Устройство фальцевой кровли. Фальцовка и закатка проволоки Что такое соединение фальцевым швом

Прочная и надежная, готовая прослужить вам долгие годы. Качественно уложенные, металлические листы, выполненные из алюминия и меди, защитят дом от протечек.

И все же покрытие крыши металлом не является сто процентной гарантией от ее протекания.

Течь, даже если используются дорогие медные листы, может возникнуть и на местах крепления их к обрешетке, особенно если прибиваются они гвоздями. Поэтому качественное соединение листов – еще один немаловажный момент, на который следует обращать внимание при устройстве фальцевой кровли.

Фальцевое соединение – один из самых надежных способов фиксации пластин, когда края двух листов прижимаются друг к другу, сворачиваются в одну сторону и закатываются. Здесь есть два варианта для выбора. В первом случае изготовить фальцевую кровлю самостоятельно, прибивая фальцы с помощью молотка или другого инструмента. А можно приобрести уже готовую, произведенную в заводских условиях крышу.

Металлические листы промышленного производства с фальцевыми швами на краях называют картинами. Способ их устройства несложен. Картины настилаются на обрешетку, при этом верхний фальц листа надевается на фальц другого и после этого закатывается машинкой. Однако уже сегодня выпускаются картины с более совершенными швами, когда фальцы соединяются лишь легким нажатием.

Таким образом, фальцевой кровлей называются металлические картины, соединенные фальцевыми швами. В числе ее преимуществ: легкий вес, так как она не требует применения тяжелой деревянной основы, можно обойтись лишь обрешеткой; гладкая поверхность, обеспечивающая сток воды, а также позволяющая делать крышу с малым уклоном; долгий эксплуатационный срок и пожаробезопасность.

Для возведения фальцевой кровли применяются листы определенного размера, может использоваться также рулонный материал, позволяющий резать листы металла нужного размера, чтобы покрыть нестандартные участки.

В качестве исходного материала для изготовления фальцевой кровли чаще всего применяют такие металлы как сталь (с полимерным покрытием либо оцинкованная), алюминий, медь, цинк-титан. Именно в зависимости от материала, оцениваются достоинства и недостатки крыши.

Прекрасно смотрится крыша покрытая медью, листы которой буквально горят под ярким солнечным светом. Но медь достаточно дорогостоящий материал, который далеко не все позволят себе приобрести. К тому же медные листы очень мягкие и требуют к себе осторожного и бережного обращения.

Цинк — титан . Один из самых надежных металлов воплотивший в себе все лучшие свойства титана и цинка. Титан обладает высокой пластичностью и прочностью, а цинк не подвержен коррозии и совершенно не боится воздействия влаги. С течением времени, сплав этих металлов покрывается патиной, придающей крыше особенный благородный вид. Единственным минусом этого материала является его высокая стоимость.

Алюминиевая кровля отличается хорошей устойчивостью к воздействию коррозии и механическим повреждениям. Порядка сто лет составляет срок ее эксплуатации, при весьма доступной стоимости материала. Дом, покрытый такой крышей, не только будет радовать глаз окружающих, но и впишется в любой архитектурный ансамбль.

Стальная кровля относится к числу наиболее распространенных видов крыш. Она может быть сделана из оцинкованной или неоцинкованной стали, быть покрытой специальным полимерным составом. Все эти крыши заслужили большую популярность благодаря таким своим качествам, как длительный более 60 лет срок службы, высокой устойчивостью к коррозии, а главное низкой стоимости.

Фальцевые швы по своему устройству подразделяются на стоячие и лежачие, двойные и одинарные . Посредством стоячих фальцев соединяют вертикальные, а также длинные пластины крыши, пролегающие вдоль скатов и накрывающие края крыши.

Наиболее герметичного соединения можно добиться, применяя стоячий двойной шов, представляющий собой двойной загиб краев листа. Как правило, используется он в труднодоступных местах, где к тому же велика вероятность скопления снега и воды: в разжелобках, желобах, ендовах и т.д. Одинарный стоячий шов не обладает такой надежностью, однако именно благодаря нему, был придуман еще один рельеф загиба, исключающий применение специальной машинки для закатывания. Этот фальц называется самозащелкивающимся .

Монтаж фальцевой крыши происходит путем крепления картин к настилу или обрешетке, при этом используются самонарезающие винты (при монтаже самозащелкивающихся картин) либо производится установка кляммеров.

Кляммер – элемент крепежа, прибитый к основе крыши. Вид в разрезе кляммер и фальцевая заготовка представляет одну и ту же форму. Кляммеры имеют два вида: плавающий и простой. При креплении длинных пластин, чаще всего применяются плавающие кляммеры, способные обеспечить подвижность листов (имеется в виду сжатие и растяжение), под влиянием температур.

Кляммер крепится по месту соединения двух листов, при этом их швы накладываются на кляммер – один вставляется сверху, другой снизу, после чего эти три слоя заворачиваются в одну сторону, а затем закатываются. Кляммер, размещенный между двумя картинами, привязывает листы к крыше.

Строгое соблюдение расчетного шага – важное условие правильного монтажа фальцевых картин, как в случае фиксации кляммеров, так и самих металлических листов. Следуя этой технологии, производится монтаж кровли от самого карниза и до конька.

Картины фигурной формы (арочные, конусные, радиусные и т.д.) либо же рулонный материал используется для заделки коньков и ендовы, краев крыши и в местах ее соединения с дымовой трубой, со слуховым окном. При устройстве фальцевой кровли понадобится также набор дополнительных профилей: пристенный фронтон, фартуки, планки, ендовы.

И еще один момент, который необходимо учитывать при монтаже – все детали креплений, будь то гвозди, заклепки, кляммеры, саморезы, должны обладать антикоррозионными свойствами.

Фальцевая кровля. Видео

Подробности Категория: Соединения методами холодной пластической деформации Просмотров: 1417

Соединения в фальц применяют для скрепления тонколистовых материалов толщиной от нескольких десятых миллиметра (жесть) до 1—2 мм.

На рис. 61 показаны фальцевые соединения, применяемые для стыковки тонкостенных труб и обечаек.

Наиболее употребительно соединение (рис. 62) с отбортовкой кромок деталей (вид а), формированием замка (вид б), отгибом и расплющиванием замка с образованием четырехслойного шва (вид в).

Виды г—е — фальцевое соединение с накладкой из полоски листового материала, виды ж—л — усиленное фальцевое соединение шестислойным швом (полуторный фальц), виды м—р — соединение семислойным швом.

На рис. 62 показаны конструкции фальцевых соединений , применяемых для скрепления плоских листов и образования продольных швов цилиндрических обечаек.

На рис. 63 изображены способы фальцевого присоединения днищ и крышек к цилиндрическим обечайкам.

Конструкции (а, б) применяют для соединения сравнительно толстостенных изделий (0,5—2 мм).

Жестяные изделия соединяют фальцовкой с образованием трехслойного (виды в—м), четырехслойного (виды н—п), пятислойного (виды р—m) или семислойного (виды у—ч) швов. Шов расплющивают на последней операции с упором на центральную оправку, заводимую в углубление днища.

Наиболее распространена фальцовка по видам р—m.

На рис. 64 показана схема механизированной закатки таких соединений на роторных многопозиционных закаточных машинах. Закатка производится в патронах, состоящих из центральной оправки 1 и закаточных роликов 2, 3, совершающих планетарное движение вокруг изделия. Обычно применяют два ролика, диаметрально расположенных по периферии.

Начальная стадия операции показана на виде а. Прикатываемая крышка подается с предварительно завитыми кромками: кромки обечайки предварительно отбортовывают.

Сначала к изделию подводят ролики 2 первой опеации (вид б), формирующие шов, затем ролики 3 второй операции (вид в), расплющивающие и уплотняющие шов.

Ролики первой и второй операций обычно устанавливают в шахматном порядке на одном патроне. В процессе вращения ротора автоматически сближаются и раздвигаются ролики сначала первой операции, потом второй.

Многопатронные закаточные машины, работающие по описанной схеме, имеют производительность до 500 изделий в минуту.

  • < Назад

Для сшивки стальных кровельных листов между собой, применяют фальц. Таким соединением сшивают несколько листов, начиная от 2-х, и называют то, что получилось с применением лежачего фальца картиной. Всю кровлю собирают из разных картин. Смонтированная и выполненная кровля получается благодаря подобранной их совокупности.

Фальцы бывают лежачими, стоячими и угловыми, если исходить из визуального восприятия. Одинарными и двойными, по способу уплотнения. Об угловых соединениях этого типа можно сказать, что они могут быть простыми и комбинированными.

Об 1-ном лежачем фальце

Выполняют, когда нужно сшить несколько картин рядового покрытия в кровельную полосу.

Проводить заготовку фальца нужно так:

— Уложить стальной лист на краю разметочного стола, который обит уголком из металла, чертилкой нанести на нем линию, по ней будет производиться отгиб соединения, двенадцать мм от кромки для листа толщиной от 0,4 до 0,7 мм или на двадцать процентов больше для листа толще. Придержать будущую заготовку, чтобы не было смещения.

— Взять киянку, выполнить 2 отгиба вниз по краешкам листа (маячные), перед этим наложить линию отгиба строго на ребро уголка.

— Отогнуть всё подготовленное перпендикулярно.

— Переворачиваем заготовку выполненным отгибом вверх и сваливаем его в сторону плоскости киянкой.

— Выполняем по аналогии заготовку ещё одного листа.

— Соединяем кромки 2-х листов в замок, уплотняем киянкой.

— Возьмем планку из металла и подсекальник (специальный молоток), нужно подсечь верхний лист, чтобы фальц остался целым.

О 2-ном лежачем фальце

Применим при сшивании картин карнизного свеса, разжелобки, желобов надоленки. 2-ной фальц требует больше трудозатрат, но является более надежным. Лучше выполнять, если устраиваете кровлю из металла для фундаментного здания.

Проводиться заготовка указанного соединения так:

— Отгибается кромка листа к внутренней стороне.

— Ориентируется кромкой вниз и делается отгиб перпендикулярно.

— Ещё раз перевернуть лист с выполненной кромкой вверх и свалить фальц к листу.

— По аналогии сделать кромку ещё одной заготовки.

— Сшить листы, сложив кромки в замок, уплотнить сшивку.

— Подсечь сшивку, как ранее, используя подсекальник и планку.

Об 1-ном стоячем фальце

Применим для сшивки картин - полос кровель из металла. Стоячий фальц применяют от конька к карнизному свесу. Если осматривать металлическую кровлю, заметен, прежде всего, стоячий фальц, а не тот, что лежит. Явное визуальное различие, обуславливается и существенной разницей в изготовлении. Лежачий делается на верстаке, а стоячий — прямо на месте сборки кровли, с закреплением картины на основании.

1-ный стоячий фальц делать двумя молотками (большой - ручник и меньший - подсекальник) или задействовав гребнегиб с киянкой. 2-й способ более эффективен, и с ним меньше хлопот. Кромка картины отгибается вверх перпендикулярно, заранее, используя верстак или при помощи 2-х гибщиков кромки на крыше. Для низкой кромки отгибом двадцать мм используют кромкогибщик с прорезью такой же высоты, а кромку более высокую, получают кромкогибщиком, имеющим прорезь тридцать пять мм.

О способах формирования одинарного фальца


1 - скребок гребнегиба; 2 - брусок гребнегиба.

— Первый:

Большим молотком как наковальней делают упор, а меньший используют как рабочий инструмент. Носком меньшего молоточка подсекают и отгибают более высокую кромку в сторону более низкой. Уплотняют 1-арный фальц боковой плоскостью подсекальника.

— 2-й:

От низкой кромки подвести плотно скребок гребнегиб к более высокой. Подладить его высоту, чтобы она совпала с низкой кромкой. Сваливается высокая кромка к горизонтали скребка киянкой, а затем убирается гребнегиб и прижимается отгиб высокого фальца к низкому. Уплотняется фальц тем же инструментом, перед этим поставив брусок гребнегиба плотно к обратной стороне фальца.

О выполнении 2-ного стоячего фальца

Берут гребнегиб и киянку. Гребнегиб ставится на четыре пробки, для увеличения его высоты.

Как формировать соединение:

— Выполнить 1-ный стоячий фальц.

— Удаляются пробки гребнегиба и, повторяются те же операции. Выполнить 2-й фальц, то есть загнуть 1-ный фальц на внутренней стороне.

1 - полоска клямера; 2 - брусок обрешетки; 3 - гвоздь; 4 - лист с малым отгибом; 5 - лист с большим отгибом.

Есть возможность эту работу выполнить более легко, если приобрести машинку, для сшивки формированием 2-ных стоячих фальцев. Но нужно сказать, что покупка дорогая и ваш кошелек существенно потеряет в весе. Вам нужно будет потратить около двух тысяч долларов.

Каждая картина требует использования двух клямеров, которые прибиваются каждая гвоздями к бруску обрешетке. Клямер прибивают так, чтобы его «хвост» возвышался над бруском на восемьдесят мм. Потом клямер зашивается в гребень стоячего фальца при его формировании.

О выполнении простого углового фальца


Указанный фальц используют при мелкой деталировке кровель: колпаки, зонты дымовых труб.

Заготовка соединения:

— Отогнуть кромку листа вниз перпендикулярно к его поверхности.

—Перевернуть выполненной кромкой вверх и уложить её к внутренней поверхности листа. Удалить с верстака 1-й лист.

— Выполнить кромку 2-го листа, отогнув ее вниз.

— Перевернуть этот лист выполненной кромкой к верху.

— Надеть на отогнутую к верху перпендикулярно кромку 2-го листа отгиб 1-го.

— Уплотнить стоячий фальц и свалить его к горизонтальной плоскости.

О выполнении комбинированного углового фальца


— Выполнить отгиб подвинутой кромки листа вниз на тридцать градусов и сделать в этой части надлом.

— Ориентировать заготовку выполненным отгибом вверх и свалить надлом по первоначальной линии сгиба на плоскость.

— Выполнить 2-й отгиб вдругую сторону, по нижней линии надлома

— На 2-й заготовке отогнуть кромку вниз под углом 90˚.

— Установить 1-й лист перпендикулярно к поверхности верстака, упереть его в край этой поверхности 2-м отгибом.

— Вставить 1-ный отгиб 2-го листа во 2-й отгиб 1-го листа, вертикальную кромку на отгибе 1-го листа свалить на плоскость 2-го.

— Уплотнить угловой фальц.

Выбор высоты кромок указанного фальца зависят от толщины листа. Почти всегда для простых угловых фальцев кромка берется высотой пять или шесть мм, а для комбинированных фальцев необходимо четырнадцать до шестнадцати мм.

В итоге проведенных технологических операций получены различные картины и заготовки.

Один из наиболее распространенных способом соединения металлических листов кровли, который предполагает собой укладку кровельного материала в шахматном порядке. Лежачие фальцевые соединения создаются при покрытии кровли от 7 до 30 градусов. С помощью строительной киянки создается отворот металлической пластины, которая позволяет соседнему листу соединиться с предыдущим. По линии фальцевой кромки производится сколачивание металлических листов, которые идеально скрепляются и способны защитить кровлю от проникновения влаги, осадков и прочих негативных проявлений атмосферы.

Стоячий фальц

Подобные виды фальцевых соединений для покрытия кровли имеют наиболее прочные конструкции, которые создаются подобно лежачим фальцам с использованием металлических листов и строительной киянки. На устройстве верстака создается специализированная фальцовочная кромка с последующим отгибом под прямым углом. Второй металлический пласт накладывается на линию отгиба первого и создается прочное соединение с двойным отгибом на внутреннюю сторону перпендикуляра металпласта.


Одиночный фалец

Одинарное фальцевое соединение - это наиболее экономичный способ создать надежную кровельную конструкцию. Для создания одинарного фальцевого соединения используются по одному металлическому листу единой кровли, имеющей специфическую шахматную кладку. Все листы кровли прочно крепятся друг к другу при помощи технологии создания стоячих или лежачих фальцев. Подобная кровельная основа позволяет покрыть дачные дома, гаражи и сараи, которые не требуют особых материальных вложений.

Двойный фалец

Двойные фальцы - это особо прочное соединение кровельных металлических листов, которое предполагает использование двух, соединенных между собой металлических пластов. Соединение двойного фальца выполняется стоячим или лежачим способом, что дает возможность создать надежное кровельное покрытие жилого или бытового строения. Двойные фальцы - это отличный выбор хозяина, который планирует создать надежную защиту строения от протеканий, порчи конструкции крыши и чердака.

К атегория: Вентиляционные работы

Изготовление фальцевых соединений

При изготовлении воздуховодов и их деталей из металлических листов толщиной до 1,5 мм наиболее распространенным способом соединения до настоящего времени остается фальце-вый шов, хотя по мере совершенствования способов сварки тонколистового металла область применения фальцевых соединений будет, по-видимому, постепенно суживаться.

В свое время при ручном изготовлении воздуховодов широко применялся двойной фальц, обеспечивающий более высокую плотность соединения по сравнению с одинарным. После механизации большинства операций по изготовлению фальцев и благодаря использованию отсечки, препятствующей смещению частей замка по отношению друг к другу, двойной фальц стали применять крайне редко. Одновременно вышли из употребления фальцевые замки в конструкциях поперечных соединений звеньев воздуховодов между собой, которые были заменены простой отбортовкой края звена на зеркало фланца из угловой или полосовой стали. Наряду с этим появились фальцевые соединения: угловые фальцы с отсечкой, угловые фальцы с просечными защелками и соединительные рейки, широко используемые при изготовлении фасонных частей воздуховодов.

Таким образом, из числа фальцевых соединений металлических листов наиболее распространенными являются продольные соединения в виде одинарного лежачего фальца с двойной отсечкой и угловые фальцы с отсечкой или просечными защелками. Эти соединения при тщательном выполнении отвечают основному требованию - высокой плотности соединения, не допускающей утечек или подсосов воздуха в вентиляционных системах.

Фальцевые соединения вручную изготовляют на деревянных верстаках, в длинный край которых врезается впотай полоса равнобокого уголка 50X6 мм. Первая операция при изготовлении продольного фальца - прочерчивание на листе чертилкой линии отгиба борта, которая должна совпадать с вертикальной плоскостью уголка, врезанного в верстак. Совмещение линии отгиба с краем верстака фиксируется на концах листов ударами кровельного молотка массой 0,4-1,2 кг, в результате чего лист по концам отгибается вниз. Затем ударами деревянной киянки, изготовленной из твердых пород дерева, отгибается весь борт по прочерченной линии.

Рис. 1. Основные типы фальцевых соединений, изготовляемых вручную
а -одинарный стоячий фальц; б - двойной стоячий; в - одинарный лежачий с двойной отсечкой; г - двойной лежачий; д - одинарный угловой; е - комбинированный угловой

Рис. 2. Примеры фальцевых соединений, изготовляемых с помощью механизмов
а -угловой фальц с отсечкой; б - угловой фальц с просечными защелками; в - соединительная рейка

Рис. 3. Изготовление лежачих фальцев вручную (последовательность операций)

Последовательность операций изготовления лежачего фальцевого соединения показана на рис. 3. Как видно из рисунка, на первом листе металла элементы замка одинарного фальца выполняются за четыре операции, а двойного фальца - за восемь операций. Соединение двух малых бортов в одинарный фальц и большого борта с малым в двойной фальц называют обжимкой или осадкой фальца. Оно выполняется за три операции, причем в десятой и одиннадцатой операциях с двух сторон фальцевого соединения образуются отсечки. Возможна осадка фальца и с помощью специальной оправки. Изготовление поперечных фальцевых соединений на плоских поверхностях вручную ничем не отличается от продольных соединений.

Более сложно образовать поперечное фальцевое соединение по краю цилиндрической поверхности. Для придания такому соединению повышенной жесткости фальц предпочитают делать стоячим, хотя он и менее герметичен, чем лежачий. Последовательность операций изготовления поперечного фальцевого соединения на цилиндрической поверхности показана на рис. IV.4. По краю одной трубы отгибают большой борт, по краю другой-малый. Предварительная операция образования воронки до полного отгиба борта необходима во избежание разрыва кромки металла, что наблюдается при отгибе борта сразу без постепенной вытяжки металла во время образования воронки. Таким образом, отгиб борта осуществляется за две операции, причем большой борт по тем же соображениям выполняют за несколько поворотов трубы. После образования большого борта его превращают в стакан ударами кровельного молотка на конце оправки, укрепленной на верстаке в виде консоли (обычно из куска рельса, имеющего головку округлой формы). Стоячий фальц путем постепенной обжимки большого борта вокруг малого также выполняют за несколько поворотов трубы.

Рис. 4. Изготовление одинарного поперечного фальца на цилиндрической поверхности вручную (последовательность операций)
I - образование воронки; II - отгиб борта; III - образование стакана; IV - обжимка большого борта вокруг малого; 1 - брусок; 2 - линия перегиба; 3 - фальц; 4 - стакан; 5 - малый борт; 6 - большой борт

Рис. IV.5. Последовательность образования лежачего фальца (а), соединительной рейки на фальцепрокатных механизмах (б) и углового фальца с просечной защелкой (в)

Механизированное изготовление фальцевых соединений металлических листов возможно двумя способами: образованием элементов фальцевого замка под давлением с помощью пресса и специальных штампов или прокаткой этих элементов на специальных механизмах. В монтажных организациях СССР применяется только второй способ образования фальцев разных форм, для чего созданы специальные фальцепрокатные и отбортовочные механизмы. Их устройство и принцип действия описаны в специальном курсе «Станки и механизмы для производства санитарно-технических и вентиляционных работ».

Элементы фальцевого замка на фальцепрокатных механизмах образуются путем протяжки металлического листа между несколькими парами роликов, которые отгибают кромку листа, последовательно придавая ей необходимую форму. Благодаря этому деформация (вытяжка) листового металла происходит без разрывов и трещин, несмотря на весьма значительные по сравнению с ручным способом силы, действующие на него. При этом скорость выполнения операций просто несравнима и на современных механизмах достигает 10 м фальца в 1 мин.

На рис. 5 показана последовательность образования лежачего и углового фальцев для соединения с просечной защелкой и рейки на механизме СТД-16 - последней модели отечественных фальцепрокатных механизмов.

Этот механизм комплектуется следующими сменными рабочими роликами:
1) для образования лежачего фальца с двойной отсечкой;
2) для одновременного образования элементов лежачего фальца на обеих кромках воздуховода круглого сечения;
3) для образования углового фальца;
4) для изготовления реек.

В отличие от ручного способа, при механизированном изготовлении размеры элементов фальцевых швов строго регламентированы для каждой толщины металлического листа, как показано на профилях углового фальца с отсечкой и соединительной рейки на рис. 7.

Рис. 7. Односторонняя зиг-машина ВМС-76

Порядок работы на механизме СТД-16 следующий. Устанавливают профилирующие ролики в соответствии с необходимой формой фальца или рейки, регулируют положение роликов в зависимости от толщины обрабатываемого листа (путем регулирования усилия пакетов тарельчатых пружин) и включают электродвигатель. При прокатке лежачего фальца на обечайке воздуховода обе ее кромки заводят одновременно в обе группы профилирующих роликов. При прокатке углового фальца или рейки лист подается с одной стороны механизма. По окончании прокатки выключают электродвигатель и снимают обработанную деталь. На рис. 1V.6 показан один из моментов работы на фаль-цепрокатном механизме.

При образовании фальцев наиболее массовой является первая операция - отгиб борта. Все фальцепрокатные механизмы выполняют эту операцию только по прямой линии, поэтому-для отгиба борта на деталях криволинейной формы (для поперечных фальцевых и реечных соединений) созданы механизмы ВМС-53 и СТД-13, отличающиеся тем, что механизм СТД-13 оснащен дополнительным узлом для образования углового фаль-цевого соединения с защелкой на отводах прямоугольного сечения.

Наиболее универсальными являются приводные зиг-машины, позволяющие механизировать процесс образования поперечного фальцевого соединения на деталях воздуховодов круглого сечения, а также применяемые для образования зигов, раструбов, гофров и отгиба бортов. Кроме того, мощность приводных зиг-машин позволяет выполнять поперечное соединение элементов воздуховодов, офланцовку звеньев воздуховодов и другие операции на концах патрубков воздуховодов. Однако для выполнения каждой из перечисленных разнообразных операций требуется смена рабочих органов зиг-машины - роликов соответствующего профиля. При массовом поточном производстве деталей воздуховодов частая смена рабочих органов машины неприемлема, а использование универсальной машины в технологическом потоке для одной операции неэкономично. Этим и объясняется относительно небольшое применение зиг-машин в современных крупных заготовительных предприятиях. Кроме того, по характеру технологических операций, выполняемых зиг-маши-нами, для них требуются, как правило, специальные устройства для поддержания обрабатываемой на зиг-машине детали с противоположного конца.

Рис. 6. Прокатка фальца на обечайке воздуховода на фальцепрокат-иом механизме ФП-3

Наиболее совершенными являются отечественные зиг-машины универсального типа ВМС-76 или ВМС-77. В отличие от ВМС-76, зиг-машина ВМС-77 имеет второй хобот, который крепится к тому же корпусу взамен снятого кожуха. Оба хобота механизма ВМС-77 взаимозаменяемы.

Следует помнить, что по условиям техники безопасности на зиг-машинах не разрешается работать одновременно с двух сторон механизма. Для фальцепрокатных механизмов важнейшее требование техники безопасности - не касаться руками вращающихся частей механизма, не допускать захвата руками прокатываемой заготовки на расстоянии менее 200 мм от первой пары роликов и работать обязательно в рукавицах.



- Изготовление фальцевых соединений