«Герои Украины» убивали поляков от мала до велика. Волынская резня. Историческая справка

В июне 2016 года произошел обмен весьма интересными письмами между представителями Польши и Украины.

Бывшие президенты Украины, главы ряда украинских церквей, государственные и общественные деятели страны накануне 73-й годовщины событий, известных как «Волынская резня», обратились с письмом к польскому народу

«Мы просим прощения и в равной степени прощаем преступления и несправедливость - это единственная духовная формула, которая должна быть мотивом каждого польского и украинского сердца, стремящегося к миру и согласию... Пока живы наши народы, раны истории продолжают приносить боль. Но наши народы будут жить только тогда, когда, несмотря на прошлое, мы научимся относиться друг к другу как собратья», - написано в обращении.

«Нынешняя война России против Украины еще больше сблизила наши народы. Воюя против Украины, Москва ведет наступление против Польши и всего мира», - утверждают авторы документа. Также они просят польских политиков ««воздержаться от безрассудных политических заявлений по поводу прошлого», которые могут использоваться третьими силами.

Ответить за польский народ решили депутаты парламента от правящей партии «Право и Справедливость».

«Разница между нами касается не будущего, а общей политики исторической памяти. Проблема в сегодняшнем украинском отношении к виновным в геноциде поляков во времена Второй мировой войны, — говорится в ответе. — В Польше на государственном и местном уровнях мы не чтим людей, у которых кровь на руках невинного гражданского населения. Нас беспокоит избирательность исторической памяти, в которой открытая декларация симпатии к Польше идет в паре с прославлением тех, кто имеет на руках кровь наших земляков — беззащитных женщин и детей».

«Москалей, поляков, жидов уничтожать в борьбе»

Суть этого обмена письмами заключается в следующем. Власти Украины отлично ладящие с Варшавой на почве враждебного отношения к России, хотели бы избавиться от исторических противоречий, связанных с «Волынской резней».

В Польше тоже не настроены обострять противоречия, однако есть серьезная проблема — идеологи и исполнители тех событий сегодня на Украине возведены в ранг особо почитаемых национальных героев. Не замечать этого в Варшаве не готовы, что и следует из ответа на примирительное письмо.

Противоборство украинцев и поляков продолжалось на протяжении нескольких столетий, но в XX веке оно было облечено в новую форму.

Представители объединений украинских националистов начали практиковать террор в отношении поляков еще до начала Второй Мировой войны, в тот период, когда земли Западной Украины входили в состав независимой Польши.

В начале Второй Мировой войны и перед нападением Германии на СССР украинские националисты очень активно сотрудничали с нацистами. Идеологи националистов рассчитывали с их помощью добиться создания независимого украинского государства.

Это государство должно было стать этнически чистым, избавленным от тех, кого Степан Бандера и другие руководители националистов записали в число «врагов».

В апреле 1941 года руководство Организации украинских националистов (ОУН) выпустило инструкцию «Борьба и деятельность ОУН во время войны», где отдельным разделом оговаривались задачи и организация так называемой «службы безпеки» (то есть безопасности) после начала агрессии против СССР.

Подчёркивалось, что «служба безпеки» «имеет исполнительную силу государственными средствами уничтожать враждебные Украине элементы, которые станут на территории вредителями, а также имеет возможность контролировать общественно-политическую жизнь в целом».

Враждебные элементы — «москалей, поляков, жидов» — предполагалось «уничтожать в борьбе, в частности тех, которые будут защищать режим… уничтожать, главным образом, интеллигенцию, которую нельзя допускать ни в какие руководящие органы, вообще сделать невозможным «производство» интеллигенции, доступ к школам и т. п.».

«Резуны» за работой

Массовое уничтожение поляков на Западной Украине началось в 1943 году. Глава «службы безпеки» ОУН Николай Лебедь в апреле 1943 года предложил «очистить всю революционную территорию от польского населения». Это предложение было утверждено другими предводителями националистов, поскольку было вполне в духе генеральной линии, определенной Степаном Бандерой.

На самом деле, к апрелю 1943 года убийства поляков на Волыни и по всей Западной Украине уже приняли массовый характер.

9 февраля 1943 года отряд украинских националистов под командованием Петра Нетовича под видом советских партизан вошли в польское село Паросле близ Владимирца Ровенской области. Крестьяне, ранее оказывавшие партизанам помощь, радушно встретили гостей. После обильного застолья лжепартизаны начали насиловать девушек. Перед убийством им обрезали груди, носы и уши. Затем настала очередь мужчин — им отрезали половые органы, добивали ударами топоров. Двум подросткам, братьям Горшкевичам , пытавшимся позвать на помощь настоящих партизан, разрезали животы, отрубили ноги и руки, обильно засыпали раны солью, оставив полуживых умирать в поле. Всего в этом селе было зверски замучено 173 человека, в том числе 43 ребенка.

Когда настоящие партизаны вернулись в село, среди убитых они нашли и годовалого ребенка. Борцы за свободу Украины прикололи его штыком к доскам стола, засунув в рот недоеденный огурец.

То, что творили бандеровцы во время «Волынской резни», настолько чудовищно и омерзительно, что трудно понять — как вообще представители рода человеческого могли до такого додуматься.

В отрядах УПА существовали так называемые «резуны» — боевики, специализировавшиеся на жестоких казнях. Для расправ они использовали топоры, ножи и пилы.

26 марта 1943 года в польское село Липники ворвалась банда Ивана Литвинчука по кличке « Дубовый» , ныне входящего в число почитаемых на Украине героев УПА. В тот день люди «Дубового» уничтожили 179 человек, в том числе 51 ребенка.

В Липниках чудом спасся будущий первый космонавт Польши Мирослав Гермашевский , которому в ту пору было всего два года. Его мать, убегая от убийц, потеряла ребенка на поле. Мальчика нашли живым в окружении трупов.

Убитые в результате действий УПА-ОУН(б) жители села Липники (ныне не существующего), под городом Березно, ныне Ровненская область, 1943 год. Фото: Commons.wikimedia.org

«Очищение украинской земли»: 125 способов умерщвления

Бандеровцы не щадили никого. В апреле 1944 года при нападении на деревню Куты 2-летнюю Чеславу Хжановскую закололи штыком в детской кроватке. 18-летнюю Галину Хжановскую бандеровцы увели с собой, изнасиловали и повесили на опушке леса.

Убивали не только поляков, но и других неукраинцев. С особой с ненавистью боевики УПА относились к смешанным семьям. В том же селе Куты поляк Франциск Березовский был женат на украинке. Ему отрубили голову и преподнесли на тарелке его жене. Несчастная женщина сошла с ума.

В мае 1943 года бандеровцы вошли в село Катариновка, расположенное на Волыни. Жительница этого села Мария Боярчук была украинкой, вышедшей замуж за поляка. «Отступницу» убили вместе с дочерью, 5-летней Стасей. Девочке вспороли живот мотыгой.

Там же 3-летнему Янушу Мекалю перед смертью переломали руки и ноги, а его 2-летнего брата Марека Мекаля закололи штыками.

11 июля 1943 года отряды УПА одновременно атаковали, по разным оценкам, от 99 до 150 сел и деревень с польским населением. Убивали всех, чтобы полностью «очистить украинскую землю».

Риторика изуверов времен «Волынской резни», по сути, точно такая же, как у тех, кто сегодня собирается «очистить украинский Донбасс».

Польские историки, изучая «Волынскую резню», насчитали около 125 способов умерщвления, которые использовали в своих расправах «резуны».

Осенью 1943 года в селе Клевецк боевики решили расправиться с украинцем Иваном Аксючицем . Немолодой мужчина имел смелость не соглашаться с бандеровцами и не поддерживать их. За это «резуны» распилили его пополам. Такой способ казни избрал для Аксючица его собственный племянник, входивший в отряд УПА.

12 марта 1944 года отряд УПА и 4-й полицейский полк дивизии СС «Галичина» совместно напали на польское село Паликровы. В селе жили и поляки, и украинцы. Убийцы устроили сортировку людей. Отобрав поляков, они расстреляли их из пулеметов. Всего погибло 365 человек, в основном женщины и дети.

Око за око

Продолжать описание бесчинств можно до бесконечности. «Волынская резня» подтверждена тысячами свидетельских показаний, бесчисленным количеством фотографий, от которых кровь стынет в жилах, протоколами осмотров захоронений жертв массовых убийств.

Масштабное польское исследование позволило установить имена 36 750 поляков, ставших жертвами «Волынской резни». Речь идет только о тех, у кого достоверно установлены имена и обстоятельства гибели. Общее число жертв на сегодняшний день неизвестно. Только на Волыни оно может достигать 60 000 человек, а на все Западной Украине речь идет о 100 000 убитых.

Подобные действия не могли остаться без ответа. Формирования польской Армии Крайовой в 1944 году провели серию акций возмездия в отношении украинцев, проживавших на территории современной Польши.

Самой крупной акцией подобного рода считается нападение на село Сагрынь 10 марта 1944 года. Поляки убили несколько сотен украинцев, а село сожгли.

Масштаб ответных действий поляков, тем не менее, был не столь значителен. Число жертв ответного польского террора оценивается в 2-3 тысячи человек, хотя современные украинские историки настаивают на том, что данное число нужно умножить на 10.

Пример для подражания

После окончания войны Советский Союз и Польша, в которой в тот момент установился дружественный СССР режим, решили закрыть данный вопрос навсегда. Объединенными усилиями отряды как украинских, так и польских палачей были разгромлены.

6 июля 1945 года между СССР и Польшей было заключено соглашение «Об обмене населением». Поляки, проживавшие на территориях, вошедших в состав СССР, переезжали в Польшу, украинцы, ранее жившие на польских землях, отправлялись в Советскую Украину. Это «переселение народов» затронуло в общей сложности свыше 1,5 миллионов человек.

Гданьск. Памятник полякам, уничтоженным ОУН — УПА на Волыни и в восточной Польше в 1943—1945 годах. Фото: Commons.wikimedia.org

Вплоть до распада социалистического лагеря и в СССР, и в Польше о «Волынской резне» говорили и писали мало, дабы не портить дружественные отношения.

Но нынешнюю Польшу и Украину забыть об этих событиях не может заставить никакая дружба. Тем более, что официальный Киев видит в живодерах-«резунах» истинных героев нации, на примерах которых нужно воспитывать подрастающее поколение.

Ростислав Ищенко, обозреватель МИА "Россия сегодня"

Девятое февраля 1943 года считается днем начала Волынской резни, массового убийства жителей Волыни польской национальности как боевиками ОУН-УПА*, так и их украинскими соседями. В этот день в селе Паросла Перша было убито 179 человек: мужчин, женщин, детей, стариков. Только за то, что они поляки. В конечном итоге этнических поляков погибло от 60 тысяч до 200 тысяч, украинцев — до 30 тысяч.

Как часто бывает, историческая дата условна. Поляков убивали и раньше (чего стоит хотя бы убийство польских профессоров во Львове в июле 1941 года немецкими оккупационными властями при активной и инициативной поддержке украинских националистов). Массовый характер Волынская резня приобрела позже, с 11 июля 1943 года, когда в один день атаке подверглось 150 населенных пунктов с преимущественно польским населением.

Нынешняя бандеровская Украина заявляет, что и украинцев поляки убивали.

Правда. Убивали. И "мирных" жителей тоже.

Формально, если принять украинскую точку зрения, Волынская резня была следствием долговременного польско-украинского противостояния, в котором обе стороны допускали действия, осуждаемые мировым сообществом. Современная Украина в своей дискуссии с Польшей обращается не только к событиям 1943 года, но и к тому, что происходило в XV-XVIII веках.

Если быть абсолютно точным, то, с точки зрения Киева, польское господство на Украине в Средние века оправдывает украинские зверства в отношении поляков в ХХ веке. Более того, любые украинские зверства в отношении живших на Украине поляков — ответ на то, что украинцы в Польше были угнетенной нацией.

Никто не спорит: поляки, подавляя казацкие восстания на Украине, зачастую применяли неадекватные современному восприятию средства (сажали на кол, сжигали живьем и так далее). Тем не менее, если мы обратимся к "кодексу" наказаний того века, то обнаружим, что ничего экстраординарного не происходило. Самые же страшные казни, как правило, постигали тех, кто и сам был, мягко говоря, садистом.

Политолог: унижают украинскую нацию не поляки В Верховной раде назвали запрет бандеровской идеологии в Польше унижением достоинства украинской нации. Политолог Александр Дудчак в эфире радио Sputnik выразил мнение, что в обозримом будещем эта идеология будет осуждена и на самой Украине.

Подавляя восстания, поляки жестоко расправлялись с участниками мятежей. Уровень жестокости более чем объясним: не только потому, что каждый желающий может прочесть "Тараса Бульбу" Гоголя и понять, что из себя представляет хоть любое казацкое "восстание", хоть Запорожская Сечь (которая на тот момент была Украиной). На деле это был мятеж маргинальных бандитов против слабой, средневековой, размытой, но все же устойчивой польской государственности.

Если мы обратимся к XVIII веку и вспомним мятеж Гонты и Зализняка, то нам придется признать, что такой геноцид, какой устраивали украинские "повстанцы", мир до них видел только в колониях (и то случайно).

В Умани, Гайсине и прочих малых местечках тогдашней Виннитчины население было вырезано полностью (на 100 процентов). Украинское село полностью уничтожило польско-еврейский город.

Сегодняшние украинцы обвиняют Россию Екатерины II в том, что она не поддержала "освободительную борьбу" гайдамаков. Но Российская империя потому и умыла руки, что зверства "повстанцев" выводили их за пределы цивилизованного мира. Даже сегодня автохтонное население этого региона вспоминает гайдамаков с ужасом. Они для местных не борцы за свободу, но простые бандиты, грабители и садисты, хуже татар. Именно этих бандитов правительство Екатерины II и отказалось поддержать против Варшавы.

Итак, к концу первой трети ХХ века сложилось польско-украинское территориально-идеологическое противостояние. Обе стороны в давние времена совершали друг против друга зверства, не выходящие за пределы обычной практики того времени. Мы не можем утверждать, что Волынская резня исторически обусловлена. Все эти проблемы были давно забыты к 1943 году.

Но украинцы начали массово вырезать поляков, живших на территориях, которые украинцы считали своими. После первых эксцессов (не случайно мы обозначили 9 февраля в качестве международно признанной годовщины Волынской резни) Польша (в лице лондонского эмигрантского правительства) попыталась вступить в переговоры и мирно урегулировать конфликт.

Сегодняшняя бандеровская Украина рассказывает нам, что ОУН-УПА* боролись "против двух тоталитарных режимов" (то есть против Москвы и Берлина одновременно). Но почему-то на ее счету (по германским данным) нет убитых немецких солдат. С советскими солдатами бандеровцы начали воевать только в 1944 году. Зато польское мирное население Волыни было уничтожено ими практически полностью.

После убийства почти двухсот мирных жителей польской деревни Паросла Перша поляки не объявили войну украинцам и не ответили зеркально. Они попытались договориться. Исходя из того, что, как утверждают бандеровцы, германские оккупанты были для них главным врагом (невзирая на службу лидеров и активистов ОУН-УПА* в Вермахте и СС), поляки решили скоординировать свои действия с украинскими националистами. И напрасно.

"Я все про тебя помню!.." Ситуативный брак Варшавы и Киева дал трещину Глава МИД Украины Павел Климкин предложил полякам совместно искать историческую правду о "подвигах" бандеровцев в Польше. Даже страшно себе представить, чем это может обернуться.

Представитель польского эмигрантского правительства на Волыни Зигмунд Ян Румель после первых "эксцессов" начал переговоры с бандеровцами об урегулировании ситуации. Завершились эти переговоры тем, что, Румель, прибывший на очередной раунд "консультаций" в гости к бандеровцам, был убит. По основной версии — после избиений и пыток он был разорван лошадьми.

Это похоже на бандеровскую практику, но, при всем уважении к Румелю, формат его убийства не так важен. К бандеровцам на переговоры прибыл польский офицер, одетый в военную форму. Даже если они его просто расстреляли, это военное преступление. Более того, атака на польские села на Волыни началась на следующий день после убийства Румеля. То есть была заранее спланирована.

И вот здесь мы подходим к главному моменту Волынской резни. Пытаясь разделить ответственность с Польшей, Киев утверждает, что просто украинцы и поляки друг друга так не любили, что взяли и начали убивать. А то, что поляков погибло в два-семь раз больше, чем украинцев, так это историческая случайность.

На самом деле мирное польское население убивали не только вооруженные отряды бандеровцев, но и население соседних (или смешанных) сел. Доходило до того, что мужчинам-украинцам, женатым на польках, их же односельчане-украинцы предлагали, чтобы сохранить свою жизнь, убить жену и детей. Тех же, кто отказывался, убивали вместе с семьей. Причем тем, кого рубили топорами, пристреливали или вешали, еще везло. Убийства совершались самым садистским образом.

Мнение: у "любителей Бандеры" – реальная перспектива получить срок в Польше Президент Польши Анджей Дуда заявил, что подпишет принятый сеймом "антибандеровский закон", но затем направит его на рассмотрение конституционного суда. Ситуацию вокруг этого закона в эфире радио Sputnik прокомментировал политолог Денис Денисов.

Через два-три месяца в регион вошли отряды подчиняющейся польскому эмигрантскому правительству Армии Крайовой. Спасать им уже было некого, и они начали мстить. Именно поэтому украинцы сегодня говорят, что поляки тоже убивали мирное население.

Это правда, поляки тоже убивали не только вооруженных бандеровцев, но и формально мирных граждан. Только, с точки зрения международного права, они не убивали, а казнили. Потому что до этого "мирные" граждане (без какой-либо помощи бандеровских вооруженных отрядов) зверски расправлялись с польским населением. Таким образом, они прекращали быть нонкомбатантами, но сразу становились не просто участниками войны, а военными преступниками. Гаагский и Нюрнбергский трибуналы на тот момент еще не были учреждены, так что суд и казнь военных преступников на месте были вполне правомерны.

Конечно, как и в XVII веке, случались эксцессы. Но на войне всякое бывает.
До сих пор, сколько ни говорят на Украине, что это была "гражданская война", "взаимная трагедия" и так далее, не могут доказать, что погибшие украинцы стали жертвами геноцида и были ни в чем не повинны.

Киев просто заявляет, что, помимо 60-200 тысяч поляков, на Волыни погибло 30 тысяч украинцев. И на этом основании предлагает "свести баланс" и извиниться друг перед другом. Причем наследники Бандеры делают вид, что не понимают, что от трети до половины погибших украинцев — жертвы бандеровцев, те, кто отказался отречься от жен, мужей, детей, и убитые вместе с ними. Большая же часть остальных "мирных жителей", погибших от рук бойцов Армии Крайовой, — те самые соседи, зверски убивавшие своих вчерашних друзей, свойственников и родственников только за то, что они поляки или родственники поляков.

Польским мстителям можно вменить в вину то, что они убивали бандитов и садистов без суда, но в военное время, в тылу врага, обычные законы не действуют.

Именно поэтому польский Сейм принимает закон, определяющий Волынскую резню как геноцид, а украинская Рада, как ни кричат ее депутаты об обоюдной ответственности, аналогичный закон принять не в состоянии, поскольку, если перевести эмоции в правовую плоскость, то окажется, что в 99 процентах случаев поляки были в своем праве.

* Экстремистская организация, запрещенная в России.

- Волынская резня

Гданьск. Памятник полякам, уничтоженным ОУН - УПА на Волыни и в восточной Польше в 1943-1945 годах.

Хотя случаи уничтожения украинцев и поляков зафиксированы с 1942 года :55 , масштабный характер эти действия приобрели весной 1943 года, когда Волынский краевой провод ОУН(б) принял решение об изгнании с Волыни местных поляков. Действия украинских вооружённых отрядов первоначально были направлены против охранявших леса и государственные поместья (легеншафты ) поляков - служащих немецкой администрации. Затем они распространилась также на проживающих в сельской местности поляков - сначала на прибывших в межвоенный период, а затем и живших там постоянно . Своего пика события достигли 11 июля 1943 года, когда одновременно было атаковано более 150 польских населённых пунктов. В течение 1943 года на территории Волыни было создано до 100 польских баз самообороны, большая часть из которых была уничтожена отрядами УПА. Уцелели лишь крупные, имевшие хорошую материальную поддержку со стороны Армии Крайовой и пользовавшиеся помощью советских партизан :87-89 . С конца лета (особенно активно - с осени) они стали проводить «превентивные» нападения на базы УПА или с целью отомстить за действия отрядов УПА. Кроме того, проводились рейды на соседние украинские сёла для пополнения продовольственных запасов, при этом нередко случались убийства местных жителей, а несколько украинских сёл было сожжено частично или полностью. :88-90,95

В уничтожении поляков принимала участие часть гражданского населения украинских сёл, а в уничтожении украинцев - укомплектованные поляками отряды вспомогательной полиции и жандармерии, подчинявшиеся немцам :140-142 .

В ходе боевых действий отрядов Армии Крайовой и советских партизан против отрядов УПА также пострадала значительная часть украинского населения :154-158 . Отдельные отряды Армии Крайовой, вопреки приказам своего командования о недопустимости участия в «пацификационных» акциях против украинских сёл, переходили к «слепым» акциям возмездия :161,165-167 .

В ходе проведённого в Польше исследования «Карта» было установлено, что в результате действий УПА-ОУН(Б) и СБ ОУН(б), в которых принимала участие часть местного украинского населения и порой отряды украинских националистов других течений, число погибших на Волыни поляков составило не менее 36543-36750 человек, у которых были установлены имена и места гибели. Кроме того, тем же исследованием было насчитано от 13500 до более чем 23000 поляков, обстоятельства гибели которых не выяснены :48,279 .

Ряд исследователей говорит о том, что жертвами резни стало, вероятно, около 50-60 тысяч поляков , в ходе дискуссии о числе жертв с польской стороны давались оценки от 30 до 80 тысяч .

На Украине подобные подсчёты не проводились, число погибших с украинской стороны оценивается в несколько тысяч человек, при этом одни историки пишут об общем количестве погибших украинцев от 2 до 3 тысяч , другие о том, что в 1943-1944 годах непосредственно от действий подчиняющихся Армии Крайовой польских вооружённых формирований погибло не менее 2000 гражданских украинцев :279 .

Истоки конфликта

Украинские и польские историки указывают, что истоки конфликта лежали в общем прошлом двух народов (польского и украинского), во взаимных предубеждениях и обидах. В основные причины конфликта включают:

  • Исторические события XVI-XVIII веков, наполненные крайне жестокими крестьянскими бунтами и казацкими восстаниями, которые гасились потоками крови и оставили после себя двусторонние обиды и чувство социальной несправедливости.
  • Опыт и выводы из проигранной украинцами войны с Польшей 1918-1919 годов, которые указывали на Польшу, как на одну из основных преград при создании независимой Украины.
  • Неурегулированные общеполитические условия после Первой мировой войны, которые лишили украинцев возможности иметь собственную государственность.
  • Национальная политика межвоенной Польши на ее восточных территориях, основанная на национализме и отстранении других национальностей от участия в государственной и общественной жизни (вопрос автономии и самоуправления, проблема земельной реформы, политика в сфере образования, нарушения гражданских прав и свобод, репрессии против украинцев), которая не ликвидировала прежние социальные конфликты, но, напротив, их обострила.
  • Террористическая и саботажная деятельность УВО , а затем и ОУН , на территории Польши в межвоенный период.
  • Антипольская деятельность ОУН во время Второй мировой войны, обусловленная в основном принятой идеологией интегрального национализма Д. Донцова (опирающейся на образец нацизма) и формировала сознание украинского общества в духе ненависти к полякам как таковым, которые были преградой для создания независимой Украины.
  • Подстрекательская роль обоих тоталитарных режимов (советского и немецкого) в усилении украино-польского конфликта.
  • Деморализующее влияние войны, которая принесла огромное моральное опустошение и отход от норм социального поведения, обусловив кровавый и преступный характер конфликта.
  • Бескомпромиссные позиции как польского правительства, так и руководства ОУН в территориальном вопросе.

Последующие оценки

Несмотря на полярные взгляды, к 60-летию событий в 2003 году было принято общее заявление, отметившее факт массового уничтожения поляков и то, что в украинско-польском противостоянии они были стороной, которая преимущественно защищалась. Несмотря на этот вывод, депутатам Верховной Рады Украины с большим трудом удалось принять совместную польско-украинское парламентское заявление по данному событию, текст которого содержит общие фразы, а ответственность за уничтожение поляков возлагается на непоименованные «вооруженные формирования украинцев» .

См. также

  • Пацификация украинцев в Восточной Галиции (1930)

Примечания

  1. Ґжеґож Мотика, Антипольська акція ОУН-УПА , Український Альманах 2003. - Варшава, 2003
  2. Ільюшин І. ОУН-УПА і українське питання в роки Другої світової війни: в світлі польських документів. - К.: Інститут історії України НАН України, 2000
  3. Мищак Іван. Сучасна українська та польська історіографії про волинську трагедію 1943 року // Історіографічні дослідження в Україні. Вип. 18. - К.: Ін-т історії України НАН України, 2008. - 488 с.
  4. Ільюшин І. І. Протистояння УПА і АК (Армії Крайової) в роки Другої Світової війни на тлі діяльності польського підпілля в Західній Україні / Відп. ред. С. В. Кульчицький. НАН України. Інститут історії України. - К.: Інститут історії України, 2001. - 289 с.
  5. Siemaszko W., Siemaszko E. Ludobójstwo dokonane przez nacjonalistów ukraińskich na ludności polskiej Wołynia 1939-1945. T.1-2. - Warszawa, 2000 S.1038
  6. Організація українських націоналістів і Українська повстанська армія , Інститут історії НАН України.2004р, стр.273
  7. Ільюшин І. Українська Повстанська Армія і Армія Крайова: Протистояння в Західній Україні (1939-1945 рр.) - Київ: Києво-Могилянська академія, 2009. - 399 с.
  8. Grzegorz Motyka, Ukraińska partyzantka 1942-1960, str. 410
  9. Ґжеґож Мотика Волинь 1943 року
  10. Grzegorz Motyka. Zapomnijcie o Giedroyciu: Polacy, Ukraińcy, IPN. Gazeta Wyborcza, 24 maja 2008
  11. Ryszard Torzecki, Polacy i Ukraińcy… , s. 267
  12. Aleksander Korman, Rozmiary i metody eksterminacji kresowej ludności polskiej przez terrorystów OUN-UPA w latach 1939-1947, «Na Rubieży» 1995, nr 3 (13), s. 3
  13. Tadeusz A. Olszański, Historia Ukrainy XX w. , Warszawa 1993, s. 191
  14. Józef Turowski, Pożoga. Walki 27 Wołyńskiej Dywizji AK, Warszawa 1990, s. 48
  15. W. Romanowski, ZWZ-AK na Wołyniu 1939-1944 , Lublin 1993, s. 104
  16. СПІЛЬНИЙ ВИСНОВОК УКРАЇНСЬКИХ ТА ПОЛЬСЬКИХ ІСТОРИКІВ ЗА ПІДСУМКАМИ ІХ-Х МІЖНАРОДНИХ НАУКОВИХ СЕМІНАРІВ (Варшава, 5-11 листопада 2001 р.) //Воєнна історія, № 3-4 за 2003 год
  17. Організація українських націоналістів і Українська повстанська армія, Інститут історії НАН України.2004р
  18. Заявление президентов
  19. Україна-Польща: важкі питання. Т. 9. Матеріали IX і Х міжнародних наукових семінарів «Українсько-польські відносини під час Другої світової війни». Варшава, 6-10 листопада 2001 р. / Наук. ред. М. М. Кучерепа. - Луцьк: ВМА «Терен», 2004.
  20. Стенограмма пленарного заседания
  21. Українська правда: Кучма умовив більшість підтримати заяву по Волинській трагедії
  22. «Постановление Сейма Республики Польша от 15 июля 2009 года в отношении трагической судьбы поляков на Восточных Землях» (польск.)
  23. Корреспондент.net: Свобода требует от Польши «прекратить антиукраинскую истерию»

Литература

  • (польск.) Wladyslaw i Ewa Siemaszko. «Ludobójstwo dokonane przez nacjonalistów ukraińskich na ludności polskiej Wołynia 1939-1945 ». Borowiecky, Варшава 2000, ISBN 83-87689-34-3
  • (англ.) Tadeusz Piotrowski. «Genocide and Rescue in Wolyn: Recollections of the Ukrainian Nationalist Ethnic Cleansing Campaign Against the Poles During World War II.» McFarland & Company, 2000, ISBN 978-0-7864-0773-6
  • сборник

11 июля 1943 года принято считать днем самого массового уничтожения этнического польского гражданского населения, а также гражданских лиц других национальностей на территории Волыни Украинской повстанческой армией (УПА) - вооруженным крылом Организации украинских националистов - ОУН(б).

Как возник конфликт

Многие историки (особенно польские) справедливо называют события, происходившие на Волыни с февраля 1943 по февраль 1944 года, этнополитическим конфликтом. В широком обиходе эти события давно называются Волынской резней. Украинские историки отчаянно защищаются и врут, сводя эту трагедию к ответным действиям Армии Крайовой против гражданского украинского населения (такие акции имели место, но они были именно ответными, а главное - куда меньшего масштаба). Есть в размышлениях киевских и львовских фальсификаторов истории и капля правды: они пишут, что бандеровцы прежде всего хотели помешать будущему польскому государству претендовать на эти земли. В межвоенные годы Волынь действительно управлялась из Варшавы, а теперь, чтобы этого не было, бандеровцы предпочли вырезать тысячи мирных поляков… Итак, в 1943 году УПА при поддержке местного украинского населения (это тоже важно, их хата была не с краю) начала массовое уничтожение поляков, а также мирных жителей других национальностей, обнаруженных рядом с поляками: евреев, русских, украинцев, армян, чехов...

Парад ОУН

Резня

Конфликт внешне имел глубинные корни, противоречия между украинцами и поляками на Волыни накапливались столетиями, а при польской власти, в 1920-1930-е годы, заметно обострились, но не до того уровня, чтобы резать друг друга. Все изменилось в годы Второй мировой войны и немецкой оккупации: гитлеровцы начали активно стравливать оба народа между собой. Уже в 1942 году были зафиксированы первые случаи уничтожения поляков и украинцев, но радикальное обострение началось весной 1943-го. Именно тогда Волынский краевой провод ОУН (б) принял решение изгнать с этих земель всех поляков. Сперва начали действия против поляков, служивших в немецкой администрации и охранявших леса и государственные земли, а позже и против всех поляков, имевших несчастье жить в сельской местности. Пик действий пришелся на 11 июля 1943 года. В этот день украинскими националистами были атакованы 150 польских населенных пунктов. Поляков уничтожали не только вооруженные бандеровцы, но и простые жители украинских сел, годами жившие со своими польскими соседями. Отпор могли дать только польские партизанские отряды самообороны, но большая часть их была уничтожена боевиками УПА. Польские партизаны из Армии Крайовой в отместку также начали нападать на украинские села и базы бандеровцев, при этом случались и убийства местных жителей.

Жертвы и последствия

Одним из самых неоднозначных вопросов в спорах между историками и политиками из Польши и с Украины до сих пор является количество жертв Волынской резни. Многие польские исследователи останавливаются на цифре 50-60 тысяч погибших поляков, а масштаб ответных действий польских военных формирований оценивают в 2-3 тысячи мирных украинцев. В конце 1990-х годов была создана совместная комиссия польских и украинских историков по освещению этих событий, но подходы, как и следовало ожидать, были различными. В 2003 году, к 60-летию трагедии, президенты Украины и Польши Леонид Кучма и Александр Квасьневский приняли совместное заявление «О примирении в 60-ю годовщину трагических событий на Волыни», в котором они сожалели по поводу противостояния двух народов. Но примириться Варшаве и Киеву так и не удалось. В июне 2016 года польский парламент увековечил память «жертв геноцида, совершенного украинскими националистами в отношении граждан II Речи Посполитой в 1939-1945 годах». В том же году польский режиссер Войцех Смажовский снял художественный фильм «Волынь», где трагедия изображена настолько откровенно и страшно, что картину немедленно запретили к прокату на Украине.

Территория Волыни в разные периоды находилась в составе различных государств. С Х века она была в составе Киевской Руси и начиная с конца XII века стала составляющей частью Галицко-Волынского княжества, а уже со второй половины XIV века земли Волыни захватывает Великое княжество Литовское, но в результате отречения литовского короля от своих наследственных прав на Литовское государство в 1564 году в пользу польской короны и принятия Люблинской унии в 1569 году Волынь оказывается в составе Речи Посполитой под польским патронатом. С 1793-95 годов Волынь входит в состав Российской империи на правах Волынской губернии. Но в 1920 году Волынь снова оказывается в составе Польши. В 1939 году она входит в состав Украинской ССР. Из приведенной хронологии понятно, что, будучи в составе различных государств волынские земли имеют далеко не однородный этнический состав.

Основные конфликты на Волыни происходили между польской шляхтой и коренным ее населением, нынче именуемым - украинцами. Последний межэтнический конфликт, произошедший на волынских землях, вошел в историю под названием «Волынской резни», официально начавшейся весной 1943 года. До весны 1943-го года уже были единичные случаи истребления мирных поляков бандами украинских националистов еще в 1942 году, но они не носили масштабный массовый характер как в 1943-44 годах. Количество жертв польской национальности уничтоженных ОУНовцами, у которых были установлены имена и места гибели, насчитывается не менее 36750 человек. С польской стороны давались оценки от 30 до 80 тыс. погибших.

Польские жители Волыни и Полесья в большинстве своем являлись не автохтонным населением этого региона, хотя были и коренные жители этих мест из поляков. Жили в особых населенных пунктах - колониях. Колонистами становились ветераны войн за независимость Польши и прежде всего те, кто воевал против Советской России. Они становились владельцами больших наделов земли, некогда принадлежавших православным крестьянам и местное население, как правило, их за это ненавидело. Польским властям было, разумеется, наплевать на настроения православного украинского крестьянства, и на то чем чревата откровенная колониальная политика, во что она может обернуться. Этот факт так же можно считать предпосылкой «Волынской резни». Как показывает история, большая доля жертв в «этнических чистках» приходится на самую беззащитную часть населения - женщин, детей и стариков. Никакие политические обстоятельства не могут оправдать преступления против матери и ребенка. Даже в преступном мире, в местах не столь отдаленных, с такими лиходеями обращаются как с последними отбросами. Это касается не только вояк УПА, но и тех выродков из Армии Крайовой, а так же поляков, работавших на гитлеровцев, которые в отместку на геноцид УПА начали уничтожать мирное украинское население.

Причины случившегося тянутся из глубины веков. Чтоб представлять полную картину этих событий нам предстоит учесть многие важные исторические подробности.

В тот период, когда на Галичине активно взращивалась украинская идея, Волынь находилась в составе Российского Государства. Но со времен Польши положение автохтонного коренного населения волынских земель мало чем изменилось. Основными землевладельцами и хозяевами жизни на Волыни как была при польской короне, так и оставалась при царской России польская шляхта. Хотя шаги по улучшению жизни крестьян в Волынской губернии со стороны царской власти все же делались. Но либеральные взгляды династии Романовых позволили существовать на территории Российской империи такому образованию как «Королевство польское». (Австрия и Пруссия на захваченных польских территориях не дали полякам таких привилегий). Оно представляло собой часть польских земель, отошедшую к России после Венского конгресса в 1815 году, и пробыло в ее составе до 1915 года. Польская элита была безнадежно больна идеей о «Великой Польше». Шляхта никак не могла смириться с тем, что некогда могучее Польское государство было разорвано и поделено между Россией, Австрией и Пруссией и что прошли те времена, когда Польша представляла военную угрозу для своих соседей. О польской военной экспансии русских земель остались одни воспоминания. Ошибочно было считать, что экспансия прекращена, просто она из военной переросла в культурную. Как раз «украинская идея» является самым убедительным доказательством и плодом польской культурной экспансии на Руси. Ее основоположники поляки Францишек Духинский и Фадей Чацкий наверно и не могли представить себе, что их сочинения станут идеологическим подспорьем «о самостийной Украине» для той «агрессивной массы» без роду и племени, которая через некоторое время начнет уничтожение их же соплеменников - поляков. Идея об отдельном украинском народе, рожденная в польских умах проповедовалась не только в Галичине, бывшей под Австровенгрией, но и на Волыни и других южнорусских землях. В отличие от России, в Галичине «украинская идея» какое-то время пользовалась поддержкой австрийской короны. В Галичине изначально ее лоббистами были тоже поляки, но появление предателей из своего коренного русского населения не заставило себя долго ждать. Вот некоторые активные деятели «украинства» в Галичине: Митрополит Андрей Шептицкий (поляк), историк Михаил Грушевский, депутаты галицкого сейма Юлиан Романчук и Анатолий Вахнянин. Как только «украинская партия» на Галичине стала принимать активное участие в политической жизни и занимать ключевые посты во власти, тогда с поляками у нее начались трения. Шляхта хотела видеть в русинах отступниках, называвших себя украинцами исключительно «преданных хлопов», но их надежды оказались тщетны.

Откровенную четкую точку зрения в отношении возникновения «украинства» и Украины мы можем увидеть в высказывании польского ксендза Валериана Калинки:«Если Грыць не может быть моим, тогда не будет он ни моим, ни твоим!». Несостоятельность воссоздания «Великой Польши» впоследствии запустила маховик создания «самостийной Украины». Но вот только не стал украинец любить своего пана - поляка. Доля вины в гибели польского мирного населения ложится не только на УПА, но и в равной степени на тех, кто заложил эту мину замедленного действия еще задолго до произошедшей «Волынской резни». (Имеется ввиду инициатива создания украинской нации).

Отщепенцы из украинского лагеря, отрекшиеся от своего Русского имени, впитали в себя весь яд польской ненависти ко всему русскому и перенесли всю свою злость в «самостийнические» амбиции. В годы Великой Отечественной войны они вцепились в горло тому народу, из которого фактически вышли их создатели. Масла в огонь так же добавила человеконенависническая доктрина «Украинского интегрального национализма» Дмитрия Донцова взятая за идеологическую основу ОУН, - «Украина для украинцев!».

К моменту нападения Германии на Советский Союз у ОУН(Б) уже имелся разработанный план строительства «Украинской Державы». Той «Державы», в которой не украинцам отводилась самая незавидная участь. Поляков, живущих на украинских территориях, изначально предполагалось насильственно ассимилировать. Представителей польской интеллигенции и «активистов» планировалось уничтожить.

Со второй половины 1942 года на Волынь начали просачиваться советские партизаны, поэтому оперативная обстановка в регионе кардинально менялась. Для того чтоб не потерять свое влияние в этих краях, возникла крайняя необходимость в устранении с Волыни и Полесья нелояльно настроенных элементов, которые гипотетически могли усложнить борьбу с «красной партизанкой» оказывая ей помощь. К тому же, центральный провод ОУН(Б), по свидетельствам некоторых бандеровцев, не имел абсолютного влияния на все свои территориальные структуры. Поэтому эти структуры начали создавать отряды для борьбы с немцами, что абсолютно не устраивало Центральный провод. Открыто заявить о своем нежелании вести боевые действия против немцев Центральный провод не мог, дабы не утратить собственный авторитет, прежде всего в глазах своего рядового состава. Перед высшим руководством ОУН(Б) стояла задача сориентировать своих рядовых бойцов на борьбу с советскими партизанами и «национальными меньшинствами». В связи с этим после проведенной войсковой конференции начала разрабатываться «военная программа» организации, создание которой завершилось к началу 1943 года. Особое место в ней занимал вопрос «национальных меньшинств», под который подпадали так же и поляки. Поляков предполагалось выселить с украинских земель, а отказавшихся подвергнуть физическому уничтожению.

Мобилизацию кадров в свои ряды из местного украинского населения под эту «программу» украинские националисты проводили под лозунгом «борьбы за независимость». Против кого будут воевать простые люди им не объяснялось, вопрос ставился объективно: «Ты за «Нэзалэжну Украину» или против?». Чаще даже и не спрашивали, приходили к крестьянину бандеровцы и говорили: «Собирайся, ты идешь воевать за «Нэзалэжну Украину!»». Отказ влек за собой расправу. Таким образом, большая часть боеспособного украинского мужского населения Волыни была мобилизована в УПА, что обеспечило немцам тыл на этих землях, поэтому у советских партизан на Волыни не оказалось необходимой военной поддержки среди местного населения для борьбы с гитлеровцами. Весной 1943 года в марте - начале апреля в формирования ОУН(Б) из украинской «вспомогательной полиции» ушли несколько тысяч полицаев - «шуцманов». Они то, как раз и стали основным стержнем УПА, так как имели специальную подготовку и опыт «этнических чисток». Тогда и наступил «звездный час» для выполнения «военной программы». Так началась «Волынская резня », которую возглавил краевой проводник Дмитрий Клячковский («Клим Савур»).

А ведь еще в начале ХХ века Волынь была опорой России во всем Юго-Западном крае. До Первой мировой войны отсюда шла поддержка и направлялась деятельность русофилов на Галичине. Но, так же, как и в Галичине, окончательно все русские тенденции на Волыни были свернуты как пережиток самодержавия с приходом сюда в 1939 году Советской власти. Установление «украинства» на территории Волыни, так же как и на территории всей Украины целиком и полностью соответствовало проводимой в Советских Республиках «коренизации». То, что «украинство» было порождением польского шовинизма и оружием габсбургской империи для искоренения русской культуры, в это никто не вдавался. Фактически Советской властью почва для деятельности украинских националистов была создана благодатная. Бандеровцам не пришлось убеждать крестьян в том, что они украинцы. Поэтому мобилизацию новоиспеченного украинского населения, проведенную ОУНовцами для борьбы за «Самостийную Украину» можно считать успешной. Не маловажно и то, что для всех национальностей в Украине у Советской власти нашлось место, только не для русских, коренное русское население стало украинским. Инакомыслие в отношении «советов» не приветствовалось и ими пресекалось, в результате чего у людей затаилась злоба на Советскую власть. Не нашлось в Украине места пережиткам русского царизма, а пережитки габсбургской монархии (отдельная украинская нация) расцвели буйным цветом, правда, в советском исполнении. ОУНовцы для себя очень выгодно сумели использовать это обстоятельство. Поэтому во время Великой Отечественной войны банды украинских националистов сильно затруднили деятельность советских партизан на западной Украине, задействовав в своих преступных целях весь боеспособный человеческий ресурс под флагом «украинской идеи» и «украинской самостийности».

Но справедливости ради стоит отметить, что были на Волыни и в Полесье сознательные, думающие люди, которые знали и понимали чего стоит эта «самостийная Украина» и кто за этим стоит, они уходили к советским партизанам. Помимо поляков, которые видели в советских партизанах своих спасителей, к партизанам уходили так же и те, кто видел в немцах и «свидомитах» большее зло, закрыв глаза даже на то, что им ни по своей воле пришлось стать украинцами еще при «советах».

Кровавые вакханалии были нужны прежде всего нацистам, для того чтобы кровью убитого польского мирного населения привязать к себе через УПА все боеспособное население Волыни и Полесья. После убийства советских граждан польской национальности путь в ряды советских партизан или Красной армии для участника «этнических чисток» исключался автоматически. Поневоле многие мирные украинские крестьяне становились врагами всего того советского, что в годы Великой Отечественной войны проникало на оккупированные гитлеровцами Волынь и Полесье, в основном благодаря фашистским холуям из ОУН(Б).

В августе 1943 года на состоявшемся III Чрезвычайном Великом съезде ОУН(Б), как раз в самый разгар «Волынской резни», Роман Шухевич был одним из числа многих членов провода, кто выступил в защиту «Клима Савура» по поводу его деятельности, связанной с истреблением поляков. Большинство членов провода ОУН(Б) сочло целесообразным уничтожение польского мирного населения Волыни и Полесья.

УПА оправдала все ожидания нацистов, оттянув несколько десятков тысяч человек мобилизационного потенциала советских партизан. Если бы численность партизан весной 1943 года была не 20-30 тысяч человек, а достигла бы за счет мобилизации местного населения 100 тысяч человек, тыла бы у гитлеровцев в западной Украине не было. Создание УПА продлило войну с нацизмом, отсрочив освобождение территории СССР.

Подводя итог уничтожению мирного польского населения на Волыни и в Полесье в 1943 - 1944 годах приходим к выводу, что проводу Организации украинских националистов (ОУН) удалось в критический для гитлеровцев момент на Восточном фронте утихомирить антинемецкие настроения западноукраинцев, и сдерживать действия советских партизан на западной Украине, втянув местное население в войну с ними. А удалось это Украинской повстанческой армии (УПА) за счет втягивания волынских крестьян в «этнические чистки», в частности в массовые убийства поляков, которые вошли в историю под названием «Волынской резни» и легли несмываемым позором на всех участников этого злодейства.

Олег Мисько

При полной или частичной перепечатке материала ссылка на сайт «Геополитика и мировая политика » обязательна.


Дата публикации: 6 марта 2013 г.