Снегоуборочная машина своими руками: достойная альтернатива заводским моделям. Опыт эксплуатации снегоплавильных установок Чертежи снегоплавильных установок

На крышах с достаточной несущей способностью могут применяться все стандартные снеготаялки на сетевой воде и электропитании.

Специально для крыш с ограниченной несущей способностью разработаны и . Их отличие друг от друга - в источнике тепла. На других территориях кровельные снеготаялки использовать тоже можно, но следует учитывать, что из-за небольших размеров водяных контуров они чувствительны к наличию в снежной массе мусора.

ОСА-7.01

Снегоплавильные установки ОСА-7.01 работают на сетевой воде. Если на кровле есть возможность подключиться к теплу, снеготаялка на воде из теплосети - наиболее оптимальный выбор. Между ИТП и агрегатом целесообразно использовать промежуточный контур с антифризом.


Рис. 4. Схема работы ОСА-6.10

Особенности эксплуатации

Перед началом работы необходимо заполнить снегоплавильный бункер холодной водой.

Все снегоплавилки ОСА оснащены мехническими фильтрами для предотвращения попадания в канализацию плавающего мусора. Твердый же осадок, содержащийся в снежной массе, практически, полностью задерживается в снегоплавильном бункере благодаря собственным конструктивным решениям нашего КБ.

Очистка снегоплавильного бункера производится по мере накопления твердого осадка. Для этого необходимо остановить насосы, отключить электропитание, слить талую воду в канализацию. Удаление твердого осадка производится вручную.

Частота очистки кровельной снеготаялки зависит от степени загрязненности снега и соответствия производительности установки величине обслуживаемой территории.

При работе необходимо следить за состоянием фильтра циркуляционного насоса. О необходимости его очистки можно судить по снижению напора в контуре орошения - струи воды становятся слабыми. Для очистки фильтра насоса необходимо его остановить, отключить электропитание, извлечь насос из воды, удалить накопившиеся отложения.

Уход за насосами необходимо производить в соответствии с руководством по их эксплуатации - своевременно проверять уровень масла и при необходимости - доливать.

Рано или поздно в каждый двор приходит зима, а делая поправку на наш суровый российский климат, это часто приносит с собой обильные снеговые осадки.

В связи с этим многие хозяева все чаще задумываются над тем, как самому сделать снегоуборочную машину, что для этого нужно.

Несмотря на то, что в продаже имеются готовые модели таких агрегатов, их стоимость часто отпугивает людей, а вот проблема уборки снегового покрова остается. Именно поэтому наверняка многим будет интересно рассмотреть вопрос, что из себя представляет снегоуборочная машина своими руками и что нужно для ее создания.

С чего начать?


Прежде всего, следует определиться с тем, какой агрегат нужен хозяину – работающий на бензине или электричестве? Здесь нужно принимать во внимание объем выполняемой работы, поскольку если речь идет о том чтобы убрать снеговой покров с пешеходных дорожек и расчистить площадку к гаражу, то рациональнее сделать электрическую модель. А вот если хозяину предстоит убирать большую площадь, то лучше всего подойдет бензиновый агрегат.

Определившись с типом двигателя, следующим этапом идет выбор основы для будущего снегоуборщика – будет ли эта модель изготовлена с нуля или же за основу можно будет взять мотоблок.

Во втором случае задача значительно облегчается, поскольку для превращения такого агрегата в снегоуборщик чаще всего достаточно просто самостоятельно сконструировать навесное переднее оборудование в виде ковша и шнека, который будет вращать лопасти, посаженные на ротор, и отбрасывать снег в сторону. Единственное, здесь нужно будет передать вращательное движения вала отбора мощности на самодельный ротор, однако для грамотного хозяина не составит труда выполнить такой узел.

Если конструировать снегоуборочную машину с нуля

Важно знать, что на любой снегоуборщик всегда возлагается очень высокая нагрузка, а поэтому к его конструированию следует подойти очень ответственно. Вначале следует расчертить на бумаге или с помощью электронных программ проект, на котором отразить размеры устройства, его конструкцию, основные узлы и детали, механизмы и передачу вращательного движения, колесную базу, ручки и систему подачи топлива. Чаще всего самоделкины предпочитают изготавливать аппарат, который можно передвигать самостоятельно, что делает их намного более мобильными в сравнении с самоходными.

К числу основных технических улов агрегата следует отнести:

  • двигатель;
  • несущую раму;
  • рукоятки управления;
  • трубу для выброса снега;
  • топливный бак;
  • снегозахватывающий ковш.


Хорошая снегоуборочная машина своими руками, чертежи которой можно найти в сети в очень большом количестве, будет работать хорошо и справно только при аккуратном выполнении. Помимо этого все узлы следует собирать очень внимательно, для чего рекомендуется тщательно все тщательно просчитывать. К счастью сегодня на рынке можно приобрести все необходимые комплектующие, после чего собрать агрегат уже остается делом техники.

Поэтапный процесс изготовления бензинового снегоуборщика своими руками:

  1. Изготовление рамы. Для этих целей хорошо подойдет металлический уголок или профильная труба, которая вырезается и сваривается в соответствии с техническими нуждами. Здесь же нужно не забыть прикрепить стальные уголки, которые будут служить надежной опорой бензиновому двигателю. После прикрепляют рукояти управления, подобрав для этого варианты, которые будут наиболее удобными для захвата снегоуборщика.
  2. Двигатель. Его лучше всего взять с простого топливного мотоблока или газонокосилки, после чего крепко установить на раму. Чтобы облегчить процесс лучше сделать запуск мотора ручным, поскольку установка генератора и аккумулятора в значительной степени увеличивают вес машины.
  3. Конструирование вращающегося шнека и заборного ковша. Систему забора снега лучше всего сварить из подходящих кусков стального листа, предварительно разрезав его на нужные размеры по высоте и длине. В качестве вращающегося шнека хорошо подойдет транспортерная лент, а для выброса снега на нужно расстояние проще всего прикрепить стальную трубу широкого диаметра и подходящей длины. К нижней части ковша рекомендуется прикрепить ленту из гибкого пластика, которая будет легко скользить по нижнему слою снегового покрова.

Важные моменты при создании аппарата бензинового типа

Чтобы продлить срок службы ковша и шнековых механизмов рекомендуется добавить к ним предохранительные болты и втулки. Очень важно также защитить двигатель по попадания на него снеговых выбросов, камней и грязи, что позволит избежать риска заклинивания мотора и выхода его из строя. Двигатель следует крепить таким образом, чтобы была возможность легко осмотреть его для технического обслуживания. Бензобак следует располагать по возможности сверху, причем его объем не рекомендуется делать больше, чем на 2,5 литра. Так что, принимая во внимание все эти полезные советы, сделать снегоуборочную машину своими руками под силу каждому, кто хорошо может обращаться со слесарным инструментом. Перед тем, как приступить к работе следует убедиться в том, что у человек есть весь необходимый инструмент и материалы, чтобы не тратить потом время на докупку недостающих элементов.

Где можно посмотреть работу самодельного снегоуборщика?

Некоторые соотечественники все еще сомневаются в рациональности приобретения или создании такого устройства, как снегоуборщик. Однако на самом деле такой агрегат способен значительно сэкономить время и силы каждому хозяину. Снегоуборочная машина своими руками, видео о работе которой может наилучшим образом убедиться рациональности ее создания, позволяет справляться даже с самыми сильными снеговыми заносами. При создании такого самодельного агрегата вовсе не обязательно закупать все элементы, узлы и механизмы, поскольку при внимательном отношении многие из них можно изготовить из подручных материалов.

Подводя итоги всему вышеизложенному можно с уверенностью сказать о том, что на самом деле ничего слишком сложного в конструкции снегоуборщика нет. Самое главное это внимательно ознакомиться с его основными узлами, после чего грамотно запроектировать все необходимое. Обязательно следует принимать во внимание полезные советы и рекомендации тех людей, кто уже реально создал для себя такого незаменимого в зимний период времени помощника. Так что каждый, кто хочет сэкономить время и силу может запроектировать и сконструировать хороший и надежный снегоуборщик.

Снежная пора – любимое время детворы: катание на лыжах и саночках, веселые игры в снежки и строительство ледяных замков… Но владельцев загородных домов обилие снега не очень радует, ведь приходится вновь браться за лопату и расчищать территорию. Хорошо, когда есть возможность приобрести снегоуборочную машину и превратить сезонную повинность в приятную работу. Но если нет лишних денег на покупку полезного «помощника», всегда можно сделать снегоуборщик своими руками из материалов, которые давно пылятся без дела в углу мастерской или сарая.

Предлагаем сначала рассмотреть вариант, как сделать снегоуборщик своими руками на основе старого двигателя от мотоблока. Для этого необходимо подготовить:

  • Листовое (кровельное) железо для сборки корпуса шнека;
  • Cтальной уголок 50х50 мм для рамы конструкции;
  • Фанера толщиной 10 мм для боковых деталей;
  • Полудюймовая труба для обустройства ручки машины.

Планируя обустроить самодельный снегоуборщик двигателем с воздушным охлаждением, необходимо обязательно предусмотреть дополнительную защиту отверстия воздухозаборника от выбрасываемых в процессе работы мелких частиц снега.

Мощность двигателя этого устройства составляет 6,5 л.с. Ее вполне достаточно для уборки свежего снега с приусадебной территории

Благодаря ширине захвата машины в 50 см удобно будет передвигать конструкцию и расчищать извилистые дорожки на участке. Машина имеет компактные габариты, ее ширина не превышает 65 см. Это позволяет в любой момент за ненадобностью прятать снегоуборщик в сарай, он легко проходит через обычный дверной проем.

Для изготовления вала шнека можно использовать ¾ дюймовую трубу. В трубе делают сквозной пропил, необходимый для фиксирования металлической лопатки размерами 120х270 мм. В процессе работы захватываемая снежная масса из транспортной ленты шнеком будет передвигаться к лопатке. Эта лопатка, в свою очередь, под действием вращения вала будет откидывать снег в стороны.

Раму снегоуборщика можно сварить из стальных уголков 50х50 мм, а ближе к краям конструкции в трубе к поперечным уголкам остается только приварить по два уголка с каждой стороны, размеры которых 25х25 мм

К этим уголкам в дальнейшем и будет крепиться платформа двигателя. Скрепить поперечные уголки с продольными и зафиксировать на них рукоятки управления можно с помощью болтов (М8).

Труба шнека оборудуется металлической лопаткой и четырьмя резиновыми кольцами d=28 см, материалом для изготовления которых может послужить боковина автопокрышки или 1,5-метровая транспортная лента толщиной 1,5 мм.

Вырезать кольца из резиновой основы можно с помощью простого приспособления: в дощечку забить два шурупа, а затем эту конструкцию плотно закрепить на ленте и провернуть по кругу. Значительно упростить процедуру вырезания можно, используя электролобзик

Поскольку шнек снегоуборной машины будет вращаться в самоцентрируемых подшипниках 205, их необходимо разместить на трубе. Для того чтобы самому сделать снегоуборщик можно использовать любые подшипники, главное – они должны быть закрытого исполнения. В роли защитного кожуха для подшипников может выступить опора от кардана старых моделей Жигулей.

Совет. Чтобы конструкция хорошо входила в подшипники, в ней нужно сделать пару пропилов и слегка обстучать. Такие манипуляции позволяют немного уменьшить диаметр вала.

Для страховки самодельного шнека от попадания льда желательно предусмотреть страховочный штифт. Помимо прямого назначения – срезания при заклинивании шнека, он будет служить в качестве ременного предохранителя (если обустроить систему ременной передачи). Привод шнека можно осуществить и цепью. Частота его вращения на холостом ходу выходит около 800 об/мин. Все необходимые комплектующие снегоуборочной машины можно приобрести в любом специализированном магазине.

Для отброса снега хорошо подходит отрезок пластиковой канализационной трубы d=160 мм. Он фиксируется на трубе такого же диаметра, размещенной на самом корпусе шнека

Продолжением этого отрезка трубы будет выступать желоб для выброса снега, диаметр которого должен быть больше, нежели ширина металлической лопатки шнека.

Сборка конструкции

Перед сборкой конструкции необходимо обратить внимание на то, что размеры корпуса машины должны на пару сантиметров превышать габариты самого шнека. Это позволит предупредить задевание механизмом стенок корпуса в процессе работы.

Поскольку двигатель снегоуборщика в бесснежные периоды можно применять и для других целей, в конструкции агрегата желательно предусмотреть быстросъемную удобную платформу, благодаря которой двигатель в любой момент можно снять без задействования каких-либо инструментов.

Весомым преимуществом такого конструктивного решения является простота очистки корпуса и движимых частей машины от утрамбовавшегося снега. Да и убирать такой снегоуборщик на хранение намного проще: достаточно снять двигатель и машина станет в два раза легче.

Основой для лыж выступают деревянные брусья, которые дополнительно оборудуются пластиковыми накладками. Изготовить такие накладки можно из короба от электропроводки

Снегоуборщик готов к эксплуатации. Осталось только покрасить самодельное устройство и приступать к работе по расчистке снега.

Конструкция #2 – роторный снегоочиститель «Вьюга»

Этот довольно простой по конструкции аппарат можно сделать в любой мастерской, оборудованной токарным станком и сварочным аппаратом. Сконструированный пензенскими умельцами снегосборщик хорошо себя показал даже в довольно тяжелых условиях снеговых заметов.

Основу конструкции устройства составляют: двигатель с вмонтированным глушителем, бензобак и трос для управления дроссельной заслонкой.

Все составляющие устройства можно приобрести в магазине или взять с того же мотовелосипеда

Для начала необходимо изготовить ротор на токарном станке на основе соответствующей заготовки из детали электродвигателя. Внешне он похож на стальной диск d=290 мм и толщиной 2 мм. Диск, соединяясь с помощью болтов со ступицей, образует конструкцию, к которой уже крепятся методом сварки 5 лопастей. Для повышения эффективности работы механизма лопатки дополнительно с обратной стороны усиливаются ребрами жесткости.

Система охлаждения мотора работает по принципу вентилятора, лопасти которого изготавливаются из дюралалюминия и фиксируются на шкиве для запуска мотора

Защищает вентилятор паяный кожух, размещенный на крышке картера. Для повышения качества охлаждения головку цилиндра размещают под углом в 90 градусов.

На корпус ротора сажается вал на попарно размещенных четырех шарикоподшипниках. Он фиксируется к корпусу при помощи стального прижимного кольца и болтов. Сам корпус ротора прижимается к раме с помощью специальной скобы, которая частично захватывает и прижимное кольцо.

Схемы сборки основных элементов снегоуборочной машины «Вьюга»

Съемными элементами машины являются алюминиевая стенка корпуса ротора и размещенные вдоль рамы скребки.

Значимым преимуществом самодельной снегоуборочной машины является возможность путем смены скребков регулировать ширину захвата. На высоте и качественные характеристики агрегата. Вес конструкции не превышает и 18 кг, что дает возможность использовать его женщинам, а дальность отброса снега – около 8 метров.

В зимнее время часто улицы городов заваливает горами снега. Чтобы освободить проезжую часть и тротуары, используют снегоуборочные машины. Специальная служба убирает завалы. А что происходит с убранным снегом? Куда его увозят и как перерабатывают? Ответ на это можно найти в статье.

Необходимость приспособлений для таяния снега

Снегоплавильные установки необходимы для того, чтобы плавить большие массы снега за короткое время. Талая вода при этом сбрасывается в канализацию или дренажную систему непосредственно с места нахождения установки. Основное преимущество агрегата в том, что при уборке улиц можно не вывозить снег на специально подготовленные площадки. Это значительно удешевляет процесс очистки улиц и экономит много времени.

Современный рынок предлагает широкий ассортимент снегоплавильных установок, которые могут отличаться функциональностью, размером и принципом работы. Располагаться агрегаты могут в самых разных частях города: в торговых центрах, на игровых площадках, в парках, дворах и других местах. Экономия при использовании такого аппарата составляет порядка 60 %, в сравнении с традиционной утилизацией снега.

Принцип работы

Несмотря на большое разнообразие снегоплавильных установок, принцип работы у них один и тот же. Основан он на использовании энергии тепла, которая приводит к быстрому таянию снега. Конструкция состоит из нескольких отделений: бункера, генератора тепла, а также системы фильтрации. Основная часть установки располагается под землей.

На поверхности же находится сетчатая решетка для фильтрации высыпаемого снега. Это помогает избежать проникновения нежелательных предметов внутрь устройства. Бункер расположен глубже под землей. Основные функции осуществляются именно там - таяние снега и слив полученной воды в канализационную систему. Сам бункер разделен на два отделения, в одно поступают снежные массы, а в другом располагаются генераторы тепла, роль которых выполняют горелки, которые могут работать как на дизельном, так и на газовом топливе.

Еще один фильтр расположен под бункером как дополнительная защита от проникновения мусора в канализационную сеть. После того как снег растаял, второй механизм прогоняет талую воду через второй фильтр. После чего вода попадает в локальные водоочистные сооружения и проходит еще одну степень очистки, избавляясь от частиц песка и мелких примесей. Это помогает предотвратить засорение дренажных и канализационных систем.

Виды снегоплавильных установок: мобильные и стационарные

Установки делят:

  • По способу перемещения установки и загрузки снега — стационарные и мобильные.
  • По виду теплового источника — внешний и внутренний (собственный).
  • По интенсивности таяния снега — активный и пассивный.

Подавляющее большинство моделей снеготаялок работает по принципу плавления снега нагретой водой. Разница между такими устройствами лишь в том, посредством чего нагревается вода в бункере. Это может быть аппарат, работающий на электроэнергии, газе, дизеле, твердом топливе.

Снеготаялка может быть оборудована собственным генератором тепла (горелкой), а может использовать внешний. К последнему виду устройств можно отнести модели, плавящие снег при помощи паров из котельной, теплых сточных вод из канализации или отработанной воды с ТЭЦ. Такие модели довольно востребованы. Подобные аппараты, как правило, являются стационарными. Горелки мобильных снегоплавилок работают на электричестве, газе или дизеле.

Обслуживание и уход

Безотказность и эффективность работы машины напрямую зависят от качества ее обслуживания. Подавляющая часть работы обслуживающего персонала заключается в своевременной очистке приемника и бункера от нежелательного мусора и посторонних объектов. От своевременной проверки и профилактики неисправности зависит надежность работы любой машины.

При выборе модели для эксплуатации учитывают уровень загрязненности убираемого участка и характер дорожного покрытия, ведь важно подобрать аппарат с фильтром, дробилкой или же иной доступный вариант.

Снегоплавильная установка своими руками

Заводские снеготаялки обладают множеством плюсов, среди которых гарантия, возможность переработки больших объемов снега, а также большой ассортимент моделей, отличающихся по типу используемого топлива, мощности, возможности работы в ручном и автоматическом режимах и многое другое. Однако стоимость таких аппаратов высока, габариты огромны, а для правильной работы требуется специальный персонал. В связи с этим многие люди отдают предпочтение снегоплавильным установкам собственного производства. Такие аппараты пользуются большой популярностью у дачников и владельцев земельных участков.

Самый популярный вариант снеготаялки делается по следующему принципу:

  • Берут емкость около 100 л. Можно изготовить такую из нескольких листов нержавеющей стали.
  • На дне полученного бункера делают отверстия для установки труб для стока воды. В качестве труб подойдут обычные шланги.
  • В качестве горелки может быть использован генератор, при его отсутствии — теплая вода из дома. Однако для второго варианта потребуются дополнительные трубы для подключения системы отопления к установке.

Такая мини снегоплавильная установка не отличается хитростью и многофункциональностью, однако как нельзя лучше подойдет для небольших площадей и объемов снега.

Россия, как известно, страна северная, и зимы на большей части ее территории суровые и снежные. Последним фактором во многом и отличается российская зима от зимы, скажем, европейской.
Перефразируя известное выражение “Генералы всегда готовы к прошлой войне”, можно сказать, что большинство предприятий коммунальной сферы (и прочих, столкнувшихся с необходимостью утилизации снега) всегда готовы к прошлой зиме. Но зима для них всегда наступает неожиданно, принося с собой метели и снегопады. Что, в свою очередь, влечет регулярные дорожные проблемы.
По сохранившейся с советских времен практике снег на городских улицах не утилизируется. Он собирается и вывозится самосвалами на свалки за пределы города, что малоэффективно и совершенно неэкономично. Такая практика выливается в оплату большого количества часов работы людей и техники, тонн дизельного топлива, а кроме того, отнимает большое количество ресурсов коммунальных предприятий, вынужденных направлять грузовики на борьбу со снегом, а не на какие-то более экономически оправданные проекты. Также нужно отметить, что в некоторых случаях, особенно после сильных снегопадов, колонны груженных снегом самосвалов сами создают пробки, особенно на выездах из города.
Однако в наше время существует более рентабельное и удобное средство решения этой проблемы. Это снегоплавильная установка (она же – снеготаялка) или стационарный снегоплавильный пункт.
Снегоплавильные установки классифицируются:

  • по типу перемещения – на перемещаемые (мобильные) и стационарные. Перемещаемые установки в свою очередь подразделяются на перевозимые (прицепного и других типов) и самоходные;
  • по способу загрузки снежной массы – экскаватором или фронтальным погрузчиком, встроенным снегоподатчиком (самоходные), с самосвальной загрузкой (снегоплавильные заводы);
  • по типу используемого источника тепла – внешний (к примеру, горячая вода из общей системы ГВС) или собственный (дизельный двигатель, угольная топка);
  • по способу плавления снега – активный или пассивный.

В большинстве современных устройств поступающий в приемный бункер снег плавится нагретой водой. Вопрос лишь в том, как именно нагреть эту воду.

Источниками тепла для снегоплавилок могут являться:
Электрическая установка (вода нагревается от ТЭНов). Снеготаялка может быть оборудована собственной мини-электростанцией, к примеру, на дизельном топливе, или быть подключена к общей электросети;
Горелка, работающая на газовом, жидком или твердом топливе;
Горячая вода из системы общего водоснабжения;
Пар из котельной;
Обратная вода, поступающая с ТЭЦ;
Канализационные стоки.
При выборе снеготаялки в первую очередь нужно учесть, какой объем снежно-ледяной массы будет проходить через нее. Мобильные снегоплавилки, как правило, являются дизельными или электрическими. Установки на дизтопливе расходуют на плавление одного кубометра снега, в зависимости от мощности, 3-4 литра горючего в час. Электрические на тот же объем снега – в среднем 30 кВт/ч. И те, и другие целесообразно использовать для растапливания небольшого количества снега, при загрузке примерно 5-6 кубометров в час.
Если же необходимо утилизировать значительно большие объемы снега, стоит обратить внимание на стационарные снегоплавильные пункты (снегоплавильные заводы). Они работают, как правило, или от системы горячего водоснабжения, или от технической воды, сбрасываемой местной ТЭЦ, или… от систем канализации.
Именно последний вариант снегоплавильной машины является самым рентабельным с точки зрения экономики. Температура канализационных стоков даже зимой всегда стабильна, она составляет примерно +17 градусов Цельсия. Этого достаточно, чтобы плавить снег.
Таким образом, сточные воды представляют собой практически бесплатный источник тепловой энергии.

Общая схема и принцип работы.
Конструктивно снегоплавилка состоит из приемного отсека, снабженного дробилкой и сепаратором, плавильной камеры, нагревателя и двигателя (при необходимости) и коллектора, подключенного к общей системе канализации.
Приемный отсек стационарной снеготаялке необходим, так как в России в городах чистого снега не бывает. В приемном отсеке снег и лед проходят через дробильное устройство, раскалывающее крупные куски, и сепаратор, отделяющий мусор – опавшие листья, камни, ветки деревьев и прочие нерастапливаемые элементы. Отметим, что в случае с мобильными снеготаялками роль дробилки и сепаратора, как правило, играет живая сила – рабочие, раскалывающие лед и отсортировывающие мусор.
В плавильной камере очищенный снег смешивается с теплой водой, тает, и продукты таяния через коллектор сбрасываются в общую систему канализации. Нагреватель (при его наличии) может быть размещен как непосредственно в плавильной камере, так и вне ее. Также в снегоплавилке может присутствовать устройство-миксер, перемешивающее снежную массу для ускорения плавления.
Типовая компоновка снегоплавилки с собственным источником тепла:

Рисунок Сергея Журавского

А) Нагреватель помещен непосредственно в плавильной камере.

Рисунок Сергея Журавского

Б) Нагреватель вынесен за пределы плавильной камеры.

Обслуживание снегоплавильных установок.

Качество работы любой снегоплавильной машины прямо пропорционально “качеству” загружаемой в нее снежной массы. Практика показывает, что 95% всего техобслуживания любой снегоплавилки состоит в очистке приемника от различного мусора.
Собираемый на дорогах снег содержит грязь, щебень, опавшие листья, сломанные ветки – все, что может оказаться на городском тракте. Снегоплавильная машина, работающая на благо общественных трасс, нуждается в контроле оператора больше, чем машина, очищающая от снега крыши зданий или какую-либо закрытую территорию. При выборе снегоплавилки важно учесть, какова степень обычной загрязненности снега на будущем месте ее работы, чтобы определиться, требуется ли вам модель с дробилкой и сепаратором, или можно обойтись менее дорогой. Но в периодической очистке плавильной камеры нуждается любая снегоплавильная машина.
В среднем, при правильном подборе установки с учетом приблизительного уровня загрязненности снежно-ледяной массы на участке ее работы (на “грязном” участке должна работать машина с функцией сепарации) снегоплавильную камеру обычно требуется очищать раз в неделю. Стоит отметить, что одним из факторов, от которых зависит скорость очистки, является внутренняя конфигурация плавильной камеры. Кроме того, модели снегоплавилок, оснащенные миксером, сложнее в обслуживании.
Также периодическому осмотру и очистке при необходимости подвергается коллектор, через который сброс снеготаялки соединяется с канализацией. Некоторые модели снегоплавилок имеют выпускные фильтры, также способные засоряться.
Стационарные снегоплавильные заводы, работающие на сточных водах, имеют собственные уникальные системы очистки и, соответственно, график обслуживания.

Отечественные и зарубежные снегоплавильные установки.
В настоящее время на российском рынке снегоплавильные установки (СПУ) представлены в довольно широком диапазоне. В него входят отечественные марки – “ОСА”, “Горыныч”, СПУ производства ООО “Тотем” и зарубежные – продукция компаний “TRECAN”, “Snow Dragon” и некоторых других.
Приведем в качестве примера описание трех образцов мобильных СПУ отечественного и импортного производства. При расчете производительности условимся считать, что один кубометр загружаемого сырого, тающего снега весит примерно 400 кг. Итого 1 тонна снега имеет объем примерно 2,5 кубометра.

Дизельная СПУ Д-30 производства ООО “Горыныч”.
Данная снегоплавилка относится к классу мобильных несамоходных (перевозимых) установок. Способ транспортировки – платформа с крюковым погрузчиком. Тип машины – дизельная двухобъемная СПУ с загрузкой снежной массы автопогрузчиком.

Основные технические данные Д-30:

Снегоплавильная машина Д-30 является второй по возрастанию мощности установкой в ряду дизельных снегоплавилок российской марки “Горыныч”. Обладая сравнительно компактными для своего класса размерами, она, с учетом ее высокой производительности, хорошо подойдет для установки на территории крупного предприятия.

Виктор Крохин, представитель завода, Тверь:
“Мы приобрели снегоплавилку Д-30 для очистки внутренней территории предприятия – дорог, крыш цехов и административного здания. Для нас главное, чтобы дороги быстро чистились. Хочу отметить, что очень важно сразу правильно выбрать место установки машины, чтобы грузовики, подвозящие снег, не мешали другому транспорту – у нас, к примеру, автобусы ходят по территории. А так системой в целом вполне довольны. Для наших нужд ее производительности хватает”.

Снегоплавильная машина СПУ-5 “Тотем” от компании “ВТК-пром”.
Эта отечественная разработка также принадлежит к классу дизельных мобильных снегоплавилок. Установка производится на базе буксируемой платформы-прицепа, на котором в одном корпусе смонтированы агрегатный отсек с топливным баком и пультом управления, камера плавления снежно-ледяной массы и сектор сброса воды, подключаемый к системе канализации.

Основные технические данные СПУ-5 “Тотем”:

СПУ-5 “Тотем” при схожих с Д-30 габаритах более мобильна и, благодаря прицепной схеме, лучше приспособлена к частой смене дислокации. Но за это приходится платить вдвое меньшей мощностью. СПУ-5 хорошо подойдет как машина для оперативной снегоочистки в случае экстренной необходимости. Кстати, производитель предлагает также модификацию СПУ-5, работающую на газе.

Лидия Коробейникова, сотрудник предприятия ЖКХ, Воронеж:
“Если гора не идет к Магомету, то Магомет пойдет к горе. Нам требовалась снегоплавилка, которую можно легко перевезти с места на место. Подключил к канализации, растопил снег, прицепил машину к трактору и отбуксировал в другой район города. Снега у нас обычно выпадает не очень много, так что СПУ-5 вполне справляется. Главное – она неприхотлива в обслуживании”.

Снегоплавильная установка TRECAN 20-PD
Это дизельная буксируемая мобильная установка канадского производителя TRECAN, занимающегося выпуском снегоплавильного оборудования уже около полувека. Она выполнена по одноконтурной схеме, снабжена функцией “сухого” старта, то есть не требует обязательного заполнения бака плавления водой. Машина имеет бортовой компьютер, она способна самостоятельно отфильтровывать песок, щебень и прочие нерастапливаемые элементы. Они помещаются в специальный отсек и удаляются вручную после останова машины.

Основные технические данные TRECAN 20-PD:

Как видно из таблицы, TRECAN 20-PD – самая производительная и мощная из снегоплавилок, рассмотренных в нашем обзоре. Эта модель наиболее совершенна в техническом плане, что, конечно, не может не сказываться на ее цене. Тем не менее снегоплавильные машины TRECAN активно используются многими предприятиями в России, хотя некоторые пользователи отмечают, что в российских реалиях эта машина в обслуживании капризней отечественных аналогов.

Александр Алмазов, начальник складского комплекса, Сургут:
“У нас зимой снега знаете сколько выпадает? Горы. Сибирь все-таки. Специально решили купить “канадца”, с расчетом на то, что в Канаде условия схожи с нашими. Кроме того, нам было важно наличие сепаратора, так как в промзоне хватает технического мусора. Расчеты оправдались, территория от снега чистится оперативно, нареканий к машине нет. Хотя смотреть за ней, конечно, надо тщательно.”

Сравнительная характеристика СПУ:

Модель Д-30 СПУ-5 “Тотем” TRECAN 20-PD
Производительность, м3/час 30 15 41
Расход топлива, л/час 90 25 121
Габариты (Д*Ш*В), м 5,4*2,5*2 5,4*2,2*2,5 7*2,5*2,1
Объем камеры плавления, м3 4,5 1,5 8


Итог:
В нашем обзоре мы ознакомились с общими принципами работы снегоплавильных установок и рассмотрели три из них в качестве наглядного примера. Выбранные нами модели объединяет лишь то, что все они относятся к классу мобильных систем на дизельном топливе. Это несамоходные установки перемещаемого типа, имеющие, однако, собственный дизельный двигатель, работающий, естественно, на “зимнем” топливе. Все три установки отвечают современным экологическим требованиям. При этом нужно отметить, что установка канадского производителя, отличаясь технологическим совершенством, изначально все же предназначена для работы в более щадящих условиях, на чистых улицах канадских городов. Как показывает практика, несмотря на встроенный сепаратор, она все же требует предварительной очистки снежной массы от крупного мусора.