Постановка на гку многоквартирного дома. Дом построен! Постановка на кадастровый учет. Кадастровый учет МКД

Каждый объект недвижимого имущества согласно законодательству должен быть поставлен на учёт в кадастре. Это обеспечивает полный перечень правомочий собственника и гарантирует их. Без постановки на учёт недвижимость не признаётся в качестве объекта права собственности. По этой причине постановка дома на кадастровый учет – это первостепенная задача любого собственника.

Кадастровый учет дома является необходимым в следующих случаях:

  • при завершении строительства дома;
  • при утилизации строения;
  • при внесении изменений в сведения об объекте.

Даже при решении судебных споров именно по факту учёта и данным в кадастре устанавливаются характеристики спорного объекта недвижимости, в том числе сведения о собственнике. Регистрировать можно как часть дома и дом целиком, так и недостроенные здания как таковые.

В целом регистрация объекта даёт владельцу следующие правомочия:

  • право владения и распоряжения объектом по своему усмотрению;
  • правомочие передачи объекта в залог, в том числе и под кредит;
  • обменять его или оставить по наследству;
  • реализовать объект.

Постановка на кадастровый учет жилого дома в единой базе и в открытом доступе гарантирует защиту прав собственников от нарушения со стороны третьих лиц (самозахватов, мошенников и т. д.).

Итак, как поставить дом на учёт? Для начала стоит отметить, что учёт частных домов, а также постановка на кадастровой учет многоквартирного дома, являются процедурой не обязательной. Она проводится по желанию собственника дома и в его интересах. В силу указанных выше обстоятельств регистрировать дом всё же рекомендуется. Процедура сама по себе не сложная и для её проведения не требуется много времени.

Регистрация дома состоит из следующих шагов:

  1. Сбор документов.
  2. Выбор способа представления документов в уполномоченный орган.
  3. Оплата установленного сбора.
  4. Составление заявления и подача выбранным способом.


Подавать собранные документы и заявление можно следующими способами:

  • непосредственное обращение в уполномоченные органы;
  • через МФЦ;
  • подача онлайн заявки;
  • почтовая служба;
  • заказ выездной службы кадастрового органа.

Оплата государственной пошлины является обязательной. Её сумма при этом различается. Всё зависит от формы ответа. Он заключается в оформлении кадастрового паспорта на частный дом. Так:

  1. При заказе паспорта на бумаге пошлина составляет 200 рублей.
  2. При заказе документа в электронной форме – 150 рублей.

Квитанцию также необходимо представить при подаче заявления. При онлайн заявке квитанция показывается во время получения паспорта.

В нормы законодательства, устанавливающие перечень документов для постановки частных домов на государственный учёт, очень часто вносятся изменения. Чтобы обладать более достоверной информацией, необходимо обратиться в местное отделение Росреестра или Многофункциональные центры населённых пунктов. Там же и осуществляется постановка на учёт частного дома.


Для постановки дома на кадастровый учет нужны следующие документы:

  • заявление согласно установленному образцу (выдаётся и заполняется на месте);
  • действительный и соответствующий реальности технический план частного дома;
  • определяющий право собственника документ в оригинале;
  • план частного дома из БТИ;
  • разрешительные документы для строительных работ.

Также необходимо представление паспорта владельца в оригинале. Копия паспорта снимается на месте. В противном случае копию можно заверить у любого нотариуса. При осуществлении процедуры через представителя нужна также нотариально заверенная доверенность от имени собственника.

Проверку достоверности представленных документов осуществляет сотрудник соответствующего органа. При обнаружении подлога или недостоверности данных в приёме документов будет отказано.

Технический план представляет собой обязательный инвентаризационный документ для любого объекта строительства. Он содержит сведения, перечень которых строго определён, и без которых осуществить учёт частного дома в единой базе объектов недвижимости не получится.

В отличие от техпаспорта, который оформляется на жильё при постановке на кадастровый учет многоквартирного дома, в техническом плане частного дома определяется строгая привязка его к участку. Иными словами, без земельного участка частный дом не может выступать в качестве отдельного объекта недвижимости, а значит, и передаваться другому собственнику.

В то же время привязка осуществляется по координатам и поворотным точкам на территории земельного владения, так что найти частный дом на электронной карте можно будет со 100 % точностью. Это обеспечивает не только индивидуальность объекта, но и гарантирует защиту прав собственников.


По общему правилу оформлять технический план можно лишь на объекты завершённого строительства. Однако в случаях, когда необходимо зарегистрировать право собственности на недостроенный частный дом (возникновение судебного спора, продажа), Бюро технической инвентаризации оформляет план и на такой объект.

Необходимо отметить, что составление плана технической инвентаризации осуществляется исключительно профессиональными кадастровыми инженерами. Изготовленный иными лицами документ не имеет официальной силы и не может быть представлен в государственные органы.

Чтобы получить данный документ необходимо в БТИ представить:

  • разрешение администрации на ввод объекта в эксплуатацию;
  • составленные при строительстве проектные документы;
  • в случае если постройка была совершена до 2013 года, нужно представить и технический паспорт, также составленный до указанной даты.

Если у собственника отсутствуют какие-либо документы на частный дом, то начинать необходимо с оформления декларации на новый объект недвижимости. Такая декларация составляется самим собственником с целью представления специалистам для оформления технической и проектной документации.

Рассмотрение заявления собственника и выдача кадастрового паспорта на частный дом производятся в разные сроки в зависимости от следующих обстоятельств:

  • когда подаётся заявление на повторное получение паспорта – 5 дней;
  • при подаче заявления на первичную регистрацию или внесение изменений в кадастровые данные – 10 дней.


Местные администрации населённых пунктов и власти субъектов федерации могут самостоятельно определять указанные сроки. Однако они не могут быть больше указанных выше.

При подаче заявления и документов посредством многофункциональных центров необходимо там же уточнять сроки, в которые центр осуществляет передачу заявления в кадастровую палату. Указанные сроки начинают исчисляться лишь с момента передачи МФЦ всех необходимых документов в уполномоченный орган.

Кадастровый паспорт частного дома

Итогом результата регистрации частного дома становится оформленный на него кадастровый паспорт. В этом документе содержатся сведения о частном доме как об объекте недвижимости. В нём указываются следующие характеристики частного дома:

  • целевое назначение (жилое помещение);
  • место расположения;
  • наличие инженерных коммуникаций (газ, свет, вода);
  • размер площади;
  • количество этажей (не более трёх);
  • количество жилых и нежилых помещений.

Если меняются параметры строения, об этом необходимо проинформировать кадастровую палату. Для этого подаётся новое заявление с новым техническим паспортом частного дома. Без этого возможны споры при смене владельца или уплате налогов.

При продаже, дарении или покупке, а также наследовании частного дома в регистрирующий орган необходимо представить кадастровый паспорт. Однако при представлении документации в государственные органы по той или иной причине подавать паспорт частного дома не нужно. В свою очередь, сотрудники госорганов не имеют права его требовать, так как он получается самим органом путём подачи запроса в кадастровую палату или Росреестр.

Отказ в регистрации объекта недвижимости

Основное правило при получении от уполномоченного органа отказа – это обратиться в суд. Иногда основания отказа могут быть несущественными или же ошибочно принятыми, так что разобраться можно именно через судебный орган.

В целом, отказ может быть дан по следующим причинам:

  • ошибки в заполнении документов;
  • недостаток документов;
  • подача заявления не имеющим на то право лицом;
  • осуществление незаконной постройки;
  • осуществление постройки с нарушением законодательства;
  • объект не имеет доступа к транспортным путям;
  • если дом или участок под ним находятся на территории сразу двух районов (населённых пунктов).

Если постройка является незаконной, то узаконить ее можно только через суд, доказав, что на момент осуществления строительных работ не было возможности получить разрешительную документацию. При этом следует иметь в виду, что объекты незаконного строительства могут быть снесены по решению суда.

Причину отказа сотрудники уполномоченного учреждения должны представить подробно и в письменном виде. Если указанные причины можно устранить самостоятельно, без обращения в суд, то сделав это заявление можно подать повторно.

Таким образом, поставить дом на кадастровый учёт в единой базе объектов недвижимости и получить кадастровый паспорт – хоть и не обязательно, но рекомендовано. Это позволяет собственнику публично заявлять о своих правах, а также открыто реализовать их в случаях распоряжения своим домом в качестве имущества.

Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости (Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) появился в 2017 году в результате объединения в один информационный ресурс Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и Государственного кадастра недвижимости (ГКН).

">ЕГРН ) о Кадастровый учет - это учет сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого имущества с определенными характеристиками или прекращение его существования.">кадастровом учете может понадобиться как само по себе, так и вместе с регистрацией прав на недвижимость.

Только кадастровый учет требуется, если вы:

  • существенно изменили характеристики (например, увеличили площадь) здания, сооружения на земельном участке, который находится у вас в собственности или которым вы пользуетесь на других законных основаниях;
  • снесли расположенное на таком участке здание, права на которое ранее не были зарегистрированы в ЕГРН.

Кадастровый учет с одновременной регистрацией прав на недвижимость требуется, если объект недвижимости:

  • был создан (например, построен частный дом) и, соответственно, ранее За исключением ранее не учтенных объектов недвижимости, в отношении которых было выдано разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (например, многоквартирные дома). В этом случае объект ставит на кадастровый учет тот орган государственной власти или местного самоуправления, который выдал разрешение. ">не числился в ЕГРН либо был образован (например, путем деления участка земли);
  • прекратил свое существование (при условии, что раньше права на него были зарегистрированы в ЕГРН).

Если характеристики объекта недвижимости не менялись, но у нее изменился собственник, то необходима только .

Ставить недвижимость на кадастровый учет должен собственник (независимо от того, кто он: гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства). Если собственник несовершеннолетний, от его лица может выступать законный представитель (родитель, усыновитель, опекун, попечитель). С 14 лет ребенок может поставить недвижимость на кадастровый учет сам. От лица недееспособных заявление на регистрацию права подают их опекуны. При необходимости можно оформить нотариально удостоверенную доверенность на представителя.

2. Какие документы нужны для кадастрового учета?

Пакет документов, которые необходимы для постановки недвижимости на кадастровый учет, зависит от того, какой объект недвижимости вы хотите поставить на кадастровый учет - земельный участок, дом, машино-место или что-то еще.

Чтобы узнать, какие документы понадобятся именно вам, воспользуйтесь специальным конструктором жизненных ситуаций на сайте Росреестра.

На дому

Ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды I и II групп могут зарегистрировать права на свою недвижимость, воспользовавшись бесплатной услугой «Выездное обслуживание» . К ним приедет курьер, который примет заявление на регистрацию прав.

Недвижимость поставят на кадастровый учет в течение 5 рабочих дней с момента регистрации заявления и документов Росреестром, а в случае постановки на кадастровый учет на основании карты-плана территории - 15 рабочих дней. Если одновременно с постановкой на кадастровый учет будут регистрироваться права собственности на недвижимость - в течение 10 рабочих дней с момента регистрации заявления. Если вы подаете документы в центре «Мои документы», сроки увеличатся на 2 рабочих дня.

Для проверки статуса рассмотрения заявления вы можете воспользоваться электронным сервисом

Департамент недвижимости Минэкономразвития России, рассмотрев в пределах своей компетенции обращение, сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

В соответствии с пунктом 8 части 6 статьи 30 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) функцией саморегулируемой организации кадастровых инженеров является в том числе организация информационного и методического обеспечения своих членов. Согласно части 3 статьи 30 Закона N 221-ФЗ, основанием для включения сведений об ассоциации (союзе) в государственный реестр саморегулируемых организаций кадастровых инженеров является наличие предусмотренных Законом N 221-ФЗ органов управления, в том числе методического органа.

Также обращаем внимание, позиция Минэкономразвития по вопросам применения нормативных правовых актов в сфере государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе в связи с вступлением в силу Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), размещаются на официальном сайте Минэкономразвития России в разделе "Недвижимость" (Главная/Документы/Письма Минэкономразвития России, содержащие позицию по вопросам регистрации прав и кадастрового учета объектов недвижимости).

В этой связи рекомендуем до подготовки письменного обращения в Минэкономразвития России по вопросам организации кадастровой деятельности, в том числе разъяснения положений нормативных актов, подлежащих применению при кадастровых работах, обращаться, прежде всего, в методический орган соответствующей саморегулируемой организации, а также ознакомиться с информацией, размещенной на официальном сайте Минэкономразвития России.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

В силу положений пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся самостоятельные целые вещи, такие как здание, сооружение, объекты незавершенного строительства, исключение предусмотрено только в отношении помещений и машино-мест (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 14 части 2 статьи 2 Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").

Часть жилого дома не поименована в гражданском законодательстве в качестве объекта недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации.

При этом сведения о части объекта недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости только в связи с установленным (устанавливаемым) ограничением прав, обременением объекта недвижимости (пункт 4 части 3, пункт 3 части 5 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).

Таким образом, часть жилого дома представляет собой не что иное, как помещение (совокупность помещений - комнат и подсобных помещений в жилом доме), являющееся конструктивной частью здания (его неотъемлемой частью).

При этом отнесение такого помещения к части здания не влияет на изменение его характеристик в качестве такового, и не наделяет его признаками отдельно стоящего здания.

Однако, следует учитывать что согласно части 7 статьи 41 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или в жилом строении (предусмотренном Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан") не допускаются.

Положениями Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (в редакции до 1 января 2017 г.) также не предусматривалась возможность государственного кадастрового учета частей индивидуального жилого дома или квартир (помещений, комнат) в таких домах.

Относительно раздела жилого дома отмечаем.

Принимая решение о "разделе" жилого дома, необходимо иметь в виду положение абзаца второго пункта 3 статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому, если выдел доли в натуре не допускается законом, собственник, выделяющий свою долю в натуре, имеет право на выплату ему стоимости его доли другими участниками долевой собственности, а также статьи 133 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, выдел доли из общего имущества в натуре возможен в отношении не каждой недвижимой вещи.

При этом согласно пункту 35 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если объект недвижимости, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями.

При этом с учетом положений пункта 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 6/8, невозможность выдела доли из имущества, находящегося в долевой собственности, в натуре, в том числе и в случае, указанном в пункте 3 статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации, не исключает права участника общей долевой собственности заявить требование об определении порядка пользования этим имуществом, если этот порядок не установлен соглашением сторон.

Вместе с тем в случае если в отношении здания в силу его архитектурно-конструктивных особенностей не может быть осуществлен раздел, следует принимать во внимание, что здание, являясь объектом капитального строительства, может быть реконструировано таким образом, что бы его раздел стал возможным.

В силу положений Закона N 218-ФЗ при разделе объекта недвижимости образуются объекты недвижимости того же вида что был исходный объект недвижимости, но с собственными характеристиками, отличными от характеристик исходного объекта недвижимости, исходный объект недвижимости прекращает свое существование. При этом образованные объекты недвижимости должны иметь возможность эксплуатироваться автономно, то есть независимо от иных образованных в результате такого раздела объектов. Образованные объекты недвижимости после их постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на них становятся самостоятельными объектами гражданских прав.

Таким образом, а также с учетом пункта 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 г., в целях раздела здания необходимо обеспечить физическую автономность и независимость образуемых в результате раздела зданий друг от друга.

Порядок осуществления реконструкции объектов капитального строительства регулируется положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). При этом следует учитывать, что применительно к рассматриваемому в обращении случаю, упрощенная процедура согласования органами власти строительства (реконструкции) предусмотрена законодательством в отношении строений, располагаемых на садовых и дачных земельных участках (не требуется разработки проектной документации и получения разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию), объектов индивидуального жилищного строительства (не требуется разработки проектной документации и получения разрешения на ввод в эксплуатацию). В отношении жилых домов блокированной застройки согласование органами власти строительства (реконструкции) осуществляется в общем порядке, предусмотренном статьями 48, 49, 51, 55 ГрК РФ (требуется подготовка проектной документации, получение разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию).

Также обращаем особое внимание, что решая вопрос о разделе здания, необходимо одновременно решать вопрос относительно того, возможно ли осуществление указанных действий на земельном участке, на котором расположено соответствующее здание (с учетом, например, требований к минимальному размеру земельного участка), а также соотносятся ли указанные действия с видом разрешенного использования такого земельного участка.

Учитывая изложенное, для того, чтобы "разделить в натуре" указанное в обращении здание (индивидуальный жилой дом) на блоки жилого дома блокированной застройки, может потребоваться осуществить в установленном законом порядке его реконструкцию, в результате которой будет создано здание "жилой дом блокированной застройки".

Требования к жилым домам блокированной застройки содержатся в Своде правил N 55.13330.2011 "Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001", утвержденном приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. N 789).

В случае, если в отношении здания строительных работ по его физическому разделу не требовалось и не производилось, в целях обоснования кадастровым инженером кадастровых работ в разделах "Заключение кадастрового инженера" технических планов, в том числе могут быть указаны реквизиты заключения по итогам проведенного технического обследования образованных зданий, подтверждающего автономность эксплуатации этаких зданий, подготовленного индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, имеющим выданные саморегулируемой организацией, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций, свидетельства о допуске к таким видам работ, согласно которому образованные в результате раздела здания имеют возможность эксплуатироваться автономно, то есть независимо от иных образованных в результате такого раздела объектов. Копия такого заключения включается в приложение к техническим планам.

Приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953 утверждены форма технического плана и требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений; согласно пункту 17 названных Требований при одновременном образовании объектов недвижимости в результате преобразования объекта недвижимости (объектов недвижимости) технический план оформляется в виде одного документа; при этом количество разделов "Описание местоположения объекта недвижимости", "Характеристики объекта недвижимости", "Заключение кадастрового инженера" (при необходимости), "Схема геодезических построений", "Схема", "Чертеж", "План этажа (этажей), План части этажа (этажей), План здания, сооружения, План части здания, сооружения" (в отношении технического плана помещения, машино-места с учетом пункта 7 указанных Требований), должно соответствовать количеству образуемых объектов недвижимости; названные разделы технического плана заполняются в отношении каждого образуемого объекта недвижимости.

На основании статьи 41 Закона N 218-ФЗ:

в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости (часть 1);

снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости (часть 3).

Лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав, установлены статьей 15 Закона N 218-ФЗ.

Обращаем также внимание, что вопросы строительства, реконструкции объектов капитального строительства отнесены к компетенции Минстроя России в соответствии пунктом 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038. В этой связи за разъяснениями относительно особенностей осуществления работ по реконструкции объектов капитального строительства с целью их раздела в конкретном случае полагаем целесообразным обратиться в Минстрой России.

Обзор документа

Сообщается, что кадастровый учет и регистрация права собственности на помещение или помещения (в т. ч. жилые) в жилом доме (объекте ИЖС) или в жилом строении не допускаются.

В целях раздела здания необходимо обеспечить физическую автономность и независимость образуемых в результате раздела зданий друг от друга. В частности, возможна реконструкция, в результате которой будет создано здание "жилой дом блокированной застройки".

При этом следует учитывать, что одновременно необходимо решать вопрос относительно того, возможно ли осуществление указанных действий на соответствующем земельном участке (с учетом, например, требований к минимальному размеру участка), а также соотносятся ли указанные действия с видом разрешенного использования участка.

В случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест кадастровый учет и регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов.

Снятие с кадастрового учета и регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с кадастровым учетом и регистрацией прав на все объекты, образованные из таких объектов недвижимости.

Постановка на кадастровый учет

Внесение сведений об объектах капитального строительства (ОКС) в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) производится на основании подготовленного кадастровым инженером документа – технического плана здания (помещения, сооружения, объекта незавершённого строительства или единого недвижимого комплекса).

Федеральный закон “О государственной регистрации недвижимости” от 13.07.2015 N 218-ФЗ дает ответы на процедуру постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственную регистрацию прав.

О чем нужно позаботиться предварительно?

Ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома - забота застройщика, которому необходимо подготовить пакет документов. Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:

  • заявление;
  • градостроительный план земельного участка;
  • правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;
  • разрешение на строительство;
  • акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации;
  • схема, отображающая расположение построенного, реконструированного ОКС, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка;
  • технический план и др.

Согласно ГрК РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления. Только на базе данного разрешения можно заселять жильцов.

Порядок и сроки постановки на кадастровый учет

Согласно Федеральному закону “О государственной регистрации недвижимости” от 13.07.2015 N 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета многоквартирного дома одновременно осуществляется государственный кадастровый учет всех расположенных в нем жилых и нежилых помещений, в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме, а также расположенных в таком многоквартирном доме машино-мест.

Документы, на основании которых может быть подготовлен технический план многоквартирного дома – разрешение на ввод такого здания в эксплуатацию, проектной документации или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта такого здания.

По срокам постановка на кадастровый учет МКД займет менее месяца. Около 2 недель документация рассматривается в департаменте градостроительства, еще неделю - в Росреестре. Данные будут внесены в ЕГРН за период около 10 дней. Чтобы процесс кадастрового учета многоквартирного дома не замер из-за неправильно оформленных документов или нехватки одной из справок, стоит обратиться к профессионалам.

Стоимость услуг по подготовке технического плана на многоквартирный дом (МКД) можно уточнить по телефону 8-905-259-67-68. Консультация застройщиков (юридических лиц, ИП) и частных лиц осуществляется бесплатно!

Специалисты ООО «Мир Кадастра» возьмут на себя все хлопоты, связанные с подготовкой документации и процедурами, необходимыми для регистрации многоквартирного дома.

Каждое вновь возведенное здание проходит тщательную проверку компетентных служб, прежде чем будет введено в пользование. Одним из наиболее важных документов, позволяющих использовать новостройку является постановка на кадастровый учет.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

На основании работы Росреестра выдается технический паспорт, а каждой квартире многоквартирного дома присваивается номер. Первое, что стоит узнать гражданину при оформлении пакета документов для приобретения жилплощади в новостройке – это факт присвоения кадастрового номера. Данные можно найти на официальном сайте Росреестра. Для этого нужно знать комбинацию цифр – номер свидетельства о праве собственности.

Общие сведения

Документ, подтверждающий проверку Росреестра, называется кадастровый паспорт. Экземпляр кадастрового паспорта должен быть у каждого собственника, независимо от места проживания.

Кадастровый паспорт содержит данные:

  • кадастровый номер квартиры;
  • площадь помещения;
  • техническое оснащение постройки;
  • особенности постройки, материалы для строительных работ и вариант отделки;
  • подробные данные о владельцах жилплощади;
  • размещение здания, адрес;
  • данные оценочной стоимости для определения размера налога на имущество.

Вся информация доступна на официальном сайте Государственного кадастра недвижимости. Здесь можно получить данные о здании и возможной задолженности по налоговым платежам.

Проведение процедуры регистрации обязательно для такой недвижимости:

  • квартиры;
  • помещения для склада;
  • помещения для осуществления производства;
  • линейные строения;
  • здания в процессе постройки.

При желании сделать перепланировку квартиры, сместить не несущие стены, сделать пристройку в доме, нужно перевыпустить паспорт. Без этого документа продать квартиру с перепланировкой будет невозможно, а также самостоятельные действия не приветствуются нормами жилищного права.

Если внести изменения в структуре здания и не отобразить их документально, то невозможными становятся сделки купли-продажи, дарения или обмена.

Кадастровый номер присваивается или ликвидируется при таких обстоятельствах:

  • при окончании капитального ремонта в квартире;
  • при заселении новостройки;
  • при частичной продаже или при разделении имущества;
  • при продаже жилплощади.

Правовые нормы

Постановка многоквартирного дома на кадастровый учет осуществляется согласно регламента ФЗ от 13.07.2015 . Статья 19 данного законодательного акта определяет обязанность регистрации многоквартирных домов посредством кадастрового учета. Осуществление данной процедуры находится в компетенции органов местной власти и иных наделенных полномочиями лиц.

После принятия решения о вводе задания в эксплуатацию, уполномоченное лицо передает документы в Росреестр. Часть первая статьи 19 ФЗ № 218 предполагает срок отправки документов и заявления – максимум 5 дней после принятия решения о вводе в эксплуатацию.

Росреестр имеет три дня на рассмотрения дела и внесения данных в Единый государственный реестр недвижимости. Особое внимание уделяется изучению технического плата помещения. Если по данному вопросу имеются замечания процедура может затянутся до трех месяцев.

Постановка многоквартирного дома на кадастровый учет

Постановка многоквартирного дома на учет не требует вложения финансов. В регионах функционируют десятки территориальных отделов Росреестра.

Подать заявление и пакет документации можно несколькими способами:

  • Посредством официального ресурса в интернете, например, воспользовавшись сайтом Госуслуги.
  • Через почту России.
  • Лично посетив одну из уполномоченных организаций.

Любой из способов позволяет в короткие сроки получить кадастровый номер при отсутствии ошибок в подаче документов.

Кто ставит?

Уполномоченными в вопросе поставки на кадастровый учет являются учреждения:

  • МФЦ по содействию в оформлении государственных и муниципальных услуг.
  • Кадастровая палата.
  • Территориальные филиалы Росреестра.

Ближайшие отделения уполномоченных организация можно узнать на интернет-ресурсах.

Сроки

Срок постановки на кадастровый учет многоквартирного дома одинаковы при обращении в любую уполномоченную организацию. Законом предусмотрены 10 дней рассмотрения с дня получения заявления от владельца объекта или доверенного лица. Отследить этап рассмотрения и работы можно на Едином портале Госуслуги. Сайт располагает всей информацией. Также посетив сайт, предварительно можно скачать бланки и ознакомится с процедурой.

На региональном уровне сроки уменьшаются. Самый быстрый способ получить кадастровый паспорт – обратиться в многофункциональный центр.

Обязанность застройщика

На основании законодательства застройщики освобождены от обязанности оформления постановления многоквартирного дома на кадастровый учёт.

Данная обязанность возложена на компетентные органы, составившие акта о вводе многоквартирного жилого дома в эксплуатацию.

Порядок оформления

На основании заявления рассматривается вопрос о присвоении кадастрового номера. При выдаче паспорта фиксируется его номер. Официальный документ выдается лично владельцу собственности или доверенному лицу. Кроме того, можно получить выписку из реестра, подтверждающую регистрацию.

Нередко получение кадастрового паспорта может затянутся при наличии ошибок. К грубым недочетам относятся:

  • недостающие документы из перечня;
  • нет печатей или подписей на бланках и документах;
  • неправильный формат заявления;
  • несоответствие нормам закона;
  • несоответствия в актах при обследовании объекта оформления.

При этом заявитель получает официальный отказ с указанием причины и рекомендациями по устранению недочетов и ошибок.

Решении Росреестра может быть оспорено в суде. Но для результативного процесса следует обратиться к квалифицированному юристу. Специалист сделает прогноз дела и обозначит положительные и отрицательные моменты.

Перечень документов

Постановка на кадастровый учет требует написание заявления нормативного образца и сбора некоторых документов.

Среди них такие бумаги:

  • паспорт гражданина;
  • выписка из гос. реестра;
  • техническая документация помещения.

Среди особенностей регистрации в 2020 году – отсутствие необходимости предоставлять свидетельство о регистрации права собственности, так как в 2016 году это правило было упразднено.

При постановке квартиры на учет, сам многоквартирный дом должен быть зарегистрирован в кадастре недвижимости. Если это не так, то владелец жилья не получит номер имущества.