Самолет столкнулся над боденским озером. Слезы Башкирии: детский рейс, упавший с неба

Десять лет назад в небе над Германией произошла авиакатастрофа, в результате которой погибли 52 ребенка и 19 взрослых - пассажиры и экипаж Ту-154 и грузового Boeing-757, столкнувшихся в результате ошибки швейцарских авиадиспетчеров.

В ночь с 1 на 2 июля 2002 года в Германии в районе Боденского озера российский пассажирский авиалайнер Ту‑154 компании "Башкирские авиалинии", выполнявший чартерный рейс из Москвы в Барселону (Испания), и грузовой самолет Boeing‑757 компании международных авиаперевозок DHL, летевший из Бергамо (Италия) в Брюссель (Бельгия). На борту Ту‑154 находились 12 членов экипажа и 57 пассажиров - 52 ребенка и пять взрослых. Большинство детей направлялись на отдых в Испанию в качестве поощрения за отличную учебу Комитетом по делам ЮНЕСКО Башкирии. По трагической случайности в самолете - Светлана Калоева с 10‑летним Костей и 4‑летней Дианой, которая летела к мужу, Виталию Калоеву, в Испанию, где тот работал по контракту. Грузовым "Боингом" управляли два пилота.

От столкновения Ту‑154 развалился в воздухе на несколько частей, упавших в окрестностях немецкого города Юберлинген.

В результате авиакатастрофы - 52 ребенка и 19 взрослых.

Трагедия произошла через несколько минут после того, как немецкие диспетчеры передали сопровождение российского самолета швейцарским коллегам из центра воздушного контроля "Скайгайд" (SkyGuide), действующего в одном их крупнейших европейских аэропортов Цюрих‑Клотен (Швейцария).

В ту ночь в авиадиспетчерском центре "Скайгайд" на рабочем месте находился один дежурный диспетчер вместо положенных двух - Питер Нильсен. Он отдал экипажу Ту‑154 команду на снижение, когда сближавшиеся самолеты уже не могли занять безопасные эшелоны.

Основная аппаратура телефонной связи и автоматического оповещения персонала центра об опасном сближении самолетов была отключена. Не работали основная и резервная телефонные линии. Диспетчер из германского города Карлсруэ, заметивший опасное сближение самолетов,11 раз пытался дозвониться - и безуспешно.

После авиакатастрофы Нильсен был отстранен от работы, а в отношении компании "Скайгайд" и ее руководства швейцарские следственные органы провели уголовное расследование.

24 февраля 2004 года Питер Нильсен в пригороде Цюриха Клотене гражданином России Виталием Калоевым, потерявшим в авиакатастрофе над Боденским озером всю свою семью - жену, дочь и сына. В этот день Калоев пришел к дому диспетчера, чтобы показать ему фотографии погибших жены и детей, но Нильсен его оттолкнул, и фотографии упали на землю, что привело к потере контроля над собой убитого горем человека.

В октябре 2005 года Калоев был признан виновным в убийстве и . В ноябре 2007 года он был досрочно освобожден и вернулся на родину, в Северную Осетию. В 2008 году Виталий Калоев строительства и архитектуры Республики Северная Осетия ‑ Алания.

Сразу после катастрофы швейцарская компания "Скайгайд" возложила всю вину на российских пилотов, которые, по ее мнению, плохо понимали указания диспетчера по‑английски.

В мае 2004 года Федеральное ведомство по расследованию авиационных происшествий Германии опубликовало заключение по итогам расследования катастрофы.

Эксперты признали, что в столкновении пассажирского авиалайнера Ту‑154 авиакомпании "Башкирские авиалинии" с грузовым "Боингом" из "Скайгайд".

Диспетчерский центр в Цюрихе вовремя не заметил опасности схождения на одном эшелоне двух самолетов. Экипаж российского Ту‑154 выполнял команду диспетчера на снижение, несмотря на то, что бортовая система обеспечения безопасности полетов ТИКАС требовала срочно набрать высоту.

Только после публикации отчета компания "Скайгайд" признала свои ошибки и, спустя два года после катастрофы, ее директор Ален Россье принес извинения семьям погибших. 19 мая 2004 года президент Швейцарии Йозеф Дайсс направил президенту России Владимиру Путину официальное письмо с извинениями за авиакатастрофу над Боденским озером.

В декабре 2006 года директор "Скайгайд" Ален Россье .

В сентябре 2007 года окружной суд швейцарского города Бюлах признал четверых сотрудников авиадиспетчерской службы "Скайгайд" виновными в преступной халатности, приведшей к авиакатастрофе над Боденским озером. Всего перед судом предстали восемь сотрудников швейцарской компании. Обвиняемые , переложив ее на убитого диспетчера Питера Нильсена.

Четверо менеджеров "Скайгайд" в непредумышленном убийстве. Трое из них были приговорены к условному заключению, один - к штрафу. Четверо других обвиняемых оправданы.

Компания "Скайгайд" предложила семьям жертв катастрофы определенную компенсацию при условии нерассмотрения их иска в одном из судов США. Часть семей не согласилась с этим предложением и на заседании комитета родителей погибших детей в июне 2004 года в Уфе, в котором приняли участие 29 человек, было , в том числе и по выплате компенсаций, в судебном порядке.

1 июля 2004 года стало известно, что иски в суды США и Испании на швейцарскую диспетчерскую службу "Скайгайд" , потерявших родных в авиакатастрофе над Боденским озером.

В феврале 2010 года Федеральный административный суд Швейцарии родственникам жертв авиакатастрофы.открыт мемориальный комплекс , посвященный жертвам катастрофы.

В 2004 году на месте трагедии в германском городе Юберлинген в авиакатастрофе, представляющий собой разорванное колье, жемчужины которого разлетелись по траектории обломков двух самолетов.

В 2006 году в Цюрихе, напротив здания компании "Скайгайд", была , представляющая собой спираль, на которой установлены 72 свечи в память о 71 жертве авиакатастрофы и убитом авиадиспетчере.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

2 июля 2002 года авиакатастрофа в небе над Германией унесла 71 жизнь. Ночью на высоте 12 тысяч метров столкнулись два самолёта: грузовой Боинг-757 международной компании DHL и Ту-154 «Башкирских авиалиний». 71 семья не забудет ту ночь никогда: разорвавшиеся в воздухе самолёты навсегда разделили их жизнь на «до» и «после».

Сынок, у нас с мамой для тебя сюрприз: если ты окончишь год на отлично, полетишь отдыхать в Испанию! - Зульфат, папа 11-летнего Артура Хамматова, был уверен, что сын, как всегда, принесёт домой одни пятёрки, по-другому за все школьные годы просто не было

Почти все пассажиры Ту-154 - юные таланты: уфимские отличники, активисты, гордость школ и родителей. Пятьдесят два ребенка отметили в Комитете по делам ЮНЕСКО в Башкирии за отличную учебу и отправили на море в Барселону.

Ирина была умненькая очень. Всегда всё на отлично, абсолютно все предметы. И, как это бывает с теми, кто успевает по учебе, была очень тихая и скромная. После школы со всеми гулять не ходила, а прямиком домой. В общем, прилежная ученица и умничка, - вспоминает одноклассник Ирины Юлдашбаевой Константин Самосюк.

И так говорили про каждого из полусотни мальчишек и девчонок.

Разрыв

Они перепутали аэропорты в Москве и пропустили свой рейс, поэтому вылетели позже - для них ТУ-154 «Башкирских авиалиний» нашли в страшной спешке. К группе из 52 уфимских школьников и их сопровождающих по трагической случайности присоединилась семья осетинского архитектора, работавшего тогда в Испании - супруга, 10-летний сын и 4-летняя дочка.

Эта великая трагедия - сплошь череда ужасных случайностей, совпадений и ошибок. Вычеркни одну из них - и все сложилось бы иначе, - сколько раз родители погибших прокручивали в уме счастливый сценарий и тихо сходили с ума.

Имя осетинского архитектора весь мир узнает позже. Через 478 дней Виталий Калоев убьёт диспетчера швейцарской воздушной компании «Скайгайд» Питера Нильсена, который дежурил в ту ночь.

Роковая ошибка

Полет в ночь на 2 июля 2002 года сопровождал швейцарский авиадиспетчерский центр «Скайгайд». Вопреки правилам, дежурил всего один диспетчер. Второй спал. Первым опасное сближение самолетов заметил диспетчер из германского города Карлсруэ. Холодея от ужаса, он оборвал телефонные провода - пытался дозвониться до «Скайгайд». Ни основная, ни резервная линии не работали.

Когда до столкновения пассажирского Ту-154 и грузового Боинга оставалось всего ничего, ТКАС - автоматическая система предупреждения опасных сближений - дала команду нашему самолёту набирать высоту. Но диспетчер «Скайгард» Питер Нильсен велел снижаться. И наши пилоты его послушали. Тем временем, Боинг, по инструкции, послушав ТКАС, тоже пошёл на снижение.

«Я же говорил, что боинг слева!»

От удара ТУ-154 развалился в воздухе пополам. Пилотов боинга британца Пола Филлипса и канадца Бранда Кампиони позже назовут героями: после столкновения, понимая, что не спасутся, на огромной скорости приближаясь к земле, они сделали всё, но отвели самолет от жилых домов...

В последние секунды Мурат Иткулов, второй пилот башкирской «тушки», кричал, что еще можно уйти.

Я же говорил, что боинг слева! - эти слова лётчика облетят весь мир.

«Я упала с месяца»

Эту деталь немцы расскажут обезумевшим от горя родителям лишь через несколько лет.

Возле германского Боденского озера, куда упал хвост пассажирского самолета, находится школа для особенных детей, - пересказывает историю немцев Зульфат Хамматов. - Там был уже большой мальчик, но он не говорил. Совсем. За день до катастрофы он подошел к учительнице и заявил: «На нас ночью упадет самолет». Никто не воспринял его слова всерьез - лишь обрадовались, что заговорил. А ночью все случилось. Наутро он снова спросил: «Ну что, самолёт уже упал?» И все. Больше ни слова.

Еще одна мистическая история связана с 14-летней Зоей Фёдоровой. В день перед полетом девочка записала в дневнике такие строки:

«Я упала с месяца,
С его острого края.
Я долго летела
И долетела до рая…»

Эти строки и высекли на ее надгробии.

О событиях 15-летней давности Зульфат Хамматов рассказывает спокойно. Почти:

В 7 утра я проснулся, и, как обычно, включил телевизор. Собираясь, вслушивался в новости: рассказывали про авиакатастрофу. Причём говорили про белорусских детей. Я ещё подумал: какие белорусские дети? И тут показали обломки хвоста самолёта, а там - пчёлка. Всё понял. Не помню, как одевался, как на работу доехал.

В авиакатастрофе над Боденским озером не выжил никто. Погибли 19 взрослых и 52 ребёнка. Почти всех похоронили в Уфе на Южном кладбище.

После

В любое время года здесь царит порядок. Ухоженные могилы. Растут цветы. Да и срезанные не успевают увядать. Любимые сыновья и дочки. И вся лётная команда - чьи-то отцы, матери, сестры и братья.

Мы к нашей девочке каждый месяц приезжаем. Обязательно. Как иначе? Их две у нас было, красавицы, умницы. Старшая за отличную учёбу полетела отдохнуть... Теперь здесь. Рядом с лучшей подружкой лежит. Младшая уже выросла, вот полетит туда, где старшую нашли, - мама Линары Хисматуллиной не может сдержать вздох. Родителей девочки корреспонденты Ufa1 здесь встретили случайно. Но здесь будто и не бывает пусто: всегда кто-то да есть, прибирает могилку, разговаривает с теми, кого уже не вернёшь...

На каждую годовщину катастрофы родители и близкие погибших стараются поехать на место трагедии. Туда, где рассыпались бусы...

Я руки на землю положил - пытался понять, где душа дочки осталась - на земле, или улетела куда. Повел руками - какие-то шероховатости. Стал доставать - а это бусинки-стекляшки, что у нее на шее были, - эти слова Виталия Калоева, единственного из родственников, кого допустили к поискам тел, публиковали все издания, первоисточника уже не найти. Теперь на месте катастрофы большой памятник - «Разорванная жемчужная нить» - бусины, раскатившиеся по полям, где 15 лет назад пять тысяч человек искали уфимских детей.

Вину за случившееся тогда не взял на себя никто. Прощения у безутешных родителей не просили. Суды тянулись годами.

Один безутешный отец не выдержал. Виталий Калоев хотел, чтобы хоть кто-то извинился. За жену. За сына. За дочь.

Февральским вечером 2004 года он пришёл к дому Питера Нильсена - показать диспетчеру фотографии семьи. Тот отмахнулся - родные лица Виталия полетели на землю...

В теле Нильсена криминалисты насчитали 12 ножевых ранений.

За убийство Питера Нильсена швейцарский суд приговорил Калоева к восьми годам тюрьмы. Виталий вышел через три - отпустили за хорошее поведение. В 2007 году он вернулся на родину. В пустой дом.

Он говорит, что не жалеет о содеянном. И себя не жалеет - нельзя жалеть, иначе можно опуститься. В 2008 году Калоев стал заместителем министра строительства и архитектуры Северной Осетии - Алании. Честно работал. Выслушивал каждого, кто приходил за помощью. Помогал всем, кому мог. В 59 он снова женился. В 60 получил медаль «Во славу Осетии» и ушёл на пенсию.

Давать интервью Виталий не любит. Уже давно просит журналистов оставить его в покое, хочет жить честно и частно. Но Виталий, как и все, потерявшие в ту страшную ночь детей, будет в эти дни в Германии. У тех бус, что будто с дочкиной шеи.

Едем за свой счёт, - рассказывает Зульфат Хамматов. К слову, он - председатель общественной организации «Родственники погибших в авиакатастрофе 2 июля 2002 года «Рейс № 2937«». - В правительстве обещают до конца года компенсировать расходы на билеты. Но только родителям погибших. Остальные родственники - не в счет.

Зульфат - самый активный борец за справедливость. Судился до последнего. Виновных назвали только благодаря родителям, нанявшим иностранных адвокатов. Наши отказались сами - сказали, дескать, нет нужной практики.

Компании пытались откупиться от родителей. Компенсации выплачивали взамен на подписку «более претензий не имеем», - признается мужчина. - Многие соглашались. Устали.

За гибель людей ответили две компании: производители системы предупреждения столкновения самолетов в воздухе ТКАС и компания «Скайгард» - четырем ее сотрудникам дали условные сроки и оштрафовали.

Нильсон не виноват, это вина компании, - без обиняков говорит Зульфат. - На диспетчера просто свалили всю вину. - Осуждаю ли я Виталия? Нет. Разве можно судить убитого горем отца?

Зульфат и сегодня общается с Калоевым, и тогда навещал его в тюрьме.

Но, в отличие от Виталия, над Хамматовым судьба сжалилась: забрав сына, подарила ещё двух. Тимур родился уже после катастрофы. А глаза у мальчишек - как две капли...

Такая боль не может утихнуть. Она всегда со мной. Я говорю жене, что они улетели. Просто улетели, - Зульфат выдерживает паузу. - Спасает то, что мы, родители, все вместе, общаемся, разговариваем. Знаете, это важно - поговорить с человеком, который точно тебя поймёт, который пережил то же, что и ты.

После катастрофы врачи не советовали супруге Зульфата рожать: все-таки не самый юный возраст, да и такое потрясение. Но муж сказал, как отрезал: «Никого не слушай! Ты мне ещё двоих пацанов родишь». Так и вышло: Тимуру сейчас 13 лет, Искандеру - 9. О старшем брате они знают. Часто рассуждают, каким он мог вырасти. Стать примером. Советчиком.

Скучают по брату, хоть никогда его и не видели. И гордятся. Знают, что у них был классный брат.

На том злополучном рейсе стюардессой была Ольга Багина, - поведал еще одну историю Зульфат Хамматов. - Она в одиночку растила сына. Тело Ольги на месте крушения нашёл местный спасатель, кажется, из числа полицейских. Когда мужчина узнал, что у женщины остался сын, он нашел сироту. Пригласил к себе. Дал мальчику дом, воспитал. Теперь Дима уже взрослый. Как и Ольга, он связал жизнь с самолетами: обслуживает боинги в немецком аэропорту.

Памятник погибшим на Южном кладбище видно издалека: стела и летящие вокруг неё самолётики - по числу погибших.

Но покоятся здесь не все.

Семью Виталия Калоева похоронили на родине, во Владикавказе.

Венер Валеев - в Зилаире: отец построил мечеть имени сына.

Марат Субханкулов - в Чишмах, Гульназ Низаметдинова - в Бураево.

2 июля родственники погибших будут в Германии. Но отважатся на поездку не все: одних подкосил возраст, других - горе. Они приедут к мемориальному комплексу на Южное кладбище Уфы. Прийти сюда может любой. И вспомнить, как 15 лет назад мы потеряли 71 человека. 52 ребенка никогда не станут взрослыми.

Много лет прошло с тех пор, как над Германией столкнулись грузовой "Боинг" и российский пассажирский самолет. Но для людей, потерявших в той катастрофе над Боденским озером близких, боль не утихла. Масштабная трагедия унесла жизни не только взрослых, но и детей.

Участники катастрофы

Катастрофа над Боденским озером произошла в ночь с первого на второе июля в 2002 году. Она унесла жизни 71 человека. В памяти людей событие навсегда останется как одна из масштабнейших трагедий, забравших жизни сразу 52 детей. В небе над Германией столкнулись два самолета. Один из них - Ту-154М - принадлежал «Башкирским авиалиниям» и следовал из Москвы в Барселону. Второй участник происшествия - грузовой "Боинг-757" - летел из Бергамо в Брюссель. Если на борту "Боинга" находился только экипаж, то на российском лайнере было 57 пассажиров и команда.

Самое ужасное, что в катастрофе над Боденским озером (фото приведено в статье) погибло 52 ребенка. Среди пассажиров было лишь пятеро взрослых. Школьники из Башкирии летели в Испанию на отдых. Путешествием в теплые края были премированы самые талантливые ученики, которым комитет по делам ЮНЕСКО и выдал путевки.

Череда нелепых событий

Башкирские дети прибыли в Москву и должны были отправиться авиарейсом в Испанию. Но по какой-то случайности сопровождавшие их взрослые перепутали аэропорт. А потому вместо Домодедово дети оказались в Шереметьево. Ошибка выяснилась достаточно поздно, поэтому вся группа просто опоздала на свой рейс. Казалось бы, что в этом такого? Да, просто досадная случайность. Конечно, дети были расстроены, но, по логике, они должны были просто отправиться домой. Тогда бы катастрофа над Боденским озером не случилась.

Однако стоит сказать, что в группе учеников были дети высокопоставленных людей. Поэтому влиятельные родители решили направить в Москву борт «Башкирской авиалинии». Самолет должен был чартерным рейсом переправить школьников в Испанию. Экипаж лайнера возглавил Александр Гросс, который неоднократно летал в данном направлении и хорошо ориентировался в маршруте.

После того как детей посадили в самолет, оказалось, что еще остались свободные места. А потому было решено реализовать семь билетов. Так на борт попали совершенно случайные люди. Среди них оказалась семья Шисловских (жителей Беларуси). Они тоже опоздали на свой самолет, а потому вынуждены были приобрести новые билеты. Оставшиеся три места достались семейству Калоевых из Северной Осетии. Светлана Калоева вместе со своими детками летела к мужу в Испанию, который уже достаточно давно работал в этой стране. После катастрофы над Боденским озером (фото останков самолета см. ниже) имена этих людей даже не сразу были выяснены.

Работа диспетчерской службы

В ночь катастрофы над Боденским озером два лайнера (грузовой "Боинг" и российский Ту-154М) находились в воздушном пространстве Германии. Однако по непонятным причинам координация их движения была передана швейцарской организации «Скайнайд» в Цюрихе. В диспетчерском центре фирмы обычно в ночное время дежурит не менее трех человек. Но в ночь трагедии на рабочем месте оказался всего один - Питер Нельсен. Впоследствии его имя станет известно всем. Находясь один на дежурстве, диспетчер был просто вынужден одновременно отслеживать два терминала. Видимо, это и привело к трагедии.

Питер Нельсен слишком поздно обнаружил сближение двух самолетов. До катастрофы над Боденским озером оставалось не более минуты. Но и в критической ситуации можно было предотвратить беду. Однако дальнейшие действия Питера Нельсона, наоборот, усугубили положение. По непонятным причинам диспетчер дал неправильную команду, которая привела к крушению двух лайнеров.

Действия пилотов и диспетчера

Обнаружив, что самолеты идут на сближение и их курсы пересекаются, Питер Нельсен предпринял попытку спасти ситуацию. Он дал указание российским пилотам пойти на снижение. Но в это же самое время экипаж башкирского самолета уже сам обнаружил приближение другого самолета с левой стороны. Пилоты могли успеть сделать маневр во избежание столкновения.

После команды диспетчера о снижении на борту сработала система TCAS, оповещающая об опасности столкновения. Именно система предписывала набирать высоту.

Точно такая же система сработала и на "Боинге", предлагая команде снизить высоту. Если бы пилоты самолетов выполнили инструкции TCAS, возможно, и не было бы катастрофы 2002 над Боденским озером.

Один из пилотов российского борта обратил внимание экипажа на тот факт, что команда диспетчера противоречит предписанию системы. Но было принято решение выполнять инструкции с земли. Тем более что прозвучала повторная команда.

Кто виновен в трагедии?

Экипаж российского самолета действовал строго по инструкции, предписывающей ориентироваться на команды наземных диспетчеров. Не секрет, что бортовые приборы могут выходить из строя. Поэтому пилоты всегда ориентируются на мнение диспетчеров. Аппаратура центров отслеживания полетов намного точнее и надежнее, нежели бортовые системы, подверженные сбоям при работе в сложных условиях. Времени на раздумья в критической ситуации просто не было, поэтому пилоты выполнили команду Питера Нельсена. Именно она и стала причиной трагедии, что и было доказано комиссией, расследовавшей катастрофу.

Расшифровка черного ящика позволила доказать, что диспетчер просто дезинформировал пилотов. Экипаж, ориентируясь на его слова, посчитал, что справа от них имеется еще один самолет, а их система показывает только борт справа. Следовательно, TCAS дала сбой. Логичные действия пилотов вполне укладываются в рамки инструкции. Единственное, что остается загадкой - почему экипаж не обратил внимание Нельсена на противоречие его команд предписаниям системы безопасности. Скорее всего,у пилотов просто не было на это времени, а потому они выполнили указания диспетчера. Ведь оставались считанные секунды до катастрофы.

Столкновение над Боденским озером

Команда Питера Нельсена привела к неизбежному столкновению "Боинга" и Ту-154М. Оба самолета шли на снижение. При этом российский лайнер выполнял предписание диспетчера, а Боинг - инструкцию бортовой системы безопасности. Экипажи двух самолетов сообщили о своих действиях диспетчеру, однако он не услышал кого-то из них, из-за того, что одновременно выходил с ними на связь. Если бы в ту роковую ночь на месте было два сотрудника службы, то информация была бы вовремя услышана и катастрофы на Боденским озером (2002 год) не было.

Уже в последние секунды пилоты лайнеров пытались уйти от сближения, отклонив свои штурвалы. Но самолеты столкнулись почти под прямыми углом. А точнее сказать, "Боинг" врезался в российский лайнер, разрубив его на две части на высоте около десяти тысяч метров. Рухнув вниз, Ту-154М разломался на четыре части. Его обломки разлетелись в окрестностях Иберлингена. Остатки грузового "Боинга" были найдены всего в семи километрах от российского самолета.

Расследование авиакатастрофы

Катастрофа над Боденским озером долгое время расследовалась для выявления ее причин. Поскольку трагедия произошла в небе над Германией, то и расследование вело немецкое Федеральное ведомство. Первые выводы комиссия опубликовала лишь спустя два года. Была доказана вина диспетчера, не сумевшего вовремя дать правильные команды. А вот с российских летчиков в последствие были сняты все обвинения. Хотя изначально шведская компания обвинила во всем именно экипаж Ту-154М, который якобы неправильно повел себя, поскольку не понимал команд Питера Нельсона на английском языке.

В ходе следствия был установлен ряд поразительных факторов некомпетентности работы шведской компании. Оказалось, что на момент катастрофы в центре управления полетами была отключена система экстренного оповещения о сближении и телефонная линия. А также не функционировал и резервный телефон. Почему так произошло - неизвестно.

Дополнительные неполадки системы

Диспетчер из Карлсруэ заметил катастрофическое сближение лайнеров и пытался об этом сообщить на пункт фирмы «Скайгайд», но его попытки были безуспешны, поскольку все каналы связи были отключены.

После катастрофы Питера Нельсена отстранили от работы, а в отношении организации «Скайгайд» велось следствие.

Судьба диспетчера

Однако на этом не закончилась история катастрофы над Боденским озером. Список погибших пополнился еще одним именем. Это печально известный Питер Нельсен, который официально не признавал своей вины. Диспетчер, по чьей вине погибло такое количество людей, был убит Виталием Калоевым, семью которого унесла трагедия. Дело Калоева с учетом всех обстоятельств рассматривали в течение целого года. И в 2005 году Виталий был признан виновным в убийстве, его приговорили к восьми годам лишения свободы. Но, учитывая крайне сложное психическое состояние мужчины, срок уменьшили до пяти лет. А впоследствии он был выпущен через три года за примерное поведение. После всех событий Калоев вернулся в родную Осетию.

Мемориал погибшим

На месте трагедии в 2004 году установили памятник погибшим пассажирам, который выполнен в виде разорванной нити жемчуга. Идея такого мемориала зародилась из-за найденного жемчужного ожерелья дочери Виталия Калоева. Скульпторы возвели увеличенный прототип жемчужин на месте катастрофы над Боденским озером.

Фото погибших людей навсегда увековечены в Уфе на Южном кладбище, где были похоронены практически все жертвы трагедии. Могилы расположили в той последовательности, как дети сидели в салоне самолета.

В Цюрихе еще один мемориал напоминает о трагических событиях 2002 года. Напротив печально известной компании «Скайгайд» установили памятник из камня и стекла. Осколки в виде спирали на мемориале символизируют 72 свечи - 71 жертва катастрофы и убитый диспетчер.

Экранизация истории

Жуткая трагедия заставила американских режиссеров снять фильм про катастрофу над Боденским озером. Лента получила название «Последствия». Сюжет и некоторые нюансы истории немного изменены. Действие картины происходит в США. Здесь работает главный герой (праобраз Виталия Калоева) - Роман Мельник. Он с нетерпением ждет, когда к нему прилетит беременная жена и ребенок. Главную роль в фильме сыграл Арнольд Шварценеггер, что еще больше привлекло внимание общественности к этой трагедии.

Гибель семьи в автокатастрофе заставляет героя метаться в поисках виновников. Из счастливого человека Роман Мельник в одно мгновение превращается в одинокого загнанного волка. А вместо извинений и соболезнований от компании, виновной в катастрофе, главный герой лишь получает непонятные для него предложения об отступных. Все это еще более усугубляет психическое состояние Романа Мельника, пытающегося найти справедливость, ведь виновник трагедии преспокойно находится на свободе и не понес наказания. Его разум не в состоянии понять, почему так все происходит… В итоге Мельник отправляется с ножом к диспетчеру авиакомпании. В киноленте все происходит в точности так, как это было в реальной жизни. Конечно, некоторые детали и имена были изменены режиссером. Но главная задача, которую он преследовал, была выполнена. Режиссер сумел на экране передать всю глубину человеческой трагедии и внутренних переживаний главного героя.

Петер Нильсен – печально известный «герой» одной из самых резонансных начала 2000-х, вошедших в перечень воздушных происшествий под названием «Столкновение над Боденским озером». Любая катастрофа страшна, но в этой подавляющее большинство погибших – дети.

Вина диспетчера «Скайгайд» доказана судом и собственным внутренним расследованием работодателя, однако до момента, когда руководство швейцарской компании и потерпевшая сторона услышали друг друга, фигурант дела не дожил.

Так уж сложилось, что в истории со столкновением самолетов в июле 2002 года в небе над Германией распространено куда больше фактов биографии другого фигуранта – , чьи жена и дети находились на борту ТУ-154. О Петере известно только то, что он датчанин.

Карьера

Информации о том, как долго работал Нильсен в Swiss Air Navigation Services Ltd, а попросту SkyGuide, и было ли это его первое или очередное место работы, нет. На сайте «поставщика аэронавигационных услуг» сказано, что претендент на должность диспетчера должен владеть минимум двумя иностранным языками, уметь мыслить логически и работать в условиях многозадачности, справляться с психологическим напряжением и поддерживать командный дух.


Авиадиспетчер Петер Нильсен, судя по всему, обладал перечисленными качествами. А во время встречи руководства «Скайгайд» с российской делегацией, состоявшейся в годовщину трагических событий, швейцарская сторона сообщила, что их сотрудник своевременно прошел переаттестацию и получил подтверждение лицензии.

Личная жизнь

У Петера была семья, с женой и тремя детьми он жил в богатом пригороде Цюриха – Клотене. Как писали датские издания, в городке иностранцев было немного, и Нильсенов все знали. Когда Калоев в поисках их дома обратился к местным жителям за помощью, те без труда указали на лужайку у одноэтажного особняка.

Выпуск передачи "Пусть говорят" о трагедии над Боденским озером

В дальнейшем – ни после смерти диспетчера, ни во время тянувшегося не один год расследования – сведения о членах семьи Петера не всплывали. Руководство SkyGuide засекретило имя сотрудника сразу после катастрофы, однако фото папарацци попали на телевидение, в швейцарские и датские газеты.

Авиакатастрофа и убийство

Как сказал глава компании «Скайгайд» Алан Россиер в интервью «Аргументам и фактам», к столкновению авиалайнеров привела цепь из 10-12 обстоятельств. В тот июльский день 2002 года Нильсен был старшим смены и в нарушение правил отпустил напарника отдохнуть в другом помещении. В экстренном случае можно было связаться по пейджеру, но вызывало недоумение – каким образом, если на время ремонта отключили основную и резервную телефонные сети.


Авиакатастрофа над Боденским озером

Кроме того, из-за пресловутого ремонта не работал и главный радар. И ни об одном из этих фактов Петер не знал. Потом диспетчер отвлекся на разговор с запаздывающим аэробусом, заходящим на посадку, а посадить самолет – приоритетная задача по инструкции «Скайгайд».

На это наложился резкий рост интенсивности полетов – как позже показали записи, в небе находилось 15 воздушных судов. Немудрено, что на вопрос следователя, почему Нильсен не вызвал напарника, последовал ответ: «Не до этого было». Соседний диспетчерский пункт в Карлсруэ видел, что надвигается катастрофа, но не смог дозвониться.


Когда диспетчер заметил опасное сближение самолетов, то дал указание российскому ТУ-154 начать снижение, но в это время отошел к другому экрану и не услышал сообщение экипажа «Боинга», что тот выполняет аналогичный маневр. Замешкался и пилот, так как бортовая система предупреждения столкновения дала сигнал набора высоты.

На TCAS у самолетов понадеялся и Петер, а наземный аналог опять-таки был отключен. Он повторил команду и предупредил, что по курсу идет другой самолет, но ошибся с направлением. Через 50 секунд лайнер «Башкирских авиалиний» и грузовой Boeing 757 авиакомпании DHL пропали с экранов радаров.


Работодатель не оставил сотрудника одного. Петера отправили на психологическую реабилитацию, а потом перевели в другое место. Но это не помогло. В феврале 2004-го Нильсен погиб на пороге собственного дома. Причиной смерти стали 12 ножевых ранений, нанесенных Виталием Калоевым.

Когда в новостных лентах западных СМИ появилось сообщение об убийстве швейцарского авиадиспетчера, но еще не было известно, чьих рук это дело, почти сразу появились предположения, что это месть родственников погибших. Такой сценарий казался первоочередным только потому, что, как написал российский портал "Известия":

«...руководители компании "Скайгайд" с самого начала повели себя вызывающе. Они не только не признавали вину своего диспетчера, но и выдвигали оскорбительную версию о якобы плохом знании английского языка российскими пилотами».

Человек, чью вину подтвердили записи «черных ящиков», продолжал работать. Издание предположило – начнись суд над ним раньше, возможно, Нильсен избежал бы смерти,

«но компания больше обеспокоена вопросом уменьшения компенсации родственникам жертв катастрофы. В обмен на деньги SkyGuide потребовала отказа от любых претензий в дальнейшем».

В 2007 году было вынесено судебное решение, согласно которому четырех менеджеров SkyGuide признали виновными в причинении смерти по неосторожности. Но приговоры оказались мягкими: трое получили год тюремного заключения условно, один отделался штрафом в 13500 швейцарских франков. Еще четверо должностных лиц оправданы. Ошибка Нильсена названа главной, но не единственной причиной столкновения лайнеров.


Спустя 15 лет после катастрофы, отвечая на вопросы «Комсомольской правды» в связи с выходом , в котором исполнил роль Калоева, Виталий сказал, что не простил Петера и не сожалеет о своем поступке. Но еще на заседании суда в Цюрихе, приговорившего его к 8 годам тюрьмы, бывший архитектор извинился перед семьей диспетчера:

"Из-за своих детей я прошу прощения у детей Нильсeна. Мне очень трудно говорить, но я говорю искренне."

На сайте SkyGuide приводится только краткое упоминание о столкновении двух самолетов и сказано, что трагический характер этой аварии и последующих событий коренным образом поменял представление о безопасности полетов в швейцарской и международной авиациях. Культура и управление безопасностью сделали большой шаг вперед.

В августе 2016-го в Альпах разбился истребитель швейцарских ВВС. Англоязычная Wikipedia пишет, что причиной катастрофы стало не соответствующее нормативам оборудование аэродрома воздушной базы в Майрингене, входящего в юрисдикцию «Скайгайд».

Сарик Андреасян)

  • Памятник жертвам катастрофы в Центре воздушной навигации Цюриха, местность Ванген, Дюбендорф
  • Экипаж судна был достаточно опытным. Командир - А. М. Гросс (пятидесяти двух лет)- налетал 12070 часов. Первым пилотом данного самолета стал в мае 2001 года, до этого выполнял обязанности второго пилота.

    В кабине кроме КВС находился также М. А. Иткулов, который работал в "Башкиравиа" уже восемнадцать лет. Он являлся вторым пилотом данного судна с апреля 2001 года.

    Штурманом был С. Г. Харлов, наверное, самый опытный член экипажа. В авиакомпании работал уже двадцать семь лет, налетав при этом почти 13000 часов.

    В кабине находился бортинженер О.И. Валеев, а также проверяющий - (пилот первого класса). Последний находился на месте второго пилота и наблюдал за действиями Гросса.

    В салоне самолета работали четыре бортпроводника. Самой опытной была Ольга Багина, которая провела в небе 11546 часов.

    Таким образом, авиакатастрофа над Боденским озером унесла жизни девяти членов экипажа.

    Пассажиры Ту-154

    На борту авиалайнера находилось шестьдесят человек. Все они погибли.

    Самой страшной новостью того дня стала авиакатастрофа над Боденским озером. Список погибших говорил громче всех СМИ, ведь пятьдесят два пассажира были детьми, жизнь которых только-только начиналась.

    Практически все летевшие были из столицы Башкирии - Уфы. Практически все погибшие ребята были детьми высокопоставленных лиц республики (например, дочь руководителя администрации президента Башкирии, дочь замминистра по культуре, сын директора Иглинского завода и другие).

    Список жертв авиакатастрофы над Боденским озером пополнила Екатерина Поспелова (1973 г. р.), которая была заместителем декана социально-гуманитарного факультета по воспитательной работе.

    Остальные пассажиры также принадлежали к элите Башкирии, например, Светлана Калоева, заместитель гендиректора комбината "Дарьял". Она летела вместе с двумя детьми на встречу с мужем, который работал в Испании.

    Авиакатастрофа над Боденским озером стала самой крупной для Башкирии. Траур в республике длился три дня.

    Boeing 757

    Данный самолет был выпущен в 1990 году и среди других судов своей авиакомпании был самым старым (налетал более 39000 часов).

    В 1996 году самолет купила грузовая компания и эксплуатировала для транспортировки документации и других материалов.

    В злополучный день за штурвалом сидел англичанин Пол Филлипс, сорока семи лет от роду. Он был довольно опытным пилотом. В компании работал тринадцать лет. В качестве командира воздушного судна - с 1991 года.

    Вторым пилотом был Брент Кантиони из Канады.

    Поскольку самолет был грузовым, на нем находились лишь два члена экипажа, жизнь которых и унесла авиакатастрофа над Боденским озером.

    События перед трагедией

    Пассажиры рейса 2937 летели из Москвы в Барселону. Для большей части детей эта поездка была поощрением за отличную учебу и внеучебную деятельность. Оплатил эти смертельные каникулы Комитет по делам ЮНЕСКО. Глава Комитета в этом полете потерял свою дочь.

    Надо сказать, что вокруг этого полета шумиха началась далеко до отлета из Уфы. Почти все высокопоставленные чиновники стремились получить место для своих детей в самолете, так что некоторым "простым гражданам" эта сила власти спасла жизнь. Например, журналистка Л. Сабитова и ее дочка шести лет должны были сесть в тот злополучный самолет. Директор турфирмы, которая организовала эту поездку, в качестве гонорара за статью обещал Сабитовой путевки в Испанию. Но в последний день все отменил, объяснив это давлением сверху. Места журналистки и ее ребенка заняли дети верхушки власти Башкирии.

    Рокового рейса могло бы и не быть, но группа башкирских школьников опоздала на свой понимая всю важность пассажиров, быстро организовала дополнительный. На него также было продано восемь билетов непосредственно в Москве.

    Летел плановым грузовым рейсом из Бахрейна в Брюссель. До столкновения он уже совершил промежуточную посадку в Бергамо. Авиакатастрофа (2002) над Боденским озером произошла через полчаса после их взлета с итальянской земли.

    Столкновение

    В момент столкновения оба самолета находились в воздушном пространстве Германии. Несмотря на это обстоятельство, движением в небе управляла швейцарская компания. В ту ночную смену на работе было только два диспетчера, один из которых покинул свое рабочее место незадолго до катастрофы.

    Поскольку Петер Нильсен находился на посту один и вынужден был следить за несколькими воздушными путями, он не сразу заметил, что два самолета двигаются навстречу друг другу в одном эшелоне.

    КВС ТУ-154 первым заметил объект в небе, двигающийся в их направлении. Он принял решение снижаться. Примерно в это же время на связь вышел Нильсен, который также дал указание на снижение. При этом он не сообщил необходимых сведений другому борту, находящемуся в опасной близости.

    На "Боинге" сработал сигнал "Опасное сближение" и дал команду на снижение. Параллельно на ТУ-154 этот же сигнал приказал набирать высоту. Пилот "Боинга" начал снижаться, пилот ТУ-154, действовавший по приказу диспетчера, - тоже.

    Нильсен также ввел в заблуждение экипаж дав неверные сведения о местоположении "Боинга". Самолеты столкнулись в 21:35:32 практически под прямым углом. В 21:37 обломки воздушных судов упали на землю в окрестностях Юберлингена.

    Авиакатастрофа (2002) над Боденским озером была видна с земли. Некоторые, увидев два огненных шара в небе, решили, что это НЛО.

    Расследование

    Выяснить причины трагедии взялась специальная комиссия. Ее создало Немецкое федеральное бюро, проводящее расследование авиакатастроф. Над Боденским озером столкнулись два самолета, все пассажиры погибли. Отчет данной комиссии был оглашен лишь через два года.

    Среди главных причин назвали неправильные действия (а скорее бездействия) диспетчера и ошибку экипажа ТУ-154, который игнорировал систему автоматического предупреждения опасных сближений, полностью подчиняясь Петеру Нильсену.

    Также были отмечены неправомерные действия компании "СкайГид", которая занималась управлением воздушным движением. Руководство не должно было позволять дежурить в ночное время лишь одному диспетчеру.

    В злополучную ночь в диспетчерской не работала телефонная связь, а также оборудование (радар), которое предупреждает о возможном сближении самолетов.

    Все эти факты были учтены комиссией, которая проводит расследование авиакатастроф.

    Столкновение над Боденским озером вызвало большой резонанс не только в обществе, но и во всей системе управления полетами. Поскольку, если бы экипаж ТУ-154 действовал по приказу системы предупреждения, трагедии бы не случилось. Однако в нормативных документах такая система была названа вспомогательной, то есть приоритетными были указания диспетчера. После случившегося было принято решение внести соответствующие изменения в руководство полетами.

    Убийство диспетчера

    1 июля 2002 года произошла авиакатастрофа над Боденским озером. Список погибших включал Светлану Калоеву и двух ее детей: Костю и Диану. Семья летела в Барселону, где находился их отец Виталий.

    Мужчина одним из первых прибыл на место трагедии и лично помогал найти останки своих любимых людей.

    В феврале 2004 Калоев был задержан по подозрению в убийстве Петера Нильсена, того самого диспетчера. Мужчина был смертельно ранен на пороге своего дома в Цюрихе. Виталий не признал свою вину, но подтвердил, что посещал Петера с целью получить извинения за то, что он совершил.

    Калоев был приговорен к заключению на восемь лет. В ноябре 2007 года мужчина был досрочно освобожден и депортирован в Россию.

    Суд

    Авиакатастрофа над Боденским озером, реконструкция которой доказала неправомерные действия диспетчера, послужила причиной громким судебных процессов.

    Так, компания "Башкирские авиалинии" подала иск в суд на "СкайГид", а потом и на Германию. Обвинения состояли в том, что ни та, ни другая сторона не проводила необходимых мер для обеспечения безопасности движения в воздушном пространстве.

    Суд постановил, что Германия несет ответственность за произошедшее, поскольку страна не имела права передавать УВД заграничной компании. Конфликт между страной и авиакомпанией был урегулирован лишь в 2013 году внесудебно.

    "СкайГид" был признан виновным в том, что произошла авиакатастрофа над Боденским озером. Список виновных состоял из четырех человек, один из которых обошелся лишь денежным штрафом.

    Память

    На месте падения самолетов был установлен памятник в виде разорванной жемчужной нити.

    В Цюрихе, откуда происходило управление самолетами, диспетчерская всегда украшена живыми цветами в память о погибших.

    Мемориал погибшим в авиакатастрофе над Боденским озером был установлен в Уфе, на кладбище, где покоятся их останки.