искупаться. Много здесь рыбаков и даже дайверов. Тишина и мягкий климат привлекают любителей «дикого» отдыха.


Несмотря на близость и красивые виды, находиться на карьерах запрещено. Для этого есть несколько причин:

  • крутые спуски. Поскольку карьеры – объект промышленный, спуск к воде представляет собой высокий, почти вертикальный склон. Добираться до воды достаточно сложно и травмоопасно, удобные спуски и пологие участки немногочисленны;
  • промышленные работы. На многих объектах до сих пор ведутся активные разработки;
  • глубокое дно и сыпучие края насыпей. Поэтому здесь опасно не только купаться, но и просто любоваться красотой природы слишком близко к берегу.


Большое количество несчастных случаев вынуждает правоохранительные органы проводить регулярные рейды и штрафовать нарушителей. Также многих туристов отпугивает отсутствие инфраструктуры – даже на заброшенных карьерах, где уже не ведутся работы, нет никаких признаков благоустройства. Здесь достаточно места, чтобы поставить палатку, но ни столиков, ни кабинок, ни мусорных баков нет.

Некоторые отработанные карьеры проходят процесс рекультивации. Кое-где уменьшается высота берегов, убираются грозные таблички. Однако полноценного проекта по превращению отработанных карьеров в туристическую зону до сих пор нет.

Фото

Где находятся меловые карьеры?

Карьеры можно найти неподалеку от поселка Красносельский. Добираться придется на машине, транспорт сюда не ходит. Причина этого проста: несмотря на огромную популярность у туристов, карьеры – это промышленный объект. Во многих из них до сих пор добывают мел. Поэтому на подъезде желающих отдохнуть встречают предупредительные таблички.

Расстояние от Минска до места назначение примерно 260 километров. Здесь есть два варианта как проехать туда – по трассе Брест-Москва (т.н. «Олимпийка»), и по трассе Минск-Гродно. Второй вариант мы отмели сразу, так как, во-первых, здесь практически все время узкая дорога (двухполосная), во вторых мы ездили по ней миллион раз, и поэтому особого интереса у нас этот маршрут не вызывал.

Что касается «Олимпийки» - то это автомагистраль, на всей протяженности которой встречные потоки разделены металлическим ограждениям. Здесь в каждом направлении имеется по две полосы движения. А максимальная разрешенная скорость движения для легковых авто составляет 120 км/ч.

Дорога находится в отличнейшем состоянии, и ехать по ней – одно удовольствие. Единственное, что практически на всем пути следования не встречаются населенные пункты (но ведь автомагистраль – есть автомагистраль, и она проходит в стороне от поселений).

По этой дороге мы проехали чуть дальше Баранович (довольно большой город по меркам РБ – один из первых по величине после столицы и областных центров). После Баранович нужно свернуть с «Олимпийки» направо – в сторону Слонима (указатель там имеется). И обогнув этот город, отправиться в сторону н.п. Зельва и Волковыска. Не доезжая пару километров до Волковыска, мы свернули на н.п. Красносельск. Здесь то и расположены эти самые карьеры.

Меловые карьеры принадлежат ОАО «Красносельскстройматериалы», которое занимается производством цемента и прочих строительных материалов. При въезде в город и подъезде к этому комбинату перед нами открылась следующая картина: по дороге без устали снуют груженные мелом МАЗы и БЕЛАЗы. При этом дорога, обочины и придорожные постройки покрыты толстым слоем белой пыли. Создается такое ощущение, как будто здесь все покрыто снегом – зима посреди лета.

При подъезде к самим карьерам мы обнаружили множество машин, расставленных вдоль дороги, по полю, в различных поездах, в общем, где попало. Причем, судя по номерам, люди едут сюда из всех областей Беларуси. Очень много автомобилей с российскими номерами.

Сразу стоит сказать, что карьеры являются технологической территорией ОАО «Красносельскстройматериалы». И на некоторых из них и теперь ведутся работы. Поэтому посещение этих объектов посторонними запрещено (о чем гласят расставленные там таблички). Но с такой массой народа просто так не справишься, поэтому представители вынуждены смотреть на туристов сквозь пальцы.

Стоит отметить, что все стремятся проехать на авто прямо к берегу какого-нибудь из карьеров. Работники предприятия активно с этим борются, регулярно закапывая проделанные машинами «козьи тропы». Но они появляются снова и снова (спасибо посетителям на внедорожниках). Вот и нам удалось найти такую дорожку и подъехать прямо к одному из карьеров (правда, при съезде с дороги авто повис на «пузе», но немного погазовав, выгребся-таки).


Возле карьеров, честно сказать, место для разбивки лагеря найти сложновато. Во-первых, здесь просто огромное количество машин, которым также, как и мне удается пробраться прямо к берегу. Во-вторых, берега в буквальном смысле замусорены. Здесь просто неимоверное количество мусора, оставленного туристами, которые не могут после отдыха просто тупо закинуть его себе в багажник и вывезти, а бросают где попало. Этот момент очень раздражает – сложно найти место, где бы не было куч с мусором.

Углубившись в лес, расположившийся меду двумя большими неиспользуемыми уже карьерами, мы все-таки нашли подходящее местечко, установили палатку (так как ехали с ночевкой), и пошли изучать близлежащие карьеры.

Да, действительно, то, что мы видели на картинках, не было обманом зрения. Перед нами открылась гладь яркой бирюзовой воды и множество людей, загорающих на берегу, и купающихся в карьерах. Стоит отметить, что глубина здесь немаленькая. Берега обрывистые. Стоит отойти на пару метров от берега, и дна не нащупаешь, даже нырнув «с руками». Кстати, говорят, что в одном из карьеров когда-то затонул экскаватор (но не обычный, а большой – горный, которые используются на выработках). И если повезет, то в хорошую погоду можно увидеть его очертания с берега где-то там, в глубине.

Переночевав в палатке, утром мы отправились на «экскурсию» по всем карьерам. Нам удалось обойти 5. И каждый из них по-своему уникален. Где-то вода не бирюзовая, а зеленая, где-то очень удобные берега для купания и т.д. В общем, посмотреть там есть чего.

Возвращаясь обратно при выезде на дорогу, мы обнаружили, что нашу вчерашнюю «лазейку» засыпали бульдозером. Но к счастью, неподалеку от нее автомобилисты разбили новую. Немного потрясясь по полю, мы выехали-таки на дорогу.

Итого: 260 км от Минска, около 3 часов пути, если не спешить, и вы попадаете в местный «рай» - на «Белорусские Мальдивы».